Научная статья на тему 'Субъект состояния взрослости'

Субъект состояния взрослости Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
343
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗРОСЛОСТЬ / СУБЪЕКТ / СУБЪЕКТ СОСТОЯНИЯ ВЗРОСЛОСТИ / СТРУКТУРА СОСТОЯНИЯ ВЗРОСЛОСТИ / МОДЕЛЬ СУБЪЕКТИВНОГО СОСТОЯНИЯ ВЗРОСЛОСТИ / ВЗАИМОСВЯЗИ СУБЪЕКТИВНОГО СОСТОЯНИЯ ВЗРОСЛОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Николаева Анастасия Юрьевна

В статье с позиций субъектного подхода анализируется место состояния взрослости в субъективном пространстве индивида, представлена модель субъективного состояния взрослости и его структура, включающая образы, переживания, отношения и символы взрослости. Модель разработана на основе авторской методики. Представлена взаимосвязь субъективного состояния взрослости c группой субъектных и личностных свойств: общим фоном настроения, положительной оценкой себя и своих поступков, согласованностью между поставленными и достигнутыми целями, целостностью, эго-состоя-ниями взрослого и родителя, самоценностью, активностью, интернальностью в области межличностных отношений, общей напряженностью психологических защит и конкретными защитами: отрицанием, проекцией, компенсацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Субъект состояния взрослости»

УДК: 159

Николаева Анастасия Юрьевна

старший преподаватель кафедры психологии и педагогики Новомосковского филиала университета Российской академии образования nastyaniknov@yandex.ru

Anastasia Yu. Nikolaeva

senior teacher of department of psychology and pedagogics of Novomoskovsk branch of university of the Russian Academy of Education nastyaniknov@yandex.ru

Субъект состояния The subject of

ВЗРОСЛОСТИ THE STATE OF ADULTHOOD

Аннотация. В статье с позиций субъектного подхода анализируется место состояния взрослости в субъективном пространстве индивида, представлена модель субъективного состояния взрослости и его структура, включающая образы, переживания, отношения и символы взрослости. Модель разработана на основе авторской методики. Представлена взаимосвязь субъективного состояния взрослости с группой субъектных и личностных свойств: общим фоном настроения, положительной оценкой себя и своих поступков, согласованностью между поставленными и достигнутыми целями, целостностью, эго-состояниями взрослого и родителя, самоценностью, активностью, интернальностью в области межличностных отношений, общей напряженностью психологических защит и конкретными защитами: отрицанием, проекцией, компенсацией.

Ключевые слова: взрослость, субъект, субъект состояния взрослости, структура состояния взрослости, модель субъективного состояния взрослости, взаимосвязи субъективного состояния взрослости.

Annotation. The article, from the standpoint of the subjective approach, examines the place of the state of adulthood in the subjective space of the individual, presents a model of the subjective state of maturity and its structure, including images, emotions, relations and symbols of adulthood. The model is developed on the basis of the author's methodology. Presents the relationship of the subjective state of maturity group c subjective and personal characteristics: General background mood, a positive evaluation of themselves and their actions, and the consistency between the set and achieved goals, integrity, ego-state adult and parent, value, activity, internality in the field of interpersonal relations, the overall intensity of psychological defenses and specific defenses: denial, projection, compensation.

Keywords: adulthood, the subject, the subject's state of maturity, the structure of the state of adulthood, model subjective state of adulthood, the relationship between subjective status of adulthood.

Актуальность конвергенции понятий взрослости и субъекта, создание проблемного поля взаимодействия этих понятий определена вызовами, которые бросает психологической науке бурно развивающаяся практика психологического сопровождения жизнедеятельности.

Психологическая взрослость рассматривается как место во временном и пространственном континууме, интерпретируется как субъективная оценка своего состояния. Приоритет субъективной оценки ясно прослеживается в позициях различных авторов. Взрослость, рассмотренная как состояние субъекта, включает в себя субъективный образ взрослости, субъективное переживание опыта собственной взрослости, включенность в отношения с другими взрослыми, символизацию социокультурных норм взрослости.

Субъект обладает возможностью как бытия в ситуации, так и возможностью познания себя в этой ситуации, самопознания. Способность самопознания дает материал для развития внутренних объектов. Внутренний объект в том случае присутствует, если субъект имеет возмож-

ность владения им, воздействия на него. Владение собственными эмоциями, внутренними образами родителей, имаго родителей, владение ситуацией дает возможность существования субъекта. Расширение границ владений создает перспективу владения собой, а там где есть владение, там «Я сам» становится объектом. Субъект подвигается, выделяет из себя внутренние объекты и делает это до тех пор, пока внутренний мир не будет обустроен, сконструирован достаточно удовлетворяющим субъекта образом для того, чтобы добраться до своей самости, являющейся, по мнению К.Г.Юнга, субъектом человечества, космическим субъектом, субъектом вселенским [3].

Взрослость должна связываться не столько с достижением определенного возраста или статуса в обществе, уровнем освоения семейных или профессиональных ролей, а со становлением субъектности человека: формированием

оценки себя и собственного поведения как поведения взрослого, самоощущением взрослости. Субъект взрослости, на наш взгляд, наиболее объемлющая характеристика, дающая возмож-

270

ность констатировать состояние взрослости, дать ему более объективную интерпретацию.

В.А. Татенко отмечает, что потребностно-мотива-ционная основа субъективной активности личности охватывает более или менее выраженную и осознанную интенцию к собственно человеческому способу индивидуальной жизни ..., побуждение актуализировать собственный потенциал, внутренние ресурсы сущностного самоопределения [2].

Субъект взрослости является структурным составляющим психического, для которого только социального пространства недостаточно, эта структура выходит из социального, как срединного в сопредельные пространства мира и самого себя. Через «внутренние объекты» реальность субъективная становится не менее значимой для отражения индивидом действительности, чем реальность объективная [1].

Таким образом, субъект взрослости - самодеятельный человек, самостоятельно определяющий и защищающий границы, ставящий цели, планирующий, контролирующий и осуществляющий жизнедеятельность, рефлексирующий и отвечающий за результат. Субъект взрослости - индивид, осуществляющий жизнедеятельность, мотивированную собственным эго. Субъект взрослости - носитель состояния взрослости. Основной характеристикой субъекта взрослости является уровень освоенности состояния взрослости.

Для исследования субъекта взрослости использовались методики: Тест индекс жизненной удовлетворенности (ИЖУ), адаптация Н.В. Паниной (Опросник общего психологического состояния человека), модифицированная автором методика Л. В. Алексеевой, М.А. Щукиной, О. В. Кудрявцевой, направленная на исследование субъект-ности человека; тест-опросник уровня субъективного контроля (УСК) Е.Ф.Бажина, AM. Эткин-да; Опросник Плутчика Келлермана Конте - Методика Индекс жизненного стиля (LifeStyl eInd ex, LSI); Тест Трансактный анализ Э. Берна (Тест ребенок, взрослый, родитель).

Субъективное состояние взрослости исследовалось с помощью авторской методики «Рельеф субъективного состояния взрослости». Методика направлена на изучение основных сторон субъективного состояния взрослости: образов взрослости, переживаний взрослости, отношений взрослости и символизаций взрослости.

В основном исследовании приняли участие 110 человек, бакалавры, магистры, обучающиеся очно и заочно, преподаватели и сотрудники Новомосковского филиала университета Российской Академии образования, сотрудники различных предприятий города и района. Возраст испытуемых от 20 до 60 лет.

Для выявления взаимосвязи состояния взрослости с субъектными характеристиками был проведен корреляционный анализ.

Полученные данные свидетельствуют о том, что образы, переживания, отношения и символы взрослости образуют устойчивую структуру. На

основе полученных данных была сконструирована модель состояния взрослости.

Рисунок 1 - Модель состояния субъективной взрослости

Структура субъективной взрослости представлена комплексом образов, переживаний, отношений и символов взрослости. В модели отражены тесные взаимосвязи, взаимопереходы между этими компонентами.

Образы взрослости появляются на ранних этапах онтогенеза и изменяются в течение жизни, в соответствии с внешними и внутренними условиями. Переживания и отношения взрослости имплицитно включаются в образ, обогащая его содержание, включая его в систему чувственных отношений. Символы взрослости могут представлять собой как бессознательные структуры, обозначающие субъективные смыслы, так и экзистенциальные ценности, которые могут как декларироваться, так и иметь жизненное значение.

Индекс состояния взрослости, как интегральный показатель состояния взрослости, тесно взаимосвязан с содержательными характеристиками субъекта взрослости. Наиболее тесные взаимосвязи, с высокой вероятностью (р< 0,01) обнаруживает индекс состояния взрослости c общим фоном настроения (г = 0,766), положительной оценкой себя и собственных поступков (г = 0,701), согласованностью между поставленными и достигнутыми целями (г = 0,554), целостностью (г = 0,530), не столь сильная, но такая же значимая взаимосвязь с эго-состояниями взрослого (г = 0,271), и родителя (г = 0,363), опосредованностью (г = 0,339), креативностью (г = 0,320), самоценностью (г = 0,276), активностью (г = 0,209), интернальностью в области м ежпичностных отношений (г = 0,268). Обнаружены также связи с защитными механизмами личности, в частности положительная взаимосвязь связь с отрицанием (г = 0,560), проекцией (г = 0,274), компенсацией (г = 0,346). Напряженность психологических защит имеет положительную взаимосвязь с индексом состояния взрослости (г = 0,257).

Состоянию взрослости конгруэнтны позитивный общий фон настроения, положительная оценка себя и собственных поступков, целостность, согласованность между поставленными и достигнутыми целями, опосредованное™ и креативность. Настораживает, что состояние взрослости значимо взаимосвязано с эго-состоянием роди-

271

тель. Взрослость родителя, родительская взрослость определяется скорее озабоченностью о детях, а не о самостоятельном проживании собственной жизни. Проблематичны и защитные механизмы состояния взрослости. Состояние взрослости защищено отрицанием в качестве ведущего защитного механизма. С помощью этого защитного механизма личность отрицает некоторые фрустрирующие, вызывающие тревогу обстоятельства, либо внутренние импульсы, либо части самой себя.

Гипотетически можно предположить доминирование этого защитного механизма в качестве атрибута коллективного сознания. Повышенная внушаемость и доверчивость связана с действие механизма отрицания, с помощью которого у социального окружения отрицаются нежелательные, внутренне неприемлемые черты, свой-

Литература:

1. Васильева Н.Л. Психо анализ: суть психологической работы // Медицинская психология в России : электрон. науч. журн. 2012. № 5 (16). URL: http://medpsy.ru

2. Tamенко В.А. Психология в субъектном измерении : Монография. К. Видавничий центр «Просвита», 1996. 404 с.

3. Bishop P. (Ed.) (1999) Jung in ContextLondon: Routledge.

ства или негативные чувства к субъекту переживания. Отрицание реализуется при конфликтах любого рода, характеризуется внешне отчетливым искажением восприятия действительности.

Высокая корреляция между показателями выявленного нами состояния взрослости и субъектными свойствами свидетельствует об их взаимовлиянии. Одновременно она означает правомерность их объединения и рассмотрения в качестве выражения единого целого - субъекта состояния взрослости.

Таким образом, субъект взрослости в качестве ведущего психологического образования содержит состояние взрослости, включающее образы, переживания, отношения и символы взрослости, существующее во взаимосвязи с субъектными свойствами и психологическими защитами..

Literature:

1. Vasilyeva N.L. Psychoanalysis: the essence of psychological work // Medical psychology in Russia: the electron. scientific. Zh. 2012. № 5 (16). URL: http://medpsy.ru

2. Tatenko V.A. Psychology in the subject dimension : Monograph. K. Vidavnichy center «Enlightenment», 1996. 404 p.

3. Bishop P. (Ed.) (1999) Jung in ContextLondon: Routledge.

272

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.