Научная статья на тему 'Студент в дискурсе неформального общения'

Студент в дискурсе неформального общения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколова О. Е.

В статье представлен опыт работы студенческого литературно-художественного Пушкинского клуба Саратовского института Российского торгово-экономического университета. На примере конкретного гуманитарного сообщества рассматриваются возможности интеграции экономического и гуманитарного знания в инновационной форме внеучебной и научной деятельности, духовного воспитания на этой основе интеллектуальной и достойной личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Students in Informal Communication

The article describes experience gained by Pushkin Literature and Fine Arts Club of students of Saratov Institute (Russian Trade and Economy University). This community is analysed as an example of integration of economic and humanitarian knowledge through innovations in reaserch and extra-curriculum activities.

Текст научной работы на тему «Студент в дискурсе неформального общения»

111!111Й1И1!Ш № 4,

щего должно быть многообразным, адекватным культурному и этническому многообразию человечества. В этих условиях возрастает роль интеркультурного многоязычного образовательного пространства как особой социальной практики, как всеобщей культурно-исторической формы развития сущностных сил человека и технологий его реформирования.

События последних десятилетий являются убедительным подтверждением известного положения, что всякая система образования составляет часть общества и делит вместе с ним все его проблемы. Мы приходим к выводу, что в понимании образования происходит поворот от толкования его как «воздействия» к «взаимодействию», со-бытию. Изучая иностранный язык и иноязычную культуру, обучающиеся получают возможность не только сформировать адекватное восприятие иноязычия, но и расширить свое социокультурное пространство и культурно самоопределиться — прийти к осознанию себя в качестве культурно-исторических субъектов в спектре культур страны как родного, так и изучаемого языков. В условиях глобализации, теснейшего переплетения информационных потоков, иноязычие имеет большой лич-

ностно-развивающий потенциал и с этой точки зрения превращается в перспективный формирующий фактор в едином общеобразовательном пространстве. Но самое главное заключение из сказанного сводится к пониманию современной цели обучения иным языкам и культурам как интегративного целого, имеющего «выход» на личность обучающегося, на его готовность, способности и личностные качества, позволяющие осуществлять коммуникацию в условиях социального взаимодействия с представителями иных лингвоэтносоциумов и их культурой, иным образом мира.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках: Опыт философского анализа // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 293.

2 См.: Библер В. От наукоучения к логике культуры. М., 1991.

3 Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М., 1989. С. 231.

4 См.: Валитова P.P. Толерантность как этическая проблема: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 1997.

5 См.: Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979.

6 Делор Ж. Образование: необходимая утопия // Педагогика. 1998. № 5. С. 6.

Поступила 18.03.04.

СТУДЕНТ В ДИСКУРСЕ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

О.Е. Соколова, докторант кафедры социальной антропологии и социальной работыг Саратовского государственного технического

университета, доцент

В статье представлен опыт работы студенческого литературно-художественного Пушкинского клуба Саратовского института Российского торгово-экономического университета. На примере конкретного гуманитарного сообщества рассматриваются возможности интеграции экономического и гуманитарного знания в инновационной форме внеучебной и научной деятельности, духовного воспитания на этой основе интеллектуальной и достойной личности.

The article describes experience gained by Pushkin Literature and Fine Arts Club of students of Saratov Institute (Russian Trade and Economy University). This community is analysed as an example of integration of economic and humanitarian knowledge through innovations in reaserch and extra-curriculum activities.

Современное российское образова- и задачами отечественных и глобальных ние, переживая процесс реформирования, преобразований.

стремится по-новому обозначить многие Как один из основополагающих прин-компоненты своей системы, обеспечить ципов государственной политики в отно-их взаимодействие, соотнести с целями шении образования декларируется его

© О.Е. Соколова, 2004 83

гуманистический характер. Он включает в себя приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. С позиций гуманитарной парадигмы в системе образования осуществляются изменения в соотношении инженерно-технических и социально-коммуникативных профессий; в организации учебно-воспитательной работы учебные заведения переходят на позиции «педагогики сотрудничества»; существенно меняется гуманитарная составляющая учебных дисциплин, претерпевает изменение цикл вузовских обществоведческих дисциплин. В последнем случае высшие учебные заведения на правах автономии составляют разнообразные наборы дисциплин, определяют их статус, объем, предметное содержание1. Заметим, что в негуманитарных вузах еще сильно влияние «техницизма» и «экономизма», довольно часто проявляется стремление ограничиться узкопрофессиональной подготовкой специалистов. Этой установке противостоит позиция, в рамках которой подчеркивается значение духовного воспитания, «...поскольку дух есть свободная и разумная воля человека, действенности и продуктивности его творческого воображения, духовно преобразующего внутренний и внешний мир человека... Быть в духе— значит быть хозяином жизни, способным к ответственному и свободному делу»2. Возможно, будет справедливо обозначить первую установку как ориентацию на «образование», а вторую — как ориентацию на «воспитание»3, характеризовать их как «западный» и «российский» варианты. Но принимать их надо, на наш взгляд, по принципу дополнительности, соединяя обучение и воспитание в целостном образовательном процессе в коммуникативном пространстве современного высшего учебного заведения.

Не менее значимой является тенденция обращения к проблемам глобализации. Исследователи отмечают, что сегодня ее процессы проникают в самые глубины социальных структур, превращая их в носителей новых смыслов. Это касается таких «локальных» ценностей, как традиции, обычаи, привычки, мест-

ные сообщества4. Для нас данный процесс интересен тем, что позволяет применить принцип сообщества к описанию конкретной образовательной и коммуникативной структуры студенческой жизнедеятельности.

Обратим внимание на то, что идея человеческого сообщества сегодня выдвигается в качестве перспективного способа решения проблем современного существования. Термин «сообщество» часто употребляется со словами «организация», «бизнес», «поддержание порядка», «архитектура», «искусство», «средства массовой коммуникации», «социальная работа», «образование» для обеспечения определенной направленности социальной политики. Ориентация на работу в сообществе ныне отличает многие организации и проекты.

Термин «сообщество» практически используется для характеристики социальной политики, отвечающей современным тенденциям и установкам в обществе, и в частности следующим. 1. Опора на укоренившиеся идеи и ценности позволяет гибко формировать политику и предоставлять услуги населению в формах, максимально отвечающих общепринятым ценностям. 2. Тяга к понятию «сообщество» свидетельствует об общем кризисе современного государства. Люди выступают против вмешательства государства, его плановых и исполнительных органов в их жизнь, и в этом проявляется кризис легитимности. Организация деятельности на уровне сообщества видится как более приемлемая, более эффективная и менее обременительная. 3. Уровень сообщества отражает изменение характера общества в сторону «постсовременного» и «постиндустриального». В обществе усиливается влияние процессов фрагментации и диверсификации. Жизнь становится все более индивидуализированной и «приватизированной»: важнейшие стороны жизнедеятельности человека реализуются не в крупных политических и социальных организациях, а на более скрытом индивидуальном уровне или в малых группах.

Сообщество представляет собой промежуточное звено между макросисте-

111!111Й1И1!Ш № 4,

мой общества в целом и микросистемой семейной и личной поддержки. Для индивида оно является источником обогащения его жизни за счет дополнительных социальных контактов. Как социальная конструкция сообщество выполняет функцию упорядочения и осмысления чрезвычайно сложного и нередко причудливого комплекса социальных отношений. Иногда его определяют чисто психологически — как то, что, подобно семье, ощущается нами в качестве неотъемлемой части нашего существования. Сообщество является одним из способов создания социального порядка из сложного переплетения человеческих жизней, стремления людей наполнить свое существование субъективным смыслом5.

Основополагающая установка гуманистического сообщества такова: люди (если они хотят выжить) объективно должны стремиться, несмотря ни на какие преграды, создавать дружественную среду обитания как в локальном, так и в планетарном масштабах6.

Каковы пути реализации представленных выше положений применительно к системе образования? Имеются ли возможности их конкретного осуществления в пространстве современного высшего учебного заведения? Каковы ресурсы реализации возникающих возможностей?

По нашему мнению, такими ресурсами и сегодня остаются возможности интеграции в учебной и воспитательной деятельности технического, естественно-научного, управленческого, экономического и гуманитарного знания, духовное воспитание на этой основе интеллектуальной и достойной личности. Этическим основанием успеха в такой деятельности является, как бы пафосно это ни звучало, все богатство человеческой нравственности. Особо выделим «атмосферу, соединяющую в себе дар, долг и свободу», «состояние духа, где смешивают ощущения. собственных прав и другие, более чистые чувства: милосердия, „социального служения“, солидарности», «радость отдавать публично; удовольствие тратить художественно и ве-

ликодушно; удовольствие принимать гостей и участвовать в личном и общественном празднике», «остро чувствовать самого себя, но чувствовать также и других, и социальную реальность.», «действовать с учетом самого себя, подгрупп и общества в целом. Эта мораль вечна. Мы соприкасаемся здесь с чем-то незыблемым, как скала»7. Таковы гуманистические правила дарения души, подлинного бытия человека и сообщества. Как передать этот бесценный дар?

В поисках ответа на поставленный вопрос обратимся к опыту работы, имеющемуся на кафедре гуманитарных дисциплин Саратовского института Российского государственного торгово-экономического университета (СИ РГТЭУ). Определенное (далеко не полное) описание этого опыта представлено в двух пуб-ликациях8.

Идея создания клубного сообщества была вызвана углублением сотрудничества со студентами, постепенно проявившейся недостаточностью формального общения, желанием студентов в образовании и обучении выйти за рамки учебных дисциплин и курсов, их тяготением к расширению именно гуманитарной эрудиции. Еще до четкого проявления этой тенденции кафедрой проводилась научная и воспитательная работа, составляющая дополнение профессионального коммерческого и экономического образования усиленным гуманитарным компонентом. В качестве примера можно сослаться на сотрудничество в проекте Саратовского государственного медицинского университета «Античный мир и мы». Студенты СИ РГТЭУ на протяжении нескольких лет ежегодно участвовали в замечательных по научному, эстетическому и воспитательному уровню конференциях медицинского вуза, активно общались с авторами и исполнителями проекта, получили доступ к публикации своих работ, представляющих коммерческую деятельность в контексте античной культуры9. Существовал и общеинститутский студенческий клуб, занимавшийся преимущественно художественной самодеятельностью, организацией массового молодежного досуга.

Однако постепенно появлялось ощущение недостаточности названных форм общения. Усиливалось понимание того, что духовное и душевное общение в дружеском кругу, основанное не только на общности профессиональных интересов, продолжающееся в течение всех студенческих лет, а также после окончания вуза, — это знак особых связей, составляющих нечто большее, чем просто студенческое общение.

Аргументами в пользу клубной формы организации послужили традиции мировой, российской, городской, в том числе и саратовской, культуры. Истоками — исторические сведения о средневековых студенческих корпорациях, студенческих клубах в зарубежных университетах Нового времени, профессиональных коммерческих собраниях в столичных и провинциальных городах России10.

Время создания клуба счастливо совпало с подготовкой к 200-летнему юбилею А.С. Пушкина. Учредители дали клубу имя поэта — студенческий литературно-художественный Пушкинский клуб СИ РГТЭУ, а в повседневном общении — просто Пушкинский клуб. Поэт и его творчество стали, можно сказать, главными героями клубных встреч, заседаний, вечеров. К участию были приглашены все студенты (по принципу демократизма), но время выделило приверженцев этой формы общения, причем не только среди студентов, но и в коллективе преподавателей. Таким образом первоначально дискуссионный вопрос о том, каким быть клубу — общедоступным или элитарным, — решился сам собой. Что касается состава студентов, то преимущество в нем имеют обычные девушки и юноши. Среди них выделяются те, кто имеет школьный опыт подобной деятельности, и те, кто «чувствует в себе какие-то стремления», но не решается их обнаружить, да и не знает, как правильно это сделать. Клубное сообщество предоставляет, и в этом его особая привлекательность, разные формы самореализации, выявления своих потенциальных возможностей и творческих интенций.

Анализ сущности клубной деятельности показывает специфичность клубного общения, своеобразие его содержания и стиля, значительную роль в формировании общеинститутского климата, в профессиональном и культурном просвещении, разумной и эстетичной организации досуга участников и «соучастников» клубной культуры.

При организации клуба цели и задачи определялись как тактически, так и стратегически:

1) привлечь внимание коллектива института к 200-летнему юбилею А.С. Пушкина;

2) собрать вокруг группы энтузиастов кафедры студентов, преподавателей, сотрудников института для приобщения к творческому наследию великого русского поэта, для чего организовывать встречи с интересными людьми (литераторами, музыкантами, актерами, художниками), конкурсы чтецов и музыкальных исполнителей;

3) способствовать гуманитарному образованию и воспитанию студентов, используя потенциал и специфику клубной формы общения.

Предполагалось, что руководство клубом будет осуществляться советом во главе с председателем (избранным членами клуба — студентами института); кураторство — организаторами, преподавателями кафедры. Положение о работе Пушкинского клуба должно утверждаться на заседании кафедры гуманитарных дисциплин СИ РГТЭУ (это было сделано 29.10.98). Желательно, чтобы ректорат СИ РГТЭУ оказывал материальную поддержку клубной деятельности, содействовал его инициативам, поощрял активных и творческих участников клуба, представленных советом.

Как конкретно осуществляется деятельность студенческого Пушкинского клуба? Приведем только некоторые факты. Заседания клуба проводятся ежемесячно (8—10 раз в году), первое заседание традиционно проходит 19 октября и посвящается Дню лицея и юношеским годам А.С. Пушкина. Темы дальнейших заседаний определяются планом. Они

могут быть непосредственно связаны с творчеством А.С. Пушкина («Пушкин и музыка», «Женские образы в поэзии Пушкина», «Пушкин-историк», «Весна, Любовь — душа поэта» и др.) или с важными и интересными проблемами литературы, музыки, изобразительного искусства, театра. На каждое заседание приглашаются гости — компетентные и уважаемые специалисты в различных сферах знания и творчества, например поэт

Н.Е. Палькин, писатель Ю.М. Никитин, сотрудник музея им. К.А. Федина

О.П. Семенова, доктор искусствоведения профессор Саратовской консерватории А.И. Демченко, специалист в области поэзии «серебряного века», доцент СГУ М.П. Белова и многие другие. Очень важно, что все «эксклюзивные» гости клуба — люди, «хорошо говорящие», способные представить студенческой аудитории образцы великолепной русской речи как в официальной части заседания, так и в неформальном общении за традиционным клубным чаепитием. Ритуал совместного чаепития таким образом дополняется еще конкретными примерами этикетного поведения. Девиз клуба — «Учиться хорошему везде и во всем!»

Приведем примеры особенно интерактивных воплощений замыслов клуба.

1. Вечер с характерным названием «Палитра национальных культур», который объединил в своем сценарии и реальном осуществлении студентов института разных национальностей, учащихся татарской гимназии и их ансамбля национального танца, представителей армянского культурно-просветительного общества и армянской общины Саратова. Все приглашенные активно участвовали в поэтическом конкурсе, концерте, импровизированных национальных сценах, даривших веселье, взаимопонимание, укреплявших содружество, призыв к которому прозвучал в самом начале вечера в «Слове о Пушкине».

2. Конкурсы девушек «Ужель, та самая Татьяна?», которые традиционно проводятся в Татьянин день и представляют первый праздник студенческих зимних каникул.

3. Самодеятельные концерты к праздникам 8 Марта и 9 Мая, которые готовятся совместно со студенческим клубом института.

4. Большие концерты музыкальных коллективов города («Волга-Бэнд», «Трио-соната», «Лель») и концертные программы ведущих артистов филармонии (В.И. Бакулиной, Л.А. Скопинцевой, A.A. Киреева) непосредственно в стенах института.

5. Посещение членами клуба театральных спектаклей, художественных выставок, общение с актерами и художниками.

6. Поездки в иные города.

7. Рассказы, «из дальних странствий возвратясь», об интересных путешествиях (например, доцента кафедры классической филологии СГМУ H.A. Деминой — в Грецию, студентов Д. Хорош-ко — в Турцию, С. Калединой — в Египет, доцента О.Е. Соколовой — по Волге, а также в центр старинной русской культуры и торговли Новгород Великий и др.).

Важно выделить еще одно направление работы Пушкинского клуба — издательскую деятельность. Она включает создание компьютерных вариантов афиш, анонсов, программ, благодарственных писем и поощрительных грамот, текстов викторин и сценариев. Ежегодно делается несколько фотовыпусков «Вестника Пушкинского клуба», который всегда соответствует «законам жанра» и отличается значительным информационным ресурсом, а также оригинальным оформлением. Но настоящим шедевром издательской работы можно назвать «Летопись Пушкинского клуба», которая ведется под редакцией преподавателя истории доцента Н.С. Сопьяниченко со времени основания клуба, т.е. уже более пяти лет, и составляет несколько довольно объемистых папок. В них тщательно собраны и систематизированы статьи и выступления участников клубных заседаний, фотографии и иллюстрации к определенным событиям, образцы издательской деятельности — словом, внушительная картина эволюции клубного сообщества. Участие студентов в этом

виде деятельности важно, на наш взгляд, еще и потому, что позволяет им овладеть многообразными практическими навыками: составлением, редактированием и дизайном текста, фотографированием, систематизацией документов, — что составляет весомую добавку к их теоретической подготовке по выбранной специальности.

Полное представление о видах практической деятельности участников клуба включает также коммуникативные умения (быть модератором, вести беседу, давать и брать интервью), оформительские (подготовить помещение для заседания, накрыть красиво стол к чаепитию) и хозяйственные (просчитать затраты, составить калькуляцию) навыки. Таким образом, через постепенное накопление навыков и умений, их концентрацию в поведении каждого отрабатывается модель практического менеджера.

Важнейший ракурс истории Пушкинского клуба составляет, без сомнения, осмысление своеобразия индивидуальных судеб участников сообщества. В процессе своего существования клуб как культурный и интеллектуальный центр стал вовлекать в свою орбиту не только студентов, но и преподавателей, а также сотрудников института, тяготеющих к расширению своей эрудиции, интересующихся этой стороной жизни студентов, да и просто желающих отдохнуть, пообщаться с гостями, выйти, хотя бы на время, из рутины повседневности в мир прекрасного и возвышенного. Постоянную основу клуба составляют студенты (25— 30 чел.), точнее студентки (гендерный аспект выражен в институте достаточно ярко). Треть из них входит в инициативное ядро, определяющее (во взаимодействии с кураторами) направление и стиль жизнедеятельности клуба. Аудитория несистематических участников, поддерживающих различные клубные акции, претерпевает количественные изменения, во многом зависит от темы и формы заседания.

Качественный анализ сообщества можно провести по трем группам участников.

1. Состав настоящего времени — молодежь (17—20 лет), студенты различ-

ных факультетов, однако с преобладанием факультета внешнеэкономической деятельности, что объясняется определенной «элитностью» названной специализации, а также наличием в ее программе предмета «культурология». Последнее обстоятельство значительно расширяет возможности духовного взаимодействия и взаимовлияния, способствует формированию устойчивого интереса к культуре прошлого и культуре современности, ориентирует на понимание значения культурного капитала для достижения жизненного успеха. Многие студенты руководствуются другими мотивами участия в клубе, смысл которых выражается ими в формулах повседневности: «для души», «для общения», «для культуры», однако суть таких ориентиров можно оценить, наверное, как свой путь накопления культурного капитала.

2. Выпускники института — молодежь (21—27 лет), бывшие участники клуба и продолжающие поддерживать с ним связи. Анализ их жизненных траекторий показывает в основном благополучие индивидуальных судеб, включающее профессиональную деятельность и определенное карьерное продвижение, устройство личной жизни и организацию семьи, сохранение прежнего стиля поведения и жизненных приоритетов, интереса к литературе и искусству. Особо следует выделить стремление не утрачивать связь с клубом, присутствие на вечерах, «забегание на огонек», оказание разных видов помощи, желание поделиться впечатлениями от поездок и пережитых событий, появившимися идеями в профессиональном и личностном совершенствовании. Показательны жизненные биографии, в которых студенческое увлечение гуманитарными науками и активное участие в работе клуба определили через несколько лет желание продолжить образование на стыке собственной профессии (менеджер, коммерсант, финансист) и гуманитарного знания (социология). Например, выпускник X. активно участвовал во многих программах клуба, увлекался туризмом, публиковал очерки о своих поездках, начал заниматься туристическим менеджментом, а затем вы-

брал направлением научной работы социологию туризма. Выпускница Е. прекрасно училась, увлекалась поэзией, сама писала стихи, работала бухгалтером, затем проявила интерес к научной работе и выбрала одно из направлений в экономической социологии. Выпускница К. с увлечением занималась историей изобразительного искусства, готовила замечательные рефераты и наглядные приложения по истории живописи, сегодня работает в арт-бизнесе.

3. Особый случай составляют бывшие студенты — активные участники клуба, которых мы потеряли. О них нельзя умолчать. Они — наша боль. Замечательные, талантливые ребята Николай К. и Анаит К., к глубокому сожалению и неуходящей печали, умерли от болезней еще на младших курсах. В архиве клуба остались тексты их работ — доклад об А.С. Пушкине, с которым выступал на заседании Коля, и доклад Анаит о песнях Великой Отечественной войны на конференции института. Они остались на фотографиях среди нас — в театре, на выставке, на заседании клуба. Сохранение памяти о безвременно ушедших тоже является важной воспитательной задачей клуба. Память призывает ценить жизнь, заботиться друг о друге, укреплять сообщество единомышленников.

28 февраля 2004 г. состоялась презентация клуба на саратовском радио. Студенты и преподаватель-куратор Н.С. Сопьяниченко с увлечением рассказывали о делах и событиях клубной жизни, делились своими мыслями о культуре, литературе, поэзии, читали стихи, в том числе собственные. Говорили также о роли клубного сообщества в своей жизни, о накоплении эрудиции и интеллектуальном совершенствовании, о радости общения и творчества в союзе друзей: «жизнь прозаична. Поэзия вносит в нее другие краски», «здесь можно выразить себя», «здесь люди, которые меня понимают», «Пушкинский клуб в моей жизни играет большую роль. Это точно». Мы привели только некоторые очень краткие фрагменты интервью «пушкинистов». Полный их текст заслуживает высокой оценки по содержательности,

эстетичности, искренности, общему интеллектуальному контексту. Таково выражение высокого результата общей работы и нравственного климата клубного сообщества.

В очередном (2003/2004) учебном году Пушкинский клуб завершил свою работу заключительным заседанием и большим концертом. В городском саду «Липки» 6 июня, в день рождения А.С. Пушкина, прошел праздник поэзии. Это был год пятилетнего юбилея клуба. Его бессменным куратором с 2001 г. является энергичная и талантливая женщина — Нина Сергеевна Сопьяниченко, щедро дарящая богатства своей души студенческой молодежи. Новый учебный год принесет новые планы, дела и события. Нет сомнений, что это будет продолжение пути единения освоения профессии и личностного совершенствования в сообществе друзей.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Нечаев В.Я., Добренькое В.И. Четыре волны в российской системе образования // Человек и современный мир. М., 2002. С. 408.

2 Жизненные силы русской культуры: пути возрождения в России начала XXI века. М., 2003. С. 192.

3 Там же. С. 195.

4 См.: Покровский Н.Е. «Племя младое» и... знакомое. Российская молодежь и глобализация // Социология и современная Россия. М., 2003. С. 153—156.

5 См.: Бутырин Г.Н. Благотворительность в человеческом сообществе // Человек и современный мир. М., 2002. С. 237—240.

6 Там же.

7 Мосс М. Очерк о даре // Общества. Обмен. Личность. М., 1996. С. 204—207.

8 См.: Соколова О.Е., Сопьяниченко Н.С. Студенческий Пушкинский клуб — юбилею поэта // Коммерческая деятельность и образование: опыт и проблемы. Саратов, 1999; Они же. Некоторые вопросы работы Пушкинского клуба в институте // Региональная торговля и подготовка коммерсантов: проблемы нового века. Саратов, 2001.

9 См.: Черникова О.А. Коммерция в Древнем Риме; Шустова Е.Б. Золото скифов — шедевры ювелиров античного Причерноморья; Барандее-ва О.В. Античная керамика: познавательное, эстетическое и товарное назначение // Античный мир и мы. Саратов, 1998. Вып. 5.

10 См.: Гиляровский В.В. Москва и москвичи. М., 2004. С. 246—263; Купеческая Москва: образы ушедшей русской буржуазии. Принстон, 1998; Семенов В.Н., Семенов Н.Н. Саратов купеческий. Саратов, 1995. С. 265—286.

Поступила 07.09.04.

89

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.