Научная статья на тему 'Студенческое научное общество как средство активизации ценностных ресурсов профессиональной подготовки будущих врачей'

Студенческое научное общество как средство активизации ценностных ресурсов профессиональной подготовки будущих врачей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА / STUDENTS' LEARNED SOCIETY / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ВЫСШЕЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО / PROFESSIONAL TRAINING / HIGHER MEDICAL EDUCATION / MEDICAL STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коровина Ирина Алексеевна, Заболотная Светлана Геннадьевна

В статье рассматривается значимость работы в студенческом научном обществе как средстве активизации ценностных ресурсов высшего медицинского образования. Особое внимание уделяется поэтапному привлечению будущих врачей к исследовательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коровина Ирина Алексеевна, Заболотная Светлана Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Students' Learned Society as the means for activization of valuable resources of professional training of future doctors

The importance of the students' work in the Learned Society as the means of activization of valuable resources of higher professional medical education is considered in this article. Special attention is paid to stage by stage involvement of future doctors in research activity.

Текст научной работы на тему «Студенческое научное общество как средство активизации ценностных ресурсов профессиональной подготовки будущих врачей»

Section 5. Pedagogy

Таблица 1. - Сравнительные характеристики традиционного и инновационного образовательных учреждений

Сравниваемые параметры педагогического процесса Традиционное образовательное учреждение Инновационное образовательное учреждение

Цель Передача знаний, умений и попутное воспитание Содействие самореализации и самоутверждению личности

Ориентация На потребности общества и производства На потребности и возможности личности

Принципы Идеологически трансформированы Научные, объективные

Содержание образования Разрозненные предметы со слабовыраженными межпредметными связями Гуманизированные и личностно-ориентированные культурные ценности

Ведущие методы и формы Информационно-репродуктивные Творческие, активные, индивидуально-дифференцированные

Роль преподавателя Источник и контроль знаний Консультант-помощник

Основные результаты Уровень обучения и социализации Уровень личностного, профессионального развития, самоактуализации и самореализации

Это неполное сравнение показывает, что осно- гуманизация, демократизация, индивидуализация вополагающими принципами деятельности иннова- и дифференциация, чего необходимо достичь в уч-ционного образовательного учреждения являются реждениях НПО и СПО Республики Южная Осетия.

Список литературы:

1. Давыденко Т. М. Рефлексивное управление школой: теория и практика. - Белгород, - 1995.

2. Решетников П. Е. Современные парадигмы образования. Традиции и инновации в образовании. - Белгород, - 2002.

3. Чередниченко Г. А. Молодежь России: Социальные ориентации и жизненные пути (опыт социологического исследования). - СПб.: Изд-во РХГИ, - 2004.

4. Новиков А. М. Профессиональное образование в России. - М.: Просвещение, - 1997.

5. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс. Книга 1: Общие основы. Процесс обучения. - М.: Владос, - 2000.

Korovina Irina Alekseevna, Orenburg State Medical Academy, Candidate of Pedagogic Sciences, the Chair of Foreign Languages E-mail: [email protected] Zabolotnaya Svetlana Gennadevna, Orenburg State Medical Academy, Candidate of Pedagogic Sciences, the Chair of Foreign Languages E-mail: [email protected]

Students’ Learned Society as the means for activization of valuable resources of professional training of future doctors

Abstract: The importance of the students’ work in the Learned Society as the means of activization of valuable resources of higher professional medical education is considered in this article. Special attention is paid to stage by stage involvement of future doctors in research activity.

Keywords: Students’ Learned Society, professional training, higher medical education, medical student.

106

Секция 5. Педагогика

Коровина Ирина Алексеевна, Оренбургская государственная медицинская академия, кандидат педагогических наук, кафедра иностранных языков

E-mail: [email protected]

Заболотная Светлана Геннадьевна, Оренбургская государственная медицинская академия, кандидат педагогических наук, кафедра иностранных языков

E-mail: [email protected]

Студенческое научное общество как средство активизации ценностных ресурсов профессиональной подготовки будущих врачей

Аннотация: В статье рассматривается значимость работы в студенческом научном обществе как средстве активизации ценностных ресурсов высшего медицинского образования. Особое внимание уделяется поэтапному привлечению будущих врачей к исследовательской деятельности.

Ключевые слова: студенческое научное общество, профессиональная подготовка, высшее медицинское образование, студент медицинского вуза.

Стремительное развитие медицинской науки и практики, и связанное с этим обновление знаний, обуславливают необходимость непрерывного профессионального совершенствования специалистов. Становится очевидным, что в современных условиях основные цели профессиональной подготовки будущих специалистов в области медицины заключаются в обеспечении высокого уровня их интеллектуально-личностного и духовного развития; создании условий для овладения методологией и навыками проведения научных исследований и формировании соответствующего стиля мышления. Достижению поставленных целей способствует, в том числе, и как можно более раннее привлечение студентов к исследовательской деятельности, объективно продиктованное необходимостью изменений в сфере медицинского образования, постоянной потребностью в повышении профессиональной и, как следствие, научно-исследовательской квалификации для того, чтобы соответствовать быстро изменяющимся условиям жизни [1, 140-143].

Включение студентов в перспективные исследования медицинского вуза происходит поэтапно и подразумевает участие студентов в учебно-исследовательской работе (УИРС), а затем и в научно-исследовательской работе (НИРС) в рамках деятельности студенческого научного общества (СНО). Участие студентов медицинского вуза в работе СНО способствует активизации ценностных ресурсов, которые мы рассматриваем как источник избирательного отношения будущих врачей к духовным и материальным

идеалам, связанным с социальным прогрессом и получившим свое выражение в поведении и профессиональной деятельности. Воплощение данного положения происходит посредством повышения мотивации к исследовательской работе путем овладения научным методом познания; более глубокого и творческого освоения учебного материала; расширения общего и профессионального кругозора и научной эрудиции; воспитания потребности перманентного совершенствования своих знаний и практических умений по оказанию качественной и эффективной медицинской помощи; формирования устойчивых навыков научно-исследовательской деятельности, поиска и выбора оптимального подхода к решению профессиональных задач.

Существенным фактором участия студентов в СНО является и возможность применения полученных знаний на практике. Основной вектор развития студенческой науки заключается во все возрастающем внедрении элементов научных исследований в образовательный процесс медицинского вуза, поскольку особой ценностью обладают знания, получаемые студентами в результате творческого научного поиска.

В связи с этим, активному овладению, необходимыми для успешной профессиональной деятельности, знаниями, умениями и навыками способствует, становящийся устойчиво доминирующим, познавательный и профессиональный интерес к исследовательской деятельности. Работа в СНО способствует формированию внутренней позиции студента, основанной на ценностных ориентациях, позитивному

107

Section 5. Pedagogy

отношению субъекта к миру своей будущей профессии и к самому себе как субъекту профессии [2, 63-65].

Деятельность СНО Оренбургской государственной медицинской академии (ОрГМА) носит многоаспектный характер: от изучения специальной профессионально ориентированной литературы и подготовки сообщений до непосредственного участия студентов в перспективных научных медико-биологических исследованиях. Таким образом, студенты первого и второго курсов привлекаются к участию в конкурсах рисунка к латинскому изречению, перевода студенческого гимна «Гаудеамус», лучшей эмблемы конференции СНО; научно-практических конференциях разного уровня; предметных олимпиадах; подготовке публикаций в научных студенческих сборниках; изучению научной медицинской литературы аутентичных зарубежных и отечественных источников; работе с медицинской терминологией (реферативная работа); написанию сочинений и эссе на английском и русском языках на профессионально-значимые темы: «Моя будущая профессия — врач», «Врачи и их пациенты». Студенты старших курсов получают возможность непосредственно участвовать в экспериментальных исследованиях, проводимых на клинических кафедрах под руководством ученых-медиков.

Эффективной формой активизации ценностных ресурсов студентов медицинского вуза становится их участие в факультетских и межвузовских конференциях СНО, позволяющих реализовать принципы диалогичности, преемственности, интеграции и профилизации. При проведении подобных конференций происходит выстраивание диалога между студентами разных лет обучения, преемственность в исследовательской работе. Этот вид деятельности оказывает положительное влияние на студентов первого курса, поскольку они получают возможность увидеть перспективу развития своего научного потенциала.

Действенным средством привлечения студентов к исследовательской деятельности становится участие в научных онлайн — конференциях, позволяющих транслировать аудио и видео материалы в режиме реального времени. Участие студентов в подобных конференциях по различным отраслям медицины (кардиохирургия, микробиология, травматология, стоматология и др.) способствует обеспечению связи теории с практикой, стимулируя познавательный и научный интерес участников за счет возможности работать с клиническим

демонстрационным материалом, содействуя формированию информационной компетентности и умению использовать ее в своей профессиональной деятельности. Особую актуальность для будущих специалистов в области медицины приобретает возможность участия в международных конференциях на иностранных языках.

Инструментом формирования специалиста нового типа высокого профессионального уровня, готового к инновационной деятельности — автономной вторичной языковой личности является иностранный язык [3, 29-33].

Цель обучения иностранному языку в ОрГМА — развитие межкультурной информационно-коммуникативной и самообразовательной компетенции специалиста-медика. Специалист медицинского профиля должен быть готов к эффективному профессиональному общению, научно-информационному обмену и осуществлению личностно-профессионального саморазвития с помощью иностранного языка. В настоящее время изучение иностранного языка рассматривается как значимый фактор, позволяющий современному специалисту лучше ориентироваться в профессии и окружающем мире, а вузам успешно реализовывать программы и проекты интернационализации и глобализации в сфере современной науки и образования. В связи с реализацией основных положений Болонского соглашения, именно академическая мобильность рассматривается как способ интернализации высшего профессионального образования и его интеграции в международное образовательное, научное и профессиональное пространство. Привлечение студентов к исследовательской работе находит свое отражение в непосредственном сближении медицинского образования и современных научных школ.

Интеграция в мировое образовательное и научное пространство открывает новые возможности не только для медицинского образования, но и для личности будущего специалиста в области медицины, поскольку в рамках реализации академической мобильности студент сталкивается с необходимостью решения жизненных, образовательных, исследовательских и профессиональных задач. Это способствует развитию у будущего специалиста в области медицины умений оценивать, выбирать и конструировать пути взаимодействия с окружающим миром; способности к самоактуализации и кросс-культурной коммуникации; навыков проектной деятельности в межкультурном аспекте.

108

Секция 5. Педагогика

Специфика академической мобильности в рамках медицинского образования и научно-исследовательского пространства подразумевает активное владение иностранным языком специальности, что соответствует требованиям ФГОС ВПО, которые, обязательным условием профессионального развития личности будущего специалиста в области медицины, определяют наличие умений иноязычного общения, развитие коммуникативной компетенции, способности и готовности работать с научной литературой, анализировать информацию, вести поиск и превращать прочитанное в средство для решения профессиональных задач.

Взаимодействие с зарубежными коллегами, участие студентов, интернов и ординаторов в зарубежных практиках и стажировках, выступление на международных конгрессах и симпозиумах, четко высветило следующую проблему: процессы интернационализации образования требуют реализации новых стандартов в области языкового образования, разработки соответствующих учебных программ, обоснования принципов, технологии проектирования содержания обучения иностранному языку с учетом не только отечественного, но и зарубежного опыта в данной области. В связи с этим, тема проектирования и реализации содержания обучения иностранному языку в высшей школе с учетом интернационализации образования является одной из актуальных проблематик современной отечественной педагогики высшей медицинской школы.

Участие в международных программах и проектах, в том числе и прохождение производственной практики, воспринимается как самим студентом, так и окружающими его людьми как личностно и профессионально значимые достижения, все это приводит к изменению культурного, общеобразовательного и профессионального уровней личности, оказывает влияние на его ценностные ориентации. В свою очередь, определенные ценностные

ориентации и направленность личности приводят человека к этому направлению деятельности, побуждают его принимать участие в данных мероприятиях и процессах.

Однако следует отметить, что в СНО приходят студенты, как правило, успешно занимающиеся по основным учебным дисциплинам и обладающие довольно высоким интеллектуальным уровнем. В отличие от УИРС (при 100 % охвате студентов), в кружках СНО (являющихся факультативными) занимаются студенты (значительно меньшая часть), проявляющие интерес к науке. Студенты, работающие в СНО, являются более инициативными, адаптированными к современным условиям обучения в вузе и жизни в целом, более реалистично представляют свое будущее.

Включение студентов в поэтапную, постепенно усложняющуюся исследовательскую деятельность в режиме УИРС — НИРС — СНО доказывает свою высокую эффективность, поскольку дает студентам возможность убедиться в правильности выбора профессии, познать мир будущей профессии, быстрее адаптироваться не только к учебной, но и к профессиональной деятельности.

Таким образом, участие студентов в перспективных научных исследованиях на кафедрах гуманитарного, медико-биологического и клинического циклов способствует приобретению навыков исследовательской работы, ориентации студентов на постоянное самообразование, формированию умения решать задачи исследовательского характера, развитию профессиональной самостоятельности, самосознания, познавательного интереса, творческой инициативы и социальной ответственности за здоровье людей.

Следовательно, работа в СНО представляет собой действенную форму профессионального воспитания будущего специалиста в области медицины, способствуя переводу студента из объекта в субъект деятельности.

Список литературы:

1. Бухарина Т. Л., Аверин В. А. Психолого-педагогические аспекты медицинского образования. - Екатеринбург: УРО РАН, - 2002.

2. Заболотная С. Г. Студенческое научное общество - аксиологический потенциал современного медицинского образования//Ученые записки Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И. П. Павлова. - 2013. - № 3.

3. Коровина И. А. Формирование профессиональной направленности студента-медика в самообразовательной деятельности//Академический журнал «Интеллект. Инновации. Инвестиции». - Оренбург: ОГИМ, - 2011. - № 4.

109

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.