Е. А. Ефименко (Бабкова)
СТУДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ КАК НАИБОЛЕЕ СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Работа представлена кафедрой педагогики и педагогических технологий Адыгейского государственного университета.
Научные руководители - доктор педагогических наук, профессор М. Р. Кудаев; кандидат педагогических наук Ф. Н. Апиш
В статье рассматриваются психологические особенности юношеского возраста, в том числе студенческие годы как наиболее благоприятный период формирования духовных эталонов (ценностей) и построения собственной модели духовных ценностей.
Ключевые слова: юность, юношеский возраст, выбор ценностей, духовные ценности будущего преподавателя, система «вечных вопросов», ценностно-смысловые структуры, усиление ценностного аспекта образования.
E. Efimenko (Babkova)
STUDENT AGE AS THE MOST FAVOURABLE PERIOD OF FORMING OF SPIRITUAL VALUES FOR FUTURE VOCATIONAL ACTIVITY
In the article the author scrutinizes the psychological peculiarities of the youth, including the student age, as the most favourable period to form the spiritual valuables and to construct the proper model of the spiritual standards.
Key words: the youth, the student age, the choice of the valuable, the spiritual valuables of the future teacher, the system of the eternal question, the valuable and sense structures, the intensification of the valuable aspect of the education.
В молодежной среде формирование и становление духовных ценностей студентов в рамках обучения в образовательном учреждении определяется многими факторами, среди которых мы выделим влияние доминантной малой группы, преподавателей учреждения и воздействие собственно образовательного процесса.
Для нашего исследования важно подчеркнуть, что духовные ценности служат важным фактором ценностного самоопределения студентов в процессе обучения. Подход в воспитательном процессе с позиций духовных ценностей означает отказ от навязывания определенных ценностных ориентаций, установок, убеждений какой-то определенной социальной силы, делается акцент на духовно-нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие личности, на основе освоения ею духовного,
культурного богатства, накопленного мировым сообществом. Духовные ценности будущего преподавателя, его взгляды, создание собственной иерархии духовных ценностей станут возможными, когда на всех этапах системы образования расширенное воспроизводство духовных приоритетов предстанет основой преподавания.
В исследовании мы придерживаемся лучших культурных традиций духовного наследия, где ценности, духовные ценности, понимаются как вечные эталоны поведения, ориентиры человеческого существования, проявляющиеся в процессе объект-субъектных и субъект-субъектных отношений в качестве смысла жизни. Развитие духовных ценностей способствует личностному росту, обогащению духовных интересов, раскрытию творчества и проявлению наиболее важных человеческих качеств.
Студенческий возраст как наиболее сензитивный период формирования духовных ценностей...
Для будущего преподавателя выбор особенно значим потому, что в процессе выбора ценностей формируется его педагогическая позиция, педагогическая культура, педагогическое мышление. Выбор ценности или антиценности в педагогической деятельности, которая представляет собой субъект-субъектные отношения, является, в некотором смысле, эталоном поведения, духовности, общения, потребности, устремлений и т. д. Эту способность осуществлять свободный выбор ценностей необходимо формировать еще в студенческие годы у будущего преподавателя.
В юношеском возрасте круг духовных потребностей значительно расширяется, духовная жизнь характеризуется все более глубокой потребностью нравственного и эстетического переживания. Юноши и девушки определяют для себя нравственные принципы и испытывают духовную потребность в согласовании с ними своего практического поведения. Их ведущая потребность заключается в настойчивом стремлении найти, определить свое место в жизни, в реальных общественных отношениях. В этих условиях они стремятся к социальному творчеству, проявляют сознательность и обогащают себя социально ценными переживаниями, чувствами, привычками, способами регулирования поведения. Психологически она проявляется как неодолимое желание творческого проявления своей личности и индивидуальности. Духовная потребность юного человека в самосовершенствовании проявляется как состояние души, как настойчивое желание, стремление к идеалу, стимулирующее практическую деятельность.
В ранней юности формируются познавательные и профессиональные интересы, потребность в труде, способность строить жизненные планы, общественная активность. Юность - напряженный период формирования нравственного сознания, выработки ценностных ориентаций и духовных ценностей, устойчивого мировоззрения, гражданских качеств личности.
Таким образом, психологическое содержание этого периода жизни связано с развитием самосознания, решением задач профессио-
нального самоопределения и вступлением во взрослую жизнь [4].
Еще в XIX в. А. И. Герцен писал о важности благополучного проживания юности: «Совершеннолетие законом определяется в 21 год. В действительности, убегающий от арифметических однообразных определений, можно встретить старика лет двадцати и юношу лет пятидесяти. Есть люди, совершенно неспособные быть совершеннолетними, так, как есть люди, неспособные быть юными. Для одного юность - это эпоха, для другого - целая жизнь. В юности есть нечто, долженствующее проводить до гроба, но не все: юношеские грезы и романтические затеи очень жалки в старике или в старухе. Останавливаться на юности потому скверно, что на всем останавливаться скверно; оси загорятся - пускай себе, лишь бы не заржавели» [3, с. 361].
Студенческий возраст является оптимальным для развития ценностно-смысловых структур сознания личности и характеризуется как завершающий этап подготовки к вступлению в самостоятельную профессиональную деятельность. В этом возрасте нравственные установки проявятся впоследствии как ценностные ориентации в практической деятельности и поведении личности. Именно в этом возрасте повышается роль убеждения и ответственности за тот или иной выбор ценностей, за свои ценностные ориентации, укрепляются такие качества, как целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициативность, умение владеть собой, повышается интерес к духовным и моральным проблемам.
Именно в студенческие годы наиболее остро начинают волновать вопросы, касающиеся смысла жизненных проблем, встречающиеся у всех без исключения, в зависимости от уровня образованности и способности к философствованию, чаще в системе «вечных вопросов» человеческого бытия:
«Кто я и чем так ценен?», «Для чего пришел я в этот мир?», «Каково мое место в нем?», «В чем смысл и ценность моей жизни?», «На какие духовные ценности я должен полагаться как на жизненные эталоны?»,
«На основании каких ценностей я должен сделать выбор своего жизненного пути, определить смысл и цели своей деятельности?»,
«На что можно мне опереться в оценке результатов собственной деятельности?»
Видимо, для всех поколений людей актуальными будут вопросы о смысле, цели и ценности жизни, о совести и сознании.
С нашей точки зрения, в рамках данного исследования усиление ценностного аспекта в содержании профессионального образования позволит обеспечить одновременное
включение эмоциональной и интеллектуальной сферы в процесс профессиональной подготовки, тем самым изменить духовный мир будущих преподавателей колледжа и представления о своей будущей профессиональной деятельности. Эффективность подготовки будущих специалистов достигается путем формирования у студентов сознания того, что построение своей модели духовных ценностей и самоактуализация является одним из основных жизненных и профессиональных смыслов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кон И. С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. М.: Просвещение, 1979. 175 с.
2. Кульневич С. В. Менеджмент профессионального самоопределения: ценностно-смысловой аспект. Воронеж, 1998. 196 с.
3. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М.: Педагогическое общество России, 2004. 442 с.
4. Психология: Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. 494 с.