Научная статья на тему 'Студенческий конспект как речевой жанр и особенности его пунктуационного облика'

Студенческий конспект как речевой жанр и особенности его пунктуационного облика Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1784
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ / ЖАНР / НЕКОДИФИЦИРОВАННЫЙ ТЕКСТ / STUDENT SUMMARY / STYLE / UNCODIFIED TEXT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ярица Людмила Ивановна

Исследованы и описаны жанровые особенности студенческих конспектов как специфического речевого жанра естественной письменной речи: коммуникативная цель, образ автора, образ адресата, фактор прошлого и фактор будущего, содержание, формальная организация (языковое воплощение); предложена типология конспектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Студенческий конспект как речевой жанр и особенности его пунктуационного облика»

УДК 811.161.1’81’38:378.147.227

СТУДЕНЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ КАК РЕЧЕВОЙ ЖАНР И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ПУНКТУАЦИОННОГО ОБЛИКА

Л.И. Ярица

Томский политехнический университет E-mail: liya446@mail.ru

Исследованы и описаны жанровые особенности студенческих конспектов как специфического речевого жанра естественной письменной речи: коммуникативная цель, образ автора, образ адресата, фактор прошлого и фактор будущего, содержание, формальная организация (языковое воплощение); предложена типология конспектов.

Ключевые слова:

Студенческий конспект, жанр, некодифицированный текст.

Конспект как разновидность текста изучается в разных областях знания, но особенно активно - в методике, педагогике, педагогической риторике. В учебно-методической литературе конспект описывается как устойчивая письменная форма (см. [1] и др.), рассматриваются методические особенности написания конспектов и даются советы студентам и лекторам по оптимизации текстовой деятельности. Рассматривая конспект как составленный во время лекции текст, авторы пособий ставят целью научить эффективно использовать усилия во время работы: описана система скоростной коллективной записи, позволяющая выполнить конспект, удобный для чтения и облегчающий запоминание материала; создан комплекс практических заданий по выработке навыка составления конспекта.

В то же время вопрос о коммуникативно-жанровой природе учебного конспекта, студенческого в частности, остается неизученным, в том числе по причине неоднозначности решения вопроса о первичности/вторичности анализируемого жанра.

Предложенное М.М. Бахтиным разделение жанров на первичные и вторичные не является строго функциональным [2]. Первичные жанры функционируют в бытовом общении, вторичные же «возникают в условиях более сложного и относительно высокоразвитого и организованного общения (преимущественно письменного): художественного, научного, общественно-политического и т. п.» [2. С. 251]. Конспект как вид письменного текста возникает в условиях научного, вернее учебно-научного, общения, следовательно, по этому признаку есть основания считать его вторичным жанром.

Исходным материалом для вторичных жанров являются первичные, которые при этом трансформируются, теряют свою самостоятельность, становятся частью целого вторичного жанра. М.М. Бахтин в качестве примеров вторичных жанров называет роман, монографию, деловое письмо [2. С. 252]. Поскольку в случае учебного конспекта в роли первичного жанра выступает лекция преподавателя, то в данном аспекте его (конспект) можно отнести к вторичным жанрам.

С другой стороны, конспект является записью произнесенной и услышанной лекции, составленной во время непосредственного общения слушателей и лектора, записью, сделанной «для себя». Кроме того, коммуникативные условия существования конспекта нельзя определить как официальные, а его речепорождение - подготовленным, неспонтанным, осознанно контролируемым в плане соответствия языковым, стилистическим и коммуникативным нормам. С этой точки зрения студенческий конспект имеет признаки первичного жанра.

Ярица Людмила Ивановна, канд. филол. наук, доцент кафедры русского языка как иностранного Института международного образования и языковой коммуникации ТПУ.

E-mail: liya446@mail.ru Область научных интересов: изучение функционирования знаков препинания в современных некодифицированных текстах на русском языке носителей языка и иностранных студентов, изучение тенденций изменения современной пунктуационной нормы.

Представляется, что в аспекте дихотомии первичности/вторичности студенческий конспект оказывается произведением особого рода. Как текст, составленный во время непосредственного общения лектора и слушателей и не подвергавшийся литературной обработке и правке, конспект является первичным жанром. Однако тот факт, что конспект всегда запись, отражение воспринимаемого на слух текста лекции, заставляет говорить о его вторичности, производности особого рода.

Кроме того, открытым остается вопрос о жанровом статусе конспекта и его жанрообразующих признаках.

Речевой жанр в современной лингвистике определяется как относительно устойчивый тематический, композиционный и стилистический тип высказываний (текстов) [3. С. 352]. В основе этого понимания речевого жанра лежит определение М.М. Бахтина [2. С. 249]. Жан-рология (жанроведение, генристика) располагает сложившимися представлениями о возможных подходах к речевому жанру, о свойствах и видах речевого жанра. Разработана модель речевого жанра, формируемая его конститутивными признаками.

На наш взгляд, имеются веские основания квалифицировать студенческий конспект как специфический речевой жанр. Для проверки этого предположения необходимо выяснить, обладает ли студенческий конспект качествами, которые обязательны для объявления рассматриваемой текстовой разновидности отдельным речевым жанром.

В целях представления студенческого конспекта как жанровой модели его следует описать как совокупность жанрообразующих признаков, характеризующих каждую отдельную модель речевого жанра и позволяющих определить место данного жанра относительно других.

В современной лингвистике описано достаточно большое количество речевых жанров (см. [4-7] и др.). Однако относительно перечня параметров, необходимых для характеристики отдельных жанров, единства во взглядах исследователей не наблюдается.

Одним из важных считается признак, касающийся определения типа коммуникантов по следующим критериям: «вид адресата (личный/коллективный/массовый); типическая концепция адресата (равный/подчиненный, женщина/мужчина); обращенность к адресату/отсутствие обращенности; адресат пассивен/адресат участник» [8. С. 42].

Важны и другие характеристики участников коммуникации: социальные (возраст, пол, национальность, принадлежность к определенному социальному слою), социальнопозиционные (начальник, подчиненный, учитель, ученик и т. д.), ситуационные (друг, враг, отзывчивый человек).

В списке большинства «анкет» речевых жанров находятся следующие признаки: коммуникативная цель, образ автора и образ адресата, тема сообщения, канал связи, особенности языкового воплощения. В зависимости от задач исследования дифференцирующая роль может принадлежать и дополнительным маркерам коммуникации, в частности, фактору коммуникативного будущего и коммуникативного прошлого.

Наиболее релевантной исследовательским установкам данной работы представляется классификация жанрообразующих признаков Т.В. Шмелевой, включающая коммуникативную цель; образ автора и образ адресата; фактор (образ) прошлого и будущего; содержание; формальную организацию текста [5].

Остановимся на каждом из этих признаков подробнее, чтобы квалифицировать жанровые признаки студенческого конспекта. Нами были исследованы 126 конспектов студентов Томских университетов (политехнического, государственного, медицинского, систем управления и радиоэлектроники), авторы конспектов - студенты технических и гуманитарных факультетов.

Главным жанрообразующим признаком является коммуникативная цель. В зависимости от целей высказывания Т.В. Шмелева выделяет четыре типа речевых жанров: информативные, императивные, этикетные (ритуальные) и оценочные. Коммуникативная цель информативного типа речевого жанра - различные операции с информацией: ее предъявление или запрос, подтверждение или опровержение. Все студенческие конспекты объединены единой коммуникативной целью - зафиксировать получаемую информацию и сделать возможной последующую работу с этой информацией. Следовательно, по коммуникативной цели конспект может быть причислен к информативным жанрам.

Специфическим свойством студенческого конспекта как информативного жанра следует считать то, что информация, представляемая в конспекте, обладает признаками, детерминированными описанным выше пограничным положением анализируемых текстов на шкале пер-вичности/вторичности.

Дело в том, что во время создания конспекта информация трансформируется по причине происходящей в процессе текстопорождения «приватизации» знаний. Чужая информация, которую студент, слушая лекцию, включает в свой конспект, в момент ее фиксации присваивается, становится принадлежащей автору конспекта: она, как правило, понята, принята, присоединена к уже имеющимся знаниям и только после этого отражена на письме (в противном случае записываемые фразы образуют не конспект, а текст, записанный под диктовку).

Еще одна особенность информативного слоя конспекта - нередкое включение в него элементов оценочного характера. Во-первых, такие элементы отражают взгляды преподавателя на преподаваемый предмет. Во-вторых, в конспектах встречаются оценочные элементы, идущие непосредственно от автора конспекта, который в ряде случаев, воспринимая информацию, квалифицирует ее как особо важную, интересную, необычную и отражает такого рода первоначальные оценки при помощи разного рода средств, что составляет важную черту графического оформления конспекта (например, напротив одного из заголовков на полях конспекта поставлен большой восклицательный знак, обведенный ручкой несколько раз). Однако наличие этих смыслов не изменяет общую информативную направленность коммуникативной цели, а лишь конкретизирует ее. Можно сказать, что коммуникативная цель студенческого конспекта - зафиксировать информацию, необходимую для последующей работы с ней, и наметить пути дальнейшего осмысления и оценки этой информации.

Такое представление коммуникативной цели студенческого конспекта предполагает возможность выделения на фоне типичных речевых жанров, имеющих одну ярко выраженную коммуникативную цель, особые речевые жанры, характеризующиеся двумя коммуникативными целями, из которых одна представляется основной, а другая - вспомогательной, факультативной, существующей на фоне основной.

Вторым жанрообразующим признаком является образ автора. Далеко не все речевые жанры описаны в аспекте специфики репрезентации в них образа автора, однако важно подчеркнуть, что это обязательный компонент смысловой структуры речевых жанров, он конструируется продуциентом в соответствии с его коммуникативным замыслом и речевым мастерством. Присутствие образа автора в речевом жанре, как правило, имеет имплицитный или косвенный характер.

Образ автора - это информация о нем как об участнике общения, стремящемся к успешной коммуникации. Конспект можно, как большинство некодифицированных текстов, отнести к «авто-роцентричным» жанрам. Автор абсолютно самостоятельно, руководствуясь исключительно собственными представлениями об эффективной коммуникации в учебно-научной сфере, избирает непосредственно форму конспекта (деление на абзацы, выбор дополнительных выделяющих средств, орфографию и пунктуацию). Автор может быть старательным или нестарательным, внимательным или невнимательным, пишущим быстро или медленно и т. д.

Анализ студенческих конспектов как произведений особого речевого жанра позволяет достаточно определенно представить образ их автора.

Автор конспекта - человек, которому адресована лекция, правомочный участник учебного процесса, однако правилами коммуникативного поведения на лекции (в отличие, например, от семинарского занятия) он несколько ограничен в праве немедленно и часто задавать вопросы преподавателю, вступать с ним в длительную дискуссию. Свое отношение к содержанию лекции, самому лектору, способу подачи материала автор конспекта может отразить лишь письменно в тетради, используя место на полях для выражения своих мыслей с помощью пометок, различных информационных символов, букв русского и латинского алфавита (NB), восклицательных и вопросительных знаков и т. д.

Еще один немаловажный способ отражения авторских аксиологических и интенцио-нальных смыслов - более обусловленные индивидуальной волей составителя, нежели языковой и стилистической нормой, графическое оформление текста и расстановка знаков препинания.

Значимо влияние субъективных факторов и на такое важное качество конспекта, как степень его информативной полноты или краткости.

Особенностью конспекта является тот факт, что в нем присутствует своего рода двойной автор, конспект - это результат совместного творчества студента и преподавателя, в идеале являющихся единомышленниками с разной степенью компетентности. В конспектах ощущается присутствие преподавателей: некоторые из них авторитарны, другие демократичны, они предлагают студентам полную свободу в манере записи учебного материала. Студент может быть настроен положительно или критично, в зависимости от этого записанная информация может быть разного объема: записана максимально полно, кратко или вообще не записана в случае, если автор конспекта не согласен с преподавателем. Лекция понравившегося преподавателя записана полнее, с максимальным отражением индивидуальной манеры рассказа преподавателя, от лекции непонравившегося преподавателя в конспекте оставляют только безоце-ночную информацию, не воспроизводя детали, убирая примеры и т. д.

Обычно студент, присутствующий на лекции, стремится получить информацию о предмете и зафиксировать ее, он заинтересован в такой письменной фиксации учебного материала, которая, отвечая требованиям понятности, доступности, логичности, выделения главного и др., позволила бы впоследствии без затруднений восстановить его в памяти. Если у студента нет заинтересованности в работе на лекции, он не пишет вообще или пишет какие-то отдельные отрывочные положения, может быть, рисует в тетради. В этом случае данная запись не является полноценным источником информации, следовательно, не является собственно конспектом.

Авторы конспектов по-разному проявляют уровень своей предметной компетентности. Если студент не считает себя достаточно компетентным человеком, он старается зафиксировать как можно больше информации в надежде, что со временем вернется к непонятым темам и освоит их. При этом автор конспекта старается обеспечить адресату, т. е. самому себе, больше возможностей для понимания содержания написанного в перспективе (об этом свидетельствуют подробные пояснения и разборчивый почерк). Если же автор считает себя достаточно компетентным, он пишет кратко, давая простор мыслям при будущем чтении конспекта. Абсолютно не понимающий пишет все подряд, стараясь записать автоматически всю лекцию дословно.

Несомненно, важной характеристикой образа автора является способность дифференцировать воспринимаемую информацию, различая в ней главное и второстепенное. Задача автора конспекта - записать главное в содержании лекции; в выделении, с точки зрения пишущего, опорного содержания выражается авторское отношение к информации. Выделение основной и дополнительной информации осуществляется по преимуществу с помощью знаков препинания (включая ненормативную постановку знаков препинания) и абзацного членения текста.

На эффективность работы влияют различные факторы как объективного, так и субъективного характера (начиная от скорости чтения лекции, громкости голоса лектора и заканчивая состоянием здоровья студента и его настроением). Необходимо учитывать и то, что студент стремится представить в конспекте звучащую речь, зафиксировать информацию, воспринятую на слух за короткий промежуток времени. Все это определяет особенности внешнего облика текста. Даже в выборе тетради и авторучки проявляется личность пишущего. В зависимости от этого фактора выделяются разные виды конспектов (см. ниже).

Учитывая, что конспект может быть затребован преподавателем для просмотра, автор понимает, что текст должен быть написан достаточно разборчивым почерком, аккуратно и не должен содержать посторонних записей. Разные виды конспекта выделяются в зависимости от особенностей почерка, а также от того, содержат ли они посторонние записи (см. ниже).

Чаще всего автор обозначен (90 % рассмотренных тетрадей подписаны). Делается это с разными целями, главная из которых - декларировать принадлежность предмета. Если нет указания на принадлежность конспекта какому-либо лицу, то приходится признать, что тетрадь не должна попасть в чужие руки, образ адресата в этом случае предполагается как единичный.

Считается, что образ автора - признак относительный: он осмысляется относительно образа адресата [5. С. 26]. Каждый тип речевого жанра предполагает своего адресата - некоторые обязательные условия (презумпции) его коммуникативного образа, характеризующегося определенным набором черт. Для информативных жанров, к которым принадлежит конспект, сущностными свойствами адресата являются степень его информированности, компетентности,

его единичность или обобщенность, активность или пассивность, заинтересованность или незаинтересованность, его дальнейшее коммуникативное поведение.

Прежде всего, нужно сказать, что образ адресата студенческого конспекта оказывается, как и в других случаях автокоммуникации, парадоксальным по своей природе, т. к. составитель конспекта и его адресат всегда или почти всегда одно и то же лицо, что отчетливо осознается автором. Оценивая себя как будущего читателя, он приспосабливает текст к особенностям мышления, восприятия, вкусам и привычкам этого хорошо знакомого лица.

Однако в качестве адресата могут выступать и другие персоны: студент этого же факультета (заинтересованный в получении информации из конспекта), преподаватель как наиболее осведомленный в научном плане человек, друзья (разное количество, с разной степенью подготовки), посторонний человек (в связи с этим ничего личного в конспекте обычно не пишут) и т. д.

Адресат (как сам автор, так и другие персоны) может быть человеком компетентным, с развитым логическим мышлением, хорошей памятью. В этом случае конспект может не только содержать материал лекции, но и отражать межпредметные или даже межнаучные связи. Такой конспект предполагает «умного» читателя. На такого адресата рассчитан также конспект сжатый, изобилующий средствами и приемами информационной компрессии.

Адресат может обладать противоположными свойствами. Образ такого адресата вырисовывается при чтении очень подробного, почти дословно записанного конспекта. Такие конспекты пишутся тогда, когда автор надеется, что он как адресат позже во всем разберется и усвоит содержание записанного. В качестве адресата в этом случае может быть представлен и кто-то из студентов, не отличающийся добросовестностью.

Критерий единичности/обобщенности проявляется в том, что в большинстве случаев адресат мыслится автором конспекта как единичный субъект восприятия - он сам. Именно на такого единственного адресата ориентированы конспекты с индивидуальными сокращениями, символами, рисунками и пр. Такой конспект может быть не подписан (его не предполагается давать кому-нибудь) или же подписан (на тот случай, если конспект потеряется).

Обобщенность же видится в возможности адекватного восприятия конспекта другими лицами. Достаточно редко адресат мыслится с большей или меньшей долей обобщенности, на такого адресата - проверяющего преподавателя или сокурсников - рассчитаны конспекты полные, понятные, написанные хорошим почерком, без каких-либо излишеств.

Адресат может быть представлен как заинтересованное лицо, которое намеревается использовать данные конспекта длительно и многократно. Именно таким мыслится адресат (он же автор) конспектов, записанных в добротной тетради, содержащей перечень рассмотренных тем.

Противоположны представления студента о себе как об адресате, если конспекты написаны на разрозненных листах, отрывочно, бессистемно; адресат таких конспектов не заинтересован в запоминании информации, ее длительном хранении, он в лучшем случае использует свои записи однократно.

Если автор прогнозирует дальнейшее коммуникативное поведение относительно конспектов - их неоднократное прочтение и получение полезной информации в будущем, тексты хранятся в течение длительного времени, к ним периодически обращаются.

Следующие два симметричных признака связаны с местом каждого речевого жанра в цепи речевого общения, которое «представляет собой не хаотический поток словесных извержений, а разыгрывается по вполне определенному сценарию» [5. С. 32]. Для квалификации фактора прошлого и фактора будущего существенна связь рассматриваемого речевого жанра с текстами или событиями, предваряющими и завершающими реализуемый посредством данного жанра коммуникативный акт.

В описании фактора прошлого (образа прошлого) речь идет о коммуникативном прошлом, о событиях, предшествующих данному речевому жанру. Образ прошлого различает речевые жанры инициальные, начинающие общение, и ряд других, являющихся реакцией на другие жанры (жанры с прошлым и без прошлого). Речевые жанры-реакции есть среди всех типов жанров: для информативных это ответы на вопрос, согласие с мнением и возражение ему, подтверждение или опровержение ранее сделанного сообщения, для императивных это разрешение и запрет.

Конспект - это реакция на лекцию, которая читается практически одновременно, можно сказать, параллельно с порождением (записью) текста. Конспект не может быть инициальным жанром, это всегда ответ на предшествующую речевую деятельность (лекцию). Первой начинается лекция, и только затем начинается конспектирование, впоследствии параллельно следуют лекция и конспект. Однако, в отличие от записи под диктовку, конспект не является письменным двойником читаемой лекции. Поскольку темп устной речи быстрее темпа письменной речи, текст лекции не только значительно более объемен, но и изобилует примерами, деталями, смысловыми повторами, которые, как правило, не фиксируются в конспекте. Следовательно, если для лекции - непосредственного коммуникативного предшественника конспекта - характерна информационная избыточность, то для конспекта - информационная компрессия.

Фактор будущего предполагает дальнейшее развитие речевых событий, воплощающееся в появлении других речевых жанров. «С будущим соотносится и понятие теории речевых актов - перлокуция, характеризующее воздействие на чувства, мысли или действия аудитории, говорящего или других лиц. Перлокутивный эффект есть, по существу, достижение цели речевого жанра, его результативность» [8. С. 88].

Учитывая то, что конспект является источником информации, образ будущего в данном случае - намерение последующего воспроизведения и использования информации. Ожидаемый перлокутивный эффект студенческого конспекта состоит в следующем: хорошо составленный конспект - это возможность извлечь зафиксированную ранее информацию, в частности, шанс эффективно подготовиться к экзамену. Если из записи лекции невозможно извлечь необходимую информацию, конспект своей цели не достигает и перестает быть конспектом.

Самый вероятный будущий речевой жанр - последствие использования конспекта - устное выступление квалификационного характера на занятии, зачете, экзамене. К конспекту могут также обращаться и для получения и использования информации в работе, для извлечения пользы. Конспект пишется с целью изменить свое личностное восприятие действительности.

Еще одним жанрообразующим признаком является тип диктумного (событийного) содержания. По своему диктумному содержанию студенческий конспект полностью соответствует утверждению Т.В. Шмелевой [5] об автономности диктума от модусной рамки.

По отношению к семантической структуре текста также справедливо сказанное по отношению к предложению: «В содержании предложения соединены значения двух принципиально различных родов: объективные, отражающие действительность, и субъективные, отражающие отношения мыслящего субъекта к этой действительности» [9. С. 768].

Диктум - событийная основа жанра, пропозитивная часть высказывания, тема, предметно-смысловая отнесенность. С одной стороны, принято считать, что одно и то же диктумное содержание может быть «упаковано» в различную жанровую форму. С другой стороны, речевые жанры не безразличны к характеру диктума: во-первых, важен характер актантов диктум-ного события; во-вторых, не менее важно, включено ли событие в личную сферу автора; в-третьих, весьма существенна временная перспектива диктума; в-четвертых, наиболее сильным селективным действием обладает оценка диктумного события [5].

Диктумное содержание конспекта представляет собой объективное отражение определенных фактов научной реальности. В конспектах лекции отражаются последние достижения современной науки, они включают как частные научные вопросы, так и общие. Конспект, бесспорно, включается в личную сферу автора: составление конспекта представляет собой важный этап в учебной деятельности студента, конспект составляется с определенными целями и в дальнейшем должен сыграть весомую роль в учебной деятельности студента. Научные факты оцениваются достаточно объективно: человек не будет записывать того, что не пригодится в будущем. Временная перспектива конспекта напрямую связана с полезностью составленного конспекта и с прогнозом его использования в будущем.

Для конспекта характерно особое представление времени, воплощенное в диктумном содержании. В конспекте объективно отражаются несколько событий: во-первых, это настоящий, длящийся во времени момент чтения лекции преподавателем; во-вторых, это событие написания студентом конспекта лекции; в-третьих, это событие, о котором говорит преподаватель и информацию о котором записывает студент (например, предоставление финансового отчета малыми предприятиями).

Для конспекта, как и для текста лекции, читаемой преподавателем, характерно частое использование настоящего времени для рассказа о прошлом, представляющее собой своеобразное отражение свойственного научному стилю в целом так называемого настоящего вневременного. Например, в конспектах говорится о литературных персонажах, давно ушедших исторических деятелях, писателях в настоящем времени (Белинский пишет, что этот роман -удар по романтизму <... > А. Адуев меняется в финале романа). Это внешнее время по отношению к изложенным фактам и событиям, своего рода ирреальное время. Некоторые жанры имеют привязку к определенному времени. Так, жанр воспоминаний в основном «расположен» в прошедшем времени, жанры мечты, прогноза - в будущем, в конспекте же находим своеобразное смешение времен: время, описанное в конспекте, не соотносится с реальным. Для рассказа о прошлом, об исторических событиях и персонажах не принято использовать сослагательного наклонения, однако в конспекте возможен и такой вариант выражения мысли.

Можно говорить о том, что типичное диктумное содержание конспекта - история вопроса в прошлом, рассказ о настоящем, прогноз на будущее. Диктум студенческого конспекта может содержать описание научного объекта в синхронном и диахронном аспектах.

Оценка информации, зафиксированной в конспекте, многослойна: во-первых, в конспекте присутствует оценка научной значимости фактов преподавателем; во-вторых, оценка студента, заключающаяся в прогнозировании полезности для его будущей деятельности подобного рода информации. Кроме того, студентом оценивается, насколько существенна, важна услышанная информация, знакома ли она слушателю. Значимую и интересную информацию стараются присвоить, подробно зафиксировать в тетради с целью возможного использования в последующем. В целом конспект является записью комплекса лекций, объединенных общностью предмета, отражающих концепцию лектора и до некоторой степени концепцию автора-составителя конспекта. Транслируемые данными концепциями аксиологические смыслы могут быть двух видов: диктумные идут от преподавателя, модусные - от студента.

Одним из ключевых параметров жанра является формальная организация (языковое воплощение) речевого жанра. Языковая ткань текста создается пишущим в движении от замысла к его воплощению с учетом фактора адресата, который, декодируя речевое сообщение, вычитывает информацию об авторе, его коммуникативных намерениях, прошлом и планируемом будущем жанра.

В лингвистическом аспекте формальная организация жанра подразумевает спектр лексических и грамматических возможностей [5]. Знание разноуровневых языковых ресурсов того или иного жанра позволяет создателю текста выбрать конкретные средства реализации коммуникативного замысла (лексические и грамматические единицы, синтаксические конструкции, знаки препинания и другие средства графического и композиционного оформления), руководствуясь установкой на клишированность/индивидуальность, минимальность/максимальность словесного выражения.

В отношении клишированности/индивидуальности резко разнятся жанры формального и неформального общения. Для конспекта как жанра, находящегося на пересечении официальной учебно-научной коммуникативной сферы и неофициальной сферы автокоммуникации и обнаруживающего признаки вторичности, характерна своего рода двойная клишированность: речевые клише автора лекции накладываются на стандарты, выработанные автором конспекта. В то же время в конспекте проявляются и индивидуальные черты, отражающие своеобразие манеры ведения речи (устной - лектора, письменной - студента).

В отношении минимальности/максимальности словесного выражения анализируемый речевой жанр демонстрирует широкую и многокомпонентную шкалу эксплицитности - от свернутых импликатур (например, минимального выражения согласия с высказанной преподавателем мыслью в форме одиночного знака препинания) до максимально возможной вербализации всех смысловых нюансов содержания лекционного материала, включая пресуппозитивные.

Студент, конспектируя лекцию, находится в режиме жесткой экономии времени, потому вынужден прибегать к различным сокращениям, опорным сигналам, графическим символам с тем, чтобы зафиксировать на письме как можно больше информации. Индивидуальный стиль конспектирования проявляется в постепенном нахождении студентом оптимального баланса между проти-

воположными коммуникативными свойствами детерминированных относительно друг друга жанров: информационной избыточностью лекции и информационной компрессией конспекта.

Исследователями отмечается дифференцирующая роль грамматики, следовательно, и пунктуации, в жанровом определении текстов. Пунктуация - полноценная составляющая речевого воплощения содержания письменного текста и, как мы полагаем, еще один немаловажный жанроформирующий признак.

Пунктуационное оформление некодифицированных текстов, в частности, жанра студенческого конспекта, обладает своеобразием, требующим исследовательского внимания. Пока остаются открытыми вопросы, каково пунктуационное оформление этого речевого жанра и какую роль играет пунктуация в его коммуникативной организации.

Авторы конспектов вырабатывают свои нормы постановки знаков препинания и пользуются своими пунктуационными правилами, частично совпадающими с правилами кодифицированного русского литературного языка, но часто - значительно отличающимися от них. «Существенность различий между общими пунктуационными правилами, обязательными для оформления кодифицированных текстов, и правилами, определяющими пунктуацию некоди-фицированных текстов, заставляют квалифицировать последние не только как отражение реализации общей пунктуационной системы, но и как отдельную, особую систему, сформировавшуюся в результате практики составления некодифицированных текстов носителями литературного языка» [10. С. 339]. Следовательно, изучение функционирования пунктуации в студенческом конспекте необходимо как для детализации общей картины жанрового устройства русской речи, так и для оценки роли пунктуационной составляющей в семантике и прагматике некодифицированного текста.

Представление о конспектах как особом речевом жанре, однородном текстовом материале позволяет достаточно последовательно охарактеризовать пунктуационную практику, выявить особенности функционирования знаков препинания в тексте, проследить динамику изменений пунктуационной нормы, сформулировать пунктуационные правила, находящиеся в основе нерегламенти-рованной письменноречевой деятельности, и дать им лингвистическую интерпретацию.

Анализ релевантных для письменной коммуникации разноуровневых критериев позволяет предложить следующую функционально ориентированную типологию студенческих конспектов, учитывающую внешнюю сторону их оформления, специфику информационносмыслового выражения и композиции, а также лексические и грамматические показатели, включая синтаксические и пунктуационные.

По объему записи лекций конспекты могут быть следующих видов:

• полные (объемные, подробные);

• краткие (содержащие только записи основных частей);

• «шпаргалки» (максимально краткие конспекты);

• обрывочные записи (на последних страницах).

По степени соответствия теме:

• собственно информативные, включающие записи только по теме, предмету;

• частично оценочные, имеющие записи по предмету, выражающие точку зрения автора на подачу материала в лекции, на оценку лектором материала, на объем учебного материала;

• имеющие посторонние записи (например, содержащие записанные на обложке номера телефонов, личные записи).

По использованию предложений различной сложности и длины:

• написанные простыми предложениями;

• содержащие сложные предложения;

• содержащие простые и сложные предложения.

По использованию сокращенных слов:

• подробные (слова написаны полностью);

• включающие сокращения, символы, понятные только автору.

По степени речевой правильности записей:

• достаточно грамотные;

• с большим количеством ошибок;

• с небольшим количеством ошибок.

По степени соответствия пунктуационной кодифицированной норме:

• в целом соответствующие норме;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• содержащие большое количество отступлений от нормы.

По степени аккуратности/небрежности:

• аккуратные;

• небрежные;

• содержащие аккуратные и небрежные записи.

По использованию орудия письма:

• записи ручкой (с разными видами чернил);

• ручкой и карандашом (другими пишущими предметами).

По виду почерка:

• разборчиво/неразборчиво;

• крупным почерком;

• мелким почерком;

• меняющимся почерком.

По типу бумаги:

• написанные в тетради, на хорошей бумаге;

• написанные на различных бумажных обрывках;

• содержащие вложенные листы, в основном ксерокопии.

Очевидно, что приведенная классификация характеризует конспекты с учетом различных признаков, при этом нельзя исключать связанность того или иного признака с пунктуацией. В данной работе рассматривается преимущественно синтаксическая составляющая конспекта, тогда как остальные характеристики этого жанра требуют отдельных исследований и наблюдений.

В целом студенческий конспект является одной из разновидностей письменных речевых жанров, обладающей устойчивыми жанровыми признаками. Все вышеизложенное делает изучение функционирования пунктуации в речевом жанре «студенческий конспект» необходимым и актуальным как для детализации общей картины жанрового устройства русской речи, так и для оценки роли пунктуационной составляющей внутри речевого жанра на примере студенческого конспекта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Репьев Ю.Г. Интерактивное самообучение. - М.: Логос, 2004. - 244 с.

2. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // в кн: Автор и герой: к философским основам гуманитарных наук. - СПб.: Азбука, 2000. - С. 249-299.

3. Салимовский В.А. Речевой жанр // Стилистический энциклопедический словарь русского языка. - М.: Флинта: Наука, 2003. - С. 352-354.

4. Гайда С. Проблемы жанра // в кн: Функциональная стилистика: Теория стилей и их языковая реализация. - Пермь: Издательство Пермского университета, 1986. - С. 22-29.

5. Шмелева Т.В. Речевой жанр. Возможности описания и использования в преподавании языка // Russistik=Русистика. - 1990. - № 2. - С. 20-32.

6. Гольдин В.Е. Проблемы жанроведения: [вступ. ст.] // Жанры речи. - Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1999. - Вып. 2. - С. 4-6.

7. Седов К.Ф. Психолингвистические аспекты изучения речевых жанров // Жанры речи. -Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 2002. - Вып. 3. - С. 40-52.

8. Остин Дж. Л. Слово как действие // Новое в зарубежной лингвистике. - М., 1986. -Вып. 17. - С. 22-129.

9. Современный русский язык / под ред. В.А. Белошапковой. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Азбуковник, 2002. - 928 с.

10. Гордеева О.И. О реализации пунктуационной системы русского языка в некодифицированном тексте // Асимметрия как принцип функционирования языковых единиц. - Новосибирск: НГУ, 2008. - С. 333-339.

Поступила 25.01.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.