Научная статья на тему 'Студенческие проекты музейных экскурсийкак пример междисциплинарных проектов по заказу работодателя'

Студенческие проекты музейных экскурсийкак пример междисциплинарных проектов по заказу работодателя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
530
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД ПРОЕКТОВ / ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПРОЕКТ / МУЗЕЙ / ЭКСКУРСИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ / PROJECT METHOD / PRACTICAL TRAINING OF STUDENTS / INTERDISCIPLINARY PROJECT / MUSEUM / EXCURSIONS / INNOVATIVE TEACHING METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузина Наталья Владимировна

Освещается опыт использования метода проектов в организации практики студентов. На примере создания экскурсионных проектов раскрываются содержание основных этапов проектной деятельности и её значение для формирования профессиональных компетенций студентов при изучении общественногуманитарных наук. Основными методами исследования выступили теоретический анализ методической литературы; анализ и синтез эмпирических данных, анализ и синтез данных документации; наблюдение и метод педагогического эксперимента, в ходе которого были получены эмпирические данные.Установлено, что в ходе работы над экскурсионными проектами студенты получают возможность проявить поисковую активность, самостоятельность, ответственность за итоговый продукт, который оценивается не только как результат учебной практики, но и объект прикладного использования в конкретной организации. Рассмотренная форма организации практической работы студентов с активным участием представителей потенциальных работодателей определяется как эффективный педагогический метод формирования конкурентоспособной личности в условиях современного рынка труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузина Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT PROJECTS ON MUSEUM EXCURSIONS AS AN EXAMPLE OF INTERDISCIPLINARY PROJECTS ON EMPLOYER’S REQUEST

The article highlights the experience of applying the project method in the course of students’ practical training. The author reveals the contents of the main stages of the project activity and its importance for developing students’ professional competencies in the study of social sciences and humanities.The main methods of research included the theoretical analysis of instructional literature; analysis and synthesis of empirical data, review of documentation, observation and the method of pedagogical experiment. Experimental work to prove the effectiveness of the above-mentioned form of educational work organization was conducted during 2011-2014, and was based on the classes of the bachelor’s program students.During their work on excursion projects, students had an opportunity to demonstrate their search activity, independence, responsibility for the result. Such form of students’ practical work organization with the participation of potential employers' representatives can be considered an effective pedagogical method to form a competitive personality in the conditions of the modern labor market.

Текст научной работы на тему «Студенческие проекты музейных экскурсийкак пример междисциплинарных проектов по заказу работодателя»

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальн ые науки, 2017, № 4 (48), с. 199-204

УДК 378.147.88

СТУДЕНЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ МУЗЕЙНЫХ ЭКСКУРСИЙ КАК ПРИМЕР МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ПРОЕКТОВ ПО ЗАКАЗУ РАБОТОДАТЕЛЯ

© 2017 г. Н.В. Кузина

Кузина Наталья Владимировна, к.и.н.; доцент кафедры истории Древнего мира и классических языков Института международных отношений и мировой истории Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского kuzina-natalia@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.07.2017 Статья принята к публикации 31.10.2017

Освещается опыт использования метода проектов в организации практики студентов. На примере создания экскурсионных проектов раскрываются содержание основных этапов проектной деятельности и её значение для формирования профессиональных компетенций студентов при изучении общественно-гуманитарных наук. Основными методами исследования выступили теоретический анализ методической литературы; анализ и синтез эмпирических данных, анализ и синтез данных документации; наблюдение и метод педагогического эксперимента, в ходе которого были получены эмпирические данные. Установлено, что при работе над экскурсионными проектами студенты получают возможность проявить поисковую активность, самостоятельность, ответственность за итоговый продукт, который оценивается не только как результат учебной практики, но и как объект прикладного использования в конкретной организации. Рассмотренная форма организации практической работы студентов с активным участием представителей потенциальных работодателей определяется как эффективный педагогический метод формирования конкурентоспособной личности в условиях современного рынка труда.

Ключевые слова: метод проектов, практика студентов, междисциплинарный проект, музей, экскурсии, инновационные методы преподавания.

Введение

В связи с повышением требований к квалификации специалистов со стороны работодателей усилилось внимание к оценкам уровня профессиональной подготовки выпускников высших учебных заведений. В настоящее время понятие квалификации специалиста напрямую связывается как с содержанием будущей профессиональной деятельности и приобретением характерных для неё теоретических и практических навыков и умений, так и с развитием определённых качеств личности, обеспечивающих выпускнику конкурентоспособность на рынке труда. В этой связи возникает проблема формирования у студентов практического опыта в области будущей профессиональной деятельности с учётом требований работодателей. Среди педагогических технологий, направленных на формирование необходимых компетенций, в настоящее время видное место занимает проектная деятельность. Проанализируем опыт применения метода проектов в учебном процессе вуза на примере дисциплины «Основы музееведения» («Музеология»). В качестве гипотезы исследования выступает предположение о том, что организация практической работы студентов в форме проектной деятельности позволяет решить следующие задачи:

- сформировать умения самостоятельно конструировать и интегрировать знания из различных областей гуманитарных наук с целью решения прикладных проблем и задач с учётом требований работодателя;

- закрепить навык ведения процесса проектирования, включая такие аспекты, как планирование, самоорганизация и организация работы в проектной группе;

- сформировать качества, свойственные конкурентоспособной личности, для которой характерны стремление и способность к высокому качеству и эффективности своей деятельности; ей присущи самостоятельность, ответственность, креативность, компетентность, системность, критичность, прогностичность мышления, способность ставить и решать всё более сложные задачи, коммуникабельность, адаптивность, умение создавать и работать в команде, способности к самоопределению, самоуправлению, самосовершенствованию и творческой самореализации [1].

Основными методами исследования выступили теоретический анализ методической литературы; анализ и синтез эмпирических данных, анализ и синтез данных документации; наблюдение и метод педагогического эксперимента, в ходе которого были получены эмпирические данные. Экспериментальная деятельность по

выявлению результативности отмеченной формы организации учебной работы проводилась в течение 2011-2014 гг. на базе учебных групп студентов-бакалавров первого, второго и третьего курсов (направления подготовки «Му-зеология» (до 2013 г.), «История искусств», «Культурология»).

Понятие проектной деятельности и её задачи

На формирование необходимых для эффективной профессиональной деятельности качеств личности направлено внедрение в учебный процесс вузов различных интерактивных методов обучения, ориентированных на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом, а также на доминирование активности учащихся в процессе обучения [2]. Это является важным условием формирования общенаучных, инструментальных и социально-личностных компетенций [3, с. 10]. Среди интерактивных методов важное место занимает проектный метод обучения. В его основе лежит развитие познавательных, творческих навыков студентов, умений самостоятельно конструировать и интегрировать знания, ориентироваться в информационном пространстве, планировать деятельность, осуществлять целеполагание и самоанализ. Метод проектов предусматривает решение конкретной проблемы с использованием различных методов и интегрирования знаний из разных областей науки и творчества и всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, групповую [4]. Формирование у студентов опыта проектной деятельности осуществляется по двум основным направлениям: путём включения метода проектов в процесс изучения различных дисциплин, предусмотренных учебным планом и реализацией творческих проектов студенческой группой при прохождении практик (подробно: [5, с. 11-21]).

Практика реализации междисциплинарных проектов

Рассмотрим применение метода проектов на одном из примеров организации музейных практик, которые проводились у студентов-бакалавров первого, второго и третьего курсов (направления подготовки «Музеология» (до 2013 г.), «История искусств», «Культурология») в течение 2011-2014 гг.

Осуществлению проектной деятельности предшествовала теоретическая подготовка студентов в рамках учебного курса «Основы му-

зееведения» (у некоторых направлений подготовки - «Музеология»). Музееведение (музео-логия) относится к числу общественно-гуманитарных наук, при этом обладает ярко выраженным междисциплинарным характером и включает прикладную составляющую. Одним из проявлений междисциплинарного характера музееведения на прикладном уровне является то, что профильные музеи связаны практически со всеми отраслями знания, а также то, что в музее осуществляется разнообразная практическая деятельность (исследовательская, педагогическая, художественная и пр.), нуждающаяся в научном обосновании. В области теории интердисциплинарные связи музееведения с другими сферами знания находят своё отражение в том, что данная наука включает до известной степени предмет исследования смежных наук, творчески применяет их знания, категориальный аппарат и методы [6-8]. В этой связи музееведение позволяет в той или иной степени реализовать в образовательном процессе межпредметные связи с историей, искусствоведением, вспомогательными историческими дисциплинами, источниковедением, археологией и другими дисциплинами, большинство из которых имеет теоретический характер [9, с. 42-43]. Наиболее широкое поле для применения междисциплинарного и проектного подходов открывают учебная и производственная практика студентов. В этой области возможны взаимодействие с потенциальным работодателем и выполнение междисциплинарных проектов по его заказу. Опыт реализации такого рода проектов был осуществлен в рамках музейной практики на базе Музея истории налоговой службы при УФНС по Нижегородской области.

Музей был создан в 2009 г. и располагает исторической экспозицией, раскрывающей основные этапы развития налоговой службы Нижегородской губернии с 1885 г. Один из разделов экспозиции освещает историю развития денежного обращения России и стран мира и включает коллекцию банкнот и монет. Помимо «профильной» исторической части, в холлах этажей разместились стендовые выставки, посвященные руководителям Российского государства и финансовых органов страны и Нижегородской области. В настоящее время музей выполняет преимущественно представительские функции, однако имеет место тенденция к расширению целевой аудитории - в основном за счет школьников и студентов вузов, что, в свою очередь, требует разработки новых экскурсионных программ, ориентированных на разные категории посетителей. На решение этой практической задачи была направлена проект-

Студенческие проектыI ооузейнык экскурсий

201

ная деятельность студентов, осуществлявших подготовку экскурсионных проектов в период прохождения практики.

Составление экскурсионных проектов позволило осуществить интеграцию различных блоков общественного и гуманитарного знания и было направлено на решение как образовательных, так и практических задач. Подготовка экскурсии - это своего рода исследовательская деятельность, предполагающая работу с источ-никовой базой, научной литературой и иными источниками информации. Отметим, что среди обязательных требований к экскурсии выделяются её достоверность, актуальность, обращение к источникам, при этом эмоциональная красочность и высокий уровень речи. В этой связи упражнение в создании экскурсионных проектов позволяет приобрести и актуализировать необходимые в культурно-просветительской, научно-исследовательской, педагогической деятельности общекультурные и профессиональные компетенции, среди которых - способность логически верно, аргументированно, ясно строить свою речь, способность использовать навыки работы с информацией из различных источников, применять методы, положения, знания из различных областей социальных и гуманитарных наук, а также совершенствовать навыки публичного выступления перед аудиторией, поддержания интереса и внимания слушателей. Процесс создания экскурсии предполагает опору на знания, привлеченные из отечественной и всемирной истории, краеведения, источниковедения, историографии, истории искусства и др. Данная особенность делает задание по подготовке экскурсионного проекта актуальным с точки зрения реализации межпредметных связей [9, с. 45].

В качестве примера успешных экскурсионных проектов, подготовленных студентами, назовем комплекс экскурсий, объединенных общим наименованием «Меры веса и денежное обращение в России (с древнейших времен до советского периода)», «Развитие налогового обращения в России (с древнейших времен до нашего времени)». Отметим, что результаты проектной деятельности студентов до сих пор востребованы и используются в работе музея.

Работа над проектами включет закономерные этапы, вытекающие из практических целей и задач, поставленных организаторами и участниками проектной деятельности. Обращение к инновационному опыту зарубежных педагогов позволяет выделить два основных варианта последовательности этапов в проектной деятельности учащихся: «американский» и «европейский». Американский вариант включает в себя постановку цели (выявление проблемы, проти-

воречия, формулировку задач); обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов достижения поставленной цели; самообразование и актуализацию знаний при консультативной помощи преподавателя; продумывание хода деятельности и распределение обязанностей; исследование; обобщение результатов, выводы; анализ успехов и ошибок; коррекцию или переход к новому проекту. Работа над проектом в европейском варианте в полной форме проходит шесть стадий: подготовка; планирование; исследование; получение результатов; представление или отчёт; оценка результатов и процесса [10, с. 48]. Учитывая специфику условий реализации проекта, в частности короткие сроки (1-2 недели), в нашем случае в основу планирования проектной деятельности была положена несколько видоизменённая «европейская модель», включавшая четыре основных этапа: подготовки, реализации (планирование и выполнение конкретных действий), рефлексии или оценки, презентации или апробации. Остановимся подробнее на характеристике каждого этапа.

На подготовительном этапе актуализируется проблематика и происходят целеполагание проекта и общая оценка ресурсов для его выполнения.

На данном этапе студенты под руководством сотрудника знакомились с основными направлениями деятельности музея и актуальными задачами его развития. Важным шагом на пути формирования цели и тематики проектов стало подробное знакомство с экспозицией музея, анализ степени информативности, информационной обеспеченности экспозиционных комплексов и их использования в разработке кратковременных и долговременных культурных, образовательных программ и проектов для конкретной музейной аудитории. В итоге была выявлена недостаточная, по сравнению с другими музеями, активность в работе с аудиторией, что связано с его относительной закрытостью для массового посетителя. Такая особенность свойственна многим музеям, существующим при ведомственных учреждениях. Учитывая тенденции в развитии музея, связанные с расширением адресной культурно-просветительской работы и привлечением новых категорий посетителей, совместно с сотрудниками были определены проблемное поле и цели проектной деятельности. Цель - создание экскурсионных проектов для детей старшего школьного возраста и студентов, которые позволят музею обогатить спектр экскурсионных программ в области культурно-образовательной работы и в итоге расширить целевую аудиторию.

Актуализация проблематики и целеполага-ние проекта осуществлялись в ходе коллективного обсуждения в группе. Применялись и приёмы активизации мышления участников проекта (например, мозговой штурм, графические организаторы информации, ассоциации), имело место обращение к имеющимся теоретическим знаниям студентов и их жизненному опыту. В частности, на этом этапе были актуализированы знания и навыки выполнения творческих заданий, полученные в ходе изучения тем «Музей. Социальные функции и классификация», «Музейный предмет - центральное звено музейной деятельности», «Экспозиционно-выставочная работа музеев» и «Образовательная и культурно-досуговая деятельность музеев».

Следующий этап связан с реализацией проекта. Он включает в себя планирование и выполнение конкретных действий участниками проектной деятельности.

В рамках планирования работы были окончательно определены темы экскурсионных проектов и составлен календарный план. Конкретная последовательность действий участников проекта включала в себя следующее:

- определение целей и задач конкретного экскурсионного проекта;

- распределение обязанностей;

- отбор источников информации (литературы и опубликованных исторических источников, электронных ресурсов), составление библиографии;

- сбор и анализ информации;

- работа с экспозицией, экспозиционными комплексами и отдельными экспонатами;

- отбор и изучение экскурсионных объектов;

- составление «маршрута», последовательности показа экспонатов;

- выбор методических приёмов проведения экскурсии;

- подготовка текста экскурсии;

- комплектование комплекса наглядных пособий и дополнительных материалов;

- оформление экскурсионного проекта.

Последовательность выполнения проектов обсуждалась в группе участников и корректировалась в соответствии с существующими методическими требованиями подготовки экскурсий.

Важным был и этап оформления проектной документации, поскольку он непосредственно связан с дальнейшей презентацией проекта перед потенциальным работодателем. Оформление экскурсионного проекта осуществлялось с учетом методических рекомендаций в области экскурсионного дела. Так, экскурсионный проект включал титульный лист, содержание, технологическую карту, индивидуальный текст

экскурсии, список источников и литературы, приложения (подробно в [11; 12]).

В целом, работая над содержанием экскурсионного проекта, студенты имели возможность оценить имеющиеся ресурсы (в том числе собственные силы и время) и грамотно распределить их; рационализировать поиск информации, критически оценивать ее, ранжировать по значимости, ограничивать по объему, использовать различные источники. При этом были наглядно представлены межпредметные связи между различными дисциплинами общественно-гуманитарного цикла, осознана их практическая значимость. Последнее имеет немаловажное значение для поддержания мотивации к дальнейшему обучению. На данном этапе руководитель практики осуществлял консультативные функции, совместно со студентами обсуждая промежуточные результаты их работы. В этом смысле метод проектов сочетался с методом сотрудничества, который основан на идее совместной развивающей деятельности преподавателя и студентов, взаимопонимании, совместном анализе хода и результатов деятельности.

Рефлексивный или оценочный этап был связан с определением качества проделанной работы, исходя из сопоставления результатов с поставленной в начале проекта целью. На этом этапе обсуждались возможные критерии оценки проектов. К обсуждению привлекались не только студенты - участники проектной деятельности, но и представитель музея (работодателя), который на этапе презентации выполнял функции эксперта.

Оценка осуществлялась по двум основным направлениям.

1. С точки зрения содержания - соответствие требованиям, предъявляемым к экскурсии. Здесь основные критерии - научность, тематическая конкретность, актуальность, наглядность (приоритет зрительных впечатлений), грамотная, яркая подача материала, владение вопросно-ответным методом (другими приёмами активизации внимания экскурсантов) и др.

2. С точки зрения практического применения и организации: проект выполнен в срок, документация достаточна и отражает основные стороны реализации проекта, четко определен адресат продукта (применение дифференцированного подхода к группе), использованы все доступные информационные ресурсы организации, т.е. удобство продукта в использовании (реализации), связанное с возможностью воспроизведения результата (не только автором, но и другими сотрудниками музея).

Студенческие проекты музейных экскурсий

203

В соответствии с выработанными критериями был сделан вывод о направлениях совершенствования проекта и дана предварительная оценка его качества, что позволило провести корректировку результатов. При этом студенты имели возможность самостоятельно оценить результат при сопоставлении его с заявленной целью.

Этап презентации результатов проделанной работы - завершающий этап проектной деятельности. На данном этапе студенты осуществляли презентацию своих экскурсионных проектов, проводили экскурсии для своих однокурсников и сотрудников музея, затем для соответствующей музейной аудитории, для которой экскурсия и была подготовлена. Этот этап связан с апробацией результатов и не исключает внесения корректировок в содержательную часть проектов. На данном этапе важно признание заслуг студентов, поскольку оно влияет на самооценку участников проекта. Этот факт признания заслуг закреплен в отзыве ответственного сотрудника музея (с реквизитами, подписями и печатями), который студент при необходимости может приложить к своему резюме при трудоустройстве.

Заключение

Таким образом, создание проекта по заданию потенциального работодателя не только позволяет реализовать учебные цели, но и даёт возможность студентам продемонстрировать свой творческий потенциал, реализовать свои знания, умения и навыки, осознать их практическую пользу в рамках реальных условий своей предполагаемой профессиональной деятельности. В ходе работы над экскурсионными проектами, студенты получили возможность проявить поисковую активность, самостоятельность, ответственность за итоговый продукт, который оценивался не только как результат учебной практики, но и с точки зрения пользы и возможностей прикладного использования в конкретной организации. Отмеченная форма организации практической работы студентов с активным участием представителей потенциальных работодателей может рассматриваться как эффективный педагогический метод в формировании конкурентоспособной личности в условиях современного рынка труда. Освещенный методический опыт проектной деятельности по созданию экскурсионных программ и отдельных экскурсий может быть применен и в области других смежных дисциплин (истории, культурологии, искусствоведения и пр.), а созданные продукты могут быть востребованы в сфере туризма.

Список литературы

1. Андреев В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс. Казань: Центр инновационных технологий, 2008. 500 с.

2. Гревцева И.В. Применение интерактивных методов обучения в образовательном процессе вуза: сайт. URL: http://lfostu.ucoz.ru/publ/innovacio nnye_podkhody_i_tekhnologii/primenenie_innovacionn ykh_metodov_obuchenij a_dlj a_realizacii_kompetentnost nogo_podkhoda/primenenie_interaktivnykh_metodov_o buchenija_v_obrazovatelnom_processe_vuza/29-1-0-284 (дата обращения: 03.02.2015).

3. Швец И.М., Левина Л.М., Марико В.В., Груд-зинская Е.Ю. Современные педагогические технологии в контексте ФГОС третьего поколения (Методическое пособие для преподавателей вузов). Нижний Новгород, 2010. 126 с. URL: http://www.unn.ru/pages /e-library/methodmaterial/2010/current_teaching.pdf (дата обращения: 01.10.2017).

4. Ломакин А.В. Технология проектного обучения: сайт. URL: http://ladlav.narod.ru/teh_proekt.htm (дата обращения: 15.02.2014).

5. Махотин Д.А. Проектный подход к технологии обучения в системе высшего профессионального образования // Качество. Инновации. Образование. 2005. № 1. С. 11-21.

6. Мастеница Е.Н., Шляхтина Л.М. Музеология и ее методы в системе социально-гуманитарных наук // Музеология. Культурология [Электронный ресурс] / Персональный сайт Е.Н. Мастеница. URL: http:// www.bvahan.com/museologypro/muzeevedenie.asp?li2= 5&c _text=44 (дата обращения: 15.02.2014).

7. Мастеница Е.Н., Шляхтина Л.М. Музеология и ее методы в системе социально-гуманитарных наук // Факты и версии: Историко-культурологический альманах. Исследования и материалы. Кн. 4. Методология. Символика. Семантика / Гл. ред. и сост.

B.Ю. Жуков. СПб.: ИМИСП, 2005. С. 23-34.

8. Сотникова С.И. Музеология как междисциплинарное знание // Музейные фонды и экспозиции в научно-образовательном процессе: Материалы Всероссийской научной конференции, Томск, 1820 марта 2002 г. / Отв. ред. Э.И. Черняк. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002. С. 5-17.

9. Кузина Н.В. К вопросу о путях реализации межпредметных связей с историей в преподавании неисторических дисциплин (на примере учебной дисциплины «музеология») // Межпредметные взаимодействия учебной дисциплины и науки история в учебном процессе вуза: Материалы Нижегородской региональной учебно-методической конференции, 17 февраля, 2012 г. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2012. C. 41-47.

10. Гузеев В.В. Проектное обучение как одна из интегральных технологий // Метод проектов: Научно-методический сборник. Минск: РИВШ БГУ, 2003.

C. 48-64.

11. Емельянов Б.В. Организация экскурсионной работы: методика, опыт. М.: Профиздат, 1984. 144 с.

12. Емельянов Б.В. Экскурсоведение [Электронный ресурс] // Всё о туризме. Туристическая библиотека. URL: http://tourlib.net/books_tour ism/ekskurs.htm (дата обращения: 15.02.2014).

STUDENT PROJECTS ON MUSEUM EXCURSIONS AS AN EXAMPLE OF INTERDISCIPLINARY

PROJECTS ON EMPLOYER'S REQUEST

N. V. Kuzina

Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod

The article highlights the experience of applying the project method in the course of students' practical training. The author reveals the contents of the main stages of the project activity and its importance for developing students' professional competencies in the study of social sciences and humanities.

The main methods of research included the theoretical analysis of instructional literature; analysis and synthesis of empirical data, review of documentation, observation and the method of pedagogical experiment. Experimental work to prove the effectiveness of the above-mentioned form of educational work organization was conducted during 2011-2014, and was based on the classes of the bachelor's program students.

During their work on excursion projects, students had an opportunity to demonstrate their search activity, independence, responsibility for the result. Such form of students' practical work organization with the participation of potential employers' representatives can be considered an effective pedagogical method to form a competitive personality in the conditions of the modern labor market.

Keywords: project method, practical training of students, interdisciplinary project, museum, excursions, innovative teaching methods.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.