Научная статья на тему 'Сценарный подход к исследованию жизненной стратегии личности'

Сценарный подход к исследованию жизненной стратегии личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
366
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бабулина Л. В.

На психологическом факультете Национального исследовательского университета – Высшей школы экономики на кафедре психологии личности под руководством профессора К.А. Абульхановой и профессора В.С. Агапова проводится научная работа, призванная теоретически обосновать сценарный подход к изучению жизненного пути личности и эмпирически доказать ключевое значение сценарных паттернов для формирования жизненной стратегии личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сценарный подход к исследованию жизненной стратегии личности»

СЦЕНАРНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ ЛИЧНОСТИ © Бабулина Л.В.*

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Москва

На психологическом факультете Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики на кафедре психологии личности под руководством профессора К.А. Абульхановой и профессора B.C. Агапова проводится научная работа, призванная теоретически обосновать сценарный подход к изучению жизненного пути личности и эмпирически доказать ключевое значение сценарных паттернов для формирования жизненной стратегии личности.

Основная практическая задача исследования - определить, благодаря чему личность способна выстроить и осуществить стратегию «жизненного успеха», как называют субъектную жизненную стратегию в популярной психологической литературе.

На конференции мы представляем результаты исследования, проведенного на кафедре психологии личности НИУ-ВШЭ под руководством профессора, академика РАО К.А. Абульхановой и профессора B.C. Агапова. Завершена научная работа, призванная теоретически обосновать сценарный подход к изучению жизненного пути личности и эмпирически доказать ключевое значение сценарных паттернов для формирования жиз -ненной стратегии личности, осуществить соотнесение субъектного и сценарного подходов к изучению личности в жизненном пути.

Изменения в жизни современной российской личности, затрагивающие все сферы человеческого бытия (от нового мирового устройства до нового качества существования каждой отдельно взятой личности, ее возможностей и новых требований, предъявляемых к ней самой изменяющейся реальностью), стимулирует психологию личности не только к поиску новых, нетрадиционных способов объяснения, осмысления индивидуальной жизненной реальности, в которой каждая личность осуществляет свое самодвижение и развитие, но и заставляет нас неизбежно обращаться к поиску, обозначению индивидуального и типичного в способах проживания жизненного пути личности.

Признавая справедливые замечания специалистов о том, что проблемы «жизненного пути личности», «стратегий жизни», «жизненной программы личности», «жизненной позиции личности» и другие, касающиеся своего

* Преподаватель кафедры Психологии личности, соискатель ученой степени кандидата психологических наук.

рода экзистенциальных вопросов психологии личности, не являются новыми, мы считаем, что привносим свой особый взгляд на эти проблемы, позволяющий нам перенести в Психологию XXI века наиболее ценное из того, что было разработано в веке двадцатом отечественными психологами - исследователями жизненного пути личности. Мы актуализируем, придаем особый статус понятию субъектности, концепции субъекта, предложенной С.Л. Рубинштейном, развитой позже в работах К.А. Абульхановой и ее учеников [1]. Сущностной характеристикой субъектности становится способность личности к жизнетворчеству, что подразумевала КА. Абульханова в своих работах, описывая жизненные способности личности в качестве субъекта, и что вызывает большой интерес для эмпирического исследования.

Наследие отечественной научной психологии личности [1-3, 6, 9, 11] позволяет нам иметь теоретико-методологическую основу исследования, представляющего по своей сути нетрадиционную форму интеграции фундаментального отечественного и прикладных зарубежных и отечественных исследований, взглядов, позиций в отношении понимания жизненного пути личности и его основных категорий.

Нас заинтересовал вопрос о личностно-типологических особенностях сценариев, какова роль сценарного поведения как основания, стержня жизненного пути личности, в каких соотношениях находятся жизненная стратегия личности, выстраиваемая на основе жизненного сценария, и активная жизненная стратегия личности, как субъекта жизненного пути.

Качество личности как субъекта жизненного пути теоретически связано с определенным способом организации жизни, что было не раз показано в работах отечественных и зарубежных ученых. Однако, как писала К.А. Абульханова, реально разные личности, несмотря на типичность такого способа организации жизни, связанной с разрешением противоречий, в разной степени становятся его субъектами, или проявляют разные степени субъектности [3]. В связи с этим важнейшим для исследования особенностей способов проживания жизненного пути становится понимание способности и потребности субъекта в оптимальной организации жизни. Данная тенденция считается детерминирующей многими учеными, психологами. Так, например, А. Маслоу и К. Роджерс считали ее присущей самой личности, составляющей способности к самоактуализации. Именно индивидуальность личности, ее неповторимое «Я» способно к самоактуализации, считает К.А. Абульханова [3]. Самодвижение личности, саморазвитие, самодетерминация (что является основными критериями субъекта жизненного пути) проявляется в совершенствовании личности как индивидуальности. Важно, что, имея четкие критерии субъекта жизненного пути, благодаря теоретическим разработкам К.А. Абульхановой [2, 3], мы можем говорить, что развитие личности как субъекта жизни проявляется не в абстрактных духовных ценностях и представлениях [1], а, прежде всего, в способности изменять свою собственную жизнь, реальную жизнь.

Одной из основных способностей личности как субъекта жизненного пути является способность к построению жизненной стратегии [2]. Сама жизненная стратегия так же может оцениваться [3], как способность реализовывать, удерживать соответствующее своей индивидуальности, притязаниям, смыслу жизни, ценностным ориентациям жизненное направление (Э. Берн называл это жизненным курсом личности) в препятствующих, неуспешных, трудных обстоятельствах. Личность осознает или нет свои цели, задачи, приоритеты в различных жизненных сферах, осознает или нет масштабы своей личности в целом, свои способности, соответствие-несоответствие их проявлений текущим обстоятельствам, что нужно изменить для достижения цели и удовлетворения, питающего жизненные смыслы, в каких пределах, какими способами осуществить изменения в стратегии, чем можно пожертвовать и какова цена этой жертвы.

Проводя научное исследование, мы опирались как на известные методики [7], так и на методики, применяемые в русле транзакгного анализа [10]. Созданная нами специально для исследования методика, направлена на выявление особенностей работы личности с проблемной ситуацией, определение уровня субъектности личности и возможного его дифференцирования [4].

Личность рассматривает, имеет в виду, анализирует жизненные противоречия между известным и неизвестным, обстоятельствами, требованиями окружения, образом жизни и желаниями, способностями, возможностями личности. Противоречия выделяются личностью из потока жизненных событий, осознаются в сложном процессе - проблематизации, и в результате -личность становится способной решать свои проблемы. Проблематизация свидетельствует о творческом, преобразующем, конструктивном характере сознания и мышления [3]. Представленность проблем в сознании людей еще не свидетельствует о готовности к их решению, о способности к такому решению. Постановке проблемы угрожает стереотип, сформированный прошлым опытом, который снимает проблему, превращая ее в задачу, условия и требования которой «известны», привычны для личности, переводя ее на типичное решение, свидетельствующее о категоричности, упрощенности, интеллектуальной поспешности. Иногда личность целиком отдается во власть переживания проблемы, не пытаясь ее решить.

Мы исходим из того, что способность личности к «видению» жизненных противоречий, к их проблематизации, является неотъемлемой ядерной составляющей личности как субъекта своего жизненного пути, соответственно выделенным К.А. Абульхановой критериям [2]. Способы разрешения противоречий, способы взаимодействия с миром, зафиксированные в сознании личности, отражаются в ее ценностных ориентациях, влияют на стратегии поведения и стратегии жизненного пути в целом.

Построение жизненной стратегии «предполагает преодоление противоречий, препятствий, трудностей на пути реализации этих принципов, осоз-

нание цены разрешения противоречий. На уровне сознания жизненная стратегия воплощается в Я-концепции, что дает возможность личности осознать себя как субъекта, отнестись к себе как к источнику жизненных перемен, причине событий, поступков, выявить в себе новые стремления и силы, взять на себя ответственность за реализацию своих устремлений, ближних и дальних, за то, чтобы прожить свою жизнь достойно» [3], осознанно.

Здесь мы сталкиваемся с пониманием того, что личность, постоянно разрешая противоречия, возникающие на жизненном пути, вынуждена делать выбор (это крайне важно и в субъектном подходе при анализе стратегий жизни), что в ситуациях, где есть что-то незнакомое для личности, личность, способная к выходу из сценария, пойдет новым, неизвестным путем, проявляя активность, принимая на себя ответственность за свои решения, стремясь к автономии, к осознанности (против неосознавания) и взвешенности жизненных решений. Такая стратегия в полной мере соответствует важнейшему положению субъектного подхода - это, фактически, описание способности личности быть субъектом своего жизненного пути, это - проявление высокой степени субъ-екгности как жизненной способности личности к жизнетворчеству.

Напротив, личность, действующая в рамках сценария будет, испытывая негативные эмоции, личностные потери самого разного характера, ожесточенно сопротивляться новому, незнакомому, а потому - пугающему личность, обладающую низкой степенью субъектности. Пересекаясь с мыслью С.Л. Рубинштейна [11], транзактные аналитики [5; 10] указывают, что для человека, действующего по сценарию, другая реальность, вне сценария, отсутствует для личности. Личность ее отрицает, игнорирует, искажает, забывает о ней, просто не видит, наконец, другого способа жизни, а, следовательно, и не способна осознать свой способ жизни так, чтобы в последующем стать способной его изменить.

Жизненный путь личности, не обладающей высокой степенью субъекгно-сти, не являющейся субъектом своего жизненного пути, полон ограничений, несвободы, «несамодетерминации», неподлинного, неосознаваемого бытия. Мы настаиваем, что такой способ жизни не отрицает активности личности при построении своего жизненного пути, но эта активность обладает другими характеристиками, принципиально отличными от активности личности в качестве субъекта своего жизненного пути, от личности, выстраивающей субъектную жизненную стратегию, основные характеристики которой (как активной жизненной стратегии) даны в отечественной психологии личности [3].

Особенно интересной была работа по совмещению понятий, выявлению сущности похожих категорий, описывающих сценарный и субъектный подходы к рассмотрению жизненного пути личности. Было обнаружено, что многие понятия действительно близки по своему содержанию, но что особенно важно, рассмотрение категорий жизненного пути (прежде всего - жизненной позиции личности), безусловно, выигрывает, если мы

применяем оба вышеуказанных подхода непосредственно. Многие теоретические моменты [3, 5] приобретают завершенность в понимании явлений и процессов жизненного пути личности, а наличие адаптированного методического инструментария в русле сценарного подхода [10] способствует повышению эффективности результатов практического исследования.

Мысль о применении нескольких подходов к анализу жизненного пути, хотя и не является новой, но, безусловно, подтверждает свою эффективность и потенциал для применения на практике, в психологическом консультировании, коучинге [4-8, 10].

Таким образом, мы сталкиваемся с тем, что теоретико-методологический принцип субъекта до сих пор вызывает интерес, позволяя строить типологические модели по разным основаниям, касаясь самых различных категорий жизненного пути личности, переводя наше внимание с методологического уровня на конкретно-исследовательский, на практический уровень. Особенно важным это замечание является в силу сближения, взаимопроникновения отечественной персоналистической традиции и многих зарубежных личностных концепций, изучение которых, активное освоение и внедрение в практику, происходит в современном российском психологическом пространстве.

Транзактный анализ, благодаря которому мы используем понятия «жизненного сценария», «сценарных паттернов», «сценарных решений», является не только солидным по времени существования западным течением психологии личности, но и современным, широко известным и снабженным солидным методическим аппаратом направлением в психотерапии и психологическом консультировании. В нашей стране проиллюстрировать данное утверждение может, например, деятельность Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги (национальной зонтичной организации Европейской Ассоциации Психотерапии), и практическая деятельность, научные работы ее президента - доктора медицинских наук, профессора В.В. Макарова и его соратников [10], обширная просветительская и практическая работа специалистов, являющихся членами российских организаций-филиалов Европейской ассоциации транзактного анализа -Санкт-Петербургского объединения транзактного анализа и Рязанской ассоциации транзактного анализа. Большой интерес к транзактному анализу позволил ввести в учебный план кафедры психологии личности факультета психологии НИУ-ВШЭ научно-исследовательский семинар с одноименным названием под руководством академика РАО, профессора В. А. Петровского, имеющего авторские теоретические и практические разработки в русле современного транзактного анализа.

Выполняя практические задачи, мы посчитали необходимым построить более дифференцированную типологию, в частности, жизненных стратегий личности, чем те которые были заявлены в самом начале изучения категорий жизненного пути. Принципиальная, конструктивная роль мето-

дологического принципа субъекта позволяет использовать его как «конструктивную операциональную «технологию», обеспечивающую выдвижение гипотез и теорий, для ориентации эмпирических исследований» [2], как метод их осуществления.

Список литературы:

1. Абульханова К. А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. -СПб.: Алетейя, 2001.

2. Абульханова К.А. Принцип субъекта в отечественной психологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2005. - Т. 2, № 4.

3. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991.

4. Бабулина Л.В. Субъектные и сценарные стратегии жизненного пути личности // Мир психологии. - 2007. - № 1 (49).

5. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. - СПб.: Издательство «Братство», 1992.

6. Дружинин В.Н. Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психологии. - М.: ПЕР СЭ, 2005.

7. Иващенко A.B., Щербакова H.A. Диагностика субъектных качеств личности. - М., 1997.

8. Козлов Н.И. Формула успеха, или Философия жизни эффективного человека. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2004.

9. Кон И. С. Жизненный путь как предмет междисциплинарного исследования // Человек в системе наук. - М., 1989.

10. Макаров В.В., Макарова Г.А. Транзактный анализ - восточная версия. - М.: Академический Проект, ОППЛ, 2002.

11. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. - М., 1997.

СВОЙСТВА ТЕМПЕРАМЕНТА КАК ФАКТОР ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ © Гроголева О.Ю.*

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, г.Омск

The peculiarities of forming responsibility of juveniles are of similar interest and so are retraced in the work. Age differences in the level of developing responsibility are defined as well as manifestation of behavioural, emotional and cognitive components of this characteristic of the personality. The content of the ideas and views on responsibility at each age stage is subjected to qualitative comparative analysis.

* Доцент кафедры Общей психологии, кандидат психологических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.