Научная статья на тему 'Сценарные условия развития Санкт-Петербурга'

Сценарные условия развития Санкт-Петербурга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
533
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ / ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН САНКТ-ПЕТЕРБУРГА / ПЛАНИРОВОЧНЫЕ УСЛОВИЯ / ВАЛОВОЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ / ГРАДООБРАЗУЮЩИЕ ОБЪЕКТЫ И ОТРАСЛИ / ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / GENERAL PLAN OF DEVELOPMENT OF ST. PETERSBURG / PLANNING CONDITIONS / GROSS REGIONAL PRODUCT / CITY-FORMING OBJECTS AND BRANCHES / UNITED ECONOMIC SPACE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ходачек А. М.

В статье рассматриваются варианты развития крупного города с учетом выполнения целевых приоритетных функций на основе документов стратегического планирования. Определяется значимость развития отдельных отраслей городской экономики на перспективный период до 2025 года. Делается вывод о приоритетном значении трех главных факторов: динамика численности и структура населения; международное сотрудничество; использование внутреннего инвестиционного потенциала Санкт-Петербурга

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scenarios of St. Petersburg development (Russia, St. Petersburg)

The article discusses possible scenarios of a large city development on the basis of priority functions laid out in the documents of strategic planning. The author defines the significance of particular branches of the city economy within the prospective plan till 2025, and singles out three major factors related to this: dynamics and structure of population growth, international cooperation, and the use of internal investment potential of St. Petersburg

Текст научной работы на тему «Сценарные условия развития Санкт-Петербурга»

ласти предприятия—участники экономической зоны будут осущест- взяла на себя лидерство в разработке стандарта управления интел-влять не только торговые операции, но и инновационные процессы. лектуальной собственностью в условиях Особой экономической

Россия вступила во Всемирную торговую организацию, что так- зоны. При этом к разработке стандартов должны подключиться и

же накладывает определенные ограничения. Магаданская область другие регионы, где есть подобные условия.

Литература

1. Андрианов В.Д. Россия. Экономический и инвестиционный потенциал. — М.: Экономика, 1999.

2. Дудов Н.Н., Голобокова Г.М. Стратегическое управление регионом в инновационной экономике: монография / Под ред. Г.М. Голобоковой — Магадан: Изд. СВГУ, 2008.

3. Федеральный Закон ФЗ-104 «Об особой экономической зоне в Магаданской области» от 31 мая 1999 г.

4. Об Особой экономической зоне в Магаданской области: федеральный закон: принят Гос. думой 23 апреля 1999 г.: одобр. Советом Федерации 17 мая 1999 г. // Собр. законодательства РФ. — 2005. — № 52 (ч.П), ст. 5602.

5. Итоги развития экономики и социальной сферы Магаданской области в 2011 году. — Магадан: Магаданстат, 2012. — 91 с.

6. Областная целевая программа «Инновационное развитие Магаданской области на 2009-2013 годы» // Магаданская правда. — 2011. — № 47 (20 апр.)

7. Рекомендации участников расширенного выездного заседания Наблюдательного и Ученого совета РНИИИС в Магаданской области «О приоритетах инновационного развития через рынок интеллектуальной собственности регионов Сибири и Дальнего Востока» г. Магадан: Итоговый документ — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://docs.pravo.ru

8. Юринская Я.В. Методы экономического стимулирования инвестиционной деятельности в Особой экономической зоне в Магаданской области. — Магадан: Изд-во СВГУ, 2009.

9. Свободные экономические зоны [Электронный ресурс] / В.П. Максаковский. Режим доступа : http:// www.investments.com.ua.

10. Бояркин Г. Векторы колымских инноваций // Магаданская правда в пятницу. — 24.08.2012. — № 24. — С. 2.

11. Шиганов А.В. Особые экономические зоны как «точки роста» в экономике регионов // Экономический анализ: теория и практика. — 2010. — № 6 (171). — С. 67-72.

12. Федеральная целевая программа «Сокращение социально-экономических различий регионов» (2002-2010 годы и до 2015 года) [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://docs.pravo.ru

СЦЕНАРНЫЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

А.М. Ходачек,

президент Санкт-Петербургского филиала Национального исследовательского университета Высшей школы экономики,

доктор экономических наук, профессор hodachek@hse.spb.ru

В статье рассматриваются варианты развития крупного города с учетом выполнения целевых приоритетных функций на основе документов стратегического планирования. Определяется значимость развития отдельных отраслей городской экономики на перспективный период — до 2025 года. Делается вывод о приоритетном значении трех главных факторов: динамика численности и структура населения; международное сотрудничество; использование внутреннего инвестиционного потенциала Санкт-Петербурга.

Ключевые слова: Санкт-Петербург, Генеральный план Санкт-Петербурга, планировочные условия, валовой региональный продукт, градообразующие объекты и отрасли, единое экономическое пространство.

УДК 338.22 ББК У9(2)-55-230.38(2Р31)

Существует много вариантов будущего развития Санкт-Петербурга, начиная со Стратегического плана и заканчивая серьезными экономическими исследованиями по развитию отдельных направлений и отраслей. Рассматривать варианты развития города необходимо через анализ экономических стратегий. При решении локальных городских задач необходим учет общественного мнения населения города, но постановка и достижение стратегических целей Санкт-Петербурга как города федерального значения требует также стратегического видения его развития в условиях глобальных экономических отношений. Его развитие неизбежно зависит от того, насколько качественной будет разработка и реализация перспективных программных документов.

Чтобы принципиально определить стратегические направления развития, необходимо делать ставку и направлять ресурсы на преобладающий внешний обмен, экономическую экспансию и экспорт либо сделать акцент на внутренней экономике города, российском рынке и местных ресурсах. Второе надежнее, но зачастую менее выгодно сегодня. Первое быстрее может привести к эффективному результату, но менее надежно, так как риски выше. Выбор зависит от оценки факторов развития, геополитической ситуации и международной стратегической конъюнктуры [5].

Большое значение будет иметь политика развития стратегических функций города. Это те отрасли, производства, направления и

сферы экономической деятельности, которые ориентированы на внутрироссийский и международный рынки и характеризуют роль региона в территориальном разделении труда, в российской экономике и мировом хозяйстве. Степень развитости стратегических функций определяется тем, на что больше ориентируется город — на внутреннюю экономику или внешний обмен.

Возникают вопросы о критериях выбора стратегических функций. Главный среди них — дают ли они достаточное количество рабочих мест для населения города и региона? Насколько достаточен доход для города, его бюджета? Кроме того, стратегические функции должны обладать качествами надежности, тесно связывать Санкт-Петербург с Ленинградской областью и с российским рынком. Конкретный набор стратегических функций определяется особенностями Петербурга, его территорией, условиями и факторами развития. Отмечается высокая доля внешнеэкономического сектора, ориентированного на обмен, большое разнообразие стратегических функций, усиление их в перспективе в связи с вступлением России в ВТО [1]. К этому можно отнести и изменение экономических условий деятельности реального сектора экономики в Санкт-Петербурге, разработку мер, направленных на адаптацию предприятий к условиям ВТО.

По значимости для занятости, бюджета, стратегической надежности эти функции можно расположить в следующем поряд-

ке. Прежде всего — промышленность, ориентированная на выпуск стартовых серий новой техники для России в сотрудничестве с зарубежными фирмами, оборудования для топливно-энергетического комплекса, высококачественных предметов потребления, пищевой продукции, продукции для военно-промышленного и лесопромышленного комплекса, средств транспорта. Затем — транспортно-внешнеторговая и логистическая функции с созданием хозяйственного и финансового комплекса приграничного транзитного типа. Не стоит забывать о культурно-образовательной и туристической функциях, а также о науке и инновациях. Важна организационнохозяйственная роль Санкт-Петербурга как второй столицы России и формирование здесь соответствующего социально-экономического комплекса совместно с Ленинградской областью на основе разработки нового Генплана Санкт-Петербурга до 2035 года, так как предыдущий Генплан завершает свое действие в 2015 году [6].

Для Петербурга важнейшее значение будет иметь диверсификация градообразующей базы, опора на несколько стабильных стратегических направлений получения дохода. Акцент только на одном-двух направлениях (например, на посреднической роли во внешнеэкономической деятельности или туризме) лишает город стратегической стабильности. Отдельного внимания заслуживают предпочтения спроса инвесторов, направленного на экономику Санкт-Петербурга. На основе анализа различных групп инвесторов можно сформулировать территориальные и отраслевые предпочтения спроса, выделить основные проблемы.

Развитие Санкт-Петербурга в период до 2025 года будет определяться, прежде всего, тремя главными факторами: динамикой численности и структурой населения; возможностями развития сотрудничества Петербурга и России в целом с западными странами; возможностями использования внутреннего инвестиционного потенциала. Меньшее значение будет иметь научно-производственный потенциал. Ограничителями будут выступать планировочные условия и требования культурно-исторического характера. Рассмотрим три возможных сценария развития Петербурга, которым соответствуют параметры отдельных элементов. Эти сценарии предполагают различную степень использования и влияния основных условий и факторов развития города.

Основной (базовый) сценарий № 1 (реалистический) предполагает сохранение Санкт-Петербургом того места и функций в экономике России, которые сформировались в последние 10-12 лет (с 2000 года) [6]. Он также предполагает сохранение нынешнего геополитического и геоэкономического положения города, проявившихся в последние годы тенденций роста инвестиционного спроса и его опережения по сравнению с ростом потребительского спроса. Этот сценарий потребует значительных затрат для получения высокого инвестиционного рейтинга. Данный сценарий рассматривается как основной.

Чтобы активизировать инвестиционный процесс, в Санкт-Петербурге целесообразно проводить совместную с органами власти, занимающимися вопросами управления городским имуществом, политику эффективного использования объектов собственности города, входящую в комплекс мероприятий по стимулированию инвестиционной активности.

Сценарий № 2 (оптимистический) предполагает еще более полное использование выгод геоэкономического положения города: в частности за счет перемещения в Петербург части транзитных функций, выполняемых странами Балтийского региона; существенное увеличение инвестиционной привлекательности и потребительского спроса, в том числе за счет улучшения общего имиджа города. Предполагается, что в этом плане город будет выигрывать у соседей, однако в условиях обострения межрегиональной и межстрановой конкуренции этот сценарий менее реален, чем первый.

Сценарий № 3 (пессимистический) предполагает, что город лишится существенной части своих геополитических и геоэконо-мических выгод. Это может произойти в связи с более интенсивным развитием регионов Европейского Севера России (нефтепровод Сибирь — Мурманск, освоение шельфа, проект Nord Stream и др.), сохранением странами Балтийского региона транзитных функций (при поддержке ЕС и НАТО). Это снизит приток населения, обусловит существенное снижение темпов роста инвестиционного и потребительского спроса. Направление развития Петербурга существенно сместится в сторону обеспечения нужд внутрироссийс-кого рынка и сотрудничества с Ленинградской областью и другими регионами Северо-Западного федерального округа [6].

Как дополнительный следует рассматривать сценарий, предполагающий объединение Санкт-Петербурга и Ленинградской об-

ласти. Он может быть реализован, по-видимому, как улучшенный сценарий № 3, когда город будет вынужден при поддержке федерального центра пойти на интеграцию с областью, которая будет к тому времени располагать более существенными возможностями экономического роста.

В результате реализации базового сценария развития удастся в долгосрочной перспективе поддержать занятость населения на уровне 2,1-2,2 млн человек, что будет соответствовать динамике численности населения и позволит минимизировать уровень безработицы до 3-4% от экономически активного населения. Валовой региональный продукт вырастет примерно до 2-2,5 трлн рублей, что при улучшении структуры его распределения позволит к 2025 году увеличить реальные доходы населения до 400 тыс. рублей (33-40 тыс. в месяц) в год на одного жителя (в сопоставимых ценах) [6].

Будут произведены в безопасных интервалах структурные сдвиги в занятости, что позволит избежать серьезных деформаций в профессионально-квалификационном составе трудоспособного населения, достигнуть более рационального использования городских территорий. Малоиспользуемые производственные территории могут быть трансформированы в селитебные зоны, коммуникации и зеленые массивы. Доля территорий, занятых градообразующими объектами, уменьшится на четверть, а в абсолютном исчислении — на 60-70 тыс. га. Возрастут научно-технический потенциал и занятость в отрасли «Наука и научное обслуживание», что несколько сгладит профессиональную неустроенность десятков тысяч жителей города [4].

Ориентация экономики города на внешнеэкономическую сферу сохранится в пределах 35-37%, что обеспечит поступление относительно высоких доходов, но серьезно не нарушит региональную экономическую безопасность. В промышленном производстве структурные сдвиги не нарушат позиций машиностроения, которое останется центром научно-технического прогресса для страны. В то же время структура промышленности будет больше ориентирована на конечный продукт с высокой степенью добавленной стоимости. Наконец, будет достигнута высокая степень использования туристического потенциала Санкт-Петербурга.

В случае развития города по оптимистическому сценарию предложенные параметры окажутся на 20-30% выше, и по качеству жизни он может выйти на среднеевропейский уровень. Наряду с усилением деятельности по стимулированию инвестиционной активности руководству Санкт-Петербурга необходимо повышать эффективность использования бюджетных инвестиций в направлении обеспечения преемственности и непрерывности финансирования инвестиционных проектов и программ, существенного повышения результативности государственного инвестирования.

Будущее Санкт-Петербурга в случае реализации пессимистического сценария можно представить следующим образом: значительная безработица, существенные проблемы в городском хозяйстве, состоянии жилого и нежилого фонда (включая большую часть исторического центра). Промышленность, сфера науки и научного обслуживания составляют существенную часть экономики города, но работают на 60% своих возможностей. Развита сеть досуга, сферы торговли и обслуживания.

Динамика численности занятого населения в значительной степени будет определяться процессами демографического развития. В перспективе следует ожидать некоторого улучшения демографической ситуации. Это выразится, прежде всего, в постепенном росте рождаемости. Число родившихся увеличится на 30-35% (в расчете на год). Это позволит замедлить естественную убыль населения, и в итоге к 2025 году в городе будут проживать не менее 4,7 млн человек (в случае сохранения существующих тенденций — не более 4,6 млн). В этих условиях сохранение и развитие Санкт-Петербурга невозможны без массированного притока населения, прежде всего — из ближнего зарубежья и отчасти из других стран. В сумме положительное сальдо можно оценить за весь период в 600-800 тыс. человек. При этом в расчете на год его величина возрастет к концу этого периода в три раза (до 50-55 тыс. человек) [1, 2, 3].

Доля трудоспособного населения в первой половине периода будет стабильной, на уровне 60-61%, но в дальнейшем в связи с ростом рождаемости и сдвигами в возрастной структуре она существенно снизится. В итоге при росте общей численности населения (5,028 млн человек) после 2012 года этот показатель уменьшится. По сценарию № 1 предполагается уменьшение численности занятых на 10-12%. Если же исключить механический приток, то сокращение занятости приобретает обвальный характер — на 35-40%. Это будет характерно для сценария № 3. Раз-

витие по сценарию № 2 предполагает незначительное (на 5-6%) снижение численности в первую половину расчетного периода, а затем некоторый ее рост.

В структуре занятости доля отраслей и сфер, имеющих градообразующую направленность, не претерпит существенных изменений, оставаясь на уровне 70%. При этом занятость в промышленности сократится до 320-330 тыс. человек, то есть на 30%. По демографическим причинам несколько уменьшится доля занятых в сфере подготовки кадров. Следует ожидать роста занятости в строительстве, что обусловлено необходимостью остановить прогрессирующее выбытие основных фондов, в науке (поддержание конкурентоспособности экономики города и России), а также на транспорте и в сфере туризма и услуг.

При реализации сценария № 2 в занятости будут происходить процессы, характерные для начальной фазы постиндустриального этапа развития. Это выразится в определенном восстановлении доли занятых в науке, прогрессирующем увеличении в структуре занятости транспортно-коммуникационной сферы, инновационноинвестиционного комплекса и посреднической деятельности, а также в существенном падении доли занятых в промышленности. Сценарий № 3 будет характеризоваться определенной консервацией структуры занятости, наиболее заметным окажется относительное снижение занятости в промышленности.

При всех сценариях развития города объемы ВРП и промышленного производства будут увеличиваться и среднегодовые темпы роста ВРП как минимум удвоятся, а при оптимистическом сценарии (№ 2) — утроятся. Общий уровень открытости экономики города достаточно существенно возрастет (до 80% и более). При этом по первым двум сценариям особенно усилится ориентация экономики на обслуживание внешнеэкономических связей и экспорт — в сумме до 35-40% всего хозяйства Петербурга. При реализации сценария № 3 уровень открытости экономики не вырастет.

ВРП (в сопоставимых ценах) увеличится с 94 до 1440 тыс. рублей на одного жителя, что дает в среднем 6-7% годовых. Объем промышленной продукции возрастет примерно в три с половиной раза (против четырех с половиной раз по ВРП). В структуре промышленности увеличится доля энергетического и точного машиностроения, которое преимущественно будет работать на российский рынок, но будут иметь развитые производственнотехнологические связи с западными фирмами. Несколько сократится за счет изменения в структуре потребления доля пищевой промышленности. В легкой же промышленности, напротив, следует ожидать оживления.

В целом такое же направление развития промышленности будет характерно для сценария № 2. При этом более заметной окажется динамика развития отраслей и производств, ориентированных на конечное потребление домашними хозяйствами товаров непродовольственной группы, а также производства средств транспорта и коммуникационной сферы, стройматериалов. При развитии по сценарию № 2 промышленность в значительной мере сохранит прежние позиции, и будет ориентироваться на производство оборудования для различных отраслей российской экономики, товаров продовольственной группы.

В рамках основного сценария (№ 1) существенный приток населения потребует активизации жилищного строительства, в том числе строительства малоэтажного жилья. Ежегодный объем ввода жилья увеличится в два с половиной раза, а общая величина жилищного фонда города достигнет 150-160 млн кв. м (рост в полтора раза). При этом в связи с расширением малоэтажной и коттеджной застройки площадь селитебных территорий будет расти более высокими темпами. Сокращение территорий, занятых градообразующими объектами, примерно на 20% не создает нужного территориального ресурса. В связи с этим возникает необходимость расширения территории Санкт-Петербурга за счет Ленинградской области (в рамках 50-километровой зоны), а также изменения городской черты. Территориальный рост станет особенно заметным при реализации сценария № 2 и минимальным — при сценарии № 3.

В составе отраслей Петербурга особенно существенный рост покажет строительный комплекс. Это обусловлено необходимостью восстановления производственного аппарата и городской инфраструктуры. Уровень инвестиций необходимо будет довести до 27-30% ВРП, что соответствует макроэкономическим нормативам активной модернизации экономики, увеличив их объем, в пять раз. В еще большей степени возрастет объем работ по строительному подряду. При реализации сценария № 2 уровень инвестиций превысит 30%, по сценарию № 3 их общая величина также будет

достаточно значительной, что вызовет ограничение роста потребительского спроса.

Внешний транспорт—один из наиболее активно развивающихся элементов градообразующей базы. Объем перевозок грузов возрастет на всех видах транспорта, но в большей мере — на морском, автомобильном и трубопроводном. Что, в частности, связано с интенсификацией грузопассажирского паромного сообщения на линиях Калининград — Усть-Луга, Хельсинки — Санкт-Петербург и Санкт-Петербург — порты Германии. При этом развитие транспортного комплекса будет выражаться не столько в росте объемов перевозок, сколько в росте стоимости грузов, развитии логистической инфраструктуры. Этот процесс наиболее интенсивно будет осуществляться при условии реализации сценария № 2.

Важнейшей останется градообразующая роль туризма. Однако его развитие не будет значительным, так как набор факторов активизации туризма в городе достаточно ограничен, и они уже в значительной мере использованы. Цифра 6-7 млн иностранных туристов в год с пребыванием в Петербурге в среднем в течение шести-семи дней будет означать достижение 80-85% туристической емкости города. При сценарном варианте № 2 потолок экстенсивного развития туризма практически будет достигнут, и встанет задача его качественного роста и увеличения на этой базе доходов города.

Слияние Санкт-Петербурга и Ленинградской области в существующих границах в настоящее время представляется гипотетическим. В этом вопросе для двух субъектов РФ существуют различные условия и задачи экономического развития, управления, далеко не одинаковы проблемы социального, инфраструктурного, планировочного и экологического характера. Мировая практика свидетельствует, что крупнейшие города почти всегда представляют собой отдельные от окружающих территорий административные образования. Тем не менее, объединение Санкт-Петербурга, имеющего целый ряд ограничений для экономического развития и инвестиций, и Ленинградской области может в проектном периоде стать реальностью.

Сама идея объединения с разной степенью интенсивности прорабатывается с начала 1980-х годов. К моменту завершения сроков реализации Генплана 1966-1986 годов Ленинград и Ленинградская область представляли собой единый экономический организм. Филиалы многих промышленных объединений и проектных организаций находились на территории области. Вывод экологически неблагоприятных предприятий из центральной исторической части города в соответствии с федеральной подпрограммой «Сохранение исторического центра Санкт-Петербурга» планировался на площадки, специально зарезервированные в Ленобласти.

Когда в 1987 году был утвержден новый Генеральный план Ленинграда и Ленинградской области на период до 2005 года, он предусматривал комплексное развитие их территорий. В принятом документе фактически были заложены основы поэтапного объединения двух федеральных субъектов к середине 1990-х годов, однако этого не произошло.

В целях регионального экономического развития необходимо определить факторы, связанные с проблемами сотрудничества Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Формирование единого экономического пространства города и области при объективном развитии внешних связей требует изучения новых закономерностей регионального развития, возникающих в условиях трансформирующейся экономики. Экономические реформы могут привести к изменению территориальной структуры экономики, при этом механизмы экономического управления территориальным развитием в новых условиях пока не выявлены как в целом, так и для объединяемых субъектов.

Не стоит забывать о том, что еще не сложилась новая система управления региональным развитием. Механизмы региональной политики существуют в различных правовых полях, их нерегулируемое взаимодействие приводит к углублению экономической дифференциации. В структуре механизмов региональной политики большое значение приобретают факторы территориального управления экономическим развитием. Глобализация мировой экономики влияет на Санкт-Петербург и Ленинградскую область по-разному.

Но есть и общие интересы. Планирование и координация экономической и социальной политики будут способствовать развитию двух федеральных субъектов, приведут к улучшению деятельности их хозяйствующих структур. Экономическая политика, которая может быть предложена на ближайшее время, — это создание благоприятных условий для интеграции города и области (нормативно-правовая база, инвестиционная политика, пространствен-

ное планирование, развитие инфраструктуры), координация их промышленной и аграрной политики (в части реструктуризации промышленного производства, повышения конкурентоспособности АПК). Координация развития малого и среднего бизнеса может осуществляться за счет разработки совместных программ поддержки малого предпринимательства, объединения ресурсов. Информационно-аналитическое обеспечение процесса интеграции должно происходить на основе единых интегрированных показателей социально-экономического развития города и области, создания единой информационной базы.

Основные направления развития транспортного комплекса могут быть представлены в следующем виде: морские порты, дорожная сеть, интермодальные коридоры, железные дороги; развитие системы пригородного пассажирского транспорта (сезонные перевозки, пересадочные узлы). При этом целесообразно финансирование совместных проектов по аналогии с Кольцевой автодорогой (государственно-частное партнерство при строительстве скоростных платных автомагистралей). Эти мероприятия должны быть реализованы в рамках Стратегии развития транспортной системы Северо-Запада до 2020 года.

Если Петербург начнет развиваться по пессимистическому сценарию (№ 3), объединение с Ленобластью даст определенные возможности для дальнейшего функционирования и развития (в значительной мере экстенсивного) экономики города, для передислокации на территорию области ряда городских объектов. С меньшими затратами можно будет решать проблемы инфраструктурного, рекреационного характера, селитебных территорий. Основные параметры развития сложатся как средние между показателями сценариев № 1 и № 3. Предполагается более полное использование выгод геоэкономического положения города и области. Это возможно за счет перемещения в создаваемый макрорегион части транзитных функций, выполняемых странами Балтии, а также существенного увеличения инвестиционной привлекательности и потребительского спроса.

С учетом необходимости разработки Концепции социальноэкономического развития Санкт-Петербурга до 2030 года и на

период до 2035 (в рамках нового Генерального плана Санкт-Петербурга) целесообразно рассмотреть базовый вариант Прогноза социально-экономического развития до 2030 года.

Прогноз основных характеристик социально-экономического развития Санкт-Петербурга к 2030 году

1. Динамика численности занятого населения.

Число родившихся увеличится на 45% в годовом исчислении. Население Санкт-Петербурга составит 5,2 млн человек. Развитие будет невозможно без механического притока квалифицированной рабочей силы. В сумме положительное сальдо составит 900 тысяч человек (в расчете 50 тысяч человек в год).

2. Доля трудоспособного населения.

До 2018 года она сохранится на уровне 60%, в дальнейшем существенно снизится. Продолжительность жизни составит 75,5 лет, средний возраст 39 лет. Занятость в промышленности сократится до 360 тысяч человек. Общая занятость составит около 3,2 млн человек, безработица — 1-2% от экономически активного населения.

3. Динамика ВРП.

Увеличится до 3 трлн рублей при приросте 8% годовых. Увеличится до 40% доля экспорта и его обслуживания. Динамичнее всего будет развиваться производство сложной бытовой техники для внутреннего рынка. Количество иностранных туристов достигнет 9,5 млн человек в год. Уровень инвестиций составит 35% от ВРП.

Дифференциация населения по уровню доходов составит 7,5 раз, уровень абсолютной бедности 5,5%. Реальные доходы на одного жителя достигнут 70 тыс. рублей в сопоставимых ценах.

4. Жилищное строительство.

Ежегодный объем ввода жилья увеличится до 4-4,5 млн кв. метров, величина жилищного фонда достигнет 190-200 млн кв. метров.

Прогнозом должны быть заданы ориентиры развития, согласованные с целевыми значениями улучшения качества городской среды и изменениями экономических условий деятельности реального сектора городской экономики в условиях присоединения России к ВТО.

Литература

1. Социально-экономическое положение субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах СЗФО в 2011 году / Петрос-тат. — СПб., 2012.

2. Санкт-Петербург в 2011 году / Петростат. — СПб., 2012.

3. Ленинградская область в 2011 году / Петростат. — СПб., 2012.

4. Жук В.А. Региональная жилищно-строительная политика в стратегии развития крупного города. — СПб.: НПК «РОСТ», 2012.

5. Ясин Е.Г. Сценарии для России на долгосрочную перспективу. Новый импульс через два десятилетия. — М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2012.

6. Концепция социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2020 года (Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28.03.2012 № 275). — СПб.: КЭРППиТ, 2012.

промышленность Петербурга: эволюция специализации

Ф.Ф. Рыбаков,

профессор кафедры экономической теории и экономической политики Санкт-Петербургского государственного университета, доктор экономических наук, заслуженный работник высшей школы РФ

boxrff@gmail.com

Рассматривается эволюция специализации промышленности Петербурга. Особое внимание обращается на ее изменения и причины, обусловленные данным явлением. Автор критически исследует современные направления развития специализации.

Ключевые слова: Санкт-Петербург, промышленность Санкт-Петербурга, специализация, кластер, машиностроение.

УДК 338.22 ББК У9(2)-55-230.38(2Р31)

Трехвековая история города свидетельствует о динамичном ры — яркие представители первого технологического уклада. На

развитии промышленности, эволюции специализации, ее пути от реках (Охта, Сестра, Ижора и других) строили плотины, а энергия

простого к сложному. падающей воды вращала рабочие колеса различных механизмов.

Смена технологических укладов четко прослеживается на Специализация в свою очередь трансформировалась в более

примере, промышленности Петербурга. Петровские мануфакту- современные формы под влиянием научно-технического про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.