Научная статья на тему 'Сценарий урока рассуждения с использованием технологии интегрированного обучения'

Сценарий урока рассуждения с использованием технологии интегрированного обучения Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
335
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гречухина Зинаида Юрьевна, Буторова Светлана Геннадьевна, Савина Светлана Леонардовна, Тумбаева Татьяна Юрьевна

Авторы описывают результат проектной работы учителей биологии по технологии интегрированного обучения в рамках авторской модели обучения и воспитания «Музыка, Искусство, Движение и Драма в Биологии» В.Г. Смеловой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сценарий урока рассуждения с использованием технологии интегрированного обучения»

2) экономическая целесообразность использования;

3) доступность сырья и производства.

Пестициды приносят очень много пользы для сохранения урожая культурных растений, жизни и здоровья людей, и отказываться от их использования нельзя.

Вопрос учащимся класса: Как Вы думаете, если вместе с приносимой пользой пестициды наносят вред это не опасно? Обсуждают. Высказывают свое мнение.

3 группа «Черная шляпа» (Скептики)

Получили заданием описать отрицательные последствия использования пестицидов, дать точное понимание проблем связанных с их циркуляцией в биосфере.

Проблемы, связанные с использованием пестицидов:

• Развитие устойчивости у вредителей: в 1965 г. -

120 видов; 1978 г. - 250; 1983 г. - 430; 1988 г. -более 500;

• Возрождение вредителей и вторичные вспышки численности;

• Не обладают избирательностью (гибнут все насекомые - полезные и вредные)

Отрицательные последствия применения пестицидов:

• Гибель диких зверей из-за способности пестицидов накапливаться в организме;

• Нарушение цепей питания, что приводит к нарушению устойчивости биоценозов;

• Распространение далеко за пределы объекта, для которого были предназначены;

• Появление незапланированных побочных продуктов. Диоксин - целая группа органических соединений, чуждых для жизнедеятельности организмов. Многие из них сильнейшие яды, более сильные, чем цианистый калий.

Пеститтиттьт вызывают:

• интоксикацию

• заболевания печени и почек;

• канцерогенные, мутагенные, тератогенные заболевания.

Влияют на:

• эндокринную систему;

• половую систему;

• нервную систему.

Губительно воздействие на окружающую среду:

• Пестицидное отравление губительно действует на многих плотоядных, особенно

птиц. Например, сокол сапсан полностью исчез на востоке США в результате применения там ДДТ. Птицы особенно чувствительны к этому ядохимикату, поскольку он индуцирует гормональные изменения, влияющие на метаболизм кальция, а это приводит к истончению скорлупы откладываемых яиц, которые в большом количестве начинают биться даже при простом насиживании.

• Многие пестициды очень устойчивы и распространяются далеко от мест применения. Например, в середине 1960-х гг. ДДТ был обнаружен в печени пингвинов в Антарктике -очень далеко от тех мест, где применялся этот химикат.

• Долговременные эффекты пестицидов, особенно в низких дозах, и возможный синергизм их с другими загрязнителями среды и переносчиками болезней, изучены слабо в связи с относительной новизной большинства ядохимикатов. Растут опасения, что «безвредные» следы их метаболитов, сохраняющиеся в пище, хотя и не оказывают токсического, а тем более летального действия, могут тем не менее снижать сопротивляемость болезням и постепенно накапливаться в организме до опасного уровня. Многие ученые связывают наличие остатков пестицидов в Северном море с быстрым распространением вирусных болезней в популяции обыкновенного тюленя летом 1988 г.

• Общий эффект использования пестицидов -снижение видового разнообразия. Обычно пестициды также повышают продуктивность на нижних трофических уровнях и понижают на верхних.

Циркуляция пестицидов может происходить по следующим схемам:

• воздух —► растения —> почва —> растения —> травоядные животные —► человек;

• почва —► вода —> зоофитопланктон —> рыба —> человек.

Учащиеся изучают схемы круговорота пестицидов представленных в Приложении 1,2.

Отрицательными последствиями использования пестицидов является:

1. Тенденция накапливаться в живых организмах

2. Способность пестицидов продолжительно сохраняться в почве или на культурных растениях после обработки.

3. Приобретение вредителями, возбудителями болезней и сорняками устойчивости к пестицидам.

4. Способность пестицидов оказывать большое влияние на почвенную бионту, т.е. живую фазу почвы.

Вопрос учащимся: Как Вы думаете, в чем наибольшая опасность применения пестицидов?

Ответы учащихся могут различаться. Учитель выслушивает все и помогает сформулировать вывод'.

Ядохимикаты накапливаются в почве, воде и происходит исчезновение видового многообразия живого.

4 группа «Красная шляпа» (Эмоциональные).

Получили задание: выразить свое отношение к заявленной проблеме через чувства, эмоции, личные переживания, используя различные выразительные средства и формы (музыкальные, поэтические, фольклорные и пр).

Выполненное задание было представлено в виде пантомимы: Один учащееся группы изображал сорняк, другой культурное растение в руках у их была птичка и бабочка, а третий проходил в маске и из пульверизатора обрабатывал эти растения. Первой погибала птичка, затем бабочка, затем культурное растение и только потом сорное растение»

Учащиеся группы придумали маленькое стихотворение:

Вот тебе морковка.

Кушай ее, Вовка.

В ней витамина много С (цэ),

Румянец будет на лице.

Пусть не ест морковку Вовка В пестицидах нету толка..

В конце выступления группы учащимся была предложена скороговорка:

Наши пестициды - самые пестицидистые пестициды в мире и их пестициды никогда не перепестици-дят наши пестицидистые пестициды по перепестици-дости.

5 группа «Синяя шляпа» (Философы)

Получили задание: сформулировать общие выводы

по уроку в виде философского обобщения.

Как нам дожить до ста лет? Как сохранить здоровье до глубокой старости? Ведь священные книги предписывают нам жить гораздо дольше, чем мы живем. В главе 6 Бытия говорится: «И сказал Господь не вечно духу моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть. Пусть будут дни их 120 лет». Почему мы не живем так долго? Оказывается, наша жизнь укора-

чивается, в основном, по причинам, связанным со здоровьем.

Отчего же зависит наше здоровье? Всемирная организация здравоохранения дает по этому поводу следующую информацию: «Наше здоровье на 10% зависит от медицины, на 20% от генетического наследия, еще 20% определяются состоянием окружающей среды, львиная доля факторов - 50% находятся у нас в руках.

Нужно каждому из нас обратить внимание на свое здоровье, на то, что мы употребляем в пищу.

При выращивании растений на собственном дачном участка необходимо исключить использование ядохимикатов, а при необходимости обходиться естественными средствами (таблицы в приложении)

Наше здоровье в наших руках!

Заключительный этап. Рефлексия. Учащимся раздаются жетоны желтого, черного и синего цвета и просят выразить свое отношение к заявленной проблеме открытым голосованием:

Жёлтый цвет - я считаю, что химикаты надо использовать широко.

Черный - я считаю, что пестициды необходимо запретить.

Синий - во всем нужна мера.

Домашнее задание: Написать эссе на тему «Будущее моих детей в моих руках»

Приложение 1

Круговорот пестицидов

Приложение 2

Пищевые цепи, в которых происходит накопление ДДТ

Приложение 3

Настои растений, применяемые для отпугивания насекомых и личинок

Вредители Растения, из которых готовятся настои

Гусеницы (мелкие листогрызущие) Ботва картофеля и томатов, лопух, полынь, горчица, одуванчик, чеснок, перец, шелуха лука

Жук-долгоносик Полынь, бархатцы, чеснок, пижма, ботва томатов, перец

Жук колорадский Полынь, календула

Клещи Ботва картофеля и томатов, шелуха лука, чеснок, одуванчик, перец, конский щавель, пижма, хрен ботва картофеля и томатов, полынь, табак, горчица, лопух

Пилильщики (личинки) Полынь, ботва томатов, шелуха лука, перец, пижма, хвойный экстракт

Плодожорка яблоневая Горчица, перец, табак

Слизни Тля Ботва картофеля и томатов, одуванчик, перец, хрен, пижма, чеснок, конский щавель, табак, шелуха лука, горчица, крапива, лопух, бархатцы, полынь

Приложение 4

Естественные средства защиты растений от вредителей

Вредители Отпугивающие растения

Белокрылка Настурция, мята, чабрец, полынь

Белянка капустная Укроп, шалфей, розмарин, чабрец, мята, томаты, сельдерей, полынь

Блошки земляные Мята, полынь, табак, пижма, котовник

Гусеницы капустницы Укроп, чеснок, герань, мята, настурция, лук, шалфей, пижма, чабрец, полынь, котовник, кориандр, настурция, хрен

Жук колорадский Котовник, кориандр, настурция, лук, пижма, хрен

Муравьи Мята и пижма, полынь, лаванда, валериана

Нематоды Бархатцы, ноготки

Яблоневая плодожорка Чеснок, полынь

Слизни, улитки Фенхель, чеснок, розмарин

Тля Котовник, кориандр, бархатцы, шнитт-лук, фенхель, мята, чеснок, жимолость, горчица, настурция

Мухи домашние Базилик, пижма, орех грецкий

Мыши Чеснок, молочай, чернокорень, донник, подсолнечник, нарцисс

Кроты Клещевина, нарцисс

Приложение 5

Естественные средства защиты растений от болезней

Болезни Растения, из которых готовятся настои

Фитофтороз томатов Чеснок (опрыскивать 10%-ным настоем в период завязывания плодов)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ржавчина и бурая пятнистость листьев яблони и груши Молочай прутьевидный

Бурая, красная пятнистость листьев сливы, вишни Чеснок

Парша, мучнистая роса плодовых Черемша, гриб-дождевик (окуривание зрелым грибом

Авторы описывают результат проектной работы учителей биологии по технологии интегрированного обучения в рамках авторской модели обучения и воспитания «Музыка, Искусство, Движение и Драма в Биологии» В.Г. Смеловой.

Гречухина Зинаида Юрьевна, Буторова Светлана Геннадьевна, Савина Светлана Леонардовна, Тумбаева Татьяна Юрьевна,

учителя биологии МОУ СОШ №1, №4 г. Невьянск МОУСОШ пос. Ребристый МОУ СОШ пос. Цементный Невьянский район Свердловская область

Сценарий урока - рассуждения с использованием технологии интегрированного обучения

(биология - экология - литература - музыка -изобразительное искусство) по картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»

«Кто в лесу хозяин?»

Цель: создать условия для расширенного изучения представителя лесной фауны - бурого медведя используя приемы и методы межпредметной интеграции. Задачи:

• заинтересовать учащихся данной проблемой; подвести к выводу о значимости данного вида в экосистеме хвойного леса;

• формировать умение учащихся анализировать художественные произведения с точки зрения биологии, экологии, МХК, литературы; работать в группах и с источниками информации;

• Развивать у детей целостное восприятие окружающего мира, формируя ценностносмысловую компетентность учащихся;

• Воспитывать понимание прекрасного через общение с произведениями русских классиков.

Оборудование:

• репродукция картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»;

• музыкальное оформление: произведение «Времена года» П.И. Чайковского, «Вальс фантазия» С. Прокофьева;

• русские народные сказки и мифы;

• фрагмент фильма «Медвежий поцелуй» С. Бодрова;

• информационные тексты для учащихся.

ХОД УРОКА:

1. Подготовка к осознанному восприятию темы. Настрой.

На доске: репродукция картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу». Звучит “Вальс фантазия” С. Прокофьева. Учитель читает стихотворение “Природы храм..обращаясь к репродукции.

Есть просто храм Есть храм науки,

А есть еще природы храм -С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят, в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь. /С. Смирнов/

Учитель записывает на доске тему урока.

2. Постановка проблемы.

Учитель. Почему выбрана именно эта тема урока?

Обсуждение темы учащимися. Высказывание предположений. Учитель подводит итог обсуждению, обобщая высказывания учащихся по двум позициям:

1) ценность данного произведения заключается в прекрасно выраженном состоянии пробуждающейся природы.

2) на картине изображен самый крупный хищник Среднего Урала - бурый медведь

3. Организация дискуссии. Почему среди известных хищников уральских лесов мы отдали предпочтение бурому медведю?

• Оговорка: На уроке будет рассмотрен только один представитель семейства - медведь, т.к. хищных млекопитающих в наших лесах много, а урок длится всего 45 мин.

4. Организация работы в группах: «Художники», «Экологи», «Мифологи», «Филологи», «Биологи».

Учащиеся получают информационные и опорные листы; выполняют задания; представляют результат своей работы. Время работы в группах - 5 минут. Работа сопровождается звучанием музыки.

1) Художники - готовят рассказ о картине, используя полученную информацию (Приложение 1)

2) Экологи - составляют характеристику биоценоза соснового леса, используя информационный лист (Приложение 2).

3) Мифологи - знакомятся с представлениями разных народов о медведе, находят подтверждение тому, что он является одним из главных героев животного эпоса, отвечают на вопросы.

1. На каком основании происхождение МЕДВЕДЯ в легендах связывается с:

A) человеком

Б) волком

B) нечистой силой?

2. Какие поверья и приметы на Руси связаны с образом медведя? (Приложение 3).

4) Филологи - знакомятся с фольклорным текстом, готовят инсценировку по сказке (Приложение 4).

5) Биологи - знакомятся с материалом текста, выявляют биологические и физиологические особенности бурого медведя. Полученные результаты оформляют в виде таблицы и отвечают на вопросы.

- Благодаря каким биологическим особенностям медведя называют «косолапым», «топтыгиным»?

- Найдите на картине примеры поведенческих реакций медведей в условиях соснового леса (Приложение 5).

5. Обсуждение итогов работы в группах.

По ходу выступлений представителей творческих групп, остальные учащиеся в тетрадях записывают итоги рассуждений как выводы.

Учитель: Давайте вновь обратимся к картине, чтобы узнать об истории создания произведения и ее композиционных особенностях.

Выступление Художников

> Вывод 1. Медведь в картине является символом русской природы.

Учитель: Местом обитания бурого медведя является глухой сосновый лес, изображенный на картине. С особенностями соснового биоценоза нас познакомит группа экологов.

Выступление Экологов

> Вывод 2. Для медведя сосновый лес служит укрытием, источником пищи, местом размножения и развития, т.е. домом.

Учитель: С давних времен человек пытался познать окружающий мир, и свои представления выра-

жал через эпос. Группа мифологов нашла доказательства тому, что одним из главных героев животного эпоса являлся медведь. Слово мифологам....

Выступление Мифологов

> Вывод 3. Медведь выступает как божество, культурный герой, основатель традиций, родоначальник.

Учитель: Образ медведя часто встречается в русских народных сказках. Какие сказки о медведе вы знаете? (Учащиеся приводят примеры сказок: «Три медведя», «Теремок», «Морозко» и др.) Какие литературные произведения и художественные фильмы о медведе вам знакомы? (Учащиеся приводят примеры).

Сейчас вы увидите фрагмент фильма С. Бодрого «Медвежий поцелуй»

Демонстрируется фрагмент фильма, где показана сцена превращения человека в медведя

Учитель. Наши филологи, ознакомившись с текстом русской народной сказки «Мужик, медведь и лисаМу-жик, медведь и лиса», покажут нам свою инсценировку.

Выступление Филологов

Разыгрывается сказка

> Вывод 4. Медведь обладает человеческими повадками, и поэтому считается предком людей, старшим родственником, «хозяином леса».

Учитель: Вы уже получили представление о мифологическом образе медведя, а вот о его биологических и физиологических особенностях расскажут нам биологи. Слово биологам....

Выступление Биологов.

> Вывод 5. Медведь бурый относится к семейству медвежьих, отряду хищных, классу млекопитающих, подтипу черепных, типу хордовых, царству животных. Крупный всеядный хищник.

6. Подведение итогов:

Учитель: Рассуждая о буром медведе с позиции разных наук, как бы вы ответили на главный вопрос нашего урока: Кто е лесу хозяин?

Я уверена, что сегодняшний урок изменил ваши представления о медведе. А теперь пусть каждый из вас подберет прилагательное, характеризующее его. Учащиеся приводят свои примеры.

7. Завершение урока: На фоне музыки звучит стихотворение

Осторожно войди в русский лес.

Под его изумрудной листвой Ты замри в ожиданье чудес,

Наслаждаясь его красотой.

Здесь, в густом и дремучем лесу,

За хозяина бурый медведь.

Бережет он лесную красу,

Громким ревом умеет реветь.

Посмотри, под упавшей сосной Медвежата резвятся весной:

Вот один между веток завис,

А потом просто кубарем вниз.

Мать-медведица рядом сидит,

На детей своих строго глядит.

Надо ей их еще научить,

Как на свете медведем прожить.

/Автор: учитель биологии Горшенина С.Е./

8. Домашнее задание. Найти пословицы, поговорки, стихотворения, сказки, литературные и художественные произведения, где медведь был бы главным героем.

Литература

1. Ермолов А. Народная сельскохозяйственная мудрость в пословицах, поговорках и приметах. СПб., 1905. Т. 3.

2. Даль В. Пословицы русского народа. М., 1957.

3. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы: Весенние праздники. М 1977

4. Энциклопедия изобразительного искусства ООО «Бизнес СОФТ» Россия 2005 Москва.

Сайты: http: // swarog .ru/ш/medwedxO .php Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы: Зимние праздники. М., 1973. С. 206,220, 227, 236, 257-258, 266-267 276, 279.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. www.swarog.ru

6. www.tales .net.ua

7. Смелоеа В.Г. О прекрасной, но не здешней. Внеклассное мероприятие по картине В. Васнецова «Алёнушка» // Биология, 2003, №№ 27-28, с.2-3.

Приложение 1 Информационный лист «Художники»

Информация 1

Историческая справка о создании картины И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу» Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина «Утро в сосновом лесу». Замысел ее подсказал Шишкину К.А.Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года «Туман в сосновом лесу», написанный по всей вероятности, как и «Бурелом», после поездки в вологодские леса. Видимо «Туман в сосновом лесу», с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Судя по описанию оказавшегося в Чехословакии пейзажа, задний план его с участком густого леса напоминает дальний вид исполненного маслом эскиза картины «Утро в сосновом лесу», принадлежащей Государственной Третьяковской галерее. И это лишний раз подтверждает возможность

взаимосвязи обеих картин. Видимо по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их было два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина. А их было немало. В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов вариантов. Медведи получились столь удачно, что он даже расписался вместе с Шишкиным на картине. Однако приобретший ее П.М.Третьяков снял подпись, решив утвердить за этой картиной только авторство Шишкина. Ведь в ней «начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственном Шишкину».

Информация 2

Особенности композиции картины «Утро в сосновом лесу»

Занимательный жанровый мотив, введенный в картину, во многом способствовал ее популярности, но истинной ценностью произведения явилось прекрасно выраженное состояние природы. Это не просто глухой сосновый лес, а именно утро в лесу с его еще не рассеявшимся туманом, с легко порозовевшими вершинами громадных сосен, холодными тенями в чащах. Чувствуется глубина оврага, глушь. Солнце только-только взошло и залило все вокруг своими щедрыми лучами. Заискрились позолоченные им кроны громадных старых сосен. Из низин начали медленно подниматься и рассеиваться молочные серо-голубые туманы. В омытых росой траве и листьях ощущается особая свежесть. Нарушая тишину девственных дебрей, затеяли веселую возню на сломанном дереве обитатели чащи-медвежата. Бор стал наполняться гомоном и шумом лесных голосов Шишкин удивительно точно и поэтично запечатлел всю прелесть просыпающейся от ночного сна природы. Присутствие медвежьего семейства, расположившегося на краю этого оврага, порождает у зрителя ощущение отдаленности и глухости дикого леса.

Художник создает целостный и ясный пейзажный образ. Превосходна композиция картины. Не нарушая естественности в расположении отдельных элементов, она обладает четкой конструктивной основой. Резвящиеся медвежата помещены в центре, края замыкаются двумя уравновешивающимися группами деревьев. Могучие формы лесной чащи переднего плана, противопоставленные легким силуэтам окутанных туманом стволов дальних планов, придают композиции торжественный характер. Шишкина волнует передача воздушной среды. Очертания деревьев постепенно тают в голубоватой дымке. Создается система цветовых отношений, система изменчивых оттенков. Начиная с интенсивных, сочных тонов перед-

него плана и кончая голубоватыми, полупрозрачными тонами дали. Все средства живописи использованы художником для создания глубоко правдивого, неповторимого в своей конкретности образа. Воссозданная картина утреннего пробуждения природы воспринимается одновременно и как эпический и как лирический образ. Фигуры медвежат усиливают интимные ноты, которые звучат в произведении.

Задание:

Используя полученную информацию, подготовьте рассказ об истории создания и особенностях композиции картины И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу»

Приложение 2 Информационный лист «Экологи»

Информация

Сосновый бор

Представьте себе, что вы идете по освещенному солнцем лугу. Под ногами дерн из луговых трав, среди них пестреют цветы. Но вот вы сворачиваете в лес и как бы попадаете в иной мир - вокруг тень от крон деревьев, воздух прохладнее и влажнее, почва покрыта мхом, травы не образуют густого дерна, цветущих растений не очень много.

СОСНОВЫЕ ЛЕСА Обычно растут на песчаных почвах, бедных перегноем. И хотя кроны сосен пропускают достаточно света, кустарников и трав в них не очень много. На влажных почвах в таких лесах преобладают мхи, на сухих - лишайники, есть некоторые травы - кислица обыкновенная, седмичник обыкновенный, майник двулистный, влаголюбивые зеленые мхи, грибы.

Задание:

Найдите в тексте экологические особенности соснового леса. Перечислите травянистые растения, произрастающие в сосновом бору.

Приложение 3 Информационный лист «Мифологи»

Информация

МЕДВЕДЬ - один из главных персонажей в народных представлениях о животных.

Медведь наиболее близок волку, с которым его объединяют сходные демонологические и другие поверья.

Происхождение медведя связывается в легендах с человеком. Человек был обращен Богом в медведя в наказание за убийство родителей; за отказ страннику или монаху переночевать, за честолюбивое желание, чтобы все люди его боялись; за то, что, будучи мельником, он обвешивал людей, используя фальшивую мерку, или за то, что в вывороченной шубе бросился Христу под ноги; накрывшись вывернутым кожу-

хом, пугал его из-под моста; из жадности укрылся от него под овечьей шкурой; вышел к нему с руками, измазанными в тесте; за то, что месил хлеб ногами и т. д.

У него человечьи ступни и пальцы, он умывается, любит своих детей, радуется и горюет, как человек, понимает человеческую речь и сам иногда говорит, а также постится весь Рождественский пост, т.е. сосет лапу. Как и люди, он неравнодушен к меду. Он «думец» и наделен разумом, но, как говорят, «в медведе думы много, да вон нейдет». Доказательство человеческого происхождения медведя охотники видят в том, что на медведя и на человека собака лает одинаково, не так, как на других зверей. По причине такого происхождения медведя не велено есть человека, а человеку- медвежатину.

Считается, что медведь близко знается с нечистой силой, что лешему он родной брат или подвластен ему как своему хозяину. Его иногда и называют лешим или лесным чертом. Некоторые лесные духи имеют облик Медведя. В то же время черт боится и убегает от медведя; медведь может одолеть и изгнать водяного; снять чары, если его провести через дом, на который напущена порча. Он чует ведьму в доме.

С медведем связаны календарные приметы. На Воздвижение (27.IX) медведь ложится в берлогу. Среди зимы, на Ксению - полузимницу (6.II) или на Спиридона-солнцеворота (15.XII) он поворачивается в берлоге на другой бок, а встает на Благовещение (7.IV) или на Васильев день (25 .IV). По представлениям сербов, болгар, гуцулов и поляков, медведь выходит из берлоги на сретение (15.11, у поляков это день Громничной Божьей Матери, называемой также “Медвежьей”) взглянуть на “рождающееся” солнце. Если в этот день (или на Евдокию, 14.111) он увидит свою тень, то возвращается в берлогу и спит еще шесть недель (до “теплого” Алексея, 30.III), т.к. сорок дней еще будут стоять холода.

У южных славян известны специальные “медвежьи дни”, которые празднуют для защиты от медведя: на св. Андрея (13.ХП), Савву (27.1) и Прокопия (21.VII). Эти святые охраняют людей от медведя. Св. Андрей, по поверьям, ездил верхом на медведе. В эти дни варят кукурузу и оставляют ее на ночь на дворе для медведя, пекут хлеб и подбрасывают его в дымоход для медведя, а также не работают, не запрягают скот, не ходят в лес, не упоминают о медведя, не чинят старую обувь и не изготовляют новую, медведя нередко опасаются упоминать вслух (в частности, рыбаки, считающие, что в противном случае поднимется буря и не будет удачи в улове) и называют его иначе: “он”, “сам”, “хозяин”, “дедушко”, “мельник”, “черный зверь”, “леший”, “косматый черт”, “куцый”, “старый”, “овсяник”, “бортник”, “костоправ”, “бур-мило”, “сергачский барин” и т. д. медведя называют и личными именами: у русских - Миша, Михай-

ла Иваныч, Потапыч, Топтыгин, Матрена, Аксинья, у сербов - Мартин, у поляков - Бартош и т. п. Охотники, идущие на медведя, берут с собой летучую мышь, считая, что в этом случае медведь непременно придет на охотника. Встреча с медведем в пути служит добрым предзнаменованием.

Задание:

Ознакомившись с представлениями разных народов о медведе, найдите подтверждение тому, что он является одним из главных героев животного эпоса и ответьте на вопросы.

- На каком основании происхождение МЕДВЕДЯ в легендах связывается с:

A) человеком

Б) волком

B) нечистой силой

- Какие поверья и приметы на Руси связаны с образом медведя?

Приложение 4

Информационный лист «Филологи»

Историческая справка о создании картины И.И.Шишкина «Утро в туманном лесу»

В восьмидесятые-девяностые годы художника все чаще привлекают изменчивые состояния природы, быстро проходящие моменты. Благодаря интересу к свето-воздушной среде, к колориту ему теперь больше, чем раньше, удаются такого рода произведения.

Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина «Утро в сосновом лесу». Замысел ее подсказал Шишкину К.А.Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года «Туман в сосновом лесу», написанный по всей вероятности, как и «Бурелом», после поездки в вологодские леса. Видимо «Туман в сосновом лесу», с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Судя по описанию оказавшегося в Чехо-Словакии пейзажа, задний план его с участком густого леса напоминает дальний вид исполненного маслом эскиза картины «Утро в сосновом лесу», принадлежащей Государственной Третьяковской галерее. И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин. Видимо по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их было два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишки-

на. А их было немало. В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов вариантов. Медведи получились столь удачно, что он даже расписался вместе с Шишкиным на картине. Однако приобретший ее П.М.Третьяков снял подпись, решив утвердить за этой картиной только авторство Шишкина. Ведь в ней «начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственном Шишкину».

Прочитав, историческую справку подготовьте ответы на следующие вопросы:

1. В каком году написана картина?

2. Какие художники участвовали в создании этой картины?

3. Что послужило толчком к написанию картины?

4. Пейзаж, какой страны изобразил художник?

5. По какой причине под картиной стоит только одна подпись автора картины?

Сказка Мужик, медведь и лиса

Пахал мужик ниву, пришел к нему медведь и говорит ему:

- Мужик, я тебя сломаю!

- Нет, не замай; я вот сею репу, себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки.

- Быть так, - сказал медведь, - а коли обманешь -так в лес по дрова ко мне хоть не езди!

Сказал и ушел в дуброву.

Пришло время: мужик репу копает, а медведь из дубровы вылезает:

- Ну, мужик, давай делить!

- Ладно, медведюшка! Давай я привезу тебе вершки, - и отвез ему воз ботвы.

Медведь остался доволен честным разделом. Вот мужик наклал свою репу на воз и повез в город продавать, а навстречу ему медведь:

- Мужик, куда ты едешь?

- А вот, медведюшка, еду в город корешки продавать.

- Дай-ка попробовать, каков корешок! Мужик дал ему репу. Медведь как съел:

- А-а, - заревел, - ты меня обманул, мужик! Корешки твои сладеньки. Теперь не езжай ко мне по дрова, а то задеру!

Мужик воротился из города и боится ехать в лес; пожег и полочки, и лавочки, и кадочки, наконец делать нечего - надо в лес ехать.

Въезжает потихонечку; откуда ни возьмись, бежит лисица.

- Что ты, мужичок, - спрашивает она, - так тихо бредешь?

- Боюсь медведя, сердит на меня, обещал задрать.

- Не бойся медведя, руби дрова, а я стану шуметь; коли спросит медведь: “Что такое?” - скажи: “Ловят волков и медведей”.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.