Научная статья на тему 'Структурные сдвиги в экономике Санкт-Петербурга: тревоги и надежды'

Структурные сдвиги в экономике Санкт-Петербурга: тревоги и надежды Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
168
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рыбаков Ф.Ф.

Промышленность Петербурга имеет трехвековую историю, а первое предприятие «Адмиралтейские верфи» недавно отпраздновало очередной юбилей. Структурные сдвиги происходили под воздействием великих открытий. Век пара, создание паровозов и пароходов привели к формированию в городе машиностроения, которое во второй трети XIX века прочно лидировало. В начале и середине ХХ века в развитии промышленности города акценты сместились в сторону электро и энергомашиностроения. А с 40-х 50-х годов ХХ века в число отраслей специализации вошла радиоэлектроника. Однако структурные сдвиги не всегда имели место в сторону усложнения или соответствия очередному технологическому укладу. Эволюция от паровой машины к атомному реактору классический путь развития машиностроения. И так было в Петербурге Петрограде Ленинграде. Завод Берда еще в начале XIX века начал производить паровые машины, а Ижорский завод освоил изделия атомной энергетики во второй половине ХХ века. В 90-е годы ХХ века произошел еще один структурный сдвиг, не вписывающийся в упомянутую схему: пищевая промышленность получила столь мощный импульс развития, что к 2002 г. даже обошла машиностроение по удельному весу в общем объеме промышленного производства. Столь необычный структурный сдвиг связан с общим падением промышленного производства, особенно в наукоемких отраслях, а также спецификой производимой продукции и динамикой спроса на нее. По поводу структурных сдвигов научная общественность высказывает различные суждения. Одни их критикуют, полагая, что при таком изменении экономики государство идет по пути деиндустриализации. На общероссийской дискуссии, проведенной Государственной Думой, отделением экономики РАН и другими организациями, отмечалось, что деградация технологической структуры российской промышленности вследствие опережающего спада производства в отраслях высоких технологий стала решающим фактором снижения конкурентоспособности. Изменилось ли что-нибудь за последние годы?..

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структурные сдвиги в экономике Санкт-Петербурга: тревоги и надежды»

7(34) - 2006

Экономика региона

СТРУКТУРНЫЕ СДВИГИ В ЭКОНОМИКЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: ТРЕВОГИ И НАДЕЖДЫ

Ф.Ф. РЫБАКОВ, доктор экономических наук, профессор Санкт-Петербургский государственный университет

Структурная политика является важнейшей составляющей экономической политики в целом. Под ней следует понимать совокупность организационных, экономических, политических и иных мероприятий, направленных на поддержание определенных пропорций между отраслями национального хозяйства. Вектор структурной политики определяет множество факторов, в числе которых состояние сырьевой базы, уровень развития научного потенциала, степень развитости инфраструктуры, историко-этнические и географические факторы и др.

Как известно, структура (structure) означает устройство, строение. В философском плане структура — закономерная, устойчивая связь и взаимоотношение частей и элементов целого, системы [1]. Структура экономики — это соотношение отраслей и видов деятельности, добычи и переработки, товаров и услуг. Современное хозяйство представляет собой сложную систему, включающую множество уровней и секторов. Обычно выделяют три сектора: добывающий, перерабатывающий и услуг. Затем классификация секторов усложнилась, появились модели 4- и даже 5-секторного хозяйства. У К.Маркса во II томе «Капитала» было предложено деление общественного производства на два под-

разделения. У А.Фишера и К. Кларка речь шла уже о трех секторах экономики. В 1960-е гг. широко обсуждался вопрос о месте военной промышленности (ВПК) в национальной экономике. Некоторые авторы (речь шла о советской экономике) предлагали к двум подразделениям добавить еще одно — производство оборонной (военной) продукции. Таким образом, вопрос о структуре экономики в укрупненном плане энергично обсуждается и выходит на новые обобщения.

Структура хозяйства большого города является предметом мезоэкономики. Город как целостная социально-экономическая система имеет множество подсистем, а ее обобщенная характеристика может быть представлена через отраслевую структуру ВРП (табл. 1). С 1999 по 2003 г. произошли определенные изменения: доля промышленности в создании ВРП сократилась с 29,0 до 24,8%; доля строительства возросла с 5,5 до 9,1%. Существенно увеличился удельный вес связи. Что касается торговли и коммерческой деятельности по реализации товаров и услуг, то пятилетняя динамика не позволяет говорить о сколь-либо существенных изменениях. Колебания имели место, но весьма незначительные. Статистика, к сожалению, не

Таблица 1

Отраслевая структура ВРП Санкт-Петербурга (%)

Отрасли 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г.

Промышленность 29,0 25,8 27,6 27,0 24,8

Сельское хозяйство 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0

Строительство 5,5 7,0 7,1 7,2 9,1

Транспорт 11,3 12,5 10,7 9,4 8,0

Связь 3,2 3,4 3,1 3,5 4,4

Торговля и коммерческая деятельность по реализации товаров и услуг 19,4 21,6 20,7 20,6 21,0

Источник: Северо-Западному федеральному округу — 5 лет. Анализ. Тенденции. Перспективы. СПб, 2005. С. 76-79.

показывает вклада других отраслей в создание ВРП (образования, культуры, здравоохранения, науки, туризма и т.д.). Общий же вклад всех отраслей составлял в 1999 г. 31,6%, а в 2003 г. - 32,7%.

Итак, основная отрасль, участвующая в создании ВРП, промышленность, хотя удельный вес ее падает. Промышленность Петербурга имеет трехвековую историю, а первое предприятие — «Адмиралтейские верфи» — недавно отпраздновало очередной юбилей. Структурные сдвиги происходили под воздействием великих открытий. Век пара, создание паровозов и пароходов привели к формированию в городе машиностроения, которое во второй трети XIX в. прочно лидировало. В начале и середине ХХ в. в развитии промышленности города акценты сместились в сторону электро- и энергомашиностроения. А с 40-х гг. ХХ в. в число отраслей специализации вошла радиоэлектроника. Однако структурные сдвиги не всегда имели место в сторону усложнения или соответствия очередному технологическому укладу. Эволюция от паровой машины к атомному реактору — классический путь развития машиностроения. и в Петербурге было также. Завод Берда еще в начале XIX в. начал производить паровые машины, а ижорский завод освоил изделия атомной энергетики во второй половине ХХ в. В 90-е гг. ХХ в. произошел еще один структурный сдвиг, не вписывающийся в упомянутую схему: пищевая промышленность получила столь мощный импульс развития, что к 2002 г. даже обошла машиностроение по удельному весу в общем объеме промышленного производства. Столь необычный структурный сдвиг связан с общим падением промышленного производства, особенно в наукоемких отраслях, а также спецификой производимой продукции и динамикой спроса на нее.

По поводу структурных сдвигов научная общественность высказывает различные суждения. Одни их критикуют, полагая, что при таком изменении экономики государство идет по пути деиндустриализации. На общероссийской дискуссии, проведенной Государственной Думой, отделением экономики РАн и другими организациями, отмечалось, что деградация технологической структуры российской промышленности вследствие опережающего спада производства в отраслях высоких технологий стала решающим фактором снижения конкурентоспособности [2]. Изменилось ли что-нибудь за последние годы? В 2005 г. сложившаяся структура народного хозяйства названа уродливой с запредельной детерминированностью его воспроизводственных и социальных параметров уровнем цен на нефть,

что, по мнению С.Ю.Глазьева, сугубо рукотворно [3]. Можно согласиться с мнением упомянутых авторов по поводу уродливой, не отвечающей современным требованиям структуры народного хозяйства. Экономика Петербурга за годы реформ также изменила свою структуру, особенно это относится к промышленности (табл. 2).

Таблица 2

Отраслевая структура промышленности

Санкт-Петербурга (%)*

Отрасли промышленности 1985 г. 2003 г.

Электроэнергетика 1,9 12,8

Металлургия 2,4 7,0

Химическая и нефтехимическая про- 5,5 1,7

мышленность

Машиностроение и металлообработка 49,3 35,3

Лесная, деревообрабатывающая и 2,9 2,9

целлюлозно-бумажная промышлен-

ность

Промышленность строительных мате- 2,5 2,8

риалов

Легкая промышленность 17,0 1,5

Пищевая промышленность 14,0 30,0

Прочие отрасли - 5,8

Источник: Народное хозяйство Ленинграда и Ленинградской области в одиннадцатой пятилетке. Л., 1986. С. 50-52; Санкт-Петербург в 2003 г. Официальное издание. СПб, 2004. С. 156.

С 1985 по 2003 г. доля энергетики возросла почти в семь раз, а доля легкой промышленности сократилась более чем в 11 раз. Это очень впечатляет. К сожалению, легкая промышленность не смогла вписаться в бурный ритм рыночной экономики. Лишь небольшое количество предприятий смогло адаптироваться к новым условиям. Электроэнергетика, благодаря опережающему росту цен и тарифов, увеличила свою долю в общепромышленном производстве. Изменился удельный вес машиностроения и металлообработки, которое еще не столь давно производило половину промышленной продукции города. Однако за общими цифрами скрывается значительная мера рассеивания, характеризующая динамику различных отраслей и подотраслей машиностроения. В Санкт-Петербурге расположены 290 крупных и средних предприятий 25 подотраслей машиностроения [4]. В городе производят почти 65% профильного судостроения, 55% всех паровых турбин для электростанций, 50% оборудования для атомных электростанций, многое другое. Однако производство некоторых видов машиностроительной продукции очень существенно сократилось, а ряд изделий вообще исчезло из номенклатуры производимой продукции.

Телевизоров, видеомагнитофонов, станков с ЧПУ, некоторых изделий точной механики и приборов городская экономика, увы, уже не производит... Зато Петербург преуспел в пивоваренной промышленности, производя 14% российского пива!

Существенно повысилась доля металлургии. По данным 2004 г., ее вклад в общепромышленные объемы составил 10,3%. Эта отрасль производит трубы и электроды, метизы и другие виды изделий. В городе расположены крупнейшие научные центры и проектные институты (ВАМИ, Гипромез, Гипроруда, ВПТИ литпром и др.). Однако, судя по сообщениям в печати, 2006 г. не сулит легкой жизни металлургам, поскольку мировые рынки черных и цветных металлов затоварены.

Таким образом, промышленность Санкт-Петербурга за последние полтора десятилетия существенно трансформировалась: ряд отраслей утратил лидирующие позиции, другие — наоборот, вырвались в число флагманов. Очевидно и другое — былого величия отраслей, определяющих темпы научно-технического прогресса и высокий научно-технический уровень продукции, уже нет. Администрация города предпринимает энергичные меры по наращиванию инновационной составляющей промышленного производства. Однако утраты в области наукоемкого производства и высоких технологий настолько велики, что потребуются значительное время и большие финансовые ресурсы для реализации намеченных программ.

Структурные сдвиги коснулись всех отраслей экономики, включая транспорт. Учитывая приморское положение города, наличие морского и речного портов, а также близость к границам со странами-членами ЕС, развитие транспортного комплекса Санкт-Петербурга имеет огромное значение. В Петербурге представлены все виды транспорта — от железнодорожного до трубопроводного, причем, по данным Петербургкомстата, львиная доля приходится именно на трубопроводный транспорт (до 80%). С учетом строительства и эксплуатации нефтяных терминалов, а также газопроводов, нефте- и нефтепродуктопроводов роль и значение этого вида транспорта неуклонно возрастает (табл. 3).

Как видно, с 1995 по 2003 г. существенно сократилась доля автомобильного транспорта в общем объеме грузоперевозок (с 25,2 до 9,1%), несколько возрос удельный вес железнодорожного транспорта (с 5,8 до 7,2%). В целом структура перевозок свидетельствует о решающей роли трубопроводного транспорта, доля которого за указанный период

Таблица 3

Структура перевозки грузов различными видами транспорта Петербурга (%)

Вид транспорта 1995 г. 2003 г.

Железнодорожный 5,8 7,2

Автомобильный 25,2 9,1

Морской 3,0 2,1

Внутренний водный 0,6 0,9

Трубопроводный 65,4 80,7

Источник: Санкт-Петербург в 2003 году. Официальное издание. СПб, 2004.

возросла с 65,4 до 80,7%. В то же время (табл. 1) доля транспорта в создании ВРП с 1999 по 2003 г. сократилась с 11,3 до 8,0%, что более чем в три раза ниже удельного веса промышленности. Однако, как отмечается в документах КЭРППиТ администрации города, с 2002 по 2004 г. объем перевозок грузов возрос с 175,7 до 196,0 млн т (или на 11,2%) [5]. Что касается морского торгового порта, то объем переработки грузов в границах большого порта Санкт-Петербурга растет довольно высокими темпами. 28 стивидорных компаний переработали в 2004 г. 51,2 млн т грузов. Это очень высокий показатель, учитывая, что в начале 90-х он составлял 20—30 млн т. Форсированно развиваются порты в Ленинградской области, особенно Приморск, где переработка грузов (нефти и нефтепродуктов) превысила в 2004 г. 40 млн т [6].

О структуре промышленного производства можно судить по доле крупнейших предприятий в общем ее объеме. Так, «Балтика» производит 4,2% промышленной продукции Петербурга, а пивоварня «Хейнекен» — 2,1%, «Петро» (табачные изделия) — соответственно 4,0%, «Мултон» — 2,9%, а «Ижорские заводы» — 1,6% [7]. Следовательно, четыре предприятия пищевой промышленности дают 13,2% промышленной продукции, и это характерная черта структурных сдвигов в экономике. В числе десяти крупнейших налогоплательщиков города пять предприятий пищевой промышленности, включая четыре пивоваренных компании. В целом же пищевая промышленность дает 45,7 % налоговых поступлений в бюджетную систему [8].

Структурные сдвиги затронули и социально-культурную сферу. При общем сокращении посещаемости музеев и театров их число значительно возросло. Появились так называемые негосударственные вузы и средние учебные заведения. В жизнь прочно вошли платное образование, медицинские и другие услуги. Социально-культурная сфера в институциональном плане претерпела

Таблица 4

Отраслевая структура инвестиций в основной капитал Петербурга (%)*

Отрасли 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г.

Промышленность 30,2 33,0 26,9 18,4 18,3

Сельское хозяйство 0,2 0,5 0,2 0,1 0,2

Строительство 10,0 11,6 10,4 4,5 12,9

Транспорт 24,0 20,4 31,3 29,3 27,7

Связь 2,7 4,3 9,5 5,6 9,5

Торговля и общественное питание, оптовая

торговля продукцией производственно-

технического назначения 4,4 2,2 1,8 2,4 2,9

Жилищное хозяйство 5,2 9,4 6,7 6,7 3,7

Здравоохранение 0,8 5,2 0,8 1,0 1,2

Образование 0,6 1,0 0,7 1,0 0,8

Источник: Северо-Западному федеральному округу — 5 лет. Анализ. Тенденции. Перспективы. СПб, 2005. С. 149—153.

определенные изменения, что неизменно привело к структурным сдвигам. Однако некоторые пропорции изменяются таким образом, что общее состояние той или иной отрасли ухудшается. Например, в здравоохранении уже много лет не хватает среднего медицинского персонала. но ситуация не улучшается. В 1995 г. на 10 тыс. жителей приходилось 72 врача и 113 медсестер; в 2000 г. — соответственно 76 и 105; в 2003 г. - 78 и 104 [9]. Экономика города ощущает острую нехватку рабочих рук, особенно выпускников учебных заведений начального профессионального образования (бывших ПТУ). Однако их количество неуклонно сокращается: 1991 г. - 143; 2002 г. - 96; 2004 г. - 87 [10].

Структурные сдвиги в значительной степени определяются инвестиционной привлекательностью тех или иных отраслей. Отраслевая структура инвестиций в основной капитал (табл. 4) свидетельствует о неуклонном сокращении доли вложений в промышленность (с 30,2% в 1999 г. до 18,3% в 2003 г.). Правда, в 2004-2005 гг. она получила более емкие инвестиции. Но общая тенденция такова, что в самой промышленности приоритетными были проекты, связанные с пищевой отраслью. В отдельные годы пищевая промышленность получала инвестиций на порядок больше, чем машиностро-

ение. Поэтому и степень износа основных фондов в пищевой промышленности значительно меньше, чем в машиностроении. Низка доля инвестиций в здравоохранении и образовании. Зато связь набирает обороты. С 1999 по 2003 г. доля инвестиций в эту отрасль возросла в 3,5 раза. Рост 2003 г. в строительстве во многом объясняется юбилейным для города годом. Интересно и то, что буквально в последние годы возросли иностранные инвестиции в реальный сектор экономики. Однако данные табл. 5 об этом не свидетельствуют. Так, если в 1999 г. доля прямых иностранных инвестиций составляла 38,9%, то в 2004 г. - 11,4%. Что касается прочих инвестиций (торговых кредитов и т.д.), то их доля в иностранных инвестициях в 2000-2004 гг. превысила 85%. Речь идет о более коротком периоде, когда наблюдается рост прямых иностранных инвестиций (2001-2004 гг.).

Структурные сдвиги в экономике Санкт-Петербурга привели к резкому сокращению доли науки и научного обслуживания. Эта отрасль сократилась по числу занятых в несколько раз: наука не востребована, инновационное поле сужается! Для вывода экономики России на устойчивую траекторию быстрого и качественного роста необходимо довести долю затрат на НИОКР до 3% ВВП. Пока

Структура иностранных инвестиций в экономику Санкт-Петербурга

Таблица 5

Вид инвестиций 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.

Млн % Млн % Млн % Млн % Млн % Млн %

дол. дол. дол. дол. дол. дол.

Прямые 272,0 38,9 146,7 12,6 114,1 9,7 84,1 9,5 70,3 10,1 111,9 11,4

Портфельные 0,50 1,1 5,16 0,4 14,55 1,3 12,63 1,5 35,98 5,2 24,71 2,5

Прочие 426,0 61,0 1008,1 87,0 10042,7 89,0 784,3 89,0 589,5 84,7 848,5 86,1

Источник: Северо-Западному федеральному округу - 5 лет. Анализ. Тенденции. Перспективы. СПб, 2005. С. 153-155.

же, по данным на 2005 г., она составляет 1,57—1,66% ВВП [11]. В Петербурге за годы рыночных реформ объемы НИОКР сократились на порядок, особенно в ОПК. Здесь же следует упомянуть и о такой сфере деятельности, как проектирование. В городе работало 98 проектных институтов, многие из них выживали за счет сдачи в аренду производственных площадей.

Таким образом, за последние полтора десятилетия в экономике Санкт-Петербурга произошли существенные структурные сдвиги, которые в общем виде не отвечают требованиям информационного общества. Деиндустриализация — вот основная характеристика структурных изменений. Хочется надеяться, что заявления о приоритетах инновационного развития экономики города все же получат реальное воплощение в жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Словарь иностранных слов. Под ред. И.В.Лехина и

Ф.Н.Петрова. М., 1954. С. 666; Философский словарь.

Под ред. М.М.Розенталя и П.Ф.Юдина. М., 1963. С. 438.

2. Стратегия экономического развития России. — Российский экономический журнал. 2000, № 7. С. 4.

3. Глазьев С. Очередной «клон» правительственных рыночных фундаменталистов (о «Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005—2008 годы)») — Российский экономический журнал. 2005, № 2. С. 6.

4. Промышленность Санкт-Петербурга. 2005. СПб, 2005. С. 4.

5. Итоги социально-экономического развития Санкт-Петербурга за 2004 год. СПб, 2005. С. 19.

6. Северо-Западному федеральному округу — 5 лет. Анализ. Тенденции. Перспективы. СПб, 2005. С. 105.

7. Там же. С. 40.

8. Промышленность Санкт-Петербурга. 2005. СПб, 2005. С. 12-14.

9. Санкт-Петербург в 2003 году. Официальное издание. СПб, 2004. С. 122.

10. Там же. С. 142.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Глазьев С. Федеральная социально-экономическая политика: принципиальных изменений не намечается. — Российский экономический журнал. 2005, № 7—8. С. 28.

Ассоциация выпускников РЭА им. Г. В. Плеханова Встретим 100-летие ALMA MATER вместе!

Адрес: Москва, Зацепский тупик, д. 4, 2-й этаж. Контактные телефоны: 235-5565, 235-9966, 235-2341 E/mail: REA@plehanof. ru www. plehanof. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.