Научная статья на тему 'Структурные признаки системы непрерывного педагогического образования в Канаде'

Структурные признаки системы непрерывного педагогического образования в Канаде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
533
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ / БАКАЛАВР ПЕДАГОГИКИ / СЕРТИФИКАТ УЧИТЕЛЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ / ПРОГРАММА СТАЖИРОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ / АССОЦИАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ / ФЕДЕРАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ / ШКОЛЬНЫЕ СОВЕТЫ / НАСТАВНИК / СТЕПЕНЬ МАГИСТРА / ДОКТОРСКАЯ СТЕПЕНЬ / ПРОГРАММА ОБМЕНА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ / "ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ" / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / CONTINUOUS TEACHERS' EDUCATION / TEACHER'S CERTIFICATE / TEACHERS' COLLEGE / TEACHERS' PROBATION PROGRAM / TEACHERS' ASSOCIATION / TEACHERS' FEDERATION / MASTER'S DEGREE / DOCTOR'S DEGREE / PEDAGOGICAL FACULTY / BACHELOR OF EDUCATION / DEPARTMENT OF EDUCATION / SCHOOL BOARDS / MENTOR / TEACHER EXCHANGE PROGRAMS / ADULT LEARNING / INNOVATIVE TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Боднар Светлана Сергеевна

Рассмотрены структурные признаки системы непрерывного педагогического образования в Канаде. Автор анализирует деятельность образовательных учреждений и организаций, задействованных в профессиональном развитии педагогов в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structural Characteristics of Continuous Teachers' Education in Canada

The article considers structural сharacteristics of сontinuous teachers' education in Canada. The author analyzes activities of education establishments and organizations involved in the teachers'; professional development in the country

Текст научной работы на тему «Структурные признаки системы непрерывного педагогического образования в Канаде»

УДК 378.6(71)

ББК 74.5

Боднар Светлана Сергеевна

преподаватель кафедра английского языка и методики его преподавания Татарский государственный гуманитарно-педагогоический университет

г. Казань Bodnar Svetlana Sergeevna Lecturer

Chair of the English Language and Methods of Its Teaching Tatar State University of Humanities and Pedagogy

Kazan

Структурные признаки системы непрерывного педагогического

образования в Канаде Structural Characteristics of Continuous Teachers’ Education in Canada

Рассмотрены структурные признаки системы непрерывного педагогического образования в Канаде. Автор анализирует деятельность образовательных учреждений и организаций, задействованных в профессиональном развитии педагогов в стране.

The article considers structural сharacteristics of ^^in^us teachers’ education in Canada. The author analyzes activities of education establishments and organizations involved in the teachers’ professional development in the country.

Ключевые слова: непрерывное педагогическое образование, факультет педагогики, бакалавр педагогики, сертификат учителя, Педагогический колледж, программа стажировки преподавателя, Департамент образования, ассоциации преподавателей, федерации преподавателей, школьные советы, наставник, степень магистра, докторская степень, программа обмена преподавателей, «образование взрослых», инновационные технологии.

Key words: continuous teachers’ education, pedagogical faculty, bachelor of education, teacher’s certificate, teachers’ college, teachers’ probation program, Department of Education, teachers’ association, teachers’ federation, school boards, mentor, Master's degree, Doctor’s Degree, teacher exchange programs, adult learning, innovative technologies.

Проблема непрерывности образования педагога, в ее теоретическом, практическом и организационном аспектах нуждается в детальном изучении, поскольку играет важную роль в реформировании системы подготовки педкадров и адаптации к требованиям международного образовательного пространства.

Актуальность исследования предопределена современными изменениями парадигмы общественного развития, новизной личностных и социальных требований к системе непрерывного образования учителя и его готовности к

профессиональному развитию. Такой подход обосновывает углубленное изучение функций непрерывного педагогического образования, стратегии его развития и акцентирование роли в экономическом и общественном прогрессе как объективную закономерность.

Целью данной статьи является характеристика структурных признаков системы непрерывного педагогического образования в Канаде.

Непрерывное педагогическое образование - это динамично развивающаяся система, которую отличает открытость, многоступенчатость, многоуровневость, многофункциональность и гибкость.

Рассмотрим структуру непрерывного педагогического образования в Канаде в соответствии со следующей логикой:

- допрофессиональная подготовка;

- университетский сектор высшего образования;

- последипломное образование (повышение квалификации).

Одним из основных компонентов в ходе претворения концепции непрерывного педагогического образования в практику является эффективная подсистема профессионального отбора на педагогические факультеты. Следует отметить, что при отборе абитуриентов основное внимание уделяется не оценкам (высокие показатели по предметам являются обязательным условием), а опыту работы по специальности, рекомендациям профильных учреждений и результатам личного собеседования.

Как отмечает украинская исследовательница Л. А. Карпинская, процесс приема абитуриентов на педагогические факультеты базируется на четырех критериях: академическая подготовка; практика преподавания; документация абитуриента, которая отображает академические достижения и причины избрания им преподавательской профессии. Кроме того, абитуриенты должны иметь опыт работы с группами детей или молодежи. Этот включает работу в летних лагерях, детских садах, помощь при проведении классных занятий, участие в разных видах внеклассной деятельности. Абитуриенты должны демонстрировать преданность выбору профессии учителя, а также умение общаться и работать с детьми [2].

Все абитуриенты провинции Онтарио должны пройти регистрацию в Службе набора студентов на педагогические специальности (Teacher

Education Application Service (TEAS). Данная организация осуществляет связь между абитуриентами и университетами провинции Онтарио, в которых они хотели бы учиться на факультете педагогики.

Начиная с 1970-х гг. профессиональная педагогическая подготовка учителей для начальной и средней школы была переведена в университетский сектор высшего образования, в которых были созданы специальные факультеты педагогики.

В настоящее время подготовка учителей сосредоточена в секторе высшего образования на факультетах педагогики (Faculties of Education). Этот переход обеспечил большую свободу в вопросах выбора предметов, определения объема их изучения, форм и методов подготовки будущих учителей.

Программы педагогического образования в Канаде реализуются на двух образовательных уровнях: достепенном (на базе среднего образования) и послестепенном (на базе степени бакалавра, полученной в высшем учебном заведении). В первом случае основным требованием, предъявляемым к абитуриентам, является успешное окончание общеобразовательной школы. Что касается послестепенного уровня, то для поступления необходимо быть обладателем степени бакалавра, полученной в системе высшего образования Канады. Все абитуриенты проходят вступительное собеседование.

По завершении программы обучения выпускники получают диплом бакалавра педагогики (Bachelor of Education). Но эта степень еще не предоставляет автоматическое право работать в школах провинций. Ученые степени присуждаются по окончании университетов, а учительские сертификаты выдает Правительство провинции. Каждая завершенная программа бакалавриата дает возможность получения сертификата учителя (Teacher certificate) в определенной провинции страны при наличии рекомендации факультета педагогики.

Сертификаты выдаются Управлением органов образования и сертификации учителей провинции (Teacher Certification and Development of Education Provincial Government). Так, к примеру, в провинции Онтарио правительство передало ответственность за выдачу учительских сертификатов Педагогическому колледжу (College of Teachers) еще в 1996 г. В настоящее

время Педагогический колледж уполномочен производить сертификацию и аттестацию преподавателей.

Следующий уровень непрерывного педагогического образования в Канаде включает подготовку молодого специалиста в процессе «пробного года»

- периода адаптации выпускника к условиям школы. Исследователи акцентируют внимание на важности сотрудничества и профессиональной поддержки молодого учителя опытными коллегами, и получения педагогических знаний в процессе непрерывного профессионального образования педагога. Большинство провинций ввели программы стажировки для оказания педагогической поддержки выпускникам вуза в период первого года преподавания. Данная программа, направленная на становление учителя как специалиста, основана на прогрессивной модели обучения, руководстве более опытным коллегой и совершенствованием умений и навыков учителя.

Рассмотрим подробнее систему реализации педагогической поддержки на примере нескольких провинций Канады. В 2005 г., провинция Онтарио ввела новую программу стажировки преподавателя (New Teacher Induction Program), означающую полный год обучения непосредственно в школе, руководство и оценку в течение «пробного года».

В провинции Юкон Департамент образования в сотрудничестве с Ассоциацией преподавателей провинции Юкон (Yukon Teachers’ Association) и Ассоциацией преподавателей- ветеранов (Retired Teachers’ Association) осуществляют руководство молодыми специалистами, реализуют совместный подход для преподавателей, отдавая приоритет школам в подборе и расстановке педагогических кадров, выявляя, при этом, трудности в период адаптации к школе.

Департамент образования острова принца Эдуарда (Department of Education in Prince Edward Island) выявил ряд проблем, с которыми сталкиваются преподаватели, включая: повышение грамотности студентов -будущих учителей; работа со студентами с ограниченными возможностями; педагогическое взаимодействие в условиях поликультурного класса. Для оптимального развития профессиональных потребностей между университетом острова принца Эдуарда (University of Prince Edward Island)

и университетами двух соседних провинций было налажено партнерство с целью обеспечения соответствующих курсов и программ.

Кроме того, Департамент образования, Федерация преподавателей острова принца Эдуарда (Prince Edward Island Teachers’ Federation), университет острова принца Эдуарда, и школьные советы (School boards) разработали Программу стажировки для начинающих преподавателей (Induction Program for beginning teachers), которая назначает наставников (mentors) для каждого преподавателя и обеспечивает обучение без отрыва от работы.

С 2008 г. университет острова принца Эдуарда предлагает образовательную программу «Лидерство и обучение» (Leadership and

Learning на получение степени магистра педагогики, в процессе которой будущие педагоги осваивают различные модели, формы и методы, связанные с обучением учащихся с различными потребностями [3].

Признано, что совершенствование качества преподавания зависит от постоянного повышения квалификации учителей. Успех Канады в развитии качественной системы непрерывного профессионального педагогического образования основан на совершенствовании мастерства учительских кадров, проведении различных мероприятий, направленных на профессиональный рост. Однако на сегодняшний день не существует обязательных общих требований к программам профессионального развития учителей во всех провинциях. Школьные советы могут принимать программы повышения квалификации, исходя из приоритетов провинций, рассчитанные на срок от 5 до 10 дней. В проведении таких краткосрочных курсов участвуют все учителя и администрация школы. Курсы повышения квалификации, подготовленные руководством, предлагают широкий спектр мероприятий на альтернативной основе [1].

Важную роль в реализации различного рода внутрипрофессиональных программ играет Региональное содружество руководителей школ и университетов провинций. Многие руководители школ субсидируют часть расходов на эти курсы при условии участия работающих учителей. Такое обучение обычно проводится в формате неполного рабочего дня.

В Канаде активно функционируют Ассоциации преподавателей. Цель этих организаций - способствовать улучшению условий труда педагогов; Вестник ЧГПУ32011 38

обеспечению достойных условий для профессионально-личностного развития; повышению общественной заинтересованности в профессии педагога; организации и проведению мероприятий по повышению уровня педагогической компетентности. Ассоциации также участвуют в разработке образовательных стандартов и выдачи сертификатов, играют важную роль в улучшении качества подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности.

Участие в Ассоциациях преподавателей является обязательным в провинциях Альберта, Саскачеван, Онтарио и Нью-Брансуик, добровольным на территориях, и автоматическим во всех остальных провинциях (Манитоба, Квебек, Остров Принца Эдуарда, Ньюфаундленд, Новая Шотландия, Нунавут и Юкон), кроме Британской Колумбии. В провинциях Британская Колумбия и Онтарио преподаватели принадлежат к Педагогическому колледжу, который устанавливает профессиональные стандарты для эффективного непрерывного профессионального совершенствования. Департамент образования провинции Онтарио в настоящее время развивает континуум непрерывного профессионального развития преподавателей в течение всей карьеры.

Ассоциации преподавателей провинций, которые принадлежат к Федерации преподавателей Канады, обеспечивают доступность

профессионального развития, разрабатывают и распространяют программы повышения квалификации учителей, обеспечивают поддержку и ресурсы создания программ профессионального развития, активизируют комитеты профессионального развития педагогов. Федерации преподавателей и другие институты предлагают мастер-классы, краткосрочные курсы, летние институты и профессиональные конференции.

Ассоциация преподавателей провинции Нунавут (Nunavut Teachers’ Association) организовала Комитет профессионального усовершенствования (Professional Improvement Committee), который формирует политику и процедуры, связанные с профессиональными вопросами совершенствования. Каждый член комитета также имеет право на пятидневные курсы повышения квалификации в академическом году.

По заключению Д. Лаэнз, ассоциации играют большую роль не только в профессиональном росте работающих учителей, но и влияют на улучшение

качества подготовки будущих учителей к педагогической деятельности, поскольку они причастны к школьной практике студентов. Для примера ученый приводит провинцию Саскачеван, где руководство студентами-практикантами является профессиональной обязанностью учителей, за выполнение которого они не получают ни дополнительной платы, ни отдельных наград. Значительный процент учителей работает также преподавателями -почасовиками, читая курс «Педагогическое мастерство» студентам факультетов педагогики. Этот исследователь также отмечает, что система образования преподавателей в Канаде меняется на партнерских началах [5].

Важное значение в профессионально-личностном развитии учителей имеет наличие определенного стимула для повышения квалификации. Так, тариф оплаты труда учителя, получившего диплом магистра, гораздо выше, чем у учителя-обладателя степени бакалавра.

Степень магистра (Master’s degree), присваивается после одного или двух лет обучения в университете. Профессиональные аспекты образования по программе магистратуры также включают как теоретическую подготовку, так и практику непосредственной профессиональной деятельности в учебных заведениях. Получить степень магистра может тот студент, который получил степень бакалавра той специальности, по которой собирается продолжить свое образование в магистратуре.

Для получения докторской степени (Doctor’s Degree) необходимо еще три года обучения и не менее года практической деятельности в образовательном учреждении.

В интересах совершенствования образовательного процесса большинство школьных советов выдвигают требование, чтобы директора получали дипломы магистра в сфере управления образовательным учреждением до того, как займут эту должность. В некоторых случаях они подписывают соглашение о получении степени в течение оговоренного периода.

Существует некоторое разнообразие программ обмена учителями (Teacher Exchange Programs), доступных преподавателям в Канаде:

внутрипровинциальные - обмены между провинциями; международные -

множество провинций приняли программы академического обмена с

различными странами, включая Австралию, Бельгию, Бермуды, Францию, Нидерланды, Швейцарию и Германию.

На факультетах педагогики канадских университетов функционирует направление подготовки «Образование взрослых» (Adult Learning). Это продолжение профессионального образования педагогов школы и высших учебных заведений, которые работают в системе непрерывного педагогического образования. Курсы выбираются в соответствии с выбранной программой и индивидуальным планом обучения. Минимальным сроком для завершения программы является один учебный год.

Образовательные программы в системе непрерывного педагогического образования разрабатываются в соответствии со стандартами подготовки специалистов в отрасли образования и определенного квалификационного уровня, а также анализа современных требований к профессии педагога в международном масштабе.

Развитие глобального образовательного пространства существенно повышает требования к качеству, стандартизации и доступности образования. Признанными инструментами достижения этих целей является разработка и внедрение инновационных образовательных методик и технологий не только в образование, но и в профессиональное развитие педагогов в соответствии с международными стандартами. Современный инновационный потенциал трансформации непрерывного педагогического образования характеризуется широким спектром и разнообразием возможностей для выбора. К нему можно отнести дистанционную учебу, открытое образование, непрерывную учебу.

Инновационные технологии играют центральную роль в постановке профессионального обучения. Центр дистанционного обучения и инноваций провинций Ньюфаундленд и Лабрадор (Newfoundland and Labrador Centre for Distance Learning and Innovation) разрабатывает профессиональные модули и информационные ресурсы. Кроме того, Департамент образования в партнерстве с Ассоциацией преподавателей Ньюфаундленда и Лабрадора и университетом провинции развивает и предоставляет профессиональные программы через Виртуальный учительский центр (Virtual Teacher Centre) - Web - обучение для педагогов всех уровней. В результате этого партнерства, педагоги

участвуют в мероприятиях профессионального развития с коллегами из различных школ и провинций.

В провинции Манитоба (Manitoba) была внедрена Стратегическая информационная поддержка (Strategic Technology-Assisted Professional Learning Environment (STAPLE) для расширения диапазона профессионального развития педагогов и интеграции информационных технологий в программы профессионального совершенствования. STAPLE

способствует совершенствованию руководства и сотрудничества педагогического персонала, осуществляет педагогическую поддержку начинающим специалистам, а также предоставляет преподавателям возможность участвовать в пилотных проектах. Экспериментальный проект имел успех и был распространен на многочисленные дисциплины и уровни обученности [3].

Необходимо отметить, что правительство заинтересовано в профессиональном росте, совершенствовании преподавательского состава и всячески поддерживает инициативу реализации непрерывного образования в этой сфере. Планирование непрерывного образования учителей и повышения их квалификации в Канаде является коллегиальным процессом, в котором принимают участие все его участники: директор школы, вспомогательный персонал, представители ассоциаций учителей, региональные консорциумы, институты системы профессионального образования, лидерские команды школьных учителей, школьные советы и другие общественные образовательные организации.

Таким образом, к структуре современной системы непрерывного педагогического образования Канады относятся:

- университеты, которые предлагают программы на получение степени бакалавра, магистра, доктора педагогики, программы сертификации учителей;

- департаменты образования, которые обновляют учебные программы и управляют развитием национальной политики в области образования;

- школьные советы, которые осуществляют курсы повышения квалификации;

- ассоциации учителей, которые предлагают разные формы профессионального развития (семинары, педагогические мастер-классы, web-сайты);

- дистанционное образование.

Структура непрерывного педагогического образования в Канаде может быть представлена в следующей схеме 1.

Схема 1

Структура непрерывного педагогического образования в Канаде

і

ДИПЛОМ БАКАЛАВРА ПЕДАГОГИИ

УЧИТЕЛЯ

НАЧАЛЬНОЙ

ШКОЛЫ

УЧИТЕЛЯ

СРЕДНЕЙ

ШКОЛЫ

Т

ДРУГИЕ

СПЕЦИАЛИСТЫ

(УЧИТЕЛЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ, УЧИТЕЛЯ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ КОРЕННЫХ НАРОДОВ)

УНИВЕРСИТЕТСКИЙ СЕКТОР ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

I

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ И ДОВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА

Деятельность системы непрерывного образования направлена на обеспечение возможностей развития, получения новой квалификации или специальности, на основе приобретенного ранее уровня образовательной и профессиональной подготовки и практического опыта.

К основным структурным характеристикам системы непрерывного педагогического образования учителей в Канаде относятся:

• создание эффективно действующей системы профотбора абитуриентов на педагогические специальности;

• организация системы подготовки учителей в секторе высшего образования;

• создание наряду с существованием традиционных структур различного рода курсов с целью профессионально-педагогической подготовки специалистов - предметников;

• передача большей оперативной власти школам с целью совершенствования учебного процесса;

• поиск конструктивных решений в определении новых перспектив совершенствования профессионального мастерства.

Перестройка системы образования на протяжении всей жизни предусматривает необходимость создания условий для непрерывного саморазвития и повышения квалификации работников сферы образования.

Библиографический список

1. Волосович, Л.В. Особенности подготовки учителей в Канаде [Текст] / Л.В. Волосович //Основные тенденции развития образования в современном мире: (материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ., 85-летию со дня рождения З. А. Мальковой). - М.: ИТИП, 2006. - С.48-53

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Карпинская, Л.А. Эволюция системы подготовки педагогических кадров в Канаде [Текст] / Л.А.Карпинская // США. Канада: Экономика. Политика. Культура. - 2005. - №2. - С. 81-91.

3. Gambhir, M., Broad, K., Evans, M., Gaskell, J. Initial Teacher Education in Canada: Themes and Issues / M. Gambhir , K. Broad, M. Evans, J. Gaskell // The Ontario Institute for Studies in Education. - University of Toronto, 2008. - P. 30.

4. Susan, M. Phillips. Teacher Quality in Canada. Society for the Advancement of Excellence in Education. - 2002. - P. 116. - ISBN:0-9689936-7-2.

5. The Development of Education: Reports for Canada. Council of Ministers of Education, Canada, Environment Canada, and The Canadian Commission for UNESCO. - 2008. - P. 72. -ISBN 978-0-88987-184-7.

Bibliography

1. Gambhir, M., Broad, K., Evans, M., Gaskell, J. Initial Teacher Education in Canada: Themes and Issues / M. Gambhir , K. Broad, M. Evans, J. Gaskell // The Ontario Institute for Studies in Education. - University of Toronto, 2008. - P. 30.

2. Karpinskaya, L.A. The Evolution of Teachers’ Training in Canada / L.A. Karpinskaya // USA. Canada: Economy. Policy. Culture. - 2005. - № 2. - P. 81-91.

3. Susan, M. Phillips. Teacher Quality in Canada. Society for the Advancement of Excellence in Education. - 2002. - P. 116. - ISBN:0-9689936-7-2.

4. The Development of Education: Reports for Canada. Council of Ministers of Education, Canada, Environment Canada, and The Canadian Commission for UNESCO. - 2008. - P. 72. -ISBN 978-0-88987-184-7.

5. Volosovich, L.V. Features of Teachers’ Training in Canada [Text] / L.V. Volosovich / / Main Trends of Education Development in Modern World: (Proceedings of the International Scientific-and-Practical Conf., 85th Anniversary of Z.A. Malkova). - M.: ITIP, 2006. - P. 48-53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.