Научная статья на тему 'Структурные особенности комплексного подхода использования пенсионных накоплений для развития региона'

Структурные особенности комплексного подхода использования пенсионных накоплений для развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
190
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНЫ / ПРОГРАММА / ИНВЕСТИЦИИ / ПОТЕНЦИАЛ / REGIONS / PROGRAM / INVESTMENT / THE POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванов И. В.

Изложены предложения по реализации комплексной программы использования инвестиционного потенциала пенсионных накоплений на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE FEATURES OF COMPLEX APPROACH OF USING RETIREMENT SAVINGS AIMED ON REGIONAL ECONOMIC DEVELOPMENT

The article presents the proposals of the realization of a complex program of using of the investment potential of retirement savings at regional level.

Текст научной работы на тему «Структурные особенности комплексного подхода использования пенсионных накоплений для развития региона»

I.S. Pakulina

Regulation of the region’s social sphere development

The features of regulation of the region’s social sphere development have been shown in the article, the research of components of social sphere macrosurroundings has been carried out, the analysis of foreign experience of the effective functioning of social sphere in the most developed countries of the world has been presented, the factors to be taken into account while elaborating the perspective indexes of social development of the region have been exposed.

Key words: Social sphere, region, government control, efficiency.

УДК 332.1

И.В. Иванов, аспирант, (496) 546-03-55, i у ivanov@inbox.ru, (Россия, Москва, ИРЭИ)

СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕНСИОННЫХ НАКОПЛЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Изложены предложения по реализации комплексной программы использования инвестиционного потенциала пенсионных накоплений на региональном уровне.

Ключевые слова: регионы, программа, инвестиции, потенциал

Для разработки мероприятий по развитию территории с использованием средств, аккумулированных всем спектром институтов любых форм собственности в сфере оперирования пенсионными накоплениями, необходимо четко обозначить алгоритм реализации соответствующих практических действий.

Сущность пенсионного обеспечения как экономической категории проявляется в выполняемых им функциях: экономической и социальной. Действие экономической функции заключается в воспроизводстве трудовых ресурсов в соответствии с потребностями экономики посредством обеспечения связи между размером пенсии и трудовым вкладом работника. Социальная функция способствует реализации принципа социальной справедливости и выражается в обеспечении минимального жизненного уровня членам общества при наступлении старости, инвалидности и реализации других социальных рисков [1].

В бюджетном послании Президента о бюджетной политике в 20082010 гг. выделена ключевая задача стабилизации пенсионной системы как главного рискового фактора развития отечественной экономики в долгосрочной перспективе. Данная задача была конкретизирована в

следующем бюджетном послании в части необходимости формирования устойчивого экономического механизма пенсионного обеспечения на долгосрочную перспективу, создания условий для получения достойной пенсии как вышедшим на пенсию, так и тем, кому это предстоит. Эти меры должны предусматривать в том числе упорядочение источников финансирования пенсий, более эффективное управление пенсионными накоплениями [2].

Следует заметить, что введение в отечественную практику функционирования механизма социальной защиты накопительного элемента расширяет возможности использования пенсионной системы, как элемента инвестиционной среды, в том числе и на региональном уровне. Вместе с тем, в последнее время стала отчетливой тенденция к увеличению критических оценок накопительной пенсионной системы. В частности, в докладе Минздравсоцразвития России, датированном октябрем 2010 года [3] отмечается, что в случае негативных тенденций в экономике возможна разбалансировка накопительной пенсионной системы двух видов: 1) если пенсионеры в целях получения права на будущую продукцию накапливают активы, например, в форме государственных облигаций, желаемое потребление пенсионеров будет превышать возможные накопления работников, превышение спроса на товарном рынке приведет к росту цен и снижению покупательной способности аннуитета пенсионера; 2) если пенсионеры в целях получения права на будущую продукцию накапливают активы, например, в форме акций, желаемые продажи активов пенсионеров будут превышать желаемые покупки этих активов работниками, превышение предложения на рынке ценных бумаг приведет к снижению цены пенсионных активов, снижению пенсионных накоплений и соответственно повлияет на размер аннуитета.

Кроме того, по заключению специалистов накопительные пенсионные системы сталкиваются с дополнительными рисками, не присущими распределительным системам. К их числу относятся риски, связанные с неумелыми управлением пенсионными накоплениями, с цикличностью инвестиционных процессов, с изменением актуарной стоимости пенсионных аннуитетов. Помимо прочего, администрирование накопительной пенсионной системы значительно выше, чем затраты по управлению распределительной системой[3]. Соответственно, алгоритм использования инвестиционных возможностей пенсионной системы должен быть устойчив к изменению параметров самой этой системы

Реализация мер, адаптированных к динамично меняющейся ситуации, имеющих среднесрочный и долгосрочный характер наиболее рациональна в рамках программно-целевого подхода. В этой связи целесообразной представляется структуризация проводимых мероприятий в рамках целевой региональной программы, обеспечивающей объединение средств и возможностей всех институтов власти и управления, бизнес

структур, физических лиц, заинтересованных в развитии системы пенсионного обеспечения в качестве фактора воздействия на социальноэкономическую среду.

Оценка структуры и объема регионального рынка, а также набора факторов и последствий реализуемых мероприятий должна выступать в качестве обязательного этапа, предшествующего разработке программы. В этой связи интерес представляет система анализа рынка разработанная

О.Н.Козловой и А.Э. Сахабутдиновой [4,5] для негосударственных пенсионных фондов (НПФ), предложивших субъектно-объектный подход, предполагающий выделение и рассмотрение составляющих данного рынка: НПФ и участники фонда как непосредственные субъекты рынка, а также НПО как специфическая финансовая услуга, оказываемая фондами и являющаяся, по сути, объектом купли-продажи. С учетом определенных корректировок данный подход может быть применен для анализа инвестиционного потенциала всего регионального рынка с учетом результатов предлагаемых программных мероприятий.

Следующим этапом должна стать разработка и предварительная детализация основных направлений и целей комплексной программы. На рисунке представлена возможная структура программы развития инвестиционного потенциала пенсионных накоплений.

Основной целью мероприятий в сфере законодательства и нормативной базы является совершенствование правового обеспечения реализации программы. Начальным этапом должен стать анализ соответствия региональной правовой базы требованиям федерального законодательства и устранение выявленных несоответствий, если они имеют место. Может быть предусмотрена реализация таких мероприятий, как разработка регионального закона (постановления органа исполнительной власти) о порядке финансирования пенсионного обеспечения граждан на территории региона и положения о порядке оценки организаций, осуществляющих функции управления пенсионными накоплениями. В части методического обеспечения контроля за эффективностью использования пенсионных накоплений разрабатывается методика оценки экономической обоснованности всей системы пенсионного обеспечения на территории региона.

Совершенствование механизмов управления в сфере пенсионного обеспечения региона охватывает сферы развития накопительной пенсионной системы, а также обеспечение качества и надежности структур, осуществляющих инвестирование пенсионных накоплений. Характер мероприятий в области развития институтов накопительной пенсионной системы зависит от избранных приоритетов. Для решения задачи ускоренного вовлечения в сферу управления пенсионными накоплениями негосударственных управляющих структур, в том числе и не дислоцированных на территории региона, может быть установлен

ежегодный норматив удельного веса негосударственных структур, управляющих пенсионными накоплениями. В случае принятия решения о приоритетности интенсификации процесса вовлечения пенсионных накоплений в экономику региона в целом возможно установление ежегодного норматива удельного веса пенсионных накоплений граждан, проживающих на территории региона, инвестированных в экономику региона в общем объеме пенсионных накоплений. Мероприятия в сфере обеспечения качества и надежности структур, осуществляющих инвестирование пенсионных накоплений, могут включать установление значений интегральных показателей эффективности деятельности (рейтингов) управляющих структур.

Примерная структурарегиональной программыразвития инвестиционного потенциала пенсионных накоплений

В ходе реализации программы должна быть проведена оптимизация структуры собственности и организационных форм субъектов в сфере пенсионного обеспечения региона. Например, акционирование

предприятий и организаций, находящихся в государственной

собственности региона и муниципальной собственности расширит

возможности инвестирования средств пенсионных накоплений.

Приватизация упомянутых объектов приведет к повышению доли частной собственности в сфере инвестирования пенсионных накоплений. В целях расширения институциональной базы негосударственного пенсионного обеспечения (если такая задача поставлена) в разрабатываемую программу может быть интегрирован комплекс мер, стимулирующих создание новых негосударственных структур, управляющих пенсионными накоплениями.

Программные мероприятия в области бюджетной политики дифференцируются в зависимости от приоритетности в региональной социальной политике сокращения расходов бюджета или сглаживания социального неравенства. В первом случае в рамках программы может быть установлен норматив ежегодного сокращения бюджетных ресурсов, направляемых на реализацию региональных пенсионных программ, во втором - установление минимального размера пенсионного обеспечения на территории региона. Сбалансированность источников финансирования программ пенсионного обеспечения должна быть обеспечена расчетом и установлением рационального соотношения между источниками финансирования в зависимости от характера программных мероприятий (индикаторов).

Мероприятия в сфере основных фондов и инвестиций направлены на улучшение их состояния и повышение инвестиционной активности на территории региона и могут включать установление норматива ежегодного снижения доли основных фондов, находящихся в ветхом и аварийном состоянии за счет привлечения средств пенсионных накоплений; показателя темпа прироста инвестиций в экономику региона с использованием средств пенсионных накоплений; доли средств инвестиций негосударственных пенсионных фондов в общем объеме инвестиций в экономику региона.

Действия в области развития инноваций предусматривают внедрение современных технических средств и технологических решений в экономику региона и их применение в системе социальной защиты. В этой связи могут быть предложены такие решения, как установление индикаторов, характеризующих использование средств пенсионных накоплений для финансирования НИОКР, индикативного показателя доли средств пенсионных накоплений, вложенных в инновационные производства. Для повышения использования инновационных технологий, в том числе в сфере актуарных расчетов, в региональных структурах ПФР и НПФ, оперирующих на территории региона, может быть предусмотрен

целевой показатель доли соответствующих современным требованиям технических средств и процедур в деятельности региональной системы пенсионного обеспечения.

В ходе реализации программных мероприятий должны быть оптимизированы условия функционирования рынков в сфере пенсионного обеспечения, в том числе путем установления благоприятной конкурентной среды. Для обеспечения выбора управляющей организации должно быть увеличено предложение на рынке услуг управления пенсионными накоплениями. На основе результатов маркетинговых исследований данного рынка могут быть приняты целевые значения числа организаций, оказывающих услуги по управлению пенсионными накоплениями, а также индекса Герфиндаля-Гершмана (сумма квадратов долей фигурантов рынка услуг по управлению пенсионными накоплениями в общем объеме услуги по управлению пенсионными накоплениями). Конкуренция за право привлекать средства пенсионных накоплений на территории региона может быть обеспечена за счет программных мероприятий по совершенствованию конкурсных процедур.

Важное значение имеет обеспечение необходимой квалификации кадров в сфере управления пенсионными накоплениями. В этой связи предусматривается подготовка нормативов квалификации кадров в соответствии с характером деятельности, должностных инструкций и т.д. Важное значение имеет также реализация мероприятий по совершенствованию знаний граждан, осуществляющих пенсионные накопления об экономической сущности данного процесса, процедурах выбора управляющих структур, инвестиционных процессах, возможных рисках. Тесно связанной с вышеупомянутым направлением является информационная политика, которая может быть обозначена в качестве отдельного блока программных мероприятий.

Библиографический список

1. Борисенко, Н.Ю. Пенсионное обеспечение. - М.: Дашков и Ко, 2010. 576 с.

2. Соловьев А. Долгосрочная стратегия развития пенсионной

системы. Электронный ресурс «Экономический портал»

http ://institutiones. com/ strate gies/89 3 -dolgosrochnaj a-strate gij a-razvitij a-pensionnoi-sistemy.html

3. Доклад Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «Итоги пенсионной реформы и долгосрочные перспективы развития пенсионной системы Российской Федерации с учетом влияния мирового финансового кризиса». Электронный ресурс Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/insurance/6

4. Козлова, О.Н., Сахабутдинова А.Э. Методический подход к оценке состояния регионального рынка негосударственного пенсионного обеспечения // Журнал «Финансы». № 4. 2008. С. 87-91.

5. Козлова, О.Н., Сахабутдинова А.Э. Оценка состояния регионального рынка негосударственного пенсионного обеспечения на примере Сибирского федерального округа // Журнал «Финансы». № 3. 2009. С. 82-87.

I. V. Ivanov

STRUCTURE FEATURES OF COMPLEX APPROACH OF USING RETIREMENT SAVINGS AIMED ON REGIONAL ECONOMIC DEVELOPMENT.

The article presents the proposals of the realization of a complex program of using of the investment potential of retirement savings at regional level.

Key words: regions, program, investment, the potential.

УДК 331.53

Ю.Д. Нефедов, аспирант кафедры финансов и менеджмента,

(4872) 33-24-80, fim@tsu.tula.ru, (Россия, Тула, ТулГУ)

МЕХАНИЗМ ВЫБОРА ВИДА ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ

Представлен подход к выбору вида обучения в системе повышения квалификации и переподготовки кадров с учетом специфики потребности в обучении и уровня востребованности профессии на рынке труда. Ее использование позволяет формализовать процедуру выбора вида обучения и на этой основе разрабатывать и обосновывать эффективные управленческие решения в сфере труда и занятости в регионе.

Ключевые слова: занятость трудовых ресурсов; потребность в обучении; востребованность профессии; система профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

Обеспечение инновационного характера развития экономики России требует соответствия профессионально-квалификационной структуры трудовых ресурсов объему и уровню их знаний и навыков, заявленных работодателями. Только при этом условии экономика страны и каждого региона может развиваться заданными на федеральном уровне темпами.

В системе государственного и муниципального управления занятостью для характеристики профессионально-квалификационной структуры трудовых ресурсов используется показатель «численность занятых в экономике по занятиям». Основной характеристикой занятости населения выступает вид трудовой деятельности (занятие), основу

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.