Научная статья на тему 'Структурные компоненты психологической безопасности личности пятиклассников'

Структурные компоненты психологической безопасности личности пятиклассников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
565
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ПЯТИКЛАССНИКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Костина Любовь Михайловна

В статье приводятся конкретные данные экспериментального исследования структурных компонентов психологической безопасности личности пятиклассников на этапе адаптации к обучению на ступени общего образования. Данной проблема является одной из актуальных в современных научных исследованиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Костина Любовь Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структурные компоненты психологической безопасности личности пятиклассников»

ребятам воспользоваться опорами при организации воссоздания материала (при условии, что данные опоры будут придуманы самими учащимися ).

Принципиальным считается одобрение в детях рвения к творению новейших способов запоминания. Но, творческое решение мнемической задачи детьми данного возраста может быть только в том случае, ежели учащиеся вполне понимают те действия, которые они исполняют в процессе запоминания.

Для осмысленного применения мнемических способов запоминания нужно, чтоб учащиеся проговаривали процесс запоминания, вслух именуя все действия, которые они исполняют.

Это будет содействовать осознанию детьми процесса запоминания, как такового, и приведет к ответственному применению школьниками разных способов запоминания для лучшего усвоения использованного материала, а потом - к креативному преобразованию данных способов самими детьми.

После проведения всех сопутствующих методов и приемов освоения мнемических приемов мы проанализировали на сколько эффективно и быстро участники экспериментальной группы могут логически осмысленно передать текст большого рассказа, не затрачивая много времени, результаты свидетельствуют, что процент эффективности освоения приблизился на 75% - 15 человек а 25% - 5 человек из них тратят больше времени на освоение текста, когда в контрольной группе результат остался без изменения.

Очень важно и необходимо содействие взрослых для закрепления в сознании школьников идею использования логических приемов запоминания.

Применительно к учащимся младших классов это лучше всего делать путем совместного анализа запоминаемого материала и указаний на возможность его избирательного, недословного воспроизведения. Список использованной литературы:

1. Арден Дж. Развитие памяти "для чайников". - М.: Вильямс, 2003. - 351 с.

2. Аткинсон Р., Шифрин Р. Человеческая память: система памяти и процессы управления // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.517-546.

3. Блонский П.П. Память и мышление. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.

4. Дубровина И.В. Практическая психология образования. - СПб.: Питер, 2009. -298с.

5. Круглова Н.Ф. Как помочь ребенку успешно учиться в школе. - СПб: Питер, 2004. - С 78

© Арскиева З.А., 2016

УДК 159.9.07

Костина Любовь Михайловна

канд.психол.наук., доцент РГПУ им. А.И. Герцена

г. Санкт-Петербург, РФ E-mail: lumiko@mail.ru

СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ ПЯТИКЛАССНИКОВ

Аннотация

В статье приводятся конкретные данные экспериментального исследования структурных компонентов психологической безопасности личности пятиклассников на этапе адаптации к обучению на ступени общего образования. Данной проблема является одной из актуальных в современных научных исследованиях.

Ключевые слова Психологическая безопасность, школьная адаптация, пятиклассники.

В качестве приоритетного направления современных научных исследований можно выделить изучение психологическую безопасность личности учащихся на различных этапах непрерывного

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

образования. На предшествующих этапах работы мы рассматривали проявления структурных элементов психологической безопасности личности на уровне дошкольного и начального образования, что нашло отражения в ряде публикаций [например, 1, 2]. Данная статья посвящена более подробному анализу структурных компонентов психологической безопасности личности пятиклассников при адаптации их к среднему звену школы.

К структурным компонентам психологической безопасности личности обучающихся относятся устойчивость, сопротивляемость, переживание защищенности и эффективность деятельности [3 и др.]. Рассмотрим результаты изучения проявления данных структурных компонентов у пятиклассников, в период адаптации обучающихся на этапе общего непрерывного образования.

Результаты изучения устойчивости, как компонента психологической безопасности личности пятиклассников показали, что средние значения по показателю самооценки в группе пятиклассников с низкой адаптацией достоверно ниже (t=2,79, р=0,01), чем в группе детей с оптимальными показателями адаптации к образовательному процессу. Средние значения испытуемых по параметру самоконтроля поведения в группе пятиклассников с низкой адаптацией достоверно ниже (t=2,93, р=0,01), чем в группе детей с оптимальными показателями адаптации к образовательному процессу. Изучение направленности личности выявило статистические отличия (t=2,13, р=0,05) у пятиклассников с оптимальными показателями адаптации к образовательному процессу. Средние значения испытуемых по показателю коммуникативности в группе пятиклассников с низкой адаптацией к образовательному процессу достоверно ниже (t=3,51, р=0,001), чем у их сверстников с более высокими результатами.

Далее рассматривались такие проявления психологической безопасности личности пятиклассников как сопротивляемость/жизнестойкость. Анализ результатов показал, что средние значения испытуемых по показателю склонности к эмпатии в группе пятиклассников с низкой адаптацией достоверно ниже (t=2,92, р=0,01), чем в группе их сверстников с оптимальными показателями адаптации к образовательному процессу. Данные позволяют говорить о наличии статистических отличий (t=2,21, р=0,05) в результатах пятиклассников обеих групп по показателю вовлеченности, наличия жизненных целей.

Далее исследовалось переживание защищенности как компонент психологической безопасности личности пятиклассников. Результаты показывают преобладание у испытуемых с более высоким уровнем адаптации к образовательному процессу показателей позитивных эмоциональных состояний (t=3,91, р=0,01). В процессе изучения эмоционального беспокойства, тревожности были получены данные статистически достоверных отличий (t=2,85, р=0,01) в исследуемом показатели у учащихся пятых классов.

В качестве следующего компонента психологическая безопасность личности пятиклассников рассматривается эффективность деятельности. Результаты показывают наличие статистически достоверных отличий (t=2,97, р=0,01) по показателю успеваемости у учащихся пятых классов с более высоким уровнем адаптации к образовательному процессу.

Результаты изучения компонентов психологической безопасности личности учащихся пятых классов с более высоким уровнем адаптации к образовательном процессу позволяют говорить о наличии статистически значимых отличий (от р=0,05 до р=0,001) по показателям психологической устойчивости (самоконтроль, направленность и коммуникативность личности); сопротивляемости/жизнестойкости (эмпатия, вовлеченность, наличие представлений о конструктивном поведении и позитивного опыта решения проблем); переживания защищенности (эмоциональные состояния и тревожность); эффективности деятельности (успеваемости).

Список использованной литературы:

1. Костина Л.М. Индивидуально-психологические характеристики психологической безопасности личности младших школьников в непрерывном образовательном процессе / Л.М. Костина // Новая наука: Современное состояние и пути развития. - 2015. - № 1. - С. 56-57.

2. Костина Л.М. Стратегические направления формирования психологической безопасности личности дошкольника // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2013.№ 155. С. 66-71.

3. Костина Л.М., Хоменко И.А. Продуктивная социально востребованная деятельность - основа

психологической безопасности личности / Л.М. Костина, И.А. Хоменко // Народное образование. - 2012. -№ 7. - С. 267-272.

© Костина Л.М., 2016

УДК 159.9

Палицкая Алена Сергеевна

студентка 3 курса, направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» профиль «Психология образования» Института психологии и педагогики ФГБОУ ВПО Сахалинского

государственного университета, г. Южно-Сахалинск, РФ

E-mail: aliona811@mail.ru

ВЛИЯНИЕ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА НА АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ

Аннотация

В данной статье раскрывается роль психологических факторов в становлении аддиктивного ритма у подростков. Статья посвящена результатам эмпирического исследования по изучению влияния акцентуации характера подростков на формирование у них зависимых форм поведения.

Ключевые слова Зависимость, акцентуация характера, подростки, аддикция.

Проблема различного рода зависимостей в современном обществе стоит в ряду наиболее острых социальных проблем. Колоссальное влияние на жизнь современного человека оказывают зависимости от психоактивных веществ - алкогольная, наркотическая, которые, за счёт своей масштабности, способны нанести непоправимый вред всем поколениям. Учитывая то, что в группе риска по употреблению психоактивных находятся личности, изначально предрасположенные к аддиктивному поведению, мы в своей работе решили обратиться к одному из факторов предрасположенности к аддиктивному поведению -акцентуации характера.

Изучением акцентуаций характера занимались А. Е. Личко, А.А. Реан, Э. Кречмер и другие учёные. Наиболее известной является теория акцентуированных личностей Карла Леонгарда, который и ввёл понятие «акцентуация характера», означающее чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями.

Исследования по проблеме аддиктивного поведения содержат работы В. Д. Менделевича, Г. В. Старшенбаума, А. В. Гоголевой, В. Д. Москаленко и других учёных. А. В. Гоголева определяет аддиктивное поведение, как одну из форм отклоняющегося поведения, с формированием стремления к уходу от реальности путём изменения своего психического состояния.

Анализ научных источников показал, что многочисленные исследования (А.Е. Личко, Э. Кречмера, М.Е. Бурно и др.) установили взаимосвязь акцентуации характера в подростковом возрасте с предрасположенностью к аддиктивному поведению, т.е. акцентуация характера у подростков является одним из факторов риска, на ряду с другими личностными особенностями, в предрасположенности подростка к аддиктивному поведению. Наиболее предрасположенными к аддиктивному поведению исследователи называют подростков с гипертимной, демонстративной, неустойчивой, эпилептоидной, конформной акцентуациями. Исследователи объясняют такую связь тем, что социальная дезадаптация данных подростков, которая является одной из причин обращения к аддиктивному поведению, во-первых, способствует формированию большинства типов акцентуаций, во-вторых, закрепление некоторых патологических черт характера затрудняет адаптацию, т.е. явление двухстороннее.

С целью эмпирического изучения данной темы, мы провели исследование, в котором приняли участие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.