Научная статья на тему 'Структурные изменения в секторе малого и среднего предпринимательства в условиях формирования инновационной экономики'

Структурные изменения в секторе малого и среднего предпринимательства в условиях формирования инновационной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1245
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРИОРИТЕТНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СТРУКТУРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SMALL AND AVERAGE BUSINESS / PRIORITY KINDS OF ACTIVITY / STRUCTURE OF BUSINESS ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бирюков Виталий Васильевич, Соловьева Елена Александровна

В статье проведен сравнительный анализ состояния малого и среднего бизнеса в России и в г. Омске, показаны основные тенденции в изменении структуры предпринимательской деятельности и численности субъектов малого и среднего предпринимательства; рассмотрены роль малого и среднего бизнеса в условиях формирования инновационной экономики, проблемы и перспективы его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бирюков Виталий Васильевич, Соловьева Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structural changes in sector of small and average business in the conditions of innovative economy formation

In the article the comparative analysis of a condition of small and average business in Russia and in Omsk is carried out. The main tendencies in change of structure of business activity and number of small and average business subjects are shown; a role of small and average business in the conditions of innovative economy formation, a problem and prospect of its development are considered.

Текст научной работы на тему «Структурные изменения в секторе малого и среднего предпринимательства в условиях формирования инновационной экономики»

УДК 332.025

В. В. БИРЮКОВ Е. А. СОЛОВЬЕВА

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,

г. Омск

СТРУКТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СЕКТОРЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

В статье проведен сравнительный анализ состояния малого и среднего бизнеса в России и в г. Омске, показаны основные тенденции в изменении структуры предпринимательской деятельности и численности субъектов малого и среднего предпринимательства; рассмотрены роль малого и среднего бизнеса в условиях формирования инновационной экономики, проблемы и перспективы его развития.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, приоритетные виды деятельности, структура предпринимательской деятельности.

Предпринимательство является одним из важнейших факторов успешного развития национальных экономик. Малое и среднее предпринимательство способствует укреплению экономического и инновационного потенциала, росту благосостояния населения и авторитета страны в мире, обеспечивая решение возникающих социально-экономических и научно-технических проблем. В нашей стране возникла достаточно сложная ситуация, связанная с развитием в последнее время малого и среднего бизнеса, хотя принят Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», реализуются долгосрочные целевые программы развития предпринимательства во многих субъектах Российской Федерации и другие меры.

В настоящее время в связи с усилением роли инновационных процессов и сегментацией спроса существенно меняются условия и приоритеты предпринимательской деятельности, трансформируются профессиональные предпочтения субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — СМСП), мотивы побуждений к предпринимательской деятельности и факторы выбора сферы деятельности. Потребности повышения роли малого и среднего бизнеса в осуществлении модернизационных изменений российской экономики обусловливают необходимость перехода его от модели выживания к модели устойчивого и динамичного развития, ориентированной на активизацию инновационных и инвестиционных процессов. Поэтому важным становится рассмотрение проблемы, связанной с выявлением приоритетных для субъектов малого и среднего предпринимательства видов деятельности на перспективу и формированием адекватных механизмов поддержки стратегически значимых видов деятельности.

В последнее десятилетие в результате глубоких научно-технических и социально-экономических

перемен, существенно снизивших значимость крупномасштабных предприятий, во многих странах наблюдается динамичный рост числа малых и средних предприятий, повышается роль данного сектора в инновационном развитии национальных экономик, меняющая его масштабы, функции и степень значимости разных видов экономической деятельности. Происходящие изменения в сфере малого и среднего бизнеса во многом обусловливается и тем обстоятельством, что национальные власти рассматривают его как катализатор научно-технического и социально-экономического развития и реализуют обширные и весьма эффективные программы государственной поддержки. Мировой опыт убедительно свидетельствует о том, что при разработке государственных программ, ориентированных на успешное развитие массовых форм предпринимательства [1, 2], во-первых, следует отказаться от представлений, абсолютизирующих роль автоматизма действия рыночных механизмов и возможности спонтанных процессов создавать конкурентоспособные предпринимательские структуры без формирования соответствующих институционально-технологических предпосылок; во-вторых, важно учитывать, что вопреки упрощенным стандартным объяснениям поведения субъектов малого и среднего бизнеса, основанных на моделях атомистических агентах, действующих в высококонкурентной среде, в реальной хозяйственной жизни действия данных субъектов складываются под влиянием сложного сочетания вертикальных и горизонтальных связей и неопределенности изменений деловой среды. Ориентируясь на получения наибольшей выгоды, предприниматели в зависимости от социально-экономических и политических условий могут выбрать самые разные стратегии поведения, в том числе и общественно-расточительные, что, в свою очередь, способствует появлению различных типов предпринимательства и весьма разнообразных соотношений позитивных и негативных

эффектов интеграции малого и среднего бизнеса в национальную экономику [3].

Состояние малого и среднего бизнеса в России и в г. Омске: сравнительный анализ. В секторе малого и среднего бизнеса нашей страны на протяжении последних двух десятилетий складывались весьма противоречивые процессы. В условиях радикально-рыночных реформ в 1990-х гг. и глубокого трансформационного склада малый бизнес своей кульминации в развитии достиг в 1995 г. За 1996 — 2000 гг. численность занятых в малом бизнесе сократилась с 8,9 до 6,6 млн чел. или на четверть, а число малых предприятий сохранилось на прежнем уровне. В 2000-е гг., несмотря на декларирование задачи создания благоприятных условий для деятельности субъектов малого и среднего бизнеса, ее трансформация во многом обусловливалась формированием механизмов восстановительного роста национальной экономики в рамках ресурсно-экспортной модели и выбором приоритетов финансово-экономической, структурной и инновационной политики, связанной с реализацией данной модели, с высоким уровнем барьеров и предпринимательских рисков, значительно затрудняющих диверсификацию деятельности и развитие конкурентных преимуществ российских предприятий. В малом бизнесе лишь в предкризисном 2007 г. число предприятий достигло 1,1 млн единиц, а численность занятых — 9,2 млн чел.; и тем самым были превышены показатели 1995 г.

При этом за 2000 — 2010 гг. число малых предприятий увеличилось в 2,1 раза, численность занятых — в 1,5 раза, за 2005 — 2010 гг., соответственно, в 1,8 раза и в 1,3 раза, вклад малого бизнеса в производство валового внутреннего продукта (ВВП) за последние пять лет возрос почти в 2 раза. Вместе с тем количественные, качественные и структурные изменения в секторе малого и среднего бизнеса оказались недостаточными, чтобы реализовать значительные возможности для расширения производства и обновления его технологической структуры в условиях стремительного роста внутреннего спроса.

В 2010 г. было проведено сплошное федеральное статистическое наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства, данные которого позволили идентифицировать предприятия по категориям микропредприятия, малые и средние предприятия. Большинство хозяйствующих субъектов по масштабам деятельности явились субъектами малого предпринимательства. При этом совокупность малых предприятий — юридических лиц на 87% составляли микропредприятия. Большая часть индивидуальных предпринимателей также явились субъектами малого бизнеса, 98 % общего количества индивидуальных предпринимателей — малых предприятий представлено микропредприятиями [4].

Статистическое наблюдение показало, что на территории страны зарегистрировано почти 1,7 млн юридических лиц и 3 млн индивидуальных предпринимателей, то есть более 4,5 млн субъектов малого и среднего предпринимательства, из них 36,3 % организации и 63,7 % индивидуальные предприниматели. Проанализировав распределение малого и среднего бизнеса по видам деятельности (табл. 1), можно сделать вывод, что больше половины индивидуальных предпринимателей осуществляет деятельность в сфере торговли, около трети предоставляют различные услуги. В сфере услуг наиболее распространенными видами деятельности являются ремонтом автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, операции с недвижимым имуществом, транспортная деятельность; 13,2 % индивидуальных предпринимателей занимаются промышленным производством. На все остальные виды деятельности приходится меньшая доля в структуре деятельности индивидуальных предпринимателей. При этом большая часть предпринимателей, осуществляющих деятельность в области торговли, занимаются розничной торговлей (44,4 % предпринимателей).

Что касается юридических лиц, то большая часть организаций занимается, так же как и индивидуальные предприниматели, торговлей (около 40 %),

Таблица 1

Распределение СМСП, зарегистрированных в России и в г. Омске, по видам экономической деятельности*

Количество индивидуальных предпринимателей Количество организаций

в России (2010 г.) Доля, % в Омске (2013 г.) Доля, % в России (2010 г.) Доля, % в Омске (2013 г.) Доля, %

Всего 2927488 100,0 32979 100,0 1669439 100,0 32796 100,0

из них:

Промышленность 384601 13,2 2527 7,7 248234 14,8 3648 11,1

Строительство 82457 2,8 842 2,6 185154 11,1 4048 12,3

Торговля 1546628 52,8 18167 55,1 638824 38,3 13103 40,0

в том числе:

оптовая торговля 131589 4,5 3078 9,3 388878 23,3 9602 29,3

розничная торговля 1299525 44,4 13615 41,3 191405 11,5 2390 7,3

прочая торговля 115514 3,9 1474 4,5 58541 3,5 1111 3,4

Общественное питание и гостиницы 48206 1,6 696 2,1 48044 2,9 650 2,0

Образование 16569 0,6 182 0,6 5007 0,3 106 0,3

Прочие услуги 849027 29,0 10564 32,0 544176 32,6 11288 34,4

* Составлено по [4, 5].

около трети организаций предоставляют различные услуги. Промышленность и строительство находятся на примерно одном уровне в структуре видов деятельности организаций (14,8 % и 11,1 % соответственно). Две трети юридических лиц сферы торговли осуществляют оптовую продажу, розничной же торговлей занимается треть индивидуальных предпринимателей.

Направления развития и структурные изменения, характерные для малого и среднего бизнеса России, во многом соответствуют тенденциям, наблюдаемым в развитых странах, где СМСП осуществляют деятельность в сфере строительства, легкой промышленности и оказания различных услуг. Основой малого и среднего бизнеса является предоставление торговых, транспортных, коммуникационных, финансовых, туристических и других услуг, которые предоставляют рабочие места для большей части населения страны. В производстве автомобилей и технической продукции большую долю занимают наукоемкие компании и крупные концерны [6].

Преобладание именно этих направлений деятельности в структуре функционирования малого и среднего бизнеса объясняется тем, что спрос на различные бытовые и персональные услуги, сформированный населением, постоянно остается неудовлетворенным. Осуществлению выше перечисленных видов деятельности способствует сложившийся бизнес-климат. Ограниченность в количестве персонала на предприятиях малого и среднего бизнеса, низкая доступность финансовых ресурсов, конкуренция со стороны крупных компаний препятствуют развитию ресурсоемких, трудоемких и наукоемких предприятий в числе СМСП. Негативное влияние на развитие бизнеса оказывает также низкая доступность производственных помещений. Поэтому малый и средний бизнес часто ориентируется на посредническую деятельность, а не на производство. При этом, поскольку в условиях рыночной экономики число посредников постоянно растет, а качество продукции СМСП, не являясь производителями, изменить не могут, то они стремятся совершенствовать сервис или снижать цену.

В конце 2013 г. в г. Омске было зарегистрировано более 65 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе 33 тыс. индивидуальных предпринимателей и почти столько же организаций. В по-

следнее время увеличилось количество юридических лиц. В расчете на 1000 человек населения в Омске приходится 28 малых и средних предприятий — юридических лиц и 28 индивидуальных предпринимателей. В среднем по России этот показатель составляет 12 юридических лиц, что в 2,3 раза меньше, и 20 индивидуальных предпринимателей, что почти в 1,5 раза меньше. Распределение индивидуальных предприниматели и организаций в 2013 г. по видам экономической деятельности в г. Омске было примерно таким, что и в стране. При этом необходимо отметить, что за 3 года структура предпринимательской деятельности в целом не изменилась. В сложившейся структуре видов деятельности индивидуальных предпринимателей лидирующими направлениями являются розничная торговля (41,3 %) и предоставление прочих услуг (32,0 %). Сфера торговли и предоставления различных персональных услуг для индивидуальных предпринимателей остается более привлекательной и доступной.

В структуре видов экономической деятельности организаций преобладает предоставление прочих услуг (34,4 %) и оптовая торговля (29,3 %), розничная торговля составляет 7,3 %. По сравнению с индивидуальными предпринимателями у организаций, как и в целом по стране, выделяются трудоемкие виды деятельности — строительство (12,3 %) и промышленность (11,1 %). Сфера торговли по-прежнему остается ведущим видом деятельности как среди индивидуальных предпринимателей, так и юридических лиц. Это направление деятельности обеспечивает наибольшее количество рабочих мест, число занятых в торговле составляет около трети общего числа занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса.

Для успешной деятельности субъектов малого и среднего бизнеса важным является формирование необходимой инфраструктуры поддержки и развития малого и среднего предпринимательства. Существенную роль играет созданное в г. Омске в 2010 г. Казенное учреждение г. Омска «Центр поддержки предпринимательства», созданное Администрацией города Омска в целях содействия развитию малого и среднего предпринимательства. Оказывая консультации, специалисты Центра поддержки предпринимательства помогают начинающим предпринимателям правильно подготовить необходимый пакет документов для прохождения

39,4

10,9

ш Промышленность

Строительство

-> Оптовая торговля

II Розничная торговля

= Прочая торговля

я Общественное питание и

гостиницы ■ Образование

т Бытовые услуги

и- Прочие услуги

Рис. 1. Распределение индивидуальных предпринимателей (слева) и юридических лиц (справа), которым оказаны консультации Центром поддержки предпринимательства по подготовке пакета документов для государственной регистрации по видам экономической деятельности

Рис. 2. Распределение индивидуальных предпринимателей и организаций сферы торговли, которым оказаны консультации Центром поддержки предпринимательства по подготовке пакета документов для государственной регистрации

>

государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица. За 2013 г. Центром поддержки предпринимательства оказана помощь в подготовке пакета документов для государственной регистрации 302-м СМСП, из них 137 индивидуальных предпринимателей и 165 организаций. Их распределение соответствовало разделению индивидуальных предпринимателей и организаций по видам деятельности в г. Омске. В структуре видов экономической деятельности (рис. 1) индивидуальных предпринимателей ведущее место занимают розничная торговля (39,4 %) и прочие услуги (19 %). В структуре видов экономической деятельности организаций, как и в целом по городу Омску, преобладают прочие услуги (32,1 %) и строительство (17,6 %). Также в распределении организаций по видам деятельности выделяется промышленность (10,9 %) и торговля (розничная — 10,9 % и оптовая — 9,1 %).

В сфере торговли (рис. 2) у организаций преобладает оптовая и розничная торговля непродовольственными товарами (по 32,5 %), у индивидуальных предпринимателей тоже преобладает розничная торговля непродовольственными товарами (47,1 %). Однако продовольственные товары также занимают значительную долю в розничной торговле индивидуальных предпринимателей (32,4 %).

Повышение роли малого и среднего бизнеса. Проблемы и перспективы его развития. Малый и средний бизнес играет большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, насыщение рынка товарами необходимого качества, ускорение научно-технического прогресса и создание дополнительных рабочих мест, а также решение многих социальных и политических проблем. Малые и средние предприятия расширяют сферу приложения труда, создают новые рынки и новые возможности для трудоустройства и предпринимательской деятельности населения, использования свободных производственных мощностей. Так, в организациях малого предпринимательства Омской области занято почти 100 тыс. чел. (16 % от трудоустроенного населения региона), их оборот составил более 150 млрд руб. (13 % общего оборота хозяйствующих субъектов), оказано почти на 9 млрд руб. платных услуг (14 % общего объема платных услуг населению).

Малые и средние предприятия дают толчок развитию крупных предприятий и во взаимодействии с ними создают значительный эффект как для себя, так и для экономики в целом. Несмотря на то что малые предприятия более восприимчивы к изменениям хозяйственной конъюнктуры, изменению нормы прибыли, их развитие при преодолении кризиса служит важным средством оздоровления экономики [6]. Важно отметить, что российский малый бизнес показал способности, свойственные малому предпринимательству, гибкой адаптации к кризисным процессам. Так, за 2007 — 2011 гг. вклад малого бизнеса в производство ВВП увеличился с 16,0 до 24,8 %, или в 1,6 раза; число малых предприятий возросло с 1137,4 до 1836,4 тыс., или в 1,6 раза.

Происходящие структурные изменения в экономике ведущих стран, вызванные все возрастающей ролью малого и среднего предпринимательства, определяются наличием у него конкурентных преимуществ в тех сферах и видах хозяйственной деятельности, где утрачивает свою значимость эффект экономии на масштабах производства продукции и размере предприятий, но важным становится гибкость и скорость адаптации к меняющейся среде и дифференцирующемуся спросу. Малый и средний бизнес способен быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, и достаточно быстро окупаться, создавая атмосферу конкуренции, среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна. В настоящее время малый и средний бизнес в большей степени представлен в сфере торговли, строительства и оказания различных услуг, так как эти направления деятельности пользуются у населения большим спросом, который должен быть удовлетворен в полном объеме с возможностью выбора для покупателя. Поскольку происходит дифференциация спроса и предложения, именно малое и среднее производство приводит к многообразию выбора и специализации производства [3, 6].

Малый и средний бизнес в нашей стране развивается там, где не требуется значительных капитальных затрат, где нет больших объемов производства и кооперации работников. Он, обладая гибкостью, закрывает те отрасли, где невыгодно работать крупным производствам, где проще приспособиться

к местным рынкам и запросам населения, где достаточно небольшое производство продукции. Кроме того, наряду с выполнением традиционных функций для СМСП в современных условиях особую значимость приобретает активное формирование новых, связанных с теми направлениями их развития, которые обеспечивают превращение малого и среднего бизнеса в ключевой фактор инновационной модернизации экономики. При этом многие субъекты малого и среднего предпринимательства становятся участниками и членами инновационных сетей и кластеров, а также технопарков, в настоящее время являющихся важнейшими элементами инфраструктуры инновационной экономики. Высокий уровень развития малого и среднего предпринимательства является необходимым условием успешного перехода к инновационной экономике.

Проведенный анализ показывает, что как в масштабах страны, так и в Омском регионе со стороны индивидуальных предпринимателей и юридических лиц приоритет в настоящее время отдается торговле, предоставлению различных видом услуг. Кроме того, для организаций привлекательными являются также сфера строительства и промышленности. Привлекательность этих сфер объясняется разными причинами и факторами. Интерес к сфере торговли со стороны субъектов малого и среднего предпринимательства объясняется зачастую относительно низкими первоначальными затратами, доступностью при небольшом количестве наемных работников. Сфера услуг привлекает предпринимателей при наличии уникальной идеи. Среди предпринимателей, занятых в строительной сфере, важнейшим фактором является высокий уровень рентабельности. Для предприятий промышленности актуальным является низкий уровень конкуренции, что привлекает многих субъектов малого и среднего предпринимательства при расширении бизнеса, выходе на новые рынки, развитии новых направлений деятельности.

При разработке программ поддержки малого и среднего бизнеса важно ориентироваться на получение наибольшего позитивного эффекта от его интеграции в экономику с учетом прямого и косвенного результатов. Сложившаяся институциональная и технологическая среда способствует тому, что на протяжении многих лет в осуществляемых субъектами малого и среднего предпринимательства видах деятельности накапливается структурный перекос. В сфере промышленности задействовано лишь около 10 % субъектов малого и среднего предпринимательства, низкой остается их инновационная и инвестиционная активность. Разрабатываемые мероприятия и программы развития субъектов малого и среднего бизнеса важно ориентировать не только на увеличение количественных показателей, но также и на улучшение качественных и структурных параметров их деятельности — создание высокопроизводительных рабочих мест, преодоление отставания от развитых стран в уровне производительности труда [7]. Для осуществления позитивных структурных изменений в секторе малого и среднего бизнеса следует создать необходимые условия для его активного проникновения в высокотехнологические отрасли, такие как машиностроение, приборостроение и микроэлектроника, развития инновационно-технологического предпринимательства и роста инновационно-инте-лектуальной составляющей СМСП. Вместе с тем при определении приоритетных видов деятельно-

сти и приоритетов государственной поддержки необходимо учитывать особенности и потребности отдельно взятого региона (социальные задачи, экологическую ситуацию, развитость инфраструктуры, внедрение инноваций).

В среднесрочной перспективе особую значимость приобретает развитие и реализация конкурентных преимуществ малого и среднего бизнеса за счет масштабного и успешного заимствования зарубежных передовых технологий и обеспечение массового импортозамещения [8]. При этом требуется в полной мере использовать преимущества, свойственные малому и среднему бизнесу, — гибкость и высокая скорость внедрения и освоение новых технологий благодаря более простой системе управления, преобладанию горизонтальных связей в структуре управления и оперативности принятия управленческих решений; низкие издержки за счет узкой специализации, ускоренных темпов разработки и внедрения НИОКР, применения гибких технологий, оптимального использования производственных фондов: сокращение транзакционных издержек и формирование инновационно-синергетического эффекта при взаимодействие с крупным бизнесом в результате применения механизмов субконтрактации, аутсорсинга, франчайзинга [3, 6] .

Для большинства предпринимателей наиболее важными при выборе направлений деятельности являются такие критерии, как экономический потенциал роста отрасли, уровень конкуренции и обеспеченности населения определенной группой товаров и услуг; потенциал с точки зрения стратегии инновационного развития региона. Перспективными видами деятельности также являются экологическая сфера, предполагающая как переработку отходов, так и проведения мероприятий по энергосбережению; социальная сфера — медицинские услуги, развитие образования (с применением различных новейших информационных технологий, дистанционных форм обучения), создание групп дневного времяпрепровождения детей; агробизнес с производством натуральных экологически чистых продуктов; доставка. Эти виды деятельности выделяются как приоритетные и при предоставлении финансовой поддержки в Омском регионе. Вместе с тем следует обратить внимание на то обстоятельство, что в современных условиях в развитых странах в 5—10 раз больше, чем в России, задействовано малого и среднего бизнеса в сфере интеллектуальных услуг, в котором производительность труда в 2 — 3 раза выше, чем при оказании стандартных услуг. В связи с эти актуальным является развитие деятельности, направленной на обслуживание бизнеса, предприятий инфраструктуры, предоставляющих информационные, логистические, юридические, бухгалтерские, финансовые, маркетинговые услуги.

В рейтинге наиболее серьезных препятствий развитию малого и среднего бизнеса одно из ведущих мест занимает в настоящее время проблема квалифицированного персонала, для производственных фирм — это дефицит должным образом подготовленных инженеров и технических работников. Важным является и организация бизнес-программ для предпринимателей с учетом динамично меняющейся деловой среды, которым приходится сталкиваться с различными проблемами и разрабатывать различные мероприятия, способствующие укреплению своих позиций на рынке, которые не нарушали бы при этом предпринимательской этики.

Для формирования деловой среды, благоприятствующей позитивным структурным переменам, следует оптимизировать налоговую нагрузку на малый и средний бизнес, избыточный уровень которой остается одним из основных факторов формирования теневой экономики, в которой, по официальным данным, производится 16 % ВВП, а по оценкам экспертов — в 2 раза больше. Как свидетельствует 2013 г., недостаточно продуманные решения в сфере малого и среднего бизнеса чреваты весьма значительными негативными последствиями. Так, в Омске в 2013 г. произошло сокращение количества СМСП почти на 9 %, в основном за счет прекращения предпринимательской деятельности более чем 7 тыс. индивидуальных предпринимателей в связи с повышением размера фиксированных платежей, подлежащих уплате во внебюджетные фонды. Часть индивидуальных предпринимателей сменила организационно-правовую форму и зарегистрировалась в качестве юридического лица. Предпочтительной организационно-правовой формой стало общество с ограниченной ответственностью, которое является наиболее простым с точки зрения ведения отчетности, условий учреждения и ликвидации, распределения ответственности [7]. При этом многие предприниматели перешли в теневую экономику.

В целях повышения эффективности использования ресурсов, направленных на реализацию программ развития малого и среднего бизнеса, требуется перераспределить полномочия между федеральными, региональными и местными органами власти в пользу территорий, поскольку именно на этом уровне непосредственно решающие жиз-ненноважные проблемы. Для успешного развития конкурентных преимуществ малого и среднего бизнеса важным является устранение блокировок и административных барьеров, способствующих получению монопольной, административной и коррупционных видов ренты, создание необходимой предпринимательской инфраструктуры и активная деятельность регионов по формированию инновационно-инвестиционной привлекательности.

Выводы. Мировой опыт свидетельствует об особой роли малых и средних предприятий в формировании механизмов успешного развития национальных экономик. Они являются гарантами гибкости и динамичности экономики. Деятельность малых и средних предприятий ориентирована в наибольшей степени на удовлетворение местных нужд, на развитие региона и решение социально-экономических проблем на местах. Субъекты малого и среднего предпринимательства является важным элементом развития российской экономики страны, однако потенциал малого и среднего бизнеса на сегодняшний день реализуется не в полном объеме. Глобализация экономики и возрастание значимости инновационных процессов порождают существенные структурные изменения в секторе малого и среднего бизнеса, способствующие развитию и реализации его конкурентных преимуществ. В данных условиях выявление приоритетных сфер деятельности

необходимо для придания развитию малого и среднего предпринимательства желаемой направленности, для повышения результативности оказываемой государственной поддержки и формирования эффективной инфраструктуры поддержки. При этом, поскольку существует множество возможностей для расширения и развития бизнеса, будущие и действующие предприниматели, учитывая сложившуюся структуру предпринимательской деятельности и перспективные направления ее развития, могут определить для себя оптимальный вид деятельности, исходя из уровня конкуренции, первоначального капитала, рентабельности и других факторов.

Библиографический список

1. Бирюков, В. В. Развитие предпринимательства и хозяйственные изменения в российской промышленности : моногр. / В. В. Бирюков, В. В. Бирюкова. - Омск : СибАДИ, 2010. - 260 с.

2. Бирюков, В. В. Институты и институционально-эволюционная парадигма развития малого предпринимательства / В. В. Бирюков, Е. В. Романенко // Омский научный вестник. — 2012. — № 1 (105). — С. 34 — 37.

3. Плосконосова, В. П. Деловая среда развития малого предпринимательства и формирование предпринимательской ренты / В. П. Плосконосова, Е. В. Романенко // Вестник СибАДИ. — 2012. — № 1. — С. 116 — 120.

4. Итоги сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства за 2010 год. Т. 1. Юридические лица и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. — М. : Статистика России, 2012. — 136 с.

5. Об итогах сплошного наблюдения субъектов малого и среднего предпринимательства (по итогам 2010 года) в городе Омске / Официальный портал Администрации города Омска [Электронный ресурс]. — ИИ!: http://www.admomsk. ги^еЬ/диеБ^ргодгеББ/еМегрпБе/ЬиБшеББ (дата обращения: 08.02.2014).

6. Романенко, Е. В. Особенности развития и взаимодействия малого, среднего и крупного бизнеса / Е. В. Романенко // Вестник СибАДИ. — 2011. — № 3. — С. 60 — 65.

7. Бирюков, В. В. Производительность хозяйственных систем и модернизация промышленного производства / В. В. Бирюков // Вестник СибАДИ. — 2012. — № 1. — С. 84 — 88.

8. Бирюков, В. В. Модернизация промышленности и выбор инновационной стратегии развития предприятий / В. В. Бирюков // Вестник Омского университета. Сер. Экономика. — 2013. — № 3. — С. 94 — 99.

>

БИРЮКОВ Виталий Васильевич, доктор экономических наук, профессор (Россия), проректор по научной работе.

СОЛОВЬЕВА Елена Александровна, аспирантка кафедры общей экономики и права. Адрес для переписки: solo2690@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.04.2014 г. © В. В. Бирюков, Е. А. Соловьева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.