Научная статья на тему 'Структурные изменения политической элиты современной Польши'

Структурные изменения политической элиты современной Польши Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
708
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ / СОВРЕМЕННАЯ ПОЛЬША / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / POLITICAL ELITE / CONTEMPORARY POLAND / POLITICAL PROCESS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Жуковский Игорь Игоревич

Автор анализирует некоторые итоги политической трансформации в контексте изучения типов рекрутирования и формирования политической элиты современной Польши.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author analyses some results of the political transformation in the context of studying types of recruitment and formation of the political elite of the modern Poland.

Текст научной работы на тему «Структурные изменения политической элиты современной Польши»

Политика в фокусе

Игорь ЖУКОВСКИЙ

СТРУКТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛЬШИ

Автор анализирует некоторые итоги политической трансформации в контексте изучения типов рекрутирования и формирования политической элиты современной Польши.

The author analyses some results of the political transformation in the context of studying types of recruitment and formation of the political elite of modern Poland.

Ключевые слова:

политические элиты, современная Польша, политический процесс; political elite, contemporary Poland, political process.

ЖУКОВСКИИ Игорь Игоревич — к.полит.н., директор Центра польских исследований Балтийского федерального университета им. И. Канта, г. Калининград izhukovski@gmail.com

Политические изменения в Польше конца 80 -х гг. прошлого века, связанные с ликвидацией монополии на осуществление власти одной политической силой (Польской объединен -ной рабочей партией), послужили стартом в сложном и неконтро -лируемом водовороте обновления политической, экономической, культурной и научной элиты страны. Своеобразный смотр ресурсов «старой» и «новой» политических элит происходил в рамках пере -говоров противоборствующих сторон, известных как «переговоры круглого стола». В апреле 1989 г. (после 2 месяцев переговоров) в Варшаве представители противоборствующих сторон подписали итоговое соглашение, гарантировавшее в т.ч. и сохранение для пра -вящей номенклатуры 2/3 мест в нижней палате парламента и вместе с тем предусматривавшее появление социального лифта для «новой элиты» (в рамках возвращения традиции бикамерализма) — восста -новления верхней палаты парламента и проведения свободных (конкурентных) выборов в Сенат (вспомним, что «Солидарность» получила 99 мест из 100).

Этот «контракт» между политическими оппонентами (имеющий явные следы «первородного греха»: ведь выборы, по сути, остались нечестными — договорными) определил эволюционный, а не рево -люционный характер польского политического процесса на фоне двух событий, имевших принципиальное значение для формирова -ния нового политического класса:

1) распад политического лагеря «Солидарности» на мелкие группы, часто конфликтовавшие друг с другом по принципиальным мировоззренческим или личным установкам;

2) формальный роспуск Польской объединенной рабочей пар -тии и запрет на функционирование коммунистических партий в Польше при последующем успешном переводе ресурсов и активов партии - преемнице, формировавшейся по модели современной европейской социал -демократии.

На начальном этапе перехода доминирующее положение зани -мало широкое демократическое движение, для которого сило -вая стратегия идейно была малоприемлемой. Преобразование «Солидарности» в политическую партию привело к потере ею доминирующего положения, поэтому в момент институциональ ного выбора в Польше был воплощен сценарий «война по прави лам», приведший в результате к демократической институциона лизации политической конкуренции1.

1 См.: Тарасов И.Н. Выбор формы правления как институциональная проблема посткоммунизма: опыт стран Центрально - Восточной Европы // Политическая экспертиза: Политэкс, 2010, № 1, с. 84.

Таким образом, одним из важнейших механизмов рекрутирования новой политической элиты стала политическая конкуренция: посткоммунистическая элита боролась за место под солнцем (условно свободного в рамках первого электорального цикла) с представите -лями лагеря «пост - Солидарности».

Основными направлениями политиче -ских преобразований 1990 -х гг. — начала XXI в. в Польше стали: формирование демократического правового государства, разделение властей, становление полити ческого плюрализма и гражданского обще -ства. А. Ричард и Э. Внук - Липиньский различали следующую очередность фаз перехода1:

1) начальная фаза, когда запущены соци -альные процессы «трансформативной силы», способные преобразовать старый режим в новую общественную систему;

2) межсистемная фаза, когда старая система уже не функционирует, а новая лишь начинает возникать;

3) продвинутая фаза, когда критиче -ская масса перемен достигнута, а старая система определенно уходит в историю;

4) постреволюционная фаза, характери -зующаяся исчезновением революционной эйфории и вступлением в новую систему повседневного опыта для общества;

5) фаза консолидации, в которой система стабилизировалась и практически становится в общественной жизни един ственно доступным полем игры по поводу интересов и ценностей.

В отдельных фазах легитимация новой системы строится на меняющихся посыл ках, а консолидация — результат успеха трансформации старой системы в преды дущей фазе.

В польском случае институциональ ного дизайна, когда за политическими партиями признается главная органи зующая сила политического процесса, именно партийные политические элиты являются кадровым ресурсом релевант ной политической элиты, оказываю щей реальное влияние на формирование политического курса страны (категория релевантности в политическом процессе была подробно описана еще в классиче ских работах Дж. Сартори). Необходимо

1 Ричард А., Внук - Липиньский Э. Источники политической стабильности и нестабильности в Польше // Социологические исследования, 2002, № 6.

различать две важные группы, составля -ющие релевантную политическую элиту любой страны: группу кабинетной (пра -вительственной) и выборной (делегиро -ванной)элиты.

К группе выборной элиты мы относим членов парламента Республики Польша (нижней палаты — сейма и верхней палаты

— сената), руководителей региональных парламентов, членов Европейского пар -ламента, членов ряда руководящих кол -легиальных структур, играющих значи -мую политическую роль, но не входящих ни в одну из вышеперечисленных групп (таких, как Совет национальной безопас -ности, Национальный совет по телеви -дению и радиовещанию и др.). К этой группе относится президент страны, в то время как его аппарат — канцелярия пре -зидента — относится к группе кабинетной элиты.

Механизм конструирования кабинетной (правительственной) элиты достаточно прост: это преимущественно назначаемые должности — министры и их политиче -ский кабинет, представители правитель -ства в воеводствах страны и их политиче -ские кабинеты. Соответственно, принцип их рекрутирования определяется волей политического лидера, получившего право формирования правительства по итогам парламентских выборов. Второй фланг этой группы — администрация пре -зидента Польши, где работает подобный механизм: президент назначает своих министров в администрации, создавая из своих ближайших соратников «опорную группу». Премьер министр относится к кабинетной элите, являясь чиновником, назначаемым президентом.

Конструирование правительственной элиты — это нормативный процесс, кото -рый регулируется довольно жестко: от механизма назначения премьер министра до формирования политического кабинета министерства. Конституция 1997 г. дает премьер министру довольно большую свободу в вопросах формирования каби -нета: не ограничено число вице премьеров и самих министерств и министров. Существует возможность назначения «министров без портфеля» — специальных уполномоченных правительства, которые занимаются конкретной проблемой или выполняют функции, не связанные с работой министерства.

В современной Польше можно выде

лить несколько типов рекрутирования кабинетной элиты1:

1) партийный (именно партийная при надлежность дает возможность войти в состав кабинета министров либо в состав политического кабинета министра);

2) карьерный (продвижение по госу дарственной службе в рамках карьеры чиновника);

3) профсоюзный (принадлежность к руководству профсоюза дает возможность политического участия на самом высо ком уровне, минуя ряд предварительных инстанций);

4) парламентский (вхождение в прави -тельственную элиту становится возмож ным благодаря активной депутатской работе; как правило, руководители парла ментских специализированных комиссий

— это ближний кадровый резерв любого правительства);

5) экспертный (политическая карьера является следствием признания в поли тической среде академического либо экс -пертного статуса);

6) корпоративный (вхождение в полити -ческую элиту как результат конвертации высокого статуса в политический капитал

— статуса предпринимателя, деятеля куль -туры, лидера профессионального сообще -ства).

Отдельным вопросом, заслуживающим внимания при подготовке типологии процессов рекрутирования политиче-ских элит, является вопрос о рекрути-ровании представителей польских диа спор — граждан иностранных государств, т.е. представителей польских диаспор в США, Великобритании, Франции, Германии и т.д. В связи с появлением новых, небазовых противоречий поли тической повестки дня уходят в прошлое экстраординарные типы рекрутирова -ния, связанные с привлечением на высо -кие государственные посты граждан ино -странных государств польского происхо -ждения либо бывших граждан Польской Народной Республики, эмигрировавших по различным причинам (довольно часто объявлявшихся политическими и миро -воззренческими после возвращения из эмиграции) и получивших второе либо

1 См.: Жуковский И.И. Рекрутация политических элит в современной Польше: некоторые пред -варительные суждения // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки, 2011, № 6, с. 48-55.

двойное гражданство — уже современной Республики Польша.

Феномен активного рекрутирования членов политической элиты из диаспо рального сообщества может быть объ -яснен необходимостью поиска связей, соединяющих страну с демократическим прошлым (реальным и приукрашенным) и национальной историей, «прерванной» коммунистическим режимом. Восприятие непрерывности политической истории становится возможным, когда члены диа споры возвращаются на родину, чтобы занять руководящую должность на поли тической арене2.

Польские правительства, оказавшиеся в сложной экономической и полити -ческой ситуации в начале 90 х гг. про шлого века, вынуждены были прибегать к политической, экспертной и аналити -ческой поддержке своих новых внеш -неполитических партнеров — США, Великобритании, Франции, Германии. Такая поддержка оказывалась по линии межправительственных договоренностей при посредничестве международных финансовых и аналитических институ -тов в виде оплаты услуг высококлассных консультантов по различным вопросам финансовой, экономической, оборонной и внешней политики. Осознавая пикант -ность ситуации, польские руководители предпочитали работать с зарубежными консультантами польского происхожде -ния, на определенном этапе предлагая им восстановить либо получить впервые польское гражданство в целях подтверж дения лояльности эмигрантов, занимав ших высокие посты в польских мини -стерствах и ведомствах.

В этом смысле показательны карьеры Радослава Сикорского, министра иностранных дел в правительствах Дональда Туска, министра обороны в правительстве А. Марчинкевича и др., а также Яцека Ростовского, министра финансов в пра вительстве Дональда Туска. Указанные политики, являясь на предыдущем этапе своей карьеры заместителями министров

2 См.: Скулте-Уэйсс Д. Вернувшаяся диаспора и политическое лидерство в случае посткомму-нистической Латвии и Литвы // Продвижение демократических ценностей в расширяющейся Европе: изменяющаяся роль Балтийских госу -дарств от импортеров к экспортерам / под ред. А. Касекампа, X. Пяэбо : сб. докл. междунар. конф. — Тарту: Европейский колледж Тартуского университета, 2006, с. 91—101.

по своим профилям, имели двойное либо второе гражданство — Великобритании, что вызывало настороженное отноше -ние к ним в обществе и соответствующую реакцию контрразведывательных служб, осуществлявших негласное наблюдение за этими политиками в середине 90 - х гг. прошлого века.

В польском случае, описывая рекрути -рование политических элит, мы имеем дело с «эффектом колеи» (path dependence), который выражается в том, что, ощущая свой «первородный грех» наследников политического противостояния по линии «посткоммунистические элиты — постан -тикоммунистическая оппозиция», поли -тические лидеры конца XX — начала XXI в. вынуждены были предъявлять более жест -кие компетентностные (неполитические) требования к новым поколениям управ -ленцев и представителям кабинетных и делегированных элит. Следствием этого стало создание специализированного учебного заведения, которое должно было, по замыслу его учредителей, стать кузни цей кадров для нового поколения полити ческих и административных институтов страны, — KSAP (Национальная школа администрации)1.

Понятно, что ни один метод рекрути -рования элиты не является раз и навсегда высшим или низшим, правильным или неверным: главное то, что он должен быть функционален по отношению к социальным и культурным системам. Рекрутирование элиты всегда базируется на неформальных или формальных пра вилах политического участия и нацио нальном контексте. Как отмечают амери -канские социологи Р. Лернер, А. Нагаи, С. Ротмен, «с течением времени критерии рекрутирования элиты изменяются, ста -новятся более сложными и дифферен -цированными, поскольку само общество становится все более сложным.

В прошлом они базировались на рели гии, классовой структуре, традиции, затем — на членстве в военной социаль -ной представительности элиты, теперь главным признаком выступает органи зационная принадлежность руководи -телей. Она прямо связана с их ценност -ными ориентациями. Кроме того, партии и другие организации обычно имеют

1 Официальный портал KSAP // http://www. ksap.gov.pl

достаточно возможностей для воздей-ствия на своих представителей в нужном направлении»2.

Среди исследовательских вопросов о стратификации элит вопрос об образова нии, а точнее, об университетах, которые окончили политики и чиновники высшего ранга, всегда стоит особняком. Есть ли традиционные «фабрики элит», которые являются alma mater для большой части высшего руководства страны? Сколько представителей политической и управ -ленческой элиты получили образование в зарубежных университетах? Можно ли составить рейтинг университетов на основе данных об образовании, получен ном высшим политическим руководством страны?

По подсчетам К. Лешчинской3, профес -сора университета Марии Склодовской -Кюри в Люблине, 98% всех членов каби -нетной элиты в Польше имели высшее образование, в то же время у первого некоммунистического премьер министра Польши Т. Мазовецкого его не было (он начинал обучение на факультете права и администрации Варшавского универ ситета, но не окончил его). Сопоставив официальные биографические данные представителей элит, автор подготовил рейтинг классических университетов Польши по числу представителей поли тических элит, окончивших указанный университет (см. табл. 1).

Для современного демократического государства типична институционализа ция власти, ресурса, социального статуса. Иными словами, крупный промышлен -ник, известный ученый, уважаемый проф -союзный деятель рано или поздно ста -новятся активными игроками политиче -ского процесса, в т.ч. и в составе элиты

— правительственной либо делегирован -ной.

Фактором, обусловливающим действенность тех или иных механизмов рекрутирования политических элит, в случае Польши стал фактор завершения системной трансформации и стабили зации партийной системы: произошло преодоление посткоммунистического характера партийной системы, выража

2 Lemer R., Nagai A., Rothman S. American Elites.

— New Haven : Yale University Press, 1996.

3 См.: Республика Польша 1989-2009.

Избранные проблемы. — Торунь : Adam Marszafek, 2011.

Таблица 1

Рейтинг университетов Республики Польша по числу выпускников — представителей высших органов власти

Университет Год основания

Ягеллонский университет / Jagiellonian University in Krakow 1364/1400

Варшавский университет / University of Warsaw 1816/1915

Гданьский университет / Gdansk University 1970

Вроцлавский университет / University of Wroclaw 1505/1702/1811

Университет Адама Мицкевича в Познани / Adam Mickiewicz University in Poznan 1611/1919

ющегося в появлении новой структуры партийного спектра, — ликвидация про -тивостояния по линии «посткоммунисты (партия — преемница/наследница ком -мунистической) — постдемократическая оппозиция». Налицо фактическое заме -щение экстраординарной политической повестки дня на ординарную (повседнев -ная политика), снятие «небазовых», нося -щих временный характер политических противоречий в обществе. Закончилось доминирование партии — прямой наслед -ницы (преемницы) коммунистической и начался процесс образования в левой

части политического спектра самостоя -тельных, конкурирующих между собой акторов. В таких условиях механизмы рекрутирования политических элит дрейфуют от традиционных (партийных, карьерных, парламентских) в сторону относительно новых: профсоюзных, экс пертных, корпоративных.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта № 12-03-00393а «Сравнительный анализ моделей формирования “новых политических элит” Литвы и Польши».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.