Научная статья на тему 'Структурное моделирование конкурентного взаимодействия индивидуумов в корпоративной среде'

Структурное моделирование конкурентного взаимодействия индивидуумов в корпоративной среде Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Береговой М.В.

В статье исследовано многосубъектовое взаимодействие между субъектами корпоративной системы с использованием элементов тактической и стратегической конкуренции. Предложены структурные модели конкурентной борьбы субъектов корпоративной системы за ресурсы, принципы возникновения конкуренции и языковые связи между индивидуумами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структурное моделирование конкурентного взаимодействия индивидуумов в корпоративной среде»

СТРУКТУРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНДИВИДУУМОВ В КОРПОРАТИВНОЙ

СРЕДЕ

М.В. Береговой Научный руководитель - д.т.н., профессор Л.Г. Осовецкий

В статье исследовано многосубъектовое взаимодействие между субъектами корпоративной системы с использованием элементов тактической и стратегической конкуренции. Предложены структурные модели конкурентной борьбы субъектов корпоративной системы за ресурсы, принципы возникновения конкуренции и языковые связи между индивидуумами.

Введение

Технический прогресс в области информационных технологий (ИТ) и телекоммуникационных систем (ТКС) привел к созданию нового объекта взаимодействия между субъектами корпоративной системы - многосубъектового взаимодействия с использованием элементов тактической и стратегической конкуренции. В настоящее время создалась ситуация, когда качество взаимодействия во многом зависит от качества решения тактических и стратегических вопросов конкурирующего взаимодействия в корпоративной среде. В процессе развития информационных технологий наличие конкурирующего взаимодействия между компонентами системы и борьба за установление контроля отдельных компонентов над однородными общесистемными ресурсами привели к обострению вопросов защиты и безопасности информации.

Конкуренция может возникать как за ресурсы индивидуумов, не входящих в корпорацию, так и входящих в нее. Естественно, ни одна корпорация не стремится к одномоментному захвату ресурсов другой корпорации, так как это требует, как правило, слишком значительных затрат. В данной работе предполагается, что корпорации примерно равны, следовательно, приведенный выше силлогизм верен. Конкурирующая корпорация стремится взять под контроль индивидуумы и их ресурсы, тем самым ослабляя соперника.

Конкуренция в любой момент времени представляет собой взаимодействие двух индивидуумов. В данной статье рассмотрено именно такое парное взаимодействие. Один индивидуум при помощи языка и информации оказывает влияние на другого, например, передавая ложную информацию и/или выдавая себя за члена корпорации. Целью является получение доступа к части корпоративных ресурсов, которыми владеет индивидуум. Также возможна компрометация индивидуума и, как следствие, компрометация корпоративных ресурсов и нарушение нормального информационного взаимодействия в корпорации.

В работе рассмотрены принципы конкурентной борьбы за контроль за ресурсы на субъектовом уровне и методы воздействия на индивидуумы, использующие информацию и язык как инструмент. Конкуренция за обладанием ресурсами - один из основополагающих факторов развития корпоративной системы. Основываясь на корпоративной теории информации [1], в которой описаны методы построения корпоративных моделей информационной системы, и моделях эффективного распределения ресурсов [2], предложены модели конкурентной борьбы субъектов корпоративной системы за ресурсы, выполненные в форме структурных моделей [3]. Для моделирования были выбраны: методика ООАО и метод ОМО ЦМЬ.

Понятие корпорации, ресурсов и системы

Корпоративную систему можно рассматривать как совокупность субъектов, обладающих частью общих характеристик. Между такими субъектами существуют инфор-

мационные взаимодействия, т.е. взаимный или односторонний обмен данными. Из этого утверждения следует, что корпоративную систему можно представить как информационную систему, обладающую совокупностью субъектов, осуществляющих информационное взаимодействие. Особенность корпоративной системы как информационной системы заключается в корпоративном характере информационных процессов.

Информационное взаимодействие возникает только при наличии других подобных и конкурирующих субъектов, т. е. системы субъектов, что является основой для возникновения между субъектами с целью организации совместной и конкурентной борьбы за ресурсы развития и существования как системы в целом, так и субъектов этой системы. Естественно, подразумевается, что субъекты системы находятся в постоянном информационном взаимодействии между собой.

Субъекты такой системы разделяются по уровням сложности, и используемые ими ресурсы также можно разделить по уровням комплексности, т.е. чем сложнее субъект, тем большее разнообразие ресурсов он может использовать.

Объединение во временные объединения - корпорации - связано с необходимостью обеспечения «секретности», по Шеннону, от других членов [4]. Поэтому свойства языка корпорации определяются числом возможных объединений в корпорации, при соблюдении определенных правил безопасности. Также имеет смысл учитывать возможность или невозможность объединения субъектов в корпорацию. Здесь имеется в виду территориальная разрозненность субъектов и параметры каналов связи. Логично, что подобное объединение при сильном удалении субъектов друг от друга, потребует значительных затрат на физическое обеспечение взаимодействия.

В определенный момент возникает внутрикорпоративная конкуренция за ресурсы - как материальные, так и информационные. Защита и безопасность информации становятся важнейшей частью как существования и правильного функционирования системы в целом, так и индивидуального, заключающегося в оптимальном изменении и использовании ресурсов [2].

Время жизни и возникновение конкуренции

Образование, развитие и функционирование любой системы аналогично биологическим процессам в природе. Поэтому сравнение возможно, и далее будут использоваться термины «популяция», т.е. совокупность субъектов, и «индивидуум» - собственно сам субъект. Каждый индивидуум имеет время жизни, в течение которого создает, перераспределяет и приобретает информацию, участвует в создании новых индивидуумов и защищенных образований. Время жизни корпорации больше, чем у индивида. Время жизни корпорации тратится на приобретение ресурсов и увеличение количества индивидов. Для лучшей конкуренции необходимо большее количество субъектов, соответственно, корпорация растет. Как только численность индивидов в корпорации стабилизируется, конкуренция приобретает вид перераспределения и обработки информации.

Рассмотрим популяцию в ее простейшем виде, который изображен на рис. 1. Имеется набор индивидуумов, каждый из которых контролирует какую-то часть ресурсов системы. На данном этапе все индивидуумы контролируют одинаковую часть системных ресурсов. Здесь нет борьбы за распределение системных ресурсов между индивидуумами. При росте системы индивидуумы начинают пытаться овладеть одинаковой частью системных ресурсов, т. е. появляется взаимодействие. Для взаимодействия между индивидуумами необходим инструмент, этим инструментом являются информация и язык. Все индивидуумы примерно равны, соответственно, возникает необходимость в объединениях, которые будут обладать большими системными ресурсами, чем одиночные индивидуумы.

Рис. 1. Простейшая популяция

При наличии информации как инструмента борьбы за системные ресурсы возникают объединения, т.е. группы индивидуумов, контролирующих общую часть системных ресурсов. Здесь информация выступает в роли характеристики системных ресурсов и, значит, помогает противостоять остальным индивидуумам популяции. При помощи информации индивидуум в объединении контролирует часть системных ресурсов объединения, которая заведомо больше, чем часть ресурсов, которые контролирует отдельный индивидуум. Эта ситуация представлена на рис. 2.

Рис. 2. Популяция с объединением

После того, как образовались несколько объединений, необходим новый элемент для борьбы за ресурсы, которые или еще не распределены по объединениям, или за ресурсы самих объединений, причем между индивидуумами этих объединений. В этот момент и появляется язык, который способствует распределению информации между индивидуумами. Появление языка влечет за собой появление корпораций, в которых индивидуумы объединены для получения большого количества ресурсов и существуют связи для обмена информацией, т.е. происходит как само накопление информации, так и ее распределение. Популяция с корпорацией приведена на рис. 3.

Рис. 3. Популяция с корпорацией

В итоговой модели отражен процесс развития популяции, ее составляющие и связи между ними.

В корпорации каждый индивидуум при помощи языка устанавливает различные отношения с другими индивидуумами. В результате таких отношений возникает распределение информации внутри корпорации. Такая деятельность корпорации направлена на накопление корпоративных ресурсов и их сохранение. Так как информация -это инструмент для накопления ресурсов, то возникает необходимость в ее защите. Потеря информации, которой располагают индивидуумы, не может привести к большим потерям корпоративных ресурсов.

Языковые связи

Рассмотрим простейший пример взаимодействия внутри корпорации из трех индивидуумов, отображенный на рис. 4.

Третий индивидуум устанавливает языковую связь со вторым и обменивается языковыми элементами. Этот обмен информацией направлен на увеличение объема контролируемых ресурсов, что происходит из-за получения новой информации. Здесь появляется понятие ценности информации - это величина корпоративной информации, которую теоретически можно использовать, относительно всей информации, располагаемой корпорацией. В данной ситуации ценность информации первого индивидуума -ноль, поскольку он не участвует в языковых связях, а второго и третьего - одна вторая, так как они образуют корпорацию, состоящую из двух индивидуумов, внутри объединения.

Рис. 4. Языковая связь в корпорации

Индивидуумы внутри корпорации разрабатывают набор языков. Эти языки используются очень долгое время по сравнению со временами жизни корпораций и индивидуумов. Языки развиваются вместе с корпорациями и сохраняются после исчезновения отдельных индивидуумов.

В разное или одно и то же время индивидуумы входят в состав разных корпораций. Поэтому одни и те же языки могут использоваться в разных связях и корпорациях.

Конкурентное воздействие на корпорацию через индивидуума

В подобных случаях возможны ситуации, когда один индивидуум передает другому ложную информацию, при этом пользуясь языками, которые свойственны компрометируемому индивидууму или корпорации, в которую он входит. Это позволяет получить доступ к информации или ресурсам. Такое воздействие может быть также направлено на получение доступа к корпоративным ресурсам через индивидуума или же на компрометацию части корпорации. Возможно воздействие на некоторую часть индивидуумов корпорации одновременно, т.е. масштабная атака, или разнесенное во времени воздействие. Для реализации первого варианта необходимы достаточно большие ресурсы, при этом атакующая корпорация может открыться для своих конкурентов. Такой вариант, как правило, предпринимается при неравных ресурсах и возможностях противодействующих корпораций, что ведет к поглощению более слабой.

Если корпорации примерно равны, то вариант с последовательной компрометацией - предпочтительнее. Нося стратегический характер, он позволяет более точно распланировать и распределить затраты.

Подобное воздействие на одного или нескольких индивидуумов нарушает и искажает информационные потоки внутри корпорации за счет компрометации индивидуу-

мов и внедрения ложной информации, тем самым ослабляя сопротивляемость корпорации.

Заключение

В статье проанализированы понятия корпорации, системы и ресурсов. Исследовался новый объект между субъектами корпоративной системы - многосубъектовое взаимодействие с использованием элементов тактической и стратегической конкуренции.

Корпоративную систему можно рассматривать как систему различных субъектов, между которыми происходят постоянные взаимодействия по обмену формализованными данными.

Различные по сложности и функциональным особенностям субъекты системы используют различные ресурсы, но некоторые ресурсы могут одновременно использоваться несколькими различными субъектами, в результате происходит борьба за ресурсы. Это - фактор наличия конкурирующего взаимодействия между компонентами системы за контроль отдельных компонент над однородными общесистемными ресурсами. В процессе развития информационных технологий это привело к обострению вопросов защиты и безопасности информации.

Предложены структурные модели конкурентной борьбы субъектов корпоративной системы за ресурсы, принципы возникновения конкуренции и языковые связи между субъектами.

Литература

1. Осовецкий Л.Г., Немолочнов О.Ф., Твердый Л.В., Беляков Д.А. Основы корпоративной теории информации СПб: СПбГУИТМО, 2004. 83 с.

2. Берзин Е.А. Оптимальное распределение ресурсов и теория игр. М.: Радио и связь, 1983. 216 с.

3. Буч Г., Рамбо Д., Джекобсон А. Язык ЦМЬ. Руководство пользователя: Пер. с англ. М.: ДМК, 2000. 275 с.

4. Шеннон К. Математическая теория связи. М.: ИИЛ, 1963. 207 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.