Научная статья на тему 'Структурно-технологическая модернизация экономики региона: сущность, состояние, проблемы'

Структурно-технологическая модернизация экономики региона: сущность, состояние, проблемы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1103
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОГРЕССИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исянбаев М.Н.

В статье раскрываются проблемы структурно-технологической модернизации экономики Республики Башкортостан. Показано обновление экономики региона на основе внедрения в производство новейших научно-технических достижений и прогрессивных технологий, осуществления эффективных структурных сдвигов и институциональных преобразований, направленных на экономический рост, повышение конкурентоспособности экономики субъекта Федерации в межрегиональном и международном разделении труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Исянбаев М.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структурно-технологическая модернизация экономики региона: сущность, состояние, проблемы»

12 (291) - 2013

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

УДК 336.717

структурно-технологическая модернизация

экономики региона: сущность, состояние, проблемы

м. н. исянбаев,

доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации и Республики Башкортостан, заведующий сектором проблем региональной экономики E-mail: zulfiyaash@mail. ru Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра РАИ

В статье раскрываются проблемы структурно-технологической модернизации экономики Республики Башкортостан. Показано обновление экономики региона на основе внедрения в производство новейших научно-технических достижений и прогрессивных технологий, осуществления эффективных структурных сдвигов и институциональных преобразований, направленных на экономический рост, повышение конкурентоспособности экономики субъекта Федерации в межрегиональном и международном разделении труда.

Ключевые слова: структурно-технологическая модернизация, инновационная деятельность, прогрессивные технологии, структурные сдвиги, институциональные преобразования, конкурентоспособность.

Приоритетными направлениями экономического развития Российской Федерации в целом и ее регионов на современном этапе являются:

- модернизация структуры экономики, обеспечение ее конкурентоспособности на внутренних и внешних рынках;

- взаимосвязанное и сбалансированное развитие социально-экономических подсистем;

- достижение высокой эффективности развития экономики на макроэкономическом и региональном уровнях.

В настоящее время в экономике большинства регионов России преобладает затратный механизм. В них еще не преодолены возникшие в начальный период реформирования экономики неуправляемые процессы в области воспроизводства, ценообразования, взаиморасчетов за реализованную продукцию, углубляется степень дифференциации социально-экономического развития регионов. Эти факторы оказывают негативное воздействие на уровень и направления социально-экономического развития субъектов Федерации и особенно регионов, имеющих сырьевую и полупродуктовую ориентацию развития.

Интеграция экономики отдельных регионов страны не способствует ускорению экономического роста, не обеспечивает повышения эффективности экономики за счет приведения в действие региональных факторов развития. Она обусловливает сохранение в этих регионах модели экономики, основные черты которой заключаются в доминировании производств, имеющих сырьевую и полу-

продуктовую ориентацию развития, в недостатке инновационного и инвестиционного потенциала для качественного роста экономики, слабом развитии производственной и социальной инфраструктуры, низком качестве жизни населения.

Реформирование экономики регионов Российской Федерации, имеющих разные стартовые уровни экономического и социального развития, ведет к пассивному приспособлению территориально-производственной структуры экономики регионов к потребностям мирового рынка. В устойчивом социально-экономическом положении находятся регионы, имеющие высокий уровень развития и эффективную структуру промышленности.

В настоящее время возникла необходимость разработки средне- и долгосрочных мер, направленных на преодоление кризисных явлений в экономике регионов, на стабилизацию социально-экономической ситуации в стране и повышение устойчивости экономического развития регионов на основе усовершенствования и обновления структуры экономики, ориентированной на увеличение доли конкурентоспособной конечной продукции в общем объеме производства [2, 4].

В условиях высоких темпов интеграции внутренних и внешних рынков, движения капиталов и ускорения инвестиционных потоков устойчивое экономическое и социальное развитие регионов России предполагает динамичное, взаимосвязанное и сбалансированное развитие в регионах сфер материального производства и производственной инфраструктуры, рост численности населения и развитие социальной сферы. Эффективное функционирование региональных социально-экономических подсистем, повышение уровня и качества жизни населения на основе более полного и эффективного приведения в действие производственного, человеческого, природного, научно-технического потенциала регионов, достижение в них высоких темпов экономического роста может быть реализовано только при обеспечении инновационного развития регионов, основу которого составляет структурно-технологическая модернизация экономики. В свою очередь она представляет собой усовершенствование и обновление экономики на основе внедрения новейших научно-технических достижений и прогрессивных технологий, осуществления эффективных структурных сдвигов и институциональных преобразований, направленных на экономический рост и повышение конкурентос-

пособности экономики региона в межрегиональном и международном разделении труда [12, 13, 15].

Структурно-технологическая модернизация экономики региона - это структурные, технические и технологические преобразования в экономике, направленные на достижение динамичного экономического роста, обеспечение глобальной конкурентоспособности экономики региона, повышение уровня и качества жизни населения. Структурная модернизация направлена на обеспечение структурной перестройки экономики региона на основе научно-технических и технологических инноваций в производственном потенциале, на повышение эффективности региональных социально-экономических подсистем, обеспечение их высокой конкурентоспособности в глобальной экономике в целях достижения устойчивого социально-экономического развития региона. Технологическая модернизация экономики региона призвана обеспечить техническое и технологическое обновление действующего производственного потенциала региона, превратить технические и технологические нововведения в основной фактор развития экономики и социальной сферы региона, обеспечить ускоренное развитие высокотехнологических видов деятельности, рост научно-технического и производственного потенциала региона. В структурно-технологической модернизации экономики региона все направления модернизации тесно взаимосвязаны. Модернизация в технике и технологии производства вызывает структурные сдвиги в экономике, а институциональные преобразования порождают изменения в системе социально-экономических отношений [8, 9, 14].

Основными предпосылками, определяющими необходимость структурно-технологической модернизации экономики в целях устойчивого развития регионов, являются:

- спад производства и ухудшение экономических параметров;

- преимущественно сырьевая и полупродуктовая направленность экономики регионов;

- несовершенство структуры производства, внутри- и межотраслевые территориальные диспропорции в экономике большинства регионов;

- низкий удельный вес производства конечной продукции;

- слабая конкурентоспособность продукции;

- износ основных производственных фондов;

- уменьшение качественных природных ресурсов;

- политика жестких финансовых ограничений.

Структурно-технологическая модернизация экономики регионов направлена на преодоление существенной дифференциации и отставания в экономическом и социальном развитии регионов, на экономический рост, обеспечение высокой конкурентоспособности региональных социально-экономических систем в глобальной экономике на основе активной инновационной деятельности, прогрессивных структурных и институциональных изменений. Стратегической задачей структурно-технологической модернизации экономики регионов является не осуществление отдельных научно-технических и технологических нововведений, не реализация какой-либо краткосрочной программы стабилизации экономики, а обеспечение коренных, качественных изменений в структуре экономики и технологии производства, формирование новых социально-экономических подсистем на базе научно-технических и технологических нововведений, прогрессивных структурных сдвигов и эффективных институциональных преобразований.

Структурно-технологическая модернизация экономики регионов может быть решена только при реализации стратегии и тактики социально-экономического развития регионов с учетом особенностей формируемых новых социально-экономических

Источник: составлено на основе данных Башкортостанстата.

подсистем. В свою очередь это предполагает создание высокоразвитого производственного, кадрового, инновационного, инвестиционного потенциала, осуществление структурной перестройки экономики и институциональных преобразований с образованием новых отношений собственности, структуры хозяйства, форм управления, воспроизводственных механизмов [12, 14].

В структуре промышленности Республики Башкортостан в период 2000-2010 гг. произошли определенные сдвиги: доля добывающих секторов производства снизилась, а обрабатывающих повысилась на 2,0 п.п. В структуре добывающей промышленности удельный вес производств, специализирующихся на добыче топливно-энергетических ресурсов, снизился на 3,4 п.п., что было вызвано сокращением объемов добычи нефтегазового сырья и топлива. В то же время доля добычи других полезных ископаемых повысилась на 0,1 п.п. Это было связано с ростом добычи медноколчеданных руд и минерально-строительных материалов (см. таблицу).

В структуре обрабатывающей промышленности Башкортостана за исследуемый период удельный вес пищевой промышленности увеличился на 0,1 п.п., нефтепереработки - на 3 п.п. Доля химии и нефтехимии снизилась на 6,3 п.п., легкой промышленности -на 0,3 п.п. Повысилась доля машиностроения и

Структурные сдвиги в промышленности Республики Башкортостан в период 2000-2010 гг. (по объему отгруженной продукции), %

Вид производства 2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых 11,9 10,2 9,8 9,3 9,0 9,7 8,5

Добыча полезных ископаемых, кроме топливно- 2,6 2,2 2,7 2,9 3,2 3,5 2,7

энергетических

Производство пищевых продуктов, включая напитки и табак 5,2 7,0 7,3 7,2 7,2 6,9 5,5

Текстильное и швейное производство, производство кожи, 1,0 0,7 0,7 0,7 0,7 0,6 0,7

изделий из кожи и производство обуви

Обработка древесины и производство изделий из дерева, 1,0 1,4 1,3 1,3 1,2 1,2 1,0

целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность

Производство кокса и нефтепродуктов 40,9 41,4 39,6 38,7 36,5 36,9 43,9

Химическое производство, производство резиновых 17,3 15,7 16,1 16,5 15,4 14,2 11,0

и пластмассовых изделий

Производство неметаллических минеральных продуктов 4,9 3,3 3,3 3,8 3,9 3,8 2,8

Металлургическое производство и производство готовых 1,9 2,4 2,6 2,7 4,1 4,1 4,0

металлических изделий

Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования, транспортных средств и оборудования 2,6 4,1 4,9 5,3 7,5 7,7 9,5

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 10,4 11,2 11,2 11,2 10,7 10,6 8,6

Прочие производства 0,2 0,4 0,4 0,4 0,6 0,7 0,5

металлообработки, что было связано с вводом в действие Нефтекамского автобусного завода «Не-фаз», Башкирского троллейбусного завода, а также с освоением новых мощностей на ОАО «УМПО», Нефтекамском заводе «Башсельмаш» и других предприятиях. Развитие пищевой промышленности было обусловлено освоением новых мощностей по переработке мяса, молока, зерна и овощей.

Снижение общего объема выработки продукции химии и нефтехимии было связано со слабой обеспеченностью нефтехимических предприятий нефтегазовым сырьем. относительное улучшение показателей легкой промышленности вызвано ростом объема производства нетканых материалов.

Удельный вес производства и распределения электроэнергии, газа и воды в структуре промышленного производства республики снизился с 10,4 до 8,6 %, доля деревообрабатывающей промышленности осталась примерно на одном уровне (с некоторыми колебаниями).

Позитивной тенденцией является то, что в структуре промышленности Республики Башкортостан доля высокотехнологичных производств -производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования, транспортных средств и оборудования - выросла с 2,6 до 9,5 %. Повысился удельный вес металлургического производства и производства готовых металлических изделий с 1,9 до 4,0 %.

В Республике Башкортостан в период 20002010 гг. количество промышленных предприятий, выпускающих инновационную продукцию, увеличилось на 51,2 %. Увеличилась доля вновь внедренной продукции и продукции, подвергавшейся в течение последних трех лет значительным технологическим изменениям, на 56,8 %.

Удельный вес предприятий и организаций, занимавшихся в 2010 г. инновационной деятельностью, в общем числе обследуемых предприятий и организаций составил 11,1 %. По сравнению со средним уровнем в Республике Башкортостан этот показатель в обрабатывающей промышленности вырос на 6,7 п.п., а в добывающей промышленности сократился на 6,6 п.п. В структуре обрабатывающей промышленности доля предприятий и организаций, занимавшихся инновационной деятельностью, в нефтепереработке увеличилась на 8,9 п.п., в металлургии - на 9,1, в машиностроении и металлообработке - на 11,5, в легкой промышленности - на 10, в химической и нефтехимической промышленности -

на 53,9 п.п. больше, чем в среднем по региону. В структуре инновационно активных производств предприятия добывающей промышленности составляют всего 2 %. В обрабатывающей промышленности наибольший удельный вес занимают предприятия машиностроения и металлообработки - 43 %.

В Республике Башкортостан основной объем инновационной продукции в 2010 г. был произведен на промышленных предприятиях. Сфера услуг дала всего 3,4 % общего объема продукции.

Структура произведенной инновационной продукции нестабильна. В республике за 2002-2010 гг. объем отгруженной инновационной продукции вырос в 7,3 раза. В том числе произошло увеличение вновь внедренной или значительно измененной продукции - в 28,7 раза, а усовершенствованной -в 1,2 раза. В результате в структуре общего объема отгруженной инновационной продукции доля вновь внедренной или значительно измененной продукции повысилась с 24,2 % - в 2000 г. до 92,7 % -в 2010 г. Доля усовершенствованной продукции снизилась с 15 до 7,3 %.

В структуре отгруженной инновационной продукции Башкортостана в 2009-2010 гг. наибольший удельный вес приходился на долю значительно измененной и вновь внедренной продукции. Существенное повышение удельного веса инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции республики было вызвано высокими темпами внедрения в производство новой техники и технологии, прекращением производства прочей продукции, на долю которой в 2000 г. приходилось 60,8 % от общего объема отгруженной продукции.

В ходе исследования автором определена структура затрат на технологические инновации в экономике Республики Башкортостан. Так, затраты на технологические инновации подразделяются на следующие основные направления:

а) затраты на исследования, разработку новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов;

б) затраты на приобретение машин и оборудования, связанного с технологическими инновациями, на новые технологии;

в) затраты на обучение и подготовку персонала, связанного с инновациями;

г) прочие затраты (затраты на подготовку производства для выпуска новых продуктов, для внедрения новых услуг или методов их производства (передачи), маркетинговые исследования).

Произведенные автором расчеты показали, что в Республике Башкортостан в период 2000-2010 гг. затраты на технологические инновации выросли в 11,3 раза, в том числе:

- затраты на исследования, разработку, дизайн новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов - в 7,8 раза;

- затраты на приобретение новых технологий, машин и оборудования, программных средств, связанных с технологическими инновациями, - в 10,6 раза;

- затраты на обучение и подготовку персонала, связанные с инновациями, - в 4,2 раза;

- прочие затраты - в 19 раз.

В данный период в структурном отношении наибольший удельный вес затрат (в разные годы от 45 до 76 %) приходился на приобретение машин, оборудования и технологий. на разработку собственных инноваций средств расходовалось значительно меньше. Это было обусловлено тем, что инновационные предприятия и организации республики внедряют в основном инновации, созданные в других регионах и странах. Так, в 2006 г. затраты на собственные разработки значительно возросли и составили 44,8 % от общего объема затрат. В дальнейшем этот вид затрат сократился в абсолютном выражении более чем в 2 раза, составив в 2010 г. лишь 18,7 % от общего объема затрат на инновации.

В Республике Башкортостан в 2000-2010 гг. динамика объема отгруженной инновационной продукции и затрат на инновационную деятельность имела тенденцию к росту с некоторыми отклонениями от общего тренда. За данный период объем отгруженной инновационной продукции увеличился в 13,3 раза, затраты на инновационную деятельность - в 11,3 раза. Динамика объема отгруженной инновационной продукции на 1 руб. затрат на инновационную деятельность нестабильна. она колеблется от 5,3 руб. - в 2000 г. до 1,8 руб. - в 2004 г.; от 5,7 руб. - в 2005 г. до 2,2 руб. - в 2009 г. очередное повышение коэффициента до 6,2 руб. произошло в 2010 г. нестабильность динамики показателей во времени обусловливается временным лагом периода внедрения и освоения.

В Республике Башкортостан основным направлением затрат на инновации по видам инновационной деятельности является реализация продуктовых и процессных инноваций. Так, в 2006-2010 гг. в

республике более 60 % затрат на инновации осуществлялось в целях обеспечения процессных инноваций, основанных на использовании нового производственного оборудования, новых методов организации производственного процесса или их совокупности, а также на использовании результатов исследований и разработок. В 2010 г. основной объем затрат (60,8 % от общего объема) относился на долю продуктовых инноваций, включающих разработку и внедрение технологически новых и усовершенствованных продуктов. Затраты на маркетинговые и организационные инновации были незначительны и составили около 1 % общего объема затрат на инновации.

В Республике Башкортостан в 1995-2010 гг. основным источником средств на технологические инновации являлись собственные средства предприятий. В период 2000-2005 гг. доля привлеченных средств на технологические инновации составляла менее 5 %. В 2006 и 2008 гг. доля прочих источников финансирования в общем объеме составила 27 и 41 % соответственно. Прочие источники почти полностью покрываются за счет привлеченных средств (в том числе заемных). В 1995 г. из 16 %, приходящихся на долю привлеченных средств, почти половину составляли средства бюджета и внебюджетные источники. В период 2002-2009 гг. данный источник финансирования практически отсутствовал. В 2010 г. существенно увеличилась доля иностранных инвестиций на технологические инновации, которая составила 13,5 %.

Для промышленности Республики Башкортостан, как и для значительного числа регионов России, характерно преобладание производства средств производства над производством предметов потребления. Преимущественное положение в структуре промышленного производства занимают фондоемкие сферы, трудоемкие сектора развиты недостаточно. Слабое развитие в них трудоемких сфер промышленности (машиностроения и металлообработки, легкой, пищевой, деревообрабатывающей промышленности) вызывает недостаток рабочих мест, продолжающийся отток трудоспособного населения на сторону, ухудшение демографической ситуации, неэффективное использование трудового потенциала.

Структурно-технологическая модернизация экономики регионов осуществляется низкими темпами, что связано с трудностями в формировании различных форм собственности и хозяйствования

на основе приватизации государственной собственности, в акционировании предприятий, создании многоукладной рыночной экономики. Все это обусловило резкий спад производства, нарушение экономических и хозяйственных связей в реальном секторе экономики. Среди факторов, обусловивших спад производства и ухудшение экономических параметров, следует выделить высокие показатели износа основных производственных фондов, уменьшение качественных природных ресурсов, несовершенство структуры производства, низкий удельный вес продукции конечной стадии ее переработки, слабую конкурентоспособность продукции, недостаточную предпринимательскую активность населения.

Сложившиеся территориальные внутри- и межотраслевые диспропорции существенно снижают эффективность функционирования экономики регионов, препятствуют ее прогрессивной стабилизации и устойчивому росту. Сырьевые виды экономической деятельности производят продукцию в совокупности более «дешевую», чем сектора обрабатывающей промышленности, в целях получения конечного продукта. Преимущественно сырьевая направленность хозяйства в отстающих и депрессивных регионах обрекает их экономику на неустойчивое функционирование с неблагоприятными последствиями для финансового положения предприятий и обеспеченности их бюджетными средствами.

Структурно-технологическая модернизация экономики регионов обусловливается необходимостью обеспечения ускоренных темпов их социально-экономического развития. Основные предпосылки структурной и технологической модернизации экономики регионов сводятся к четкому обозначению региональных приоритетов с учетом расширения их экономической самостоятельности, к конкретному формулированию целей и задач структурно-технологической модернизации промышленного производства.

В качестве основных задач структурной модернизации экономики регионов Российской Федерации, в том числе Республики Башкортостан, выступают:

- перепрофилирование предприятий, продукция которых не находит реализации;

- создание новых конкурентоспособных производств;

- укрепление производственных связей пред-

приятий; повышение качества и удешевление продукции предприятий;

- улучшение экологической ситуации. Должны быть выработаны качественно новые механизмы обеспечения ускоренного экономического, социального и культурного развития регионов. Необходимо создать такие структуры экономики, которые способствовали бы развитию всех форм собственности и хозяйствования, достижению социальной переориентации экономики, более полному и эффективному использованию производственного, научно-технического, трудового, природного потенциала региона [5, 9, 11].

В обеспечении устойчивого социально-экономического развития Республики Башкортостан, как и большинства регионов России, большое значение имеет модернизация отраслевой и территориальной структуры экономики на основе более полного и эффективного использования производственного, трудового, природно-ресурсного и научно-технического потенциала. Эффективные структурные сдвиги в экономике регионов, устранение сложившихся отраслевых и территориальных диспропорций, преодоление сырьевой и полупродуктовой направленности промышленности, ограничение и регулирование монополизма в отдельных сферах деятельности, обеспечение высоких темпов внедрения достижений науки и техники, ускоренное развитие секторов промышленности, производящих конкурентоспособную конечную продукцию, являются приоритетными направлениями инновационного развития регионов.

Важнейшими управляющими параметрами устойчивого развития экономики регионов на основе структурно-технологической модернизации являются:

• обеспечение стабильного развития основных сфер экономики региона; переход от глубокого спада к устойчивому росту производства в сферах жизнеобеспечения на основе большей сбалансированности с потребностями населения и внутреннего рынка;

• преодоление глубоких деформаций в отраслевой и территориальной структуре промышленности регионов, всемерное повышение доли отраслей и производств, выпускающих конкурентоспособную продукцию на базе прогрессивной техники и технологии с учетом потребностей экономики и населения регионов, возросших требований внутреннего и внешнего рынков;

• осуществление приоритета структурно-технологической модернизации отраслей промышленности, обеспечивающих научно-технический прогресс, развитие конверсии предприятий военно-промышленного комплекса с учетом необходимости создания таких видов промышленных производств, которые повышают место и роль каждого региона в едином экономическом пространстве России и реально способствуют экономическому росту;

• формирование в регионах отраслевых и межотраслевых производственных комплексов как составных частей народнохозяйственных отраслевых и межотраслевых комплексов страны;

• модернизация структуры агропромышленных образований в сельских районах с учетом эффективного использования местного при-родно-экономического потенциала, оптимизации соотношения в уровне и темпах роста сельскохозяйственного производства и перерабатывающей промышленности, создания производственной, социальной, рыночной инфраструктуры и т. д.;

• развитие городов и сельских районов как единой региональной социально-экономической подсистемы путем углубления процесса интеграции между городами и районами в решении общих производственных, социальных, экологических, административных и других задач на основе создания для городов и районов общего назначения предприятий, перерабатывающих местное минерально-строительное, лесное, сельскохозяйственное и другое сырье; организации общих строительной базы, транспортного хозяйства, объектов социальной и рыночной инфраструктуры, сети образовательных, лечебно-оздоровительных, культурных и других учреждений, к услугам которых обращается как городское, так и сельское население.

В настоящее время одним из наиболее сложных и болезненных для регионов Российской Федерации вопросов является: возможно ли совместить политику жестких финансовых ограничений с политикой осуществления структурной модернизации экономики, требующей кредитов и инвестиционной активности? К тому же структурная модернизация экономики регионов должна осуществляться в условиях институциональных преобразований в экономике регионов.

источником государственного финансирования производства наряду с традиционными бюджет-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ными каналами должны служить внебюджетные фонды развития, а также доходы от приватизации. При этом помощь должна предоставляться через региональные органы власти. именно региональные органы власти призваны решать проблемы развития производственной и социальной инфраструктуры, трудоустройства высвобождаемых работников, акционирования предприятий и выпуска в обращение акций. Государственная поддержка конкурентоспособных предприятий должна осуществляться путем отсрочки платежей по кредитам, предоставления гарантий по новым кредитам и покрытия процентов за счет бюджета.

Важным направлением структурно-технологической модернизации экономики регионов является стимулирование частных и иностранных инвестиций в производство через механизмы рынка капитала. В большинстве стран банки пока остаются в основном государственными, что ослабляет их рыночную мотивацию. Все они обслуживают в основном крупные предприятия; развитие финансово-промышленных групп не пользуется официальной поддержкой.

налоговые льготы должны стимулировать модернизацию производства на предприятиях всех сфер экономики. В связи с этим целесообразно ввести общую налоговую льготу, способствующую модернизации экономики регионов. Это может быть, например, скидка в обложении налогами части средств, направляемых на приобретение оборудования производственного назначения. Льготы должны касаться прежде всего инвестиций в производственное оборудование, а не инвестиций вообще, поскольку в условиях формирующегося рынка ценных бумаг у промышленных предприятий может появиться заинтересованность в биржевых спекуляциях. Помимо прямого положительного воздействия на развитие предприятий отрасли эта мера может оказать косвенное влияние: повысить общий спрос на производимую продукцию (при условии введения меры на территории всей страны).

Вторая налоговая льгота (возможно, она будет носить временный характер) должна стимулировать предприятия к повышению квалификации кадров. В условиях модернизации производства возникает потребность в более квалифицированных кадрах. необходимо стимулировать этот процесс непосредственно на предприятиях. В этих целях следует освобождать от налогов средства, направляемые на подготовку и переподготовку кадров для пред-

приятий, которые осуществляют модернизацию производства в стимулируемых направлениях.

Изменения в амортизационной политике являются одним из возможных источников дополнительных капитальных вложений в наиболее перспективные сектора промышленности. В таких прогрессивных сферах, как производство электронного оборудования, промышленность полупроводниковых приборов и других, как правило, оборудование устаревает задолго до его физического износа. Новые технологии появляются достаточно быстро и вынуждают производить замену оборудования обычно раз в два года. Этот экономически рациональный срок службы оборудования намного короче срока службы, заложенного в действующих нормах амортизации и базирующегося на физическом износе. В связи с этим следует предусмотреть особый порядок амортизационных отчислений для наиболее прогрессивных секторов промышленности. Первым мероприятием в этой области следует считать снижение нормативных сроков службы для отдельных (приоритетных) секторов промышленности. Так, для машиностроения и металлообработки, по некоторым расчетам, целесообразно было бы установить ориентировочные нормативные сроки службы основного капитала в 10-12 лет.

Государственные органы призваны активно поддерживать частное предпринимательство. Это может выражаться в создании многочисленных фондов поддержки со смешанным (государственным и частным) капиталом, в надежной правовой защите, в обеспечении заказами, особенно со стороны местных органов власти. Частные предприниматели должны получать государственные гарантии по кредитам в рамках отраслевых и региональных программ. Предпринимателям целесообразно предусмотреть ускоренную амортизацию капитала, а та часть прибыли, которая инвестируется в расширение предприятия, должна освобождаться от налогообложения.

Список литературы

1. Адамеску А. А. К совершенствованию территориально-организационной структуры России // Российский экономический журнал. 1993. № 10. С.60-71.

2. Бабленкова И. И. Усиление влияния государственного сектора экономики на региональное развитие как антикризисная мера в современный период // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 6. С. 3-13.

3. Бакланов П. Я. Пространственные системы производства (микроструктурный уровень анализа и управления). М.: Наука, 1986.

4. Бекетов Н. В. Подходы к формированию и реализации инвестиционной стратегии развития федерального округа // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 34. С. 11-20.

5. Гаврилов В. В. Характеристика правовых основ учета и анализа долгосрочных инвестиций // Современная экономика: проблемы и решения. 2011. № 8.

6. Гуськова Н. Д., Неретина Е. А. Формирование системы инновационного развития региона // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 7. С. 2-6.

7. Давыдова Л. В., АфанасьеваМ. В. Финансовое обеспечение инновационной деятельности как фактора повышения деловой активности // Финансы и кредит. 2010. № 2. С. 2-6.

8. Инновационное развитие - основа модернизации экономики России: национальный доклад. М.: ИМЭМО РАН, ГУ ВШЭ, 2008.

9. модернизация России: условия, предпосылки, шансы / под ред. Иноземцева В. Л. Вып. 1. М.: АНО «Центр исследований постиндустриального общества», 2009.

10. Модернизация экономики в странах СНг: национальные, региональные и глобальные факторы / Научный доклад Центра сравнительных исследований трансформационных процессов. М.: ИЭ РАН, 2008.

11. Павлов К. В. Инвестиции и инновации интенсивного и экстенсивного типа // Теория и практика общественного развития. 2009. № 1.

12. Сенчагов В. К. Как обеспечить экономическую безопасность России // Российская Федерация сегодня. 2007. № 36.

13. Чалдаева Л. А. Инновационное развитие российской экономики: стимулы и факторы роста // Финансы и кредит. 2010. № 45. С. 2-5.

14. Чалдаева Л. А. Модернизация экономики: обоснование и экономическая эффективность // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 25. С. 24-28.

15. Шевченко И. В., Семин В. В. Проблемы совершенствования управления инвестиционными процессами на промышленных предприятиях в условиях глобального кризиса // Финансы и кредит. 2009. № 28. С. 24-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.