www.hjournal.ru
СТРУКТУРНО - ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ КЛАСТЕРНЫХ ПРОЕКТОВ
КАПЛИНА АНАСТАСИЯ ВАЛЕРЬЕВНА,
кандидат экономических наук, доцент, докторант, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ),
e-mail: nastasiy84@mail.ru.
В статье с позиции структурно-функционального подхода исследуется реальное состояние и перспективы развития основных функций, которые должна выполнять действенная система финансирования кластерных инициатив в регионе.
Ключевые слова: институциональный базис; регион; структурно-функциональный подход; кластерные инициативы; финансирование.
STRUCTURAL-FUNCTIONAL APPROACH TO DEVELOPMENT OF REGIONAL SYSTEM OF CLUSTER PROJECTS FINANCING
KAPLINA ANASTASIA, V.,
Candidate of Economic Sciences (PhD), Associate Professor,
Postdoctoral Student, Rostov State Economic University (RSEU), e-mail: nastasiy84@mail.ru
The real condition and development prospects of the main functions which the effective system of cluster initiatives financing in the region has to carry out are investigated in the paper in the framework of structural-functional approach.
Keywords: institutional basis; region; structural-functional approach; cluster initiatives; financing. JEL: B52, M20, R12.
Структурно-функциональный подход — теоретико-методологическое направление, исходящее из приоритета системного видения реальности, установления ее структуры и изучения функциональной связи составляющих эту структуру элементов. В современных исследованиях, посвященных проблемам территориального развития, включая формирование в границах территорий действенной системы финансирования кластерных инициатив, структурно -функциональный подход выступает как один из универсальных подходов, воплощающих всеобщие принципы научного знания. Поэтому выделение системы финансирования кластерных инициатив предполагает формирование особой логики ее качественного исследования. В частности, это позволяет рассматривать механизмы финансирования кластерных инициатив как совокупность структурированных отношений, которые обеспечивают, упорядочивают и создают условия для эффективного взаимодействия участников процесса кластерообразования. При этом каждый элемент такой системы имеет свое функциональное значение, а понятие функции в данном контексте подвергается рассмотрению:
© Каплина А. В., 2013
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №4. 2013
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №4. 2013
- во-первых, с позиций ее внутреннего аспекта — как назначение одного из элементов некоторой системы по отношению к другому элементу или системе в целом, поскольку функция каждого элемента определяется структурой системы и его ролью в данной структуре;
- во-вторых, с позиций ее внешнего аспекта — как свойство отношений системы в целом с окружающей ее средой, отвлекаясь от внутреннего содержания данной системы.
То есть использование структурно-функционального подхода при исследовании вопросов развития системы финансирования кластерных инициатив в регионе позволяет, с одной стороны, сосредоточиться на целостности элементов процесса воспроизводства финансового потенциала территории (структурно -функциональный аспект), с другой, — позволяет как соотнести принципы функционирования данных элементов в рамках системы, так и рассмотреть «поведение системы» как некой целостности по отношению к внешней среде (организационно-функциональный аспект). Соответственно можно выделить два направления повышения эффективности функционирования рассматриваемой системы:
- развитие механизмов, обеспечивающих непрерывность процессов воспроизводства финансового потенциала территории, которые в совокупности позволяют поддерживать устойчивое существование системы, соотносимое с процессами ее изменения, как в результате внешних воздействий, так и вследствие осуществления управленческих усилий;
- формирование благоприятной институциональной среды, обеспечивающей поддержание процессов функционирования системы.
Разработка эффективных механизмов финансирования кластерных инициатив должно осуществляться в соответствии с теми функциями, которые предназначена выполнять данная система на современном этапе. В свою очередь, эти функции должны соответствовать поставленным перед системой целям: во -первых, обеспечение потребности инициаторов формирования кластера в финансовых ресурсах, необходимых для осуществления кластерного проекта; во -вторых, способствование росту финансового потенциала территории за счет реализации кластерных инициатив.
В соответствии с классическим пониманием системы, к основным функциям системы финансирования кластерных инициатив в регионе можно отнести следующие:
- формирование институциональной среды, обеспечивающей развитие отношений финансирования кластерных проектов в регионе и адекватной ей финансовой политики;
- повышение конкурентоспособности участников кластера через создание условий для воспроизводства финансового потенциала его субъектов;
- формирование стратегии финансирования кластерных инициатив с учетом региональных факторов и отраслевых особенностей проектов;
- обеспечение интеграции потенциала образования, науки и бизнеса в решении задач повышения эффективности финансирования процесса региональной кластеризации.
Проанализируем, в какой мере реализуются обозначенные функции при существующей системе финансовой поддержки кластерных инициатив.
Формирование институциональной среды, обеспечивающей развитие отношений финансирования кластерных проектов в регионе и адекватной ей финансовой политики.
В Методических рекомендациях по реализации кластерной политики в субъектах РФ предусматриваются следующие механизмы, обеспечивающие развитие институциональной среды поддержки отношений финансирования кластерных проектов в регионах:
- предоставление субсидий субъектам РФ на финансирование мероприятий, предусматривающих поддержку малого предпринимательства, предусмотренных региональными программами;
- строительство инновационной, социальной и инженерной инфраструктуры в
наукоградах за счет средств федерального бюджета;
- формирование особых экономических зон технико-внедренческого,
промышленно-производственного, туристско-рекреационного и портового типа;
- создание институтов развития, в числе которых Инвестиционный фонд
Российской Федерации, государственная корпорация «Банк развития и
внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», ОАО «Российская венчурная компания», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере1.
Очевидно, что данные механизмы направлены, в первую очередь, на формирование инфраструктуры, обеспечивающей привлечение свободных финансовых средств крупных компаний, пенсионных фондов, страховых компаний и других коммерческих структур в реализацию кластерных проектов. При этом предполагается, что создаваемые структуры должны обеспечивать возможность конкурирования участников кластера за ресурсы инновационного развития.
Большинство авторов сходятся во мнении, что на макроуровне основными элементами такой инфраструктуры призваны стать институты развития, функционирующие на принципах государственно-частного партнерства, — особые экономические зоны, инвестиционные фонды, венчурные фонды и т.п., ориентированные на финансирование инновационного предпринимательства; на мезоуровне эту задачу должны выполнять региональные инновационные программы, центры трансферта технологий, технопарки, бизнес-инкубаторы и т.п., которые создают предпосылки и институциональные условия для стимулирования кластерных инициатив, обеспечивают генерирование инновационных идей (Татаркин и Лаврикова, 2008; Ленчук и Власкин).
Анализ проводимых в России реформ по созданию институциональной среды, обеспечивающей развитие системы финансирования кластерных инициатив, показал, что осуществляемые преобразования связаны в большей степени с созданием новых инфраструктурных объектов и институтов развития, а не с изменением содержания работы уже существующих. В частности, для преодоления нехватки у инициаторов финансовых ресурсов для реализации кластерного проекта в настоящее время создаются и уже действуют государственные институты развития (см. табл. 1).
Таблица 1
Механизмы финансовой поддержки кластерных инициатив институтами развития
Институты развития Механизмы поддержки
ГК «Внешэкономбанк» — финансирование проектов субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) на более льготных условиях; — финансирование организаций инфраструктуры поддержки МСП, оказывающих услуги субъектам МСП; — финансирование проектов строительства производственных площадей для участников кластеров; — поддержка проектов создания комплексной инфраструктуры для развития производств территориальных кластеров
ОАО «АИЖК» строительство жилья для сотрудников организаций-участников кластеров
1 См.: Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации // Сайт Комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике. (http://www.komfed.ru/section_136/ section_139/669.html).
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №4. 2013
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №4. 2013
Продолжение табл. 1
Институты развития Механизмы поддержки
Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства — реализация инвестиционных проектов по строительству жилья для работников предприятий кластера; — стимулирование создания высокотехнологичных производств строительных материалов в составе формирующихся кластеров; — обеспечение строительных площадок современными энергоэффективными и экологически безопасными материалами, быстровозводимыми строительными элементами и конструкциями
ГК «Фонд содействия реформированию жилищнокоммунального хозяйства» предоставление субъектам РФ финансовой поддержки для реализации региональных адресных программ по капитальному ремонту многоквартирных домов и переселению из аварийного жилья сотрудников организаций-участников кластеров
Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере софинансирование исследовательских работ малых инновационных предприятий, являющихся участниками кластера
ОАО «РВК» проведение на территориях базирования инновационных территориальных кластеров выездных мероприятий по вопросам развития инновационной инфраструктуры
ОАО «Роснано» поддержка развития инновационных территориальных кластеров в рамках деятельности нанотехнологических центров
Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий — содействие размещению на территории инновационных территориальных кластеров исследовательских и инжиниринговых центров зарубежных компаний, — стимулирование трансфера и локализации зарубежных технологий производства инновационной продукции. — привлечение предприятий малого и среднего бизнеса — участников проекта «Сколково» к коммерциализации результатов их научно-технической деятельности на территории инновационных территориальных кластеров
Сколковский институт науки и технологий — содействие повышению уровня научных и образовательных программ, реализуемых в университетах, входящих в состав участников инновационных территориальных кластеров
Очевидно, что деятельность данных институтов в большей степени направлена на развитие механизмов финансовой поддержки инновационного малого и среднего предпринимательства. Одновременно осуществляется финансирование мероприятий по формированию соответствующей институциональной среды инновационного развития, созданию объектов инфраструктуры (технопарков, бизнес-инкубаторов и др.), обеспечивающей поддержку и стимулирование инновационной активности малого бизнеса, в том числе через развитие взаимодействия с крупным бизнесом. Как показывает международная практика, кластерные организационные технологии являются мощным средством усиления инновационной направленности малых и средних предприятий, которые по отдельности не способны концентрировать значительные ресурсы на НИР и не могут успешно противостоять в конкурентной борьбе крупным корпорациям.
В связи с этим необходимым условием масштабного развития кластеров в регионах страны является расширение функциональной роли Центров поддержки кластерных инициатив в сфере осуществления финансового посредничества между финансово-кредитными учреждениями, венчурными фондами и другими «донорами».
Деятельность таких фондов будет способствовать активному привлечению средств государственных институтов развития для финансирования инфраструктурных кластерных проектов, предоставлению гарантий по заимствованиям для потенциальных субъектов кластера, оценке вариантов привлечения заемного капитала (при использовании различных инструментов) и выработке рекомендаций по формированию оптимального портфеля источников финансирования (см. рис. 1).
Общая схема механизма предоставления субсидий из федерального бюджета субъектам РФ на реализацию пилотных программ развития территориальных инновационных кластеров представлена на рис. 2.
Так, в Перечень пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров, сформированных по результатам конкурсного отбора, проводимого в 2012 году Министерством экономического развития, вошли 25 кластеров, реализующих инвестиционные проекты в сфере биофармацевтических технологий, ядерно-физических нанотехнологий, аэрокосмонавтики,
информационных технологий и т.п.
Государственные финансы
Федеральный
бюджет
Бюджеты субъектов РФ
±
Финансово-кредитные
организации
Государственные институты развития
Центр развития кластерных инициатив
Экспертиза бизнес-плана кластерного проекта, оценка возможности получения бюджетных средств
Оформление документации и заявок на получение финансовой поддержки в виде грантов
Оценка вариантов привлечения заемного капитала, выработка рекомендаций по формированию «оптимального портфеля» источников финансирования
Предоставление на конкурсной основе гарантий по заимствованиям субъектов кластера
Предоставление консультаций о формах финансовой поддержки (льготах, субсидиях и т.п.)
Субъекты кластера
Рис. 1. Функциональная роль Центров поддержки кластерных инициатив как финансового
посредника
Формирование стратегии финансирования кластерных инициатив с учетом региональных факторов и отраслевых особенностей проектов.
Данная функция обеспечивается посредством развития механизмов конкурсной поддержки прикладных исследований, проектов государственночастного партнерства в конкретных отраслях деятельности. В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, для каждого субъекта РФ определены экономические специализации, в соответствии с которыми предполагается разработка региональных Целевых программ кластерного развития.
Обеспечение интеграции потенциала образования, науки и бизнеса в решении задач повышения эффективности процессов финансирования кластерных инициатив осуществляется посредством целевого финансирования проектов развития территориальных кластеров.
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №4. 2013
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №4. 2013
Рис. 2. Механизм финансирования кластерных проектов за счет средств федерального
бюджета
В частности, с целью стимулирования взаимодействия инновационноориентированного малого и среднего бизнеса по Поручению Президента по итогам заседания президиума государственного Совета от 11.11.2011 года и по Поручению Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям был объявлен конкурсный отбор проектов развития территориальных инновационных кластеров. Одним из основных условий участия в данном конкурсе являлось наличие в составе участников кластера крупных компаний с годовым объемом выручки от реализации продукции не менее 1 млрд. руб.2, а в качестве критерия отбора выступал показатель уровня вовлечения малых и средних предприятий региона в структуру кластера. Для контроля характера участия крупных компаний в деятельности кластеров, включенных в перечень пилотных программ развития, утвержденных Правительством РФ, Минэкономразвития разработало Методические материалы по формированию системы мониторинга реализации программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий (одобрены решением Рабочей группы, протокол от 29 декабря 2011 г. №45—АК).
Сдерживанию процессов кластерообразования на основе интеграции крупного (предприятие-«локомотивов роста») и малого бизнеса способствует ряд факторов, характерных для российской системы хозяйствования. В большинстве
См.: Объявление о формировании перечня пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров от 19.03.2012. // Сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. (http://www.economy.gov.ru/ minec/activity/sections/innovations/politic/doc20120319_001/).
развитых зарубежных стран селективная поддержка малых предприятий в приоритетных отраслях косвенным образом влияет на развитие партнерских отношений с крупным бизнесом. Однако в то время как в мировой практике крупный бизнес проявляет заинтересованность во взаимодействии с малым и средним бизнесом с целью реализации научно-технических разработок, для отечественного малого бизнеса из-за наличия административных барьеров, значительного ресурсного дефицита возможности инновационного саморазвития очень низки. В связи с этим региональная политика финансирования кластерных инициатив должна концентрироваться на конкурентоспособных кластерах и не пренебрегать небольшими и еще только возникающими кластерами, выполняя в некотором роде контролирующую и регламентирующую функции формирующихся партнерских отношений крупного и малого бизнеса в границах региона.
Таким образом, применение структурно-функционального подхода к анализу состояния системы финансирования кластерных инициатив позволяет дать ей оценку с позиций эффективности функционирования ее ключевых инфраструктур, их места и роли в процессах регионального кластерообразования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Гуров С. А. Классификация источников и форм финансирования инновационной деятельности // Российский экономический интернет-журнал. (http://www .e-rej.ru/Articles/2008/Gurov .pdf).
Ленчук Е. Б. и Власкин Г. А. Кластерный подход в стратегии инновационного развития России // Экономический портал. (http://institutiones.com/ strategies/1979-klastemyj-podxod-v-strategii-innovacionnogo-razvitiya-rossii.html).
Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации // Сайт Комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике. (http://www.komfed.ru/section_136/ section_139/669.html).
Объявление о формировании перечня пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров от 19.03.2012. // Сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. (http://www.economy.gov.ru/minec/ activity/sections/innovations/politic/doc20120319_001/).
Татаркин А. И. и Лаврикова Ю. Г. (2008). Кластерная политика региона // Промышленная политика в Российской Федерации, № 8.
REFERENCES
Gurov S. A. Classification of sources and forms of innovative activity financing. Russian economic Internet magazine. (http://www.e-rej.ru/Articles/2008/Gurov.pdf). (in Russian).
Lenchuk E. B. and Vlaskin G. A. Cluster approach in the innovative development strategy of Russia. The Economic portal. (http://institutiones.com/strategies/1979-klasternyj-podxod-v-strategii-innovacionnogo-razvitiya-rossii.html). (in Russian).
Methodical recommendations on the cluster policy realization in subjects of the Russian Federation. The Site of Committee of the Federation Council for Federation and to the regional policy. (http://www.komfed.ru/section_136/section_139/669.html). (in Russian).
Announcement of the pilot programs list formation of innovative territorial clusters development of 19.03.2012. Site of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation. (http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/ politic/doc20120319_001/). (in Russian).
Tatarkin A. I. and Lavrikova Yu. G. (2008). Cluster policy of the region. Industrial policy in the Russian Federation, no. 8. (in Russian).
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №4. 2013