Научная статья на тему 'Структурно-функциональная модель психолого-педагогической профилактики сквернословия у младших подростков'

Структурно-функциональная модель психолого-педагогической профилактики сквернословия у младших подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
623
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / ПРОФИЛАКТИКА / СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / СКВЕРНОСЛОВИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дубровина Д.А.

В статье представлена структурно-функциональная модель психолого-педагогической профилактики сквернословия у младших подростков, состоящая из целевого, содержательно-деятельностного, оценочно-результативного блоков. В целевом блоке определены задачи, подходы и принципы профилактики сквернословия у младших подростков. Содержательно-деятельностный блок включает психолого-педагогические технологии, направленные на выявление психологических особенностей сквернословия, на предупреждение и коррекцию их развития. В оценочно-результативном блоке проверяется оценка эффективности процесса психолого-педагогической профилактики сквернословия у младших подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структурно-функциональная модель психолого-педагогической профилактики сквернословия у младших подростков»

УДК 159.9

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ СКВЕРНОСЛОВИЯ

У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ

© 2016 Д. А. Дубровина

аспирант кафедры психологии образования daria.89@mail. ru

Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург

В статье представлена структурно-функциональная модель психолого-педагогической профилактики сквернословия у младших подростков, состоящая из целевого, содержательно-деятельностного, оценочно-результативного блоков. В целевом блоке определены задачи, подходы и принципы профилактики сквернословия у младших подростков. Содержательно-деятельностный блок включает психолого-педагогические технологии, направленные на выявление психологических особенностей сквернословия, на предупреждение и коррекцию их развития. В оценочно-результативном блоке проверяется оценка эффективности процесса психолого-педагогической профилактики сквернословия у младших подростков.

Ключевые слова: подростки, профилактика, структурно-функциональная модель, сквернословие.

Кризисные явления в социальной, экономической, культурной жизни общества негативно влияют на психологические особенности населения, провоцируя неуверенность в завтрашнем дне, тревожность, негативизм, озлобленность, агрессивность, трансформацию жизненных ценностей (А.Р. Гузаева, И.Н. Ефремкина,

A.В. Локтева, А.А. Метелина и др.). Следствием падения культурно-нравственных норм стало повсеместное употребление в речи сквернословия (Е.Л. Башманова,

B.Ю. Троицкий, В.И. Шаховский, Н.С. Шиховская и др.). В подростковом возрасте проблема сквернословия и его своевременной профилактики становится наиболее острой, поскольку подростковый возраст характеризуется качественными переменами, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь (М.В. Антропова, P.M. Баевский, А.Н. Бойко, С.Ж. Даирбаева, В.Г. Казанская, A.M. Прихожан, A.A. Реан, Д.И. Фельдштейн, М.В. Шайхелисламова и др.).

Подростки осваивают новые поведенческие модели, проявляют специфические поведенческие реакции на воздействия окружающей среды. Доминирующим мотивом поведения подростка является цель найти свое место среди сверстников. Трудности в достижении данной цели зачастую приводят к социальной неадаптированности, тревожности, агрессивности, отклоняющемуся поведению (C.B. Березин,

C.А. Беличева, А.С. Белкин, A.B. Гоголева, Ю.А. Клейберг, А.Е. Личко, Ю.В. Щербинина и др.). Ненормативная лексика, сквернословие, по их мнению, являются частью взрослой жизни, признаком языковой принадлежности к группе сверстников, независимости. Это может быть проявлением негативных чувств, агрессии, своеобразной эмоциональной разрядкой (О.В. Глуздова, Е.В. Змановская, И. А. Стернин, О. Ю. Тимонина и др.). Сквернословие является негативной психологической реальностью младшего подросткового возраста, а ее профилактика и коррекция - актуальной проблемой практической психологии.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил нам разработать структурно-функциональную модель профилактики сквернословия у младших подростков. Необходимость разработки данной модели обусловлена наличием в настоящее время следующих противоречий:

- на социально-психологическом уровне - между потребностью общества в культурной, гармонично развитой личности и сложившейся системой психолого-педагогического сопровождения, не уделяющей достаточного внимания целенаправленной работе по профилактике сквернословия у подрастающего поколения;

- на научно-теоретическом уровне - между необходимостью в теоретико-методологическом обосновании психолого-педагогической профилактики сквернословия у подростков и недостаточностью данных о психологических особенностях сквернословия младших подростков в психолого-педагогических исследованиях;

- на научно-методическом уровне - между практической значимостью проблемы профилактики сквернословия младших подростков как фактора нарушения личностного развития и недостаточностью его программно-содержательного обеспечения в условиях психологической службы образовательного учреждения.

При разработке структурно-функциональной модели профилактики сквернословия у младших подростков мы акцентировали внимание на требованиях ФГОС по формированию у школьников безопасного и здорового образа жизни, готовности к соответствующему межличностному общению, поведению, активной жизненной позиции. Социальный заказ общества интегрирует потребности семьи и личности в области общего образования. Структурно-функциональная модель профилактики сквернословия у младших подростков учитывает социальный запрос родителей и педагогов. В связи с этим было проведено анкетирование родителей (законных представителей) и педагогов, работающих с подростками, на определение актуальности проблемы сквернословия в подростковой среде и возможности ее профилактики. Структурно-функциональная модель профилактики сквернословия у младших подростков состоит из целевого, содержательно-деятельностного и оценочно-результативного блоков. Цель - определить психологические особенности проявления сквернословия, предупредить их негативное развитие и, при необходимости, снизить уровень их проявления у младших подростков.

В целевом блоке определены задачи, подходы и принципы профилактики сквернословия у младших подростков. Сформулируем задачи, конкретизирующие цель структурно-функциональной модели:

• определить сущность процесса психолого-педагогической профилактики сквернословия у младших подростков;

• сформировать умения конструктивного взаимодействия;

• развить способности вербального выражения чувств;

• сформировать умения контролировать свое эмоциональное состояние;

• выработать формы эмоционального поведения и реагирования в стрессовых ситуациях.

Теоретико-методологической основой структурно-функциональной модели профилактики сквернословия у младших подростков являются следующие подходы.

• Деятельностный подход к развитию личности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн) предусматривает нацеленность всех мер психолого-педагогического воздействия на организацию и проведение интенсивной деятельности по профилактике сквернословия у младших подростков, в деятельности формируются личностные качества подростков, они овладевают навыками конструктивного

взаимодеиствия.

• Системный подход в психологии (П.К. Анохин, А.Д. Глоточкин, В.П. Кузьмин, Б.Ф. Ломов, М.С. Роговин) предоставляет возможность изучить психологические особенности сквернословия, разработать стройную систему психолого-педагогической профилактики сквернословия у младших подростков, дать характеристику всех основных элементов: цели, содержания, средств, методов.

• Психологические теории развития (А.А. Реан, И.С. Кон, А.М. Прихожан, Л.А. Регуш и др.) определяют подростковый возраст важнейшим в становлении системы взглядов, ценностей и убеждений, что актуально в профилактике сквернословия.

• Исследования вербальной агрессии (О.В. Глуздова, Л.М. Семенюк, Ю.В. Щербинина, Н.С. Якимова, С.А. Anderson, B.J Bushman, A. Bandura, A.H. Buss, D.F.Conner и др.) способствуют определению личностных характеристик, влияющих на сквернословие у младших подростков.

• Сущность процесса профилактики отклоняющегося поведения (Б.Н. Алмазов, B.C. Афанасьев, Г.Ф. Кумарин, И.А. Невский, В.Г. Степанов) позволяет обозначить психолого-педагогические технологии, методы профилактики сквернословия у младших подростков.

• Положения о ведущих направлениях деятельности психологической службы (И.В. Дубровина, Р.В. Овчарова, А.М. Прихожан, О.А. Шумакова и др.) регламентируют взаимодействие всех участников образовательного процесса (психолога, педагогов, подростков и родителей) в проведении профилактических мероприятий.

В соответствии со спецификой психолого-педагогической профилактики сквернословия младших подростков можно определить следующие принципы. 1. Принцип последовательности проведения мероприятий психолого-педагогической профилактики сквернословия младших подростков. Данный принцип состоит из этапов:

• диагностического, заключающегося в разработке и реализации диагностического инструментария, анализе результатов исследования, формулировке проблем подростков, нуждающихся в психопрофилактических и коррекционных мероприятиях;

• прогностического, включающего разработку реальной программы действий (определение структуры, системы мер, определенных методик);

• организационного, направленного на реализацию и достижение поставленных целей психолого-педагогической профилактики;

• практического, заключающегося в апробировании инновационных технологий психолого-педагогической профилактики сквернословия, отслеживании процесса психопрофилактики, проведении контрольного среза;

• обобщающего, содержащего обработку и анализ результатов психопрофилактики, уточнение гипотезы, изложение хода и описание результатов деятельности;

• этапа внедрения, направленного на распространение и реализацию инновационных технологий психопрофилактики сквернословия в практическую деятельность педагогов: выступление на родительских собраниях, педагогических советах, заседаниях методических объединениях педагогов-психологов, обсуждение результатов исследования на конференциях различного уровня, публикации в научно-методических изданиях.

2. Принцип реализации индивидуально-личностного подхода в решении проблем психопрофилактики. Заключается в учете индивидуально-личностных особенностей подростков (темперамента, характера, способностей, мотивов, интересов и т.д.). Многообразие использования различных приемов и методов психопрофилактики помогают подростку усвоить навыки конструктивного поведения, умение управлять своими эмоциями, осознать свою неординарность, адекватно оценивать свои возможности.

3. Принцип приоритета участия. Состоит в оказании помощи подростку в познании окружающего мира и самого себя. Механизм реализации данного принципа заключается в специально организованных психологом мероприятиях, актуализирующих положительные установки, постепенно переходящие в устойчивые конструктивные мотивационные образования; в усвоении целей, побуждений, идеалов, содержания направленности личности подростка, которые в процессе психопрофилактики сформируются и из внешне принимаемых перейдут во внутренние, реально действующие.

4. Принцип реализации защитно-охранительных мер, направленный на создание условий для развития у подростков адекватной самооценки, саморегуляции и самоконтроля. Сформированность системы осознанного самоконтроля поведения, саморегуляции эмоциональных состояний, а также готовность контролировать и сдерживать побуждение к сквернословию позволяют корректировать деструктивные проявления подростков.

5. Принцип активного привлечения ближайшего окружения подростка к проведению профилактических мероприятий, заключающийся во взаимодействии психолога с педагогами и родителями. Формирование и развитие подростка происходит в целостной системе социальных отношений, в единстве с ними и неразрывно от них. Система отношения подростка с родителями, особенности их общения, межличностных отношений в семье, совместная деятельность определяют социальную ситуацию его развития.

6. Принцип профилактической направленности, предполагающий предупреждение сквернословия у младших подростков, ограничивающий его распространение на последующих этапах их развития. Профилактика является перспективным направлением деятельности педагога-психолога, так как предупреждение возможных отклонений в поведении подростков является более приоритетным, чем коррекция негативных последствий.

Содержательно-деятельностный блок описывает процесс реализации психологом мероприятий по профилактике сквернословия у младших подростков с учетом психологических особенностей. Данный блок включает психолого-педагогические технологии, направленные на выявление психологических особенностей сквернословия, на предупреждение психологических особенностей сквернословия, направленные на коррекцию негативного развития психологических особенностей.

Содержание психопрофилактики сквернословия у младших подростков учитывает особенности проявления сквернословия:

• эмоционально-поведенческие (эмоциональная устойчивость, самоконтроль, стабильность эмоциональных реакций в стрессовых ситуациях, эмпатия, способность реагировать определенным образом на действие или объект, саморегуляция, умение владеть собой в трудных ситуациях);

• когнитивные (осмысление проблемы сквернословия у подростков и возможности пропедевтики, формирование мотивации к снижению употребления сквернословия, формирование навыков культуры поведения и общения, конструктивного

взаимодействия);

• рефлексивные (формирование четкой негативной позиции подростка к сквернословию, стимулирование процессов самосознания, самоанализа, обогащения «Я-концепции» подростков).

Для успешной реализации структурно-функциональной модели профилактики сквернословия у младших подростков необходимо соблюдать следующие условия:

• опора на углубленное диагностирование психологических характеристик, являющихся фактором риска в проявлении сквернословия у младших подростков;

• реализация специально разработанной программы по профилактике сквернословия у младших подростков в рамках функционирования психологического кружка в системе школьного дополнительного образования;

• проведение индивидуальной и групповой диагностико-консультативной, профилактической работы с подростками в условиях психологической службы образовательного учреждения.

Психолого-педагогические условия реализуются через комплекс практических методов и форм работы: психодиагностики, информирования, групповой дискуссии, обсуждения, игротерапии, проигрывания проблемных ситуаций, сказкотерапии, музыкотерапии.

В оценочно-результативном блоке проверяется оценка эффективности процесса психолого-педагогической профилактики сквернословия у младших подростков.

Психолого-педагогическая профилактика связана с диагностической, консультативной, коррекционной деятельностью психолога. И субъектами ее являются психолог, педагоги и родители подростков. Координация взаимодействия этих субъектов, в значительной степени, будет способствовать эффективности реализации психолого-педагогической профилактики сквернословия у младших подростков.

Библиографический список

Глуздова О.В. Психологические особенности вербальной агрессии в подростковом возрасте: дис. ... канд психол. наук. Н. Новгород, 2002. 144 с.

Дубровина Д.А. Сквернословие у подростка: сущность, особенности и психолого-педагогическая пропедевтика // Педагогическое образование в России. 2015. № 9. С. 52-56.

Дубровина Д. А. Концепция профилактики сквернословия у подростков в условиях общеобразовательного учреждения // Фундаментальные проблемы науки: сб. ст. междунар. науч.-практич. конф. (1 октября 2015 г. 2015 г., г. Уфа). Уфа: АЭТЕРНА, 2015. С.288-290.

Шумакова О.А. Сущность и особенности базовой культуры взаимодействия психолога образования с родителями // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2011. № 3 (17). С. 92-94.

Щербинина Ю.В. Педагогический дискурс: мыслить - говорить - действовать: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2010. 440 с.

Якимова Н.С. Вербальная агрессия как актуальный феномен современного общества // Вестник Кемеровского государственного университета. 2011. № 1 (45). С. 184-188.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.