Научная статья на тему 'Структурно-функциональная модель подготовки будущих учителей иностранного языка к использованию игровых технологий в профессиональной деятельности'

Структурно-функциональная модель подготовки будущих учителей иностранного языка к использованию игровых технологий в профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
298
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / ИГРОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БУДУЩИЕ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / STRUCTURAL AND FUNCTIONAL MODEL / GAME COMPETENCE / GAME TECHNOLOGIES / PROFESSIONAL ACTIVITY / FUTURE TEACHERS OF FOREIGN LANGUAGE / TRAINING / FUTURE TEACHERS' OF FOREIGN LANGUAGE TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефремова Оксана Игоревна

В статье дается обоснование авторской структурно-функциональной модели подготовки будущих учителей иностранного языка к использованию игровых технологий в профессиональной деятельности. Подробно характеризуются компоненты модели, позволяющие вести процесс подготовки будущих учителей иностранного языка к использованию игровых технологий в профессиональной деятельности на системной основе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structural and functional model of training future teachers of foreign language in the field of using game technologies in professional activity

Structural and functional model of training of future teachers of foreign language so that they can use game technologies in professional activity is given in the article. What is characterised in detail, is the components of the model, allowing a systematic review process of training of future teachers of foreign language so that they can use game technologies in professional activity.

Текст научной работы на тему «Структурно-функциональная модель подготовки будущих учителей иностранного языка к использованию игровых технологий в профессиональной деятельности»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

УДК 378

Ефремова Оксана Игоревна

Луганский университет им. Тараса Шевченко

rain_@mail.ru

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье дается обоснование авторской структурно-функциональной модели подготовки будущих учителей иностранного языка к использованию игровых технологий в профессиональной деятельности. Подробно характеризуются компоненты модели, позволяющие вести процесс подготовки будущих учителей иностранного языка к использованию игровых технологий в профессиональной деятельности на системной основе.

Ключевые слова: структурно-функциональная модель, игровая компетентность, игровые технологии, профессиональная деятельность, будущие учителя иностранного языка, подготовка будущих учителей иностранного языка.

В связи с востребованностью обществом личности, способной к свободному иноязычному общению, возникает необходимость в формировании более широкой профессиональной компетентности у будущих учителей иностранного языка, что позволит им вести творческую педагогическую деятельность. Широкие возможности для этого представляет использование игровых технологий в процессе профессиональной подготовки в вузе и формирование у будущих учителей иностранного языка игровой компетентности. В связи с этим возникает необходимость смоделировать данный процесс и разработать модель подготовки будущих учителей иностранного языка к использованию игровых технологий в профессиональной деятельности.

Проблема подготовки высококвалифицированного учителя остается актуальной на протяжении всего существования педагогики как науки. Многочисленные исследования последних десятилетий свидетельствуют о необходимости создания некой универсальной модели учителя как ценностного критерия его профессионализма. В этом контексте можно отметить разработки А. Абдулина, В. Бондаря, С. Коваль, М. Костенко, О. Пометун, А. Савченко, Н. Талызиной, И. Шапошниковой и др. Однако проведенный анализ показал, что единого подхода к созданию модели учителя, и в частности учителя иностранных языков, не существует. Малоисследованной является проблема использования игровых технологий как в профессиональной деятельности учителя иностранных языков, так и в процессе его подготовки, что обуславливает необходимость разработки модели подготовки будущих учителей к использованию игровых технологий в профессиональной деятельности.

Начиная нашу экспериментальную работу, мы учитывали, что подобная модель создаст основу для совершенствования профессиональной подготовки будущих учителей иностранного языка в высшем учебном заведении. Предпосылкой создания модели стал анализ работ ученых по проблемам моделирования педагогических процессов и объектов (В. Бондарь, Г. Ельникова, Л. Калинина,

Н. Кузьмина, В. Маслов, В. Олийник, С. Сысоева и др.).

Также мы опирались на разработки по моделированию процесса формирования компетентности учителя иностранных языков. В этом контексте значимы для нас результаты исследований С. Кара «Формирование профессиональной компетентности будущих учителей начальных классов в процессе педагогической практики» [8]; В. Баркаси «Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей иностранных языков» [1]; И. Закирьяновой «Формирование социокультурной компетентности у будущих учителей иностранного языка в процессе профессиональной подготовки» [6]; А. Волощук «Формирование методической компетентности будущих учителей гуманитарного профиля в процессе педагогической практики» [3]; Т. Несвирской «Формирование общекультурной компетентности будущих учителей иностранного языка в процессе профессиональной подготовки» [10] и др.

Опираясь на существующие подходы ученых к разработке моделей будущего специалиста, в частности моделей будущего учителя, с учетом принципов построения таких моделей на компе-тентностной основе, нами были выделены системные блоки модели подготовки будущих учителей иностранного языка к использованию игровых технологий в профессиональной деятельности, а именно: целевой, методологический, содержательно-деятельностный, результативный.

Наличие целевого модуля модели предусматривает четкое определение целей и задач деятельности преподавателей ВУЗа по подготовке будущих учителей иностранного языка к использованию игровых технологий; а также предварительный анализ уровня формирования у студентов игровой компетентности.

Целью модели является подготовка будущих учителей иностранного языка к эффективному применению игровых технологий в профессиональной деятельности и поэтапное формирование у студентов игровой компетентности.

В соответствии с этим возникают следующие задачи, которые позволят достичь поставленной цели:

160

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

© Ефремова О.И., 2015

Структурно-функциональная модель подготовки будущих учителей иностранного языка...

- сформировать у студентов ценностное отношение к игровым технологиям и мотивы овладения ими; систему знаний об игре, игровой деятельности, различных игровых технологиях;

- способствовать становлению умений и навыков организации игры при изучении иностранного языка и приобретения опыта организации игры в процессе профессиональной подготовки;

- развить стремление к творческому саморазвитию и профессиональному самосовершенствованию; способности к рефлексии и самокоррекции в сфере игровой деятельности;

- обогатить личностный опыт студентов обучения иностранному языку при помощи игровых технологий.

При разработке модели подготовки будущих учителей иностранного языка к использованию игровых технологий в профессиональной деятельности мы исходили из того, что этот процесс должен соответствовать принципам. В нашем случае - это требования к подготовке будущих учителей иностранного языка к использованию игровых технологий в профессиональной деятельности, которые были выделены нами в результате изучения исследований ученых О. Бигыч [2], П. Загоруль-ко [5], Е. Пассов [9] и др. Считаем, что к принципам, которые обеспечат эффективную готовность будущего учителя иностранного языка к использованию игровых технологий следует отнести принцип паритетности, принцип деятельностной активности, принцип связи теории с практикой, принцип рефлексивности, принцип системности, принцип профессиональной направленности.

Важным элементом целевой составляющей части нашей модели является предварительная диагностика сформированности игровой компетентности у студентов - будущих учителей иностранных языков, которая совпадает с констатирующий частью педагогического эксперимента. При проведении предварительной диагностики были использованы специальные методики, что позволило установить средний уровень сформированности у студентов как каждого из компонентов игровой компетентности, так и исследуемого феномена в целом. Более того, были выявлены факторы, негативно влияющие на эффективность процесса формирования игровой компетентности.

На основании подходов ученых, практики формирования компетентности учителя и творческого развития его личности, результатов проведенного исследования считаем, что методологическую основу профессиональной подготовки будущего учителя иностранных языков к использованию игровых технологий составляют личностно-ориентированный, компетентностный, аксиологический и системный подходы.

Считаем, что эффективность подготовки учителей иностранного языка и их возможность ис-

пользовать игровые технологии предусматривает применение личностно-ориентированного подхода, поскольку главной целью обучения является развитие личности студента, его способности к самообразованию, самоопределению, самостоятельности и самореализации с учетом его предыдущего опыта, индивидуальных особенностей, специфики учебного материала в конкретной образовательной среде [7; 11].

При создании модели, мы также исходили из того, что целью процесса подготовки будущих учителей иностранного языка к использованию игровых технологий в профессиональной деятельности является игровая компетентность. Поэтому мы считаем целесообразным применение компе-тентностного подхода, как ведущего в нашем исследовании.

Применение аксиологического подхода связано с необходимостью ориентировать будущего учителя на общечеловеческие и профессиональные ценности. Поскольку к одним из таких ценностей мы относим и игровые технологии, позволяющие эффективно обучать учеников иностранному языку и развивать их личность, то основные положения аксиологического подхода обеспечат нам психолого-педагогическую поддержку в управлении и корректировании системой ценностных отношений будущих учителей иностранного языка, ценностную направленность профессиональной подготовки. При изучении иностранного языка человек невольно попадает в ситуации, когда необходимо давать мировоззренческую, этическую, эстетическую оценку. В игре также важна готовность учителя к анализу ситуаций, оценки игрового поведения, ролей и правил. В этом контексте основные принципы реализации аксиологического подхода и игровых технологий совпадают.

Несомненным является тот факт, что объединяет в единое целое все методологические подходы и обеспечивает целостность формирования игровой компетентности будущего учителя иностранных языков системный подход.

Указанное выше позволяет утверждать, что личностно-ориентированный, аксиологический, компетентностный и системный подходы благодаря комплексному применению обеспечат эффективное целостное формирование игровой компетентности.

Третий блок модели - содержательно-деятельностный - предусматривает корректировку целостного педагогического процесса с целью формирования игровой компетентности у будущих учителей иностранного языка. Суть этого модуля заключается в нахождении существенно новой информации, которую должны усвоить студенты, обогащении форм и методов их обучения с целью повышения уровня сформированности игровой компетентности.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 2

161

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

Целевой блок

Методологический блок

Содержательно-деятельностный блок

Результативный блок

Рис. 1. Модель подготовки будущих учителей иностранного языка к использованию игровых технологий в профессиональной деятельности

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

Структурно-функциональная модель подготовки будущих учителей иностранного языка...

Исходя из результатов предварительной диагностики, существующий учебный процесс не обеспечивает формирование исследуемого нами феномена на протяжении всех лет обучения, что указывает на необходимость осуществить соответствующие коррективы на некоторых этапах учебного процесса, содержания профессиональной подготовки учителя иностранных языков, выбрать наиболее эффективные для этого формы и методы.

Содержательно вся наша деятельность будет направлена на то, чтобы ознакомить студентов в процессе профессиональной подготовки с основными видами игровых технологий; осветить возможности использования игровых технологий в четырех видах речевой деятельности, развить навыки подготовки и проведения игр в профессионально-педагогической деятельности; ознакомить студентов с особенностями и спецификой формирования игровой компетентности.

Процесс подготовки будущих учителей иностранного языка к использованию игровых технологий в профессиональной деятельности включает: пропедевтический, основной, интегрирующий этапы. На каждом этапе была выделена определенная целевая доминанта, которая определяла специфику задач, которые предлагаются студентам.

I этап - пропедевтический - реализуется на I курсе обучения и направлен, прежде всего, на создание мотивационно-ценностного отношения к игровым технологиям и их овладению. На этом этапе также частично происходит формирование когнитивного и деятельностного компонентов игровой компетентности.

II этап - основной - реализуется на II - III курсах обучения. Этап направлен на наполнение когнитивного компонента, стабилизацию мотивационно-ценностного компонента игровой компетентности, частичное формирование деятельностного компонента.

III этап - интегрирующий - реализуется на IV-V курсах обучения. Этап предполагает максимальное развитие деятельностного компонента игровой компетентности и окончательное формирование ее когнитивного и мотивационно-ценностного компонентов.

Проведенный анализ существующей практики формирования игровой компетентности будущих учителей иностранного языка и основных задач каждого из этапов их подготовки к использованию игровых технологий выявил необходимость с целью обеспечения эффективности указанного процесса внедрить следующие педагогические условия, а именно:

1) обеспечение мотивации студентов к овладению игровыми технологиями, осознание их ценности в эффективной педагогической деятельности и своем профессиональном росте;

2) интеграция и усовершенствование содержания дисциплин профессиональной подготовки, как основы формирования у студентов знаний в области игровых технологий;

3) обеспечение практико-ориентированного обучения как основы формирования у студентов навыков и опыта использования игровых технологий в профессиональной деятельности.

Реализация этих условий имеет особую значимость при подготовке студентов к использованию игровых технологий. Игра - свободная деятельность, которую невозможно осуществлять по приказу учителя, поскольку любая авторитарность разрушает игровую атмосферу. Поэтому важно развить у студентов мотивационно-ценностное отношение к использованию игровых технологий во время будущей профессиональной деятельности.

Определение результативности модели подготовки будущих учителей к использованию игровых технологий в профессиональной деятельности происходит благодаря введению результативного блока. Он включает поэтапную диагностику сфор-мированности игровой компетентности и оценку подготовки будущих учителей иностранного языка к использованию игровых технологий. Главной целью результативного блока является своевременное фиксирование недостатков или ошибок в процессе формирования игровой компетентности у будущих учителей иностранного языка, определение путей и средств их устранении, выявление наиболее эффективных направлений, методов и форм деятельности преподавателей при реализации этого процесса и распространении опыта.

Вышеуказанное дает нам возможность предложить графическую интерпретацию модели подготовки будущих учителей к использованию игровых технологий в профессиональной деятельности (см. рис. 1.).

Реализация разработанной нами модели предусматривает корректировку процесса подготовки будущих учителей иностранного языка с целью обеспечения непрерывности и оптимальности процесса формирования их игровой компетентности на каждом из этапов профессиональной подготовки студентов - будущих учителей иностранного языка.

Также для эффективного функционирования представленной модели установлена необходимость разработки и внедрения комплекса педагогических условий подготовки будущего учителя к профессиональной подготовке, что становится основой для наших дальнейших исследований.

Библиографический список

1. Баркас В.В. Педагопчний менеджмент як компонент моделi професшно! компетентносп майбутшх учителiв шоземних мов. - Микола!в, 2001. - Вип. 1. - С. 75-79.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 2

163

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

2. Б^ич О.Б. Методична освгга майбутнього вчителя шоземно! мови початково! школи. - Ки!в: Вид. центр КНЛУ, 2004. - 278 с.

3. Волощук А.М.Формування методично! компетентносп майбутнiх учителiв гумаштарного профiлю у процесi педагопчно! практики: Авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. - Житомир, 2012. -20 с.

4. Ефремова О.1. 1грова компетентнють як су-часна наукова проблема // Вюник Луганського нацiонального унiверситета iм. Т. Шевченка. - Лу-ганськ, 2012. - Вип. № 22 (257). - С. 85-92.

5. Загорулько Л.П. Структура i принципи оргашзацп системи освгга Австри // Педагопка i психологiя професшно! освгти. - 2006. - № 5. -С. 190-199.

6. Заюр’янова 1.А. Формування соцюкультурно! компетентносп у майбутшх вчителГв шоземно! мови в процеа професшно! тдготовки: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ки!в, 2006. - 22 с.

7. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. - М.: Изд-во Моск. псих.-соц. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. - 480 с.

8. Кара С.1. Формування професшно! компетентносп майбутшх учителГв початкових клаав у процеа педагопчно! практики: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Житомир, 2012. - 20 с.

9. Мастерство и личность учителя: на примере деятельности учителя иностр. яз. / Е.И. Пассов, В.П. Кузовлев, Н.Е. Кузовлева, В.Б. Царькова. - М.: Флинта: Наука, 2001. - 237 с.

10. Несвiрська Т.В. Формування загальнокультурно! компетентносп майбутшх учителГв шоземно! мови в процеа професшно! подготовки: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Житомир, 2012. - 20 с.

11. Шахматова О.Н. Личностно-ориентированные технологии профессионального развития педагогов профессиональной школы: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2000. - 22 с.

УДК 378:81

Смирнова Светлана Алексеевна

кандидат культурологии, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

fak_inyaz@ksu.edu.ru

УСИЛЕНИЕ РОЛИ И ОПТИМИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ КАК ОСНОВЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОНТЕКСТЕ НОВЫХ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ВУЗЕ

В статье рассматривается вопрос о важности правильной организации и контроля самостоятельной работы студентов в связи с сокращением аудиторных часов в высших учебных заведениях. Выделены виды самостоятельной работы и этапы ее организации, формы и методы контроля. Показаны возможности использовании компьютерных технологий для организации самостоятельной деятельности студентов на примере виртуальной обучающей среды Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment). Утверждается, что активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор - подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности.

Ключевые слова: самостоятельная работа, учебный процесс, реформа высшего образования, изучение иностранного языка.

Реализация федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения приводит к необходимости изменения не только учебно-методического содержания подготовки студентов, но и поиска новых форм организации учебного процесса, в которых делается акцент на усилении роли и оптимизации самостоятельной работы студентов.

Одной из особенностей модернизации высшего образования является реализация нового типа обучения - обучение в течение всей жизни, а также создание условий для развития автономии личности в образовательном пространстве. Происходящая в настоящее время реформа высшего образования связана с переходом от парадигмы обучения к парадигме образования. В этом плане самостоятельная работа студентов является не просто важ-

ной формой образовательного процесса, а становится его основой.

Современное общество требует от системы высшего образования перехода на принципиально иную - компетентностью парадигму образования. В ее основе лежит задача формирования современного специалиста, способного к самостоятельному решению проблем профессиональной деятельности. Выпускник высшей школы должен быть готов к регулярной самостоятельной профессиональной и образовательной, перенаправленно-сти - освоению новых технологий, новых систем знаний, к самостоятельному проектированию и внедрению новшеств. Способность к самообразованию, к постановке собственных образовательных целей и задач, к выработке собственных образовательных привычек, к самооценке своего

164

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

© Смирнова С.А., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.