Научная статья на тему 'Структурная перестройка банковской системы Турции после кризиса'

Структурная перестройка банковской системы Турции после кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1483
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
БАНКОВСКИЙ КРИЗИС / РЕФОРМИРОВАНИЕ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА / РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ БАНКОВ / МОДЕРНИЗАЦИЯ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА / БАНКОВСКИЙ НАДЗОР / BANKING CRISIS / REFORMS OF TURKISH BANKING SECTOR / RESTRUCTURING OF STATE-OWNED BANKS / BANKING SECTOR MODERNIZATION / BANKING SUPERVISION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мамедов Захид Фаррух

В статье рассматриваются современное состояние банковской системы и вопросы хода банковских реформ в Турции после кризиса. Приводятся сведения и анализ функционирования банковской системы Турции на современном этапе и тенденции её развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Post-Crisis Restructuring of Turkish Banking System

The article looks at the current state of the Turkish banking system and the unfolding of post-crisis banking reforms in that country. Data and analysis of how the Turkish banking system has been functioning and the trends that have become apparent are also provided.

Текст научной работы на тему «Структурная перестройка банковской системы Турции после кризиса»

з.Ф. мамедоб

д.э.н., профессор Академии управления при президенте Азербайджанской Республики

структурная перестройка банковской системы турции после кризиса

Финансовый кризис 2001 г. обернулся для турецкой банковской отрасли крайне тяжёлыми последствиями, для преодоления которых потребовалось около 5 лет. В те времена 21 финансовый институт постигло банкротство, турецкая лира обесценилась на 50%, а реструктуризация и реформы обошлись стране в $46 млрд.

Принятая 15 мая 2001 г. программа реформирования банковского сектора Турции предусматривала решение двух основных задач - ликвидацию последствий кризиса и реструктуризацию банковского сектора с целью адаптации его к новым макроэкономическим условиям и международным требованиям.

В 2001 г. были внесены существенные поправки в закон о Центральном банке (ТСМБ). ТСМБ стал независимым, и основная цель его деятельности была чётко определена: достижение и поддержание ценовой стабильности. Кроме того, в стране был введён режим плавающего валютного курса, что также внесло вклад в изменение инфляционной динамики. Для того, чтобы отдать должное успеху процесса укрепления доверия к турецкой лире, в январе 2005 г. парламент страны принял Закон о деноминации национальной валюты.

Благодаря грамотным стабилизационным мерам уже в 2002 г. инфляция была снижена до 31%, в 2003 г. - до 16%, а в 2008 году вообще достигла рекордного снижения уровня до 8%. Золотовалютные резервы Турции на 01.01.2008 г. составили 115 млрд долл., их увеличение способствовало укреплению финансовой стабильности страны.

Однако уже в 2007 г. 46 банков страны, которые сформировались в ходе посткризисной консоли-

дации из 80 финансовых институтов, существовавших в 2000-м, обрели должную устойчивость. В немалой мере этому способствовали иностранные инвесторы, в том числе европейские финансовые группы HSBC, BNP Paribas и другие, которые сейчас контролируют более 16% турецкого банковского рынка.

На 01.01.2009 г. Турция стала 17-й страной в мире и 6-ой в Европе по масштабам экономики, с ВВП в 742 млрд долл. (в 2007 г. -659 млрд долл.) и объёмом внешней торговли в 334 млрд долл.

Влияние кризиса на реформирование банковского сектора Турции. Финансово-экономический кризис, разразившийся в Турции в феврале 2001 г., стал одним из самых глубоких потрясений, с которым столкнулась страна со времён второй мировой войны. Разрушительные последствия кризиса испытали все звенья турецкой экономики, и в особенности финансово-кредитный сектор.

Становилось очевидным, что для оздоровления ситуации в банковском секторе Турции требовалось проведение срочных и безотлагательных реструктуризационных мер. Исходя из этого правительством и ведущими финансистами страны, при содействии их международных коллег, была разработана широкомасштабная программа реструктуризации банковской отрасли Турции1 (Banking Sector Restructuring Program - BSRP). BSRP включала четыре ключевых пакета реформ.

■ Реструктуризация государственных банков.

■ Быстрая структурная перестройка банков-банкротов, находившихся под контролем Фонда страхования депозитов (Savings Deposits Insurance Fund - SDIF).

1 Bankacilik sektoru yeniden yapilandirma proqrami.gelisme proqrami - BDDK. Kasim 2001. www.bddk.orq.tr.

■ Укрепление частных банков.

■ Реорганизация и усиление органов банковского надзора и регулятивных институтов.

Реструктуризация государственных банков. Деятельность турецкого правительства в части стабилизации положения в государственных банках предусматривала, в первую очередь, проведение в соответствии с нормами современного банковского бизнеса и требованиями международной конкуренции изменений в таких областях, как организационная структура финансовых институтов и технологическое обеспечение банков.

Наряду с этим, министерство финансов Турции предприняло серьёзные шаги в сфере реструктуризации операционной деятельности государственных банков страны. Количество отделений турецких госбанков было сокращено с 2494 (декабрь 2000 г.) до 1687 (2003 г.), а численность персонала за те же годы - с 61,6 тыс. до 30,9 тыс. Решение вопросов относительно компенсации государственным банкам потерь, связанных с субсидируемым кредитованием, включало два следующих ключевых момента: предотвращение новых подобных убытков и организация надлежащего управления портфелем просроченных кредитов. Общий объём финансовых ресурсов, переведённых в турецкие государственные банки для решения данной проблемы и предоставления дополнительного капитала, составил $17,4 млрд. Кроме того, с этой же целью краткосрочные задолженности госбанков были ликвидированы, а их процентные ставки по депозитам приведены в соответствие с рыночным уровнем.

Структурная перестройка банков-банкротов, находившихся под контролем Фонда страхования депозитов (SDIF). К началу реализации программы реструктуризации банковской отрасли Турции под контролем БВ№ находилось 20 банков (т.е. фактически они были национализированы), из которых в ходе её выполнения 12 были объединены, 5 проданы национальным и зарубежным инвесторам, а лицензию ещё одного банка просто аннулировали.

В интересах ускорения структурной перестройки национализированных финансовых институтов, в них были проведены всеобъемлющие комплексные финансовые и операционные реструктуризаци-онные меры. Краткосрочные задолженности этих банков были ликвидированы, а основную часть их депозитов и вкладов в иностранной валюте перевели в другие банки. Кроме того, серьёзные сокращения коснулись персонала и отделений данных институтов: их кадровая численность была уменьшена с 37,7 тыс. в 2000 г. до 6,35 тыс. в 2003 г., а количество отделений - соответственно с 1815 до 255.

Наряду с этим, была осуществлена продажа большей части дочерних подразделений, имущества

и недвижимости обанкротившихся банков, поступления от которой составили $308 млн. Кроме того, в рамках программы по взысканию возвращённых кредитов национализированных банков (значительная часть этих займов в своё время была выдана акционерам этих финансовых институтов) SDIF подписал соглашения по реструктуризации и постепенному погашению обязательств более чем с 1 тыс. крупных должников.

Укрепление частных банков. Мероприятия по укреплению частных банков, чьи финансовые организационные структуры и результаты деятельности в части получения прибыли были серьёзно ослаблены из-за кризисов 2000-2001 гг., стали неотъемлемым элементом программы реструктуризации банковской отрасли Турции. Первые шаги в этом направлении были сфокусированы на укреплении структуры капитала частных банков, для чего Министерство финансов и ЦБ Турции разработали специальную программу Bank Capital Strengthening Program, предусматривавшую проведение трёхэтапного аудита во всех 25 турецких частных банках, в ходе которого во внимание принимались такие аспекты, как уровень капитальной базы, корректировка объёмов резервных фондов для покрытия невоз-вращённых кредитов, положительные изменения в управлении рыночным риском и др. В результате этого были определены три банка, которые нуждались в увеличении объёмов собственного капитала. Их потребности в дополнительных средствах были обеспечены за счёт средств акционеров и/ или предоставления субординированного займа со стороны SDIF.

Благодаря предпринятым реструктуризаци-онным шагам совокупная капитальная база частного банковского сектора Турции к 2003 г. возросла до $11,9 млрд, что дало возможность увеличить прибыльность турецких частных финансовых институтов, доведя их средний коэффициент достаточности собственного капитала до отметки 15,8% (при международной минимальной норме 8%).

Реорганизация и усиление органов банковского надзора и регулятивных институтов.

Одновременно с финансовой и операционной реструктуризацией банковского сектора Турции активно регулировалась юридическая и правовая деятельность финансовых институтов страны. Эти мероприятия, проведённые в соответствии с требованиями международных финансовых организаций, обеспечили усовершенствование отраслевой системы банковского надзора и контроля, рост конкурентоспособности национального финансового сектора и укрепление доверия клиентов к национальным банкам. На этой основе были разработаны новые регулятивные нормативы

с целью предотвращения выдачи рискованных кредитов, ограничения долевого участия банков в небанковских финансовых институтах, подготовки и обнародования балансовых показателей банков в соответствии с международными бухгалтерскими стандартами. Кроме того, была существенно обновлена действующая нормативная база в таких сферах банковского бизнеса, как достаточность капитала, форексные операции, внутренний банковский контроль и управление риском, программы обеспечения (гарантии) вкладов, стандарты прозрачности в отношении финансовой отчётности компаний, банковские резервы для покрытия сомнительных займов и пр. [13].

Основным направлением в реформировании банковской системы Турции являлось усиление финансовой и операционной независимости Совета по банковскому регулированию и надзору (BDDK).

Деятельность специализированного органа надзора за деятельностью кредитных организаций (Bankciliq Duzenleme Ve Denetleme Kurumu). В целях решения проблем банковского сектора после кризиса Türkiye BöyükMilletMeclisi (Parlament) 18 июня 1999 г. принял новый закон о банках N° 4389 (статья 97, пункт 3), который предусматривал создание специализированного органа надзора за деятельностью кредитных организаций - Bankciliq Duzenleme ve Denetleme Kurumu (BDDK).

Совет по контролю и упорядочению деятельности банков приступил к осуществлению своих полномочий в полном объёме в августе 2000 г. Совету передали в ведение, на правах его подразделения, основанный ранее и действовавший при ЦБТР Фонд страхования депозитов. Как подчеркивалось в «Письме о намерениях» от декабря 1999 г., с точки зрения соблюдения банками рыночной дисциплины крайне важно изъятие банка-банкрота из рук владельца и передача его Совету, быстрое вмешательство которого защитит интересы клиентов и кредиторов банка. Поэтому Совет наделён полномочиями вмешиваться в деятельность любого банка, которому угрожает банкротство, чтобы минимизировать издержки банкротства для правительства и Фонда и обеспечить, таким образом, упрочение банковской системы. В первую очередь, имеются в виду банки, имеющие ослабленную финансовую структуру, не способные поддерживать достаточный уровень деятельности [17].

В 2001 г. Советом по банковскому регулированию и надзору была завершена разработка и началось осуществление следующих мер по реструктуризации государственных банков:

1. Казначейство эмитировало государственные ценные бумаги на сумму 19 млрд долл. США для покрытия убытков госбанков.

2. Казначейство выделило 2,9 млрд долл. США на увеличение капитала госбанков.

3. Внесены поправки в существующее законодательство с целью предотвращения накопления убытков госбанков в будущем.

4. Часть краткосрочных обязательств госбанков финансовым рынкам была покрыта ликвидностью Центрального Банка путём продажи государственных ценных бумаг.

5. Сокращение персонала госбанков.

6. Приватизация Ипотечного Банка1.

За период с сентября 1999 г. по декабрь 2003 г. ВВВК распространил действие специальных режимов на 31 банк, что обеспечило их последующую реорганизацию. Суммарные убытки 12 проблемных банков составили 11,3 млрд долларов [14].

Структура собственности банковского сектора Турции. Отличительной чертой банковской системы Турции является преобладание универсальных банков, которые осуществляют весь спектр финансовых услуг. Если принять за основу классификации форму собственности, то сектор можно поделить на: банки с государственным капиталом, банки с иностранным капиталом и частные банки с турецким капиталом. Действующие в Турции кредитные организации подразделяются в зависимости от сферы их деятельности на коммерческие, инвестиционные и банки развития.

В 2008 г. продолжился рост соотношения большинства ключевых показателей, характеризующих роль банковского сектора в экономике, и ВВП. Отношение активов банковского сектора к ВВП увеличилось на 6 процентных пунктов и достигло 47,8 %. Отношение кредитов нефинансовым организациям и физическим лицам к ВВП увеличилось на 1,7 процентного пункта и достигло 40,2 %. При этом отношение активов уменьшилось на 1,4 процентного пункта - 66% (табл. 1).

Сегодня в результате активных приватизационных и консолидационных процессов частные коммерческие банки занимают лидирующие позиции в Турции как по числу, так и по сумме своих активов. На конец 1996 г. в Турции функционировали (за исключением Центрального банка) 69 банков. В 1999 г. их количество увеличилось до 81, однако к началу 2008-го, после серии ликвидации слабых финансовых структур и активных процессов консолидации, количество банков уменьшилось до 452 (табл. 2).

1 BDDK, Yillik rapor - 2002.

2 Turkiye Bankalar Birliyinin yillik raporu. Bankalarimiz 2008, mayis 2009.

Таблица 1

Финансовая глубина банковского сектора (БС) Турции(%)

Депозит /ВВП Кредит /ВВП Кредит/депозит Активы БС/ ВВП

2004 35,2 19,8 56,3 54,8

2005 38,8 25,3 65,3 62,7

2006 40,6 30,0 74,0 65,9

2007 42,3 35,1 82,9 67,0

2008 44,6 39,7 89,0 66,0

01.01.2009 47,8 40,2 83,9 66,0

Источник: Finansal Эstikrar Raporu - Mayэs, 2009.

Таблица 2

Численность банков в Турции (на конец года)

Банки 2002 2007 2008

Коммерческие банки: 40 33 32

Государственные банки 3 3 3

Частные банки 20 11 11

Банки в структуре ТМ^ 2 1 1

Иностранные 15 18 17

Банки инвестиционные 14 13 13

и развития

Всего 54 46 45

Источник: Turkiye Bankalar Birliyi (TBB).

Таблица 3

Долевая структура активов, кредитов и депозитов банковского сектора Турции

2002 2007 2008

активы депозиты кредиты активы депозиты кредиты активы депозиты кредиты

Коммерческие банки: 96 100 89 97 100 96 97 100 96

Государственные банки 36 39 20 29 36 23 29 36 24

Частные банки 56 58 65 52 50 55 52 51 55

Иностранные банки 3 2 4 15 14 19 15 13 18

Инвестиционные и банки развития 4 0 11 3 - 4 3 0 4

Всего 100 100 100 100 100 100 100 100 100

Рассчитано: Turkiye Bankalar Birliyinin Yillik raporu - 2008, Mayis 2009.

В результате кризиса 2001 г. процесс слияния и поглощения банков принял более широкие масштабы. В течение нескольких лет из банковской статистики по некоторым причинам (слияние, поглощение и, в особенности, банковские кризисы 2001 г.) исчезли названия двадцати девяти банков [14].

Итак, к концу 2008 г. в Турции функционировало 45 банков, из них: 32 составляют коммерческие банки, 13 - банки инвестиционные и развития. Из коммерческих банков: 3 являются государственными коммерческими банками, 11 - частными национальными, 17 - иностранными банками и 1 банк входит в структуру управления Фонда страхования депозитов Турции (TMSF). Из 13 банков инвестиционных и развития 3 государственных, 6 частных и 4 иностранных1.

Как видно из таблицы 3, в банковском секторе Турции ведущая роль принадлежит коммерческим банкам. На их долю приходится более 96% всех активов банковского сектора страны.

Турецкие частные коммерческие банки по объёму активов занимают лидирующие позиции. На конец 2008 г. доля частных банков в совокупных активах составила 52%.

Активы иностранных банков к активам банковского сектора составили 16% в 2008 г. против 3% в 2002 г.

Итак, несмотря на наличие 45 банков, уровень концентрации и централизации банковского капитала в Турции очень высок. В результате концентрации финансовых ресурсов определилась пятерка лидеров рынка банковских услуг, которые занимают превалирующие позиции в банковском секторе. ТС ZiraatBankasi, Turkiye Is Bankasi, Turkiye Garanti Bankasi, Akbank и Yapi ve Kredi Bankasi владеют 62% активов и 65% депозитных ресурсов сектора. Совместно с ещё пятью банками - Turkiye Halk Bankasi, Turkiye Vakiflar Bankasi, Finans Bank, Denizbank и Turk Dis Ticaret Bankasi - им принадлежит 85% общего объёма активов в банковской системе страны.

1 Turkiye Bankalar Birliyinin yillik raporu. Bankalarimiz. - 2008. www.tbb.org.tr.

Таблица 4

Группировка коммерческих банков по величине активов (01.01.2009 г., млрд $)

млрд +0- 2 2-5 5-10 10-20 20-40 40+

Коммерческие банки 14 4 4 3 2 5

Государственные банки 2 1

Частные банки 3 3 2 4

Иностранные банки 10 1 2 3

ФСДT 1

Инвестиционные банки 10 3

Сектор 24 7 4 2 2 5

Источник: ТВВ.Ьапк1аг1т1г 2008. Ыау\$ 2009. ¡- 42.

Таблица 5

Доля иностранных коммерческих банков в совокупной банковской системе

Название банков Активы Кредиты Депозиты

HSBS Bank 2,5 3,5 2,1

Denizbank 2,7 3,9 2,6

Finansbank 3,9 5,3 3,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Остальные 7,9 6,3 5,7

Доля иностранных банков в совокупной банковской системе 16 19 14

Рассчитано: Turkiye Bankalar Birliyi (TBB). Yillik rapor 2008. Istanbul 2009. Tablo 1.

По данным Ассоциации Турецких Банков (TBB) на конец 2008 г. всего пять банков имели актив свыше 40 млрд долларов. Активы от 20 до 40 млрд долларов имеют всего 2 банка (табл. 4).

Активы иностранных банков по сравнению с национальными очень малы. Всего 4 иностранных банка имеют активы от 10 до 20 млрд долларов.

Итак, в банковском секторе страны происходят процессы централизации, слияния и поглощения банков, что ведёт к усилению позиций крупных банков.

После банковского кризиса 2001 был расширен процесс участия иностранного капитала в турецкой банковской системе. Число филиалов иностранных банков постоянно растёт. Если в 1990 г. их было 4, то в конце 2007 г. стало 18, а если доля иностранных банков в активах банковской системы в 1990 г. составляла - 3 %, в 1995 - 4 %, в 2000 г. достигла 5 %, а к концу 2008 г. уже составляла 16 %.

В числе банков-нерезидентов, совершивших финансовые вливания в банковскую сферу Турции, значатся британский HSBC, итальянский Unicredit Banka di Roma, французский BNP Paribas и другие ведущие европейские финансовые структуры.

11 декабря 2001 г. британский HSBC Банк выкупил акции у обанкротившегося турецкого банка - Demirbank (до того, как в декабре 2000 г. в Дэ-мирбанке было введено внешнее управление, он был одним из крупнейших частных банков страны) на сумму 350 млн долл. и HSBC Банк стал первым иностранным финансовым институтом,

вложившим средства в банковский сектор Турции, ослабленный финансовым кризисом [12].

Стратегии западных банков на турецком рынке различаются. Некоторые предпочитают сконцентрироваться на обслуживании определенной ниши рынка, другие предлагают полный набор финансовых услуг. Например, британский банк HSBC выстраивает свою деятельность на широкой сети отделений, для этого банка основным является развитие частного банкинга. Стратегия британского банка заключается в органическом росте на турецком рынке и принципиальном отказе от тактики поглощений, которую широко используют конкуренты.

На настоящий момент HSBC банк по объёму активов на турецком банковском рынке на десятом месте.

В 2003 г. турецкий Finansbank, восьмой по величине финансовый институт страны с 14 млрд активов был приобретён банком Греции - National Bank (NBG), который купил 46% акций Finansbank за 2,3 млрд евро. Сумма сделки в 2,3 млрд евро означает, что банк был оценён с коэффициентом 3,8 к размеру собственного капитала1.

В 2005 г. GE Consumer Finance (крупный финансовый институт GE Consumer Finance, занимающийся потребительским кредитованием) оплатил 1,55 млрд долларов за 26%-ную долю в Garanti bank с более чем 500 отделениями, который занимает четвёртое место в Турции по размерам активов.

1 Turkiye Bankalar Birliyinin yillik raporu. Bankalarimiz 2007, mayis 2008.

В 2005 г. Голландско-белгийская финансовая группа Fortis купила Diçbank за 1,26 млрд долларов.

В ноябре 2005 г. лондонская группа White case London capital markets провела на бирже Стамбула первичное публичное размещение акций Vakiflar Bankasi (шестой по величине актива). Три четверти акций иностранные инвесторы оценили в 1,28 млрд долларов.

В феврале 2006 г. французская банковская группа BNP Paribas купила 50% акций Turk Ekonomi Bankasэ A.S., этот банк двенадцатый по размеру активов среди банков страны и ведущий банк в области документарных операций (аккредитивы, документарное инкассо, банковская гарантия), а также в обслуживании корпоративного сектора.

В апреле 2003 г. National Bank of Greece приобрёл Finansbank - восьмой по величине банк в Турции. National Bank of Greece стал первым греческим банком, рискнувшим сделать крупное приобретение в Турции, до этого считавшейся весьма неблагоприятным рынком для вложения средств по политическим мотивам. Сейчас ситуация изменилась. У Турции появились перспективы вступления в ЕС (в последние годы Греция входит в число наиболее активных сторонников членства Турции в ЕС), отмечено политическое сближение с другими государствами, динамично развиваются торговые отношения с Грецией [15].

В мае 2006 г. Eurobank (Luxemburg), который до этого уже контролировал стамбульскую брокерскую фирму, заплатил €140 млн за 70% акций Tekfenbank - небольшого финансового института с рыночной долей менее 1%, имеющего 31 отделение на западе Турции. Главный акцент Tekfenbank делает на обслуживании малых и средних предприятий. Tekfenbank входил в группу Tekfen, имеющую интересы в строительной отрасли и аграрном бизнесе, которая сохранила за собой 30% акций Tekfenbank. Eurobank планирует к 2010 г. расширить сеть отделений в Турции до 100 и, в первую очередь, ориентируется на малый и средний бизнес, а также на корпоративных клиентов1.

В ноябре 2006 г. турецкая Anadolu Grubu, которой принадлежит Alternatifbank, подписала контракт с греческим Alpha Bank о создании финансового холдинга, в котором каждый из финансовых институтов будет обладать 50% акций; управление холдингом также будет осуществляться на равных условиях.

В марте 2007 г. мировой гигант «Ситигруп» приобрел 20% акций «Акбанка», одного из крупнейших

банков Турции. Сделка составила 3,1 млрд долл. Таким образом «Ситигруп» заявил о своем намерении укрепляться и развиваться на турецком рынке2.

Итак, можно привести несколько основных факторов экспансии иностранных банков на турецком рынке после кризиса:

■ серьёзное увеличение инвестиционной привлекательности Турции, выразившееся в том числе в присвоении хороших суверенных рейтингов ведущими рейтинговыми агентствами;

■ высокий потенциал турецкого рынка: средний возраст населения составляет в стране всего 27 лет;

■ резкий рост объёмов и доходности турецкого банкинга;

■ стабилизация курса национальной валюты.

Но, несмотря на возросшее давление извне

после финансовых кризисов, турецкие банки по-прежнему занимают господствующие позиции по большинству основных банковских операций.

Развитие кредитных операций банков с нефинансовым сектором экономики явилось основным фактором роста активов банковского сектора после кризиса 2001 г.

В последние несколько лет наблюдался резкий рост показателей кредитования как в абсолютном выражении, так и по отношению к ВВП.

Годы 2002 2003 2004

Кредит/ВВП 14,0 14,6 19,8

Годы 2005 2006 2007 2008

Кредит/ВВП 25 30 35 40,2

Рассчитано: ТВВ. Banklarimiz 2009, tablo1.

Общая сумма кредитов по секторам экономики на 01.01.2008 г. составила 241,916 млн долл., из них 75% были выданы в национальной валюте, 25% в иностранной валюте. В условиях быстрого роста объёмов кредитования уровень просроченной задолженности продолжает сохраняться на достаточно низком уровне - 3,4%.

В структуре кредитного портфеля банковского сектора 68% составляют корпоративные кредиты и 32% индивидуальные кредиты. В структуре корпоративного кредитного портфеля удельный вес промышленного сектора составляет 37%, кредиты в сферу торговли 13%, в сферу услуг - 13% и 7% строительный сектор3.

Стремительный рост потребительского кредитования - одна из наиболее значимых тенденций развития банковского сектора последних лет.

Постоянная высокая инфляция мешала развитию турецкого рынка потребительского кредито-

1 TBB. Yillik rapor, 2007.

2 www.bddk.org.tr

3 ТВВ. Banklarimiz 2008, I - 32.

вания, который очень сильно отстал в своём развитии от уровня западноевропейских стран. После того как инфляция была взята под контроль, данный рынок рос значительными темпами в течение нескольких лет.

Если доля потребительского кредитования в кредитном портфеле банковской системы составила на начало 2003 г. 6%, то на 1 января 2009 г. достигла 22 %. Увеличение объёма банковских кредитов, особенно потребительских, отражает распространение в Турции западных моделей потребления («жизни в кредит»). Однако, особенность современного потребительского кредитования в Турции - его сосредоточенность в крупных городах: почти 50% всех выданных кредитов приходится на Стамбул.

Мы считаем, дальнейшее развитие этого сектора пойдёт по двум направлениям: первое - через постоянно растущие сети банковских филиалов, второе - так называемый активный ритейл через торговые сети (через финансовые компании).

Удельный вес ипотечного кредита в совокупном кредитном портфеле составляет 10% (в 2002 г. был равен 1%). В 2002 г. только 3% покупок домов финансировалось банками через ипотеку. Такой слабый интерес населения к закладным был связан с высокой инфляцией и, соответственно, высокими процентными ставками на ипотечные кредиты [1].

Доля ипотечных кредитов в турецком ВВП составляет всего 5%, в отличие от 55% в США и 40% в среднем по Европе. Ситуация с ипотечным рынком практически не изменилась и тогда, когда в стране начался бум в сфере недвижимости. Основными покупателями жилья в курортных зонах были европейцы, которые предпочитали брать кредиты в собственных странах. Поэтому ипотечного кризиса в Турции просто не может быть.

В конце 2008 г. количество Интернет счетов в Турции превысило 5169 млн. Клиентами Интернет банкинга являются: 89% - физические лица, 11% - корпоративные клиенты. Услуги Интер-

нет банкинга в Турции имеют большой потенциал развития, который повлияет не только на изменение способа дистрибуции услуг, но также и на способ функционирования банков1.

При этом турецкие банки, наученные опытом прошлого кризиса, ощутимо уменьшили кредитование, хотя они и так практически не кредитовали под бизнес-планы и без серьёзного обеспечения. Теперь же они ещё больше ужесточили свои требования, поскольку их доступ к иностранным источникам капитала резко сократился.

На протяжении последних двух лет основными потребителями кредитов были компании из сегмента малого и среднего бизнеса, и именно они наиболее уязвимы к экономическому спаду. Правда, в Турции этот сегмент состоит, в основном, из семейных фирм, которые склонны к дефолтам гораздо меньше, чем их коллеги из других стран: они не подвергаются давлению со стороны рынков капитала и собственных акционеров. Поэтому, даже если количество дефолтов увеличится, убытки банков все равно будут гораздо меньшими, чем у финансовых институтов западных стран. При этом ипотека составляет всего 6% от совокупных банковских активов, поэтому кризис на рынке недвижимости не создаст отрасли серьёзных проблем.

Ещё одно преимущество турецких банков заключается в том, что они не увлекались играми с кредитными деривативами. Высокая прозрачность их финансовой отчётности даёт возможность утверждать, что у них нет значительных внебалансовых обязательств такого типа.

Ещё одно преимущество турецких банков заключается в том, что у них отношение заёмного капитала к объёму депозитов составляет менее 90%, что даёт им возможность увеличивать активы за счёт депозитов, а не наращивать международные займы. Практически все турецкие банки практикуют именно такую бизнес-модель: они финансируют кредиты и расширения, в первую очередь,

Таблица 6

Показатели эффективности турецкого банковского сектора

Рентабельность активов(ROA) Рентабельность капитала^ОЕ)

01.01.2008 01.01.2009 01.01.2008 01.01.2009

Коммерческие банки 2,5 1,7 20,9 16,4

Государственный банк 2,8 1,9 26,8 22,5

Частные банки 2,4 1,8 19,9 15,8

Банки в упр.ф. 12,4 9,6 15,7 12,2

Иностранные банки 2 1,3 15,2 10,5

Банки инвестиционные и развития 4,6 4 9,6 8,7

Банковский сектор 2,6 1,8 19,5 15,4

Источник: ТВВ. УШ1к гарог, 2008. Мау«, 2009. I - 48.

ТВВ. Banklarimiz 2007, I - 44.

за счёт депозитов. В условиях кредитного сжатия и ухудшения ситуации на рынках секьюритизации и синдицированных заимствований эта модель обеспечивает им неплохие преимущества. Тем более, что оттока депозитов можно особо не опасаться: турецкое правительство гарантирует их в сумме до 50 тыс. турецких лир, что превышает средний годовой доход на душу населения. Правда, некоторые аналитики опасаются, что отток, всё-таки, может начаться, поскольку другие европейские страны обеспечили неограниченные гарантии по депозитам, так что турецкие банки могут утратить деньги самых состоятельных вкладчиков.

Финансовые результаты банковского сектора. В мировой практике средней нормой прибыли на собственный капитал считается 15%. Показатели рентабельности банковского сектора за последние годы сохраняются на достаточно высоком уровне, а рентабельность капитала по-прежнему превышает аналогичные показатели по экономике в целом. В Турции этот показатель по состоянию на 01.01.2008 г. равен 19,5%. У основных конкурентов Турции в Европе (Англия, Германия, Испания, Франция и Италия) он был равен 18,6%. Рентабельность активов кредитных организаций выросла с 2,3 в 2005 г., до 2,6% в 2007 г.

Деятельность турецких банков в международном плане. Ведущие национальные банки Турции уже в первой половине 90-х годов начали создавать «дочерние банки» в странах СНГ и в последние пять лет они существенно активизировали свою деятельность на международных рынках.

Усиление присутствия турецких банков за рубежом способствовало приходу в зону деятельности этих банков турецких производственных компаний, опиравшихся в своих усилиях на конкретные турецкие банки, с которыми они накопили опыт сотрудничества в собственной стране.

В основном турецкие банки за рубежом обслуживают интересы турецких компаний, предостав-

ляя услуги торгового финансирования, расчётно-кассовое обслуживание и розничные услуги.

Особую активность проявил крупнейший Государственный Сельскохозяйственный банк Турции (T.C. Ziraat Bankasi), при участии которого были созданы совместные банки в четырёх тюркских республиках: Азербайджане, Казахстане, Туркменистане и Узбекистане [16].

T.C. Ziraat Bankasi является лидером среди турецких банков, которые имеют «зарубежных дочек» и филиалы. Этот банк представлен в семи странах мира - в Германии, Боснии и в странах СНГ, где имеет пять «зарубежных дочек», кроме того, у него есть отделения в США, Англии, Пакистане и Афганистане.

На втором месте - Yapi ve Kredi Bankasi, он представлен в четырёх странах: Швейцарии, Германии, Нидерландах и в России.

В России число «зарубежных дочек» турецких банков четыре: DenizbankMoscow, Ziraatbank (Moscow), Garanti Bank Moskow, Yapi ve Kredi Moscow.

Два турецких банка в России имеют представительства: Garanti Bank и Yapi ve Kredi Bank.

Объём турецкого банковского капитала в России составляет 129 млн долларов1.

Сравнительные характеристики развития банковской системы Турции и стран ЕС. После банковского кризиса турецкой банковской системе удалось далеко продвинуться в направлении создания финансовых систем, управляемых рыночными механизмами. В порядке подготовки к вхождению в ЕС Турция провела большую работу в плане внедрения acquits communities - свода законов, формирующих юридический фундамент общего рынка, и в результате его правовые и регулятивные системы вплотную приблизились к европейским стандартам.

Тем не менее, несмотря на значительный прогресс, которого достигла турецкая банковская сис-

Таблица 7

Основные показатели банковской системы Турции, России и некоторых стран ЕС

Капитал банков/ВВП Актив банков/ ВВП

Австрия 27 334

Нидерланды 19 378

Германия 14 306

Франция 20 382

Англия 26 285

Россия 9 61

Турция 13* 67

Источник: Милюков А.М. Развитие банковской системы России //АРБ. Каспийская международная конференция, Баку, 8 апреля 2008.; * BDDK.

1 Turkiye Bankalar Birliyinin yillik raporu. Bankalarimiz 2008. tablo 17.

тема за последние пять лет, уровень её развития всё ещё весьма невысок. Пока что ни один турецкий банк не входит в рейтинг крупнейших банков мировой экономики, определяемый ежегодно газетой «Financial Times»1.

По многим показателям турецкая банковская система отстаёт от систем ряда стран Евросоюза. Отношение объёма банковских активов к ВВП в Турции составляет 67%, тогда как в странах ев-розоны этот показатель превышает 200%. Даже активы банков новых членов ЕС, таких как Венгрия, составляли 72% ВВП, в Чехии - 82%, не говоря уже о финансовых гигантах континента (Германия - 306%, Франция - 382%, Нидерланды

- 378%, Англия - 285%). Аналогичная ситуация наблюдается и с депозитами: в Турции их сумма составляет 41,7% от ВВП, в отличие от 150% в ев-розоне. Отношение суммы предоставляемых банками кредитов к ВВП составляет в Турции 33,4%, тогда как в странах Европы этот показатель стабильно превышает 100%2.

Совокупный объём турецкой ипотеки составляет 5 % от ВВП. В странах Прибалтики этот показатель равен 12-14%, в Испании - 40%, в США

- 64%, в Нидерландах - 110%.

Действительно, как свидетельствуют данные таблицы 7, уровень капитализации турецких банков остаётся крайне низким.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итак, для того, чтобы добиться вступления в ЕС, Турции придётся коренным образом модернизировать свою инфраструктуру, в том числе сектора финансовых услуг.

Основные проблемы и перспективы развития банковской системы Турции

Местные кредитные институты, пережив активизацию процессов слияний и поглощений, всё ещё страдают от нехватки внешних инвестиций, несмотря на последнее расширение объёмов иностранных капиталовложений.

Высокая инфляция, завышенные реальные процентные ставки и значительные издержки долгое время препятствовали развитию турецкого кредитного рынка. Банки в таких условиях просто не имели права предоставлять большие займы, поскольку большинство проектов были слишком рискованными, а компании редко когда могли гарантировать возвращение предоставленных средств. Сегодня ситуация изменилась, но банки пока боятся разворачивать активную политику экспансии на рынке кредитования.

Правда, в последние годы ситуация явно изменилась в лучшую сторону. Уровень инфляции

и размеры процентных ставок уменьшились, произошла централизация финансовых средств внутри самой банковской системы, кроме того, сегодня представители сферы бизнеса не только морально готовы, но и в самом деле способны использовать кредитные средства банков для развития своей деятельности. Однако сами финансовые институты, опасаясь повтора ситуации 2001 г., когда уровень безвозвратных кредитов составил более 20%, не спешат пока полностью «открываться» потенциальным клиентам.

Снижение инфляции и уменьшение процентных ставок вынуждает банки искать новые способы получения прибыли. Если ранее финансовые институты получали большую часть доходов от операций с государственными ценными бумагами, то сейчас этот источник прибыли потерял былую привлекательность. До кризиса основными источниками прибылей турецких банков являлись сделки с государственными ценными бумагами, а не традиционные банковские операции. Тот факт, что основными источниками прибыли турецких банков до кризиса являлись операции с облигациями казначейства, послужил для некоторых аналитиков основанием заявить, что «турецкие банки делают свои деньги на государстве» [10].

Улучшение экономической и финансовой ситуации в Турции стало толчком к пересмотру кредитных рейтингов. В августе 2006 г. агентство S&P повысило долгосрочный валютный суверенный рейтинг Турции от В+ до ВВ, отметив, что такой шаг обусловлен успехами, которые делает Турция на пути к прочной экономической стабильности, и уверенностью в том, что страна будет продолжать проводить жёсткую макроэкономическую политику. В том же месяце JP Morgan перевёл турецкие государственные облигации из категории «недооценённых» в категорию «рыночно взвешенных», поскольку индексные инвесторы всё больше стали приобретать данные ценные бумаги. Почти до 8% выросла и доля Турции в индексе JP Morgan Emerging Markets Bond Index. Агентство Fitch Ratings, несмотря на позитивную перспективу, пока оставило Турцию в категории «В».

Турецкие ценные бумаги пользуются всё большим спросом со стороны инвесторов. Стабилизационная программа дала свои результаты, и перспективы развития страны выглядят вполне позитивными. Ожидаются новые займы от МВФ, активно развивается предпринимательство, инвесторы с оптимизмом относятся к перспективам членства Турции в ЕС. Принципиальное решение

1 International Financial Statistics. 2007. May. Washington DC. IMF, 2007.

2 См. Ведомости. - 2008. - 30 июнь. В 01.

о допуске Турции в Европейский Союз добавит доверия со стороны международных инвесторов.

Несмотря на утверждения, что банковская отрасль Турции вполне жизнеспособна и даже увеличила свои прибыли до $11 млрд за первые три квартала текущего года, правительственные чиновники не слишком рассчитывают на финансовые институты в сфере борьбы с экономическим кризисом. Фактически они устранили банки из этой борьбы. Вероятно, правительство удовлетворилось тем фактом, что ему не придётся, по крайней мере, заниматься спасением финансовых институтов, как это делают США и европейские страны. Премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган сообщил, что правительство подготовило антикризисный пакет, чтобы помочь компаниям реального сектора экономики пережить самые трудные времена. Финансирование этой программы правительство планирует обеспечить за счёт средств, которые рассчитывает получить от международных организаций - Мирового банка, Исламского банка развития, Европейского инвестиционного банка (БШ) и ЕБРР - по низким ставкам и на приемлемых условиях.

В первую очередь правительство стремится ограничить рост безработицы и с этой целью в 2009 г. предоставило несколько миллиардов лир предприятиям малого и среднего бизнеса (SME). Заём от ЕБРР в сумме до 250 млн долл. предназначен для поддержки пищевой промышленности и энергетики. Фонды EIB планируется использовать для помощи крупным корпорациям и тем компаниям SME, которые окажутся наиболее уязвимыми.

Следует также подчеркнуть, что ведущие турецкие банки уже приступили к подготовке к вступлению в новую конкурентную среду, зарождающуюся в финансовой отрасли страны; в турецком банковском секторе ярко выраженной тенденцией является внедрение новых финансовых продуктов и повышенный интерес к ипотечному кредитованию. Банки в последнее время инвестируют значительные средства в новые финансовые продукты и фокусируют внимание на улучшении качества и эффективности своей операционной деятельности. С учётом вероятной активной интервенции зарубежных финансовых институтов в банковскую отрасль Турции, местные банки прекрасно осознают, что выжить им в этой конкурентной борьбе помогут, в первую очередь, жёсткое управление риском и сокращение расходов.

Но, как бы там ни было, факт остается фактом: прошедший через все перипетии реструктуризации и начавший новую жизнь национальный банковский сектор уже в состоянии в полной мере содействовать дальнейшему социально-экономическому развитию Турции.

Заключение

Таким образом, положительное влияние кризиса заключается в том, что именно он инициировал возможность реформирования турецких банков, их оздоровление, повышение их конкурентоспособности на мировых финансовых рынках.

Развитие банковского сектора Турции в рамках реализации программы модернизации позволило в значительной степени сократить разрыв с основными европейскими банковскими системами в плане конкурентоспособности и финансового потенциала банков, оптимизации структуры собственности, позиционирования на международных рынках и обеспечения необходимого уровня доходности.

Таким образом, в результате реализации разработанной правительством Турции широкомасштабной программы реструктуризации банковской отрасли страны удалось добиться следующих результатов:

■ национальный банковский сектор стал более прозрачным и встал на путь консолидации;

■ роль государственных банков и национализированных банков в управлении фонда страхования вкладов (TMSF) в структуре банковской системы Турции существенно сократилась;

■ финансовый риск турецкого банковского сектора был уменьшен до управляемых пределов;

■ укрепилась структура капитала национальных банков;

■ показатели прибыльности турецких банков значительно улучшились;

■ возобновился подъём в турецком банковском секторе.

Итак, модернизация банковского сектора ещё не закончена, и реформа банковского сектора является приоритетным направлением политики правительства страны. В Турции большинство основных правовых норм сейчас модернизированы или модернизируются и приводятся в соответствие с законодательством ЕС, что связано со скорым вступлением Турции в ЕС.

ЛИТЕРАТУРА

1. ВапкасШк Dьzenleme уе Denetleme Китти (BDDK). Finansal piyasalar гароги / АгаПк 2007. Sayi: 8.

2. Bankacilik Dьzenleme уе Denetleme Кигити (BDDK). Bankacilikda yapisal gelismeler. Yillik. - АгаНк 2007. - Sayi: 2.

3. ErdonmezP.A. Economik kriz sonrasi kurumsal yeniden yapilan suresi // TBB. Bankacilar. Sayi 43 - Aralik 2002. - 67-82 s.

4. Karacan Ali Эhsan (1999). Ybkselen Ekonomilerde Bankacilik Krizleri, Kцkenler ve Politika Se3enekleri. Эstanbul, Dbnya Yayincilik.

5. Karluk R. Turkiye ekonomisi. Istanbul 2002.

6. Turkiye Cumhuriyyet Merkez Bankasi. Yillik Rapor. - Ankara, 2008.

7. TBB.Bankacilik krizlerinin cozumu ve Banka yeniden yapilandirmasinda izlenen temel politika ve uygulamalar.TBB. - Nisan 2001.

8. TBB-nin 2004 Turkiye Iktisat Kongresi Raporu. 5-9 Mayis 2004// TBB. Bankacilar. Sayi 49 - Haziran 2004. - 68-100 s.

9. Turk Bankalik sektorunda kriz. Ankara,Nobel dagitim. Ekim, 2001.

10. Мамедов З.Ф. Анатомия финансового кризиса. - СПб: Изд-во СПбГУ, 2005.

11. Мамедов З.Ф. Банковский кризис и реформирование банковского сектора в контексте глобализации. Баку: Азернешр, 2007. - 400 с.

12. Мамедов З.Ф. Банковский сектор Турции: современные позиции и роль иностранного капитала // Деньги и кредит. - 2003. - № 12 . - 61-67 с.

13. Мамедов З.Ф. Влияние кризиса на логику реформирования банковской системы.- СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2005.

14. Мамедов З.Ф. Роль кризиса в реформировании банковской системы Турции// Деньги и кредит. -2005. - № 9. - 57-62 с.

15. Региональное лидерство греческих банков // Банковская практика за рубежом. - 2007. № 7. - 23 с.

16. Уразова Е. И. Экономическое сотрудничество Турции и Тюркских государств СНГ. М, 2003. - 67 с.

17. Ульченко Н.Ю., Мамедова Н.М. Особенности экономического развития современных мусульманских государств (на примере Турции и Ирана). М. « Городец», 2006. - 33 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.