Научная статья на тему 'Структуризация спортивно-оздоровительного комплекса как элемента социальной инфраструктуры региона'

Структуризация спортивно-оздоровительного комплекса как элемента социальной инфраструктуры региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1165
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗКУЛЬТУРА / СПОРТ / СУБЪЕКТЫ / ОБЪЕКТЫ / ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ / СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ / PHYSICAL CULTURE / SPORT / SUBJECTS / OBJECTS / PAID SERVICES / SPORTS COMPLEX / SOCIAL FACTORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кашаев Спартак Николаевич, Баяндурян Галина Левоновна

В статье авторы рассматривают спортивно-оздоровительный комплекс как элемент социальной инфраструктуры региона. При этом структурируется сам спортивно-оздоровительный комплекс, включающий объекты и субъекты. Авторы раскрывают аспекты, которые демонстрируют особую значимость социальных факторов и социальной инфраструктуры в развитии экономики страны в целом и отдельных ее регионов вследствие перехода к инновационному типу экономического роста и модернизации на этой основе всех элементов экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sports complex structuralism as element of social regional infrastructure

The scientific article considers a sports complex as an element of social regional infrastructure. It studies the structure of the sports complex including objects and subjects. The authors reveal aspects. They pay their attention to importance of social factors and social infrastructure in development of national economy in general and of certain regions owing to transition to innovative type of economic growth and modernization on this basis of all elements of economy.

Текст научной работы на тему «Структуризация спортивно-оздоровительного комплекса как элемента социальной инфраструктуры региона»

СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА SOCIAL ECONOMY

УДК 33:796 ББК 65.497.5 К 31

С.Н. Кашаев

Аспирант кафедры налогообложения и инфраструктуры бизнеса Кубанского государственного технологического университета, г. Краснодар. Тел.: (962)858-15-23, e-mail: dekanatfeub@mail.ru. Г.Л. Баяндурян

Доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой налогообложения и инфраструктуры бизнеса Кубанского государственного технологического университета, г. Краснодар. Тел.: (861 )255-00-56, e-mail: dekanatfeub@mail.ru.

СТРУКТУРИЗАЦИЯ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА КАК ЭЛЕМЕНТА СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА

( Рецензирована )

Аннотация. В статье авторы рассматривают спортивно-оздоровительный комплекс как элемент социальной инфраструктуры региона. При этом структурируется сам спортивно-оздоровительный комплекс, включающий объекты и субъекты. Авторы раскрывают аспекты, которые демонстрируют особую значимость социальных факторов и социальной инфраструктуры в развитии экономики страны в целом и отдельных ее регионов вследствие перехода к инновационному типу экономического роста и модернизации на этой основе всех элементов экономики.

Ключевые слова: физкультура, спорт, субъекты, объекты, платные услуги, спортивно-оздоровительный комплекс, социальные факторы.

S.N. Kashayev

Post-Graduate Student of Taxation and Business Infrastructure Department, Kuban State Technological University, Krasnodar. Ph.: (962)858-15-23, e-mail: dekanatfeub@ mail.ru.

G.L. Bayanduryan

Doctor of Economics, Professor, Head of Tax and Business Infrastructure Department, Kuban State Technological University, Krasnodar. Ph.: (861 )255-00-56, e-mail: dekanatfeub@mail.ru.

SPORTS COMPLEX STRUCTURALISM AS ELEMENT OF SOCIAL REGIONAL INFRASTRUCTURE

Abstract. The scientific article considers a sports complex as an element of social regional infrastructure. It studies the structure of the sports complex including objects and subjects. The authors reveal aspects. They pay their attention to importance of social factors and social infrastructure in development of national economy in general and of certain regions owing to transition to innovative type of economic growth and modernization on this basis of all elements of economy.

Keywords: physical culture, sport, subjects, objects, paid services, sports complex, social factors.

Как известно, термин «инфраструктура» означает составные части общего политического или экономического устройства, которые носят подчиненный или вспомогательный характер и обеспечивают нормальную деятельность всей системы в целом (экономической или политической). Это слово происходит от латинской приставки «под» — infra и слова «структура» — structure [1].

В экономической литературе широко используются понятия «производственная инфраструктура», «экономическая инфраструктура», «рыночная инфраструктура», «социальная инфраструктура» [2, 3, 4].

Различные авторы по-разному трактуют эти термины, однако эта дискуссия не является предметом нашего исследования, поскольку объектом данного исследования является спортивно-оздоровительный комплекс региона (СОКР). В этой связи остановимся более подробно на сущности и элементах социальной инфраструктуры.

Малыхина И.Н. понимает под социальной инфраструктурой условия жизнедеятельности людей, систему реализации их основных потребностей и включает в нее здравоохранение, образование, культуру и другие услуги [2]. Однако главное в данном толковании то, что социальная инфраструктура региона — это составная часть социально-экономической системы, а это значит, что она связана со всеми другими элементами этой системы. В то же время социальная инфраструктура сама может быть структурирована. В своих работах Грабар А. А. приводит несколько критериев или признаков классификации социальной инфраструктуры: по уровню развития, административно-региональной политике, доступности населению, по составу капитала в социальной инфраструктуре региона, и др. [4]. Автор при этом отмечает, что единого взгляда на выделение видов социальной инфраструктуры в экономической науке нет. С этим нельзя не согласиться. Действительно, в социальную инфраструктуру включают виды деятельности по формированию трудовых ресурсов и обеспечению занятости по охране здоровья и обеспечению санаторно-эпидемиологического благополучия, по решению проблем семьи, материнства и детства, по развитию физ-

культуры и спорта, туризма, санаторно-курортной сферы и даже экономической безопасности.

Кизим A.A., Саввиди С.М., Солахов П. А определяют социальную инфраструктуру как систему объектов, включающих дошкольные, образовательные учреждения, здравоохранение, социальное обеспечение, бытовое обслуживание, торговлю, культуру, спорт и др. социально значимые объекты социального обеспечения населения [5].

Все авторы едины в том, что социальная инфраструктура обеспечивает качество социально-экономического пространства региона и обеспечивает жизнедеятельность населения на том уровне, который признается нормой для страны. Все авторы включают в состав социальной инфраструктуры такой ее элемент, как спортивно-оздоровительный комплекс.

В Федеральном Законе №2-ФКЗ от 17 декабря 1997 (с изменениями и дополнениями) «О Правительстве Российской Федерации» выделяются следующие полномочия и задачи в социальной сфере, которые можно трактовать косвенно, как виды деятельности и элементы социальной сферы: обеспечение единой государственной социальной политики, реализация конституционных прав граждан в области социального обеспечения; поддержка развития социального обеспечения и благотворительности; реализация трудовых прав граждан; разработка программ сокращения и ликвидации безработицы; обеспечение проведения единой государственной миграционной политики; реализация прав граждан на охрану здоровья и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия; содействие решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства; реализация молодежной политики; разработка и осуществление мер по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы [6].

В официальной статистической информации социальные услуги включаются в раздел «Платные услуги населению» и по структуре выделяются следующие виды: бытовые, транспортные, услуги связи, жилищно-коммунальные услуги, услуги системы образования, культуры, туристические услуги, услуги физической культуры и спорта, медицинские, сана-

торно-оздоровительные, услуги правового характера и др. [7].

Таким образом, как в правовом поле так и в научных исследованиях в качестве одного из элементов социальной инфраструктуры региона рассматривается физкультура и спорт. В условиях рыночных преобразований в социальной сфере, информационных и коммуникационных изменений внешней среды, формирования нового менталитета по обеспечению здорового образа жизни, повышения уровня жизни населения и других изменений в стране в регионах формируются, по мнению автора, спортивно-оздоровительные комплексы, являющиеся неотъемлемым элементом социальной инфраструктуры региона.

Под спортивно-оздоровительным комплексом региона (СОКР) автором понима-

ется совокупность объектов и субъектов физкультуры и спорта, развивающихся во взаимосвязи с рынком платных услуг, рынком ресурсов и рыночной инфраструктурой региона, целью которого является повышение качества жизни людей на основе формирования здорового и активного образа жизни.

Являясь подсистемой социальной инфраструктуры региона, СОКР должен быть структурирован (рис. 1). Как видно из рисунка, в состав СОКР автор включает следующие составные элементы:

— собственно объекты и субъекты физкультуры и спорта;

— рынок платных услуг;

— рыночная инфраструктура.

Остановимся на этих элементах подробнее.

Коммерческие Страховые Аудиторские Другие субъекты рыночной инфраструктуры

банки компании компании

1 \ ) \ f /

Рынок rpyjw

Производство оборудования для фичкулыуры и спорта

Строительство спортивно-оздоров ш ель пых вооружений

Pi.i н«ч чая инфраструктура

I

Рссурсы

СОКР

Услуги

т

Физкультура и спорт

I

Рынок платных услуг

1 ( 1 1 \

Физкультура и спорт Спорт Объекты Подготовка

{по месту работы, инвалидов спорта спортсменов

учебы и жительства)

Рисунок 1. Элементы спортивно-оздоровительного комплекса региона

Ядром СОКР являются субъекты и объекты физкультуры и спорта, которые показаны на рисунке 2. Как видно, выделяется шесть основных объектов управления и одиннадцать институтов управления, которые, будучи относительно автономными, тесно связаны друг с другом.

Указанные институты в рамках своей компетенции осуществляют разработку и обеспечивают реализацию государственной политики в области физкультуры и спорта; формируют стратегию и прогнози-

руют развитие отрасли; обеспечивают научно-исследовательские работы в данной области; проводят мониторинг физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы как в разрезе городов, территорий региона, так и в разрезе возрастных групп населения (детей, подростков, молодежи и др.); развивают и контролируют сеть спортивных школ, межведомственных центров олимпийской подготовки, клубов всех видов и типов, готовят спортивный резерв, спортсменов высокого

класса для сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта.

Из рисунка 2 видно, что развитие физкультуры и спорта осуществляется как в специализированных объектах спорта, так и по месту учебы, жительства и работы. Автономно выделяется работа с инвалидами и подготовка спортсменов.

Особое место в СОКР занимает рынок платных услуг, в том числе услуг физкультуры и спорта. Во-первых, от перечня платных услуг и цен на них зависит спрос на услуги физкультуры и спорта: если расширяется спектр образовательных, сервисных, развлекательных услуг, или повышаются цены на бытовые услуги и услуги ЖКХ, то спрос на услуги физкультуры и спорта может изменяться. Во-вторых, услуги физкультуры и спорта различны по доступности населению: некоторые услуги в одинаковой степени доступны всем слоям населения, а некоторые дискриминируются по ценовой категории и могут быть доступны только населению с высоким уровнем доходов. Доступность различных услуг физкультуры и спорта различным слоям населения, спектр предоставленных услуг, качество услуг — все это характеризует состояние рынка услуг, от которого зависит развитие как объектов физкультуры и спорта, так и создание частного сектора в этой сфере. Как известно в начале 1990-х гг. многие объекты физкультуры и спорта были переданы в собственность муниципалитетов и стали использоваться в другом направлении. В то же время, реагируя на спрос населения, стали на рынке услуг появляться частные структуры: фитнес-клубы, спортивные школы, спортивные клубы и др.

Таким образом, рынок услуг физкультуры и спорта представлен как государственными, так и частными структурами, как коммерческими так и некоммерческими организациями.

Развитие СОКР во многом определяется структурой и темпами развития отраслей производящих оборудование и материалы для физкультуры и спорта, строительных организаций строящих специализированные спортивные объекты, а так же наличием в регионе профессионально подготовленных кадров в области физкультуры и спорта. Иными словами, для

развития в регионе спортивно-оздоровительного комплекса важна его ресурсная составляющая. Если в области подготовки кадров и строительства в данной сфере не так много проблем, то с производством оборудования для физкультуры и спорта проблема есть: она сводится к зависимости от импорта оборудования. В современных условиях международных отношений проблема импортозамещения будет обостряться, а это значит, что необходимо институционально и экономически обеспечить производство оборудования для физкультуры и спорта в России.

Для этого возможно использование прямого государственного финансирования, привлечение крупных акционерных компаний с государственным участием («Газпром», «Сбербанк РФ», «Роснефть» и др.) а также государственно-частное партнерство.

Назначение рыночной инфраструктуры, как элемента СОКР, связанно с инструментами кредитования строительных и спортивно-оздоровительных организаций, страхования рисков, оценки объектов недвижимости и др.

Все вышеизложенное свидетельствует о том, что СОКР может рассматриваться как подсистема социальной инфраструктуры региона, роль и значение которого в последние годы существенно возрастает.

Действительно, в условиях глобальной экономики, усиления и расширения международных связей, современных миграционных процессов и усиления во всем мире борьбы за экологическую безопасность, социальную справедливость и здоровый образ жизни, развитие регионов невозможно без дальнейшего улучшения их социальной инфраструктуры.

Социальная инфраструктура является, с одной стороны, результатом, следствием уровня экономического развития региона, так как виды социальных услуг, их качество и доступность в регионе зависят, прежде всего, от уровня и динамики его экономического развития, инвестиционной и миграционной привлекательности. С другой стороны, уровень и динамика развития социальной инфраструктуры региона становится наиболее серьезным фактором, влияющим на его экономическое развитие. Так, состояние здоровья, спрос на платные социальные услуги,

Субъекты управления

Рисунок 2. Система управления физической культурой и спортом в Краснодарском крае

доступность этих услуг и другие характеристики становятся катализаторами экономического развития, предъявляя спрос на материально-технические элементы обеспечения сферы услуг, обеспечивая занятость населения в регионе, привлекая денежные средства населения в качестве инвестиций в малый и средний бизнес. Таким образом, развитие социальной инфраструктуры может происходить только во взаимосвязи и взаимообусловленности с экономическим развитием региона.

Как известно, в последние годы в экономической литературе широко стал использоваться термин «неэкономические факторы экономического роста». Академик РАН Горшков М.К. сформулировал аксиому о роли неэкономических факторов экономического роста, в которой назвал такие социальные факторы, как «качество жизни, уровень культуры, образования, профессиональных навыков, знаний и интеллекта, состояния здоровья, «мотиваторами» долгосрочного и стабильного экономического развития» [8].

Причинно-следственные связи между социальными факторами и экономическим развитием никогда не были дискуссионными, однако акценты расставлялись в разные времена по-разному. В советские годы роль социальных факторов признавалась главной целью государства,

таризация экономики отодвигала обеспечение достойного уровня жизни в прямом смысле слова на последнее место. В трансформационный период становления рыночных отношений в России значение социальных факторов уменьшилось еще. Возникла проблема «выживания» в связи с ростом инфляции, безработицы, сворачивания многих государственных социальных программ. Только после 2000 г. серьезно стали обсуждать значимость социального развития и его место в обеспечении экономической стабилизации и последующего роста [9].

Мировой финансовый кризис, последствия которого еще ощущаются во всем мире, в том числе и в России, продемонстрировал особую значимость социальных факторов и социальной инфраструктуры в развитии экономики страны в целом и отдельных ее регионов. Переход к инновационному типу экономического роста и модернизация на этой основе всех элементов экономики, включая социальную инфраструктуру, невозможны без новой социальной политики.

Ядром этой политики должна стать не только пропаганда здорового образа жизни, его преимуществ для каждого человека и общества в целом, но и институциональная, экономическая и организационное обеспечение реализации этой политики.

но только декларативно. Реально мили-

Примечания:

1. Словарь иностранных слов. М., 1981.

2. Малыхина И.Н. Социальная инфраструктура региона и его экономика // Российское предпринимательство. 2011. № 5. Вып. 1 (183). С. 173-177

3. Авагян Г.Л., Агабекян P.JL, Баяндурян Г.Л. Социальная экономика и социальная политика: учеб. пособие. Краснодар: Сов. Кубань, 2010.

4. Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление: учебник. М.: ИНФРА-М, 2006. 416 с.

5. Грабар A.A. Возможности структурирования социальной инфраструктуры региона: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Вятка, 2008.

6. Кизим A.A., Саввиди С.М., Солахов П.А. Факторы и условия социально-экономического развития региона: инвестиции, инфраструктура, проекты (на примере Краснодарского края): монография. Краснодар: ИПЦ КубГУ, 2013. 400 с.

7. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный консутитуционный закон от 17.12.1997 г. №2-ФКЗ: [в ред. от 12.032014] // СПС КонсультантПлюс. М., 2014. Загл. с экрана.

8. Краснодарский край в цифрах: официальное издание. Краснодар 2012. 207 с.

9. Горшков М.К. Неэкономические факторы экономического роста: неиспользованные резервы // Труды вольного экономического общества России. 2013. Т. 169, № 2. С. 18.

References:

1. Dictionary of foreign words. M., 1981.

2. Malykhina I.N. The social infrastructure of the region and its economy // Russian entre-preneurship. 2011. №5. Vol. 1 (183). Pp. 173-177

3. Avagyan, G.L., Aghabekyan R.L., Bayanduryan G.L. Social economy and social policy: a manual. Krasnodar: Publishing house «Sovetskaya Kuban», 2010.

4. Fetisov G.G., Oreshin V.P. Regional economy and management: a textbook. M. INFRA-M, 2006.416 pp.

5. Grabar A. A. The possibilities of structuring the social infrastructure of the region: Author's summary of dissertation for Candidate of Economics degree. Vyatka, 2008.

6. Kizim A.A. Sawidi S.M. Solakhov P.A. Factors and conditions of social and economic development of the region: investment, infrastructure projects (for example of Krasnodar territory): monograph. Krasnodar: The Kuban State University, 2013. 400 pp.

7. On the Government of the Russian Federation: the Federal constitutional law from 17.12.1997, №2-FCL [in an edition of 12.032014] // HLS ConsultantPlus. M., 2014. Title from the screen.

8. Krasnodar region in figures. The official publication. Krasnodar, 2012. p. 207.

9. Gorshkov M.K. Non-economic factors of economic growth: not utilized reserves. // Proceedings of the Free Economic Society of Russia. 2013. №2. T. 169. P. 18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.