Научная статья на тему 'Структуризация конкуренции субъектов хозяйственной деятельности'

Структуризация конкуренции субъектов хозяйственной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
488
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРИЗАЦИЯ / КОНКУРЕНЦИЯ / СУБЪЕКТ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / STRUCTURING / COMPETITION / SUBJECT OF ECONOMIC ACTIVITY / BUSINESS / MARKET ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волков Владимир Викторович

В статье рассматривается системный подход развития свободного предпринимательства с помощью структуризации конкуренции, определяя необходимость совершенствования сложившейся структуры конкуренции российского рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURING OF THE COMPETITION OF ECONOMIC ACTIVITY SUBJECTS

In article system approach of development of free business by means of competition structuring is considered, defining need of improvement of the developed structure of the competition of the Russian market.

Текст научной работы на тему «Структуризация конкуренции субъектов хозяйственной деятельности»

СТРУКТУРИЗАЦИЯ КОНКУРЕНЦИИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В. В. ВОЛКОВ

В статье рассматривается системный подход развития свободного предпринимательства с помощью структуризации конкуренции, определяя необходимость совершенствования сложившейся структуры конкуренции российского рынка.

Ключевые слова: структуризация, конкуренция, субъект хозяйственной деятельности, предпринимательство, рыночная экономика.

Основой эффективного развития конкуренции на рынке является свободное предпринимательство. Системный подход, применяемый относительно деятельности предпринимательских структур, способствует эффективному и более быстрому решению проблем, возникающих у различных субъектов. В этом плане экономическая наука не является исключением, неоднократно подтверждая, что система является основой развития экономики любой страны, а конкуренция связующим элементом всех субъектов хозяйственной деятельности. При этом главным фактором развития рынка выступает определенная совокупность объектов экономической системы, в основании которой должен находиться свободный предприниматель.

Сегодня можно считать ключевой проблемой недостаточно эффективного функционирования структуры взаимодействия субъектов рынка навязчивое вмешательство в экономические процессы разрастающихся структур государственной власти различного уровня.

Основным инструментом, позволяющим уменьшить зависимость бизнеса от власти, направив его в классическое развитие экономики и рынка, является структуризация, представляющая собой «построение конкретной организационной структуры с постоянным анализом элементов системы и их взаимосвязей» [4]. Именно структуризация является той основой, которая позволяет построить конкретную организационную структуру с необходимыми элементами развития свободного предпринимательства делает власть зависимой от бизнеса. Достижение данного явления возможно не только посредством грамотно построенной организационной структуры экономики, но и через постоянный анализ рыночной си-

туации, что позволяет своевременно модернизировать систему и взаимодействие всех ее элементов, устраняя лишние элементы, мешающие эффективному развитию свободного предпринимательства.

Грамотно построенная организационная структура позволяет с большей эффективностью реализовать конкуренцию в перераспределении капиталов между различными отраслями производства, благодаря чему собственно и достигается равновесие между всеми субъектами хозяйственной деятельности. Данную особенность выявили еще основатели классической политэкономии А. Смит и Д. Рикардо, представляющие конкуренцию как главный фактор развития экономики, называя ее «невидимой рукой» координации рыночных отношений и фактором регулирования цен [4]. Отсюда и получается, что конкуренция, являясь основным связующим элементом, позволяющим всем субъектам хозяйственной деятельности реализовывать свой потенциал для удовлетворения нужд потребителей, оставляет в структуре более прогрессивные предприятия и отрасли, с постоянным привлечением новых субъектов для совершенствования производимой продукции и более эффективной ее реализацией.

Производство и реализация продукции осуществляется непосредственно субъектами, ведущими определенного рода хозяйственную деятельность, являющимися основным звеном структуры конкуренции экономического развития страны. Субъект хозяйственной деятельности представляет собой ключевое понятие конкурентоспособной экономики, под которым следует понимать «любую коммерческую организацию или индивидуального предпринимателя, а также некоммерческую организацию, осуществляющую

какой-либо вид деятельности, приносящий ей доход» [2]. Таким образом, реализация модели рыночной экономики возможна только при наличии свободной деятельности предприятий, так как именно они являются основой развития экономики. Поэтому построение структуры конкуренции российского рынка должно основываться на рациональных методах экономического развития свободного предпринимательства.

На российском рынке развитие свободного предпринимательства в данный момент не представляется реализованным в достаточной форме. Этот факт говорит о том, что современные предпринимательские структуры, существующие на отечественном рынке, успешностью своей деятельности обязаны не инкорпорированию экономических законов в совершенствовании производственного процесса, а непосредственной скор-релированности с высшим руководством страны.

Данную особенность подтверждает проведенный анализ исследований международного экономического журнала «Forbes», в которых от-

мечается, что сегодняшнее осуществление предпринимательской деятельности в России происходит благодаря прямой поддержке государственных структур в развитии и реализации продукции определенного круга предприятий. Эти предприятия полностью контролируют такие отрасли, как: добыча и транспортировка нефти и газа, медиаактивы, крупные строительные проекты, оборонная промышленность и банковская система. Именно они и выступают основой экономики страны в том, что достигаемая ими совокупная выручка эквивалентна примерно четверти ВВП страны, что позволяет оказывать различного рода давления на другие субъекты [5].

Исходя из этого, можно определить, что современная структура конкуренции российского рынка, представляет собой определенный дисбаланс между государственными структурами и предпринимательским сектором, образуя ряд недостатков для качественного функционирования и полноценного развития рыночной экономики (рис. 1).

Рис. 1. Сложившаяся структура конкуренции субъектов хозяйственной деятельности российской экономики

В предпринимательском секторе при такой структуре конкуренции находятся только те субъекты хозяйственной деятельности, которые на прямую связаны с государственным сектором. Итогом данной взаимосвязи является образование определенных форм предприятий (картелей, синдикатов, трестов и т. д.), приводящих к появлению форм несовершенной конкуренции, негативно отражающейся на развитии рыночной экономики.

Данная обстановка, складывающаяся на российском рынке, представлена проблемой в создании неэффективной организационной структуры формально образованных институтов, контролирующих развитие конкуренции, образовывая монополию в государственном секторе, приводящею в итоге к проблемам в экономике. Вследствие этого потребители и новые субъекты хозяйственной деятельности не являются полноценными участниками экономической системы, реализовы-

вая свою деятельность непосредственно через государственный сектор (коррупция).

Основой рыночной экономики любой страны должно являться: свободное предпринимательство, конкуренция, опора на систему, частная собственность и ограниченная роль государства [3]. С помощью данных факторов контроль должен осуществляется всеми его субъектами в равных полномочиях, действующих не только в интересах самих себя, но и непосредственно в интересах других окружающих его субъектов рыночного процесса.

В отличие от существующей структуры конкуренции в российской экономике данное обстоятельство полностью исключается в связи с превосходством одних субъектов над другими, связующим элементом которого выступает стремление к неограниченной власти над рынком, достигаемой и реализуемой при помощи абсолютной власти высших государственных органов. Данная особенность и позволяет определить несоответствие модели структуры конкуренции субъектов хозяйственной деятельности, изображенной на рисунке 1, основам развития рыночной экономической системы, так как классической модель рыночной экономики устанавливает определенные несоответствия с действующей структурой конкуренции субъектов хозяйственной деятельности российской экономики, возникающие вследствие доминирования одного из элементов над другим.

Приближая действующую структуры конкуренции к ее классическому представлению в реальном применении на действующем рынке необходимо постоянное ее структурирование, включая всех субъектов хозяйственной деятельности, обеспечивая их взаимосвязь в прямой зависимости без каких-либо посредников. При этом государство должно выступать только в роли регулятора рынка, не допуская переизбытка и дефицита товаров и услуг. Осуществляя контроль за рынком природных ресурсов, государственные структуры обязаны принимать меры по поддержке свободного предпринимательства, оказывая на него влияние только в виде взимания налогов.

Предоставляя предприятиям полную свободу, государственные служащие обязаны осуществлять возложенные на них функции без какой-либо взаимосвязи с коммерческой деятельностью. Потребитель находиться в прямой взаимосвязи со всеми субъектами рынка, осуществляя механизм рыночного регулирования, действующий на законах спроса и предложения. Государство должно осуществлять контроль не только над субъектами хозяйственной деятельности, но и над самой конкуренцией, которая в постоянном неограниченном количестве свободного ее использования приводит к появлению несовершенной конкуренции, несущей угрозу рыночной экономической системе (рис. 2).

Рис. 2. Предлагаемая модель структуризация конкуренции субъектов хозяйственной деятельности рыночной экономики

Учитывая основные принципы развития рыночной экономики, можно отметить, что в центре предлагаемой модели развития экономики должен находиться предпринимательский сектор. Структура, показанная на рисунке 2, подтверждает полную взаимосвязь субъектов хозяйственной дея-

тельности, осуществляя свободный вход и выход на рынок, и прямую взаимосвязь между предпринимательской сферой и потребителями без вмешательства государственных структур. Государство, являясь полноценным субъектом хозяйственной деятельности рыночной экономики, вы-

ступает регулятором рыночного процесса осуществляемый другими субъектами хозяйственной деятельности. В данном случае возлагаемый на государство контроль обязан проявляться однозначно только в виде налогообложения, идущего на экономическое развитие страны и улучшение уровня жизни ее населения. Помимо налогов, государство не должно облагать больше никакими санкциями предприятия, которые в какой-либо мере мешают развитию свободного предпринимательства и ее связующего элемента - конкуренции. Именно такая последовательность элементов рынка является основой развития экономики страны не только в классическом ее представлении, но и в реальном.

Переходный период, накладывая определенный отпечаток на современную экономику России, представляет ряд затруднений в установлении свободной реализации функциональных возможностей субъектов хозяйственной деятельности, в особенности на развитие свободного предпринимательства.

Выявленное рядом теоретиков и практиков отечественной экономической науки состояние свободного предпринимательства на российском рынке сопровождается рядом проблем, сдерживающих полноценное развитие всей структуры экономики. Основными проблемами, выявленными в данной сфере, являются: несовершенство налоговой системы, слабая развитость механизмов финансово-кредитной системы, отсутствие самофинансирования, административные барьеры на пути развития предпринимательства и ряд других элементов, мешающих полноценному развитию демократизации рыночной экономики [6].

В данном случае неоднократно прав в своем высказывание профессор В. Д. Мамонтов, утверждающий, что «тысяча мелких и средних предприятий страдают и экономически проигрывают от правового беспредела ... и неразвитости цивилизованных форм и методов хозяйствования» [1].

Объективно и закономерно, оценивая всю экономическую ситуацию, нами было определено, что некачественная и расхитительскаяй организация управления методами рыночного регулирования приводит государство не только к отсутствию формирования предпринимательства как класса общества, но и к стремлению в достижении конкурентоспособной экономики.

Конкурентоспособная экономика любой страны является следствием деятельности ее регионов. Именно регион объединяет непосредственных субъектов, участвующих в построении структуры конкуренции на определенной терри-

тории с необходимым количеством факторов производства, давая развитие рынку и всем предпринимательским структурам, развивающимся на нем.

В свою очередь, регион и есть единица эффективного развития рыночной экономики, выступающая в построении структуры конкуренции субъектов хозяйственной деятельности российской экономики, объединяя их для реализации производственного процесса с целью увеличения экономического роста страны. Следовательно, эффективное развитие свободного предпринимательства на территории региона выступает основой структуризации конкуренции субъектов хозяйственной деятельности

Исследование проблем развития свободного предпринимательства, проведенное управлением по развитию промышленности и предпринимательства Тамбовской области, выявило четыре направления, связанных с их решением, включая: финансовую и имущественную поддержку предпринимательства, совершенствование налоговой системы, популяризацию предпринимательства с активной ее пропагандой через модернизацию учебно-методической системы.

Внедрение данных методов совершенствования экономической политики государства для поддержки свободного предпринимательства способствует построению рыночной экономической системы с качественной структурой конкуренции лишь относительно, так как большинство исследователей упускают из внимания основное препятствие, стоящее на пути к практическому построению предлагаемой модели конкуренции субъектов хозяйственной деятельности регионального рынка российской экономики. Данное препятствие выражается в некачественном развитии уголовно-правого института, следствием которого выступает неэффективная реализация уголовно-правовых методов в построении гражданского общества с развитым механизмом рыночной экономики.

Сегодняшнее управление экономикой в России происходит в основном при помощи уголовно-правых методов, а это отрицательно сказывается на развитии свободного предпринимательства, так как уголовно-правовой институт в настоящее время разрабатывает санкции карательной направленности в отношении предпринимателей, ограничивая их в деятельности и развитии. Основываясь на данных МВД, можно убедиться, что за последние 10 лет зафиксировано более 4 млн преступлений экономической направленности, ответственность за которые представлена в виде лише-

ния свободы. Основными такими преступлениями являются: незаконное предпринимательство, невозврат кредитов и займов, незаконное получение кредита, невозврат валютной выручки из-за границы и т. д. В итоге получается достаточно неэффективно действующая структура конкуренции субъектов хозяйственной деятельности, которая реализовывается не экономическими законами и методами их регулирования, а уголовно-правовыми способами [5].

Предпринимательский сектор претерпевает колоссальные неудобства в реализации своей деятельности из-за способов, применяемых уголовно-правовым институтом, разоряющий их, хотя в век рыночных отношений ситуация должна складываться в пользу его развития. Учитывая опыт, приобретенный российским государством в годы советской власти, необходима колоссальная модернизации данного института в направлении частной предпринимательской деятельности, основываясь на смягчении и реорганизации наказаний, с применением методов либерального подхода к предпринимателям, как это реализовывалось в годы новой экономической политики.

Однако применять данную особенность необходимо не в полном копировании всего, что происходило в начале XX в., а всего лишь с применение опыта, необходимого для построения новых принципов развития уголовно-правового института, позволяющего реализовать предлагаемую структуру конкуренции в классическом ее понимании, способствующего более активному развитию механизма рыночной экономики. Такими принципами являются:

- координальный пересмотр всей системы законодательства, связанной с экономической деятельностью, так как большинство законов, применяемых в экономической направленности, выступает в виде барьеров для предпринимателей;

- разработка четких стандартов качества по производству всех товаров и услуг с применением карательных мер по данному нарушению в виде штрафа или общественно-полезных работ;

- внедрение нового механизма конкуренции качества (закрепленное законодательно), т. е. каждое предприятие должно производит товар еще более качественный, чем его конкурент;

- изменения системы судопроизводства, направив ее из обвинительного уклона в оправдательную сферу, развитие в судебной системе арбитражного процесса, так как именно он является основой по созданию нормального правопорядка в экономике, приближая предпринимательскую деятельность к цивилизованной;

- модернизация функционирования системы управления государственных органов, т. е. направление их деятельности должно распределяться не только «сверху-вниз», но и «снизу-вверх».

Итак, для совершенствования конкурентной среды российского рынка необходимо построение предлагаемой структуры конкуренции субъектов хозяйственной деятельности, начиная, в первую очередь, с модернизации уголовно-правового института, который даст развитие разработанным направлениям решения проблем в сфере свободного предпринимательства. А внедрение уже разработанных методов эффективного функционирования рыночной экономики позволит структурировать чиновничий аппарат в новом направлении без коммерческих связей с постоянной перестановкой чиновников, устраняя монополию в государственной власти и направляя деятельность государственного аппарата на развитие свободного предпринимательства как основу рыночной экономики. В данном случае при осуществлении перечисленных мер, являющихся основными в решении сложившихся проблем, возможно создание идеальной структуры конкуренции субъектов хозяйственной деятельности регионального рынка российской экономики в реальном ее применении.

Литература

1. Мамонтов В. Д. Малое предпринимательство в транзитарной экономики России: монография. Тамбов, 2004.

2. О защите конкуренции: федер. закон РФ № 135. Доступ из справ.-прав. системы «Консультант Плюс».

3. Экономика предпринимательства: курс лекций: учеб пособие для студ. высш. учеб. заведения. М., 2001.

4. иКЬ: http://ru.wikipedia.org

5. иКЬ: http://www.forbes.ru

6. иКЬ: http://www.prompred.tambov.gov.ru

* * *

STRUCTURING OF THE COMPETITION

OF ECONOMIC ACTIVITY SUBJECTS

V. V. Volkov

In article system approach of development of free business by means of competition structuring is considered, defining need of improvement of the developed structure of the competition of the Russian market.

Key words: structuring, competition, subject of economic activity, business, market economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.