Научная статья на тему 'Структура уголовно-исполнительной системы должна соответствовать целям пенитенциарной профилактики'

Структура уголовно-исполнительной системы должна соответствовать целям пенитенциарной профилактики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
828
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПРОФИЛАКТИКА / POENTENTIARI CRIMINALITY / POENTENTIARI PREVENTIVE MAINTENANCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Уваров Игорь Алексеевич

рассматривается существующая в стране система исполнения уголовных наказаний. На основе проведенного анализа предлагается структурировать уголовно-исполнительную систему в соответствии с целями пенитенциарной профилактики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the system of execution of criminal punishments existing in the country is considered. On the basis of the spent analysis, it is offered to structure criminally-executive system according to the purposes poententiari preventive maintenance.

Текст научной работы на тему «Структура уголовно-исполнительной системы должна соответствовать целям пенитенциарной профилактики»

И. А. Уваров,

кандидат юридических наук, доцент, Академия права и управления ФСИН, г. Рязань

СТРУКТУРА УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ДОЛЖНА СООТВЕТСТВОВАТЬ ЦЕЛЯМ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ

ПРОФИЛАКТИКИ

THE STRUCTURE OF CRIMINALLY-EXECUTIVE SYSTEM SHOULD CORRESPOND TO PURPOSES POENTENTIARI OF PREVENTIVE MAINTENANCE

Рассматривается существующая в стране система исполнения уголовных наказаний. На основе проведенного анализа предлагается структурировать уголовно-исполнительную систему в соответствии с целями пенитенциарной профилактики.

The system of execution of criminal punishments existing in the country is considered. On the basis of the spent analysis, it is offered to structure criminally-executive system according to the purposes poententiari preventive maintenance.

В сфере основных интересов государства всегда были вопросы, связанные с защитой общества от преступных посягательств. Основным «инструментом» в этой борьбе было и остается уголовное и уголовно-исполнительное законодательство.

Применение уголовного наказания традици-онно рассматривается в контексте достижения определенных целей. Однако в уголовном и уго -ловно-исполнительном законодательстве эти цели определены в общем виде, без относитель -но конкретных видов наказаний. В то же время общая постановка целей, без привязки их к соответствующим видам наказания, создает условия для неодинакового понимания различными субъектами правоприменительной практики.

Такое разночтение в первую очередь негативно отражается на формировании политики государства в области борьбы с преступностью. Отсутствие четких целей применения того или иного вида наказания приводит к тому, что в отдельных случаях законодатель не в состоянии внятно определить основные приоритеты дея-тельности специализированных субъектов реализации уголовной ответственности и наказания. В качестве примера можно привести попытку сократить численность лиц, лишенных свободы, посредством либерализации уголовного и уголовно-исполнительного законодательства. От такого рода шагов в свое время предостерегал профессор Н. А. Стручков: «Ввиду большого переполнения мест лишения свободы стали при -бегать, как тогда говорили, к их «разгрузке». Эти «разгрузки» искусственно сокращали число осужденных и снижали эффективность наказания. И, что нельзя не отметить, практического эффек-

та с точки зрения действительной разгрузки ис -правительно-трудовых учреждений проводимые мероприятия не давали: число заключенных очень быстро восстанавливалось» [1. — С. 125]. Здесь закономерным может быть вопрос о том, какова же была необходимость в изоляции лица, если через определенное время государство ста -вит вопрос о его освобождении. При этом в расчет абсолютно не берется факт не только дости -жения целей наказания, но и их законодательно -го закрепления. По сути, цели, определенные законодательством, существуют сами по себе, а процесс исполнения наказаний — сам по себе. В литературе на этот факт обращал внимание В. Е. Южанин: « Какие бы благие цели ни ставил перед системой исполнения наказания законодатель, администрация мест лишения свободы всегда будет решать только те задачи, которые, по ее мнению, наиболее актуальны» [2. — С. 39].

Нельзя сказать, что в политике государства не уделяется внимания этим проблемам. Однако любые попытки их решения сами по себе становятся проблемами. Так, «новым» веянием стала попытка сместить акцент карательного воздействия государства в направлении «альтернативы» лишению свободы. К сожалению, даже специалисты не понимают реального значения понятия - «альтернативные наказания» [3. — С. 13; 4. — С. 4]. Действующее уголовно-исполнительное законодательство использует понятие «наказания, не связанные с изоляцией осужденного от общества» (раздел II УИК РФ). Никто не говорит, что это необходимо сделать для достижения закрепленных в законодательстве целей наказания. Решается все тот же вопрос — сокращение численности

осужденных к лишению свободы. Об этом прямо говорил директор Федеральной службы исполнения наказаний А. А. Реймер [5. — С. 13]. Резуль -тат получился таким, каким его прогнозировали многие специалисты.

Во-первых, наказания, не связанные с изоля -цией осужденных от общества, в силу неподго -товленности к такому количеству лиц, по сути, не исполняются. Штатной численности сотрудников уголовно-исполнительных инспекций едва хватает для регистрации состоящих на учете осужденных Говоря другими словами, бумага пишется, а реальной воспитательно-профилактической работы нет [6. — С. 2-5].

Во-вторых, качественный состав осужденных в местах лишения свободы в большинстве своем представляется наиболее криминализированной частью правонарушителей, отбывающих значительные сроки наказания. Об этом свидетельству -ет анализ обзорных документов Федеральной службы исполнения наказаний, и результаты некоторых научных исследований [7, 8, 9, 10, 11].

В-третьих, государство фактически «перекладывает» обязанность по реализации уголов-но-исполнительного законодательства на «пле-чи» рядовых граждан. Вы допустили совершение преступления, Вы и исправляйте преступника.

Отсутствие правильного понимания самой сущности уголовного наказания в виде лишения свободы приводит к тому, что его эффективность снижается не в силу объективных причин, а связи с неправильным его использованием. По нашему мнению, потенциал наказания в виде лишения свободы не используется в полном объеме.

Прежде всего это относится к профилактическим функциям пенитенциарных учреждений. В литературе неоднократно упоминается пенитен -циарная профилактика как самостоятельное направление в борьбе с преступностью [12]. Одна -ко это делается безотносительно тех целей, кото -рые закреплены в законодательстве. Только же -сткая привязка целей уголовного наказания к конкретному виду может обеспечить его эффективность. Так, наказание в виде лишения свободы обладает довольно серьезным профилактиче -ским потенциалом. Проблема заключается лишь в правильной организации исполнения данного вида наказания в соответствии с целями специфической (пенитенциарной) профилактики.

Рассмотрение вопросов теоретического обоснования и практической реализации пени -тенциарной профилактики, связанных с целями уголовного наказания, позволяет определить следующие концептуальные положения:

1. Лишение свободы как вид наказания обла -дает наиболее сильным профилактическим воз -действием. Исходя из этого, необходимо на законодательном уровне закрепить в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве в

качестве основной цели наказания в виде лише -ния свободы пенитенциарную профилактику.

2. Выделение пенитенциарной профилактики в качестве самостоятельной цели наказания в виде лишения свободы позволит кроме основных объектов воспитательно-профилактического воз -действия выделить и специальные. Их можно условно разделить на три группы:

а) объекты, которые возникают непосредственно в процессе исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы;

б) объекты, которые связаны с процессом исполнения уголовного наказания в конкретном исправительном учреждении или регионе;

в) объекты, которые имеют субъективный характер (отношение к наказанию как осуж-денных, так и сотрудников, на которых возло -жена задача реализации назначенного судом приго вора).

3. Пенитенциарная профилактика как самостоятельное направление деятельности уголовно -исполнительной системы в своем потенциале имеет совокупность как положительно на нее влияющих факторов, так и отрицательных. По -этому для реализации назначенного судом наказания необходимо в первую очередь акцентировать внимание на тех негативных и позитивных факторах, которые находятся в ведении уголов -но-исполнительной системы.

4. Правовое регулирование процесса пени -тенциарной профилактики принято считать делом сугубо ведомственным. Это не совсем правильный подход. При формировании пени -тенциарного законодательства необходимо исходить из тех целей, которые оно призвано достигать. Любые попытки в качестве ориен -тиров определять экономическую или политическую целесообразность приводят к нежела-тельным результатам. Нельзя забывать, что речь всегда идет о наших согражданах.

5. Правовое регулирование любого процес -са не будет иметь положительного результата, если сам процесс плохо организован. Здесь мы выделяем особое значение непосредственно организации процесса пенитенциарной профилактики. Он должен состоять из следующих частей:

а) любая деятельность всех структурных подразделений должна быть подчинена единой цели — пенитенциарной профилактике;

б) все субъекты пенитенциарной профилактики (независимо от их специализации) будут работать эффективно только тогда, когда их дея -тельность бу дет носить системный характер;

в) обеспечение деятельности субъектов пенитенциарной профилактики должно осуществляться только на основе информации объективного характера, т. е. полученной легальным путем;

г) результативность пенитенциарной про -филактики должна определяться не по уровню

рецидива среди освобожденных, а по характе -ру действий осужденного, как в процессе отбывания наказания, так и после него.

6. Пенитенциарная профилактика, представляет собой одну из разновидностей соци -альных функций государства. В этой связи в качестве самостоятельного субъекта профи -лактического воздействия принято выделять негосударственные учреждения и организации. С таким положением можно согласиться толь -ко отчасти. Ни один негосударственный субъ -ект не может иметь личной заинтересованно -сти в достижении положительного результата (исправления осужденного). Личную заинтере -сованность могут иметь только близкие осу ж -денному люди. Поэтому родственники осу ж -денного должны также рассматриваться в ка -честве специализированных субъектов пени -тенциарной профилактики.

10. Еремкин М. П. Криминологическая характеристика и профилактика насильственных преступлений, совершаемых осужденными в отношении персонала исправительных колоний: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — Рязань, 2002.

11. Слепов А. П. Предупреждение насиль -ственных преступлений, совершаемых осу ж -денными в исправительных колониях: авто -реф. дис. ... канд. юрид. наук. — Рязань, 2008.

12. Уваров И. А. Пенитенциарная профи -лактика: теоретическое обоснование и пробле -мы реализации в контексте достижения целей уголовного наказания: монография. — М., 2007.

ЛИТЕРАТУРА

1. Стручков Н. А. Советская исправительнотрудовая политика и ее роль в борьбе с преступностью. — Саратов, 1970.

2. Южанин В. Е. Реализация наказания в виде лишения свободы: монография. — Рязань, 1995.

3. Дворянсков И.В. Эффективность альтернативных наказаний (компенсационная модель): учебно-справочное пособие. — М., 2004.

4. Хромых Е. В. Альтернативные лишению свободы уголовные наказания: теория и практика назначения и исполнения: автореф. дис. . канд. юрид. наук. — Ростов н/Д., 2005.

5. Доклад директора ФСИН России А. А. Реймера на научно-практической конференции по вопросам реформирования уголовно -исполнительной системы // Реформирование уголовно-исполнительной системы: теоретиче-ский проект / под общ. ред. А. А. Реймера. — М.; Рязань, 2009.

6. Байсаров Х.-А. Сорок минут на перевоспитание?. Какова эффективность воспитательной работы УИИ? // Ведомости УИС. — 2008. — № 4.

7. Мазурин А. А. Криминологическая ха -рактеристика и предупреждение рецидивной преступности в исправительных учреждениях: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — Рязань, 2003.

8. Бирюкова Е. А. Криминологическая ха -рактеристика и предупреждение убийств, совершаемых осужденными в исправительных колониях: автореф. дис. . канд. юрид. наук. — Рязань, 2006.

9. Богачевская Е. А. Криминальное наси-лие лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — Рязань, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.