Научная статья на тему 'Структура творческого потенциала военного специалиста'

Структура творческого потенциала военного специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
413
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / CREATIVE ACTIVITY / CREATIVE THINKING / CREATIVE POTENTIAL / MILITARY-PROFESSIONAL ACTIVITY / PROFESSIONAL IMPORTANT QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тишин С. А.

В работе дано определение творческого потенциала военного специалиста, выделены группы профессионально важных качеств для его характеристики, описана структура творческого потенциала, выделены его компоненты и определены показатели для оценки уровня развития профессионально важных качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE OF THE CREATIVE POTENTIAL OF THE MILITARY SPECIALIST

In work is given determination of the creative potential of the military specialist, is chosen groups of the professional important qualities for his feature, is described structure of the creative potential, are chosen his components and are determined factors for estimation level professional important qualities.

Текст научной работы на тему «Структура творческого потенциала военного специалиста»

УДК 378.01

С.А. Тишин, ст. преподаватель каф. электрооборудования и автоматики Военно-учебного научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных сил Российской Федерации», соискатель каф. социальной работы Омского государственного педагогического университета, г. Омск, E-mail: tishinotii@mail.ru

СТРУКТУРА ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ВОЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА

В работе дано определение творческого потенциала военного специалиста, выделены группы профессионально важных качеств для его характеристики, описана структура творческого потенциала, выделены его компоненты и определены показатели для оценки уровня развития профессионально важных качеств.

Ключевые слова: творчество, творческое мышление, творческий потенциал, военно-профессиональная деятельность, профессионально важные качества.

В строящихся инновационных Вооруженных Силах, главным фактором эффективности которых, наряду с современной техникой и вооружением признается человек, самореализация военного специалиста в усложняющейся военно-профессиональной деятельности напрямую зависит от его возможностей творчески решать профессиональные задачи, творческого потенциала, характеристика которого возможна через анализ существующих в современной науке подходов к изучению творчества как особого вида человеческой деятельности, выявление особенностей и характеристик творчества в военном труде.

Категория «творчество» постепенно становится ключевой не только для философского осмысления сущности военного труда и попытки ответа на вопрос: что есть военнопрофессиональная деятельность - разрушение или созидание, но и для понимания динамики социально-исторических процессов в армии, перспектив развития личности военного человека, возрастания ее нравственной ответственности, инновационных возможностей Вооруженных Сил. Именно творчество офицера-полководца, а не слепое следование уставным правилам и должностным инструкциям, традиционно считалось слагаемым побед российского оружия.

Творчество - категория междисциплинарная. Его природа, источники, роль и значение в динамично меняющейся картине мира находятся в центре внимания философии. В современной философии проблема творчества полиаспектна, творчество рассматривается и как онтологический принцип существования мира, и как способ бытия человека в мире, и под многими другими углами зрения, в том числе и как особый вид деятельности человека. Творческая деятельность человека трактуется как процесс создания субъективно нового, основанный на способности порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности.

В психологии творческая деятельность человека рассмотрена как комплексная проблема, в исследовании которой наиболее важными результатами стали: определение психических состояний и механизмов их смены в процессе творческого акта, выделение отдельных этапов в творческом действии, а, главное для нашего исследования - определение закономерных связей между психикой конкретного человека и результативностью его творческой деятельности, а также утверждение перспективы развития творческих возможностей человека педагогическими средствами. «Для всякого творчества, - пишет В.М. Бехтерев, необходима та или иная степень одаренности и соответственное воспитание, созидающее навыки в работе. Последнее развивает склонность в сторону выявления природных дарований, благодаря чему, в конце концов, возникает почти непреодолимое стремление к творческой деятельности. Непосредственным же определением ее задач является окружающая среда в форме данной природы, материальной культуры и социальной обстановки, последней— в особенности» [1, с. 127]. В психологической теории обеспечена принципиальная возможность выделения универсальной характеристики личности, основанной на освоенном личностью социально-историческом опыте, а также ряде ее психических свойств и состояний, с помощью которой можно характеризовать творческие возможности человека.

В педагогике творческая деятельность человека, как правило, считается формой психической активности человека, определяющей процесс создания им субъективно новых или усовершенствования существующих знаний, опыта, объектов действительности, отношений, способов действий в проблемных ситуациях, осуществляемый за счет применения оригинальных идей, использования нестандартных решений на основе личного и освоенного социально - исторического опыта.

В теоретической базе, используемой в научной разработке проблемы творчества, содержатся указания на пять основных личностных детерминант творческих возможностей человека:

- врожденные и развитые в процессе творческой деятельности способности;

- фундаментальные, методологические, общие и специальные знания, умения и навыки, технологии творческого поиска и творческой деятельности;

- мотивация творчества;

- эмоциональная окраска творчества;

- опыт личной творческой деятельности.

Творчество в различной степени проявляется во всех формах социальной активности человека и, прежде всего, в основной форме, актуальной на протяжении всей его жизни -профессиональной деятельности. Для большинства людей именно этот вид деятельности предоставляет возможность удовлетворить всю гамму их потребностей, раскрыть свои способности, утвердить себя как личность, достигнуть определённого социального статуса. И.А. Акиндинова подчеркивает общепринятую в современной науке идею неразрывной связи личности и профессиональной деятельности, когда в ходе длительного профессионального труда, протекающего в определённых социальноэкономических условиях, формируются не только отдельные функциональные системы и психические процессы человека (профессиональное восприятие, память, мышление и пр.), но и его личность; складывается социально-профессиональный тип личности с определёнными ценностными ориентациями, характером, особенностями межгруппового, внутригруппового общения и т.п. [2].

В процессе творческой деятельности у специалиста формируются не столько сами новые знания и конструктивные элементы деятельности, сколько более общие представления о профессиональной деятельности, то есть ее вторичное содержание, которое не усваивается в процессе приема словесной информации или при наблюдении за образцами такой деятельности.

Военно-профессиональная деятельность, безусловно, имеет творческий характер, связанный с крайней сложностью ее предмета, целей и параметров. Сегодня она рассматривается в виде динамической системы взаимодействий военнослужащего с внешним миром, в процессе которых происходит выполнение им задач по обеспечению вооруженной защиты страны от угроз ее безопасности. Специфика творчества военного специалиста позволяет выделить четыре основные группы профессионально важных качеств, определяющих его характеристики:

- врожденные и развитые творческие способности;

- знания, умения и навыки в профессиональной области и в области научного поиска;

- мотивы и другие побудители к творчеству;

- личный и освоенный творческий опыт.

Различный уровень развития профессионально важных качеств, представляющих выделенные группы, определяет творческие возможности специалиста в военной деятельности, которые, как показывает практика, могут располагаться в очень широком диапазоне.

Наиболее целесообразно совокупность профессионально важных качеств военного специалиста, определяющих его творческие возможности в военно-профессиональной деятельности, как мы считаем, структурирует понятие «потенциал».

Потенциал (от лат. potentia - сила), в широком смысле -«средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии и могущие быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определённой цели, осуществления плана, решения какой-либо задачи; возможности отдельных лиц, общества, государства в определённой области» [3, с. 757]. Целесообразность использования понятия «потенциал» определяется тем обстоятельством, что его онтологический смысл позволяет объединить в одной интегративной характеристике профессионально важные качества различной природы и уровня сложности: от врожденных способностей до приобретенных в профессиональном военном образовании знаний, умений и навыков.

Творческий потенциал военного специалиста определяется нами как интегративное личностное образование, объединяющее его профессионально важные качества, которые могут быть приведены в действие для обеспечения творческого решения профессиональных задач, возникающих перед военным специалистом в современной военнопрофессиональной деятельности. Творческий потенциал личности является внутренним ресурсом изменения человека и ресурсом развития общества, представляющим собой интеграцию личностных качеств субъекта, выражающихся в отношении и направленности к творчеству, обеспечивающих его творческую самореализацию и саморазвитие; это ценностный ресурс, необходимый для деятельности творческого характера, способствующий выведению личности на такой уровень деятельности, когда она утверждает себя не только в порядке разрешения проблемы, но и в самоизменении и социальном изменении.

В структуре творческого потенциала военного специалиста возможно выделение четырех взаимосвязанных компонентов: креативного, гностического, побудительного и деятельностного.

Креативный компонент объединяет врожденные и развитые творческие способности специалиста, характеризующие его готовность к продуцированию и формулированию принципиально новых идей в решении актуальных проблем военно-профессиональной деятельности. В качестве показателей в него могут быть включены: -чувствительность к проблемам, противоречивости и дефициту научных знаний; воображение и фантазия; способность к творческому мышлению.

Понятие «чувствительность к проблемам» было введено Дж. Гилфордом, который рассматривал проблемную чувствительность как один из факторов интеллекта [4]. В современной науке его последователями чувствительность к проблемам, как правило, относится к числу основных черт творческой личности. Чувствительность к проблемам, противоречивости и дефициту научных знаний отражает специфичные для каждого человека взаимоотношения между реальными или возможными задачами, возникающими перед представителями его профессии (специальности) в военнопрофессиональной деятельности и существующими способами их решения. Учитывая уникальную многомерность мира субъекта военно-профессиональной деятельности,

стадиальность его становления, проявляющуюся в закономерной смене форм сознания, можно предположить, что чувствительность к проблемам, противоречивости и дефициту научных знаний в профессии является системно детерминированным явлением, но на разных стадиях

профессионального становления эта детерминация имеет свою специфику, причем одной из самых содержательных является стадия профессионального образования. Чувствительность к проблемам, противоречивости и дефициту научных знаний можно рассмотреть как профессионально важное качество военного специалиста, проявляющееся в способности выходить за рамки заданных инструкций, самостоятельно обнаруживать в военно-профессиональной деятельности области, содержащие противоречия, организовывать собственную работу по осмыслению и формулированию научных проблем.

Способность военного специалиста рассматривать обнаруженную проблему и с различной результативностью находить не существовавшие ранее возможные пути ее разрешения зависят от его воображения и фантазии.

Воображение считается процессом создания новых образов (представлений) на основе представлений и восприятий, полученных в предшествующем опыте. Подчеркнем, что, скорее всего, следует говорить не только о собственном, но и об освоенном специалистом опыте военно-профессиональной деятельности. Фантазия в таком подходе считается одним из проявлений воображения, процессом в котором новые образы не имеют под собой интериоризированного опыта военнопрофессиональной деятельности, а целиком принадлежат самому специалисту. Воображение и фантазия по своей сущности являются профессионально важными качествами военного специалиста, позволяющими ему, в той или иной мере, воспринимать и отражать проблемы военнопрофессиональной деятельности Воображение и фантазия есть чувственно-мыслительная способность сознания, обладающая содержанием, формой, объектным воплощением и соответствующими им гносеологическими функциями. Воображение и фантазия являются основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Воображение и фантазия военного специалиста, в составе креативного компонента его творческого потенциала, это профессионально важные качества, обеспечивающие курсанту потенциальные возможности создания объективно или субъективно новых образов (представлений) об объектах, субъектах и отношениях в профессиональной деятельности военного специалиста, позволяющих искать пути разрешения проблемных ситуаций.

Творчество военного специалиста связано с особым типом умственной деятельности - творческим мышлением, которое характеризуется диалектичностью, проблемностью,

познавательной активностью, конструктивной

самостоятельностью и в конечном итоге обеспечивает получение нового знания. Творческое мышление военного специалиста - это совокупность его профессионально важных качеств, определяющих способность осуществлять в процессе решения профессиональных задач особую умственную деятельность, отличительными признаками которой являются такие характеристики как: активность, самостоятельность, прогностичность, гибкость, критичность, быстрота; ориентировка в исследованиях боевых и технических свойств оружия и военной техники, обобщение результатов испытаний и разработка предложений по совершенствованию способов боевого применения и эксплуатации средств вооружения; создание методик исследования конструируемых систем оружия и приемов их боевого применения; проектировка сооружений и руководство работами по их строительству и др.

Творчество военного специалиста - это деятельность, направленная на производство субъективно или объективно нового знания, которое получает социальную апробацию и входит в систему военно-профессиональной деятельности. Его природа раскрывается на основе трактовки военной науки, как ряда сменяющих друг друга и объединенных исторической связью систем знания, опредмечиваемых в военнопрофессиональной деятельности [5]. Рассматривая научное творчество как добывание нового знания, в каждом случае используют определенную «точку отсчета», то есть соотносят его с достигнутым уровнем науки: поэтому такие признаки

творческого акта, как оригинальность, необычность, новизна и т. п. приобретают реальный смысл только в контексте логики развития военной науки. Теоретическая база, на которую опирается творчество специалиста определяет, во многом, насколько приближены друг к другу субъективная и объективная новизна творческого продукта, в этом процессе проявляется гностический компонент, который проецирует на творческий потенциал теоретическую базу, которой обладает специалист, и отражает его готовность использовать ее в ходе творческой военно-профессиональной деятельности. Состояние гностического компонента отражают следующие показатели: фундаментальная и методологическая подготовка; операциональное оснащение; профессиональные знания, умения и навыки.

Фундаментальную и методологическую подготовку военного специалиста представляется как степень овладения им системой общенаучных знаний, навыков их получения, обобщения, объяснения и использования в творческой профессиональной деятельности.

В понятие «операциональное оснащение» включаются освоенные специалистом алгоритмы и способы военнопрофессиональной деятельности, позволяющие ему преобразовывать образы творческого продукта в конкретные графические, математические и словесно-логические формы.

Творчество военного специалиста - это высокая ступень его профессиональной деятельности, направленной на поиск более совершенных методов, приемов и средств решения проблем военной науки и практики. Но создание нового всегда связано с успешным усвоением уже существующей базы знаний. Профессиональные знания, умения и навыки включают в себя не только результаты военных исследований, но и накопленный поколениями опыт военно-профессиональной деятельности. Другими словами, профессиональные знания, умения и навыки военного специалиста - это готовые знания, освоенные целесообразные образцы поведения, наработанные автоматические действия, позволяющие решать типичные ситуации в профессиональной деятельности, служащие элементарными основаниями для творческого продукта.

Динамические характеристики творчества, как и любого другого вида человеческой деятельности, в значительной степени, определяются его побудительной сферой.

Всю совокупность динамических тенденций, побуждающих военного специалиста к творческой военнопрофессиональной деятельности объединяет побудительный компонент творческого потенциала. В его составе: мотивы творческой деятельности, эмоциональная окраска собственного опыта творческой деятельности и ценностные ориентации, связанные с творчеством.

Под мотивами творческой деятельности военного специалиста понимается устойчивая внутренне организованная система мотивов и мотивационных комплексов, побуждающая его к сознательному творчеству в военно-профессиональной деятельности.

Однако, по утверждению А.Э. Петросяна, мотивация не существует в безвоздушном пространстве [6]. Возможность реализации мотива в творчестве обусловлена не только внешними факторами, но и интериоризированными человеком общественными установлениями. Творчество имеет глубокий личностный смысл только тогда, когда оно совпадает с ними, или хотя бы не противоречит им. Шкала оценок, применяемых специалистом для ориентировки в военно-профессиональной деятельности, основана на своеобразных «фильтрах» его поведения - ценностях, представляющих собой социально оправданные с точки зрения военного специалиста формы профессионального поведения. Ценности,

интериоризированные личностью далеко не однородны. На самом низшем уровне - это предметы, имеющие значимость, на следующем - нормы, определяющие предпочтительные способы действий и допустимые отклонения от них, на высшем уровне - убеждения и идеалы.

В структуре творческого потенциала военного специалиста представляют научный интересе не только

интериоризированные им ценности, но и порожденные процессом интериоризации отношения к собственной творческой военно-профессиональной деятельности, т.е. его ценностные ориентации, связанные с творчеством в военнопрофессиональной деятельности. Ценностные ориентации -важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом военного специалиста, опытом его военно-профессиональной деятельности, совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для человека от незначимого и несущественного.

С точки зрения Е.П. Ильина [7] нам трудно себе представить те формы освоения действительности, которые не продиктованы непосредственным утилитарным эффектом:

игру, творчество и восприятие произведений искусства,

теоретическое познание без эмоций.

Эмоциональная окраска опыта творческой деятельности отражает частоту колебания и амплитуду переживания

военным специалистом положительных или отрицательных эмоциональных состояний во время и в результате творчества, а также проявление волевых усилий в творческом решении профессиональных задач. Наиболее яркую эмоциональную окраску опыту творческой деятельности придает ситуация успеха. С социальной точки зрения успех - это оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами ее деятельности. С психологической точки зрения успех - это состояние радости, удовлетворение от того, что результат, к которому личность стремилась либо совпал с уровнем притязаний, либо превзошел их. Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может настолько изменить отношение специалиста к творчеству в военнопрофессиональной деятельности, что резко меняет ее ритм и стиль, взаимоотношения в профессиональной группе и прочие характеристики. Ситуация успеха может стать своего рода катализатором выхода на следующую ступень профессионализма, когда профессиональная деятельность военного человека становится творческой. На базе положительной эмоциональной окраски профессионального опыта могут сформироваться устойчивые чувства удовлетворения, формируются новые, более сильные мотивы предпочтения творческого характера военно-профессиональной деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. В том случае, когда успех делается устойчивым, постоянным, речь может идти о формировании положительного образа «Я-профессионал».

С использованием творческого потенциала военных специалистов на практике связан деятельностный компонент, на котором основано осознание человеком себя как профессионала, способного творчески заниматься выбранной профессиональной деятельностью.

В ходе решения проблемных профессиональных задач, осуществлении научного поиска у каждого профессионала формируется опыт творческой деятельности, т.е. осмысленное, оцененное и закрепленное содержание предыдущей военнопрофессиональной деятельности, имеющей творческий характер, который, как мы считаем, можно рассматривать в трех аспектах.

С одной стороны, творческие возможности военного специалиста определяет его собственный опыт, благодаря которому он имеет представление о творческой военнопрофессиональной деятельности, себе как субъекте творчества, обладает необходимыми инструментами соотнесения этих представлений и осознает собственные задачи профессионального и творческого развития.

С другой стороны, следует отметить чужой опыт творчества в военно-профессиональной деятельности, который может быть специалистом интериоризирован, освоен, воспринят как свой, а, следовательно, значительно расширяет содержание собственного опыта.

С третьей стороны, потенциальные возможности творчества военного специалиста, безусловно, зависят от его личных творческих достижений, имеющихся позиций в выбранном направлении научных исследований.

Строительство инновационных Вооруженных Сил, структура и содержание творческого потенциала военного

способных обеспечить военно-политическую безопасность специалиста способна обеспечить введение творческого

России в современных условиях ориентирует потенциала в число целей военного образования и профессиональное военное образование на качественно новую профессиональной подготовки военнослужащих. подготовку военного специалиста. При этом, представленная

Библиографический список

Бехтерев, В.М. Объективная психология. - М.: Наука, 1991.

Акиндинова, И.А. Психология и педагогика в общественной практике: Психолого-педагогические проблемы развития личности в

современных условиях. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000.

Ушаков, Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. - М.: «Альта-Принт, ООО Издательство «Дом.ХХ1 век», 2008.

Гилфорд, Д. Три стороны интеллекта. Психология мышления. - М: Прогресс, 1965.

Сорокин, Б.Ф. Философия и психология творчества. - Орел: Изд-во ОГУ, 2000.

Петросян, А.Э. В Саду расходящихся тропок: Ценностные основания научного творчества. - Тверь: Икар, 1994.

Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001.

Bibliography

Behterev, V.M. Objective psihologiya. - M.: Nauka,1991.

Akindinova, I.A. The Psychology and pedagogy in public practical person: Psihologo-pedagogical problems of the development to personalities in modern condition. - SPb.: Izd. RGPU im. A.I. Gercena, 2000.

Ushakov, D.N. The Big explanatory dictionary of modern russian language. - M.: "Alta-Print, OOO Publishers "Dom.XXI vek", 2008.

Gilford, D. Three sides of the intellect. The Psychology of thinking. - M: Progress, 1965.

Sorokin, B.F. Filosofiya and psychology of creative activity. - Orel: Izd. OGU, 2000.

Petrosyan, A. E. In Garden of dispersing ways: High-priced basis scientific of creative activity. - Tver: Ikar, 1994.

Iliin, E.P. Emotions and feelings. - SPb: Piter, 2001.

Article Submitted 04.02.11

УДК 512(072)

Н.А. Шкильменская, зав.каф. педагогики и психологии Коряжемского филиала ГОУВПО «ПГУ им.М.В. Ломоносова», E-mail: shkilmenskaya@kfpgu.ru

О СТРУКТУРЕ ГУМАНИТАРНОГО ПОТЕНЦИАЛА ШКОЛЬНОГО КУРСА АЛГЕБРЫ И НАЧАЛ АНАЛИЗА

В работе обосновывается и определяется структура гуманитарного потенциала школьного курса алгебры и начал анализа, выделяется и описывается каждый ее компонент, а также характеризуется роль гуманитарного потенциала курса алгебры и начал анализа в современном образовании.

Ключевые слова: гуманитарный, гуманитарный потенциал школьного курса алгебры и начал анализа, гуманитаризация математического образования.

Борьба идей личностно-ориентированной и предметноориентированной парадигм образования отражает существо предлагаемых сегодня нововведений в математическое образование. Существующая профилизация образования, нацеливает на поиски путей обучения математике не только будущих математиков, физиков, инженеров, но и юристов, журналистов, музыкантов, спортсменов. Однако, отсутствие всеобъемлющего определения «гуманитарной математики», богатство её воплощений в различных сферах человеческой деятельности, разноплановость, создают определенные трудности для систематического описания всех тех ее проявлений, которые свойственны курсу математики гуманитарного направления. Всю совокупность таких проявлений мы будем называть в дальнейшем гуманитарным потенциалом курса математики, включая в него и то, что общепризнано гуманитарным в математике, и то, что должно быть таковым по канонам гуманитарных наук.

Как известно, алгебра — одна из самых древних наук, и знакомство с ее историей как с точки зрения развития математических идей, так и в связи с различными историческими аспектами развития общества, безусловно, является важным элементом гуманитарного образования школьников. При этом, нельзя не учитывать тот факт, что история математики есть часть истории культуры, и в этом смысле ее изучение преследует ту же цель, что и изучение истории культуры, т.е. знакомит человека с фактами культурной жизни человечества, показывает те ступени, по которым медленно, в течение тысячелетий поднимались люди, прежде чем дошли до своего теперешнего состояния. В некоторой степени история науки позволяет приблизиться к

пониманию ценности не только областей исследований прошлого, но и современных ветвей математики. Для учащихся весьма существенно знакомство с истоками творчества крупнейших представителей науки прошлого, со значением их открытий для общественного прогресса. О назначении истории науки прекрасно сказал Г. Лейбниц: «Весьма полезно познать истинное происхождение замечательных открытий, особенно таких, которые, были сделаны не случайно, а силою мысли. Это приносит пользу не столько тем, что история воздает каждому свое и побуждает других добиваться таких же похвал, сколько тем, что познание метода на выдающихся примерах ведет к развитию искусства открытия» [1, с. 35].

История человечества — это история неустанного поиска истины и красоты. Еще на заре цивилизации люди стремились заглянуть в тайны прекрасного и найти в них математические начала. «Все прекрасно благодаря числу» — говорил Пифагор. Это можно объяснить тем, что математическая деятельность подчиняется законам красоты. Ж. Адамар утверждал, что ученый, видя структурно несовершенную, несимметричную, «кривобокую» математическую конструкцию, начинает испытывать потребность в активной деятельности по ее гармоничному дополнению [2]. Однако, сходство между эстетическим восприятием действительности в математике и искусстве обусловлено не только важностью в нем эстетических мотивов. Оно заключено в тождественности внутренних структур восприятия, поэтому прекрасное в математике, можно подразделить на то, что вскрывается человеком непосредственно органами его чувств при пассивном участии мышления, и на то, что становится явным лишь в результате активной аналитико-синтетической деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.