Научная статья на тему 'Структура ценностно-смысловой сферы личности старшеклассников с различными формами одаренности'

Структура ценностно-смысловой сферы личности старшеклассников с различными формами одаренности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
761
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ОДАРЕННОСТЬ / ЯВНАЯ / СКРЫТАЯ ФОРМЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ / VALUE SPHERE OF PERSONALITY / INTELLECTUAL GIFTEDNESS / EXPLICIT AND LATENT FORMS OF INTELLECTUAL GIFTEDNESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Спешилова Татьяна Сергеевна

В статье рассматриваются результаты исследования структуры ценностно-смысловой сферы личности интеллектуально одаренных старшеклассников. Констатируются различия в структурных компонентах ценностно-смысловой сферы у учащихся с явной и скрытой формами интеллектуальной одаренности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE OF PERSONALITY VALUE SPHERE OF SENIOR PUPILS WITH DIFFERENT FORMS OF GIFTEDNESS

The article presents research results of the personality value sphere structure of intelligent senior pupils. The author considers differences in structural components of the value system of the pupils with explicit and latent forms of the intellectual giftedness.

Текст научной работы на тему «Структура ценностно-смысловой сферы личности старшеклассников с различными формами одаренности»

УДК 159.928.22 Спешилова Татьяна Сергеевна

соискатель, старший преподаватель кафедры общеинженерной технологии филиала Иркутского государственного технического университета в г. Усолье-Сибирском dom-hors@mail.ru

СТРУКТУРА

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ФОРМАМИ ОДАРЕННОСТИ

Speshilova Tatyana Sergeevna

PhD applicant, Senior Lecturer of the General Engineering Technology Department, Irkutsk State Technical University, branch in Usolye-Siberian dom-hors@mail.ru

STRUCTURE OF PERSONALITY VALUE SPHERE OF SENIOR PUPILS WITH DIFFERENT FORMS OF GIFTEDNESS

Аннотация:

В статье рассматриваются результаты исследования структуры ценностно-смысловой сферы личности интеллектуально одаренных старшеклассников. Констатируются различия в структурных компонентах ценностно-смысловой сферы у учащихся с явной и скрытой формами интеллектуальной одаренности.

Ключевые слова:

ценностно-смысловая сфера личности, интеллектуальная одаренность, явная, скрытая формы интеллектуальной одаренности.

Summary:

The article presents research results of the personality value sphere structure of intelligent senior pupils. The author considers differences in structural components of the value system of the pupils with explicit and latent forms of the intellectual giftedness.

Keywords:

value sphere of personality, intellectual giftedness, explicit and latent forms of intellectual giftedness.

В настоящее время на уровне государственной политики общества обозначена потребность в раскрытии интеллектуального потенциала интеллектуально одаренных детей, представляющих значительный резерв развития общества. Ведется активный поиск технологий, способствующих реализации интеллектуальных ресурсов личности. В отечественной психологии накоплен значительный массив данных в отношении особенностей личности одаренных детей подростков, однако остается ряд не решенных вопросов в отношении выделении психологических факторов, определяющих реализацию интеллектуального потенциала. Вместе с тем известно, что процесс самореализации личности определяется содержанием ценностно-смысловых структур. Однако ценностно-смысловая сфера личности учащихся с различными формами одаренности не выступала в качестве предмета научного анализа.

Цель данного исследования состояла в выявлении структуры ценностно-смысловой сферы личности учащихся с явной и скрытой формами интеллектуальной одаренности.

При определении структуры ценностно-смысловой сферы личности мы опирались на взгляды И.П. Шапенковой [1], которая рассматривает ценностно-смысловую сферу через структурные компоненты, такие как: ценности-знания, ценности-мотивы, ценности-цели, ценности-смыслы. Каждый из выделенных структурных компонентов, в свою очередь, может быть наполнен конкретным смыслообразующим содержанием. Содержание ценностно-смысловой сферы личности представлено четырьмя группами смыслообразующих характеристик: ценности самоосуществления, ценности познания, ценности витального существования и комфорта, ценности духовно-нравственного порядка.

В исследовании использовалась комплексная программа идентификации интеллектуально одаренных учащихся: использовались тест интеллекта Р. Кеттелла, набор креативных тестов Ф. Вильямса, экспертные оценки родителей и учителей, анализ достижений в интеллектуальной деятельности. По результатам психодиагностики, а также опираясь на «Рабочую концепцию одаренности» [2], были сформированы три группы испытуемых. Группа учащихся с явной формой одаренности: составила 32 человека, коэффициент интеллекта в пределах от 120 до 140 Ю; показатели креативности выше средних значений, старшеклассники являются призерами олимпиад различного уровня, смотров-конкурсов творческих работ, обучаются по программе повышенной сложности. В группу учащихся со скрытой формой одаренности вошло 39 человек, имеющих идентичный первой группе интеллектуальный и творческий потенциал, обучаются по программам повышенной сложности, не имеют достижений в интеллектуальной деятельности. В группу обычных учащихся вошли 39 человек со средним уровнем интеллектуального развития, не имеющие достижений в интеллектуальной деятельности.

На следующем этапе эмпирического исследования изучалась структура ценностно-смысловой сферы личности интеллектуально одаренных и обычных учащихся. Для изучения ценностно-смысловой сферы личности мы операционализировали структурно-содержательную модель ценностно-смысловой сферы, предложенную И.П. Шапенковой [3] путем сопоставления предложенных в психологической практике подходов. Было установлено, что смысловая нагрузка категорий, предложенная авторами (И.П. Шапенко-

вой, М. Рокичем, В.Ф. Соповым, Л.В. Карпушиной), по своей содержательной наполненности является идентичной. В связи с этим ценности-знания измерялись с применением методики М. Рокича [4]; для диагностики ценностей-мотивов применялся морфологический тест жизненных ценностей В.Ф. Сопова, Л.В. Карпушиной [5]. Исследование осуществлялось путем качественного анализа направленного на выявление частоты встречаемости в протоколах определенных ценностных категорий, далее ценности ранжировались. Структурные компоненты ценности-цели и ценности смыслы определялись с использованием методики предельных смыслов Д.А. Леонтьева [6], на основе качественного анализа индивидуальных особенностей структуры смыслового древа. «Смысловые категории» в структуре древа рассматривались нами как ценности-цели и ранжировались в соответствии с ценностями по модели И.П. Шапенковой. Ценности-смыслы определялись путем качественного анализа предельных смыслов.

Статистический анализ структуры ценностно-смысловой сферы личности учащихся с явной, скрытой формами интеллектуальной одаренности и обычных учащихся показал, что структура ценностносмысловой сферы личности учащихся с явной формой интеллектуальной одаренности представлена наличием всех структурных компонентов, которые содержательно наполнены ценностями самоосуществ-ления и ценностями познания. При этом отмечен дефицит ценностей витального существования и комфорта. Следовательно, учащиеся с явной формой одаренности руководствуются в своей жизни ценностями непрерывного самообразования, саморазвития, развития своих творческих способностей, самореализации. Видят смысл своего существования в познании себя, человеческих возможностей, окружающего мира, самореализации своего интеллектуального потенциала.

Структура ценностно-смысловой сферы личности учащихся со скрытой формой одаренности содержательно представлена по всем структурным компонентам (ценности-знания, ценности-мотивы, ценности-цели, ценности-смыслы) доминированием ценностей духовно-нравственного порядка, при этом наблюдается дефицит ценностей познания. Таким образом, учащиеся со скрытой формой одаренности видят смысл своего существования в милосердии, доброте, нравственности, религиозных убеждениях, при этом самообразование, познание, реализация своих возможностей и способностей не является для данной категории детей целеполагающей.

Структура ценностно-смысловой сферы личности обычных учащихся характеризуется доминированием ценностей витального существования и комфорта. Респонденты стремятся к материальному благополучию, достатку, верной и преданной дружбе, получению от жизни удовольствия, постоянным развлечениям, а также заботе о своем физическом и психическом здоровье, привлекательной внешности. Следует отметить, что среди ценностей познания выявляется незначительное количество предпочитаемых выборов, что указывает на то, что самообразование, интеллектуальное развитие, познание не несет для обычных учащихся личностной значимости.

Таким образом, в группе учащихся с явной формой одаренности доминируют ценности самоосу-ществления и познания, для учащихся, не реализующих свой потенциал, характерны ценности духовнонравственного порядка, вместе с тем для обычных учащихся в большей степени присуще ценности витального существования и комфорта. Выявленные различия позволяют говорить о том, что целеполагающим и смыслосодержащим в жизнедеятельности учащихся с явной формой одаренности являются ценности самопознания, саморазвития, неутолимой потребности в знаниях и образовании, реализации своих способностей и талантов. Структура ценностно-смысловой сферы выступает достаточно гармоничной. Тогда как основополагающими ценностными ориентирами и смыслами в жизни старшеклассников со скрытой формой одаренности выступают постулаты любви и преданности своему отчеству, милосердия и сострадания, добра и нравственности, религиозные воззрения. Структура не гармонична, наблюдается дисбаланс.

Следовательно, развитие и реализация своего интеллектуального потенциала является для респондентов с явной формой одаренности смысложизненным аспектом существования. Для учащихся со скрытой формой одаренности смыслосодержащими выступают духовно-нравственные ценности, а ценность познания и самореализации не является ценностным аспектом, вследствие чего отмечается низкая степень самореализации интеллектуального потенциала.

Таким образом, все вышесказанное определяет необходимость организации целенаправленной психологической работы, направленной на развитие ценностно-смысловой сферы личности учащихся со скрытой формой интеллектуальной одаренности.

Ссылки:

1. Климонтова Т.А. Психологические механизмы самоорганизации внутреннего мира интеллектуально одаренных старшеклассников: Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2011. № 3. С. 32-41.

2. Рабочая концепция одаренности / Д.Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков, А.В. Брушлинский [и др.]; под. ред. Д.Б. Богоявленской. М, 2003.

3. Климонтова Т.А. Указ. соч.

4. Серый А.В., Яницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности. Кемерово, 1999.

5. Сопов В.Ф. Морфологический тест жизненных ценностей // Прикладная психология. 2001. № 4. С. 9-17.

6. Леонтьев Д.А. Методика предельных смыслов: метод. рук. М., 1999.

References (transliterated):

1. Klimontova T.A. Psikhologicheskie mekhanizmy samoorganizatsii vnutrennego mira intellektual'no odarennykh

starsheklassnikov: Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psikhologiya.

2011. № 3. P. 32-41.

2. Rabochaya kontseptsiya odarennosti / D.B. Bogoyavlenskaya, V.D. Shadrikov, A.V. Brushlinskiy [et al.]; ed. by D.B. Bogoyavlenskaya. M, 2003.

3. Klimontova T.A. Op. cit.

4. Seriy A.V., Yanitskiy M.S. Tsennostno-smyslovaya sfera lichnosti. Kemerovo, 1999.

5. Sopov V.F. Morfologicheskiy test zhiznennykh tsennostey // Prikladnaya psikhologiya. 2001. № 4. P. 9-17.

6. Leont'ev D.A. Metodika predel'nykh smyslov: metod. ruk. M., 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.