Структура социального пакета коммерческого предприятия (на примере ведущих нефтегазовых предприятий России)
И. В. Марик (Московский гуманитарный университет)*
В статье определены теоретические подходы к корпоративной социальной ответственности. Проанализированы основные направления социальных программ ведущих российских нефтегазовых предприятий. Рассмотрено влияние социального пакета на работников предприятий. Ключевые слова: социальные программы, социальная ответственность, кадровая политика, льготы, компенсации, страхование.
Трансформационные процессы, происходившие с 90-х годов прошлого века в России, обусловили внимание к феномену предпринимательства как к источнику развития экономической и социальной сфер общества. Предприниматель стал одним из главных действующих субъектов рынка. Он ответственен за успех предприятия, предоставление рынку необходимого товара, соблюдение законов и договоренностей с партнерами, инвесторами, работниками и государством.
Практика многих предприятий показывает, что социальная защищенность работников, их благосостояние становятся фактором роста производительности труда, обеспечения стабильности и роста производства. Социальная ответственность бизнеса подразумевает определенный уровень развития предприятия и добровольный отклик на социальные проблемы общества.
Первый и наиболее ранний подход к вопросам корпоративной социальной ответственности выражен в теории корпоративного эгоизма (М. Фридман и Д. Хендерсон). Ее основным постулатом стал тезис о том, что, если компания не уходит от налогообложения, устанавливает приемлемый уровень заработной платы, выполняет условия по безопасности труда и защите экологии, то такая компания ведет добросовестную деловую практику и является социально ответственной.
Такие действия позволят улучшить имидж компании, а в долгосрочной перспективе снизить риски и облегчить процесс привлечения на работу сотрудников (Friedman, 1970). Таким образом, бизнес выполняет часть государственно-социальных функций в добровольном порядке, тем самым содействуя социальной политике государства посредством осуществления благотворительных и социальных программ. Данные мероприятия позволяют меценату стать достойным и признанным членом и подняться выше в иерархично организованной стратификационной системе общества.
Согласно теории Маслоу потребности (физиологические, потребности в безопасности, аффективные и потребности высшего порядка — в самооценке и самовыражении) располагаются в виде строгой иерархической структуры. Потребности нижних уровней требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней. Перечислим условия, которые способствуют удовлетворению потребностей персонала на предприятии: создание на рабочем месте духа команды; предложение подчиненным более содержательной работы; продвижение по служебной лестнице; обеспечение обучения и переподготовки; реализация потребности в самовыражении; поощрение
* Марик Иван Васильевич — аспирант кафедры социологии Московского гуманитарного университета. Тел.: +7 (499) 374-60-21. Эл. адрес: [email protected]
и развитие у подчиненных творческих способностей.
Социальная ответственность бизнеса предполагает наличие определенных социальных программ на предприятии, представляющих комплекс социальных услуг по профессионально-ведомственному принципу на льготных условиях. Социальные программы представляют собой совокупность научно обоснованных мероприятий, реализация которых способствует наиболее эффективному решению социальных проблем персонала предприятия (Чиркова, 2007: 57).
Крупные коммерческие компании используют проблемно-ориентированный подход при разработке пакета социальных программ или социального пакета предприятия. Таким образом, социальная программа как элемент социального пакета предприятия имеет своей целью решение социальной проблемы в рамках одного из направлений политики развития персонала на предприятии.
Исследование структуры социального пакета ведущих нефтегазовых предприятий России позволило выделить следующие социальные программы:
1. Программы добровольного медицинского страхования (ДМС).
2. Программы негосударственного пенсионного страхования.
3. Программы по улучшению жилищных условий работников предприятия.
4. Спортивно-оздоровительные и социокультурные программы.
5. Программы формирования кадрового потенциала и развития персонала.
Рассмотрим их содержание и формы реализации.
Корпоративный полис ДМС дает работнику возможность получать качественные медицинские услуги в престижных клиниках, а также существенно поднимает авторитет компании в глазах работников. В ряде крупных компаний медицинское обеспечение работников производится собственными силами, с помощью поликлиник, больниц и медико-санитарными частями. Подразделения медико-санитарной части в вахтовых
поселках максимально приближены к основному производству, сформирована сеть фельдшерских здравпунктов на газовых промыслах и в жилых поселках, что позволяет в кратчайшие сроки оказывать медицинскую помощь. Согласно проведенному социологическому исследованию в компании ООО «Газфлот» в 2010 г. добровольное медицинское страхование актуально среди работников и составляет 37,1% выборов респондентов. Анализ социальных отчетов компаний ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Газпром», ОАО «Газпром нефть» и ООО «Газпром добыча Ямбург», представленных на официальных интернет-ресурсах компаний, показал, что большое внимание медицинскому обслуживанию работников уделяется в компании «Газпром добыча Ямбург» (данные 2007, 2008 и 2009 гг. на рисунке 1, с. 284).
В рамках действующей системы пенсионного обеспечения в компании «Роснефть» введено понятие полной пенсии, состоящей из трех взаимодополняющих частей: государственной пенсии; корпоративной пенсии, финансируемой за счет пенсионных взносов компании; индивидуальной пенсии, которая формируется за счет добровольных взносов работника в негосударственный пенсионный фонд. Данная схема пенсионного обеспечения отражает паритетное участие работодателя и работника в финансировании его будущей корпоративной пенсии. Из данных социальных отчетов следует, что наибольшее внимание в 2007 г. негосударственному пенсионному обеспечению уделялось в компании «Газпром добыча Ямбург», однако в 2009 г. позиции кардинально поменялись, и лидирующее место заняла компания «Роснефть» (рис. 2, с. 284).
Одним из приоритетных направлений социальных программ является улучшение жилищных условий своих работников и членов их семей, а также семей неработающих пенсионеров. Социологический опрос в компании «Газфлот» показал, что 46% опрошенных работников выделяют для себя улучшение жилищных условий как наиболее актуальную социальную программу.
□ ОАО «НК“Роснефть”» иОАО «Газпром» □ ОАО«Газпромнефть» □ ООО«ГазпромдобынаЯмбург»
Рис. 1. Результаты контент-анализа социальных отчетов по структурному элементу —
медицинское обслуживание
ОАО «НК “РОСНЕФТЬ”» ОАО «Газпром»
ОАО «ГАЗПРОМНЕФТЬ» ООО «Газпром добыча Ямбург»
Рис. 2. Результаты контент-анализа социальных отчетов по структурному элементу —
пенсионное обеспечение
Анализируя социальные отчеты, представленные на официальных интернет-ресурсах компаний «Роснефть», «Газпром добыча Ямбург», «Сибур холдинг», «РЖД», выделим формы реализации этих программ: корпоративное ипотечное жилищное кредитование; компенсации ставки по кредиту; жилищное строительство; участие в реализации федеральной целевой программы «Жилище»; предоставление служебного жилья; приобретение готового жилья; оказание финансовой помощи работникам, приобретающим жилые помещения в собственность; создание специализированного жилищного фонда компании.
На основании социальных отчетов компаний «Сибур холдинг», «Газпром нефть», «РЖД» отметим высокую значимость спортивно-оздоровительной и культурно-массовой работы, проводимой в этих компаниях. Данные мероприятия способствуют укреплению внутрикорпоративных связей между предприятиями, формируют у работников здоровый образ жизни, развивают творческие способности. Формы их реализации: зимняя и летняя спартакиады; кубок прези-
дента компании по волейболу; чемпионат по рыболовному спорту; зимняя и летняя спартакиады среди детей железнодорожников; чемпионат Международного спортивного союза железнодорожников по велоспорту в Санкт-Петербурге.
Процесс формирования кадрового потенциала компании во многом зависит от наличия системы развития и обучения персонала, которая обеспечивает благоприятные условия для профессионального роста работников. По результатам анализа социальных отчетов компаний «Газпром», «Газпром добыча Ямбург», «Газпром нефть», «Роснефть» выделена высокая значимость образовательных программ для компании «Газпром» (рис. 3).
Развитие персонала осуществляется в следующих формах: создание корпоративных стандартов качества; развитие внутренней экспертизы и системы наставничества; создание инновационной среды в компании и программ ротации персонала; взаимодействие с учебными заведениями среднего и высшего уровня. Компании разрабатывают программы развития управленческих и профес-
Частота
2007год 2008 год 2009год
О о АА ОО □ □ <НК“РОСНЕФТЬ”» «ГАЗПРОМНЕФТЬ» ОАО«Газпром» □ ООО «Газпром добычаЯмбург»
Рис. 3. Результаты контент-анализа социальных отчетов по структурному элементу —
улучшение жилищных условий
сиональных навыков с целью формирования кадрового резерва предприятия. Инновационный проект развития системы привлечения талантливой молодежи со школьной скамьи и дальнейшее обучение с последующим трудоустройством в компанию.
Таким образом, отмечается полиструк-турный характер социального пакета предприятия с многообразием форм реализации социальных программ. Он служит инструментом социального обеспечения, социального страхования, способствует профессиональному и личностному развитию работников. Тем самым реализуются принципы государственного и коммерческого финансирования социальных услуг, способствующих удовлетворению комплекса разноуровневых социальных потребностей персонала предприятия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Чиркова, А. Е. (2007) Взаимодействие власти и бизнеса в реализации социальной политики: региональная проекция. М.
Friedman, M. (1970) The Social Responsibility
of Business Is to Increase Its Profit // New York Times. 13 Sept. P. 33.
THE STRUCTURE OF SOCIAL PACKAGE N COMMERCIAL ENTERPRISE (BY THE EXAMPLE OF THE LEADING OIL AND GAS ENTERPRISES OF RUSSIA)
I. V. Marik (Moscow University for the Humanities)
The article defines the theoretical approaches to corporate social responsibility. The basic directions of social programs of the leading Russian oil and gas enterprises are analyzed. The influence of social employment benefits on workers of the enterprises is considered.
Keywords: social programs, social responsibility, personnel policy, benefits, compensations, insurance.
BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION) Chirkova, A. E. (2007) Vzaimodeistvie vlasti i biznesa v realizatsii sotsial’noi politiki: regional’-naia proektsiia. M.
Friedman, M. (1970) The Social Responsibility of Business Is to Increase Its Profit // New York Times. 13 Sept. R. 33.
Научная жизнь
28 июня 2011г. в Московском гуманитарном университете состоялось Торжественное заседание Ученого совета, посвященное юбилею ректора МосГУ И. М. Ильинского. Выступавшие особо отмечали роль И. М. Ильинского в развитии Московского гуманитарного университета как крупного образовательного и научного центра, создании всемирно признанной научной школы молодежных исследований МосГУ, выдвижении масштабных научных концепций и проектов, получивших широкий общественный резонанс. С именем И. М. Ильинского связано формирование современной системы государственной молодежной политики в России.
Указом мэра Москвы С. С. Собянина от 28 июня 2011 г. № 46-УМ «за заслуги в развитии высшего образования и большой личный вклад в подготовку высококвалифицированных специалистов для города Москвы» ректор Московского гуманитарного университета И. М. Ильинский награжден высшей наградой правительства столицы — знаком отличия «За заслуги перед Москвой». В торжественной обстановке в тот же день награду И. М. Ильинскому вручила заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы Л. И. Швецова.
Знак отличия «За заслуги перед Москвой» учрежден в 2002 г. С тех пор из многих миллионов жителей Москвы им отмечено 92 человека.