Научная статья на тему 'Структура синдрома эмоционального выгорания у педагогов в зависимости от стажа профессиональной деятельности'

Структура синдрома эмоционального выгорания у педагогов в зависимости от стажа профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1200
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / EMOTIONAL BURNOUT SYNDROME / УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ СИМПТОМОВ И ФАЗ / LEVEL OF SYMPTOMS AND PHASES FORMATION / СТАЖ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / EXPERIENCE OF PEDAGOGICAL ACTIVITY / СТАЖЕВЫЕ ГРУППЫ / TRAINEE GROUPS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кондратьева Ольга Генриховна

В статье приведены результаты исследования структуры синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) у педагогов. Экспериментальную выборку составили 419 педагогов общеобразовательных школ г. Уфы (335 женщин и 94 мужчины). Для статистической обработки использовали описательную статистику, сравнительный анализ средних значений. Определили, что у педагогов выше уровень сформированности фазы напряжения синдрома эмоционального выгорания. Среди часто формирующихся симптомов СЭВ следует отметить следующие: «Переживание социального стресса», «Неудовлетворенность собой»; «Загнанность в клетку»; «Тревога и депрессия»; «Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование»; «Психосоматические и вегетативные нарушения». Результаты исследования позволяют утверждать, что в группе педагогов со стажем педагогической деятельности 6-10 лет наиболее высокий уровень сформированности фаз напряжения, резистенции и истощения. Также, в данной стажевой группе достоверно выше уровень сформированности следующих симптомов «Загнанность в клетку», «Тревога и депрессия», «Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование», «Эмоциональный дефицит» и «Эмоциональная отстраненность», «Личностная отстраненность». В группе педагогов со стажем педагогической деятельности 16-20 лет достоверно выше уровень сформированности симптомов «Эмоционально-нравственная дезориентация» и «Личностная отстраненность». Результаты исследования позволяют утверждать, что наиболее подверженными формированию отдельных симптомов СЭВ являются педагоги со стажем педагогической деятельности 6-10 и 16-20 лет. Полученные результаты свидетельствуют о существовании принципиальной возможности прогнозирования напряженности фаз и симптомов СЭВ, в зависимости от стажа педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кондратьева Ольга Генриховна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF MECHANISMS OF PSYCHOLOGICAL PROTECTION ON THE LEVEL OF FORMATION OF THE SYNDROME OF EMOTIONAL BURNING OUT AT TEACHERS

In the article the results of studies of the mechanisms of psychological protection of teachers with the burnout syndrome (EBS). The experimental sample consisted of 419 teachers of secondary schools of Ufa (335 women and 94 men). For statistical processing was used descriptive statistics, comparative analysis of average values. It was determined that educators have a higher level of the phase of stress of the syndrome of emotional burnout. Among the often emerging symptoms of EBS, the following should be noted: "Experiencing Social Stress", "Dissatisfaction with Self"; "Fate in the cage"; "Anxiety and Depression"; "Inadequate selective emotional response"; "Psychosomatic and vegetative disorders." The results of the research make it possible to assert that the highest level of the formation of the phases of tension, resistance and exhaustion is in the group of teachers with an experience of pedagogical activity of 6-10 years. Also, in this trainee group, the level of formation of the following symptoms is significantly higher: "Exile to the cage", "Anxiety and depression", "Inadequate selective emotional response", "Emotional deficiency" and "Emotional detachment", "Personal detachment". In the group of teachers with the experience of pedagogical activity of 16-20 years, the level of the formation of the symptoms "Emotional-moral disorientation" and "Personal detachment" is significantly higher. The results of the study make it possible to state that the most susceptible to the formation of individual symptoms of EBS are teachers with an experience of pedagogical activity of 6-10 and 16-20 years. The obtained results testify to the existence of the principal possibility of predicting the intensity of the phases and symptoms of EBS, depending on the length of pedagogical activity.

Текст научной работы на тему «Структура синдрома эмоционального выгорания у педагогов в зависимости от стажа профессиональной деятельности»

psychological science

УДК 612.812 + 159.9.072

СТРУКТУРА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТАЖА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© 2017

Кондратьева Ольга Генриховна, кандидат биологических наук, доцент кафедры общей биологии и физиологии Башкирский государственный университет (450076, Россия, Уфа, ул. Заки Валиди, 32, e-mail: ogkondratieva@yandex.ru)

Аннотация. В статье приведены результаты исследования структуры синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) у педагогов. Экспериментальную выборку составили 419 педагогов общеобразовательных школ г. Уфы (335 женщин и 94 мужчины). Для статистической обработки использовали описательную статистику, сравнительный анализ средних значений. Определили, что у педагогов выше уровень сформированности фазы напряжения синдрома эмоционального выгорания. Среди часто формирующихся симптомов СЭВ следует отметить следующие: «Переживание социального стресса», «Неудовлетворенность собой»; «Загнанность в клетку»; «Тревога и депрессия»; «Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование»; «Психосоматические и вегетативные нарушения». Результаты исследования позволяют утверждать, что в группе педагогов со стажем педагогической деятельности 6-10 лет наиболее высокий уровень сформированности фаз напряжения, резистенции и истощения. Также, в данной стажевой группе достоверно выше уровень сформированности следующих симптомов «Загнанность в клетку», «Тревога и депрессия», «Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование», «Эмоциональный дефицит» и «Эмоциональная отстраненность», «Личностная отстраненность». В группе педагогов со стажем педагогической деятельности 16-20 лет достоверно выше уровень сформированности симптомов «Эмоционально-нравственная дезориентация» и «Личностная отстраненность». Результаты исследования позволяют утверждать, что наиболее подверженными формированию отдельных симптомов СЭВ являются педагоги со стажем педагогической деятельности 6-10 и 16-20 лет. Полученные результаты свидетельствуют о существовании принципиальной возможности прогнозирования напряженности фаз и симптомов СЭВ, в зависимости от стажа педагогической деятельности.

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, уровень сформированности симптомов и фаз, стаж педагогической деятельности, стажевые группы.

INFLUENCE OF MECHANISMS OF PSYCHOLOGICAL PROTECTION ON THE LEVEL OF FORMATION OF THE SYNDROME OF EMOTIONAL BURNING OUT AT TEACHERS

© 2017

Kondratieva Olga Genrikhovna, Candidate of Biology, associate professor

of human physiology and zoology, Bashkir State University (450076, Russia, Ufa, Zacky Validi St., 32, e-mail: ogkondratieva@yandex.ru)

Abstract. In the article the results of studies of the mechanisms of psychological protection of teachers with the burnout syndrome (EBS). The experimental sample consisted of 419 teachers of secondary schools of Ufa (335 women and 94 men). For statistical processing was used descriptive statistics, comparative analysis of average values. It was determined that educators have a higher level of the phase of stress of the syndrome of emotional burnout. Among the often emerging symptoms of EBS, the following should be noted: "Experiencing Social Stress", "Dissatisfaction with Self'; "Fate in the cage"; "Anxiety and Depression"; "Inadequate selective emotional response"; "Psychosomatic and vegetative disorders." The results of the research make it possible to assert that the highest level of the formation of the phases of tension, resistance and exhaustion is in the group of teachers with an experience of pedagogical activity of 6-10 years. Also, in this trainee group, the level of formation of the following symptoms is significantly higher: "Exile to the cage", "Anxiety and depression", "Inadequate selective emotional response", "Emotional deficiency" and "Emotional detachment", "Personal detachment". In the group of teachers with the experience of pedagogical activity of 16-20 years, the level of the formation of the symptoms "Emotional-moral disorientation" and "Personal detachment" is significantly higher. The results of the study make it possible to state that the most susceptible to the formation of individual symptoms of EBS are teachers with an experience of pedagogical activity of 6-10 and 16-20 years. The obtained results testify to the existence of the principal possibility of predicting the intensity of the phases and symptoms of EBS, depending on the length of pedagogical activity.

Keywords: emotional burnout syndrome, level of symptoms and phases formation, experience of pedagogical activity, trainee groups.

В современной литературе насчитываются сотни работ, посвященных различным аспектам проявления стресса в профессиональной жизни, описанию многообразия факторов, форм и негативных последствий стресса (Бодров, 2000; Леонова, 2004; Дикая, 2014). Стрессовые ситуации характерны не только для деятельности экстремального характера, но и для «обычных» профессий. Исследователями уделяется большое внимание особенностям условий труда персонала, интенсивности рабочих нагрузок. (Касл, 1995; Дикая, 2008; Мотовилина, 2009). В развитии стресса выделяют факторы психологической и социальной природы, Индивидуальный жизненный опыт, особенности нервно-психического реагирования, а также особенности групповых и организационных взаимодействий в профессиональной деятельности конкретного человека определяют степень выраженности и своеобразие проявлений стресса. (Китаев-Смык, 1983; Водопьянова, 2003; Бодров, 2006; Башкатов, Кондратьева, 2016).

В своей профессиональной деятельности педагог сталкивается с различными по интенсивности и содер-

жанию стресс-факторами, которые влияют на актуальную систему взаимодействия личности и ее окружения (Васильева И.Л., Кондратьева О.Г., 2013). Это могут быть ежедневные стрессовые события, связанные с условиями работы, объемом рабочих нагрузок, наличием профессиональных конфликтов (, N. Bolger, J. Eckenrode, 1989)

Стресс-факторы, влияющие на педагога можно условно классифицировать следующим образом:

1) факторы стресса повседневной жизни;

2) стресс-факторы, связанные с выполнением какой-либо профессиональной задачи (трудноразрешимая задача, оценка со стороны администрации и коллег, индивидуальный стиль деятельности);

3) факторы, связанные с социальным воздействием (повышенное психоэмоциональное напряжение, условия жесткого дефицита времени);

4) факторы, связанные с личностными особенностями педагога.

Накопление отрицательнх эмоций без необходимой «внутренней» разрядки вызывает состояние эмоцио-

нального, умственного истощения, физического утомления, так называемый «синдром эмоционального выгорания» (Бойко, 1996).

Синдром эмоционального выгорания выражается в физиологических и психических реакциях в ответ на стресс-факторы профессиональной деятельности в системе профессий «человек-человек» (Кондратьева, Садовников, 2017).

Целью нашего исследования являлось определение влияния стажа профессиональной деятельности педагогов на структуру синдрома эмоционального выгорания.

Для достижения цели исследования использовались методика - опросник Бойко В.В., позволяющий определить уровень сформированности фаз и симптомов синдрома эмоционального выгорания; (Райгородский, 1999).

Для статистической обработки полученных результатов применили описательную статистику, ^критерий Стьюдента. В исследовании приняли участие 419 педагогов общеобразовательных школ г. Уфы, из них 335 женщин (средний возраст 42,81+10,52 лет) и 94 мужчины (средний возраст 49,21+11,96 лет). Были выделены шесть стажевых групп педагогов: I группа - педагоги со стажем педагогической деятельности до 5 лет (N=113), II группа - 6-10 лет (N=86), III - 11-15 лет (N=71), IV -16-20 лет (N=76), V - 21-25 лет (N=19), VI группа более 25 лет (N=54).

В таблице 1 представлено процентное соотношение педагогов со сформировавшимися симптома и фазами синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) вв общей выборке.

Таблица 1. - Распределение сформировавшихся симптомов и фаз синдрома эмоционального выгорания в выборке педагогов (п=419)

Симптомы синдрома эмоционального Азо с. число % к общей

выгорания (чел.) численности выо орки

Фаза напряжения (ФН) 137 44,«%

Переживание социального стресса (ПСС) 216 51,6%

Неудовлетворенность с ос ой |НС) 159 37,9%

Загнанностьвклетку (ЗК) 144 34,4%

Тревога и д епре ссил (ТД) 133 32,9%

Фаза резистенции (ФР) 33 21,0%

Н е ад екватно е избир ат ельно е 99 23,6%

эмоциональное реагирование [НИЭР)

Эмоционально-нравственная а 12,6%

дезориентация (ЭНД)

Расширение сферы экономии эмоции 64 15,3%

(РСЭЭ)

Редукция профессиональна обязанностей 76 13,1%

(РПО)

Фаза истощения (ФИ) 40 9,5%

Эмоциональныйдефицит (ЭД) 47 11,2%

Эмоциональнаяотстраненность(ЭО) 17 4,1%

Лично стная отстр ане нно сть (ЛО) 25 5,9%

Психосоматические и вегетативные 32 19,6%

нарушения (ПСВЕГ)

Сформированная I группа II группа III группа IV группа V группа VI группа

фаза СЭВ {N-113) (N-86) (N-71) (N-76) {N-19) (N-54)

Фаза напряженна 46,3% 68,4% 34,2% 56,3% 40,7% 42,5%

фаза резастенцнп 25,9% 47,4% 18,4% 30,9% 93% 18,6%

Фаза истощения 111% 31,6% 3,9% 8,5% 5,8% 12,4%

ся следующие симптомы СЭВ: ПСС (51,9%), НИЭР (59,3%); II группы - ПСС и ТД (по 68,4%), НС и ЗК (по 63,2%), НИЭР (57,9%); в III группе - ПСС (43,7%), ТД (34,2%); в IV группе - ПСС (56,3%), НС (42,3%); в V группе - ПСС (48,8%), НС и ЗК (по 34,9%); в VI группе - ПСС (57,9%), ЗК (38,1%).

Симптом «Психосоматические и вегетативные нарушения» сформирован у 42,1% педагогов со стажем 6-10 лет, 20,4% - со стажем более 25 лет.

В таблице 3 приведены результаты определения средних значений и стандартных отклонений показателей сформированности фаз и симптомов СЭВ у педагогов с различным стажем педагогической деятельности по группам.

Таблица 3. - Средние значения и стандартные отклонения (М+т) показателей сформированное™ фаз и симптомов СЭВ у педагогов с различным стажем педагогической деятельности (баллы)

Сиыгпоыы [группа II группа III группа IV группа V группа VI группа

и фазы СЭВ [N=113) [N=86) (N=71) (N=76) №19) {N-54)

ФН бо,41=:;,45 71 95-24,60 58,38+17,13 63,24+13,23 59.56+15 4] 63,01-15,71

ПСС 17*85+5,54 18,79-6 1] 15,58+4,95 17,56+4,02 16,43+4 29 18.22-5^1

ПС 14,69=:,25 16,89+6,01 14,38+4,68 15,62+3,37 14,73—5,43 15,17-5,49

ЗК 13,72+6.19 17.05—6 25 13,72+4,85 14,80+3,43 14,58+4 26 14.99-5,49

ТД 14,17+8,39 19,21+9,34 14,70+5,11 16,17+4,14 14,03+4,08 14,38-5.73

ФР 51,15+16,10 54,58+15,81 48,32+13,15 56,15+11,92 51,97+9,62 51,56+14,50

НИЭР 15,46^,39 1632+3,87 13,43+3,67 14,07+2,94 13,97-3,19 13,69+4,04

энд И 22-3,99 12,16+4,21 11.80+4,05 1438+2,76 13,09+2,96 12,41+3,51

РСЭЭ 12.80+4,98 14,05+5,84 11.91+3,74 13.70-3.43 12,07-3,09 12,8+4,11

РПО 12,59+4,489 12,11+4,18 11.41+4,22 13,86+5.06 12.72—3,87 12.60+5,83

ФИ 39,39+15,89 56,15+11,92 38,47+14.99 44.54+13.66 36,56+13,41 41,08+16.84

ЭД 10,61+4,64 14.26-5 4] 10,91+4,63 11,89+4,31 10,00+3 4] 11,01+4.31

эо 9,57+4,07 12,53+6 26 9,33+4,22 10,70+3,51 9.24+4,14 9,64+4,34

ЛО 8,78+430 8 26-4.58 9,09+4,21 10,73+3,59 8.97+4,69 9 51-5 14

ПСВН 10,43-5,48 12.05+6 86 9.42+4.96 11.21+4.70 8,72+4.98 10,64+5.44

Наиболее высокий уровень сформированно-сти фазы напряжения наблюдается в группе педагогов со стажем педагогической деятельности 6-10 лет (М+т=71,95+24,60); фазы резистенции - в группе со стажем 6-10 лет (М+т=54,58+15,81) и 16-20 лет (56,15+11,92); фазы истощения - в группе со стажем 6-10 лет (М+т=56,15+11,92).

Сравнительный анализ данных таблицы 3, проведенный с применением ^критерия Стьюдента для сравнения средних значений представлен в таблицах 4-6.

Таблица 4. - Влияние стажа педагогической деятельности на уровень сформированности симптомов фазы напряжения СЭВ (p-level)

Из данных таблицы 1 следует, что у 44,6% педагогов сформирована фаза напряжения СЭВ, у 21% - фаза резистенции, у 9,5% - фаза истощения. Среди часто формирующихся симптомов СЭВ следует отметить следующие: ПСС - 51,6%; НС - 37,9%; ЗК - 34,4%; ТД - 32,9%; НИЭР - 23,6%; ПСВН - 19,6%.

Таблица 2. - Распределение педагогов со сформировавшимися фазами СЭВ в процентном соотношении от численности данной стажевой группы

Сравниваемые группы

Фазы и симптомы Стажевые М1 № 1:-уа1ие [И Р

СЭВ группы

У1н II 60 £9 71,95 -2.19 130 0,030

ФН 1УиП 63,24 71,95 -2,03 33 0,041

III н [I 5333 71,95 -2,31 93 0,006

VI м III 17,66 15,53 2.734 187 0,007

ПСС 1УнШ 17,56 15,53 2,66 145 0,009

III и II 15,53 13,79 -2,41 93 0,018

III н1 15,53 17,35 -2.4; 123 0,015

Ун II 14,53 17,05 -2,09 103 0,039

ЗК IV и II 14,30 17,05 -2,09 35 0,039

III н II 13.72 17,05 -2.52 93 0,013

Пи I 17,05 13.72 2 01 71 0,048

У1н II 13,9 19.21 -336 130 0,001

Ун II 14,03 19.21 3,79 103 0,001

тд IV >11 16,17 19 21 -2,1 33 0,039

III н II 14.7 19.21 -2,36 93 0,005

Пи I 19.21 14,17 2 19 71 0,03 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данные таблицы 2 позволяют определить стажевые групыы педагогов со сформированными фазами СЭВ. В частности, фаза напряжения чаще формируется у педагогов со стажем педагогической деятельности 6-10 лет и 16-20 лет; фаза резистенции - у педагогов со стажем 6-10 и 16-20 лет; фаза истощения - 6-10 и более 25 лет.

У педагогов I стажевой группы чаще формируют-

По данным таблицы 4 достоверно ниже уровень сформированности ПСС (15,58+4,95) в III стажевой группе, чем в I, II, IV и VI группах.

Симптом «Загнанность в клетку» (17,05+6,25) выше сформирован во II группе, чем в I, III, IV и V стажевых группах. Симптом «Тревога и депрессия» значительно выше сформирован во II группе (17,05+6,25), чем в других стажевых группах.

По данным таблицы 5 достоверно выше уровень сформированности симптома НИЭР (16,32+3,87) во II стажевой группе, чем в III, IV, V и VI группах. Симптом «Эмоционально-нравственная дезориентация» (14,38+2,76) выше сформирован во IV группе, чем в других стажевых группах.

Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3(20)

305

psychological science

Таблица 5. - Влияние стажа педагогической деятельности на уровень сформированности симптомов фазы резистенции СЭВ (р-^е!)

Сравниваемые группы

Фазы и Стажевые Ml № t-value df i>

симптомы СЭВ группы

ФР VI и IV 50,46 56,15 -2.70 132 0,003

Vi IV 51,97 56,15 -2,44 155 0,016

VI II 13.62 16,32 -2.73 130 0,006

НИЭР VII 13,97 16.32 -2,79 103 0,006

IV II 14,07 16,32 -2.76 33 0,007

III II 13,43 16,32 -3,03 93 0,003

VI IV 11,97 14,33 -1,44 132 0,001

ЭНД V IV 13,09 1438 -2.79 155 0,006

IV III 14,33 11,30 4,43 145 0,000

IV II 14,33 12,16 2.76 33 0,007

IV I 14,38 11.22 5.22 123 0,001

РСЭЭ V IV 12,07 13,70 -3,14 155 0,002

V II 12,07 14,05 -2,10 103 0,033

РПО V III 12.72 11,41 2,06 160 0,041

IV III 13,36 11,41 3,20 145 0,002

По данным таблицы 6 достоверно во II стажевой группе выше уровень сформированности симптома «Эмоциональный дефицит» (14,26+5,42), симптома «Эмоциональная отстраненность» (12,53+6,26), чем в других стажевых группах. Уровень сформированности симптома «Личнстная отстраненность» (10,73+3,59) достоверно выше, чем в других стажевых группах. У педагогов со стажем педагогической деятельности 21-25 лет уровень сформированности симптома «Психосоматические и вегетативные нарушения» (8,72+4,98) достоверно ниже, чем в II, IV и VI стажевых группах.

Таблица 6. - Влияние стажа педагогической деятельности на уровень сформированности симптомов фазы истощения СЭВ (р-^е!)

Сравниваемые группы

Фазы и Стажевые Ml № t-value df P

симптомы СЭВ группы

vihiv 50,46 56,15 -2.70 182 0,008

ФИ VH IV 51,97 56,15 -2,44 155 0,016

IVhIII 56,15 43.32 3,78 145 0,001

ivmI 56,15 51,15 2,00 123 0,048

VI II 10,31 14.26 -2.97 130 0,004

Vh II 10,00 14.26 -I37 103 0,001

эд ivhii 11,39 14.26 -2.02 33 0,047

III h II 10,91 14.26 -2.73 93 0,008

Пи I 14.26 10,61 2.S2 71 0,006

vihii 933 12.53 -2.76 130 0,002

эо Vh II 9,24 12.53 -2.S3 103 0,006

III h II 933 12.53 -2.66 93 0,009

Пи I 12.53 9,57 234 71 0,022

VIhIV 9,19 10,73 -2,18 182 0,031

Vh IV 3,97 10,73 -2.61 155 0,010

ло IVhIII 10,73 9,09 2,54 145 0,012

IVhII 10,73 8,26 2.51 33 0,014

IVmI 10,73 3,78 2.77 123 0,007

VIh V 10.27 8,72 2.05 197 0,042

псвн Vh IV 3.72 11,21 -3,20 155 0,002

Vh II 3.72 12.1 -2.45 103 0,016

Результаты исследования позволяют утверждать, что в группе педагогов со стажем педагогической деятельности 6-10 лет наиболее высокий уровень сфор-мированности фаз напряжения, резистенции и истощения. Также, в данной стажевой группе достоверно выше уровень сформированности следующих симптомов «Загнанность в клетку», «Тревога и депрессия», «Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование», «Эмоциональный дефицит» и «Эмоциональная отстраненность», «Личносная отстраненность». В группе педагогов со стажем педагогической деятельности 16-20 лет достоверно выше уровень сформированности симптомов «Эмоционально-нравственная дезориентация» и «Личностная отстраненность».

Результаты исследования позволяют утверждать, что наиболее подверженными формированию отдельных симптомов СЭВ являются педагоги со стажем педагоги-

ческой деятельности 6-10 и 16-20 лет.

Полученные результаты свидетельствуют о существовании принципиальной возможности прогнозирования напряженности фаз и симптомов СЭВ, в зависимости от стажа педагогической деятельности.

Область применения. Выявленные закономерности имеют значение для психофизиологии, педагогической психологии. Установлены зависимости между уровнем напряженности фаз синдрома эмоционального выгорания и стажем педагогической деятельности. Практическая значимость полученных в результате ис-следавания данных заключается в целесообразности проведения профилактичеких мероприятий с определенными группами педагогов, принимая во внимание стаж педагогической деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бодров, В.А. Проблема преодоления стресса и теоретические подходы к его изучению //Психологический журнал. - 2006. - Т. 27. - №1. - С. 122-133.

2. Леонова, А.Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции //Психологический журнал. - 2004.

- т.25. - № 2. - С. 75 - 85.

3. Дикая, Л.Г. Личность профессионала в современном мире - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2014. - 942 с.

4. Касл, С.В. Эпидемиологический подход к изучению стресса в труде //Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития. Хрестоматия /Под ред. А.Б. Леоновой, О.Н. Чернышевой. — М.: «Радикс», 1995. - 448 с.

5. Дикая, Л.Г. Профессиональная адаптация к стрессо-генным факторам глобализации и сохранение профессионального здоровья // Здоровье нации - основа процветания России: материалы научно-практических конгрессов IV Всероссийского форума. - М., 2008. - Т.№2. - С. 44-46.

6. Мотовилина, И.А. Инновативная диспозицион-ная система и профессиональный стресс. // Психология психических состояний. Сборник статей /Под ред. О.А.Прохорова. Выпуск 7.- Казань: изд-во КГУ, 2009.

7. Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса -М.: Наука, 1983. - 368 с.

8. Водопьянова, Н.Е. Синдром «выгорания» в профессиях «человек-человек»: Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности - СПб.: Речь, 2003. - С. 276-282

9. Бодров, В.А. Психология профессиональной деятельности - М.: PerSe. - 2001. - 511 с.

10. Кондратьева О.Г., Башкатов С.А. Влияние свойств нервной системы на функционирование механизмов психологической защиты (на примере педагогов общеобразовательных школ) //Вестник Южно-Уральского государственного университета, Том 9,№3, 2016. - С. 24-35.

11. Kondratieva O.G., Vasilieva I.L. Features of forming the syndrome of «burnout» in the process of pedagogical activity //International Journal of Experimental Education .

- Moscow, №5. 2013. - Р. 33-35

12. Bolger N., DeLongis A., Kessler R., Schilling E. Effects of Daily Stress on Negative Mood // Journal of Personality and Social Psychology. 1989. Vol. 57. № 5. P. 808-818.

13. Бойко, В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб.: Питер, 1999. 160 с.

14. Кондратьева О.Г., Садовников А.С. Влияние механизмов психологической защиты на уровень сформи-рованности синдрома эмоционального выгорания у педагогов //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017.Т.6.№1 (18). - С. 283-285.

15. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие.-Сама-ра: Издательский Дом «БАХРАХ», 2001. - 672 с.

Статья поступила в редакцию 30.07.2017.

Статья принята к публикации 25.09.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.