СТРУКТУРА РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА КАК ВЫРАЖЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ РОССИИ
МОРГАН БРАЙТ ГОРДОН, С. С. САМОЙЛОВА
В статье рассмотрены основные тенденции формирования расходов федерального бюджета на современном этапе. Особое внимание уделено проблеме сокращения финансирования национальной экономики в плановом периоде. Обоснована необходимость смены текущей модели экономического развития государства и поиска новых факторов роста.
Ключевые слова: расходы бюджета, национальная экономика, дефицит бюджета.
Экономическая сущность бюджетных расходов, по их общественному назначению, отражает состав выполняемых государством конституционных функций - экономической, социальной, оборонной и др. Структура расходов бюджетов каждого уровня позволяет судить об устойчивости бюджета; отражает степень реализации концептуальных основ финансово-бюджетной политики, приоритетные направления при финансировании расходов; характеризует уровень отношений федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации и др.
В январе 2013 г. дефицит федерального бюджета достиг 81,25 млрд руб., или 1,8 % ВВП, что на 1,1 п.п. выше аналогичного периода 2012 г.
Динамика расходов федерального
Текущая ситуация в бюджетной сфере во многом обусловлена современными тенденциями развития российской экономики, в которой после кризиса 2008-2009 гг. наблюдается замедление темпов экономического роста и инвестиций. Так, по данным Росстата темпы роста ВВП сократились с 4,5 % в 2010 г. до 3,4 % в 2012 г. (что существенно ниже среднего показателя за период 2000-2007 гг. - 7,2 %); а темп роста инвестиций в основной капитал по итогам 2012 г. составил 6,7 % по сравнению с предыдущим периодом, тогда как в 2011 г. этот показатель был равен 8,3 % (по сравнению с 2010 г.).
В таблице 1 представлена оценка объемов общих расходов федерального бюджета в 20122015 гг. в процентах ВВП [1].
Таблица 1
джета в 2012-2015 гг., в % к ВВП
2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. Отклонение 2015 г. к 2012 г.
== а с 8 В И % в реальном исчислении
Расходы (без учета условно утвержденных), всего 21,1 20,1 18,7 17,9 -2,2 -3,4
в том числе:
Общегосударственные вопросы 1,4 1,4 1,2 1,1 -0,3 -12,0
Национальная оборона 3,1 3,2 3,4 3,7 +0,6 32,7
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 3,0 3,1 2,9 2,6 -0,4 -3,9
Национальная экономика 2,9 2,6 2,4 2,1 -0,8 -17,6
Жилищно-коммунальное хозяйство 0,2 0,2 0,2 0,1 -0,1 -28,8
Охрана окружающей среды 0,04 0,04 0,04 0,03 -0,01 -1,2
Образование 1,0 0,9 0,8 0,7 -0,3 -20,1
Культура и кинематография 0,2 0,1 0,1 0,1 -0,1 -9,2
Здравоохранение 1,0 0,8 0,6 0,4 -0,6 -49,4
Социальная политика 6,4 6,0 5,6 5,5 -0,9 -2,4
Физическая культура и спорт 0,1 0,1 0,04 0,04 -0,06 -37,6
СМИ 0,1 0,1 0,1 0,06 -0,1 -43,8
Обслуживание государственного и долга 0,6 0,6 0,6 0,6 0,0 10,6
Межбюджетные трансферты общего характера 0,9 1,0 0,8 0,7 -0,2 -11,9
Условно утвержденные - - 0,5 0,9 - -
Единственной статьей положительного прироста расходов в относительном выражении на ближайшую перспективу является финансирование национальной обороны - на 0,6 п.п. ВВП и на 37,7 % в реальном исчислении в 2015 г. относительно уровня 2012 г. Необходимо отметить, что темпы роста расходов на национальную оборону с 3,1 % ВВП в 2012 г. до 3,7 % ВВП в 2015 г. существенно превышают темпы роста ВВП, увеличивается и их доля в общем объеме расходов федерального бюджета.
В реальном исчислении отмечается сокращение расходов федерального бюджета по всем разделам функциональной классификации, кроме расходов на обслуживание государственного долга, которые возрастают в 2015 г. на 10,6 % относительно 2012 г. По остальным разделам наибольшее снижение объемов финансирования в реальном исчислении относительно уровня 2012 г. зафиксировано по следующим разделам: «Здравоохранение» - на 49,4 %, «СМИ» - на 43,8 %, «Физическая культура и спорт» - на 37,6 %, «Жилищно-коммунальное хозяйство» - на 28,8 %. При этом в долях ВВП лидерами по сокращению являются «Социальная политика» (0,9 п.п. ВВП), «Национальная экономика» (0,8 п.п.
ВВП), «Здравоохранение» (0,6 п.п. ВВП). По разделам «Охрана окружающей среды», «Культура и кинематография», «Физическая культура и спорт», СМИ объем расходов в 2015 г. относительно ВВП сократился в наименьшей степени -в пределах 0,1 п.п. ВВП к уровню 2012 г., что можно объяснить отсутствием потенциала для сокращения расходов на экологию, культуру, спорт (без учета расходов на Сочи-2014), общая сумма которых по каждому году не превышают 200 млрд руб. [3].
Последовательное сокращение дефицита федерального бюджета в течение всего трехлетнего периода позволяет удержать объем расходов федерального бюджета на обслуживание государственного долга на уровне 2012 г. (0,6 % ВВП).
Интересна своей разнонаправленностью динамика расходов федерального бюджета, запланированных по разделу «Общегосударственные вопросы». В 2013 г. объем бюджетных ассигнований по данному разделу в абсолютном выражении увеличивается на 6,3 % от запланированных объемов 2012 г., затем в 2014 г. расходы сокращаются на 3,8 % относительно предыдущего года, а в 2015 г. вновь растут на 3,1 % относительно 2014 г. (табл. 2) [1]
Таблица 2
Динамика расходов федерального бюджета по разделу «Общегосударственные вопросы»,
в 2012-2015 гг., в млрд руб.
2012 2013 2014 2015 Отклонение 2015 г. к 2012 г., % в реальном исчислении
Расходы по разделу «Общегосударственные вопросы» 860,6 914,7 880,9 907,8 -12,4
в том числе по статьям:
- функционирование Президента РФ 8,0 12,7 12,5 12,5 30,3
- функционирование законодательных (представительных) органов госвласти 8,9 9,7 10,1 10,2 -4,4
- функционирование Правительства РФ, высших исполнительных органов гос. власти 3,3 3,5 3,6 3,6 -9,0
- судебная система 120,7 129,6 133,8 134,6 -7,0
- обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финнадзора 214,3 219,6 217,6 217,0 -15,5
- государственный материальный резерв 13,4 12,0 10,7 10,8 -32,8
- международные отношения и международное сотрудничество 102,3 122,4 108,3 109, -110,4
- фундаментальные исследования 83,2 101,0 105,7 107,8 8,1
в том числе поддержка гос. академий наук и их региональных подразделений 73,4 76,3 78,8 79,0 -10,2
- резервные фонды 5,7 5,7 5,7 5,7 -16,6
- прикладные научные исследования 13,5 12,0 9,8 10,7 -33,9
в том числе. субсидии бюджетным учреждениям: 9,4 8,1 8,2 8,2 -27,2
- другие общегосударственные вопросы 166,9 188,6 166,5 188,4 -5,8
В реальном исчислении отмечается наращивание расходов по статьям «функционирование Президента Российской Федерации» - на 30,3 %,
«обеспечение проведения выборов и референдумов» - на 30,6 %, «фундаментальные исследования» - на 8,1 % относительно 2012 г.
При этом наибольшее сокращение расходов федерального бюджета в реальном исчислении запланировано по статьям «государственный материальный резерв» - на 32,8 % и «прикладные научные исследования» - на 33,9 % в 2015 г. относительно 2012 г.
Значительно увеличиваются в 2013 г. расходы федерального бюджета на обеспечение проведения выборов и референдумов - на 67,4% относительно предыдущего года, вероятно, в связи с новым порядком назначения высших должностных лиц субъектов РФ.
Отмечается существенный рост бюджетных ассигнований, направляемых на международное взаимодействие в 2013 г. на 20,1 млрд руб. в сравнении с предыдущим годом, с последующим снижением до 108-109 млрд руб. в 2014-2015 гг. По данной статье предполагается увеличение расходов на оказание финансовой помощи в целях социально-экономического развития Республик Южная Осетия с 2,5 млрд руб. в 2012 г. до 2,8 млрд руб. в 2013 г. Расходы федерального бюджета на оказание финансовой помощи Республики Абхазия в 2013 г. в абсолютном значении сохранились на уровне 2012 г. - 1,9 млрд руб. Более чем в 2,5 раза в сравнении с 2012 г. увеличены расходы федерального бюджета на строительство объектов за пределами РФ в 2013 г. до 5,1 млрд руб. В 2014-2015 гг. расходы на оказание помощи республики Абхазия и Южная Осетия, а также на строительство объектов за
рубежом, запланированы в абсолютном выражении на уровне 2013 г. [3]
Сокращены расходы федерального бюджета на создание государственного материального резерва примерно 10 % в 2013 г. и в 2014 г. относительно предыдущего года. С учетом уровня инфляции в размере 5,5 % в 2013 г. и 5,0 % в 2014 г. сокращение объема финансирования на создание государственного запаса составит более 15%, что в условиях прогнозируемого роста цен на продовольствие вызывает некоторые сомнения в целесообразности данного секвестра.
Расходы на фундаментальную и прикладную науку, финансируемые по разделу общегосударственные вопросы, изменяются несимметрично друг к другу. Так, бюджетные ассигнования на фундаментальные исследования в 2013-2015 гг. увеличиваются, хотя и неравномерно. В то же время бюджетные ассигнования на прикладные научные исследования в 2013-2014 гг. сокращаются на 12,5 % и 18,4 % относительно предыдущего года. Необходимо отметить, что 2/3 расходов на науку направляются в виде субсидий бюджетным учреждениям, т. е. вне конкурсных процедур, предусматривающих выбор лучшего исполнителя по параметрам «цена/качество работ».
Показательны своей отрицательной динамикой расходы федерального бюджета, запланированные по разделу «Национальная экономика» на
17,6 % в реальном исчислении в 2015 г. относительно уровня 2012 г. (табл. 3) [1]
Таблица 3
Динамика расходов федерального бюджета, запланированных по разделу «Национальная экономика», в 2012-2015 гг., в млрд руб.
2012 г. 2013г. 2014 г. 2015 г. Отклонение 2015 к 2012, % в реальном исчислении
Расходы по разделу «Национальная экономика» 1754,1 1702,80 1682,0 1630,3 -17,6
в том числе по ст.
- общеэкономические вопросы 24,3 25,9 22,5 21,9 -24,8
- топливно-энергетический комплекс 46,3 24,7 4,9 4,3 -92,3
- исследование и использование космического пространства 34,1 47,2 35,9 47,5 16,2
- воспроизводство минерально-сырьевой базы 29,2 34,6 41,5 41,6 18,8
- сельское хозяйство и рыболовство 149,5 150,5 152,7 165,6 -7,6
- водное хозяйство 21,7 24,6 22,2 22,7 -12,7
- лесное хозяйство 27,4 29,2 31,0 31,0 -5,6
- транспорт 297,8 246,0 187,5 189,9 -46,8
- дорожное хозяйство (дорожные фонды) 392,0 450,1 504,4 510,9 8,7
- связь и информатика 46,6 45,8 39,6 30,9 -44,7
- прикладные научные исследования в области национальной экономики 196,9 199,2 179,3 166,5 -29,5
- другие вопросы в области национальной экономики 478,4 408,9 440,4 425,8 -25,8
В реальном исчислении в 2015 г. возрастут расходы относительно 2012 г. по статьям: исследование и использование космического пространства на 16,2 %, воспроизводство минеральносырьевой базы на 18,8 %, дорожное хозяйство (дорожные фонды) на 8,7 %. По остальным статьям раздела «Национальная экономика» объем финансирования из средств федерального бюджета в последующий трехлетний цикл бюджетного планирования сокращается. Наибольшее сокращение расходов федерального бюджета в реальном исчислении в 2015 г. запланировано по статьям топливно-энергетический комплекс - на 92,3 %, транспорт - на 46,8 %, связь и информатика - на 44,7 % в сравнении с 2012 г.
Сокращение расходов федерального бюджета по топливно-энергетическому комплексу запланировано в основном за счет сокращения взносов в уставные капиталы, расходов на приобретение дополнительных акций, имущественных взносов в предприятия ТЭК.
Значительный рост расходов федерального бюджета по разделу «Национальная экономика» запланирован в 2013-2014 гг. по статье «Дорожное хозяйство»: в 2013 г. на 14,8 %, в 2014 г. на 12,0 % и небольшой прирост в 2015 г. на 1,2 % в сравнении с предыдущими годами. В среднесрочном периоде запланировано увеличение бюджетных ассигнований, направляемых на реализацию мероприятий ФЦП «Развитие транспортной системы».
Необходимо отметить тенденцию сокращения доли расходов на реализацию государственных функций в области национальной экономики в общих расходах с 31,3 % в 2012 г. до 22,0 % в 2015 г.; а также значительное сокращение расходов на финансирование мероприятий по реализации проектов Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики с 6,0 млрд руб. в 2012 г. до 3,4 млрд руб. в 2015 г. (- 43,4%).
Положительная динамика расходов федерального бюджета по статье «Исследование и использование космического пространства» подтверждает рост финансирования Федеральной космической программы России на период 20062015 гг., а также на финансирование ФЦП по развитию системы ГЛОНАСС.
Существенно увеличиваются ежегодные бюджетные ассигнования в течение 2013-2015 гг. относительно 2012 г. по статье воспроизводство минерально-сырьевой базы с 29,2 млрд руб. в 2012 г. до 41,6 млрд руб. 2015 г. Необходимо
отметить, что до 90% расходов по данной статье направляются на геологическое изучение недр. В связи с наметившимися тенденциями к снижению добычи нефти на действующих месторождениях рост расходов по данной статье может рассматриваться как долгосрочные инвестиции в социально-экономическое развитие страны.
В 2013-2015 гг. отмечается умеренный рост расходов федерального бюджета на поддержку аграрного сектора, проблемы которого связаны с двумя факторами - вступлением России в ВТО и ростом цен на рынке продовольствия. Расходы на реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в 2013-2015 гг. прирастают на
14,7 % относительно 2012 г. в связи с реализацией новых механизмов государственной поддержки сельскохозяйственных производителей в отношении использования горюче-смазочных материалов и удобрений, кредитования, экспорта [2].
Значительные сокращения бюджетных ассигнований федерального бюджета запланированы в 2013-2014 гг. по статье «Транспорт», связанные с сокращением бюджетных инвестиций в виде взносов в уставные капиталы отраслевых предприятий, со снижением расходов на государственную поддержку железнодорожного транспорта, на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на пригородное сообщение. Важно понимать, что сокращение субсидирования проезда в пригородных поездах приводит к снижению социальной поддержки населения.
Надо признать, что благоприятная динамика мирового рынка энергоносителей 2008 г. оказала существенное положительное влияние на налоговые доходы федерального бюджета. Очевидно, что высокий уровень цен на нефть стал запасом прочности для России в период кризиса 2008-2009 гг., значительно сгладив последствия негативной ситуации на мировых рынках и предотвратив более серьезный спад экономики РФ [4].
Как неоднократно отмечается экспертами, в настоящее время потенциал экономики России исчерпан и улучшение ситуации, в том числе в бюджетной сфере, на наш взгляд, возможно только при смене текущей модели экономического развития и поиске новых факторов роста.
Литература
1. О федеральном бюджете на 2Q12 год и на плановый период 2Q13 и 2Q14 годов: федер. закон от 30. і і.20і і № 371-ФЗ (ред. от 28.Q7.2Q12). URL: http:// consultant.ru
2. Самойлова С. С., Шепелев О. М. Межбюджет-ные отношения как инструмент регулирования развития территорий // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 12.
3. Тищенко Т. Государственный бюджет // Экономическое развитие России. 20і3. № і.
4. Черкашнев Р. Ю. Взаимосвязь инфляционных процессов, происходящих на потребительском рынке, с другими макроэкономическими показателями // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 11.
* * *
STRUCTURE OF EXPENSES OF THE FEDERAL BUDGET AS EXPRESSION OF THE PERSPECTIVE DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF RUSSIA
Morgan Brayt Gordon, S. S. Samoylova
In article the main tendencies of formation of expenses of the federal budget at the present stage are considered. The special attention is paid to a problem of reduction of financing of national economy in the planned period. Necessity of change of the current model of the state economic development and search of new factors of growth is proved.
Key words: budget expenses, national economy, budget deficit.