Структура правовых представлений современной российской молодежи STRUCTURE OF LEGAL VISION OF MODERN RUSSIAN YOUTH Текст научной статьи по специальности «Психология»

Научная статья на тему 'Структура правовых представлений современной российской молодежи' по специальности 'Психология' Читать статью
Pdf скачать pdf Quote цитировать Review рецензии
Авторы
Коды
  • ГРНТИ: 15 — Психология
  • ВАК РФ: 19.00.00
  • УДK: 159.9
  • Указанные автором: УДК:159.922

Статистика по статье
  • 197
    читатели
  • 44
    скачивания
  • 0
    в избранном
  • 0
    соц.сети

Ключевые слова
  • ПРАВОВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
  • ЯДРО ПРАВОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
  • ПЕРИФЕРИЯ
  • ЗОНА ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
  • CORE OF LEGAL CONCEPTS
  • PERIPHERY
  • AREA OFPOTENTIAL CHANGES
  • LEGAL VISION
  • LEGAL CONCEPTS

Аннотация
научной статьи
по психологии, автор научной работы — Безгина Наталья Вячеславовна

Рассмотрены содержание и структура социальных представлений молодежи о праве. Излагаются результаты эмпирического исследования структуры правовых представлений, выделяются ядро, зона потенциальных изменений, периферия правовых представлений современной российской молодежи.

Abstract 2015 year, VAK speciality — 19.00.00, author — Bezgina Natalya Vyacheslavovna

The article looks into the content and structure of young people’s social vision of law. The author presents the results of an empirical research of the structure of legal concepts, singles out its core, and specifies the area ofpotential changes and the periphery of legal concepts of modern Russian youth.

Научная статья по специальности "Психология" из научного журнала "Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки", Безгина Наталья Вячеславовна

 
Читайте также
Рецензии [0]

Текст
научной работы
на тему "Структура правовых представлений современной российской молодежи". Научная статья по специальности "Психология"

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 159.922
СТРУКТУРА ПРАВОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ
РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Н.В. Безгина
Рассмотрены содержание и структура социальных представлений молодежи о праве. Излагаются результаты эмпирического исследования структуры правовых представлений, выделяются ядро, зона потенциальных изменений, периферия правовых представлений современной российской молодежи.
Ключевые слова: правовые представления, ядро правовых представлений, периферия, зона потенциальных изменений.
Современные интерпретации понятий «право» и «правовой» отличаются разнообразием и употреблением в широком перечне наук. Для исследования правовых представлений необходимо разделение двух систем взглядов, рассматривающих многоплановый феномен права с разных точек зрения: объективного, строящегося на особенностях общественного устройства, и субъективного, отталкивающегося от личностных представлений, оценок, установок и эмоционального отношения.
Емельянова Т.П. [6] подчеркивает, что большая часть современных исследований социальных представлений строится на изучении их структуры. Многие авторы на сегодняшний момент определяют социальные представления как феномен, заслуживающий качественной проработки.
Правовые представления в исследовательской разработке психологической науки в России участвуют относительно недавно, поскольку влияние общественной, политической, культурной ситуации в стране, а также особенности ментальности не заостряли внимания на субъективной стороне данного феномена. Несмотря на то, что право как феномен исследуется во многих отличных от психологии науках и опыт его изучения имеется в разных странах, анализ изменений правовых представлений, которые явились следствием правового переустройства государства, дает основу для понимания психологических особенностей состояния общества, в ко-
тором живут россияне. Актуальность исследования правовых представлений современных россиян с точки зрения особенностей возрастной психологии определяется скудностью теоретического и практического анализа данной проблемы, кроме этого, набирают силу патриотически-гражданские движения, в основе которых положены не только любовь к Родине, но и личностные отношения, и оценки политического устройства и правовой системы страны. Для обнаружения тенденции, прогноза правового поведения необходимо приблизиться к пониманию того, какие предпочтения существуют у современной российской молодежи. Выбор возрастной категории респондентов связан с необходимостью изучения тех правовых представлений, с которыми молодой человек переступил рубеж совершеннолетия и стал полноценным участником правового взаимодействия в соответствии с гражданской принадлежностью. Наблюдается разрыв между теоретическим анализом субъективных правовых представлений и эмпирической базой, связанной с нескоординированностью работ представителей разных отраслей науки, заинтересованных в подробной проработке «белых» пятен. Раздробленность изучаемых феноменов правосознания не предполагает сведения в общую систему анализа противоречий, их причин и следствий. Многие авторы отмечают необходимость изучения правовых представлений в качестве способа детального исследования правового сознания (Ю.Л. Ивлев, М.В. Верстова, М.И. Воловикова, О.А. Гулевич, Е.О. Голынчик, О.П. Николаева, А.Н. Славская, А.А. Фролов и др.). Специфика обыденного правового сознания, строящегося на «бытовых» правовых представлениях, рассматривалась в ряде работ (В.Л. Васильева, М.И. Еникеева и др.). Интересным направлением в изучении правовых ценностей, служащих основой для формирования правовой идентичности, занимались многие ученые (Н.Д. Гомонов, С.И. Копкарева, Н. Неновски, С. П. Рожков, Н.Ю. Рашева и др.).
Авторы, занимающиеся вопросом правовых представлений, предлагают различные истоки их зарождения, рассматривают интересующий нас вопрос об их основе с разных позиций. Рубинштейн М.М. предлагал рассматривать правовые представления личности как «переживание правовых отношений» [9, с. 19], особенно подчеркивая их осуществление как сознательных и действенных, имеющих социальный компонент для их формирования и выражения. При этом автор разводил понятия «нравственность» и «правовые представления», указывая на то, что нравственность и право имеют разное время проявления у детей в повседневном поведении, а также уделяя внимание именно социальной фиксации правовых представлений, их контролю и поддержанию вплоть до принудительных мер.
Воловикова М.И. в своих работах, проводимых в несколько этапов (в конце 1980, середине 90-х и в 2002 годах), посвященных особенностям российского правосознания, подчеркивает, что представления современных россиян, связанные с ценностью и значением права, трансформируют-
ся в изменяющихся государственных условиях. При этом «общей характеристикой российского правосознания, отмечаемой во все периоды нашего исследования, является опора на нравственные принципы» [4, с. 229].
Иерархия ценностей, сложившаяся в процессе социализации, оказывает влияние на формирование правовых представлений личности. Таким образом, на базе ценностей, которые изначально закладываются семьей, школой, культурой и т.д., оформляется отношение индивида к праву, строится структурная организация правовых представлений личности. В ходе правовой социализации усваиваются все эти представления, которые закладываются в ядро правовых представлений, формируется зона потенциальных изменений, т. е. тех изменений, которые могут стать ядерными или уйти в периферическую часть в зависимости от социальной ситуации.
Под правовыми представлениями мы будем понимать комплексы понятий (справедливость, право, долг, совесть, ответственность, обязанность, правовые свободы, норма, мораль, порядок и т. д.), утверждений, объяснений, возникающих в повседневной жизни в ходе правовой социализации [2], служащие для социального правового взаимодействия. Показателем того, что человек может эффективно взаимодействовать в рамках правовой системы государства является сложившаяся система правовых представлений. Правовые представления на данном возрастном рубеже интересны для исследования еще и потому, что сам факт перехода на более высокую ступень ответственности за собственную жизнь напрямую зависит от тех норм и правил, которые ребенок усвоил в детстве, приобрел в процессе обучения в школе и которых будет придерживаться. Те требования общества, в которых человеку необходимо реализовать собственную жизнь, с этого возраста становятся не только абстрактными, но имеют рамки закона, «...меняются социальные требования к юношам и девушкам и условия, в которых происходит их личностное формирование: они должны быть подготовлены к труду, к семейной жизни, к выполнению гражданских обязанностей» [11, с. 113]. Именно по достижению возраста совершеннолетия человек становится полноценным гражданином, наделенным обязанностями и правами.
Правовые представления — это система социально обусловленных представлений о тех характеристиках, нормах, правилах, особенностях представителей страны и других государств, способствующие оценке личностью собственного поведения и поведения других людей с точки зрения правомерности. Содержание и структура правовых представлений определяются не только общими психологическими особенностями личности, но и возрастной и социальной спецификой.
Анализ литературы, посвященной изучению отдельных понятий, входящих в интересующий нас комплекс, показывает, что все они достаточно продолжительное время не теряют актуальности в качестве изучаемых феноменов. Так, представления о справедливости рассматриваются в
работах таких авторов, как Джиллиган К. (1982), Голынчик О.Е. (2004), Карнаш Г.Ю. (200б), Рачков А.В. (2006), Дыльникова Т.В. (2006), Гулевич О.А. (2007), Поддьяков А.Н. (2010) и др.; представления о совести рассматриваются в работах Воловиковой М.И. (2012), Мустафиной Л.Ш. (2012), представления о вере в работах Двойнина А.М. (2012), представления о порядочности в научных трудах Воловиковой М.И. (2012), правовые представления и правосознания в России в работах Николаева О.П. (1995) и др.
Правовые представления, по аналогии с более широкими социальными представлениями, которые изучались многими исследователями (К.А. Абульханова, Ж.-К. Абрик, В. Дуаз, Т.П. Емельянова, С. Московичи, Л.Ш. Мустафина и др.) в русле разработанной Ж.-К. Абрик теории, можно представить с виде структуры, которая представляет собой центральное ядро и периферию (Abric, 1993). Под социальными представлениями, мы будем понимать вырабатывающиеся индивидом или группой в ходе социализации устойчивые комплексы понятий, служащие для ориентации в окружающем мире. Структурный подход позволяет приблизиться к пониманию правовых воззрений российской молодежи. Центральное ядро обеспечивает стабильность и последовательность представлений, его элементы тесно связаны с социальной памятью и историей социальной группы, отличается устойчивостью. Ядро « ...связано с коллективной памятью и историей группы, оно представляет гомогенность группы через консенсус, оно стабильно, связано и устойчиво, не слишком чувствительно к наличному контексту, выполняет функцию порождения значения социального представления и определяет его организацию» [8, с. 45]. Периферическая часть — это элементы, которым свойственна мобильность, подвижность, индивидуальность, чувствительность к наличному контексту, адаптация социального представления к конкретной реальности, допускается дифференциация в содержании ядра, поддержание гетерогенности группы. Периферическая часть связана с индивидуальной памятью. «Периферическая система представлений конкретизирует значение ядра представления, это связующее звено между ядром и той конкретной ситуацией, в которой вырабатывается и действует представление» [3]. На наш взгляд, структурный подход позволяет приблизиться к пониманию специфических особенностей правовых представлений у людей, достигших возраста совершеннолетия, проанализировать содержание правовых воззрений личности, обнаружить тенденции развития правовых представлений в современном российском обществе.
В роли экспертов выступили 177 человек (104 женщины и 73 мужчины), средний возраст которых 18 лет.
На основе Конституции РФ были выделены права, обязанности и свободы граждан РФ, на их основе был составлен перечень, включающий 90 правовых представлений, которые впоследствии разделились на цен-
тральное ядро, зону потенциальных изменений и периферическую часть. Результаты обрабатывались с помощью методики П. Веджеса [12], которая предполагает включение социальных представлений в зону ядра или периферии на основании двух показателей: частоты встречаемости ассоциаций, ранга появления ассоциации в ответах респондентов, при этом рангом является порядок называния ассоциации, то есть место в общем перечне ассоциаций. [8]. Пересечение медианы частоты и среднего ранга образует четыре области, в которых располагаются социальные представления. Данная методика позволяет выделить структуру правовых представлений, а также определить зону потенциальных изменений, что позволяет прогнозировать динамику развития правовых представлений в дальнейшем. В качестве экспериментальной методики использовался авторский опросник «Мой мир правовых представлений», который представляет собой перечень из 90 существительных, относящихся к сфере правовых представлений личности (свобода, закон, ответственность, праводоступность, норма и др.). В бланке ответов испытуемые выбирали 15 из перечисленных, которые наиболее точно вписываются в субъективный правовой мир.
Проведенный структурный анализ полученных результатов подразумевал разделение на центральное ядро и периферическую часть правовых представлений в группе, при этом, по мнению Емельяновой Т.П., сформированными социальными представлениями являются те, которые обладают устойчивым ядром. Проведенное исследование показало, что частота встречаемости правовых представлений в данной возрастной группе распределилась следующим образом: честность (65 %), справедливость (52,5 %), ценность человеческой жизни (48 %), свобода (41 %), порядочность (38 %), ответственность (38%), право голоса (38%), добро (34,5%), равенство (36%), равноправие (34, 5%), защищенность (34 %), выбор (34 %), гуманность (34,5 %), личностная уникальность (33 %), нравственность (32,85 %), праводоступность (30 %), ценность (28 %), право на самозащиту (27,6 %), законопослушность (26 %), достоинство личности (25 %), совесть (26 %), порядок (23 %), защита собственного достоинства (22 %), активность (21 %), единство (21 %), добросовестность (20 %), сплоченность (20 %), самостоятельность (20 %), дееспособность (20 %), право (19 %), вера (19 %), добровольность (19 %), солидарность (19 %), социальное уважение (19 %), удовлетворенность (18 %), закон (18 %), легальность (17,5 %), благо (17,5 %), законность (16 %), дисциплинированность (16 %), правозащита (15 %), организованность (15 %), социальная ценность личности (17 %), стабильность (14 %), собственность (13,5 %), долг (13,5 %), легитимность (13,5 %), власть (13,5 %), договор (12 %), сотрудничество (11 %), чувство принадлежности к государству (11%), культурные традиции разрешения правовых вопросов (10 %), совершеннолетие (10 %), передача опыта (10 %), законы религии (10 %), самоограничение (10 %), убеждения (10 %), исполнительность (10 %),
принципиальность (9 %), правовая осведомленность (9%), правомерность наказания (8 %), компетентность (8,5 %), доказанность (10 %), объединение (7 %), мораль (12 %), норма (7 %), гражданское самопредставление (7 %), информированность об изменении прав (6 %), соучастие (6 %),обязанность (6 %), правовой статус (5 %), государственное самоопределение (5%), правомерность поступка (5 %), правовая культура (5 %), чувство принадлежности(4,5 %), традиционный способ разрешения споров (4,5%), служение (4,5%), подчинение дисциплине (4%), ограничение власти (4%),социальное одобрение (4 %), социальное порицание (4 %), обязательность (4 %), правомочность (3 %), правовая солидарность (3 %), следование негласным правилам (2 %), превышение предела самозащиты (2 %), зло (2 %), признание универсальности некоторых прав и обязанностей (1%), правовая дозволенность (1 %), социальная санкция (1 %).
Таким образом, анализ полученных данных показывает, что ядром правовых представлений (показатели которых являются высокими по показателю частотности и низкими по показателю ранга): честность (65; 1), справедливость (52,5; 2), ценность человеческой жизни (48; 3), свобода (41; 4), порядочность (38; 6 ), ответственность (38; 6 ), право голоса (38; 6), равенство (36; 8), равноправие (34,5; 10), добро (34,5; 10), гуманность (34,5; 10), защищенность (34; 12,5), выбор (34; 12,5), личностная уникальность (33; 14), нравственность (32,85; 15). По мнению исследователей занимающихся аксиологическим подходом к феномену права (Гомонов Н.Д., Рашева Н.Ю., и др.), данный подход связан с осмыслением и наделением ценностным значением социально-правовых взаимоотношений. По мнению Абульхановой К.А., «моральные представления имеют больший удельный вес, более развиты и входят составляющими и в политические, и в правовые. Последние неразвиты и компенсируются моральными отношениями, которые устанавливаются на уровне непосредственного взаимодействия людей...» [1]. Наблюдается совокупность субъективных положительно эмоциональных окрашенных характеристик, отражающих экзистенциальные понятия, и социально полезных качеств и основных правовых возможностей. По мнению Мишиной, «...редукционистская интерпретация природы высших общечеловеческих ценностей - Свободы, Справедливости, Равенства - приводит к тому, что нравственно-правовые ценности утрачивают духовный смысл, не могут выполнять функцию смысловых центров, вокруг которых формируется юридическое нравственно-правовое мировоззрение человека» [7].
К зоне потенциальных изменений относятся следующие правовые представления: праводоступность, ценность, право на самозащиту, законопослушность, достоинство личности, совесть, порядок, защита собственного достоинства, активность, единство, добросовестность, сплоченность, самостоятельность, дееспособность, право, вера, добровольность, солидарность, социальное уважение, удовлетворенность, закон, легальность, благо,
законность, дисциплинированность, правозащита, организованность, социальная ценность личности. Таким образом, появляется характеристика закона с точки зрения системы социального взаимодействия.
К зоне периферии относятся следующие правовые представления: стабильность, собственность, долг, легитимность, власть, договор, сотрудничество, чувство принадлежности к государству, культурные традиции разрешения правовых вопросов, совершеннолетие, передача опыта, законы религии, самоограничение, убеждения, исполнительность, принципиальность, правовая осведомленность, правомерность наказания, компетентность, доказанность, объединение, норма, гражданское самопредставление, информированность об изменении прав, соучастие, обязанность. Данный блок усложняет правовой мир, появляется специфика представлений права.
Вслед за отечественными исследователями, разрабатывающими проблему социальных представлений мы вынесем за рамки периферической зоны [10] ответы, набравшие минимальный процент частоты встречаемости, как не отражающие картины правовых представлений: правовой статус, государственное самоопределение, правомерность поступка, правовая культура, чувство принадлежности, традиционный способ разрешения споров, служение, подчинение дисциплине, ограничение власти, социальное одобрение, социальное порицание, обязательность, правомочность, правовая солидарность, следование негласным правилам, превышение предела самозащиты, зло, признание универсальности некоторых прав и обязанностей, правовая дозволенность, социальная санкция.
Элементы зоны ядра правовых представлений составляют 16,7 %, элементы периферической системы правовых представлений составляют 28,9 % от предложенных ассоциаций.
Подводя итог, можем отметить, что слова Абульхановой К.С. «...право в России отсутствует и в юридических институтах, и в сознании личности, где как бы представлен только один аспект - требования общества, обращенные ко мне, но не мои требования прав от общества»[1] имеют несколько иное значение: требования личности к признанию своих прав обществом, в котором оно живет, имеет место быть, но свойственно на этапе юношеского возраста, затем основным критерием становится требования для успешного взаимодействия индивида в правовом обществе, строящееся на требованиях данного общества. Несмотря на то, что ядро правовых представлений выделено в ходе исследования, говорить о сложившейся основе, которая является четкой и оформленной, на данном возрастном этапе слишком рано, поскольку характеристики, заполнившее ядро, являются экзистенциальными и субъективный смысл каждой из них может отличаться у отдельных испытуемых, а представления о праве с точки зрения закона и общепризнанных социальных норм находятся в зоне потенциальных изменений и периферии.
Список литературы
1. Российский менталитет: психология личности, сознание, социальные представления // Российский менталитет: психология личности, сознание, социальные представления: монография/ Абульханова-Славская К.А. [и др.]. М.: Изд-во «Москва», 1996. С. 4-27.
2. Безгина Н.В. Правовая и гражданская идентичность в структуре современной социализации // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып.2. Тула: Изд-во ТулГУ, 2012. С. 302-311.
3. Россия в современном мире: подход теории социальных представлений /Бовина И.Б. [и др.]// Знание. Понимание. Умение. 2009. № 2. [Электронный ресурс]URL:http://www.zpujournal.ru/ezpu/2009/2.
4. Воловикова И.М. Житейские представления о порядочном человеке. М: «Канон +» РООН «Реабилитация», 2012. 272 с.
5. Воловикова И.М., Мустафина Л.Ш. Структура социальных представлений россиийской молодежи//Психологические проблемы современного российского общества/ отв. редактор А.Л. Журавлев и др. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. 575 с.
6. Емельянова Т.П. Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества: дис. ... д-ра психол. наук. М., 2006.
7. Мишина И. Д. Нравственные ценности в праве: автореф. дис. ... канд. психол. наук, Екатеринбург, 1999. 27 с.
8. Мустафина Л.Ш. Структура социальных представлений учащейся молодежи о совести: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2012.
9. Рубинштейн М.М. Социально-правовые представления и самоуправления у детей. М.: Изд-во «Право и жизнь», 1925.
10. Шустова А.В. Социальные представления различных возрастных групп о гражданском обществе в современной России: автореф. дис.. канд. полит. наук. М., 2012.
11. Фомина Ю.И. Межэтническое взаимодействие как основа этнической толерантности у современного российского юношества// Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып.1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2014. С.112-122.
12. Verges P. L'evocation de l'argent. Unemethode pour la difinition du noyau central d'une representation//Bulletin de Psychologie,Vol. XLV. № 405, 1992. P. 203-209.
Безгина Наталья Вячеславовна, аспирант, bezginanatasha@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет.
STRUCTURE OF LEGAL VISION OF MODERN RUSSIAN YOUTH
N.V. Bezgina
The article looks into the content and structure of young people's social vision of law. The author presents the results of an empirical research of the structure of legal concepts, singles out its core, and specifies the area of potential changes and the periphery of legal concepts of modern Russian youth.
Key words: legal vision, legal concepts, core of legal concepts, periphery, area of potential changes.
Bezgina Natalia Vyacheslavovna, post-graduate student, bezginanatasha@,mail.ru, Russia, Tula, Tula State University.
УДК 159.9
АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ КАК СПОСОБ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА САМОИДЕНТИФИКАЦИИ
И.В. Попова
Приведены результаты авторского исследования, которое проводится методом нарративного интервью «история жизни» - личная автобиография, написанная самим рассказчиком (письменная традиция). Представленные транскрипты содержат информацию, которая позволяет эмпирически проиллюстрировать идею Л.С. Выготского, что структура и развитие психических процессов человека порождаются культурно опосредованной, исторически развивающейся практической деятельностью. Представлены также транскрипты, демонстрирующие несколько видов иден-тичностей: социальная идентичность; личностная идентичность; Я-идентичность; множественная идентичность.
Ключевые слова: нарративное интервью, автобиографический нарратив, жизненные практики, идентичность, лонгитюд, транскрипт, социально-культурный контекст.
Создание культурно-исторической концепции было вызвано необходимостью доказать, что природа внутренних процессов квазисоциальна. Л.С. Выгодский обосновал идею, что развитие психических процессов человека, в том числе его субъектности, порождается культурно опосредованной, исторически развивающейся практической деятельностью. Отследить процесс построения собственной самости с помощью эмпирического исследования - задача не из простых.
Каково в личности соотношение индивидуального и социального (общественного)? Как работает механизм вживания индивидуальности в социум? И, наоборот, как социум "подминает" под себя индивидуальное? Что такое самость как социальный феномен? Если обратиться к теории, то

читать описание
Star side в избранное
скачать
цитировать
наверх