Научная статья на тему 'Структура правосознания (духовно-культурный подход)'

Структура правосознания (духовно-культурный подход) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2828
343
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сысоев И. Н.

В данной статье автором предпринята попытка раскрыть структуру правосознания посредством культурнодуховного подхода. Правосознание особое явление, представляющее собой духовноинтеллектуальную основу правовой системы. И именно духовный и только духовный мир человека может разрешать столкновения человеческих притязаний на основе идей права, исходя из подлинной воли к объективному благу. Только в таком случае можно говорить, что право есть способ жизни этого человека. В противном случае неизбежен конфликт, когда граждане будут либо обходить, либо сознательно нарушать закон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структура правосознания (духовно-культурный подход)»

Сысоев И.Н.

СТРУКТУРА ПРАВОСОЗНАНИЯ

2.5. СТРУКТУРА ПРАВОСОЗНАНИЯ (ДУХОВНОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД)

Сысоев И.Н. соискатель Алтайского государственного университета

Перейти на Главное МЕНЮ

Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

В данной статье автором предпринята попытка раскрыть структуру правосознания посредством культурно- духовного подхода. Правосознание - особое явление, представляющее собой духовно- интеллектуальную основу правовой системы. И именно духовный и только духовный мир человека может разрешать столкновения человеческих притязаний на основе идей права, исходя из подлинной воли к объективному благу. Только в таком случае можно говорить, что право есть способ жизни этого человека. В противном случае неизбежен конфликт, когда граждане будут либо обходить, либо сознательно нарушать закон.

Правосознание представляет собой систему знаний, эмоционально-чувственных и волевых состояний, а также ценностные ориентации, которые выражают отношение к действующему праву, законодательно закрепленным требованиям и предписаниям. Структура правосознания - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов, обеспечивающих целостность правосознания, его развитие и функционирование. В качестве структурных элементов традиционно выделяют индивидуальное, групповое и общественное сознание, обыденное, научное и профессиональное правосознание [1, с. 512]. Структура

общественного сознания также включает в себя уровни обыденного и теоретического освоения мира, общественной психологии и идеологии, а также формы политического и правового, экономического, моральнонравственного и религиозного, научного, эстетического, экологического, этнического и философского сознания. Но этот ряд элементов структуры правосознания можно считать открытым, ибо время и обстоятельства настоятельно требуют рассматривать

правосознание как некое полиструктурное образование.

Следует отметить, что становление правосознания начинается с чувственного и рационального освоения общественной жизни и оценки социальной обстановки, содержания права, юридической практики, рефлексии правосознания. Оценка правовой ситуации предполагает два уровня: взаимоотношение индивида и действующего права, а также взаимосвязь и взаимодействие людей в условиях конкретной правовой обстановки, с учетом реальных или потенциальных реакций на определенные события.

В структуре правового сознания воплощено единство правовой идеологии и правовой психологии. Правовая идеология - это систематизированное, научное выражение правовых взглядов, требований, идей общества, социальных групп. Формирование правовой идеологии осуществляется как процесс теоретического осознания интересов, целей и задач общества, государства, индивида.

В формировании правовой идеологии в массовом общественном сознании основное влияние в современном мире оказывают средства массовой информации. Наличие обоснованной правовой идеологии является условием жизнедеятельности современного общества. Формирование оптимальной правовой идеологии, по нашему мнению, возможно только в условиях адекватности действующего права интересам общества.

Правовое сознание - особое явление, представляющее собой духовно-интеллектуальную основу правовой системы. Еще Ш. Монтескье отмечал: «Истоки нравственного начала - в совести человека, в его доброй воле» [2, с. 213]. И, по нашему мнению, именно приоритет нравственных начал, выраженный в системе общесоциальных интересов граждан государства, отражающих основные социальные гарантии и обязанности любого человека труда, с учетом его вклада в жизнь общества может придать стабильность общественному развитию даже в трансформирующееся общество.

Д.А. Керимов пишет: «Правосознание представляет собой совокупность мысленных и чувственных оценок правовых явлений, правовых отношений и определяется как часть (вид) общественного сознания, содержанием которого являются взгляды, убеждения, идеи, которые относятся к праву» [3, с. 384]. Правосознание регулирует отношения между отдельными людьми, социальными группами, между ними и государством. Очень важная роль, на наш взгляд, принадлежит правосознанию как всеобщему регулятору общественных отношений во всех сферах жизни общества.

В структуре правосознания правовая идеология неразрывно связана и взаимодействует с правовой психологией, которая охватывает совокупность правовых представлений, желаний, чувств, настроений, характерных для конкретной социальной группы или общества в целом. По мнению В. В. Сорокина, «в структуре правосознания существуют еще чувственные элементы, образующие правовую психологию» [4, с.50]. И, по нашему мнению, эти чувственные элементы недооценены в современной теории права, поскольку правоприменение только в том случае эффективно и бесконфликтно, когда эти внутренние глубинные устремления совпадают с целями правоприменительной деятельности.

Опыт убедительно свидетельствует, что взаимоотношения правовой психологии и идеологии отнюдь не однозначны. Правовая идеология и правотворчество -сами продукт деятельности законодателей, правове-дов-ученых и практиков-правоприменителей, зависящей от их собственной психологии, как индивидуальной, так и групповой. В значительной степени, по нашему мнению, данные явления подвержены корпоративной нивелировке, позволяющей избегать разночтений в понимании закона среди правоприменителей. Что же касается формирования правосознания среди теоретиков права, то здесь наблюдается становление новой парадигмы, отражающей концепции ведущих научных направлений.

В свою очередь, необходимо отметить, что правовая психология не представляет собой зеркального отражения объективного, позитивного права. Неос-

ведомленность, неполное либо искаженное понимание, ошибочное толкование и другие факторы могут вызывать отставание правовой психологии от реальной жизни. В то же время развитие правовой психологии, вызванное изменениями образа жизни и самодви-

Пробелы в российском законодательстве

2'2008

жением социальной формы материи, обязывает совершенствовать систему права.

Только в том случае, когда законодатель опирается на сложившиеся психолого-правовые традиции, мы можем говорить об адекватности в законотворческой и правоприменительной сферах реальной жизни. А когда принимаемые законы игнорируют данные закономерности, неизбежен конфликт между существующим правом и отношением к нему социума, это в первую очередь порождает правовой нигилизм. Возможно, причина данного явления кроется в отсутствии устойчивой связи между законодательными органами и реалиями социальной жизни. В силу этого существующие правовые идеи и представления редко находят свое отражение в текущем законодательстве и, как следствие, порождают недоверие и негативное отношение к нему среди населения.

Игнорирование правовой психологии населения в правовой политике государства не раз оборачивалось провалом тех или иных государственных мероприятий, часто - общественно полезных с точки зрения своих социальных целей. Причина подобных неудач очевидна: если законодатель игнорирует традиции и привычки, поддерживаемые на уровне правовой психологии, это неизбежно вызывает психологическое противодействие населения, принимающее подчас небезобидные формы.

В правосознании содержатся основные принципы, правовые начала, сложившиеся в сознании общества за многие века существования права и применяемые при реализации права независимо от того, сформулированы ли они в действующем законодательстве или нет. Естественно, человек как разумное живое существо может как-то жить вне «официального» правосознания и соответствующего поведения, «параллельного» правовому измерению. Он, по словам И.А. Ильина, может обойтись без права в его истинном и глубоком значении; он будет его заменять различного рода суррогатами: произвольными велениями, выработанными душевными механизмами, привычками, дремучими традициями, страхом, хитростью, обманом и настойчивостью, наглостью [5, с. 45-47]. По Ильину, именно духовный и только духовный мир человека может разрешать столкновения человеческих притязаний на основе идей права, исходя из подлинной воли к объективному благу. Только в таком случае мы можем говорить, что право есть способ жизни этого человека. В противном случае неизбежен конфликт, когда граждане будут либо обходить, либо сознательно нарушать закон.

Библиографический список:

1. Ушакова, Е.В. Системная философия и системнофилософская научная картина мира на рубеже третьего тысячелетия: монография,/ Е.В. Ушакова -Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1998. - Ч. 1. - 250 с.

2. Монтескье, Ш. Избранные произведения / Ш. Монтескье. - М.: Наука, 1981.-613 с.

3. Касьянов, B.C. Социология права / B.C. Касьянов, В.Н. Нечипуренко. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2001. - 480 с.

4. Сорокин, В.В. Проблемы реализации права в трансформирующееся общество / В.В. Сорокин // Известия АГУ. - 1998. - № 2. - С. 50.

5. Ильин, И.А. О сущности правосознания/ И.А. Ильин. - М: 1993. - 45-47 с.

Рецензия

В представленной работе автором приводится анализ точек зрения ученых по исследуемой теме. Кроме того, излагается собственный оригинальный подход к данной проблеме, раскрывается структура правосознания посредством культурно-Одуховного подхода. Несомненно, статья Сысоева И.Н. содержит новизну проблемы и будет полезна как для научных, так и для практических работников. В связи с чем, статья может быть рекомендована к печати в юридическом журнале.

Заведующий кафедрой теории и истории государства и права Юридического факультета Алтайского Государственного университета д.ю.н., профессор В.В.Сорокин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.