Научная статья на тему 'Структура педагогической технологии формирования военно-профессиональной направленности у кадетов суворовских училищ средствами физической подготовки'

Структура педагогической технологии формирования военно-профессиональной направленности у кадетов суворовских училищ средствами физической подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / КАДЕТЫ СУВОРОВСКИХ УЧИЛИЩ / ФОРМИРОВАНИЕ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максимов Виталий Николаевич

В статье представлены результаты исследований по обоснованию структуры педагогической технологии формирования военно-профессиональной направленности у кадетов суворовских училищ средствами физической подготовки. Установлено, что военно-профессиональная направленность у кадетов суворовских училищ должна формироваться поэтапно. На первом этапе целью обучения должно быть формирование физической готовности кадетов к успешному решению служебных и боевых задач будущей военно-профессиональной деятельности. На втором этапе целью обучения должно быть формирование способностей к проявлению силы воли, характера при освоении сложных военно-прикладных навыков и физических упражнений, а также при решении других задач. На третьем этапе целью обучения должно быть формирование профессионально важных физических, психологических, личностных качеств у кадетов в процессе занятий физической подготовкой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Максимов Виталий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structure of pedagogical technology of formation of the military and professional orientation at cadets of Suvorov military schools by means of physical training

The article presents the results of researches on reasons for the structure of pedagogical technology of formation of the military and professional directivity at cadets of Suvorov Military Schools by means of physical training. It is set that a military and professional directivity at cadets of Suvorov Military Schools shall be created step by step. At the first stage the formation of physical readiness of cadets for the successful decision of the official and fighting tasks of future military professional activity shall be the purpose of training. At the second stage the formation of abilities to manifestation of will power, character when mastering difficult military and application-oriented skills and physical exercises, and also in case of the decision of other tasks shall be the purpose of training. At the third stage the formation of professionally important physical, psychological, personal qualities at cadets in the course of occupations by physical training shall be the purpose of training.

Текст научной работы на тему «Структура педагогической технологии формирования военно-профессиональной направленности у кадетов суворовских училищ средствами физической подготовки»

REFERENCES

1. Berdichevskaya, E.M. (2017), "Application of stabilometry for the analysis of the equilibrium function in athletes", Journal of Biomedical Research, Vol. 5, No. 1, pp. 93-95.

2. Mavliev, F.A., Nazarenko, A.S., Zotova, F.R. and Nabatov, A.A. (2015), "Changes in hemodynamic and stabilographic parameters under orthostatic influences in sportsmen engaged in wrestling", Theory and practice of physical culture, No. 11, pp. 21-23.

3. Nazarenko, A.S. and Mavliev, F.A. (2015), "Maintaining the balance of the body against the background of physical fatigue of the muscles of the shoulder belt in athletes of different specializations", Science and Sport: Current Trends, Vol. 9, No. 4, pp. 21-25.

Контактная информация: fanis16rus@mail.ru

Статья поступила в редакцию 02.05.2017

УДК 796.011

СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У КАДЕТОВ СУВОРОВСКИХ УЧИЛИЩ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Виталий Николаевич Максимов, соискатель, Михайловская военная артиллерийская академия, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье представлены результаты исследований по обоснованию структуры педагогической технологии формирования военно-профессиональной направленности у кадетов суворовских училищ средствами физической подготовки. Установлено, что военно-профессиональная направленность у кадетов суворовских училищ должна формироваться поэтапно.

На первом этапе целью обучения должно быть формирование физической готовности кадетов к успешному решению служебных и боевых задач будущей военно-профессиональной деятельности.

На втором этапе целью обучения должно быть формирование способностей к проявлению силы воли, характера при освоении сложных военно-прикладных навыков и физических упражнений, а также при решении других задач.

На третьем этапе целью обучения должно быть формирование профессионально важных физических, психологических, личностных качеств у кадетов в процессе занятий физической подготовкой.

Ключевые слова: педагогическая технология; кадеты суворовских училищ; формирование военно-профессиональной направленности; средства физической подготовки.

STRUCTURE OF PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF FORMATION OF THE MILITARY AND PROFESSIONAL ORIENTATION AT CADETS OF SUVOROV MILITARY SCHOOLS BY MEANS OF PHYSICAL TRAINING

Vitaly Nikolaevich Maksimov, the competitor, Mikhaylovsky Military Artillery Academy, St. Petersburg

Annotation

The article presents the results of researches on reasons for the structure of pedagogical technology of formation of the military and professional directivity at cadets of Suvorov Military Schools by means of physical training. It is set that a military and professional directivity at cadets of Suvorov Military Schools shall be created step by step.

At the first stage the formation of physical readiness of cadets for the successful decision of the official and fighting tasks of future military professional activity shall be the purpose of training.

At the second stage the formation of abilities to manifestation of will power, character when mastering difficult military and application-oriented skills and physical exercises, and also in case of the decision of other tasks shall be the purpose of training.

At the third stage the formation of professionally important physical, psychological, personal qualities at cadets in the course of occupations by physical training shall be the purpose of training.

Keywords: pedagogical technology, cadets of Suvorov Military Schools, formation of a military and professional directivity, means of physical training.

В настоящее время предъявляются повышенные требования к уровню физической подготовленности выпускников суворовских училищ. Существенно возросли и требования к формированию личности в процессе физической подготовки. [1, 2, 3]. Все больше внимания уделяется вопросам развития личности будущего офицера. Такая личность должна сочетать в себе высокий уровень готовности к службе в армии, морально-психологические и другие качества, необходимые для этого.

Известно, что нравственная специфичность личности будущего офицера ярче всего отражается в её военно-профессиональной направленности. Военно-профессиональная направленность характеризует внутреннюю позицию кадетов суворовских училищ, стержневые особенности их мотивации на дальнейшую службу в Вооруженных силах России. Под военно-профессиональной направленностью следует понимать сложное целостное образование, состоящее из разнообразных по нравственному содержанию, силе и волевой обеспеченности чувств и стремлений кадетов суворовских училищ, которые выражаются в их реальном поведении.

Исследования показали, что военно-профессиональная направленность кадетов суворовских училищ тесным образом связана с системой их мотивов.

Мотивы в свою очередь, формируют у кадетов суворовских училищ установку на службу в армии. Установка - это одна из возможных форм проявления военно-профессиональной направленности. Она выражает настроенность кадетов суворовских училищ осуществлять определенные действия, связанные с освоением специальности офицера. Поэтому военно-профессиональная направленность проявляется в этически адекватной поведенческой практике кадетов суворовских училищ.

Применительно к личности будущего офицера военно-профессиональная направленность может быть определена как устойчивая готовность к мотивированному, с полной отдачей сил выполнению кадетами своих учебных, служебно-боевых и других обязанностей. В воспитании этих качеств личности важная роль принадлежит физической подготовке. Физическая подготовка позволяет формировать целый комплекс физических, психологических и личностных качеств у кадетов. Выявляя и умело удовлетворяя непосредственные интересы у кадетов суворовских училищ, преподаватели в процессе занятий физической подготовкой могут воспитать у них необходимые физические, психологические и личностные качества. В процессе физической подготовки у кадетов суворовских училищ формируются мотивы воинского долга. Для кадетов знание и понимание воинского долга связано с целым комплексом переживаний и чувств. Следование воинскому долгу должно стать потребностью кадетов суворовских училищ. В процессе занятий физической подготовкой у кадетов суворовских училищ формируются мотивацион-ные и ценностные особенности личности. В частности, формируется специфическая военно-профессиональная мотивация на службу в армии.

Для обоснования теоретических и практических подходов к формированию военно-профессиональной направленности кадетов суворовских училищ с использованием средств физической подготовки, чрезвычайно важна идея перехода динамического соотношения потребностей и других мотивационных и личностных характеристик на более высокий качественный уровень. Чтобы решить эту научную задачу нами была разработана педагогическая технология формирования военно-профессиональной направленности у кадетов суворовских училищ средствами физической подготовки (рисунок 1).

Педагогическую технологию формирования военно-профессиональной направленности у кадетов суворовских училищ средствами физической подготовки следует рассматривать в динамике как результат трансформации потребностей. Причем речь должна идти о трансформации потребностей во внешне реализуемое поведение кадетов суворовских училищ.

Этапы Цель обучения Задачи обучения Средства и методические приемы

1 * * 1

Оценка и развитие физических, психологических и личностных качеств у кадетов

1

Формирование физической готовности к успешному решению служебных и боевых задач будущей военно-

профессиональной деятельности

Начальное освоение военно-прикладных навыков, целенаправленное развитие общей выносливости, силы, быстроты, ловкости, смелости и других качеств

1 .Освоение рациональной техники выполнения военно-прикладных упражнений.

2. Использование преимущественно равномерного и повторного методов тренировки.

3. Применение простых и доступных упражнений для развития воли, выносливости, силы, быстроты, ловкости, смелости и оешительности .

Развитие способностей, определяющих высокий уровень военно-профессиональной направленности кадетов

Формирование способностей к проявлению силы воли, характера при освоении сложных военно-прикладных навыков и физических упражнений, а также при решении других задач

1. Совершенствование навыков рукопашного боя, прикладного плавания, преодоления препятствий.

2.Сохранение и закрепление в памяти структуры движений, переход от сознательного контроля к автоматизации военно-прикладных навыков.

1. Объединение элементов техники в целостное выполнение военно-прикладных действий.

2. Акцентирование внимания на субъективных ощущениях в ходе участия в соревнованиях.

3. Использование повторного, переменного и других методов тренировки.

Овладение кадетами военно-профессиональной направленностью к дальнейшей службе

Формирование профессионально важных физических, психологических, личностных качеств у кадетов в процессе занятий физической подготовкой

1. Повышение помехоустойчивости сформированных навыков в разнообразных условиях боевой обстановки.

2.Достижение высокой вариабельности выполнения различных военно-прикладных упражнений и действий.

1 .Последовательное использование методов необычных двигательных заданий и максимальных мышечных усилий в ходе тренировки. 2. Создание проблемных ситуаций в ходе занятий по физической подготовке с кадетами и их тренировки.

Рисунок 1 - Педагогическая технология формирования военно-профессиональной направленности у кадетов суворовских училищ средствами физической подготовки

Трансформация потребностей представляет собой определенный процесс формирования военно-профессиональной направленности у кадетов суворовских училищ средствами физической подготовки. В ней путь от исходной потребности до ближайшей конкретной мотивировки простейшего действия. Отсюда эффективность решения задач по формированию военно-профессиональной направленности у кадетов суворовских училищ требует педагогического взаимодействия. Это взаимодействие должно обеспечивать процесс трансформации потребностей кадетов до осознанных мотивов службы в армии.

В свете наших подходов к формированию военно-профессиональной направленности у кадетов суворовских училищ с использованием средств физической подготовки необходимо иметь в виду, что мотив конкретной деятельности носит ситуативный характер. Потребность же, будучи сформированной, становится основой для военно-профессиональной направленности. Она детерминирует поведение кадетов суворовских училищ в любой ситуации. В процессе физического развития кадетов суворовских училищ меняются характер взаимоотношений с окружающими, происходит усвоение новых

форм поведения.

Рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты военно-профессиональной направленности кадетов суворовских училищ находятся в наиболее эффективном с поведенческой точки зрения единстве при использовании средств физической подготовки. Такая военно-профессиональная направленность формирует у кадетов суворовских училищ готовность действовать и способность действовать. Готовность и желание кадетов суворовских училищ поступать морально верно формируется под воздействием, прежде всего, военно-профессиональной направленности.

Военно-профессиональная направленность у кадетов суворовских училищ должна формироваться поэтапно.

На первом этапе целью обучения должно быть формирование физической готовности кадетов к успешному решению служебных и боевых задач будущей военно-профессиональной деятельности.

На втором этапе целью обучения должно быть формирование способностей к проявлению силы воли, характера при освоении сложных военно-прикладных навыков и физических упражнений, а также при решении других задач.

На третьем этапе целью обучения должно быть формирование профессионально важных физических, психологических, личностных качеств у кадетов в процессе занятий физической подготовкой.

Таким образом, устойчивая военно-профессиональная направленность кадетов суворовских училищ является основополагающей составляющей для формирования способности и готовности действовать. На этой основе и была разработана педагогическая технология формирования военно-профессиональной направленности у кадетов суворовских училищ средствами физической подготовки.

ВЫВОД. Таким образом, формирование военно-профессиональной направленности у кадетов суворовских училищ определяется их нравственной позицией, умением противостоять негативным влияниям извне, проявлением самостоятельности в мыслях, побуждениях, поступках. Все это позволит кадетам суворовских училищ эффективно решать задачи в будущей военно-профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бакаев, В.В. Структура педагогической технологии формирования навыков организации самостоятельной физической тренировки, у курсантов вузов ПВО / В.В. Бакаев, В.Л. Бочковская, А.В. Горбунов // Наука в современном обществе: закономерности и тенденции развития : сборник статей Международной научно-практической конференции : в 2-х частях. Ч. 1.

- Уфа, 2016. - С. 92-94.

2. Бочковская, В.Л. Педагогическая технология обучения прикладному плаванию студентов вузов гражданской авиации с использованием методики улучшения экономичности движений / В.Л. Бочковская, М.С. Назарова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта.

- 2015. - № 7 (125). - С. 46-51.

3. Бочковская, В.Л. Факторы, определяющие необходимость формирования навыков организации самостоятельной физической тренировки у курсантов вузов ПВО / В.Л. Бочковская, А.В. Горбунов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 6 (136). - С. 2124.

REFERENCES

1. Bakayev, V.V., Bochkovskaya, V. L. and Gorbunov A. V. (2016), "Structure of pedagogical technology of formation of skills of the organization of an independent physical training, at cadets of higher education institutions of air defense", Science in modern society: regularities and tendencies of development. Collection of articles of the International scientific and practical conference: in 2 parts. P.1.,Ufa, pp. 92-94.

2. Bochkovskaya, V. L. and Nazarova, M. S. (2015), "Pedagogical technology of training in application-oriented float of students of higher education institutions of civil aviation with use of a technique

of improving of profitability of movements", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 125, No. 7, pp. 46-51.

3. Bochkovskaya, V. L. and Gorbunov, A. V. (2016), "The factors defining need of formation of skills of the organization of an independent physical training at cadets of higher education institutions of air defense", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 136, No. 6, pp. 21-24.

Контактная информация: v_1@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 30.05.2017

УДК 796.011

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС СПОРТИВНЫХ РАБОТНИКОВ О ВЫЯВЛЕНИИ ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ И ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМАТИВОВ КОМПЛЕКСА

ГТО

Наталия Ивановна Медведкова, доктор педагогических наук, профессор, Гжельский государственный университет, Гжель, Татьяна Викторовна Зотова, учитель физической культуры, Волковская СОШ, Удмуртская республика, Елена Геннадьевна Селиванова, старший преподаватель,

Чайковский государственный институт физической культуры, Чайковский

Аннотация

Большая часть здоровья зависит от самого человека, где двигательная активность играет одну из главных ролей. С 1 сентября 2014 г. введен в действие Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) для создания эффективной системы физического воспитания, направленной на укрепление здоровья населения и развития человеческого потенциала. В качестве основного метода исследования использовался опрос в виде анкетирования. Исследование проводилось в Удмуртской республике, Пермском крае и Подмосковье. Результаты опроса показали, что большая часть опрошенных оценили свой уровень физического здоровья как средний; всего лишь 6,3% женщин и 3,2% мужчин оценили высоким. Среди спортивных работников даже оказались такие, которые имеют низкий уровень здоровья. Двигательная активность у большинства женщин недостаточна. Чуть больше 60% хотели бы участвовать в выполнении нормативов комплекса ГТО, а остальные 40% не хотели бы быть примером для своих воспитанников. Таким образом, из опроса следует, что должны быть какие-то стимулы. Одним из них может быть материальное вознаграждение в виде премии, его хотели бы получить 31,3% опрошенных женщин и 29% мужчин.

Ключевые слова: спортивные работники, здоровье, двигательная активность, выполнение нормативов комплекса «Готов к труду и обороне».

SPORTS EMPLOYEES' SOCIOLOGICAL SURVEY CONCERNING HEALTH CARE AND SPORTS COMPLEX "READY FOR LABOR AND DEFENSE" STANDARDS

IMPLEMENTATION

Nataliya Ivanovna Medvedkova, the doctor of pedagogical sciences, professor, Gzhel State University, Gzhel, Tatyana Victorovna Zotova, the physical education teacher, Volkovsk secondary school, Udmurt Republic, Elena Gennadyevna Selivanova, the senior teacher, Tchaikovsky State Physical Education Institute, Tchaikovsky

Annotation

Health care for the most part depends on the person himself; herewith physical activity plays one of the main roles. The All-Russia sports complex "Ready for Labor and Defense" has been implemented since September 1, 2014. It was created for physical education system improvement, directed at the population health strengthening and human potential development. The sports employees' questionnaire was used as the main research method. It was held in the Udmurt Republic, Perm region and Moscow suburbs. The survey results revealed that the sports employees' greater part determined their physical health level

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.