Научная статья на тему 'Структура ответственности в контексте экзистенциального выбора личности'

Структура ответственности в контексте экзистенциального выбора личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3416
408
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ЛИЧНОСТНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ВЫБОР / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ АВТОРСТВО / EXISTENTIAL RESPONSIBILITY / PERSONALITY RESPONSIBILITY / EXISTENTIAL CHOICE / EXISTENTIAL AUTHORSHIP

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чумакова Блена Викторовна, Лукьянова Светлана Павловна

Анализируются представления об ответственности, существующие в экзистенциальном подходе. Рассмотрены различные элементы ответственности: осознание альтернатив, прогноз последствий, совершение осознанного выбора, экзистенциальное авторство, принятие последствий выбора. Предлагается оригинальный взгляд на структуру ответственности в контексте экзистенциального выбора личности. Вводятся понятия «вмененная ответственность» и «личностная ответственность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structure of responsibility in existential paradigm

Analyzed presentation of the responsibility that exist in the existential approach. Discussed the various elements of responsibility: vision of alternatives, prognosis of consequences, realization of the conscious choice, existential authorship, acceptance of consequences of choice. An original look is offered to the structure of existential responsibility. Terms are entered «imputed responsibility» and «personality responsibility».

Текст научной работы на тему «Структура ответственности в контексте экзистенциального выбора личности»

УДК 159.923 ББК Ю937

СТРУКТУРА ОТВЕТСТВЕННОСТИ В КОНТЕКСТЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО ВЫБОРА ЛИЧНОСТИ

Е.В. Чумакова, С.П. Лукьянова

Анализируются представления об ответственности, существующие в экзистенциальном подходе. Рассмотрены различные элементы ответственности: осознание альтернатив, прогноз последствий, совершение осознанного выбора, экзистенциальное авторство, принятие последствий выбора. Предлагается оригинальный взгляд на структуру ответственности в контексте экзистенциального выбора личности. Вводятся понятия «вмененная ответственность» и «личностная ответственность».

Ключевые слова: экзистенциальная ответственность, личностная ответственность, экзистенциальный выбор, экзистенциальное авторство.

Понимание ответственности человека в контексте управления собственной жизнью

Принятие человеком на себя ответственности является необходимым условием для личностного роста и самоактуализации, а также инструментом для эффективного управления собственной жизнью.

В отечественной психологии утвердилось представление об ответственности как о волевом личностном качестве, которое проявляется в осуществлении контроля над деятельностью человека [6]. С этой точки зрения ответственность заключается в том, чтобы отследить, соответствует ли поведение индивида его ролевым обязанностям и принятым в данном обществе социальным нормам [9]. Аналогичное понимание ответственности характерно для теории атрибуции, где исследуются закономерности приписывания ответственности за происходящие события личности или ситуации [11]. Если рассматривать ответственность как личностное качество, проявляющееся в контроле над деятельностью, то структура ее четко обозначена [9].

С точки зрения исследователей, работающих в рамках экзистенциального направления, ответственность не ограничивается ее атрибуцией и контролем над деятельностью.

Ж.-П. Сартр отмечает, что «если существование действительно предшествует сущности, то человек ответственен за то, что он есть» [10, с. 326]. Когда человек приходит в мир, в нем нет ничего предзаданного. Человек является автором собственной жизни, так как его сущность определяется его собственными действиями, которые, в свою очередь, явля-

ются результатом свободного выбора человека. Каждым своим выбором человек творит себя и окружающий мир. И. Ялом придерживается такого же мнения: «осознавать ответственность - значит осознавать творение самим собой своего «Я», своей судьбы, своих жизненных неприятностей, своих чувств и страданий» [16, с. 245]. Таким образом, с точки зрения Ж.-П. Сартра и И. Ялома, ответственность заключается в признании человеком авторства собственной жизни.

В. Франкл в своем понимании ответственности делает акцент на том, что человек постоянно осуществляет выбор, какая именно из огромного количества возможностей будет реализована, а какие из них не будут реализованы никогда. Ответственность человека, согласно В. Франклу, заключается в том, чтобы учитывать весь спектр возможностей и отдавать себе отчет в том, что реализована будет только одна из них [12, 13].

Э. Фромм говорит об ответственности в контексте принятия решения. Особое внимание при этом Э. Фромм уделяет ясному осознанию ситуации как решающему фактору при принятии решения в пользу лучшего, а не худшего. Под осознанием ситуации Э. Фромм подразумевает способность человека отдавать себе отчет в условиях выбора, а также во влиянии на принятие решения различных (внешних и внутренних) факторов [14].

Р. Мэй рассматривает ответственность, опираясь на понятия силы и невинности. Сила в его концепции подразумевает принятие на себя ответственности, а невинность - стремление убежать от нее и откреститься от по-

следствий совершаемых действий. Таким образом, особое значение Р. Мэй придает готовности человека принимать последствия совершенного им выбора [7].

Таким образом, экзистенциально ориентированные исследователи делают акцент на разных сторонах ответственности и зачастую не дают исчерпывающего описания структуры ответственности. В итоге можно обозначить феномены, к которым сводится ответственность:

1) признание себя автором своей жизни;

2) осознание ситуации, требующей выбора;

3) прогнозирование последствий выбора;

4) совершение выбора, т. е. действия, которым человек на определенном основании отдает предпочтение одной альтернативе перед другой (другими);

5) принятие как положительных, так и отрицательных последствий этого выбора.

С нашей точки зрения, эти феномены не являются взаимоисключающими при определении понятия «ответственность». Напротив, они дополняют друг друга и могут быть включены в единую структуру экзистенциальной ответственности, то есть ответственности человека за собственную жизнь в целом, а не за единичные поступки. С точки зрения экзистенциализма, ответственность понимается как способность человека осуществлять осознанный выбор и признавать собственное авторство [16]. В свою очередь, чтобы осуществить осознанный выбор, необходимо обладать способностью к анализу альтернатив и прогнозированию последствий [7, 14].

Только в том случае ответственность личности будет представлять реальный инструмент управления собственной жизнью, если ответственность не будет сводиться к одному из обозначенных выше феноменов, а ее структура будет представлять собой их совокупность.

Таким образом, описанные феномены могут быть названы элементами ответственности, которые закономерно занимают определенные места в процессе реализации ответственности. В свою очередь, процесс реализации ответственности может быть представлен следующей структурой.

Структура ответственности

На рис. 1 представлена структура ответственности в контексте экзистенциального выбора личности. Остановимся на каждом элементе структуры более подробно.

1. Осознание ответственности в перспективе включает в себя осознание ситуации, видение альтернатив и прогноз последствий.

Под осознанием ситуации выбора подразумевается неотказ личности видеть реальное положение вещей, расстановку сил. Это адекватная оценка личностью возможностей ситуации (что она позволяет, а в чем ограничивает), а также своих способностей относительно этой ситуации. Например, человек решает, менять ему работу или нет. Перед осуществлением выбора он должен с большей или меньшей ясностью представлять себе, есть ли достойные предложения, может ли он сейчас бросить все дела на старом месте работы, каковы его конкурентные преимущества перед другими претендентами на новую работу и т. п.

Для понимания сущности такого элемента экзистенциальной ответственности, как «осознание ситуации выбора», нецелесообразно проводить существенные различия между осознанием и знанием. Например, Дж. Бьюдженталь указывает на то, что наша возможность осознавать всю полноту ситуации всегда достаточно ограничена, но тем не менее мы все равно вынуждены выбирать [3]. Зачастую люди пытаются «оправдать» себя

1. Осознание ответственности в перспективе: 2. Осознание ответственности в актуальном времени: 3. Осознание ответственности в ретроспективе: признание себя автором своих действий, принятие последствий

осознание ситуации, видение альтернатив, прогноз последствий совершение осознанного выбора

Рис. 1. Структура ответственности в контексте экзистенциального выбора личности

незнанием, снять с себя таким образом ответственность: «Я не учел этого», «Я не ожидал, что столкнусь с такими трудностями» и т. п. Однако незнание - это неотъемлемая часть жизни человека, будущее всегда остается в большей или меньшей степени неопределенным.

Итак, человек может попытаться «снять» с себя ответственность, апеллируя к ограниченному знанию о ситуации выбора. Однако такая попытка будет не более чем самообманом. Э. Фромм, уделявший особое внимание осознанию ситуации при осуществлении выбора, говорил об отсутствии свободы у человека на определенном этапе реализации выбора, но не об отсутствии ответственности за него [14].

Феномен видение альтернатив можно рассмотреть в качестве составной части осознания ситуации. Зачастую люди пытаются избежать ответственности, заявляя: «У меня не было выбора!». Однако, с точки зрения экзистенциального подхода, человек обречен на свободу [10]. Следовательно, обречен выбирать. Ответственность в полной мере реализуется только тогда, когда человек признает наличие альтернатив, даже самых нежелательных.

Однако действующей личности требуются знания не только о наличии альтернатив выбора, собственных способностей его сделать и возможностей ситуации, но и о возможных вариантах развития событий [7, 2]. Поэтому еще один феномен, появление которого, с точки зрения экзистенциализма, необходимо для принятия на себя ответственности, - прогноз последствий.

Под прогнозом последствий понимается видение индивидом возможных результатов совершаемого выбора. Для того чтобы поведение человека было ответственным, он должен прогнозировать последствия, по крайней мере, в двух возможных направлениях: 1) что произойдет, если будет выбрана одна альтернатива; 2) что произойдет, если будет выбрана другая альтернатива.

Возникает закономерный вопрос: является ли ответственным человек, если он не прогнозировал последствия, но потом признал их и принял? Если отсутствие прогноза последствий перед осуществлением выбора является случайным, то ответственность можно считать реализованной. Однако если человек систематически отказывается прогнозировать последствия, несмотря на их нежелательный характер, то экзистенциальная ответственность не реализуется.

Таким образом, ответственность при систематическом отказе человека от попытки предвидеть возможные будущие события трансформируется в один из способов избежать ответственности.

2. Осознание ответственности в актуальном времени. В экзистенциальном понимании ответственности акцент ставится на совершение сознательного выбора. Ф.Е. Василюк считает, что «выбор можно определить как действие субъекта, которым он отдает предпочтение одной альтернативе перед другой (другими) на определенном основании» [4, с. 285]. Собственно выбор является необходимым, но недостаточным элементом ответственности. Человек каждым своим действием ежесекундно совершает выбор. Но далеко не каждый из этих выборов является осознанным.

С точки зрения К. Муздыбаева, общество может вменить человеку ответственность, даже если он не признает собственное авторство и не осознает факт осуществления выбора. Общество может закрепить за ним его авторство посредством «инстанций» [9]. Данный феномен может быть описан термином «вмененная ответственность». Однако экзистенциальная ответственность как способность и готовность к ответственному поведению реализуется только в случае осознанного выбора. Такой тип ответственности может быть описан термином «личностная ответственность». Именно личностная ответственность рассматривается в экзистенциальной психологии, она является условием для личностного роста и самореализации. Личностная ответственность невозможна без осознанного выбора.

Итак, вмененная ответственность - это такая ответственность, которая закреплена за человеком извне общественной структурой («инстанцией» по К. Муздыбаеву); личностная ответственность - это ответственность, которую человек сам берет на себя в результате осознания факта осуществления выбора.

3. Осознание ответственности в ретроспективе. Данная категория отражает необходимость признания человеком авторства своих действий и принятия их последствий. Эти два феномена задействуются после совершения выбора.

Авторство - это характеристика, которой обладает любой человек в силу его существования [10, 16]. При этом можно отметить «протяженность» авторства от первого до по-

следнего этапа в обозначенной нами структуре ответственности, поскольку человек может осознавать себя автором еще до осуществления выбора.

Так, например, осознание ситуации выбора включает в себя и признание того, что этот выбор совершает именно личность, а не родители, случай, судьба и т. п. Если подобное осознание отсутствует, то и прогноз последствий становится автоматически ненужным: нет необходимости прогнозировать последствия, если выбор не осуществляется или если он осуществляется внеличностными силами. Кроме того, осознание собственного авторства напрямую отражается в способности принимать последствия выбора, что и является признанием своей к ним причастности.

Тем не менее признание авторства - особая категория, поскольку акцент в данном случае ставится именно на субъект действия, на субъект выбора, на то, что этим субъектом является собственно личность, а не кто-либо другой или что-либо другое.

Авторство является необходимым условием для того, чтобы человек мог реализовать осознание ответственности в перспективе и осознание ответственности в актуальном времени. Но если, оглядываясь на все совершенное, человек говорит: «Это был не я, я был не в себе» - это делает его поведение безответственным с точки зрения экзистенциализма и с точки зрения личностной ответственности.

Таким образом, если на предыдущих этапах авторство является необходимым условием (средством) для осуществления ответственности, то на последнем этапе в представленной структуре его признание становится самоцелью.

Признание своего авторства по своему значению близко понятию «интернальность». Согласно Дж. Роттеру, это такое качество личности, наличие которого у человека обеспечивает восприятие им себя как источника различных событий своей жизни [15]. Однако интернальность и признание себя автором не

суть одно и то же. Интернальность - более широкое понятие, чем признание своего авторства (рис. 2).

Если представить интернальность неким континуумом, на одном полюсе которого максимум экстернальности, а на другом - максимум интернальности, то признание своего авторства пересекается с этим континуумом только в определенной его области.

Максимальная интернальность представляет собой свойство человека воспринимать себя источником всех событий, которые происходят в его жизни, что не является адекватным реальности. Не все происходящие с человеком события зависят от его свободного выбора. К таким событиям экзистенциально ориентированные исследователи относят, например, неотвратимый приход смерти, обреченность на свободу, неопределенность будущего и другие данности бытия.

В том случае, если признание себя автором является частью интернальности, ответственность заключается в том, чтобы признать факт существования не зависящих от личности событий и учитывать его при осуществлении выбора (в частности, действовать, реализуя в своем поведении осторожность, предусмотрительность, разумную степень риска). Наличие в структуре личности максимальной интернальности свидетельствует о переоценке своих ресурсов, завышенной самооценке и т. п., а вовсе не об ответственности личности.

Отказ признавать собственное авторство является одним из способов избежать личностной ответственности.

Осуществление человеком выбора неизбежно приводит к появлению последствий этого выбора. С точки зрения экзистенциально ориентированных исследователей, перед человеком после осуществления выбора встает задача принятия последствий. Принятие последствий рассматривается в социальной психологии в контексте каузальной атрибуции и фундаментальной ошибки атрибуции.

Признание своего авторства

\<--------------->|

•—................ # ................- 1 •

Экстернальность Интернальность

Рис. 2. Соотношение категории «признание своего авторства» и интернальности

Последняя заключается в принятии человеком ответственности за положительные последствия своих действий и отказ принимать ответственность за отрицательные [11,8].

Наличие фундаментальной ошибки атрибуции объясняется, в частности, тем, что человеку свойственно формировать и поддерживать положительную «Я»-концепцию. Ассоциирование себя с отрицательными последствиями своих собственных действий является покушением на «Я»-концепцию, на самоуважение, на внутреннюю гармонию личности. Требуется большая, чем в среднем по популяции, сила «Я» и более высокий уровень личностной зрелости, для того чтобы принять на себя ответственность за отрицательные последствия совершенного выбора.

Так же, как и в случае с отказом признавать свое авторство, при отказе принимать последствия выбора личностная ответственность трансформируется в личностную безответственность. Личностная ответственность при этом не реализуется, а вмененная не снимается.

Таким образом, все описанные выше элементы - осознание ситуации, видение альтернатив, прогноз последствий, сознательный выбор, признание собственного авторства и принятие последствий своих действий, -можно включить в единую структуру ответственности. Однако в определении человека как ответственного или безответственного эти элементы имеют неравные веса.

С позиции вмененной ответственности не требуется ни одного из этих элементов в поведении человека, для того чтобы признать его ответственным по тому или иному аспекту: достаточно, чтобы авторство и наличие связанных с ним последствий были признаны некими внешними субъектами (инстанциями).

Для признания человека личностно ответственным за свои действия минимально необходимым является «взгляд назад»: признание себя автором и принятие последствий осуществляемых действий. В таком случае мы имеем дело с интернальным вектором атрибуции ответственности. Если в поведении человека отсутствует любой из этих феноменов, то поведение определяется как безответственное.

С точки зрения экзистенциализма, где ответственность понимается как способность человека осуществлять осознанный выбор и признавать собственное авторство [16], «взгляда назад» не достаточно. Чтобы ответ-

ственность не сводилась к раскаянию в содеянном, а представляла собой реальный инструмент управления собственной жизнью, на первый план выступает способность к анализу альтернатив, прогнозированию последствий и осуществлению на этой основе осознанного выбора. Развитие этой способности является одной из задач экзистенциальной психотерапии. А наличие таковой является одним из наиболее важных признаков личностной зрелости.

Литература

1. Аристотель, Никомахова этика / Аристотель // Философы Греции. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1997.

2. Балл, Г.А. Психологическое содержание личностной свободы: сущность и составляющие / Г.А. Балл // Психологический журнал. -1997. - Т. 18, № 5. - С. 7-19.

3. Бъюдженталъ, Дж. Искусство психотерапевта /Дж. Бъюдженталъ. - СПб.: Питер, 2001. - 304 с.

4. Василюк, Ф.Е. Психотехника выбора / Ф.Е. Василюк // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии: сб. ст. - 1997. -

С. 284-314.

5. Леонтьев, Д.А. Выбор /Д.А. Леонтьев // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: в 6 т. /ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005.-251 с.

6. Леонтьев, Д.А. Ответственность / Д. Леонтьев // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: в 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. -М.: ПЕР СЭ, 2006. - 176с.

7. Мэй; Р. Сила и невинность / Р. Мэй. -М.: Смысл, 2001. - 248 с.

8. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. - СПб.: Питер, 1996. - 684 с.

9. Муздыбаев, К. Психология ответственности /К. Муздыбаев. - Л.: Наука, 1983. -325 с.

10. Сартр, Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм / Ж.-П. Сартр // Сумерки богов. -М. : Политиздат, 1989. - С. 319-344.

11. Росс, Л. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии / Л. Росс, Р. Нисбетт. - М.: Аспект Пресс, 1999. -429 с.

12. Франкл, В. Психотерапия на практике /В. Франкл. - СПб.: Речь, 2000.

13. Франки, В. Человек в поисках смысла/ В. Франкл-М.: Прогресс, 1990.

14. Фромм, Э. Бегство от свободы /

Э. Фромм; общ. ред. и послесл. П. С. Гуревича; пер с англ. Г.Ф. Швейника. - М.: Прогресс, 1989.-269 с.

15. Хъелл, Л. Теории личности (основные положения, исследования и применение) /Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб.: Питер, 1999. - 608 с.

16. Ялом, Экзистенциальная психотерапия /И. Ялом. - М.: Класс, 7999. - 576 с.

Поступила в редакцию 15 января 2009 г.

Чумакова Елена Викторовна. Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологической диагностики и консультирования Южно-Уральского государственного университета: cfaumakowa@mail.ru.

Elena V. Chumakova. Candidate of psychological sciences, the senior lecturer of chair of psychological diagnostics and consultation of South Ural State University: chumakowa@mail.ru.

Лукьянова Светлана Павловна. Преподаватель кафедры психологической диагностики и консультирования Южно-Уральского государственного университета: 8(351)267-95-63.

Svetlana P. Lukyanova. The teacher of chair of psychological diagnostics and consultation of South Ural State University: 8(351) 267-95-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.