Научная статья на тему 'Структура научно-методического, информационного и сметного обеспечения проектных работ в дорожном хозяйстве'

Структура научно-методического, информационного и сметного обеспечения проектных работ в дорожном хозяйстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
254
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА / УЛИЧНО-ДОРОЖНАЯ СЕТЬ / МЕГАПОЛИС / РЕМОНТ / ДИАГНОСТИКА / МОНИТОРИНГ / HIGHWAY / STREET ROAD NETWORK / MEGALOPOLIS / REPAIR / DIAGNOSTICS / MONITORING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Столяров Виктор Васильевич, Немчинов Дмитрий Михайлович, Кочетков Андрей Викторович

Начальная (максимальная) цена контракта и контракта определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих научных методов: метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); нормативный метод; тарифный метод; проектно-сметный метод; затратный метод. Для определения цен на проектные работы, в том числе в дорожном хозяйстве, в статье принят нормативный метод как основной. Исходя из представленных материалов, динамика изменения рекомендуемого Министерством регионального развития индекса изменения стоимости проектных работ должна соответствовать динамике роста средней заработной платы в стране. Необходим пересмотр методики формирования указанного индекса. При этом желательно в течение непродолжительного периода времени устранить накопленное отставание с целью привлечения молодёжи к созданию интеллектуального продукта на основе развития научно-информационного обеспечения проектной деятельности и сметного дела в дорожном хозяйстве. Применяемые информационные методы формирования сначала расценок, а затем и начальных максимальных цен конкурсов должны обеспечить с одной стороны конкурентоспособность и потенциал инновационного развития инженерного дела в строительстве в целом и в дорожном хозяйстве в частности, с другой оптимальное и эффективное использование бюджетных средств в дорожном строительстве, находясь при этом в правовом поле. Предлагаемые методы позволяют выполнить указанные задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Столяров Виктор Васильевич, Немчинов Дмитрий Михайлович, Кочетков Андрей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structure of scientific and methodical, information and budget support of project works

Initial (maximum) price of the contract and the contract are defined and locate in road economy the customer by means of application of the following method or several following scientific methods: method of comparable market prices (market analysis); standard method; tariff method; design and budget method; expensive method. For determination of the prices of project works, including in road economy, in article the standard method as the main is accepted. Proceeding from the presented materials, dynamics of change of regional development of an index of change of cost of project works recommended by the Ministry has to correspond to dynamics of growth of an average salary in the country. Revision of a technique of formation of the specified index is necessary. Thus it is desirable to eliminate during the short period of time the saved-up lag for the purpose of attraction of youth to creation of an intellectual product on the basis of development of scientific information support of design activity and budget matter in road economy. Applied information methods of formation at first quotations, and then and initial ceiling prices of competitions have to provide on the one hand competitiveness and potential of innovative development of engineering in construction as a whole and in road economy in particular, with another optimum and effective use of budgetary funds in road construction, being thus in a legal framework. Offered methods allow to carry out specified tasks.

Текст научной работы на тему «Структура научно-методического, информационного и сметного обеспечения проектных работ в дорожном хозяйстве»

УДК 625.7/8

Столяров Виктор Васильевич

ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.»

Россия, Саратов1 Заведующий кафедрой Профессор Доктор технических наук E-Mail: stolyarov_v_v@mail.ru

Немчинов Дмитрий Михайлович

ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет»

Россия, Саратов Докторант

Кандидат технических наук, доцент E-Mail: ndmdom@mail.ru

Кочетков Андрей Викторович

ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет»

Россия, Пермь Доктор технических наук, профессор E-Mail: soni.81@mail.ru

Структура научно-методического, информационного и сметного обеспечения проектных работ в дорожном хозяйстве

1 410022, г. Саратов, ул. Азина, д. 38 «В», кв. 4

Аннотация. Начальная (максимальная) цена контракта и контракта определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих научных методов: метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); нормативный метод; тарифный метод; проектно-сметный метод; затратный метод. Для определения цен на проектные работы, в том числе в дорожном хозяйстве, в статье принят нормативный метод как основной. Исходя из представленных материалов, динамика изменения рекомендуемого Министерством регионального развития индекса изменения стоимости проектных работ должна соответствовать динамике роста средней заработной платы в стране. Необходим пересмотр методики формирования указанного индекса. При этом желательно в течение непродолжительного периода времени устранить накопленное отставание с целью привлечения молодёжи к созданию интеллектуального продукта на основе развития научно-информационного обеспечения проектной деятельности и сметного дела в дорожном хозяйстве. Применяемые информационные методы формирования сначала расценок, а затем и начальных максимальных цен конкурсов должны обеспечить с одной стороны конкурентоспособность и потенциал инновационного развития инженерного дела в строительстве в целом и в дорожном хозяйстве в частности, с другой - оптимальное и эффективное использование бюджетных средств в дорожном строительстве, находясь при этом в правовом поле. Предлагаемые методы позволяют выполнить указанные задачи.

Ключевые слова: автомобильная дорога; улично-дорожная сеть; мегаполис, ремонт, диагностика; мониторинг.

Идентификационный номер статьи в журнале 06ЕУЫ414

Введение. В настоящее время цены на проектные работы для строительства, реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, включая мосты и путепроводы, а также объектов придорожного сервиса определяются по результатам конкурса согласно Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [1].

Постановка задачи. Анализ нормативных документов. Порядок формирования начальных максимальных начальных цен на проектные работы для строительства, реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, включая мосты и путепроводы, а также объектов придорожного сервиса в настоящее время регламентируется Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004 - стоимость проектных и изыскательских работ для строительства определяется на основе справочников базовых цен с использованием индексов изменения стоимости проектных и изыскательских работ и включается в графы 7 и 8 сводного сметного расчета...

Практика определения стоимости проектных работ на основе информационных справочников базовых цен в Российской Федерации сложилась на основе существовавшей ранее системы определения стоимости разработки проектно-сметной документации по Сборнику цен на проектные работы для строительства, состоящему из 65 отраслевых и межотраслевых разделов (Приложение 1 к настоящему Отчету). Последнюю редакцию Сборника цен на проектные работы для строительства (далее - Сборник) Госстрой СССР согласовал и ввел в действие в 1987 году (с изменениями и дополнениями в 1990 г.). Базовая цена на проектные работы в таблицах Сборника определялась исходя из основных натуральных показателей проектируемых объектов: мощности, протяженности, емкости, площади и др. (далее именуемые основными показателями проектируемых объектов) и были установлены в уровне цен по состояния на 01.01.1991 г. К моменту перехода нашего государства к рыночной экономике цены на проектные работы для строительства, установленные в соответствии с письмом Госстроя СССР от 06.09.90 № 14-«Д» [44] на 01.01.91, определялись по Сборнику и были неизменяемыми на весь период выполнения работ.

Правовая основа формирования стоимости проектных работ определена статьей 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», установившей, что начальная (максимальная) цена контракта и контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих научных методов:

1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

2) нормативный метод;

3) тарифный метод;

4) проектно-сметный метод;

5) затратный метод.

Для определения цен на проектные работы, в том числе в дорожном хозяйстве, принят нормативный метод как основной.

В соответствии с частью 4 статьи 19.1 Федерального закона от 21 июля 2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 5 марта 207 года № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» Министерство регионального развития Российской Федерации и Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой) формируют перечень документов в области сметного нормирования и ценообразования, рекомендуемых для определения стоимости проектных и инженерных изыскательских работ. Указанный перечень утверждён приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 20 апреля 2007 года № 110. Информационные справочники базовых цен на проектные работы для строительства, включаемые в перечень, разрабатываются в базовом уровне цен, который в соответствии с решениями о переходе на новую сметно-нормативную базу определён по состоянию на 01.01.2001 года.

Методическая основа разработки и порядок применения информационных Справочников базовых цен на проектные работы для строительства определены в «Общих указаниях по применению Справочников базовых цен на проектные работы для строительства», разработанных ФГУП "ЦЕНТРИНВЕСТпроект" Госстроя России, утверждённые и введённые в действие с 10 августа 2002 г. Постановлением Госстроя России от 07 августа 2002 № 102.

Справочник базовых цен на проектные работы включают базовые цены на проектирование в объёме разработки проектной документации по составу и уровню детализации отвечающей требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

Указанное Постановление определяет требования к составу проектной документации для нового строительства и реконструкции объектов капитального строительства. В связи с этим базовые цены на разработку проектной документации на ремонт и капитальный ремонт объектов капитального строительства предполагается вынести в отдельные Справочник базовых цен на проектные работы. В отношении промышленно-гражданских зданий и сооружений такой документ находится на утверждении в Министерстве регионального развития Российской Федерации.

Вторым, не охваченным Справочниками базовых цен на проектные работы блоком работ, выполняемых дорожными проектно-изыскательскими организациями, являются специфичные работы для линейных объектов, для дальнейшего конкурсного размещения строительных работ, подготовка изъятия земель для государственных и муниципальных нужд и некоторые другие. В настоящее время эти работы расцениваются по трудозатратам, расчёт оформляется по форме 3П МДС 81-35.2004 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утверждённой Постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 г. N 15/1.

Расчёт стоимости работ по трудозатратам закреплён статьёй 22 Федерального закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» как затратный метод, однако вызывает много противоречий между заказчиками и проектными организациями, органами государственной экспертизы, а также контрольными и надзорными органами.

Для перехода в текущий уровень цен Министерство регионального развития Российской Федерации ежеквартально сообщает рекомендуемые индексы изменения стоимости к уровню базовых цен.

Для объектов капитального строительства, финансируемых из бюджетов всех уровней, единственным основанием для расчёта начальных цен конкурсов на проектные работы являются информационные справочники и сборник базовых цен, включённые в перечень, утверждаемый Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.

Для перехода в текущий уровень цен используются те индексы, которые ежеквартально устанавливает Минрегион России для объектов, полностью или частично финансируемых их федерального бюджета, либо соответствующие уполномоченные органы субъектов Российской Федерации для объектов, финансируемых из их бюджетов.

Индексы изменения стоимости проектных работ к уровню базовых цен формируемые Минрегионом России соответствуют среднему уровню инфляции в стране. При этом средняя официальная заработная плата растёт заметно быстрее.

В структуре себестоимости проектных организаций затраты на оплату труда (фонд оплаты труда и взносы в фонды социального страхования) в среднем по дорожному хозяйству составляют более 60% (информационная таблица 1).

Соответственно, размер оплаты труда инженеров-проектировщиков в прямую зависит от стоимости контракта. Однако динамика изменения цен на проектирование заметно отстаёт от динамики роста заработной платы (рисунок 1).

Таблица 1

Информационная сводка структуре себестоимости проектных организаций затраты на

оплату труда

Номер п] юектной организации Среднее значение

1 2 3 4 5 6

1. Оплата труда и начисление на ФОТ (1.1+1.2) 64,0 78,4 68,8 75,5 57,9 64,2 63,5

1.1 Фонд оплаты труда (1.1.1+1.1.2) 45,6 70,4 54,6 62,0 44,7 52,6 52,1

1.1.1 Фонд оплаты труда производственного персонала 30,5 35,5

1.1.2 Фонд оплаты труда АУП и вспомогательного персонала 15,1 9,2

1.2 Отчисления (ЕСН и обязательное страхование) по АУП, производственному и вспомогательному персоналу (1.3.1+1.3.2) 11,7 8,0 14,2 13,5 13,2 11,6 11,4

1.2.1 Отчисления (ЕСН и обязательное страхование) по производственному персоналу 8,3 10,0

1.2.2 Отчисления (ЕСН и обязательное страхование) по вспомогательному персоналу 3,4 3,2

2 Расходы на недвижимость 4,4 4,3 2,5 4,6 4,0 3,8

3 Материалы и материальные ценности (3.1+3.2) 5,6 5,2 9,3 3,5 4,6 7,1 5,6

3.1 Материалы и материальные ценности производственного назначения 4,5 5,5

3.2 Материалы и материальные ценности непроизводственного назначения 1,1 3,8

4 Командировочные расходы производственного характера 4,1 2,2 3,5 7,9 4,0 4,1

5 Согласования и экспертизы 3,0 6,5 7,0 2,9 4,6

6 Амортизация 2,5 1,4 3,9 1,1 4,2 2,5

7 Расходы на коммунальные услуги и связь 2,4 1,5 1,1 1,5 1,5

8 Реклама 0,7 0,2 0,5

9 Налог на имущество 0,3 0,3

10 Социальные расходы 0,3 0,1 0,2

11 Прочие налоги и сборы 0,2 0,2

12 Аренда и лизинг основных средств производственного назначения 0,2 0,1 6,6 2,2

13 Расходы на обучение персонала 0,1 1,6 1,0 0,8

14 Представительские 0,0 0,1 0,1

15 Прочие расходы (15.1+15.2+15.3+15.4) 12,2 15,0 11,5 7,0 13,7 4,5 10,1

15.1 Прочие производственные расходы 2,1 2,1

15.2 Прочие условно-постоянные расходы 0,6 2,6

15.3 Прочие коммерческие расходы 0,2 5,0

15.4 Прочие операционные и внереализационные расходы 9,3 4,0

100 100 100 100 100 100 100

Рис. 1. Динамика изменения инфляционного индекса на проектные работы и среднего уровня оплаты труда в Российской Федерации по данным Росстата

Соответственно, динамика изменения заработной платы проектировщиков заметно отстаёт от динамики средней заработной платы по стране. Это отличие настолько существенно, что не может быть покрыто за счёт совершенствования технологии проектирования.

Методика решения задачи. Автоматизация проектных работ, использование систем автоматизированного проектирования и компьютерных программ, информационных баз данных, автоматизированных баз дорожных данных, информационного фонда алгоритмов и программ, фонда результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ Федерального дорожного агентства Минтранса России позволяет ускорить процесс формирования чертежей. Значительную часть времени проектирования занимает процесс принятия решений, который выполняется только человеком и автоматизировать его без повышения риска разрушений объектов капитального строительства нельзя. Кроме того, в настоящее время значительную часть времени занимают согласования и государственная экспертиза, сроки которых установлены различными нормативными документами и сокращению не подлежат.

Таким образом, отставание роста стоимости проектных работ от роста заработной платы в стране приводит к снижению конкурентоспособности профессии проектировщика на рынке труда.

Единственной на сегодня альтернативой является повышение скорости проектирования объектов капитального строительства за счёт снижения качества проектных решений и, соответственно, повышения опасности аварий на объекте и других внештатных ситуаций.

Исходя из представленных материалов, динамика изменения рекомендуемого Министерством регионального развития индекса изменения стоимости проектных работ должна соответствовать динамике роста средней заработной платы в стране. Необходим пересмотр методики формирования указанного индекса. При этом желательно в течение непродолжительного периода времени устранить накопленное отставание с целью

привлечения молодёжи к созданию интеллектуального продукта на основе развития научно-информационного обеспечения проектной деятельности и сметного дела в дорожном хозяйстве.

В практике зарубежных стран с наиболее развитой рыночной экономикой существует несколько основных подходов к определению оплаты профессиональных услуг Проектировщика [2, 3, 4, 5].

Под термином «Проектировщик» здесь подразумевается юридическое или физическое лицо (Инженер, Архитектор, Геолог, Консультант и пр.), имеющее лицензию на выполнение проектных работ, соответствующих научных и информационных исследований и разработок.

Рассмотрим основные методы определения стоимости проектных работ и способы оплаты профессиональных услуг специалистов в практике ряда зарубежных стран, которые отражаются в соответствующей контрактной документации, заключаемой между Инвестором (Заказчиком) и Проектировщиком:

1. Выплата обусловленной суммы. При таком подходе Проектировщику выплачивается фиксированная сумма, которая была установлена в ходе переговоров с Заказчиком. Объём вознаграждения в свою очередь связывается с объёмом предоставляемых услуг. Иногда выплата обусловленной суммы используется в качестве вознаграждения за основные услуги, а за оказание дополнительных услуг выплата вознаграждения производится по системе «оплата издержек плюс премия». Тогда, когда это возможно, Проектировщик обыкновенно предлагает вариант выплаты вознаграждения в виде обусловленной суммы, основываясь на стоимости профессиональных услуг, необходимых для осуществления проекта, а также размера желаемой прибыли.

2. Процент от стоимости строительных работ. Метод связывает размеры оплаты со стоимостью строительства, а не с объёмом или стоимостью профессиональных услуг Проектировщика, оказываемых в ходе осуществления инвестиционного проекта. Сама идея этого метода выглядит весьма нелогичной: цена проектирования в нормальном режиме должна определяться на основе результатов еще невыполненных проектных работ, включая составление сметы на строительство. Процент от стоимости строительных работ является простой и распространённой основой для определения вознаграждения, применяемой в течение многих лет. Использование такого метода предопределяет определённую неадекватность стоимости реально выполняемых работ.

3. Оплата издержек плюс премия. Существует несколько схем расчёта вознаграждения Проектировщику на основе метода «оплата издержек плюс...». В основе этих схем лежит фактически потраченное на оказание услуг время, а также понесённые при этом расходы, и получение разумной прибыли. Часто в данном методе применяется некий верхний предел, дающий Заказчику основу для финансового планирования инвестиционного проекта.

Соглашение на основе «оплата издержек плюс...» в ряде стран заключается в тех случаях, когда сложно или даже невозможно установить заранее сумму вознаграждения Проектировщика. В некоторых случаях расчёт начинает производиться на основе данного метода, а затем, по мере выявления полного масштаба проекта, устанавливается заранее оговорённая сумма вознаграждения. Также может метод «оплата издержек плюс...» используется для определения вознаграждения административных работников, участвующих в выполнении строительных контрактов, а также специалистов, оказывающих специальные услуги, например, выполнение экономических и энергетических расчётов.

К числу методов, основывающихся на «оплате издержек плюс... » относятся:

• метод умножения величины заработной платы на коэффициент прямых расходов. Прямые расходы на заработную плату, обусловленные выполнением услуг, умножаются на множитель, который учитывает накладные расходы, прямые издержки, не связанные с заработной платой, и прибыль. Коэффициент прямых расходов на заработную плату фирмы тщательно рассчитывается для того, чтобы гарантировать охват всех перечисленных статей затрат. В этом случае, и в других методах, основанных на «оплате издержек плюс...», услуги, оказанные внешними Консультантами, обычно учитываются в расчётах оплат. Эти расходы, в свою очередь, могут быть увеличены для того, чтобы учесть издержки на координацию проводимых работ;

• метод расчёта прямых расходов на персонал. В этом методе, являющемся разновидностью метода умножения величины заработной платы на коэффициент прямых расходов, дополнительные выплаты персоналу учитываются как часть основных расходов, а не в качестве коэффициента к расходам. Следует отметить, что коэффициент прямых расходов на персонал ниже коэффициента прямых расходов на заработную плату в той же фирме;

• оплата профессиональных услуг плюс издержки. При использовании такого методе вознаграждение Проектировщика включает в себя оплату расходов, а также сумму гонорара за профессиональные услуги. Расчёт оплаты расходов может основываться на величине заработной платы, умножаемой на коэффициент прямых расходов на персонал, или же на определении величины оплаты всех прямых издержек по данному проекту плюс некоторая пропорциональная доля косвенных издержек фирмы. Гонорар за профессиональные услуги может рассчитываться как процентная доля расходов на проект или даже как процентная доля расходов на строительство;

• почасовые (человеко-час) или подневные (человеко-день) ставки. При таком подходе калькуляция затрат (выплат) строится на почасовых или подневных ставках каждого нанятого работника или должностных категорий специалистов. С точки зрения Заказчика различия между расходами на заработную плату, дополнительными выплатами, накладными расходами и прибылью устраняются и в этом случае Заказчик не участвует в обсуждении значений коэффициентов, связанных с прямыми расходами на заработную плату специалистов или вспомогательного персонала.

4. Методы расчета по стоимости отдельных сооружений. В ряде случаев целесообразно оплачивать услуги Проектировщика на основе стоимости одного здания (например, при строительстве жилых комплексов или выполнении крупных проектов с предоставлением инвестиционных льгот), на основе стоимости повторяющихся элементов объекта застройки (например, квартиры, номера отеля, единицы площади застройки) или площади пола (например, при размещении офисов или торговых помещений). При этом предполагается, что проектные работы будут повторяться для многих зданий и сооружений, а специалист должен получать вознаграждение в соответствии с объёмами выполненных работ.

5. Повторяющиеся сооружения. В некоторых инвестиционных проектах исходная конструкция может использоваться повторно с небольшими вариациями. В подобных случаях Заказчик и Проектировщик могут прийти к соглашению о выплате гонорара за каждое сооружение или о сочетании такого гонорара с другими видами оплаты услуг.

Перечисленные методы определения размеров стоимости и формы оплаты услуг Проектировщика используются по отдельности и в сочетании друг с другом в зависимости от

Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Выпуск 4 (23), июль - август 2014

http://naukovedenie.ru publishing@naukovedenie.ru

типа проекта и иных условий. При выборе того или иного метода используется оценка по следующим критериям:

• позволяет ли метод возместить расходы Проектировщика и обеспечить ему приемлемый размер прибыли;

• обеспечивает ли метод объективное отражение объемов и содержания услуг Проектировщика, оказываемых Заказчику;

• позволяет ли метод увеличить размеры вознаграждения вследствие роста расценок на предоставляемые услуги по мере осуществления долгосрочного проекта;

• позволяет ли метод предварительно с достаточной точностью определить стоимость профессиональных услуг;

• способствует ли метод успеху совместных действий Проектировщика и Заказчика в достижении конечных целей инвестиционного проекта;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• обеспечивает ли метод вознаграждение за риск;

• является ли метод в достаточной степени понятным и простым в практическом применении.

Перечисленные методы применяются во всех странах с развитой рыночной экономикой, прежде всего в США, Великобритании, Германии, Японии и пр. Однако в большинстве стран имеется определённая специфика, обусловленная традициями, формами государственного регулирования и надзора за строительством, масштабами инвестиционно-строительных проектов и иными особенностями каждой страны [2-5].

Представленное сопоставление практики ценообразования проектных работ с учетом развития научно-информационного обеспечения их деятельности в России и других странах показывает с одной стороны высокую сложность оценки стоимости интеллектуального инженерного труда вместе с высокой долей неопределённости фактических трудозатрат как собственно на выполнение работы по подготовке проектной документации, так и на значительную подготовительную работу по формированию квалифицированной команды, способной решать комплексные инженерные задачи.

В настоящее время Национальное объединение проектировщиков ведёт работу по совершенствованию методов формирования расценок на проектные работы, формирования научно-информационных баз данных, в первую очередь, в части увеличения методов формирования расценок.

Расценки могут формироваться следующими методами:

• на основании объектов-аналогов.

• От общей стоимости строительства;

• На основании оценки трудозатрат.

При определении расценок на основе типичных запроектированных (эталонных) объектов, выявленных с помощью статистической обработки, на основании полученных расчетных данных строится график зависимости стоимости разработки проектной и рабочей документации от величины основного показателя объекта проектирования.

2 ж

£

ГО II

0)

Мощность объекта ^годовой выпуск, протяженность, емкость)

Рис. 2. График зависимости стоимости разработки проектной и рабочей документации от величины основного показателя объекта проектирования

При создании эталонных объектов необходимо, используя сформированную информационную базу данных, проанализировать состав зданий и сооружений, входящих в объекты-представители, выявить дополнительные или неспецифические для данного объекта составляющие (здания, сооружения), проанализировать состав и содержание проектной документации объектов-представителей с целью дополнения, в случае необходимости, перечня зданий и сооружений, входящих в его состав в соответствии с требованиями к эталонному объекту, после чего в состав объекта-представителя вносятся необходимые коррективы [6, 7].

Для участков графика, где зависимость можно считать прямолинейной, определяют значения величин «а» и «в», постоянных для данного интервала основных показателей объектов проектирования. Значения «а» и «в» по каждому натуральному показателю, виду производства, отрасли (подотрасли) рассчитываются по следующим формулам.

Для интервала Х1 - Х2: „ - С2 - С1

в1- --а1 = С1 - в1Х1 = С2 - в 1x2

Х2 - Х1

Для интервала Х2 - хз :

Сз - С2_

в2= Х3 - Х2 а2 - С2 - в2Х2 = Сз - в2Х3

При пересчете величин «а» и «в» должны быть строго увязаны размерность цен (в руб. или тыс. руб.) и показателя мощности, протяженности, площади и др.

Обсуждение результатов. Показатели трудоемкости работ являются наиболее объективными и стабильными параметрами процессов проектной деятельности и в целом не связаны с такими экономическими категориями, как текущий уровень цен и заработной платы, параметры налогообложения, уровень рентабельности организации, инфляционные индексы и пр. Поэтому базовые цены на проектные работы, определяемые на основе нормативов трудоемкости, могут быть установлены для текущего расчетного периода времени (года, квартала, месяца), для которого определяется базовая цена на проектирование.

Определение нормативных показателей трудоемкости работ, выполняемых при проектировании, должно выполняться для всех разделов и подразделов проектной документации, состав которых установлен Градостроительным кодексом Российской Федерации и Положением, а также требованиями «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности» №123-ФЗ от 22 июля 2008 года, законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 г. Показатели трудоемкости выполнения рабочей документации для строительства должны определяться для всех основных комплектов рабочей документации (марок рабочих чертежей), установленных стандартами системы проектной документации для строительства (СПДС).

Выводы. Сформирована структура научно-методического и информационного обеспечения ценообразования проектных работ в дорожном хозяйстве, основанная на применении информационных Справочников базовых цен на проектные работы для строительства, стандартами Системы проектной документации для строительства (СПДС), автоматизированных банков дорожных данных, а также информационного фонда результатов НИОКР Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации [8-12].

Применяемые информационные методы формирования сначала расценок, а затем и начальных максимальных цен конкурсов должны обеспечить с одной стороны конкурентоспособность и потенциал инновационного развития инженерного дела в строительстве в целом и в дорожном хозяйстве в частности, с другой - оптимальное и эффективное использование бюджетных средств в дорожном строительстве, находясь при этом в правовом поле. Предлагаемые методы позволяют выполнить указанные задачи [6, 7].

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

2. Методы оплаты профессиональных услуг в проектировании. Руководство №45 Амер. общества гражданских инженеров. США. (Пер. с англ., М.: ЦНИИпроект, 1994).

3. Руководство по подготовке проектных программ строительства федеральных зданий № Р 3430. Администрация общих служб Правительства США. 1984 г. (Пер. с англ. - М.: ЦНИИпроект, 1990).

4. Пособие по подготовке промышленных технико-экономических исследований. Организация ООН по промышленному развитию (ЮНИДО). (Пер. с англ.).

5. Architectural and Engineering Fees. US Department of Housing and Urban Development. США.

6. «Концепции стратегии совершенствования системы ценообразования и финансирования проектной деятельности» ЗАО «Центр технического и сметного нормирования в строительстве», 2014.

7. Первая редакция проекта государственного сметного норматива «Методические указания о порядке разработки государственных сметных нормативов «Справочники базовых цен на проектные работы в строительстве». ОАО «ЦЕНТРИНВЕСТпроект». 2014.

8. Проектирование структуры информационного обеспечения системы менеджмента качества дорожного хозяйства / Кочетков А.В., Гладков В.Ю., Немчинов Д.М. // Интернет-журнал «Науковедение». 2013. № 3 (16). С. 72.

9. Управление состоянием автомобильных дорог на основе оценки и мониторинга риска «недоремонта» Тарнакин Е.И., Кочетков А.В., Сухов А.А., Гладков В.Ю. Интернет-журнал «Науковедение». 2012. № 3 (12). С. 27.

10. Нормативное и технологическое развитие инновационной деятельности дорожного хозяйства / Аржанухина С.П., Кочетков А.В., Козин А.С., Стрижевский Д.А. // Интернет-журнал «Науковедение». 2012. № 4 (13). С. 69.

11. Совершенствование структуры отраслевой диагностики федеральных автомобильных дорог / Аржанухина С.П., Кочетков А.В., Козин А.С., Стрижевский Д.А. // Интернет-журнал «Науковедение». 2012. № 4 (13). С. 70.

12. Диагностика и паспортизация элементов улично-дорожной сети системой видеокомпьютерного сканирования / Васильев Ю.Э., Беляков А.Б., Кочетков А.В., Беляев Д.С. // Интернет-журнал «Науковедение». 2013. № 3 (16). С. 55.

Рецензент: Кокодеева Наталия Евсегнеевна, доктор технических наук, профессор, ФГОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.».

Victor Stolyarov

Saratov state technical university of a name of Gagarin Yu.A.

Russia, Saratov E-Mail: stolyarov_v_v@mail.ru

Dmitri Nevchinov

Saratov state technical university Russia, Moscow E-Mail: ndmdom@mail.ru

Andrey Kochetkov

Perm national research polytechnical university

Russia, Perm E-Mail: soni.81@mail.ru

Structure of scientific and methodical, information and budget support of project works

Abstract. Initial (maximum) price of the contract and the contract are defined and locate in road economy the customer by means of application of the following method or several following scientific methods: method of comparable market prices (market analysis); standard method; tariff method; design and budget method; expensive method. For determination of the prices of project works, including in road economy, in article the standard method as the main is accepted. Proceeding from the presented materials, dynamics of change of regional development of an index of change of cost of project works recommended by the Ministry has to correspond to dynamics of growth of an average salary in the country. Revision of a technique of formation of the specified index is necessary. Thus it is desirable to eliminate during the short period of time the saved-up lag for the purpose of attraction of youth to creation of an intellectual product on the basis of development of scientific information support of design activity and budget matter in road economy. Applied information methods of formation at first quotations, and then and initial ceiling prices of competitions have to provide on the one hand competitiveness and potential of innovative development of engineering in construction as a whole and in road economy in particular, with another - optimum and effective use of budgetary funds in road construction, being thus in a legal framework. Offered methods allow to carry out specified tasks.

Keywords: highway; street road network; megalopolis, repair, diagnostics; monitoring.

Identification number of article 06EVN414

REFERENCES

1. Federal'nyj zakon ot 05.04.2013 № 44-FZ "O kontraktnoj sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlja obespechenija gosudarstvennyh i municipal'nyh nuzhd"

2. Metody oplaty professional'nyh uslug v proektirovanii. Rukovodstvo №45 Amer. obshhestva grazhdanskih inzhenerov. SShA. (Per. s angl., M.: CNIIproekt, 1994).

3. Rukovodstvo po podgotovke proektnyh programm stroitel'stva federal'nyh zdanij № R 3430. Administracija obshhih sluzhb Pravitel'stva SShA. 1984 g. (Per. s angl. - M.: CNIIproekt, 1990).

4. Posobie po podgotovke promyshlennyh tehniko-jekonomicheskih issledovanij. Organizacija OON po promyshlennomu razvitiju (JuNIDO). (Per. s angl.).

5. Architectural and Engineering Fees. US Department of Housing and Urban Development. SShA.

6. «Koncepcii strategii sovershenstvovanija sistemy cenoobrazovanija i finansirovanija proektnoj dejatel'nosti» ZAO «Centr tehnicheskogo i smetnogo normirovanija v stroitel'stve», 2014.

7. Pervaja redakcija proekta gosudarstvennogo smetnogo normativa «Metodicheskie ukazanija o porjadke razrabotki gosudarstvennyh smetnyh normativov «Spravochniki bazovyh cen na proektnye raboty v stroitel'stve». OAO «CENTRINVESTproekt». 2014.

8. Proektirovanie struktury informacionnogo obespechenija sistemy menedzhmenta kachestva dorozhnogo hozjajstva / Kochetkov A.V., Gladkov V.Ju., Nemchinov D.M. // Internet-zhurnal «Naukovedenie». 2013. № 3 (16). S. 72.

9. Upravlenie sostojaniem avtomobil'nyh dorog na osnove ocenki i monitoringa riska «nedoremonta» Tarnakin E.I., Kochetkov A.V., Suhov A.A., Gladkov V.Ju. Internet-zhurnal «Naukovedenie». 2012. № 3 (12). S. 27.

10. Normativnoe i tehnologicheskoe razvitie innovacionnoj dejatel'nosti dorozhnogo hozjajstva / Arzhanuhina S.P., Kochetkov A.V., Kozin A.S., Strizhevskij D.A. // Internet-zhurnal «Naukovedenie». 2012. № 4 (13). S. 69.

11. Sovershenstvovanie struktury otraslevoj diagnostiki federal'nyh avtomobil'nyh dorog / Arzhanuhina S.P., Kochetkov A.V., Kozin A.S., Strizhevskij D.A. // Internet-zhurnal «Naukovedenie». 2012. № 4 (13). S. 70.

12. Diagnostika i pasportizacija jelementov ulichno-dorozhnoj seti sistemoj videokomp'juternogo skanirovanija / Vasil'ev Ju.Je., Beljakov A.B., Kochetkov A.V., Beljaev D.S. // Internet-zhurnal «Naukovedenie». 2013. № 3 (16). S. 55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.