Научная статья на тему 'Структура научно-исследовательского метода и терминологическая трактовка ее элементов'

Структура научно-исследовательского метода и терминологическая трактовка ее элементов Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
597
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЯ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР / НАУЧНЫЙ МЕТОД / ОПЕРАЦИЯ / СПОСОБ / ПРИЕМ / ПРОЦЕДУРА / ЦЕЛЬ / ИСТОРИЯ / METHODOLOGY OF LIBRARY SCIENCE / METHDOLOGICAL CLUSTER / A SCIENTIFIC METHOD / OPERATION / WAY / ACCEP- TANCE / PROCEDURE / PURPOSE / HISTORY

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Крейденко Владимир Семенович

Проанализирована структура научно-исследовательского метода и составляющих ее элементов с использованием терминологическо-понятийного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The structure of a research method and terminology interpretation of its elements

The structure of the research method and its forming elements with the use of terminological-notional approach is analysed.

Текст научной работы на тему «Структура научно-исследовательского метода и терминологическая трактовка ее элементов»

БИБЛИОСФЕРА, 2014, № 1, с. 9-12

Методология НИР

УДК 02:001.8:001.4 ББК 78.3+87.256.6+87.254.8

СТРУКТУРА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА И ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАКТОВКА ЕЕ ЭЛЕМЕНТОВ

© В. С. Крейденко, 2014

Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств 191186, г. Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 2

Проанализирована структура научно-исследовательского метода и составляющих ее элементов с использованием терминологическо-понятийного подхода.

Ключевые слова: методология библиотековедения, методологический кластер, научный метод, операция, способ, прием, процедура, цель, история.

The structure of the research method and its forming elements with the use of terminological-notional approach is analysed.

Key words: methodology of library science, methdological cluster, a scientific method, operation, way, acceptance, procedure, purpose, history.

Система терминов - это остов науки, на котором крепится все остальное. Если терминология слабая, наука «шатается» и может развалиться. Без терминологии науки нет. От упорядоченности терминологии в значительной степени зависит развитие науки, подготовка кадров, планирование и учет работы научных учреждений и многое др.

Наконец, по тому, насколько правильно обучающийся усвоил содержание тех или иных понятий, можно судить о глубине овладения им предметом. Возникает вопрос: если понятия поверхностны и не отвечают современным знаниям? Поэтому, приступая к рассмотрению любого научного вопроса необходимо, прежде всего, уточнить терминологическое поле, в пределах которого будет проводиться исследование.

В методологии библиотековедения большое внимание уделяется изучению, уточнению и разработке исследовательских методов потому, что метод - это основа любого исследования, его сердцевина. До настоящего времени еще не было глубоких исследований по структуре метода в терминологическом плане: зная четко, что представляет собой каждая часть исследовательского метода, какова ее роль в работе метода, ее содержательное наполнение, легче, глубже и лучше идет работа по изучению и развитию каждого метода, всей ее системы в методологии библиотековедения.

Мы рассмотрим, не претендуя на окончательное и единственно правильное решение сложного вопроса, структуру научного метода в методоло-

гии библиотековедения и попытаемся дать ее терминологическую трактовку. Так сказать, попробуем подойти к проблеме, опираясь на терминологи-ческо-понятийный подход. Одно из достоинств подобной работы - установка репера для дальнейших обсуждений вопроса и решения задачи в целом.

Напомним, что термин должен быть точным носителем информации о своем научном понятии, поскольку организованная терминологическая система предполагает соотношение «один термин -одно понятие». Что же касается понятия, то оно составляет ядро, сердцевину значения термина. Знать суть термина означает определить содержание понятия, соотносимого с данным термином. В определении необходимо четко назвать наиболее важные и существенные признаки, выделенные в обозначаемых этим понятием однородных библиотековедческих предметах, фактах, явлениях или отношениях между ними.

До того, как перейти к определению структуры научного метода, раскроем содержание двух исходных ключевых терминов: «методология библиотековедения» и «научно-исследовательский метод (научный метод) в библиотековедении».

Методология библиотековедения - это та часть библиотечной науки, в которой собирается и систематизируется накопленная информация о методологических принципах, научных методах и других средствах познания, а также сведения о возможностях их эффективного использования.

В методологии библиотековедения предметом познания является сам исследовательский процесс,

т. е. не то, что изучается, а то, как, какими способами оно изучается. Процесс исследования раскрывается с точки зрения его истории развития, теории, технологии и практики; организации и проведения таких исследований, их структуры, особенно научных методов в них.

Важными направлениями работы в методологии библиотековедения являются:

• поиск в других науках подходящих методов и адаптирование их с учетом собственных нужд, а после проверки - включение в арсенал методов библиотековедения;

• консилиум старых методов и в случае положительного решения по каким-то из них -модернизация этих методов в целях их дальнейшего использования;

• поиск исследовательских элементов в методах библиотечной практики и, где это возможно, усиление их возможностей и включение уже улучшенных методов в арсенал библиотековедения;

• разработка теоретико-практических основ для создания, конструирования новых научных методов.

Сейчас библиотековедение остро испытывает отсутствие нужного количества новых методов.

Поиск и усиление действенных путей и средств библиотечного познания, которые помогут обеспечить все более глубокое и полное проникновение в сущность библиотечных явлений, фактов, событий, отношений между ними, является перспективным социально важным назначением методологии библиотечной отрасли.

Целесообразно продумать в методологии библиотековедения возможности создания так называемых методологических кластеров, т. е. множеств внутренне «взаимосвязанных между собой методов научного познания, образующих некоторую целостную систему средств, наиболее адекватно приспособленную к когнитивному обслуживанию» [1, 2]. Методологических кластеров такого специфического типа содержания как библиотечная реальность и ее конкретные части (предметы).

Научный метод - это способ, обеспечивающий внутреннюю организацию и регулирование процесса познания в библиотековедении. Он состоит из системы предписаний (регулятивов), операций и других познавательных элементов. Они собраны в каждом методе так, чтобы помочь решить ту конкретную задачу, которая поставлена перед этим методом: у каждого метода своя задача, направление на получение определенного вида знаний. Такой подход делает каждый метод более маневренным, эффективным, чем, если бы речь шла о создании единого громоздкого метода, который «все умеет».

Метод - это ключ от двери определенного библиотековедческого предмета. Если исследователь

ошибется с выбором метода, тогда «дверь» не откроется, а «ключ» (метод) может сломаться. (Отмычек в науке не бывает!) Для того чтобы не допустить ошибки, необходимо изучать методы науки и разбираться в их познавательных возможностях и направленности, создавать новые необходимые методы для тех «дверей», к которым пока «ключей» нет.

Закон метода прост: каждый метод может только то, что он может. Это очень наглядно демонстрирует трехуровневая классификация методов по степени общности и сфере действия, которая давно применяется в библиотековедении. По этой классификации все методы делятся на три группы: философские, общенаучные и специальные. К группе общенаучных методов можно отнести и общелогические методы. Они успешно используются в виде элементов (целиком или частично, как приемы) во всех других методах.

Итак, метод состоит из системы взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. Качественная особенность и количество элементов определены технологией каждого отдельного метода. Элементы находятся на своем, предусмотренном технологией этого метода, месте. Тот или иной элемент вступает в исследовательское действие в последовательности, которая также предусмотрена.

Основных элементов метода восемь: средства познания, элемент метода, операция, прием, регу-лятив, часть метода, процедура, цель метода.

1. Средства познания - совокупность используемых в познавательной деятельности инструментов: методологических принципов; научных методов; различных приборов, категорий, понятий, имеющих методологическое значение и др.

2. Элемент метода - слово, означающее и операции, и приемы, и другие самостоятельные части, составляющие метод.

3. Операция - основной элемент из которого собирается научный метод, своеобразный системный объект. Операции - неделимые исследовательские единицы действия в методе - могут быть: логическими, педагогическими, психологическими, математическими и др. Так, П. Бриджмен выделил еще операции: инструментальные, например, операции измерения; операции мыслительные, в первую очередь - бумажно-карандашные, операции как манипуляции с символами. Он считал полезным введение и вербальных операций [3]. Количество (связанное с качеством и содержанием) операций и порядок последовательности использования их являются важным показателем каждого метода, во многом определяющим его, метода, исследовательскую возможность и целевую направленность изучения библиотековедческого предмета (т. е. показывает, что может и что не может метод, для чего он создан).

В. С. Крейденко, 2014, № 1, с. 9-12

В методе действуют операции обязательные, вариантные и дополнительные. Обязательные операции присутствуют и действуют в методе всегда, без хотя бы одной из них, как правило, метод теряет свою специфику. Вариантные операции предполагают, что может использоваться именно тот вариант, который больше устраивает исследователя. Например, в анкете есть такая операция, как вопрос-ловушка. Вопросов-ловушек имеется несколько вариантов. Исследователь выбирает тот, который ему лучше подходит. Дополнительные операции - такие, которые можно добавить, а можно и не добавлять во время использования метода. Это решается при разработке программы самими исследователями.

4. Прием - несколько операций метода, объединенных для осуществления более эффективного действия.

5. Регулятив - указание (требование) для данного метода, как в каждом конкретном случае действовать для реализации той или иной операции, приема или другого элемента метода. В структуре метода присутствуют различные регулятивы, направляющие действия исследователя по правилам методов в библиотековедении вообще и данного конкретного метода в частности. У каждого метода свой набор регулятивов, их последовательность и виды. В методах они выступают в качестве «путеводителей». Перечислим основные регулятивы, действующие в методах: призывы, предостережения, запреты, советы, рекомендации, ограничения, инструкции, распоряжения, требования, указания, предписания, пояснения, алгоритмы. Требуется изучение особенностей научных регулятивов и их классификация.

6. Часть метода - более одного приема плюс несколько или одна отдельная операция. Часть как некоторая сумма действия реализует свою задачу в методе. В методе решается несколько задач. Сумма решаемых задач - это цель метода.

7. Процедура - официально предусмотренный алгоритм. Порядок действий с элементами метода и выполнение указаний, предписанных именно этому методу. Процедура может относиться ко всему методу, части метода, приему и другим его элементам.

8. Цель метода означает те возможности, которые заложены в метод его создателями - изучать тщательно и глубоко какую-то сторону (или целиком) определенный библиотековедческий предмет, факт, явление или отношения между ними. Цель метода - это еще и ожидаемый конечный результат.

Здесь весьма важно для нас высказывание В. В. Налимова, который, характеризуя отраслевые понятия, отметил: «В отличие от обыденного языка людей язык науки носит значительно более резко выраженный кодовый (курсив наш. - Прим. авт.)

характер. Глубина кодирования, или, иначе, информационная емкость понятий, растет во времени по мере развития научных концепций» [4].

Таким образом, предложенные определения содержания рассмотренных нами понятий будут изменяться и углубляться по мере развития методологии библиотековедения.

Постоянное уточнение содержания понятий проводится также и при помощи такой логической операции, как определение [5, 6].

К рассмотренным выше терминам, входящим в структуру научного метода, добавим еще четыре термина, сопроводив каждый рассуждениями о том, что может войти в каждое понятие. Здесь специалисты должны дать свои предложения [7].

1. История метода. Изучив историю метода, можно узнать, как появился метод, в каких исследованиях использовался, какие трудности встречались в работе с ним, отношение к методу различных специалистов и многое др.

2. Теория метода. Зная теорию метода, можно увидеть, на что есть основания рассчитывать, насколько прочны теоретические положения метода, позволительно ли в данном случае утверждать, что они помогут решить поставленную задачу, что надо еще сделать, чтобы углубить теорию метода.

3. Технология метода. Здесь исследователь узнает обо всех элементах, какими располагает метод, как их использовать, чему служит каждый, что лучше отобрать для своего исследования из вариантов операций.

4. Методика (или практика) метода. Отвечает на вопросы: Что взять из технологии метода и перенести в методику метода? Как лучше «состыковать» метод с другими в методике исследования? Как этот метод сумеет взаимодействовать с остальными? Где будет помогать, а где мешать? Как снять в методике все «шероховатости» во взаимодействии методов? Методика отвечает и на другие вопросы.

Метод, который готовится к использованию в конкретном исследовании, должен быть подготовлен в виде схемы, раскрывающей его на операционном уровне. Такое раскрытие обеспечивает более точное и продуманное включение метода в методическую ткань исследования (в методику конкретного исследования с учетом взаимодействия с другими методами, представленными в ней) с отметкой (когда, где и как) будет действовать каждый элемент метода.

Как видно из изложенного выше, методы - это своеобразные системные объекты. Каждый метод предполагает совокупность компонентов (элементов), находящихся в отношениях и связях между собой. Они образуют определенную целостность, единство. Напомним, что при этом компонентом, или элементом системы, выступает минимальная

структурообразующая единица системы, имеющая предел делимости в ее границах, обладающая функциональной и структурной специфичностью, а также функциональной интегративностью.

Отличительной особенностью системы метода является то, что она обладает новыми, интегратив-ными качествами - характеристиками, не содержащимися в составляющих ее элементах. Причем на качественную характеристику системы метода влияют как ее структура, так и состав, и порядок компонентов.

Создание приведенной выше терминологической системы научного метода во многом поможет выйти на технологический уровень в работе с методами, используемыми в библиотековедческих исследованиях. Это и есть уровень операционный, когда появляется возможность, зная, что есть что в методе, научно обосновывать производимые операции или другие элементы метода, совершенствуя

их для получения все более и более точных результатов.

Литература

1. Методологический кластер // Философские науки : слов. основных терминов / С. А. Лебедев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Акад. Проект, 2006. - С. 132.

2. Кластер. Методологический кластер // Философские науки : крат. энцикл. / С. А. Лебедев. - М. : Акад. Проект, 2008. - С. 390-391, 440-441.

3. Bridgman P. The nature of some of our physical concepts. - New York, 1952. - P. 9.

4. Налимов В. В. Вероятностная модель языка. - М. : 1974. - С. 144.

5. Асмус В. Ф. Логика. - М. : Госполитиздат, 1947. -С. 57-68.

6. Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник. -2-е изд., испр. и доп. - М. : Наука, 1975. - С. 408-412.

7. Крейденко В. С., Ужовский А. Т. Основы НИР : альбом нагляд. материалов. - Л. : Изд-во ЛГИК, 1989. -Л. 11.

Материал поступил в редакцию 02.09.2013 г.

Сведения об авторе: Крейденко Владимир Семенович - доктор педагогических наук, профессор кафедры

библиотековедения и теории чтения Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, член-корреспондент Международной академии наук высшей школы, тел.: (812) 314-29-81, e-mail: Kreyd_VS@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.