Научная статья на тему 'Структура календарного обряда'

Структура календарного обряда Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
314
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структура календарного обряда»

РУССКИЙ язык

СТРУКТУРА КАЛЕНДАРНОГО ОБРЯДА О.Н. Андреева

Любой обряд принято рассматривать как некое ритуальное действо, как сумму символов, так или иначе шифрующих основной смысл.

Рассмотрение обряда как единой системы в лингвистическом смысле вполне обоснованно: обряд представляет собой такой текст, в котором взаимозависимые элементы (корреляты) находятся одновременно в отношениях дополнения и противопоставления (необходимо заметить два данных типа отношений являются превалирующими). Такое положение частей обряда обеспечивает возможность его функционирования, существования и, в частности, развития. Отношения дополнения и противопоставления существуют, обеспечивая, таким образом, движение обряда, развертываемость текста.

Эти отношения могут выходить за пределы одного обряда в целом или в каких-либо его элементах, нейтрализуясь с другой обрядовой символикой. Так, святой Илья-пророк в народных представлениях дополняет некоторые обрядовые функции святого Георгия Победоносца: святому Илье, как и святому Георгию, приписывалось покровительство домашнему скоту, охоте и диким зверям. С Ильина дня открывались волчьи норы, а осенний Егорий «распу скал на волю волков».

Элементы противопоставления вытекают из роли того или иного календарного праздника в жизни народа, функций святого, которому этот праздник посвящен, а так же из самих ритуальных действ (обрядовых функций). Обрядовые функции очень хорошо заметны при тщательном лингвистическом анализе текста именно при использовании языковой модели непосредственно составляющих (считаем возможным в научно-исследовательском плане при рассмотрении и

анализе обрядов применять модель непосредственно составляющих, которая поможет более детальному анализу обрядов, обрядовых текстов), когда элементы одной строки текста могут нейтрализоваться, но как элементы существующие еще и расчленяются. Так, противопоставления внутри одного обрядового действа наблюдаются на юге и севере России: «Илья-пророк в поле копны считает» и «Святой Илья зажинает жнива». При выходе же из одного обрядового действа в другое, наряду с дополняющими элементами большую роль и здесь играют противопоставления. Сравним, хотя Илья- пророк и Георгий Победоносец считаются покровителями домашнего скота, на Ильин день скот на пастбище не выгоняли, чтобы уберечь от нечистой силы; на день же весеннего Егория одним из главных обрядовых действий считался выгон скота на пастбище, которого благославляли веточками вербы. Рассматривая отношения противопоставления и дополнения, можно сказать, что эти языковые составляющие, которые являются главными моделирующими характеристиками текста, обеспечивают существование и функционирование обрядовых действ (календарных праздников) и их текстов в единой системе языка как определенной лексической группы, несущей на себе большую смысловую нагрузку.

Вариативность текстов и обрядов, рождающаяся в результате дополнения и противопоставления определенных частей обрядов, как и обрядов в целом, - это и есть жизнь языка, в этом и заключается смысл существования календарных праздников, обычаев, обрядов и, естественно, шифрующих их смысл текстов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.