РУССКИЙ язык
СТРУКТУРА КАЛЕНДАРНОГО ОБРЯДА О.Н. Андреева
Любой обряд принято рассматривать как некое ритуальное действо, как сумму символов, так или иначе шифрующих основной смысл.
Рассмотрение обряда как единой системы в лингвистическом смысле вполне обоснованно: обряд представляет собой такой текст, в котором взаимозависимые элементы (корреляты) находятся одновременно в отношениях дополнения и противопоставления (необходимо заметить два данных типа отношений являются превалирующими). Такое положение частей обряда обеспечивает возможность его функционирования, существования и, в частности, развития. Отношения дополнения и противопоставления существуют, обеспечивая, таким образом, движение обряда, развертываемость текста.
Эти отношения могут выходить за пределы одного обряда в целом или в каких-либо его элементах, нейтрализуясь с другой обрядовой символикой. Так, святой Илья-пророк в народных представлениях дополняет некоторые обрядовые функции святого Георгия Победоносца: святому Илье, как и святому Георгию, приписывалось покровительство домашнему скоту, охоте и диким зверям. С Ильина дня открывались волчьи норы, а осенний Егорий «распу скал на волю волков».
Элементы противопоставления вытекают из роли того или иного календарного праздника в жизни народа, функций святого, которому этот праздник посвящен, а так же из самих ритуальных действ (обрядовых функций). Обрядовые функции очень хорошо заметны при тщательном лингвистическом анализе текста именно при использовании языковой модели непосредственно составляющих (считаем возможным в научно-исследовательском плане при рассмотрении и
анализе обрядов применять модель непосредственно составляющих, которая поможет более детальному анализу обрядов, обрядовых текстов), когда элементы одной строки текста могут нейтрализоваться, но как элементы существующие еще и расчленяются. Так, противопоставления внутри одного обрядового действа наблюдаются на юге и севере России: «Илья-пророк в поле копны считает» и «Святой Илья зажинает жнива». При выходе же из одного обрядового действа в другое, наряду с дополняющими элементами большую роль и здесь играют противопоставления. Сравним, хотя Илья- пророк и Георгий Победоносец считаются покровителями домашнего скота, на Ильин день скот на пастбище не выгоняли, чтобы уберечь от нечистой силы; на день же весеннего Егория одним из главных обрядовых действий считался выгон скота на пастбище, которого благославляли веточками вербы. Рассматривая отношения противопоставления и дополнения, можно сказать, что эти языковые составляющие, которые являются главными моделирующими характеристиками текста, обеспечивают существование и функционирование обрядовых действ (календарных праздников) и их текстов в единой системе языка как определенной лексической группы, несущей на себе большую смысловую нагрузку.
Вариативность текстов и обрядов, рождающаяся в результате дополнения и противопоставления определенных частей обрядов, как и обрядов в целом, - это и есть жизнь языка, в этом и заключается смысл существования календарных праздников, обычаев, обрядов и, естественно, шифрующих их смысл текстов.