Научная статья на тему 'Структура исполнительской активности учителя музыки'

Структура исполнительской активности учителя музыки Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
335
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ / ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ / СТРУКТУРА ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ / MUSIC TEACHER / PERFORMANCE ACTIVITY / STRUCTURE OF PERFORMANCE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Попова Елена Митрофановна

В статье обосновывается важность формирования у будущих учителей музыки такого профессионального качества, как исполнительская активность. Предложена структура исполнительской активности учителя музыки, включающая мотивационный, когнитивный, эмоционально-волевой и действенно-практический компоненты, каждый из которых рассматривается подробно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Performance Activity Structure of a Music Teacher

The article proves the importance of forming such professional quality as performance activity. The article also introduces the structure of performance activity of a music teacher that includes motivational, cognitive, emotionally-volitional and practical components. Each of them is considered in detail.

Текст научной работы на тему «Структура исполнительской активности учителя музыки»

УДК 78 ББК 85. 31р

Попова Елена Митрофановна

соискатель г. Екатеринбург Popova Elena Mitrofanovna

Applicant for a Degree Ekaterinburg

Структура исполнительской активности учителя музыки The Performance Activity Structure of a Music Teacher

В статье обосновывается важность формирования у будущих учителей музыки такого профессионального качества, как исполнительская активность. Предложена структура исполнительской активности учителя музыки, включающая мотивационный, когнитивный, эмоционально-волевой и действенно-практический компоненты, каждый из которых рассматривается подробно.

The article proves the importance of forming such professional quality as performance activity. The article also introduces the structure of performance activity of a music teacher that includes motivational, cognitive, emotionally-volitional and practical components. Each of them is considered in detail.

Ключевые слова: учитель музыки, исполнительская активность, структура исполнительской активности.

Key words: music teacher, performance activity, structure of performance activity.

Необходимым условием профессиональной деятельности будущего учителя музыки является умение исполнять музыкальное произведение, грамотно и творчески используя имеющийся опыт, знания, умения, навыки.

«Исполняю - это значит переживаю, воплощаю, общаюсь, передаю, убеждаю» [4, с. 58], - этот принцип Л. А. Баренбойма чрезвычайно важен в работе педагога. Он предполагает ответственность за формирование и совершенствование у студента профессиональных исполнительских умений и навыков, необходимых в самостоятельной практической деятельности. Одним из профессионально значимых качеств личности будущего учителя музыки является исполнительская активность, которую мы рассматриваем как психофизиологическое качество личности, интегрирующее в себе эмоционально окрашенные волевые действия, включающее владение определенным видом музыкально-исполнительской деятельности и выражающееся в желании интерпретировать музыку перед аудиторией, в результате чего происходят качественно новые изменения всего личностного комплекса (интеллектуальной сферы, эмоциональной сферы, действенно практической и волевой сфер) учителя музыки, его ди-

намическое развитие. Интегрируя в себе мотивационный, когнитивный, эмоционально-волевой, деятельностно-практический (технологический) компоненты с индивидуальными характеристиками личности, исполнительская активность активизирует возможности личности. Развитие исполнительской активности - одна из главных задач подготовки будущего учителя музыки.

Выявление структуры исполнительской активности позволило выделить следующие компоненты: мотивационный, когнитивный, эмоционально-волевой, действенно-практический. Мотивационный компонент содержит ценностно-смысловую направленность личности профессионала; когнитивный компонент включает содержание и полноту познавательных действий; направленных на решение задач познания (проблемных ситуаций), эмоционально-волевой компонент связан с развитием и обогащением сенсорной системы (как основы творчества), включающей в себя комплекс музыкальных способностей, а также с развитием волевых навыков; действенно-практический (технологический) - это состояние готовности к деятельности, умение проектировать и регулировать сценическую ситуацию.

Опишем данные компоненты подробно.

Мотивационный компонент структуры исполнительской активности побуждает к учебе, к освоению будущей профессии. Реализация данного компонента формирует профессиональные потребности, направленные на овладение исполнительскими знаниями, умениями, навыками, необходимыми для осуществления будущей профессиональной деятельности.

Когнитивный компонент представляет собой сформированность знаний, умений и навыков и умение применять их в практической (исполнительской) деятельности, что влияет на качество исполнительской концепции музыкального произведения. Анализ практики показывает, что музыкальный интеллект формируется и достигает вершины развития лишь в музыкальной деятельности, так как полноценное воспроизведение музыки невозможно вне музыкальной логики, включающей в себя знание особенностей стиля, жанра, эпохи, формообразующих средств музыкальной выразительности (формы, лада, гармонии,

метроритма и т. д.). Исполняя музыкальное произведение, учитель музыки учит осознавать интонационную выразительность музыки, теоретически осмысливать произведение, понимать развитие музыкальной мысли и, останавливаясь, анализировать отдельные элементы музыкальной ткани (мелодии, аккомпанемента, гармонии) [1].

Содержание произведений искусства заключено, прежде всего, в художественных образах. Музыкальное произведение сочетает в себе ряд взаимосвязанных между собой художественных образов, которые развиваются согласно закономерностям и логики становления музыкальной формы. Создание художественного образа невозможно без достаточно развитого когнитивного компонента исполнительской активности, который включает в себя: знания о необходимости формирования и развития исполнительской активности как неотъемлемого качества будущего учителя музыки; знание субъекта о своих особенностях, проявляющихся в процессе исполнительской деятельности; знания о способах получения, пополнения и обновления знаний; знание о видах музыкального мышления, необходимых будущему учителю в процессе профессиональной деятельности.

Для того чтобы раскрыть авторскую идею и создать относительно самостоятельный художественный образ произведения, исполнитель должен владеть арсеналом музыкально-выразительных средств, то есть знать музыкальный язык исполняемого произведения. Музыкальный образ как отражение звуковых явлений содержит в себе множество музыкальных интонаций.

Логика развития музыкального образа связана с логикой развития интонаций. Аналогично речевому мышлению, объединяющему слово и мысль, в музыке «мысль, чтобы стать звуковыраженной, становится интонацией» [2]. Поэтому при знакомстве студентов с тем или иным композиторским стилем, необходимо воспитывать в них слышание и умение передать характерную стилевую интонацию. Грамотное интонирование основывается на предыдущем слуховом опыте студента и знаниях стилистических особенностей произведения. Интонация как фактор становления музыкального образа находится во взаимоотно-

шении с другими компонентами музыкального образа (лад, метро-ритм, фактура, гармония, инструментовка и т. д.). Говоря об интонировании в музыкальном образе, можно отметить родство музыкальных интонаций с речевыми. Но, в отличие от речевого интонирования, музыкальное всегда связано со звуковысот-ностью, с ладовой организацией. Музыкальная речь индивидуальна и базируется на знаниях художественно-стилевых особенностей музыкального языка, особенностей исторической эпохи, в которую возник и развивался данный художественный стиль. Логика развития музыкальной речи основана на тех же принципах, что и вербальная речь: объединение звуков во фразы и членение фраз осуществляются при помощи тембровых и динамических изменений, цезур, выполняющих роль знаков препинания, пауз, соответствующих риторическим остановкам ораторского искусства. Предложения, состоящие из фраз, непосредственно вытекают один из другого и подчинены определенному темпу произношения, незначительное замедление которого свидетельствует о куль-минационно смысловой интонации произведения. Таким образом, темповые обозначения определяют не скорость движения, а характер музыки. Так же как и вербальная речь, музыкальная речь является носителем информации, памяти, сознания, выражает индивидуальное своеобразие человека, является средством мышления.

Развитие грамотной музыкальной речи посредством познания музыкального языка конкретной исторической эпохи, имеющей свои стилистические особенности, - одна из задач подготовки будущего учителя музыки в процессе фортепианной подготовки.

Когнитивные процессы восприятия, переработки и использования получаемой информации играют важную роль в процессе исполнительской деятельности. От личности педагога, от его способностей передать своим исполнением художественный образ произведения, зависит художественное восприятие учащихся, которые вместе с исполнителем переживают эмоциональный подъем, увлеченность музыкой. На качество сохранения и воспроизведения нотного текста влияет количество теоретических сведений, закрепившихся в сознании

обучающегося, а также объема знаний, умений, навыков, что является основой конкурентоспособности и профессионального мастерства будущего педагога. Когнитивный компонент исполнительской активности включает в себя не только интеллектуальные способности, но и обеспечивает управление процессами познания. Правильность и скорость переработки информации индивидуальна и зависит от индивидуальных интеллектуальных способностей студента.

Развитие когнитивной сферы отражается на уровне обученности студента, который включает в себя знания, умения, навыки, используемые в исполнительской деятельности. Студент должен уметь самостоятельно решать исполнительские задачи: определить стиль исполняемого произведения; проанализировать форму, структуру, фактуру; продумать аппликатуру; грамотно использовать штрихи, педаль, артикуляцию; осознанно выбрать темп.

Умение адекватно оценивать слабые и сильные стороны своего интеллекта, знание индивидуальных познавательных возможностей, сознательное управление собственными когнитивными процессами за счет использования индивидуальных методов познания является важным условием развития исполнительской активности будущего учителя музыки.

Понимание содержания музыки (Б. В. Асафьев, Л. А. Баренбойм, Л. С. Гинзбург) усиливает эстетическое переживание, то есть когнитивный компонент дополняется эмоционально-волевым компонентом. Цель фортепианного обучения направлена на становление творческой индивидуальности, проявляющейся в заинтересованности, инициативе, максимальной реализации творческого потенциала, включающего в себя сформированность и мобильность эмоционально-волевой сферы.

В процессе исполнительской деятельности рождаются и проявляются эмоции, отражающие отношение студента к исполняемому произведению. Раскрыть смысл, донести его до слушателя - значит, прояснить эмоциональную окраску исполняемого произведения. Положительно-эмоциональный настрой всегда приводит к положительным результатам. Характер эмоций влияет на развитие исполнительского стиля, на разносторонность интересов и потребно-

стей студента. Благодаря эмоциям студент способен регулировать и оценивать собственную исполнительскую деятельность. Так в состоянии эмоционального подъема, творческого волнения, продуктивность студента максимально возрастает, и, наоборот, в состоянии равнодушия, апатии, угнетенности, результат деятельности минимален.

Для достижения позитивного результата важно, чтобы у учащихся в процессе концертмейстерской подготовки было сформировано состояние эмоционально-психологического благополучия, которое мы рассматриваем как способность к ощущению психофизиологической свободы при исполнении музыкального произведения с последующей за ним самооценкой исполненного.

Отслеживание динамики развития эмоциональной сферы учащихся позитивно влияет на качество творческого процесса и позволяет педагогу увидеть и показать результативность работы.

Действенно-практический компонент исполнительской активности представляет собой умелое владение пианистическими навыками, приемами, применяемыми в различных видах техники. Технологическая подготовка студента в фортепианном классе играет существенную роль, так как зачастую учащийся с хорошими музыкальными данными не могут добиться успеха в игре на фортепиано из-за отсутствия специальных двигательных способностей. Диагностика и развитие технологического мастерства и двигательных способностей является необходимым условием исполнительской активности. Совершенствование фортепианного обучения невозможно без взаимосвязи музыкально-слуховых представлений с моторикой [7]. Музыкально-слуховые представления изучаемого произведения обязательно должны содержать кинестетические (двигательные) ощущения исполнения данного произведения.

Структура исполнительской активности и входящих в нее компонентов характеризуется качественным своеобразием в связи с индивидуально-личностными особенностями учащихся. Таким образом, исполнительская активность представляет собой сложное многокомпонентное образование, включающее наряду с перечисленными критериями индивидуально-личностные со-

ставляющие (музыкальные способности, особенности психологических процессов, тип репрезентативной системы.).

Комплекс вышеперечисленных компонентов отражает в рамках данного исследования многогранный характер исследуемого качества личности. Проявления данных компонентов в соответствии с методологией личностного подхода являются критериями развития исполнительской активности будущего учителя музыки.

Библиографический список

1. Арчажникова Л. Г. Профессия - учитель музыки / Л. Г. Арчажникова. - М.: Просвещение, 1984. - 111 с.

2. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс / Б. В. Асафьев. - Л.: Музгиз, 1963. -

376 с.

3. Баренбойм, Л. А. Музыкальная педагогика и исполнительство / Л. А. Баренбойм. -М.: Музыка, 1974. - 336 с.

4. Немов, Р. С. Психология: В 2 кн. - Кн.1. Общие основы психологии / Р. С. Немов. -М.: Просвещение: Владос, 1994. - 567 с.

5. Петрушин, В. И. Музыкальная психология / В. И. Петрушин. - М.: Владос, 1997. -

384 с.

6. Цыпин, Г. М. Исполнитель и техника / Г. М. Цыпин. - М.: «Академия», 1999. -

192 с.

Bibliography

1. Archazhnikova, L. G. Profession - a Teacher of Music / L. G. Archazhnikova.-M.: Pros-veshchenie, 1984. - 111 p.

2. Astaphyev, B. V. Music Form as a Process / B. V. Astaphyev. - L.; Musgiz, 1963. -376 p.

3. Barenboim, L. A. Music Pedagogics and Performance / L. A. Barenboim. - Muzyka, 1974. - 336 p.

4. Cypin G. M. A Performer and Technique / G. M. Cypin. - M.: Academy, 1999. - 192 p.

5. Feodorovich, E. N. Bases of Music Psychology / E. N. Feodorovich, E. V. Tikhonova, Ekaterinburg: Ural State Conservatory, 2007. - 206 p.

6. Nemov, R. S. Psychology: in 2 Volumes - Volume 1. General Bases of Psychology / R. S. Nemov. - M.: Prosveshchenie: Vlados, 1994. - 567 p.

7. Petrushin, V. I. Music Psychology / V. I. Petrushin. - M.: Vlados, 1997. - 384 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.