Научная статья на тему 'Структура инновационной модели выпускника вуза - будущего конкурентоспособного специалиста в условиях современного рынка труда'

Структура инновационной модели выпускника вуза - будущего конкурентоспособного специалиста в условиях современного рынка труда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
224
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / СОВРЕМЕННЫЙ РЫНОК ТРУДА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ СПЕЦИАЛИСТА / СТУДЕНТ / INNOVATIVE MODEL / CONTEMPORARY LABOR MARKET / COMPETITIVE SPECIALIST / STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Валеева Гузель Хусаиновна, Туйсина Гульфия Ризаевна, Мусин Шагит Ришатович

В статье выявлены противоречия между требованиями современного рынка труда, диктующего наличие профессионального опыта при приеме на работу, и высшими учреждениями профессионального образования, по окончании которых выпускники сталкиваются с молодежной безработицей из-за отсутствия требуемого опыта работы. В связи с этим актуализирована проблема разработки инновационной модели выпускника вуза будущего конкурентоспособного специалиста современного рынка труда. Авторами выделены личностный (психологические, интеллектуальные и поведенческие качества) и функциональный (межличностные, управленческие и информационные роли) компоненты инновационной модели выпускника вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Валеева Гузель Хусаиновна, Туйсина Гульфия Ризаевна, Мусин Шагит Ришатович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURE OF THE INNOVATIVE MODEL OF A UNIVERSITY GRADUATE - FUTURE COMPETITIVE SPECIALIST IN CONTEMPORARY LABOR MARKET

The article reveals the contradictions between the requirements of the modern labor market demanding a professional experience when recruitment, and higher vocational educational institutions, after graduating from which the graduates are faced with youth unemployment due to the lack of required work experience. In this regard, the problem of an innovative model's development of a University graduate the future modern competitive specialist in the labor market is urgent. The authors allocate the personal (psychological, intellectual, and behavioral qualities) and functional (interpersonal, managerial, and informational roles) components of the innovative model of a University graduate.

Текст научной работы на тему «Структура инновационной модели выпускника вуза - будущего конкурентоспособного специалиста в условиях современного рынка труда»

УДК 378

СТРУКТУРА ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ВЫПУСКНИКА

ВУЗА - БУДУЩЕГО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА

В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА ТРУДА

Г.Х. Валеева, Г.Р. Туйсина, Ш.Р. Мусин

Аннотация. В статье выявлены противоречия между требованиями современного рынка труда, диктующего наличие профессионального опыта при приеме на работу, и высшими учреждениями профессионального образования, по окончании которых выпускники сталкиваются с молодежной безработицей из-за отсутствия требуемого опыта работы. В связи с этим актуализирована проблема разработки инновационной модели выпускника вуза - будущего конкурентоспособного специалиста современного рынка труда. Авторами выделены личностный (психологические, интеллектуальные и поведенческие качества) и функциональный (межличностные, управленческие и информационные роли) компоненты инновационной модели выпускника вуза.

Ключевые слова: инновационная модель, современный рынок труда, конкурентоспособный специалиста, студент.

THE STRUCTURE OF THE INNOVATIVE MODEL OF A UNIVERSITY

GRADUATE - FUTURE COMPETITIVE SPECIALIST IN

CONTEMPORARY LABOR MARKET

G. Valeyeva, G. Tuisina, Sh. Musin

Abstract. The article reveals the contradictions between the requirements of the modern labor market demanding a professional experience when recruitment, and higher vocational educational institutions, after graduating from which the graduates are faced with youth unemployment due to the lack of required work experience. In this regard, the problem of an innovative model's development of a University graduate - the future modern competitive specialist in the labor market is urgent. The authors allocate the personal (psychological, intellectual, and behavioral qualities) and functional (interpersonal, managerial, and informational roles) components of the innovative model of a University graduate.

Keywords: innovative model, contemporary labor market, competitive specialist, student.

Качественные характеристики рынка труда зачастую создают для выпускников образовательных учреждений непреодолимый барьер в виде показателя — «практический опыт работы». В сложившихся условиях выпускник образовательного учреждения оказывается в невыгодном положении, потому что у него нет ожидаемого заказчиками профессионального опыта. Отсюда и рост молодежной безработицы. Установленные тенденции обусловливают необходимость создания системы

педагогических мер для преодоления возникающих барьеров между качеством подготовки специалистов и потребностями рынка труда в высококвалифицированных, компетентных специалистах.

Анализ требований рынка труда к профессиональной компетентности

современного специалиста показывает, что резкое падение спроса на традиционные массовые специальности создало практически неуправляемый процесс количественно-качественной трансформации трудовых ресурсов общества. Появились новые формы занятости, не всегда легитимные. Эти противоречивые процессы сопровождаются

феноменом явной и скрытой безработицы. По данным социально-педагогических

исследований проблем занятости населения [1], в начале третьего тысячелетия более 50% выпускников вузов работают не по специальности или же оказываются нетрудоустроенными. Сложившаяся ситуация обусловлена характерными противоречиями между потребностями и возможностями основных агентов рынка труда: с одной стороны, имеется значительное количество вакантных рабочих мест, не заполняющихся из-за несоответствия требований к качеству рабочей силы ее реальным показателям; с другой, огромное количество безработных,

зарегистрированных в службах занятости населения, отказываются от предлагаемых вакансий из-за несоответствия своим потребностям. Сегодняшнее состояние структуры рынка труда характеризуется наличием практически трех независимых составляющих - рынок рабочей силы, рынок образовательных услуг и рынок рабочих мест [2]. Данные структуры осуществляют потребности в специалистах - выпускниках образовательных учреждений по своим

специфическим законам, не позволяющим им взаимодействовать. Добавляет путаницы в процесс синхронизации функционирования рынков образовательных услуг и труда реформирование структуры высшего образования. На вопрос, зачем нужны бакалавры и магистры, современный рынок труда ответа не дает, более того, система высшего профессионального образования ставит его лишь перед фактом изменений в структуре подготовки специалистов. Перенасыщенность рынка труда такими специалистами побуждает работодателей игнорировать квалификацию, полученную претендентом на вакансию в вузе, принимая в расчет лишь уровень практической подготовки. Вследствие этого, 70% выпускников сельхозинститутов, 50% выпускников с дипломами инженеров, 30 - 40% врачей, экономистов, юристов устраиваются на работу не по своей специальности [4]. Работодатели стремятся приобрести сотрудников с высшим образованием даже для замещения должностей, функциональные обязанности которых достаточно просты и не требуют столь высокого уровня подготовки. Такое положение дел повышает значимость диплома о высшем образовании как формального документа и ставит перед учебными заведениями задачи не только повышения качества подготовки специалистов, востребованных рынком труда, но и создание научно обоснованных превентивных и коррекционных педагогических механизмов управления потребностями рынка труда в специалистах нового поколения. Большинство специалистов [3,4,5] приоритетными механизмами управления данным процессом обоснованно считают инновационные модели: 1) современного специалиста, ожидаемого рынком труда; 2) процесса подготовки специалиста, осуществляемого в образовательных

учреждениях в соответствии с потребностями рынка труда. Результаты исследований подтверждают предположение, что эти механизмы являются точкой отсчета в создании научно обоснованного, теоретически и практически целесообразного интегративного подхода к управлению взаимодействием рынков труда и образовательных услуг.

В условиях современных экономических реформ, где профессиональная компетентность и квалификация сочетаются с

интеллектуальными качествами, качество образования определяется степенью

соответствия результата не столько знаниям и умениям, сколько интеллекту человека, получившего образование, четко

сформулированным целям, отражающим

интересы личности, общества, государства. Поэтому выпускник современного вуза - не просто специалист высокой квалификации. В условиях глобализации, открытости и неопределенности общественного развития он: специалист-интеллектуал, умеющий

обнаруживать проблемы, вырабатывать способы их решения, критически оценивать получаемые при этом результаты - как непосредственные, так и отдаленные; человек, способный формировать собственную аргументированную позицию по любым вопросам общественной жизни; понимающий, и по возможности, разделяющий принципы функционирования открытого, цивилизованного общества; готовый осваивать новые профессии, уметь соотносить собственные интеллектуальные знания, умения, компетенции, интересы и интересы различных общностей; способный управлять самим собой, собственной жизнью.

В рамках нашего исследования в структуре инновационной модели специалиста -выпускника образовательного учреждения нами выделены следующие структурные компоненты:

1. Личностный компонент, включающий в себя следующие личностные качества:

психологические:

эмпатия;

эмоциональность (в пределах нормы для студенческого коллектива, профессии); аутентичность, открытость по отношению к другим и новому явлению, процессу; доброжелательность, развитость интуиции; стрессоустойчивость, оптимизм; развитость восприятия, воли и др.;

- интеллектуальные: аналитический склад ума, самоорганизация, способность к самопреобразованию, рефлексивность, быстрота реакции, креативность, самоидентификация, наблюдательность, критичность мышления, целостность мышления и др.;

- поведенческие: коммуникабельность, инициативность, предприимчивость, способность преодолевать риски, руководить и подчиняться, ответственность за принятые решения и др.

2. Функциональный компонент,

предполагающий выполнение различных ролей в профессиональной деятельности:

- межличностные роли (умение организовать процесс коммуникации, создавать положительные эмоциональные формы общения с людьми, мотивировать, воодушевлять коллег, регулировать конфликты, осуществлять переговоры);

- управленческие роли (способность принятия решений: умения организовать собственную деятельность, совместную

ежедневную и инновационную деятельность в коллективе, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, адекватно и объективно вести себя в условиях конкуренции, применять инновационные технологии, распределять и оценивать ресурсы для реализации поставленных целей);

- информационные роли, включающие в себя умения и способности прогнозировать развитие компании, планировать и проектировать деятельность (собственную и коллективную), формулировать цели, проводить анализ, экспертизу, разрабатывать и применять документацию, необходимую для

профессиональной деятельности, интегрировать новые идеи, анализировать, применять информацию, развивать и совершенствовать творческий интеллектуальный потенциал отдельного человека и всего коллектива в целом, использовать современные информационные средства.

Таким образом, установленные компоненты инновационной модели будущего

конкурентоспособного специалиста обладают

мобильными качествами, видоизменяются под воздействием новых смыслов учебной деятельности, ориентированных не на исполнительские функции, а на развитие функций самоидентификации студентов в сложных условиях реальной действительности: формирование умений целостного восприятия окружающего мира и ощущения единства с ним, а также целостного восприятия процесса и результатов деятельности; овладение технологиями принятия оптимальных решений, умениями адаптироваться к различным изменениям, прогнозировать ход развития той или иной возникшей в ходе деятельности ситуации, предупреждать негативные последствия чрезвычайных событий; овладение культурой системного подхода к деятельности и важнейшими общеметодологическими

принципами ее организации, принципами конструирования устойчивых систем, а также формирование объективности, независимости и взвешенности в суждениях, поведении и деятельности.

Литература:

1. Вражнова М.Н. Система профессиональной адаптации студентов технических вузов в условиях взаимодействия «вуз - предприятие» / М.Н. Вражнова. -Москва, 2003.

2. Капелюшников Р.И. Образовательный потенциал и его связь с характеристиками рынка труда / Р.И. Капелюшников // Экономическая политика. - 2006. - № 4. - С. 56-59.

3. Ларионова М.В., Мешкова Т.А. Аналитический доклад по высшему образованию в Российской Федерации / М.В. Ларионова, Т.А. Мешкова. - Москва, 2007.

4. Чижова Л. Механизмы взаимодействия рынков труда и образовательных услуг: методологический подход / Л. Чижова // Человек и труд. - 2004. - № 8. - С. 35-40.

5. Мухаметзянова Ф.Ш., Мухаметзянова Ф.Г., Гильманов А.З. Индикаторы качества профессиональной подготовки выпускника вуза на современном рынке труда / Ф.Ш. Мухаметзянова, Ф.Г. Мухаметзянова, А.З. Гильманов // Казанский педагогический журнал. -2013. - № 6 (101). - С. 9-16.

Сведения об авторах:

Валеева Гузель Хусаиновна (г. Сибай, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики обучения технологии Сибайского института (филиала) ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», е-mail: valeev_as@mail.ru

Туйсина Гульфия Ризаевна (г. Сибай, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры общетехнических дисциплин Сибайского института (филиала) ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет».

Мусин Шагит Ришатович (г. Сибай, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры общетехнических дисциплин Сибайского института (филиала) ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет».

Data about the authors:

G. Valeyeva (Sibay, Russia), candidate of pedagogic sciences, associate professor at the Department of Theory and Methodology of Training of Sibay Institute (Branch), Bashkir State University, e-mail: valeev_as@mail.ru

G. Tuisina (Sibay, Russia), candidate of pedagogic sciences, associate professor at the Department of Technical Disciplines of Sibay Institute (Branch), Bashkir State University.

Sh. Musin (Sibay, Russia), candidate of pedagogic sciences, associate professor at the Department of Technical Disciplines of Sibay Institute (Branch), Bashkir State University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.