Научная статья на тему 'Структура инновационного потенциала регионов и методы его оценки'

Структура инновационного потенциала регионов и методы его оценки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1511
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТЕНЦИАЛ / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИННОВАЦИОННОЕРАЗВИТИЕ / CAPACITY / INNOVATION / INNOVATE / INNOVATION DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щепакин К. М., Щербакова Е. С.

Рассмотрены основные принципы и особенности современной трактовки понятия экономической категории «инновационный потенциал», раскрыты подходы к структуре инновационного потенциала на макроуровне и на уровне регионов, а также влияние структуры инновационного потенциала на выбор методики его оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structure of the innovative capacity of regions and major evaluation approaches

Basics and features modern interpretations of the economic categories of innovation potential, disclosed approaches to structure innovative capacity at the macro level and at the level of the regions, as well as the impact of innovative capacity to choose methods of evaluation.

Текст научной работы на тему «Структура инновационного потенциала регионов и методы его оценки»

2. Основные показатели состояния здоровья населения и деятельности органов и учреждений здравоохранения в Тульской области в 2003 г. // Статистический справочник. Тула: «Издательский Дом Автограф», 2004. 286 с.

N.E. Guchek, E.A. Sugako

The economical and statistical analysis of ecological situation in Tula 's region

The analysis of a ecology-demographic situation in Tula area is carried out. On an example of area «Plavskiy dependence » of desease on the saved up doze of an irradiation is received .The received dependences effectively to apply at forecasting.

Key words: a demography, ecology, desease, the average effective saved up doze of an irradiation, nozology.

УДК 336

K.M. Щепакин, д-р техн. наук, профессор, (Россия, Тула, Тульский государственный университет);

Е.С. Щербакова, аспирант, ст. преподаватель кафедры экономики, (84872)26-98-18, YS.Shcherbakova@gmail.com, (Россия, Тула, НОУ ВПО ТИУБ им. Н.Д. Демидова)

СТРУКТУРА ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНОВ И МЕТОДЫ ЕГО ОЦЕНКИ

Рассмотрены основные принципы и особенности современной трактовки понятия экономической категории «инновационный потенциал», раскрыты подходы к структуре инновационного потенциала на макроуровне и на уровне регионов, а также влияние структуры инновационного потенциала на выбор методики его оценки.

Ключевые слова: потенциал, инновации, инновационный потенциал, инновационное развитие.

Инновационный потенциал социально-экономической системы страны аккумулирует в себе все инновационные потенциалы регионов, отраслей и предприятий и шире их совокупности. Инновационный потенциал региона содержит некоторую часть инновационных потенциалов отраслей и шире их. Инновационные потенциал отрасли содержит инновационный потенциал отраслевых предприятий и шире их. Между потенциалами различных уровней как множествами имеются отношения вложения и пересечения.

Степень инновационного развития региона — это его способность к самообновлению, адаптации к изменениям и генерированию продуктов научно-технического прогресса. Мировой опыт показывает, что устойчивое развитие производства и поддержание его конкурентоспособности в долгосрочной перспективе зависит не столько (а даже не столько) от ресурсных возможностей, сколько от инноваций. Это подтверждает печальный опыт нашей страны, которая находится в группе стран, не вовлеченных в основной технологический обмен, обладая при этом богатейшими запасами природных ресурсов. Более того, опасность заключается в дальнейшем усилении сырьевого сектора экономики и «стерилизации» финансовых ресурсов, получаемых государством от экспортной продажи энергоносителей и изымаемых из оборота вместо инвестирования в инновационно активные сектора.

Среди задач региона, которые определяют особенности стратегического управления инновациями, можно выделить расширенное воспроизводство региональных интеллектуальных ресурсов, развитие региональной инновационной инфраструктуры и создание благоприятных условий инновационной и инвестиционной деятельности. Прежде всего, это воздействие оказывается через кадровую составляющую и систему образования. Развитый вузовский и научный сектор региона служат важнейшей интеллектуальной предпосылкой повышения уровня инновационно-инвестиционного потенциала.

Генеральные направления стратегического инновационного развития и возможности регионов для их реализации связаны с определением стадии и типа социально-экономического развития.

В настоящее время в мировой экономической практике выделяются четыре основных стадии социально-экономического развития региона. В основу их выделения положено соотношение секторов хозяйства:

1. Первичная стадия: преобладание сельского, лесного хозяйства и добывающей промышленности.

2. Вторичная стадия: преобладание направлений «вторичного сектора» (обрабатывающая промышленность, строительство и транспорт).

3. Третичная стадия: преобладание продукции сферы личных услуг (торговля, ЖКХ, здравоохранение и т. п.).

4. Четвертичная стадия: преобладание сферы интеллектуального труда (наука, образование, информационные технологии, кредитная сфера и т. п.).

В настоящее время понятие инновационного потенциала широко применяется в экономической теории и практике, а также привело к ряду самостоятельных исследований, посвященных анализу различных подходов к оценке этой экономической категории, при этом вопросы развития и управления инновационным потенциалом различных экономических систем в отечественной литературе трактуются весьма неоднозначно. Обоб-

щая эти исследования, можно выделить несколько наиболее ключевых подходов к трактовке данного определения.

Инновационный потенциал можно определить как способность различных отраслей народного хозяйства производить наукоемкую продукцию, отвечающую требованиям мирового рынка. Поэтому инновационный потенциал привязан к конкретному уровню экономики — народному хозяйству.

Инновационный потенциал можно трактовать как способность системы к трансформации фактического порядка вещей в новое состояние с целью удовлетворения существующих или вновь возникающих потребностей субъекта — новатора, потребителя, рынка и др. При этом эффективное использование инновационного потенциала делает возможным переход от скрытой возможности к явной реальности, т. е. из одного состояния в другое, а именно от традиционного к новому. Следовательно, инновационный потенциал — это характеристика способности системы к изменению, улучшению, прогрессу.

На макроэкономическом уровне инновационный потенциал национальной экономической системы в целом выступает как совокупные объективные предпосылки (возможности) национальной экономической системы реализации роста эффективности функционирования на более качественной инновационной основе. Его компонентами являются следующие потенциалы.

Научно-технический потенциал, продуцирующий инновационные ресурсы (продуктовые, процессные, технологические инновации) всех отраслей экономики для внедрения.

Ресурсный потенциал инновационного развития национальной экономической системы, обеспечивающий требования инновационного развития следующими ресурсами:

- современными производственными машинами и оборудованием;

- доступными материальными и сырьевыми ресурсами;

- информационными ресурсами инновационного развития, обеспечивающими его потребности;

- человеческими ресурсами, непосредственно воплощающими новшество в инновацию.

Инвестиционный потенциал как способность финансирования инновационных процессов в экономике.

Инфраструктурный потенциал, представленный производственной, социальной и инновационной инфраструктурой, способной обеспечивать потребности инновационного процесса.

Интеллектуальный потенциал, аккумулировавший способности человеческих ресурсов инициировать, внедрять нововведения, осуществлять инновационный процесс и адекватно воспринимать инновации.

Потребительский потенциал экономической системы как способность удовлетворения и возможность формирования еще не сформированных потребностей внутренних и внешних потребителей, характеризующийся наличием и потенциалом платежеспособного спроса.

Предпринимательский потенциал руководства, выступающий как совокупная идеология внедрения новаций, сформировавшаяся у руководителей и собственников крупных предприятий.

Инновационный потенциал региона состоит из системы потенциалов:

- производственно-технологического потенциала;

- кадрового потенциала;

- информационного потенциала;

- финансового потенциала;

- научно-технического потенциала;

- организационного потенциала;

- управленческого потенциала;

- инновационной культуры;

- потребительского сегмента потенциала.

В целом инновационный потенциал региона не сводится к простой сумме указанных потенциалов предприятий. Структура инновационного потенциала может быть представлена единством трех его составляющих (ресурсной, внутренней и результативной), которые сосуществуют взаимно, предполагают и обуславливают друг друга и проявляются при использовании как его триединая сущность.

Величина инновационного потенциала является параметром, позволяющим предприятию оценить возможности инновационной деятельности и определить стратегию инновационного развития. От состояния инновационного потенциала зависят управленческие решения по выбору и реализации инновационной стратегии, поэтому необходима его комплексная оценка.

В отечественной экономической литературе пока еще остаются сла-боизученными моменты, отражающие взаимосвязь инновационного потенциала и развития экономических систем промышленных предприятий. С методологической точки зрения не получили достаточной проработки степень соответствия инновационного потенциала промышленно-производственных систем основным параметрам развития.

В результате сложилось мнение, что рост инновационного потенциала однозначно влечет за собой повышение эффективности функционирования промышленного предприятия или экономической системы более высокого порядка. С этим можно согласиться, но лишь при выполнении ряда условий, в частности, корректности разработки стратегии развития пред-

приятия, обязательного учета при этом степени соответствия потребности экономической системы в развитии инновационного потенциала существующим возможностям ее удовлетворения.

В мировой практике существуют различные показатели, оценивающие уровень развития инновационной деятельности: оценка человеческого капитала; показатели, измеряющие знания, научно-технический прогресс; отдельные показатели фондового рынка, ВРП и т. д. Очевидно, что исследуемый в работе показатель инновационного потенциала не тождествен ни ВРП, ни какому-либо аналогичному показателю, характеризующему масштаб экономической активности региона.

Международные организации разрабатывают собственные системы показателей, отражающие уровень инновационного потенциала страны (региона), например индекс научно-технического потенциала как составляющую интегрального показателя оценки уровня конкурентоспособности страны. Согласно методике экспертов Всемирного экономического форума, возможность достижения устойчивого экономического роста в среднесрочной и долгосрочной перспективе в равной степени зависит от трех категорий переменных: макроэкономической среды, государственных институтов и технологий.

Методика оценки инвестиционного потенциала региона может включать в себя следующую последовательность этапов: проводится взвешивание (рейтинговая оценка) групп маркетинговых индикаторов методом анализа иерархий; для каждой группы определяются комплексные показатели по формулам; суммированием произведений комплексных показателей качества групп и их коэффициентов весомости рассчитывается интегральный показатель инновационного потенциала региона.

Расчетные формулы выглядят следующим образом:

формула интегрального коэффициента инновационного потенциала:

p = (Y /2 + У2 + Y3 +... + ¥„_! + ¥п/2)/(и -1),

где Pi — комплексный показатель потенциала i-й группы индикаторов; n — количество индикаторов в i-й группе; Y1, Y2, Yi, Yn — расчетные величины, определяемые по формулам:

Yi = —--для прямых индикаторов;

^ i max Пг min

Yi = max——--для обратных индикаторов.

Пг max Пг min

Здесь nimax и nimin — максимальные и минимальные значения i-ro индикатора. За nimax автором принималось максимальное значение i-ro индикатора между регионом и всей Россией (среднероссийский показатель), а за nimin — аналогичное минимальное значение. Для упрощения расчетов иногда рекомендуют принять nimin = 0.

Для комплексной оценки инновационного потенциала региона можно также использовать предлагается методику, позволяющая оценить величину потенциала, проанализировать сложившуюся ситуацию, выявить основные тенденции и определить приоритетные направления его развития.

Особое место в оценке инновационного потенциала регионов занимает оценка инновационного потенциала предприятий, формирующих инновационную и инвестиционную привлекательность российских регионов. Для оценки инновационного потенциала предприятий применяются особые методики, основанные на методах производственного менеджмента.

Методические основы формирования инновационного потенциала предприятия промышленности включают в себя:

- разработку научно-методического подхода к определению базовых параметров инновационного потенциала;

- разработку стратегии формирования инновационного потенциала промышленного предприятия;

- разработку методических рекомендаций по формированию благоприятных внешних условия реализации инновационного потенциала промышленных предприятий.

Данный подход к определению базовых параметров инновационного потенциала заключается в исследовании различных аспектов использования кадрового потенциала, представляющего собой совокупный уровень интегрированных возможностей кадров формировать портфель инноваций промышленного предприятия. В этом случае в качестве базовых параметров инновационного потенциала выступают:

- численность персонала, занятого исследованиями и разработками;

- количество созданных на предприятии передовых производственных технологий;

- количество внедренных передовых производственных технологий;

- количество использованных (полученных из внешней среды на различных условиях) передовых производственных технологий.

Стратегия формирования инновационного потенциала предполагает в первую очередь оценку состояния промышленного предприятия в результате разработки, внедрения, использования и практической реализации инноваций, а также оценку его влияния на совокупный (рыночный) потенциал предприятия и зависимости от этого потенциала.

Оценка инновационного потенциала предприятий необходима для эффективного управления инновационной деятельностью на микро- и макроуровне.

Комплексный подход к формированию условий эффективного использования инновационного потенциала позволяет определить и выделить ранние фазы реализации инновационной деятельности. При этом можно выделить следующие условия эффективного использования кадрового потенциала:

- условие восприятия — способность совокупного кадрового потенциала воспринимать и преобразовывать поступающую информацию в инновационные решения;

- условие соответствия кадрового потенциала параметрам инновационного развития промышленного предприятия;

- условие высокой вероятности достижения инновационного результата в виде продукции, технологии, системы управления и т. д.;

- условие развития, характеризуемое возможностью перехода к следующей и конечной стадии использования инновационного потенциала в системе «исследование (идея) - производство (внедрение и использование) - практическая реализация»;

- условие создания резерва — имеются в виду возможные дополнительные затраты на использование кадрового потенциала;

- условие готовности к осуществлению инновационной деятельности.

Рейтинг инновационного потенциала российских регионов, составленный Фондом «Петербургская политика», Академией при Президенте и газетой РБК «Daily» выглядит следующим образом (табл. 1).

Таблица 1

Инновационная десятка российских регионов на начало 2012 г.

Место (в скобках — место в «десятке» на начало 2011 г.) Регион

1 (2) Московская область

2 (1) Томская область

3 Свердловская область

4 (5) Татарстан

5 (4) Пермский край

6 (3) Новосибирская область

7 (6) Красноярский край

8 (9) Калужская область

9 Челябинская область

10 Чувашия

В сравнении с Рейтингом на начало 2011 г. из первой «десятки» выпали Иркутская, Магаданская области и Мордовия.

По инновационному потенциалу Тульская область занимает 20-е место в России и 6-е место в ЦФО. Достаточно высокое (24-е) место занимает область в России и по туристическому потенциалу. С 2004 г. начался процесс постепенного улучшения общей инвестиционной привлекательности Тульской области, связанный с повышением ее производственного потенциала и снижением политического, экономического и финансового рисков. Умеренные риски в этих сферах также можно позиционировать как новые конкурентные преимущества Тульской области.

Среди критериев, ложащихся в основу инвестиционного потенциала Тульской области, в качестве основных можно указать следующие: система высшего профессионального образования Тульской области представлена несколькими университетами и институтами: Тульским государственным университетом и Тульским государственным педагогическим университетом им. Л.Н. Толстого, а также Тульским артиллерийским инженерным институтом и Новомосковским институтом Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева (г. Новомосковск).

Кроме того, в области действуют 8 филиалов центральных российских государственных вузов, 6 негосударственных высших учебных заведений, 5 филиалов негосударственных учреждений высшего профессионального образования и более 10 представительств государственных и негосударственных учреждений высшего профессионального образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В учреждениях высшего профессионального образования, включая все филиалы и представительства, обучаются около 45 тыс. человек, в том числе за счет средств федерального бюджета — более 25 тыс. человек.

В регионе действует развитая система профессионального образования — более 80 профессиональных и средних профессиональных учебных заведений.

В сфере науки и научного обслуживания Тульской области в настоящее время действует более 40 научных организаций, 53 малых предприятия, 12 учреждений высшей школы и их филиалов. В них занято более 15 тыс.человек. Непосредственно научными исследованиями и разработками занято более 10 тыс. человек. По этим показателям Тульская область занимает 10-е место в Центральном федеральном округе. Из них 39,1 % составляют исследователи, 31,9 % — вспомогательный персонал, около 3 % — техники и порядка 26 % — прочий персонал. В области действуют девять патентных поверенных.

Однако Тульская область не избежала общей тенденции сокращения численности исследователей (табл. 2).

Таблица 2

Основные показатели инновационной активности в Тульской области

Показатели 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Число организаций, выполняющих

научные исследования и разработ-

ки 26 26 22 22

Численность работников, выпол-

няющих научные исследования и

разработки (на конец года), чело-

век 10 131 10 304 9 959 10 359

в том числе:

исследователи 4 070 4 040 3 895 3751

доктора наук 35 39 43 40

кандидаты наук 180 161 156 150

Внутренние затраты на исследования и разработки

в фактически действовавших це-

нах, тыс. руб. 704 231 895841 891 011 905 816

В области активно действует НП «Тульская региональная лига научно-технического и инновационного предпринимательства» (лига «Тула-Интех»), созданного по инициативе ряда тульских предприятий научно-технической сферы для защиты общих интересов субъектов инновационного бизнеса региона. В настоящее время в лигу входят 22 малых инновационных предприятия. При содействии лиги, которая является региональным представительством государственного Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, ведется поиск, отбор, подготовка к представлению в фонд проектов и их сопровождение в процессе реализации. В результате было профинансировано 50 проектов НИОКР 18 предприятий на общую сумму 53 млн руб.

По использованию изобретений, на которые были выданы патенты Российской Федерации, Тульская область занимает третье место (346 изобретений) в рейтинге регионов Центрального федерального округа, уступая по этому показателю г. Москве (1451 изобретение) и Московской области (441 изобретение). В настоящее время их используют около 30 организаций, относящихся к различным видам экономической деятельности.

По вопросам охраны и использования интеллектуальной собственности научно-технический потенциал Тульской области устойчиво находится среди лидеров Центрального федерального округа и уверенно занимает места в первой трети среди субъектов Российской Федерации.

Тульская область в рейтинге регионов Центрального федерального округа по суммарным показателям количества поданных заявок и выдан-

ных патентов на изобретения и полезные модели занимает четвертое место.

Количество ежегодно подаваемых заявок находится на уровне 350 единиц. Более 75 % всех заявок на изобретения подается юридическими лицами. Среди них: ГУП «КБ приборостроения», ФГБОУ ВПО «Тульский государственный университет», ФГУП ГНПП «Сплав», ОАО «Ефре-мовский завод синтетического каучука», ОАО «Туламашзавод», ОАО «ГШИУИ», ОАО «Тулачермет».

Основные научные и исследовательские организации области имеют преимущественно оборонный, а также химический профиль.

Оценка типа социально-экономического развития области исходит из технологического уклада промышленности как основного вида экономической деятельности, так и основного ресурса (базы) экономического развития. В качестве базы социально-экономического развития выступают: природные ресурсы, инвестиции в основной капитал, инновации и накопленное богатство (рис. 1).

Инвестиционные потенциалы как конкурентные преимущества Тульской области

2

•"1,8 с

(9

| 1.6 Ф О

О ж

О

'1 1,2 о

7,5 8,0 8,5 9,0 9,5 10,0 10,5 11,0 11,5 12,0 12,5

Внутренняя оценка (экспертный балл)

Недооценка вклада в конкурентоспособность Высокий вклад в конкурентоспособность

о

Инновационный Туристический

Инфраструктурный <>

^ Производственный

о Потребительским Трудовой Институциональный

...............А'................................................. .............. о Финансовый

................................................................................... V

Природно-ресурсный .......................................о.............................................

Низкий вклад в конкурентоспособность Переоценка вклада в конкурентоспособность

Рис. 1. Потенциалы развития Тульской области

Тульскую область вследствие наличия относительно небольших запасов природных ресурсов и недостаточных вплоть до последнего времени объемов инвестиций можно отнести к инвестиционно-ресурсному типу развития с элементами инновационного. Однако, учитывая рост объема инвестиций в области, в ближайшее десятилетие будет доминировать инвестиционный тип развития (рис. 2).

Росою ^^ Тугьская область |

Рис. 2. Динамика инвестиций в основной капитала предприятий

Тульской области

Учитывая это, уже на данном этапе развития необходимо направлять инвестиционные ресурсы на обеспечение устойчивого инновационного развития.

Наиболее перспективным выходом из сложившейся социально-экономической ситуации является ввод сильной инновационной составляющей в модернизационный процесс и постепенный переход к инновационному типу развития.

Инновационный сценарий развития области предполагает наличие следующих необходимых факторов:

- создание базы генерирования инновационных продуктов (информационной, кадровой, образовательной, научной и внедренческой);

- рост инновационного спроса (наличие сфер деятельности, которые являются акцепторами инновационных продуктов);

- развитие инновационной инфраструктуры (специализированные предприятия и организации, обеспечивающие организационно-финансовые, информационные, патентно-лицензионные, маркетинговые и иные условия осуществления инновационной деятельности);

- разработка системы мер приоритетной поддержки инновационной деятельности;

- обеспечение необходимых объемов финансирования.

Выбор базовых вариантов стратегии социально-экономического развития Тульской области может осуществляться исходя из трех основных

принципов: достижение в стратегической перспективе целевых ориентиров; достижение общероссийских параметров эффективности экономики, критериев экономической безопасности; достижение уровня производительности труда существующих организаций и в секторах экономики, соответствующего передовым российским или зарубежным аналогам.

Конкретные возможности и сроки достижения тех или иных ориентиров зависят от ресурсных, ситуационных и иных внешних и внутренних ограничений, существующих для Тульской области.

Таким образом, система целевых ориентиров и необходимых ресурсов для их достижения, с одной стороны, и существующие параметры развития региона, с другой, формируют «коридор стратегического выбора», в котором за счет мер по реализации стратегии будут достигнуты показатели заданного (целевого) уровня.

Таким образом, активизация инвестиционных процессов на региональном уровне может быть в дополнение к названным выше показателям охарактеризована рядом следующих параметров:

- темпами роста объемов производства;

- темпами роста цен на факторы производства;

- рентабельностью производства и активов;

- скоростью оборота капитала;

- эффективностью НИОКР;

- уровнями производственных и финансовых рычагов;

- темпами роста ВРП.

При этом оценка уровня активизации инновацтонных процессов будет исходить прежде всего из сопоставления затрат, связанных с процессом инвестирования, и доходов (результатов), получаемых на выходе или в промежуточных циклах. Оценка уровня активизации целесообразно осуществлять сравнением фактического значения показателей со средними (лучшими) показателями по совокупности в тех или иных отраслях (сферах) региона, динамикой этих показателей.

Целый ряд проведенных исследований показывает, что в общей структуре прямые (реальные) инвестиции составляют не более 20 %, из них на долю иностранных инвестиций приходится около 8 %. Поэтому наряду с совершенствованием учетных показателей необходим поиск альтернативных внутренних и внешних источников финансирования долгосрочных инвестиций и внедрения инноваций.

Опираясь на вышесказанное, можно отметить, что комплексная оценка инновационного потенциала региона предполагает, во-первых, существование обоснованной и научно выверенной системы показателей, во-

вторых, наличие статистической базы. Самое главное показатель инновационного потенциала не только предопределяет дальнейшее развитие региона, но и характеризует степень готовности региона к созданию, освоению и распространению разного типа нововведений, реализации результатов инновационной деятельности.

К.М. Shchepakin, Y.S. Shcherbakova

Structure of the innovative capacity of regions and major evaluation approaches

Basics and features modern interpretations of the economic categories of innovation potential, disclosed approaches to structure innovative capacity at the macro level and at the level of the regions, as well as the impact of innovative capacity to choose methods of evaluation.

Keywords: capacity, innovation, innovate, innovation development.

УДК 339.13.017:368.04:61

М.В. Жукова, канд. соц. наук, доцент кафедры «Финансы и менеджмент», (Россия, Тула, ТулГУ)

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ РЫНКА ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ И ДМС В РОССИИ

Проведен анализ развития рынка платных услуг и добровольного медицинского страхования для определения приоритетов развития социально-экономических отношений в здравоохранении.

Ключевые слова: рынок медицинских услуг, добровольное медицинское страхование, анализ рынка, система здравоохранения.

На сегодняшний день в России сложилась ситуация, когда легальная и теневая оплата населением медицинских услуг и лекарственных средств составляют по различным оценкам от 25 до 45 % совокупных расходов государства и населения на здравоохранение. При этом крайне важно, чтобы поступающие в медицинские учреждения средства не увеличивали теневые доходы в экономике, а расходовались на развитие здравоохранения

[1; 4].

Таким образом, важной задачей для России является выработка системного подхода к развитию ДМС (добровольное медицинское страхование), которое должно стать рационально спроектированной «надстройкой»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.