Структура индивидуального стиля педагогической деятельности будущих учителей начальных классов Текст научной статьи по специальности «НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА»

Научная статья на тему 'Структура индивидуального стиля педагогической деятельности будущих учителей начальных классов' по специальности 'НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА' Читать статью 3
Quote цитировать Review рецензии ВАК
1 13
Авторы
Коды
  • ГРНТИ: 14 — НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА
  • ВАК РФ: 13.00.00
  • УДK: 37
Ключевые слова
  • педагогическая деятельность
  • стиль педагогической деятельности
  • индивидуальный стиль педагогической деятельности
  • учитель начальных классов

Аннотация
научной статьи
по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Черепанова Н.В.

Индивидуальный стиль педагогической деятельности будущих учителей начальных классов рассматривается как системное, интегративное личностное образование, представляющее собой совокупность структурных и функциональных компонентов.

Annotation
of scientific paper
2007 year, VAK speciality — 13.00.00, author — Cherepanova N.V.

The individual style of pedagogical work of future primary school teachers is considered as a system and integrative-personal education. It is a set of structural and functional components.

Научная статья по специальности "НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА" из научного журнала "Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена", Черепанова Н.В.

Рецензии [0]

Похожие темы
научных работ
по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Черепанова Н.В.

Текст
научной работы
на тему "Структура индивидуального стиля педагогической деятельности будущих учителей начальных классов". Научная статья по специальности "НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА"

Н. В. Черепанова
СТРУКТУРА ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Работа представлена кафедрой теории и методики начального образования Шадринского государственного педагогического института.
Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент Т. А. Крючкова
Индивидуальный стиль педагогической деятельности будущих учителей начальных классов рассматривается как системное, интегративное личностное образование, представляющее собой совокупность структурных и функциональных компонентов.
The individual style of pedagogical work of future primary school teachers is considered as a system and integrative-personal education. It is a set of structural and functional components.
Ведущая роль в решении задач развития и воспитания подрастающего поколения отводится учителю начальных классов. Успешное осуществление этих задач во многом зависит от уровня его профессиональной подготовки, индивидуально-личностных особенностей учителя, возможности реализовать себя в педагогической деятельности, от сформированное™ его индивидуального стиля.
Актуальность проблемы формирования индивидуального стиля педагогической деятельности (ИСПД) для учителя начальных классов как для человека, закладывающего в каждом из своих учеников основы нравственности, гуманизма, любви к Родине, доброты и взаимопонимания, помогающего учащимся раскрыть многие стороны своей индивидуальности, являющегося примером для подражания во всем особенно значима. Именно положительный пример учителя и склонность детей младшего школьного возраста к подражанию дают возможность достигать нужных результа-тов педагогических воздействий. А сформированный ИСПД учителя позволит формировать учащимся элементы своего индивидуального стиля деятельности.
При обосновании структуры ИСПД будущих учителей начальных классов мы основывались на определении данного понятия как относительно устойчивой индиви-
дуально-своеобразной системы способов и приемов профессиональной деятельности студентов педвуза, обеспечивающей достижение в ней необходимых результатов, а также на положении о том, что его можно опи -сать как системное, интегративное личностное образование, которое представляет собой совокупность структурных и функциональных компонентов, раскрывающих многообразие существующих между ними отношений и связей. Поэтому любой из компонентов не является абсолютно независимым: с одной стороны, он имеет свое собственное место в общей структуре, с другой -органически взаимосвязан с другими компонентами. Взаимодополнение компонентами друг друга обеспечивает не только уникальность, но и универсальность возможностей студента. Следовательно, структура ИСПД будущих учителей начальных классов характеризуется «единством устойчивости и неустойчивости» (Л. Н. Макарова).
Через совокупность структурных и фун-кциональных компонентов ИСПД будущих учителей начальных классов можно проследить взаимосвязь стиля с рядом функций педагогической деятельности (Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, А. И. Щербаков и др.), которые представлены двумя группами: целеполагающие (ориентационная, развивающая, мобилизующая, информационная) и организационно-структурные функции
(конструктивная, организаторская, коммуникативная, гностическая).
Структурные компоненты включают устойчивые признаки индивидуальности преподавателя и оказываются «факторами, ограничивающими число степеней свободы» (Л. Н. Макарова) при формировании ИСПД студента. В большей степени они опираются на механизмы адаптации и компенсации.
Структурными компонентами ИСПД
будущих учителей начальных классов нами выбраны когнитивный, деятельностный и личностный. Раскроем содержательное наполнение каждого из них.
Когнитивный компонент, по нашему мнению, заключает в себе элементы когнитивного стиля личности студента. Мы придерживаемся мнения Н. В. Клюевой1, которая определяет когнитивный стиль учителя как стабильные индивидуально-психологические способы приема и переработки информации. Он является компонентом гибкости ИСПД и характеризуется «острым» глазом и умом педагога.
Когнитивный стиль включает в себя: а) видение завуалированного в выполняемой деятельности, в том числе и латентных признаков конкретной ситуации; б) видение впрок (заметить то, что сегодня не востребовано, но может пригодиться завтра, послезавтра); в) видение перспективы (выявление ростков нового, позитивного, т. е. того, на что можно опереться в своих педагоги -ческих решениях)2.
Согласно взглядам О. А. Лапиной3, профессионально-педагогическая деятельность не может возникнуть на «пустом месте», ей нужна определенная совокупность знаний, фактов, опыта деятельности, опыта духовно-ценностных отношений, которая должна отвечать требованиям достаточности для обеспечения репрезентативности выводов и принятия решений. Эта совокупность знаний и опыта у каждого студента носит сугубо индивидуальный характер и зависит от уровня подготовленности, интеллекта, кругозора, умений добывать знания само-
стоятельно, от полноты информационных источников и многого другого. Поэтому когнитивный компонент ИСПД будущих учителей начальных классов соотносится с информационной функцией педагогической деятельности.
Таким образом, когнитивный стиль является одной из составляющих ИСПД будущих учителей начальных классов и указывает на те индивидуальные различия в интеллектуальной деятельности, которые характеризуют индивидуальное своеобразие способов изучения реальности. Он показывает степень интеллектуального разви-тия студента, уровень соответствия его ког -нитивной сферы требованиям профессиональной деятельности. Каждый студент предрасположен к собственной системе интеллектуальных стратегий, приемов и операций, которую можно определить как его когнитивный стиль.
Присутствие деятелъностного компонента подразумевается самим понятием «ИСПД», так как ИСПД формируется и реализуется в учебной и профессиональной деятельности студента. В процессе обучения в вузе будущий учитель начальных классов приобретает теоретические основы овладения профессией, пытается определять цели своей будущей педагогической деятельности, решает различные психолого-педагогические и методические задачи. Большое значение приобретает проектирование собственной будущей деятельности. Проходя непрерывную педагогическую практику в общеобразовательных учреждениях, студент учится в реальных условиях применять накопленные теоретические знания, стремится не только проектировать, но и прогнозировать ход своих действий, пытается подобрать эффективные способы и приемы осуществления педагогической деятельности в соответствии со своей индивидуальностью.
Деятельностный компонент соотносится с конструктивной функцией педагогической деятельности учителя, обеспечивающей: а) отбор и организацию содержания
учебной информации, которая должна быть усвоена учащимися; б) проектирование деятельности учащихся, в которой информация может быть усвоена; в) проектирование собственной будущей деятельности и поведения, какими они должны быть в процессе взаимодействия с учащимися4.
Личностный компонент включает в себя индивидуально-личностные особенности будущего учителя начальных классов. Он является объединяющим для всех других компонентов структуры ИСПД, поскольку индивидуально-личностное своеобразие достигается определенным сочетанием способов и приемов профессиональной деятельности студента в различных педагогических ситуациях. Данное сочетание подбирается включением в педагогическую дея -тельность элементов стилей общения, управления, поведения, когнитивного стиля. Мы преднамеренно говорим лишь об элементах сформированное™ различных стилей в личности студента, так как ИСПД будущих учителей начальных классов в дальнейшем (уже непосредственно в процессе работы по своей специальности) будет во многом корректироваться и совершенствоваться.
Таким образом, осмысленность личности студента проявляется и в выборе стилей (когнитивного, общения, управления, поведения), и в способах регуляции собственного развития и внешних педагогических ситуаций. Чем сильнее личность способна по-своему понять и переломить типичное, реализовать себя в поступках и действиях, отличающих ее от других людей, тем в большей степени в ней проявляется индивидуальность. Индивидуальные особенности личности составляют «строительный материал» ее индивидуально-профессиональных качеств. Именно такая личность сможет, учитывая все предписания и нормы профессиональной деятельности, создать свою систему индивидуальных приемов и способов действий, обеспечив успешное выполнение объективных требований деятельности5.
Функциональные компоненты характеризуются приспособленностью к меняющимся условиям педагогической деятельности и реализуются в основном через механизмы коррекции. При рассмотрении функциональных компонентов, по мнению Л. Н. Макаровой6, следует учитывать следующие моменты: ИСПД представляет собой процесс выявления и реализации преподавателем собственной индивидуальности; ИСПД развертывается в процессе субъект -субъектного взаимодействия; ИСПД всегда в той или иной мере адресован другому человеку и является предъявлением своей индивидуальности другому человеку.
Устойчивость функциональных компонентов системы определяется как их связью со структурными компонентами, так и между собой: одна функция предшествует другой, побуждает к ее реализации, что и составляет диалектику внутреннего единства. Выделение функций ИСПД раскрывает его процессуальную сторону. В науках, занимающихся изучением социально-педагогических аспектов деятельности человека, под функцией понимают качественную характеристику, направленную на сохранение, поддержание и развитие системы7.
Функциональная сторона структуры ИСПД будущих учителей начальных классов представлена коммуникативным, управленческим и поведенческим компонентами.
Коммуникативный компонент отражает элементы стиля общения будущих учителей начальных классов. Понятие индивидуального стиля общения было введено В. С. Мер-линым. Стиль общения рассматривался как частный случай стиля деятельности.
В. А. Кан-Калик8, А. А. Коротаев и Т. С. Тамбовцева9 одними из первых конкретизировали в своих исследованиях понятие «стиль педагогического общения», характеризуя его как «устойчивую форму способов и средств взаимодействия педагога и учащихся, в котором находят выражение особенности коммуникативных возможностей педагога, сложившийся характер его взаимоотношений с учащимися, творческая
индивидуальность преподавателя и особенности ученического коллектива»10.
В педагогической деятельности мотивы общения тесно связаны с индивидуальностями учителя и учащихся. И хотя общение -двусторонний феномен, все же от учителя в данном случае зависит гораздо больше, чем от учащихся. Высокая продуктивность данной функции связана с эмпатией, уровнем вербального и невербального общения, рефлексией, эмоциональной устойчивостью, компонентами педагогической техники, общей коммуникабельностью педагога11.
Коммуникативный компонент ИСПД будущих учителей начальных классов совпадает с коммуникативной функцией педагогической деятельности. Поэтому оптимальное осуществление рассматриваемой функции в структуре ИСПД требует изменения стилей общения студента от общения-заигрывания, общения-устрашения к общению, основанному на увлеченности творческой деятельностью, наличия у субъектов общения точек совпадения в выборе средств общения, большей значимости одного собеседника от другого.
Следующий компонент ИСПД будущих учителей начальных классов - управленческий. Он включает в себя элементы стиля уп -равления или руководства. Педагогическое управление предполагает превращение объекта воспитания - ученика в субъект самовоспитания. С этой целью студенты должны научиться постоянно включать в процесс решения педагогических задач самих учащихся, причем позиция учителя начальных классов может быть «скрытой», а действия - опосредованными, идущими через коллектив.
Управленческий компонент ИСПД будущих учителей начальных классов соотносится с конструктивной и организаторской функциями педагогической деятельности. То есть студент должен развивать умение не только проектировать и прогнозировать свою педагогическую деятельность, но и уметь организовать: а) процесс получения информации учащимися; б) различные виды деятельности учащихся; в) собствен-
ную деятельность в процессе взаимодействия с учениками.
Таким образом, будущий учитель начальных классов должен научиться управлять ходом учебно-воспитательного процесса, должен так строить данный процесс, чтобы управление им было направлено на самовоспитание учащихся.
Поведенческий компонент структуры ИСПД будущих учителей начальных классов отражает элементы стиля поведения. Индивидуальный стиль поведения - это «нечто, которое не может быть описано традиционным перечислением общих характеристик. Он сохраняется при всем разнообразии форм выражения. Голос, манера держаться, почерк... несут на себе отпечаток уникальности»12.
Индивидуальные проявления стиля поведения могут составлять фон, придавать эмоциональную окраску взаимодействию будущего учителя начальных классов и ученика и его индивидуальному стилю педагогической деятельности. Следовательно, определенного типа ситуации обусловливают конкретный стиль поведения. Н. В. Клюева13 характеризует ситуационный стиль взаимодействия учителя и ученика тремя разновидностями: ситуационной (ситуативной), операциональной, ценностной. Ситуативная разновидность проявляется в том, что ученик воспринимается учителем как средство решения педагогической задачи. Стиль по типу «делай то, что делаю я». Операциональная разновидность стиля характеризуется принципом «делай таким же образом, как я», т. е. учит ребенка строить свою деятельность с учетом условий действия. Ценностная разновидность - это стиль взаимоотношений в общем виде, который может быть выражен так: «человек -мера всего», т. е. действия обосновываются не только с позиции их объективного строения, но и с позиции взаимозависимости в плане человеческой деятельности.
Поведенческий компонент ИСПД студента определяется организаторской функцией педагогической деятельности, которая реализуется через организацию студен-
том своего поведения в процессе непосредственного взаимодействия с учащимися.
В итоге, при совпадении личностных параметров с соответствующими функциями деятельности кумулятивный эффект педагогического воздействия настолько силен, что позволяет пренебречь какими-то недостат-ками в поведении данной личности и не акцентировать внимание на остальных функциях деятельности. В повседневной жизни подобный феномен обычно называют «коньком» учителя, именно он составляет ядро его профессиональной личности14.
Из вышеизложенного следует, что ИСПД не может формироваться без объема определенных профессиональных знаний и индивидуальной манеры использовать их в практической деятельности. Для этого необходима система приемов и способов осуществления когнитивной деятельности. Сложившиеся приемы и способы педагогического общения отражают эффективность выбранных студентом взаимоотношений с учащимися. Посредством умений прогнозировать, строить и осуществлять учебно-воспитательный процесс, управлять им создаются определенные, индивидуально-своеобразные способы и приемы воздействия на учащихся с целью обучения и воспитания последних. Каждый студент
отличается своей манерой держаться, жестами, мимикой, голосом, своим стилем поведения в педагогической деятельности, что тоже придает индивидуальную окраску его личности и проявляется в определенных приемах и способах деятельности. Но каждый из структурных и функциональных компонентов ИСПД не может рассматриваться нами в отдельности: если сформирован какой-то один компонент в личности студента, и несформированы в достаточной степени другие, об эффективности ИСПД говорить нельзя. Индивидуальность и своеобразие приемов и способов профессиональной деятельности студента достигается лишь объединением в систему, слиянием приемов и способов когнитивной деятельности, деятельности общения, поведения, управления. Отсюда следует, что формирование ИСПД будущих учителей начальных классов невозможно без становления каж-дого из компонентов.
Делая вывод, можно сказать, что ИСПД будущих учителей начальных классов определяется как интегративная характеристика, включающая в себя когнитивный стиль, стили общения, управления и поведения, что отражено в структуре ИСПД посредством включения структурных и функциональных компонентов.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Педагогическая психология: учебник для студентов / под ред. Н. В. Клюевой. М.: ВЛАДОС, 2003.
2 Там же. С. 161.
3 Лапина О. А. Формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности учителя: (Методология, теория, практика): Дис. ... докт. пед. наук: Иркутск, 2002.
4 Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. -2-е изд., доп., испр. и перераб. М.: Логос, 2000.
5 Лапина О. А. Указ. соч.
6 Макарова Л. Н. Теоретические основы развития индивидуального стиля педагогической деятельности преподавателя высшей школы: Дис. ... докт. пед. наук: Белгород, 2000.
7 Там же. С. 88.
8 Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс (Эмоционально-коммуникативные аспекты педагогического творчества): Автореф. дис. ... докт. психол. Наук. Л., 1985.
9 Коротаев А. А., Тамбоецееа Т. С. Исследование индивидуального стиля педагогического общения // Вопр. психологии. 1990. № 2. С. 62-69.
10 Кан-Калик В.А. Указ. соч. С. 10.
11 Макарова Л.Н. Указ. соч. С. 92.
12 Педагогическая психология. С. 163.
13 Педагогическая психология.
14 Там же.

в избранное
цитировать
читать
наверх