Научная статья на тему 'Структура имиджа представительных органов муниципальных образований – сельских поселений (из опыта работы представительных органов сельских поселений муниципального образования «Томский район» Томской области первого и второго созывов)'

Структура имиджа представительных органов муниципальных образований – сельских поселений (из опыта работы представительных органов сельских поселений муниципального образования «Томский район» Томской области первого и второго созывов) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
126
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Фатнева Е. В.

В данной статье, опираясь на модель корпоративного имиджа организации А.Н. Чумикова, автор рассматривает структуру имиджа представительных органов муниципальных образований – сельских поселений на примере работы представительных органов сельских поселений муниципального образования «Томский район» Томской области первого и второго созывов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Фатнева Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структура имиджа представительных органов муниципальных образований – сельских поселений (из опыта работы представительных органов сельских поселений муниципального образования «Томский район» Томской области первого и второго созывов)»

модействия с органами власти, основания деятельности оппозиции в правовом поле и множество других вопросов, необходимых для определения существования и конструктивного сотрудничества с властными структурами.

Список литературы:

1. Минина Н.В. Правовой статус политических партий России (XX в.

- начало XXI в.): историко-правовые традиции // Российская юстиция. -2007. - № 3. - С. 20.

2. Чувилина Н. Политические партии как акторы российских региональных электоральных процессов // Власть. - 2009. - № 7.

3. Черняховский С.Ф. Закон о партиях: последствия безграмотности // Перспективы развития партийно-политической системы в России. - М., 2001.

4. Кривчук И.А. Владимир Путин. Хроники политической биографии второго президента России // Денисов Ю.П., Кислицын С.А. Популярная история России. - Ростов-н/Д: Ростиздат, 2009.

5. Кривчук И.А. Политические элиты и лидерство // Кислицын С.А., Ли-хотинский В.А. Политология: уч. пос. для студ. вузов. - Ростов-н/Д, 2008.

6. Кривчук И.А. Оппозиции и контрэлиты в современной России // Актуальные проблемы социальной истории и социальной работы: тез. докл. и сообщ. десятых всероссийских научных чтений (23-24 апреля 2009 г.). -Новочеркасск; Ростов-н/Д: Логос, 2009.

7. Черняховский С.Ф. Потсдамский мир и его противоречия. О проектной конфигурации послевоенной цивилизации // Сб. мат. Межвузовской научн. конф. «Вторая мировая война и современный мир». - М.: МНЭПУ 2005.

8. Черняховский С.Ф. Вступительное слово при открытии работы секции «Вторая мировая война и геостратегия современного мира» // Сб. мат. Межвузовской научн. конф. «Вторая мировая война и современный мир».

- М.: МНЭПУ 2005.

СТРУКТУРА ИМИДЖА ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ - СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТОМСКИЙ РАЙОН» ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ ПЕРВОГО И ВТОРОГО СОЗЫВОВ)

© Фатнева Е.В.*

Аппарат Законодательной Думы Томской области, г. Томск

В данной статье, опираясь на модель корпоративного имиджа организации А.Н. Чумикова, автор рассматривает структуру имиджа пред-

* Помощник депутата.

ставигельных органов муниципальных образований - сельских поселений на примере работы представительных органов сельских поселений муниципального образования «Томский район» Томской области первого и второго созывов.

Любой власти вне зависимости от уровня управления для претворения в жизнь своих решений, проектов, укрепления позиций, как на политической арене, так и в жизни социума в первую очередь необходима поддержка населения. Очевидно, что уровень поддержки (и как результат выражение поддержки в динамическом ракурсе) будет основываться на доверии/недоверии, обусловленном тем набором информативных установок, мнений, закрепившихся в сознании реципиентов по отношению к власти, которые и будут впоследствии влиять на политическое и социальное поведение объектов управления. В этой связи особую актуальность приобретает имидж как социально-психологический элемент политического сознания населения, преломляющий восприятие объектом управления символического семиотического (знакового) посыла в поведенческую реакцию. Оговорим, что под имиджем будем понимать не стихийно возникающий в сознании реципиента образ, а целенаправленный, специально-формируемый согласно заданному территориально-административному полю конструкт.

Анализ тематической литературы, последних диссертационных исследований, рассматривающих проблему формирования имиджа политической власти на федеральном, и уже на региональном уровне, позволяет сделать вывод о том, что данное направление весьма успешно и результативно используется правящей политической элитой, как в рамках теоретического поля, так и на практике. Однако, в связи со вступлением в законную силу в 2003 г. № 131-Ф3 в нашей стране реформируется местное самоуправление, обеспечивающее самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций [1]. Казалось бы, теперь та власть, которая действительно оказывает решающее воздействие на качество повседневной жизни людей, выступает практическим гарантом прав и свобод населения, находится гораздо ближе. Тем не менее, приходится говорить о том, что социальное и политическое напряжение в сельских поселениях за последние девять лет не только не снижается, но возрастает. О существующей уже продолжительное время низкой оценке деятельности органов местного самоуправления позволяют говорить и данные социологических исследований [2], проводимых Всероссийским центром изучения общественного мнения.

Так, доверие респондентов федеральному уровню власти (67 %) значительно выше, чем региональным властям (49 %) и органам местного самоуправления (43 %). При этом доверие 43 % опрошенных к местной власти

практически нивелируется недоверием 42 % респондентов. Законодателям разного уровня россияне не доверяют практически в одинаковой степени. Только 33 % россиян доверяют Федеральному Собранию, в то время как 50 % испытывают к нему недоверие. Точно такой же уровень доверия (33 %) демонстрируют и законодательным собраниям субъектов Российской Федерации, при этом уровень недоверия к региональным парламентариям несколько ниже - 44 %. Сопоставимо и отношение к представительным органам местного самоуправления, которые вызывают доверие у 30 % опрошенных, недоверие у 46 %, причем у 23 % респондентов возникают затруднения с оценкой.

Высокие отрицательные показатели свидетельствуют о недоверии органам местного самоуправления и, соответственно, их низком имидже. В рамках настоящей статьи попытаемся рассмотреть структуру имиджа предста-вительных органов муниципальных образований - сельских поселений, что является стратегически важным для дальнейшего процесса формирования имиджа органов местного самоуправления.

Опираясь на распространенный в научном сообществе, осмысливающем категорию «имидж» и все, что с ней связано, организационный подход, рассмотрим представительные органы сельских поселений в контексте понятия «корпорация». Под «корпорацией» в рамках проблематики настоящей статьи будем подразумевать организацию, объединенную общими и формализованными политическими, социальными, государственными, экономическими и иными интересами.

Начиная с 1980-х гг. и по настоящее время, западные, а в след за ними и отечественные исследователи выделяют восемь ключевых компонентов в структуре имиджа организации: имидж товара, имидж потребителя, внутренний имидж, имидж основателя (руководителя), имидж персонала, визуальный имидж, социальный имидж, бизнес-имидж [3, с. 432]. Однако, следуя заданному направлению, остановимся на модели корпоративного имиджа, предложенной А.Н. Чумиковым, доктором политических наук [4], и рассмотрим структуру имиджа представительных органов сельских поселений, ориентируясь на опыт деятельности Советов девятнадцати сельских поселений муниципального образования «Томский район».

Согласно модели А.Н. Чумикова структура корпоративного имиджа выглядит следующим образом.

1. Корпоративная философия

Безусловно, в данном контексте фундаментом, включающим в себя создание морально-этических, деловых норм, принципов, кредо, которыми руководствуются депутаты Советов сельских поселений, будет выступать Федеральный Закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который в

соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в РФ [1].

Очевидно, что корпоративная философия будет выполнять роль внутреннего организующего начала только в том случае, если будет разделяться всеми членами корпорации (в нашем случае депутатами Совета сельских поселений).

2. История-легенда как надземный фундамент

В качестве данного структурного элемента, придающего представительным органам сельских поселений вербальную и внутреннюю осязаемость, возможно рассмотрение таких правовых документов как Уставы Муниципальных Образований, Регламенты представительных органов, положения о комитетах. Устав МО определяет правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в муниципальном образовании. Регламент Совета поселения в свою очередь отражает порядок созыва и сроки проведения собрания Совета поселения, создания и работы комитетов, комиссий, иные организационные вопросы деятельности Совета поселения.

Пример: в Томском районе, все Советы сельских поселений имеют свой регламент. Только 8 Советов имеют положения о комиссиях.

3. Внешний облик дома

Данный структурный элемент направлен на узнавание объекта целевой аудиторией. В идеале это совокупность устойчиво воспроизводимых отличительных характеристик общения, манер поведения, традиции, свойственных организации, позиционирующих ее в коммуникативном пространстве. К ключевым характеристикам можно отнести:

- информационный дизайн (система звуковых, графических, изобразительных и иных подобных символов - эмблема, слоган, девиз, логотип);

- архитектурный дизайн (внешнее оформление офисов, подъезда, внутренние интерьеры офиса, служебных помещений);

- овеществленная продукция (предметы, вещи, созданные сотрудниками) [5].

В целом, внешний облик дома представительных органов сельских поселений складывается из перечисленных характеристик.

Пример: все Советы сельских поселений Томского района (всего 19) располагаются в зданиях местных Администраций. Что касается, архитектурного дизайна, то визуальное обозначение представительных органов поселения на фасаде здания расположено только в 7 из 19 сельских поселений. Собрания Совета проходят либо в кабинете Главы Местного исполнительного органа,

либо в Конференц-зале. Практически в каждом здании Администрации расположен информационный стенд с фотографиями депутатов Совета, распределением зон ответственности, графиками приема с указанием места и контактного телефона. Вместе с тем информационный дизайн представительных органов сельских поселений Томского района выражен слабо. В большей части отсутствуют варианты овеществленной продукции, за исключением наличия печати, штампа, бланков с наименование сельского поселения. Тем не менее, есть примеры Советов сельских поселений среди муниципальных образований Томского района, имеющие собственные образцы. Так, например, минимальные наборы презентационной продукции, связывающих то или иное событие поселения с работой депутатского корпуса, есть лишь в Совете Богашевского сельского поселения (официальные грамоты, открытки, благодарности), Совете Моряковского, Заречного, Корниловского сельских поселений. Образцы иной символики можно встретить крайне редко - только во время исключительно важных для поселения мероприятий (юбилей села).

Естественно, что наличие указанных выше характеристик «внешнего облика» требует определенных финансовых затрат, что представляет для сельских поселений определенную проблему. Однако, неимение в том числе таких атрибутивных признаков сказывается на восприятии представительных органов сельских поселений местными жителями и как результат оформляется в проблему отсутствия разграничения в сознании целевой аудитории представительной и исполнительной власти на местном уровне.

4. Обитатели дома, персонал фирмы

Пожалуй, один из главных структурных элементов корпоративного имиджа. Обитатели дома - это сами сотрудники, поддерживающие корпоративный мир, обеспечивающие его дееспособность и привлекательность. Данный компонент необходимо рассматривать как с формальной (внешней), так и содержательной стороны, которая выражается в коммуникациях с представителями целевой общественности. В контексте настоящей статьи, речь идет о народных избранниках, депутатах Советов сельских поселений. Сегодня в результате реформы местного самоуправления отношение к выбору депутатов представительных органов сельских поселений изменилось как в среде самого электората, так и среди кандидатов. Те, кто сегодня состоят в депутатском корпусе, явно характеризуют социально-политическую ситуацию в конкретном поселении.

Обратимся к опыту Томского района, чтобы проследить, как менялось отношение населения к депутатам Совета, динамика их участия в электоральном процессе, опираясь на количественные (процент явки избирателей, количество кандидатов, участвующих на выборах в депутаты Совета) и качественные показатели (социальные характеристики депутатов) за 2005, 2007 и частично 2010 и 2011 г.

Пример: Сравнивая количественные показатели пассивного участия населения в выборах депутатов Советов сельских поселений Томского района, легко выявить тенденцию увеличения числа жителей, претендующих быть избранными. Так, за основу легли данные итогов выборов депутатов Советов в трех поселениях Томского района по определенным округам в 2007 г., 2010 г. и 2011 г. Результаты проведенного анализа представлены на рис. 1, демонстрирующем соотношение количества кандидатов на один мандат.

□ 2010 год (2011)

Спасское с/п ч ет ырх м андат ны й округ № 2

Спасское с/п чет ырех м андат ны й округ № 3

Зональненское с/п Моряковское с/п

пятим андат ный т рех м андат ны й

избирательный округ избирательный округ № 2 № 2

Рис. 1

В ходе исследования наблюдается рост явки избирателей на выборах в представительные органы сельских поселений. Данные, представленные на рис. 2, отражают количество избирателей, принявших участие в голосовании на соответствующих округах. Данные за 2011 г. по Моряковскому трехмандатному избирательному округу № 2 не представлены, поскольку на момент написания статьи сведений нет (выборы 13.03.2011).

1 П ҐШ

] 2005 ГОД ] 2007 год ] 2010 год (2011)

Спасское с/п чет ырхмандатный округ № 2

Спасское с/п ч ет ырех ман дат ный округ № 3

Зональненское с/п Моряковское с/п

пят им андат ный т рех м андат ны й

избирательный округ избирательный округ № 2 № 2

6

5

4

3

2

0

Что касается самого состава депутатского корпуса, то в целом по Томскому району, как видно на рис. 3, доминирует присутствие представителей социальной сферы. Так, большинство депутатов Советов сельских поселений Томского района - учителя и врачи. На втором месте те, кто работают либо в местных ЖКХ, либо на градообразующих предприятиях (как, например, в Копыловском сельском поселении - ОАО «Сибикатстроймате-риалы», птицефабрика «Томская», либо в местных бизнес структурах (мелкие магазины). Средний возраст депутатов Советов сельских поселений -40-60 лет. Особо подчеркнем, что доля молодежи в Советах сельских поселений Томского района критически мала.

10

9

8

Рис. 3

5. За воротами дома: флора и фауна, друзья, недруги, конкуренты

Данный структурный компонент корпоративного имиджа предполагает четкое разделение ключевых целевых аудиторий, как внутренних, так и внешних на дружественную/враждебную среду. Очевидно, что дружественная среда будет способствовать выстраиванию эффективной коммуникации с группами целевой аудитории, враждебная, напротив, дисбалансу взаимоотношений, дискредитации деятельности представительных органов сельских поселений.

Пример: Для Советов сельских поселений Томского района дружественной средой, безусловно, являются органы исполнительной и представительной власти местного, районного, областного уровней. Практически для всех 19 Советов к дружественной среде можно отнести Местное отделение Томского района Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», поскольку большинство депутатов Советов - члены и сторонники «ЕДИНОЙ РОССИИ». Естественно, самую главную поддержку представительным органам сельских поселений оказывает местное население, отдавшее голоса в пользу того или иного депутата Совета. К враждебной среде Советов сельских поселений Томского района отнесем оппозиционно настроенное население, остро вы-

сказывающее протест осуществляемой представительными органами поселений политике, маргинальные слои. В лице потенциальных представителей враждебной среды в Томском районе можно также рассмотреть Местные отделения политических партий, выдвинувших кандидатами на выборах в Советы сельских поселений своих представителей, которые не набрали соответствующего количества голосов.

6. Развитие отношений с обществом

Данный компонент включает в себя набор методов и механизмов для укрепления форм взаимодействия с целевой аудиторией.

Пример: В качестве основных форм взаимодействия с местным населением большинство Советов сельских поселений выбирают традиционные формы: личный прием граждан (причем, редко когда ведется в установленные сроки и в установленном месте, зачастую проблемы решаются «здесь и сейчас», без фиксации информации на носителе), публикация решений Совета в официальном периодическом издании «Информационный бюллетень», который издается в среднем от 5 до 30 (всего!) экземпляров и распространяется в здании сельской администрации, сходы граждан, публичные слушания. Что же касается отчетов перед населением, как правило, проходят раз в год совместно с отчетом Главы поселения. Тем не менее, необходимо сказать о том, что в Томском районе есть примеры нестандартных подходов. Так, в Моряковском, Новорождественском, Корниловском, Бо-гашевском сельских поселениях существует свой печатный орган - газеты, выпускаемые тиражом до 1000 экземпляров, распространяемых на всей территории поселения. Некоторые Советы (Копыловское с/п, Октябрьское с/п, Зоркальцевское с/п) обращаются в редакции газет Томского района («Томское предместье», «Известия Томского района») для публикации материалов о работе депутатов представительного органа. Депутаты Советов Заречного, Богашевского, Рыбаловского сельских поселений часто выступают инициаторами мероприятий спортивного, творческого, образовательного характера, в которых принимают непосредственное участие. Обращает на себя внимание то факт, что далеко не все Советы сельских поселений детально разрабатывают собственные планы работы. Часто к утверждению принимаются разработанные сотрудниками местных администраций проекты. Таким образом, в большинстве случаев говорить о системной, плановой работе представительного органа сельских поселений с населением сложно.

7. Небо над домом

Заключительный в концепции А.Н. Чумикова элемент в структуре корпоративного имиджа, отражающий фон компании, который остается у целевой аудитории после проведения всего комплекса мероприятий. Выводится из совокупности предыдущих компонентов. В контексте данного

вопроса речь идет об общем восприятии Советов сельских поселений жителями соответствующих избирательных округов. В конечном итоге, общая оценка работы представительного органа демонстрируется электоратом во время очередных выборов в виде либо поддержки депутатов прежнего созыва, либо продвижении «нового» кандидата. Таким образом, фактической оценкой имиджевой работы представительного органа сельского поселения может быть разница между количественным и качественным составом вновь избранного Совета и Совета предыдущего созыва. Здесь будет работать правило обратной пропорциональности: чем меньше замены в количественном и качественном составе избранного Совета, тем эффективнее и лучше осуществлялась в том числе и имиджевая работа представительного органа поселения предыдущего созыва в целом и каждого депутата Совета в отдельности.

Пример: На рис. 4 представлены данные, отражающие количество новых депутатов в корпусе 2007 г. по отношению к составу Советов сельских поселений 2005 г. Безусловно, в тех поселениях, где представительство «новых» членов Совета достигает восьми, трудно говорить об эффективной работе представительных органов как во взаимоотношениях с избирателями, так и с другими ключевыми аудиториями, о которых упоминалось ранее. С другой стороны, есть муниципальные образования, демонстрирующие предельно низкие замены (4 из 10), что позволяет сделать вывод об относительно гармоничном взаимодействии депутатов первого созыва с жителями поселений, местными и вышестоящими исполнительными органами.

9 -|

8-----р,----------------р,---------р,----р,---------------р,-------

7----------------------- ---------- ----- ---------------- ||||

6 —— --1||| ----р.— ---- ---------р.— — — -

3— — — — — — — — — — — — — — — — — — — -

2— — — — — — — — — — — — — — — — — — — -

1— — — — — — — — — — — — — — — — — — — -

0

Подводя итог, отметим важность каждого элемента корпоративного имиджа, выделяемых А.Н. Чумиковым, в том числе и применительно к Советам сельских поселений. Однако в виду существующих обстоятельств (недавняя работа Советов сельских поселений, недостаток финансовых, временных, человеческих ресурсов и т.д.) при формировании имиджа представительных органов сельских поселений необходимо расставлять приоритет в пользу таких элементов корпоративного имиджа как «Обитатели дома», «Корпоративная философия» и «История-легенда». В нашем предметном поле это означает следующее: для организации качественной работы представительного органа в сельском поселении, прежде всего, следует сконцентрировать внимание на депутатах Совета, в первую очередь их осведомленности в правовой базе, определяющей их права, обязанности, цели и задачи их деятельности. Кроме того, практика показывает, что во многом недоверие к представительным органам сельских поселений возникает из-за недостаточного уровня информированности населения относительно соответствующей правовой базы, что впоследствии сказывается на неверном истолковании принимаемых Советом сельского поселения решений. Однако необходимо понимать, при формировании имиджа представительных органов сельских поселений следует учитывать пересечение интересов обеих сторон. Таким образом, максимальное сближение этих двух групп (населения и депутатов Советов сельских поселений) приведет к повышению позитивного имиджа представительных органов власти в разрезе каждого элемента в структуре рассматриваемого выше корпоративного имиджа, а значит, обеспечит успех проводимой Советами сельских поселений политики.

Список литературы:

1. Федеральный Закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

2. Всероссийские опросы ВЦИОМ «Три ветви уровня власти: кому доверяют россияне?» [Электронный ресурс]: проведены 26-27 мая и 30 июня -1 июля 2007 г. Объем выборки 1600 чел., опрос проводился в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Стат. погрешность не превышает 3,4 %. - Режим доступа: www.wciom.ru.

3. Кондратьев Э.В., Абрамов Р.Н. Связи с общественностью: учеб. пособие для высш. шк. - 3-е изд. / Под общ. ред.С.Д. Резника. - М.: Академический Проект, 2005. - 432 с.

4. Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика: учеб. пособие. - М.:Дело, 2003. - 496 с.

5. Связи с общественностью как социальная инженерия / Под ред. В.А. Ачкасовой, Л.В. Володиной. - СПб.: Речь, 2005. - 336 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.