Научная статья на тему 'Структура и содержание физкультурно-оздоровительного стиля жизни студенческой молодежи'

Структура и содержание физкультурно-оздоровительного стиля жизни студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
390
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / СТУДЕНТ / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ СТИЛЬ ЖИЗНИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / HEALTH / MOTOR ACTIVITY / STUDENT / PHYSICAL CULTURE AND HEALTH LIFESTYLE / PHYSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жданов Сергей Иванович

В данной статье рассматривается модель формирования физкультурно-оздоровительного стиля жизни студенческой молодежи в процессе физического воспитания. Предлагаемая модель отражает структуру и содержание рассматриваемого явления, задачи, компоненты, средства, а также показатели сформированности стиля жизни. В задачи исследования входило уточнить педагогический смысл понятия «физкультурно-оздоровительный стиль жизни», изучить мотивацию студентов к здоровью и физической культуре, апробировать средства базовой и оздоровительной физической культуры. Результаты исследования свидетельствуют об эффективности данной модели формирования физкультурно-оздоровительного стиля жизни студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жданов Сергей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURE AND CONTENT OF THE HEALTH AND FITNESS LIFESTYLE OF THE STUDENT YOUTH

This article discusses the model of formation of physical culture and health-improving lifestyle of students in the process of physical education. The proposed model reflects the structure and content of the phenomenon, objectives, components, means, as well as indicators of the formation of lifestyle. The objectives of the study were to clarify the pedagogical meaning of the concept of "physical culture and health-improving lifestyle", to study the motivation of students to health and physical culture, to test the means of basic and health-improving physical culture. The results of the study indicate the effectiveness of this model of formation of physical culture and health-improving lifestyle of the student.

Текст научной работы на тему «Структура и содержание физкультурно-оздоровительного стиля жизни студенческой молодежи»

Zhdanov Sergei Ivanovich pedagogical

THE STRUCTURE AND CONTENT ... sciences

УДК 378.172

DOI: 10.26140/bgz3-2019-0802-0008

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО СТИЛЯ ЖИЗНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

© 2019

Жданов Сергей Иванович, кандидат педагогических наук, доцент Орского гуманитарно-технологического института Оренбургский государственный университет (462403, Россия, Орск, пр. Мира 15а, e-mail: Gdanov-si@mail.ru)

Аннотация. В данной статье рассматривается модель формирования физкультурно-оздоровительного стиля жизни студенческой молодежи в процессе физического воспитания. Предлагаемая модель отражает структуру и содержание рассматриваемого явления, задачи, компоненты, средства, а также показатели сформированности стиля жизни. В задачи исследования входило уточнить педагогический смысл понятия «физкультурно-оздоровительный стиль жизни», изучить мотивацию студентов к здоровью и физической культуре, апробировать средства базовой и оздоровительной физической культуры. Результаты исследования свидетельствуют об эффективности данной модели формирования физкультурно-оздоровительного стиля жизни студента.

Ключевые слова: здоровье, двигательная активность, студент, физкультурно-оздоровительный стиль жизни, физическая культура.

THE STRUCTURE AND CONTENT OF THE HEALTH AND FITNESS LIFESTYLE OF THE STUDENT YOUTH

© 2019

Zhdanov Sergei Ivanovich, candidate of Pedagogy, associate professor, Orsk Humanitarian Technological Institute Orenburg State University

(462403, Russia, Orsk, prospect Mira 15A, e-mail: Gdanov-si@mail.ru)

Abstract. This article discusses the model of formation of physical culture and health-improving lifestyle of students in the process of physical education. The proposed model reflects the structure and content of the phenomenon, objectives, components, means, as well as indicators of the formation of lifestyle. The objectives of the study were to clarify the pedagogical meaning of the concept of "physical culture and health-improving lifestyle", to study the motivation of students to health and physical culture, to test the means of basic and health-improving physical culture. The results of the study indicate the effectiveness of this model of formation of physical culture and health-improving lifestyle of the student.

Keywords: health, motor activity, student, physical culture and health lifestyle, physical culture.

Проблема саморегулирования здоровья в особой степени касается студенческой молодежи, поскольку на этом этапе формируется индивидуальный стиль жизни человека, во многом определяющий его судьбу в будущем.

Основной чертой личностного развития в студенческом возрасте является ценностное самоопределение. Здоровье как универсальная человеческая ценность занимает определенное место среди других ценностей. Важно отметить, что в данном периоде становится возможным сознательный выбор здоровья как ценности и формирование здорового образа жизни.

Проанализировав работы современных исследователей [1-3], мы пришли к выводу, что, несмотря на достаточно обширный перечень разных направлений, связанных с формированием здорового образа жизни, без внимания остаётся современный стиль жизни студенческой молодежи, как наиболее обоснованный и эффективный путь к укреплению здоровья.

Стиль жизни в современных педагогических исследованиях представлен в качестве одной из категорий здорового образа жизни (М.Я. Виленский, Д.Н. Давиденко, В.В Колбанов, Г.М. Соловьев, Л.В. Ярчиковская и др.).

В многолетних исследованиях здорового образа жизни ученые Г.А. Гилев, С.И. Изаак, Ю.П. Кобяков, М. Романцов, Л. Михайлов большое внимание уделяют двигательной активности молодежи.

Так, например, в иерархической структуре двигательной активности студентов Ю.П. Кобяков выделяет четыре самостоятельных уровня, которые отличаются характером двигательных режимов:

1 уровень - низкий, студенты, освобожденные от занятий физической культурой по состоянию здоровья;

2 уровень - повседневная деятельность и занятия физической культурой;

3 уровень - самостоятельные занятий физическими упражнениями, а также занятия в спортивных секциях, участие в физкультурных мероприятиях выходного дня;

4 уровень - активные участники здорового образа

жизни [4]._

По нашему мнению, в системе физического воспитания можно выделить понятие «физкультурно-оздоровительный стиль жизни» - это способ самовыражения индивидуальности человека в жизнедеятельности средствами физической культуры и массового спорта, направленный на укрепление здоровья, восстановление и поддержание работоспособности, физическое и духовное самосовершенствование, организацию культурного досуга.

При определении содержания понятия физкультурно-оздоровительный стиль жизни мы опирались на современные научные подходы ряда авторов: Б.Г. Ананьев, Г.Л. Апанасенко, В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, В.Н. Курысь, С.Л. Рубинштейн, В.А. Ядов и др.

Эффективность формирования, укрепления и развития здоровья студентов вуза, воспитание у них культуры здоровья в образовательном процессе требует выявления структуры физкультурно-оздоровительного стиля жизни студента, определения составляющих ее компонентов и показателей сформированности.

Обобщая работы исследователей по данной проблеме [5,6,7,8], нами была разработана авторская модель формирования физкультурно-оздоровительного стиля жизни у студентов в процессе физического воспитания в вузе. Предлагаемая модель отражает структуру рассматриваемого явления, задачи, компоненты, средства, а также показатели сформированности стиля жизни (рис.1).

Технология формирования физкультурно-оздоровительного стиля жизни студента нами рассматривается как открытый творческий процесс, связанный с организацией и содержанием обучения, где студент решает задачи коррекции собственного здоровья и удовлетворения лично-значимых потребностей.

При создании мотивационной среды необходимо учитывать, что каждый студент обладает определённым жизненным опытом, поэтому ему интересно, если его опыт учитывается в приобретении новых знаний; он понимает, как полученные знания могут применяться в его повседневной жизни и профессиональной деятельности.

педагогические науки

Жданов Сергей Иванович СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ...

Проведенный анализ современных педагогических концепций по формированию здорового образа жизни у студентов показал, что ведущими направлениями в решении данной проблемы являются средства физической культуры [9-23], которые стали основой модели формирования физкультурно-оздоровительного стиля жизни.

В качестве основных средств формирования физкультурно-оздоровительного стиля жизни студента были определены элементы базовой и оздоровительной физической культуры, это и разнообразные виды двигательной активности, спортивные мероприятия разного уровня, туристические походы, попутные тренировки, фитнес-программы, индивидуальная физкультурно-ре-креационная деятельность.

Практическая реализация разработанной модели осуществлялась в процессе физического воспитания с помощью проектирования индивидуальных оздоровительных программ. В качестве объекта исследования выступили студенты 1-4 курсов Орского гуманитарно-технологического института (филиал) ОГУ г. Орска.

Студенты проходили обучение по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре и спорту» в рамках учебных занятий, в вариативной части читался теоретический курс «Основы физической культуры и здорового образа студента», а в свободное время студенты применяли разнообразные индивидуальные виды двигательной активности и принимали участие в массовых спортивно-оздоровительных мероприятиях.

Основной целью программ у студентов было достижение изменений на уровне знаний, умений и навыков в общей и физической культуре здоровья. Студенты сами прогнозировали показатели их физического состояния и здоровья, которые в процессе физического воспитания развивались и совершенствовались, позволяя добиваться высоких результатов в профессиональной деятельности. Обучающиеся ставили перед собой цель и задачи, находили способы применения знаний, контролировали и оценивали свои действия. В задачи преподавателя входило формирование внутренних мотивов у студентов, направленных на оздоровительную деятельность, а также методически правильно организовать физкультурные занятия и мероприятия.

При проведении исследования применялись следующие методы:

1.Теоретический анализ

2. Педагогический эксперимент.

3.Психолого-педагогическая диагностика.

4. Самооценка.

Педагогический эксперимент проходил на базе института и за его пределами, начиная с первого курса и заканчивая четвертым (с 2015 по 2018 учебный год). В результате исследования была разработана модель формирования физкультурно-оздоровительного стиля жизни студентов, определились средства, методы, формы организации учебно-воспитательного процесса, создалось программно-содержательное и дидактическое обеспечение, представлены педагогические условия формирования физкультурно-оздоровительного стиля жизни студенческой молодежи.

Для формирования мотивов к занятиям физической культурой студентам предлагались теоретические и практические данные о большом оздоровительном значении двигательной активности [24-26]. Оптимальная физическая нагрузка на физкультурных занятиях помогала поддерживать в течение дня высокую работоспособность, повышала интеллектуальные возможности, облегчала переработку информации и улучшала память. Двигательная активность поддерживала на необходимом уровне функциональное состояние всех органов и систем организма. Регулярные занятия физическими упражнениями способствовали профилактике профессиональных заболеваний, помогали скорректировать индивидуальные особенности организма.

Студентам на практических занятиях по физической

культуре были предложены специальные комплексы физических упражнений оздоровительной и рекреационной направленности, соответствующие индивидуальным возможностям. С целью самоконтроля каждый студент оформил индивидуальную карту физического развития (паспорт здоровья).

Рис. 1 - Модель формирования физкультурно-оздоровительного стиля жизни студенческой молодежи в процессе физического воспитания

С целью апробации разработанной модели по формированию у студентов физкультурно-оздоровительного стиля жизни была проведена комплексная диагностика стиля жизни и показателей физического состояния и здоровья студентов.

Критериями эффективности разработанной модели формирования физкультурно-оздоровительного стиля жизни студентов являются показатели: когнитивного, эмоционально-оценочного и поведенческого компонентов. На основании представленных в литературе положений и рекомендаций [27,28] были отобраны наиболее простые и информативные методы, где оценивались компоненты:

- когнитивный компонент, по показателям сформи-рованности системы знаний о здоровье как человеческой ценности, о факторах, способствующих и препятствующих его сохранению и укреплению; адекватное представление о своем здоровье, о своих возможностях и индивидуальных особенностях;

- эмоционально-оценочный компонент, по показателям дифференцированной самооценки ответственного отношения к своему здоровью, оптимистичные валеоу-становки студента;

- поведенческий компонент, по показателям приверженности к здоровому образу жизни, физкультурно-ре-креационная деятельность, физическое развитие и самосовершенствование.

Уровень сформированности физкультурно-оздоровительного стиля жизни студента определялся с применением аутоаналитического опросника здоровой личности. Определялись также системные знания о ме-

Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 2(27)

41

Zhdanov Sergei Ivanovich

THE STRUCTURE AND CONTENT .

pedagogical sciences

ханизмах, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровье человека на основе здорового стиля жизни по показателям отношения студентов к занятиям физической культурой. Наряду с проведением социологического опроса, были проанализированы показатели сфор-мированности здорового стиля жизни в виде мотивов к деятельности по улучшению физического состояния и здоровья.

Проведенная комплексная диагностика стиля жизни с помощью специальных анкет (В.А. Ананьев) свидетельствует о положительной динамике показателей сформированности здорового стиля жизни. Учитывая положения о том, что физкультурно-оздоровительный стиль жизни во многом определяется ценностными мотивациями и зависит от психоэмоционального состояния студента, в наших исследованиях мы оценивали следующие показатели:

- тест мотивации достижения и избегания неудачи А. Мехрабиана;

- тест самочувствие - активность - настроение;

- тест тревожности Спилбергера - Ханина.

Выводы.

Таким образом, в результате проведенного исследования были:

1) рассмотрены научно-теоретические и практические предпосылки формирования физкультурно-оздоровительного стиля жизни студента, на основе которых разработана модель;

2) разработаны индивидуальные программы, включающие теоретический образовательный блок;

3) составлены специальные комплексы упражнений физкультурно-рекреационной направленности;

Практическая реализация разработанной модели и вовлечение студентов в проектирование индивидуальных оздоровительных программ с применением физкультурных технологий позволила повысить уровень физического состояния и вести физкультурно-оздоровительный стиль жизни. Итоговым результатом педагогического процесса стала готовность студентов к здоровому образу жизни, о чем свидетельствует положительная динамика показателей опытно-экспериментальной работы. Благодаря ведению физкультурно-оздоровительного стиля жизни молодежь будет востребована на современном рынке труда наряду с профессиональной компетентностью.

Таким образом, можно утверждать, что полученные результаты подтвердили, что разработанная модель формирования физкультурно-оздоровительного стиля жизни студента влияет на психофизическое здоровье человека и служит отличным средством активного отдыха.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бароненко, В.А. Здоровье и физическая культура студента /

B.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт. - М.: Альфа-М, 2006. - 352 с.

2. Колбанов, В.В. Валеология: Основные понятия, термины и определения. [Текст]/В.В. Колбанов — СПб.: Деан, 2000. — 256с.

3. Соловьев, Г.М. Культура здорового образа жизни (теория, методика, системы) [Текст]: учебное пособие / Г.М. Соловьев, Н.И. Соловьева — М.: Илекса, 2008. 432с.

4. Кобяков, Ю.П. Проблема унификации понятийного аппарата инновационных оздоровительных технологий [Текст] /Ю.П. Кобяков, А.В. Болотов // Теория и практика физической культуры. № 3. 2015.

C.23-26.

5. Бальсевич, В.К. Стратегия формирования здоровья человека средствами физического воспитания и спорта. [Текст] / В.К. Бальсевич //Материалы второго международного конгресса «Спорт и здоровье». — СПб.: «Олимп - СПб», 2005. С. 21-22.

6. Железнякова, С.И. Ценности культуры здоровья в молодежном сознании. [Текст] / С.И. Железнякова, А.И. Панюков, Т.Ш. Мамедова, И.В. Тарасова // Теория и практика физической культуры. № 9. 2017. С. 99-102.

7. Шатилович, Л.Н. Анализ показателей здоровья студенческой и работающей молодежи [Текст] / Л.Н. Шатилович, В.И. Назмутдинова, Д.С. Речапов // Теория и практика физической культуры. № 12. 2017. С.28-30.

8. Щербакова, О.И. Психологическое здоровье личности и его обеспечение в образовательной среде[Текст] / О.И. Щербакова, А.М. Татаринцева, А.К. Черных, А.В. Ширшов // Теория и практика физической культуры. № 9. 2017. С.59-61.

9. Лейфа, А.В. Взаимосвязь физической активности, здоровья и

качества жизни студенческой молодежи [Текст] / А.В. Лейфа, Ю.Д. Железняк, Ю.М. Перельман // Теория и практика физической культуры. № 11. 2015. С.41-43.

10. Гусев А.Н., Евтин А.Б. Оздоровительные технологии в подготовке студентов специальной медицинской группы //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 47-49.

11. Разуваев С.Г., Бочаров И.П. Изучение отношения к здоровью у студентов технического вуза //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 8 (12). С. 138-143.

12. Меньшикова Т.И., Перепелкина А.В., АбасоваМ.Ю. Мотивация к здоровому образу жизни как компонент социальной компетентности студентов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 165-168.

13. Оплетин, А.А. Формирование физкультурно-спортивной компетенции саморазвития у студентов на занятиях физической культурой. [Текст] /А.А. Оплетин // Теория и практика физической культуры. № 8. 2016. С. 103-106.

14. Богачева Е.А. Педагогический контекст оптимизации качества жизни студентов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 1 (4). С. 24-27.

15. Карева Г.В., Сбитный С.Н. Анализ методических приемов, используемых на занятиях адаптивной физической культурой со студентами, имеющими ограниченные возможности здоровья //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 99-101.

16. Кора Н.А. Роль центра здоровья в формировании культуры здоровья студенческой молодежи // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 2 (13). С. 152-155.

17. Василевская Е.А., Аминов Р.А. Изучение мотивационно-цен-ностного компонента позитивного отношения у учащихся к физкуль-турно-спортивной деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 226-229.

18. Садовников, Е.С. Развитие у молодежи мотивации к физкультурно-оздоровительной деятельности. [Текст] / Е.С.Садовников // Теория и практика физической культуры. № 4. 2017. С. 50-54

19. Сериков, С.Г. Здоровьесберегающая роль физической культуры в образовательном процессе вуза [Текст] / С.Г. Сериков, Г.Н. Сериков // Теория и практика физической культуры. № 5. 2016. С.6-8.

20. Бочаров И.П. Организация процесса формирования ценностного отношения к здоровью у студентов технического вуза // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. Т. 2. № 11 (15). С. 43-48.

21. Стафеева А.В., Григорьева Е.Л., Гусев А.Н. Методика применения оздоровительной ходьбы на занятиях физической культурой в специальной медицинской группе со студентами с хроническими заболеваниями // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 213-215.

22. Тихонова Ю.И., Попова О.В. Формирование готовности студентов к ведению ими здорового образа жизни //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. Т. 1. № 11 (15). С. 112-118.

23. Зайцева Л.В. Совершенствование физической подготовленности студентов: организация спортивно-массовых мероприятий // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 100-103.

24. Черепов, Е.А. Спортизация физического воспитания как системообразующий хронотоп в здоровьеформирующем образовательном пространстве. [Текст] / Е.А. Черепов // Теория и практика физической культуры. № 3. 2016. С. 6-10.

25. Шатилович, Л.Н. Анализ показателей здоровья студенческой и работающей молодежи [Текст] / Л.Н. Шатилович, В.И. Назмутдинова, Д.С. Речапов//Теория и практика физической культуры. № 12. 2017. С.28-30.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Шукшина, Л.В. Психологическое здоровье как основа формирования здорового образа жизни у современной студенческой молодежи вузе [Текст] / Л.В. Шукшина, О.В. Мизонова, Н.Н. Морозова, М.М. Симонова // Теория и практика физической культуры. № 9. 2017. С.56-58.

27. Щербакова, О.И. Психологическое здоровье личности и его обеспечение в образовательной среде[Текст] / О.И. Щербакова, А.М. Татаринцева, А.К. Черных, А.В. Ширшов // Теория и практика физической культуры. № 9. 2017. С.59-61.

28. Ярчиковская, Л.В. Формирование элементов здорового образа жизни у студентов в процессе занятий физической культурой [Текст] / Л.В. Ярчиковская, В.Н. Коваленко, О.В. Миронова, А.В. Токарева, О.Н. Устинова // Теория и практика физической культуры. № 2. 2018. С.85-87.

Статья поступила в редакцию 05.03.2019 Статья принята к публикации 27.05.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.