Научная статья на тему 'Структура и формирование трудовых ресурсов сектора информационных технологий Канады'

Структура и формирование трудовых ресурсов сектора информационных технологий Канады Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
296
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / ИММИГРАЦИЯ / ПОЛОВОЙ И ВОЗРАСТНОЙ СОСТАВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беликов Михаил Юрьевич, Жирма Владимир Валерьевич

Рассматриваются особенности формирования и структура трудовых ресурсов сектора информационно-коммуникационных технологий в хозяйстве Канады на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структура и формирование трудовых ресурсов сектора информационных технологий Канады»

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

УДК 331.1:004(71)

СТРУКТУРА И ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ СЕКТОРА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАНАДЫ

______________________®2012 Беликов М.Ю., Жирма А.В.

_______________Кубанский государственный университет

Рассматриваются особенности формирования и структура трудовых ресурсов сектора информационно-коммуникационных технологий в хозяйстве Канады на современном этапе.

The authors of the article consider the features of formation and structure of manpower resources in the information and communication technology sector in Canada at the modern stage.

Ключевые слова: трудовые ресурсы, иммиграция, половой и

возрастной состав.

Keywords: workforce, immigration, gender and age strength.

Трудовые ресурсы - один из наиболее значимых факторов,

определяющих темпы экономического роста. Потенциал трудовых ресурсов определяется уровнем образования, производственным опытом и нормами культуры поведения. В значительной степени производительный потенциал трудовых ресурсов страны определяется социально-экономической политикой государства, обеспечивающей подготовку квалифицированных специалистов внутри страны и приток интернационально образованных профессионалов. Особое место здесь занимает подготовка квалифицированных кадров. Сказанное в полной мере относится к сектору информационно-ком-муникационных технологий (ИКТ) Канады.

ИКТ-грамотность и научные навыки воспринимаются канадским

правительством как важные факторы экономического роста и развития в XXI веке, и инвестиции в оборудование и подготовку специалистов устойчиво растут [8]. За последние годы произошел существенный сдвиг в отношении использования ИКТ в научном образовании. Школы Канады включили использование ИКТ в образовательные программы. Анализируя данные Программы для Международной оценки студентов (PISA 2006, Programme for International Student Assessment) - исследования, которое оценивает,

насколько 15-летние школьники, оканчивающие формальное школьное

образование, подготовлены к встрече с трудностями современного знания, а также разницу в доступности ИКТ и их использовании, которая существует на уровне школьников (например, социальный и экономический статус, пол, опыт работы с компьютером) и на уровне школы (например, доступность компьютеров и Интернет), можно частично объяснить воздействие, которое ИКТ оказывают на академические успехи. Один из факторов, влияющих на социально-экономический статус - частота доступа к ИКТ и где этот доступ совершается. Студенты, которые не имеют доступа к ИКТ дома, становятся зависимыми от школ и общественных мест для связанной с ИКТ активностью [1] и, следовательно, имеют меньше возможностей для доступа к технологиям. Применительно к исследованию социально-демографических факторов использования ИКТ можно говорить о разрыве между личностями и семьями на разных социально-экономических уровнях в отношении возможностей доступа к ИКТ и использования Интернет [7].

Результаты анализа навыков использования ПО учениками 8 и 11 классов показали положительную связь между такими навыками и достижениями в учебе (например, оценки). В то же время еще более сильная взаимосвязь была обнаружена между применением компьютера дома и компьютерной грамотностью, чем с использованием компьютера в школе. Интересен также тот факт, что доступ к компьютеру дома оказал наибольшее влияние на математическую грамотность [4].

Ранний опыт применения учениками ИКТ может влиять на то, как часто и как уверенно они пользуются компьютерами. Их уровень опыта может быть определен ранним знакомством с компьютерными технологиями дома. Таким образом, недостаток работы за компьютером дома может быть более значимым барьером, чем недостаток доступа к компьютеру в школе, так как использование ИКТ вне школы сильно зависит от отношения школьников к технологиям [3]. Еще более важен факт, как именно студенты используют ИКТ в образовательных цепях, что может иметь отношение к академическим успехам. При большом разнообразии программного обеспечения и Интернет-приложений, доступных школьникам, некоторые могут быть более полезны для образования, тогда как использование других может требовать определенных навыков [8]. Однако высокоуровневые компьютерные задачи (требующие больше компьютерных знаний и навыков), которые потенциально могут быть полезны для научных достижений и предметов, связанных с технологиями, применяются менее часто, чем рутинные компьютерные и Интернет-задачи, и решаются студентами с более значительными затруднениями [4].

Качество высшего и среднего образования в Канаде находится на протяжении ряда лет на высоком уровне. В отличие от других развитых стран, в Канаде нет общегосударственной системы образования: по конституции каждая из десяти провинций и трех территорий имеет собственные образовательные структуры. Такое положение существенно затрудняет курирование и предъявление единых требований к провинциальным образовательным учреждениям. Несмотря на это, Канада занимает лидирующее положение в мире в области медиаобразования и подготовки специалистов сектора информационно-коммуникационных технологий [1].

Зачисление на очные отделения колледжей по специальностям Математика и Компьютерные науки достигло своего пика в первой половине прошлого десятилетия и с тех пор снижалось, следуя за разрывом «интернет-пузыря» (dot.com bubble). Набор выгладит стабилизировавшимся в 2007-2008 гг. (рис. 1). Некоторые колледжи докладывают о небольшом росте зачисления в 2010-2011 гг.

Набор на магистерские программы увеличился во второй половине

предыдущего десятилетия, однако сейчас он выглядит стабильно.

------Университет: Магистратура ..........Колледж -----------Университет: Бакалавриат

Рис. 1. Набор на очные программы по математике и компьютерным

и информационным наукам (1992/1993 - 2008/2009) [10]

На рисунке 2 показано схожее, но менее явное снижение количества студентов, принятых на бакалавриат по специальностям Инженерия программного обеспечения и Компьютерная инженерия. Набор на первую из них вырос на 45% по сравнению с 2005 годом. Однако этот рост также представляет собой компенсацию 26% снижения уровня зачисления на специальность Компьютерная инженерия.

7000 6000 5000

И Компьютерная Инженерия ВИнженерия ПО

Рис. 2. Набор на очные программы по математике и компьютерным и информационным наукам (1992/1993 - 2008/2009) [5]

Иммиграционная составляющая. Интернационально образованные профессионалы составляют примерно 14% всех работников сектора ИКТ в Канаде. Иммиграция ИКТ специалистов достигла максимума в 2005 году, когда 9670 человек иммигрировали в Канаду, обозначив сектор ИКТ как их целевую область работы. На рисунке 3 данные за

2010 год были оценены поданным за период с января по июнь 2010.

I 1

1

гоО° гоот- гоо* 1°°6 г°°а го'0"9

Рис. 3. Число новых иммигрантов, обозначивших свою целевую

сферу

работы как ИКТ (2000-2010)

Трудно оценить, какой процент иммигрировавших профессионалов имеет достаточно высокий уровень владения английским или французским языками, чтобы эффективно интегрироваться с рабочей силой ИКТ, и какая часть из них готова переселиться туда, где предлагается соответствующая им вакансия. Но если половина иммигрантов соответствует этим критериям, то в среднем иммиграция обеспечивает около 30% всех новых сотрудников в секторе ИКТ каждый год. Эта пропорция может быть выше или ниже, в зависимости от региона.

Помимо специалистов, которые приезжают в Канаду на постоянное место жительства, компании также могут нанимать ИКТ-специалистов в рамках программы «Временный иностранный работник» (Temporary Foreign Worker). Также работодатели в Канаде имеют право нанимать людей из-за границы и ускорять процесс получения ими статуса постоянного резидента, если работодатель может подтвердить невозможность найти работника с искомыми навыками в Канаде. По результатам опроса ста работодателей в Канаде, каждый третий из них участвовал в программе «Временный иностранный работник» в прошлом [10].

Половой состав. Женщины составляют примерно 25% рабочей силы сектора ИКТ. За последнее десятилетие это соотношение практически не изменилось [9]. Некоторые компании приняли меры для устранения данного дисбаланса, однако это не повлияло на общие тенденции по стране. По результатам опроса 90 работодателей, 38% из них доложили об увеличении количества женщин, претендующих на вакансии в сфере ИКТ, тогда как 13% говорят об уменьшении числа таких соискателей. Стоит заметить, однако, что по последним данным, число женщин, принятых на работу в первом квартале 2012 года, увеличилось на 12% по сравнению с первым кварталом 2011 [6].

Для всех работодателей главным ограничением в приеме на работу на ИКТ-вакансии большего числа женщин является, в первую очередь, малое количество женщин, которые вообще выходят на рынок труда. За последние десять лет количество женщин, поступающих в университеты на математические и компьютерные специальности, не изменилось. Более того, на уровне магистратуры доля женщин снизилась.

Доля женщин оказывается выше на учебных программах, которые совмещают обучение ИКТ с другими навыками, например, бизнес или медицинские науки. Тем не менее очевидно, что занятость в сфере ИКТ очень сильно смещена в сторону мужчин, а главное, половое распределение

новых абитуриентов повторяет эту тенденцию. Для работодателей, которые ищут дефицитные навыки (в особенности, дефицитные комбинации навыков), крайне важно вкладывать больше ресурсов в расширение поля рабочей силы. Тогда как отдельные компании делают шаги в направлении решения этой проблемы, ее все еще необходимо решать на уровне всего сектора [6].

35,0%

I I | В 1 п ш г й щ г г д

| 1 и

§; 20,0% о 15,0% ^ 10,0% 5,0% Ш — 1

й 1 р 1 ц

1 1

1 ц ц || =

Рис. 4. Приблизительное возрастное распределение трудовых ресурсов ИКТ (2000, 2005 и 2010)

Возрастной состав. Два демографических факта являются главными для рынка труда в ИКТ. Во-первых, рабочая сила сектора ИКТ в среднем моложе рабочей силы в Канаде. В ИКТ около 33% работников в возрасте 45 лет и старше, тогда как для рабочей силы в целом по стране это 39%. Во-вторых, рабочая сила сектора стареет. В течение следующих 10 лет ведомая демографией потребность обновления работников будет более важна, чем она была до сих пор. На рисунке 4 видно, что доля работников в ИКТ в возрасте 55 лет и старше увеличилась с 4% в начале прошлой декады до 10% в 2010 году.

Диаграмма основана на усредненных данных с января по март в 2000, 2005 и 2010 годах. Предполагаемый дефицит специалистов в секторе можно оценить в более чем 100 тыс. чел к 2016 г. [2].

Из 667000 специалистов в секторе ИКТ в 2011 году 20000 были безработными - это самый низкий уровень безработицы начиная с пика финансового кризиса 2008 г. Помимо этого, уровень безработицы в 2011 году, составляющий 3%, был самым низким за три года и упал с 4,2% в 2009 и 3,4% в 2010. Напротив, уровень безработицы в экономике Канады в целом составлял 8,3% в 2009 году и продолжал снижаться до 8,0% в 2010 и 7,5% в

2011 (рис. 5). Следовательно, уровень безработицы в секторе ИКТ снизился на 1,2% за два года, тогда как в Канаде в целом - всего на 0,8%. Это в очередной раз демонстрирует, что сектор ИКТ играл и продолжает играть важную роль в обороте канадской экономики.

ШТрудовыересурсы ^Трудоустройство — >■ Уровень безработицы

Рис. 5. Занятость и безработица в секторе И КТ, 2011 [2]

Таким образом, трудовые ресурсы сектора И КТ продолжают испытывать заметный дисбаланс в многообразии рабочей силы и недостаток молодых специалистов. Тщательный анализ тенденций изменения трудовых ресурсов - важнейшее условие развития сектора И КТ на современном этапе.

Примечания

1. Колесниченко В. Л. Канада - лидер медиаобразования // Перспективные информационные технологии и интеллектуальные системы. 2005. № 4 (24). С. 67-71. 2. 2011 LFS Annual Report // Information and Communications Technology Council. 2011. 17 p. 3. Ainley J., Enger L., Searle D. Students in a digital age: implications of ICT for teaching and learning // International handbook of information technology in primary and secondary education. 2008. P. 63-80. 4. Are students ready for a technology-rich world? What PISA studies tell us // Organisation for Economic Cooperation and Development [OECD], 2006. 139 p. 5. Canadian Engineers for Tomorrow: Trends in Engineering Enrolment and Degrees Awarded 2006-2010 // Canadian Council of Professional Engineers. 2011. 72 p. 6. ICTLabour Force Quarterly Monitor 2012 QM 1 // Information and Communications Technology Council. 2011. 20 p. 7. Looker D., Thiessen V. The digital divide in Canadian schools: Factors affecting student access to and use of information technology // Statistics Canada. 2003. 24 p. 8. Luu K., Freeman J.G. An analysis of the relationship between information and communication technology (ICT) and scientific literacy in Canada and Australia // Computers&Education, 56 (2011). P. 1072-1082. 9. Shortt D., O’Neill K. ICT and Women // Information Technology Association of Canada. December 2009. 14 p. 10. Statistics Canada, CANSIM (Canadian Socio-Economic Information Management System) URL:http://www5.statcan.gc.ca/cansim 11. Zhao L., Lu Y., Huang W., Wang Q. Internet inequality: the relationship between high school students’ Internet use in different locations and their Internet self-efficacy // Computers & Education, 55 (2010). P. 1405-1423.

Статья поступила в редакцию 29.07.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.