Научная статья на тему 'Структура гражданского общества'

Структура гражданского общества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
12047
1685
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / СЕМЬЯ / ИНДИВИД / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ / CIVIL SOCIETY / CIVIC INSTITUTION / FAMILY / INDIVIDUAL / POLITICAL PARTY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Каинов Александр Сергеевич

В статье дается структурный анализ гражданского общества, обозначается проблема понимания юридической природы институтов гражданского общества. Автором приводятся различные основания классификации институтов гражданского общества и раскрываются особенности отдельных его элементов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article gives a structural analysis of civil society and refers to the problem of understanding the legal nature of civic institutions. The author describes different bases of classification of civic institutions and reveals some special features of its particular elements.

Текст научной работы на тему «Структура гражданского общества»

Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

9

СТРУКТУРА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

КАИНОВ Александр Сергеевич

Аннотация. В статье дается структурный анализ гражданского общества, обозначается проблема понимания юридической природы институтов гражданского общества. Автором приводятся различные основания классификации институтов гражданского общества и раскрываются особенности отдельных его элементов.

Annotation. The article gives a structural analysis of civil society and refers to the problem of understanding the legal nature of civic institutions. The author describes different bases of classification of civic institutions and reveals some special features of its particular elements.

Ключевые слова: гражданское общество, институт гражданского общества, семья, индивид, политическая партия.

Keywords: civil society, civic institution, family, individual, political party.

Важнейшим признаком гражданского общества является его структура, включающая разнообразные элементы, тесно взаимодействующие между собой. При этом субъекты гражданского общества образуют систему горизонтальных связей, основанных на принципах компромисса и координации.

Вместе с тем в отношении понимания юридической природы и видов институтов гражданского общества в научной литературе нет единого мнения. На страницах печати встречается точка зрения, согласно которой институты гражданского общества предопределены основами общественного и конституционного строя, призваны выражать мнение и интересы граждан и их объединений1. С приведенной позицией можно согласиться, поскольку свободу действий в выражении своих интересов и потребностей, активность в выборе поступков предоставляют нормы и принципы Конституции РФ. Так, Основной Закон страны закрепляет принципы народовластия и приоритета прав и свобод человека и гражданина, признает права и свободы человека и гражданина непосредственно действующими и определяющими смысл и содержание нормативных правовых актов, правоприменительной деятельности и пр. Помимо указанного свойства, институты гражданского общества обладают качествами самоорганизации и самоуправляемости, самодеятельности и самоответственности1 2.

1 См.: Тихомиров Ю.А. Гражданское общество в фокусе права // Журнал российского права. 2013. № 10. С. 38.

2 Там же. С. 39.

С учетом отмеченного обстоятельства ученые предлагают выделять следующие институты гражданского общества: 1) местное самоуправление; 2) объединения на основе членства; 3) ситуационные институты гражданской инициативы; 4) институты непосредственного принятия решений; 5) ассоциации; 6) средства массовой информации (далее -СМИ); 7) публичные мероприятия (например, митинги, демонстрации и др.); 8) фонды, центры, советы по вопросам гражданского общества; 9) смешанные институты (общественные палаты); 10) семья.

Если брать за основу сферу и специфику осуществляемой институтом гражданского общества деятельности, то можно выделить три вида: 1) институты гражданского общества в сфере оказания квалифицированной юридической помощи; 2) институты гражданского общества в политической сфере; 3) институты в иных сферах (социальной, экономической, культурной)3. При этом отдельную категорию образуют государственные организации, содействующие формированию и развитию гражданского общества (Общественная палата РФ, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и др.)4.

Не вдаваясь в дискуссию по поводу оснований классификации институтов гражданского общества, можно лишь отметить, что, не-

3 См.: Грудцына Л.Ю. Государство и гражданское общество / под ред. С.М. Петрова. М., 2010. С. 95-99.

4 См.: Защита прав человека в условиях становления гражданского общества в России / А.С. Автономов [и др.]. М., 2009. С. 51-79.

10

Юридическая наука. 2015. № 4

смотря на разносторонность представлений о структурных элементах гражданского общества в научном сообществе, ученые сходятся в одном - в реальной многосубьектности исследуемого явления5.

Традиционно в систему гражданского общества включаются такие негосударственные субъекты, как политические (политические партии, движения) и экономические (объединения предпринимателей, корпорации) общности, органы местного самоуправления, религиозные образования, негосударственные социально-культурные учреждения, СМИ, семья6, а также граждане7. Однако по поводу последнего субъекта на страницах печати ведется широкая дискуссия.

С одной стороны, абсолютно любой человек, независимо от того, идентифицирует ли он себя с гражданским обществом или дистанцируется от него, является членом гражданского общества. С другой стороны, невозможно жить в обществе в целом и гражданском в частности и быть полностью свободным от него. Как бы то ни было член гражданского общества является субъектом политики, гражданином, а значит, политический человек не может не быть членом гражданского общества8. При этом следует подчеркнуть, что если у человека отсутствует политико-правовая связь с государством (гражданство, подданство), то это не означает, что он является исключительно членом гражданского общества. Государство и гражданское общество находятся в сотрудничестве, взаимодействии, поэтому интересы этих двух феноменов не просто взаимообусловливаются, но и часто совпадают, что делает членов гражданского общества «невольными» участниками политических отношений.

Человек, обладая волей и сознанием, проявляя инициативность и активность, действует в неких рамках и границах, определяемых гражданским обществом в соответствии со сложившимися правилами и требованиями, и здесь

5 См.: Нерсесянц В.С. Общая теория государства и права. М., 1999. С. 285.

6 См.: Граждан В.Д. Гражданское общество как система негосударственного управления // Власть. 2004. № 3. С. 28.

7 См.: Бобылев А.И. Общество, гражданское общество, личность, государство, право. Их взаимодействие на современном этапе // Политика и право. 2001. № 9. С. 72.

8 См.: Грудцына Л.Ю. Гражданское общество, народ

и власть: концептуальное понимание и российская специфика //

Государство и право. 2012. № 6. С. 8-9.

большую роль играют ценности и модели поведения, заложенные в семье. Однако в юридической литературе вызывает много споров отнесение данного института к структурному элементу гражданского общества. Большинство исследователей высказываются за включение семьи в систему рассматриваемого феномена9.

Оппоненты этой точки зрения считают, что семья - это некая общность, основанная на кровнородственных (родственных) отношениях, принципиально отличающихся от межиндивидуальных связей чуждых друг другу членов гражданского общества10. В связи с этим гражданское общество - это общество не родственников, а равноправных автономных субъектов, и в этом заключается принципиальная разница гражданского общества от государства и семьи.

Между тем, на наш взгляд, семья выступает в качестве такого социального института, где человек с малых лет начинает приобщаться к взрослой жизни, где происходит его первичная социализация согласно устоявшимся в семье представлениям о добре и зле, справедливости, равенстве, долге, чести и т.д. Именно в семье закладываются модели поведения личности, определяются пределы свободы действий и решений, формируется образ жизни, который в дальнейшем будет взят за основу. Следовательно, семью можно рассматривать в качестве института гражданского общества. По справедливому замечанию С.Л. Франка, «семья есть основная неустранимая ячейка, из которой складывается общество и в которой сохраняется и передается из поколения в поколение внутренне духовно-культурное единство исторической жизни»11. В пользу сделанного вывода можно привести также следующий аргумент: семья является той сферой отношений, где человек приобретает навыки в плане проявления активности и инициативности, необходимые для успешного существования и развития гражданского общества.

Стремление человека удовлетворить свои эгоистические интересы предопределяет необходимость иметь те или иные средства: мате-

9 См.: Матузов Н.И. Гражданское общество: сущность и основные принципы // Правоведение. 1995. № 3. С. 90.

10 См.: Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства : учеб. для юрид. вузов и фак. М., 2001. С. 285.

11 Франк С.Л. Духовные основы общества. Введение в социальную психологию. М., 1992. С. 59.

Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

11

риальные и нематериальные. Поэтому еще одним структурным элементом гражданского общества являются рыночные отношения, собственность и т.д. В связи с этим можно только солидаризоваться с мнением Н.И. Матузова: «Гражданское общество оправдывает свое название не тем, что состоит из граждан, а тем, что создает надлежащие условия для них. Нищая, голодная, отсталая страна с неразвитой экономикой не может иметь статуса гражданского общества»12.

Именно в условиях рыночных отношений, для которых характерны частная собственность, конкуренция, частное предпринимательство, прибыль и так далее, возможно существование гражданского общества. Здесь любой и каждый вправе быть собственником не изъятых из гражданского оборота вещей, иметь определенную долю в собственности. Как заметил В.С. Нерсесянц, прогресс правовой свободы сопровождается дополнением частной собственности собственностью, в которой каждый гражданин имеет равную долю13. Только экономически состоятельный человек может осознать и реализовать права и свободы, выступить в защиту своих прав и свобод, повлиять на политические процессы, происходящие в стране и мире и т. д.14. В связи с этим в развитом гражданском обществе функционирует довольно большое количество промышленных, финансовых, торговых и иных организаций коммерческого характера.

Вместе с тем частная собственность - не единственный вариант, где индивиды могут удовлетворить свои потребности. В этой связи можно сделать вывод о том, что экономическая свобода является важным показателем развития гражданского общества, но не единственным. Рано или поздно экономическая свобода сменяется политической свободой15. В политической сфере гражданского общества действуют многообразные институты гражданского общества.

Наиболее значимым элементом гражданского общества являются общественные объе-

12 Матузов Н.И. Гражданское общество: сущность и основные принципы. С. 88.

13 См.: Нерсесянц В.С. Философия права. М., 2009. С. 336352.

14 См.: Грудцына Л.Ю. Государство и гражданское общество. С. 82.

15 См.: Орлова О.В. Право и самореализация личности в

гражданском обществе. М., 2007. С. 40-41.

динения различных направлений: правозащитные, экологические, женские, молодежные, культурные и т. д.16 Их ценность заключается в том, что благодаря названным объединениям удовлетворяются различные интересы и потребности человека. Именно через данный институт гражданского общества происходит самореализация личности, формируются определенные стандарты поведения человека в обществе. Иными словами, в процессе реализации социально-культурных и иных прав происходит духовное развитие личности, активизация людей в определенных сферах жизнедеятельности, тем самым формируется и гражданское общество.

Особо следует выделить таких субъектов гражданского общества, как политические партии и движения. Однако не все политические организации входят в систему гражданского общества. Политическая партия, получившая государственную власть и осуществляющая ее, становится частью государства. Поэтому критериям института гражданского общества отвечают только те политические партии, которые не находятся у государственной власти. В этой связи можно не согласиться с позицией Конституционного Суда РФ, относящего к гражданскому обществу абсолютно все политические партии в силу добровольности их формирования, тесной связи с организацией и функционированием публичной (политической) власти17.

В последнее время одним из самых активных участников гражданского общества становится церковь. Между тем следует подчеркнуть, что церковь служит интересам гражданского общества в светских государствах, где действует свобода религии, где человек вправе выбирать и исповедовать любую религию либо быть атеистом. Разнообразные религиозные объединения (приходы и общины, воскресные школы и гимназии, братства и фонды при храмах) вливаются в структуру гражданского общества, оказывая значительное воздействие на формирование общественного мнения, устрем-

16 См.: Защита прав человека в условиях становления гражданского общества в России. С. 8-38.

17 См.: Постановление Конституционного Суда РФ

от 1 февраля 2005 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 3 и пункта 6 статьи 47 Федерального закона “О политических партиях” в связи с жалобой общественно-политической организации “Балтийская республиканская партия”» // СЗ РФ. 2005. № 6. Ст. 491.

12

Юридическая наука. 2015. № 4

ленность людей к духовным ценностям и идеалам, объединение социальных интересов верующих. При этом религиозные общества выполняют функцию социального контроля, поскольку ориентируют членов гражданского общества руководствоваться в своих поступках общепринятыми гуманитарными требованиями.

К институтам гражданского общества могут быть отнесены адвокатура и нотариат (а именно частные нотариусы), поскольку они представляют собой негосударственные, добровольные, профессиональные объединения, основанные на принципах самоуправления для оказания квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам, для защиты их прав и свобод. Вместе с тем названные структуры служат и интересам государства, поскольку способствуют предупреждению споров, облегчают их рассмотрение в суде и т. д.

В качестве следующего структурного элемента гражданского общества выступает местное самоуправление. Данный институт представляет собой «право и действительную способность местных сообществ контролировать и управлять в рамках закона под свою ответственность и на благо населения значительной частью общественных дел»18. Следовательно, функционирование названного института напрямую зависит от инициативности и самодеятельности индивидов. Особенность института местного самоуправления заключается в том, что, несмотря на тесную взаимосвязь с государством ввиду исполнения некоторых государственных функций и полномочий, он обладает автономностью и независимостью от государственных структур19. Местное самоуправление, представляя в целом публичную власть, является неким связующим звеном между гражданским обществом и государством и в то же время выступает в качестве специфического фактора развития этих двух явлений. Так, для местного самоуправления характерна самоорганизация активных граждан и самоуправляемость социально-экономическими процессами в кон-

18 Европейская хартия местного самоуправления. Совет Европы // Вестник Министерства иностранных дел СССР. 1990. № 19 (77).

19 См.: Точиев И.Б. Гражданское общество и муниципальное управление // Правовое поле современной экономики. 2013. № 9. С. 42.

кретном районе, городе, деревне. Благодаря этим свойствам человек учится рассчитывать исключительно на свои силы. С другой стороны, посредством института местного самоуправления государство имеет возможность проконтролировать функционирование гражданского общества и даже в особых случаях управлять им.

Развитие местного управления является одним из приоритетных направлений модернизации современного российского общества, ибо без качественного функционирования данного института невозможно развитие институтов демократии. Как отметил В.В. Путин, местное самоуправление можно рассматривать как самую настоящую школу для начинающих политиков, которые только-только начинают

постигать искусство управления на низовом

20

уровне .

В настоящее время практически ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что СМИ являются неотъемлемой частью гражданского общества. Однако в юридической литературе нередко встречается уточнение, что правильнее включать в структуру гражданского общества только негосударственные СМИ. Независимость от государства дает возможность СМИ объективно освещать происходящие в стране и мире процессы, осуществлять контроль за действиями государственной власти, обеспечивать «информационную прозрачность», открытость общества, формировать общественное мнение, способствовать достижению компромисса и согласия при принятии важных решений. Вместе с тем некоторые исследователи гражданского общества предлагают в структуру гражданского общества включать такие СМИ, учредителями которых выступают совместно с независимыми структурами органы государственной власти, или СМИ, где контрольный пакет находится у государства. Примером может быть телекомпания НТВ20 21. На наш взгляд, вряд ли это будет правильным решением, ибо происходит размывание статуса независимого от государства СМИ. В этой связи представляется целесообразным относить подобные СМИ к институтам, содействующим развитию гражданского общества.

20 См.: Путин В.В. Демократия и качество государства // Коммерсантъ. 2012. № 2/П/4805. 6 февр.

21 См.: Защита прав человека в условиях становления гражданского общества в России. С. 45.

Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

13

Помимо перечисленных институтов, структуру гражданского общества образуют такие элементы, как самозащита, обращения граждан и организаций в компетентные органы, различные формы общественной активности членов гражданского общества (митинги, демонстрации, забастовки и т. д.) и пр.

Подводя итог сказанному, следует еще раз подчеркнуть, что гражданское общество пред-

ставляет собой сложное структурированное общество, состоящее из многообразных объединений, добровольно сформировавшихся для удовлетворения своих интересов и потребностей. Что же касается государства, то его также можно рассматривать в качестве структурного элемента гражданского общества, но с одной оговоркой: данный субъект не является основным участником.

Библиографический список

1. Постановление Конституционного Суда РФ от 1 февраля 2005 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 3 и пункта 6 статьи 47 Федерального закона “О политических партиях” в связи с жалобой общественно-политической организации “Балтийская республиканская партия”» // СЗ РФ. - 2005. - № 6. - Ст. 491.

2. Бобылев, А.И. Общество, гражданское общество, личность, государство, право. Их взаимодействие на современном этапе // Политика и право. - 2001. - № 9.

3. Граждан, В.Д. Гражданское общество как система негосударственного управления // Власть. - 2004. - № 3.

4. Грудцына, Л.Ю. Государство и гражданское общество / под ред. С.М. Петрова. - М., 2010.

5. Грудцына, Л.Ю. Гражданское общество, народ и власть: концептуальное понимание и российская специфика // Государство и право. - 2012. - № 6.

6. Защита прав человека в условиях становления гражданского общества в России / А.С. Автономов [и др.]. - М., 2009.

7. Матузов, Н.И. Гражданское общество: сущность и основные принципы // Правоведение. -1995. - № 3.

8. Нерсесянц, В.С. Общая теория права и государства : учеб. для юрид. вузов и фак. - М., 2001.

9. Нерсесянц, В.С. Философия права. - М., 2009.

10. Орлова, О.В. Право и самореализация личности в гражданском обществе. - М., 2007.

11. Путин, В.В. Демократия и качество государства // Коммерсантъ. - 2012. - № 2/П/4805. -6 февр.

12. Тихомиров, Ю.А. Гражданское общество в фокусе права // Журнал российского права. -2013. - № 10.

13. Точиев, И.Б. Гражданское общество и муниципальное управление // Правовое поле современной экономики. - 2013. - № 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.