Научная статья на тему 'Структура глобальной энергетической безопасности в современном мире'

Структура глобальной энергетической безопасности в современном мире Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
503
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО / ПОЛИТОЛОГИЯ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИКА / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГЛОБАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ МИРОВОЙ РЫНОК

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кравченко Артур Георгиевич

Организация глобальной энергетической безопасности является крайне сложной, многомерной проблемой, требующей системного подхода в исследовании. Сложность системы энергетической безопасности определила многочисленные организационные формы, в которых она осуществляется на различных уровнях. В статье рассматривается структура глобальной энергетической безопасности в современном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структура глобальной энергетической безопасности в современном мире»

Итак, в последнее время в рамках административной реформы высшие должностные лица нашего государства (в частности в рамках борьбы с коррупцией, которая воцарилась во все сферах государственного управления) призывают граждан активно принимать участие в осуществлении общественного контроля как элемента управления государством. Однако призывы к активной гражданской позиции, реализации гражданского долга поднимая энтузиазм в обществе (повышающие его роль в механизме государственного управления), тут же разбиваю его в пропасти нормативных актов закрепляющих возможность реализации общественного контроля. В этой связи, возникают вопросы: кто, когда и как имеет право осуществлять общественный контроль? В чем заключается механизм реализации общественного контроля? Каковы его последствия?

Анализируя законодательство Российской Федерации можно констатировать, что специального нормативного акта регламентирующего сущность общественного контроля нет. Идеи общественного контроля витают в различных законах РФ и подзаконных актах, тем не менее, ни один из них не дает даже определения общественного контроля. Очевидно, в России сложилась система косвенного правового регулирования определяющая его сферы. В этой связи только лишь проанализировав его результативность в этих сферах можно сделать вывод о том, является ли общественный контроль в России мифом или остается реальностью. Итак, к видам общественного контроля относятся: экологический контроль, финансовый, экономический общественный контроль, политический общественный контроль и.т.д.

Современные управленческие методы базируются на информационной открытости государственных органов и активном вовлечение широкой общественности в процесс принятия и реализации решений. Поэтому участие граждан в государственном управлении обоснованно рассматривается в качестве одной из форм контроля общества за деятельностью исполнительной власти. Общественный контроль за деятельностью государственных органов должен стать необходимым, нейтральным звеном, при помощи которого происходит не только простое наблюдение за деятельностью государственных органов, но в первую очередь охрана и защита прав и свобод человека.

А.Г. Кравченко

СТРУКТУРА ГЛОБАЛЬНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ*

Организация глобальной энергетической безопасности в современном мире является крайне сложной, многомерной проблемой требующей системного подхода в исследовании. Сложность системы энергетической безопасности определила многочисленные организационные формы, в которых она осуществляется на различных уровнях. Сегодня современную политику глобальной энергетической безопасности осуществляют международные государственные и негосударственные организации: корпоративное объединения ОПЕК (объединения поставщиков нефти), МЭА (объединения промышленно развитых стран), НАТО (военный альянс, взявший на себя функции по обеспечению энергетической безопасности стран участниц); региональные объединения государств НАФТА (северная Америка), МЕРКОСУР (Латинская Америка), АСЕАН (Юго-Восточная Азия), АТЭС (тихоокеанский регион); на уровне субрегионального стратегического сотрудничества в области энергетики это ГУАМ (страны, обеспечивающие энергоинтересы ЕС и США), ШОС (оппозиционные западному миру объединение государств), Международные межправительственная организации ООН и ее подразделение МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии), Международные неправительственные организации, такие как МИРЭС (Мировой энергетический совет) и д.р.

Исторически проблема глобальной энергетической безопасности началось с создание ОПЕК. В 1960 году снижение мировых цен нефти стимулировала главные страны экспортеры -Саудовскую Аравию, Венесуэлу, Кувейт, Ирак и Иран объединиться в нефтяной картель, полу-

*Статья подготовлена и издана при финансовой поддержки Гранта ГОУВПО «ТГПИ». Приказ № 54 от 14.04.2009 г.

чивший название Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК). Целью новой международной организации стало продвижение ценовой политики стран-экспортеров. Сегодня ОПЕК занимает лидирующие позиции в определении мировой ценовой политики в секторе первичного рынка энергетических ресурсов. ОПЕК стала первым образцом объединения национальных интересов стран импортеров в противовес гегемонии США и колониальных притязаний на энергетические ресурсы Евросоюза.

Ответом на создание ОПЕК и передела энергетического мирового рынка развитые западно-либеральные страны стало созданное в 1974 году по инициативе госсекретаря США Г. Киссинджера Международное энергетическое агентство (МЭА) является автономным органом в структуре Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Основные цели и задачи МЭА сформулированы в Международной энергетической программе, в Программе долгосрочного сотрудничества, а также в документе «Общие цели», одобренном на встрече министров энергетики стран- членов МЭА 4 июня 1993 года. К ним относятся: 1) совершенствование мировой структуры спроса и предложения в области энергетики путем содействия разработке альтернативных источников энергии и повышения эффективности ее использования; 2) укрепление и совершенствование системы борьбы с перебоями в снабжении энергией; 3) обработка текущей информации, касающейся состояния международного нефтяного рынка и источников энергии; 4) содействие сочетанию экологической и энергетической политики; 5) рассмотрение энергетических проблем в глобальном контексте через сотрудничество со странами, не входящими в Агентство, и с международными организациями.

Отсюда началась активная международная политика определившая многочисленные международные энергетические и энерго-экономические альянсы.

МЕРКОСУР, крупнейшее объединение латиноамериканских стран, стремится к интеграции в энергетической сфере. Растет число реализованных проектов межнациональных линий электропередачи, ГЭС и газопроводов. Постепенно приводится к единому образцу законодательство, регламентирующее деятельность компаний в энергетическом секторе. Сейчас страны МЕРКОСУР стоят перед необходимостью разработки и принятия общего оперативного соглашения, регулирующего импорт-экспорт природного газа в пределах блока (в сфере электроэнергии подобное соглашение уже есть), и выработки механизма распределения достигнутой выгоды от реализации межнациональных проектов в области энергетики1. Экономический альянс МЕРКОСУР в целях выполнения своей основной задачи, стимулирования развития экономических систем стран участниц, рассматривает так же и энергетические интересы входящих в альянс государств. Так, в 2008 году был проведен саммит МЕРКОСУР в ходе которого участники обсуждали такие проблемы, как рост цен на продукты питания и энергоресурсы в мире2. Таким образом, несмотря на то, что энергетическая составляющая МЕРКОСУР не является основной, она неизбежно затрагивает интересы экономического альянса, формируя потребность в правовом и политическом обеспечении своих энергетических интересов на мировых рынках потребления и сбыта углеводородов.

Следующей региональной структурой является АСЕАН Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (англ. Association of SouthEast Asian Nations) - политическая, экономическая и культурная региональная межправительственная организация стран, расположенных в Юго-Восточной Азии. АСЕАН была образована 9 августа 1967 г. в Бангкоке вместе с подписанием «Декларации АСЕАН», более известной как «Бангкокская декларация». Договорное оформление АСЕАН произошло лишь в 1976 году в подписанных на острове Бали Договоре о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларации согласия АСЕАН.

Высшим органом АСЕАН является саммит лидеров (глав государств и правительств) стран-членов, который, начиная с 2001 г., проходит ежегодно.

В качестве уставных целей Бангкокской декларацией об учреждении АСЕАН были определены содействие развитию социально-экономического и культурного сотрудничества стран-членов, упрочению мира и стабильности в Юго-Восточной Азии (ЮВА). Задача превращения

1 Швец Е.А. Страны Меркосур: природные ресурсы - энергетика - интеграция // География, 2003. 1 сент. № 14.

2 http://www.rian.ru/world/20080702/! 12759346.html

АСЕАН в один из мировых политических и экономических центров многополюсного мира стимулировала эту региональную группировку стран активно решать ряд чрезвычайно важных задач. К ним относятся, в том числе и вопросы энергетической безопасности.

Идея торгово-политического объединения США, Канады и Мексики стала воплощаться в 70-е годы. Первоначально речь шла об оформлении энергетического союза. Подобная идея была поддержана в 80-е президентами Р. Рейганом и Дж. Бушем. В сентябре 1988 после было подписано американо-канадское соглашение о свободной торговле (CUSFTA), согласно которому в течение десяти лет США и Канада должны были сформировать зону свободной торговли. Дальнейшее развитие НАФТА стимулировали интеграционные процессы в Европе и в 1994 году соглашение о создании Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА) вступило в силу, подтвердив Соглашение о свободной торговле между США и Канадой (CUSFTA) 1988 года.

Согласно положениям главы второй Североамериканского соглашения о свободной торговле страны участницы придерживаются принципов соблюдения своих Конституций, свободны либерализованных экономических рынков, поддержки конкурентоспособности интернационального энергетического и нефтехимического сектора. Соглашения устанавливает правила ограничения экспорта и импорта энергии, экспортных налогов1.

Еще одной структурной единицей системы глобальной энергетической безопасности является Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) образовано в 1989 в Канберре по инициативе премьер-министров Австралии и Новой Зеландии. АТЭС создано как свободный консультативный форум без жесткой организационной структуры или крупного бюрократического аппарата. В АТЭС входит 19 стран Азиатско-Тихоокеанского региона и две территории - Гонконг и Тайвань, поэтому официально его участники называются не странами-членами АТЭС, а экономиками АТЭС.

Главные цели организации - обеспечение режима свободной открытой торговли и укрепление регионального сотрудничества. В 1994 в качестве стратегической цели объявлено создание к 2020 в АТР системы свободной и открытой торговли и либерального инвестиционного режима. Наиболее развитые страны должны осуществить либерализацию к 2010. Каждая страна самостоятельно определяет свой статус и сроки введения новых режимов на основе индивидуальных планов действий. В рамках АТЭС реализуются проекты энергетического сотрудничества и торговли энергоресурсами.

Одним из наиболее политически деятельных организаций составляющих глобальную систему энергетической безопасности является Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). Оно стало ведущим мировым международным правительственным форумом научно -технического сотрудничества в области мирного использования ядерной технологии. МАГАТЭ созданное в рамках Организации Объединенных Наций в 1957 году получило статус автономной организации. Членами данной организации являются 130 государств. Целями данной организации определено: содействие развитию атомной энергетики и практическому применению атомной энергии в мирных целях; содействие реализации политики разоружения во всем мире; обеспечение гарантии того, чтобы ядерные материалы и оборудование, предназначенные для мирного использования, не применялись в военных целях; осуществление системы контроля над нераспространением ядерного оружия; оказание содействия в проведении научно-исследовательских работ в области ядерной энергетики и практического использования атомной энергии в мирных целях; предоставление информации по всем аспектам ядерной науки и технологии2.

Важнейшее направление деятельности МАГАТЭ - обеспечение нераспространения ядерного оружия. В 1968 году 102 страны подписали договор о нераспространении ядерного оружия. По Договору о нераспространении ядерного оружия на МАГАТЭ возложена проверка выполнения обязательств его участников.

1 http://www.nafta-sec-alena.org/DefaultSite/index_e.aspx?DetailГО=124

2 http://www.un.org/russian/ga/iaea/

МАГАТЭ на равнее с контрольными функциями по несаспространению ядерного оружия выступает легитимным источником значительного политическое давление на страны пытающиеся развивать свою ядерную энергетику под предлогом несанкционированного мировым сообществом обогащения урана1.

Мировой Энергетический Совет (МИРЭС) является международной неправительственной некоммерческой организацией и объединяет представителей из 97 стран мира. МИРЭС учрежден в 1924 году в Лондоне, где располагается Центральный секретариат Совета. Россия является соучредителем и официально признанным членом МИРЭС. МИРЭС - крупнейшая международная организация, цель которой - оценка мировых запасов носителей энергии, надежного энергоснабжения, анализа топливно-энергетического баланса и энергетического обеспечения устойчивого экономического развития в мире. Одна из наиболее важных задач МИРЭС - развитие и укрепление профессиональных деловых связей и контактов между руководителями и специалистами энергетики всех стран мира.

Начав как международная организация профессиональных электроэнергетиков и поставив своей задачей изучение наиболее эффективных путей преобразования имеющихся энергетических ресурсов с целью максимального получения полезной энергии для использования человеком и обществом, МИРЭС во второй половине ХХ века превратилась в крупнейшую международную организацию, охватывающую все виды энергии и энергоресурсов, - нефть, газ, уголь, электроэнергию, возобновляемые источники энергии, технологии их преобразования и все проблемы социально-экономического развития и экологии так или иначе связанные с энергетикой2.

Актуализация проблемы политического контроля мирового распределения энергетических ресурсов стимулировало даже наделения энергетическими целями военно-политические альянсы. Так, НАТО создавалось как военный альянс и противовес военной мощи СССР и союзных ему государств, сегодня же его значения утрачено, и объективные основания единения отсутствуют. Однако позиция США, Великобритании, Израиля и ряда иных проамериканских государств заключается сегодня не в пропагандируемой ЕС идеи свободных либерализованных энергетических рынков и экономической конкуренции, а основывается на стратегии политической, экономической, информационной, криминальной, военной экспансии и подавления государств-экспортеров и транзитеров углеводородов, а также урана. Более того, сегодня все активней озвучивается идея ограниченной демократии, позволяющей данным государствам легитимировать и легализовывать упомянутые методы обеспечения своих национальных интересов3. Сегодня НАТО пытаются наделить полномочиями энергетического жандарма, в связи с чем в политике и науке появился термин «Энергетическое НАТО».

Другой перспективой мировой организационной структуры является газовая ОПЕК, идею которой сегодня реализуется Россией как крупнейшим мировым поставщиком газа4.

Как видно из целевого назначения большинства международных организаций, их основной функцией является продвижение экономических и политических интересов стран участниц. Возникающие по этому поводу объединения государств постепенно выкристаллизовывает систему обеспечивающую соблюдению экономико-энергетического баланса во всем мире. Очевидным в этой связи является то, что ни вооруженные силы, ни дипломатические ухищрения не обеспечат ни одному государству явных преимуществ по контролю за энергоресурсами. В тоже время соблюдения балансов интересов всех стран участниц мировых энергетических рынков создает серьезную и реальную основу для обеспечение глобальной энергетической безопасности, под которой понимается стабильность торговли энергоресурсами, рациональное их использование и обеспечение рыночного доступа к ним всем государствам.

1 Например см.: Солопова Т. Наследство аль-Барадеи // Российская газета, 2009. N° 5051 (227). 30 нояб.

2 http://www.rao-ees.ru/ru/info/about/international/show.cgi7inter_org.htm

3 Например см.: Джонатан Адири Агрессивная энергетическая политика России не сулит Израилю ничего хорошего // The

Jerusalem Post, 2007. 27 июня.

4 Россия провоцирует «газовый ОПЕК» // http://www.gazeta.ru/2007/04/09/oa_236185.shtml

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.