ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012
УДК 37.037.1+796/799
СТРУКТУРА, ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ
© А. А. ПАШИН*, С. Ю. БАРИНОВ**, В. И. СТОЛЯРОВ***
*Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского, **Московский государственный институт международных отношений,
***Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма
e-mail: [email protected]
Пашин А. А., Баринов С. Ю., Столяров В. И. - Структура, формы проявления и воспитания спортивной культуры учащейся молодёжи // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 933-937. - В статье рассматривается структура спортивной культуры личности студентов и школьников, формы её проявления и воспитания.
Ключевые слова: структура спортивной культуры личности, олимпийская культура, спартанская культура.
Parshin A. A., Bariniv S. Y., Stolyarov V. I. - Structure, manifestation forms and development of students’ sports culture // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 933-937. - The article considers the structure of school and university students’ sports culture, forms of its manifestation and development.
Keywords: structure of sports culture of the personality, Olympic culture, Spartan culture.
В настоящее время все более широко признается положение о том, что если центральная задача физического воспитания - формирование физической культуры личности, то спортивного воспитания - формирование спортивной культуры личности [1, 2, 3, 5, 7].
Для эффективной организации этой педагогической деятельности применительно необходим теоретический анализ комплекса сложных связанных с ней проблем: что такое спортивная культура, в каких формах она может выступать, каким образом происходит процесс формирования данной культуры, место воспитания в этом процессе, структура этой педагогической деятельности и др.
В данной статье ставится задача уточнить структуру процесса формирования у школьников и студентов спортивной культуры личности.
Под спортивной культурой личности авторы понимают позитивное ценностное отношение индивида к спорту, социальную деятельность и ее результаты по усвоению, сохранению, реализации и развитию тех сторон, функций, компонентов спорта, которые рассматриваются как наиболее важные, значимые, т. е. как ценности. Эти ценности выступают для индивида как социальные идеалы, смыслы, символы, нормы, образцы поведения и т. п., которые регулируют его деятельность и социальные отношения в сфере спорта, определяют их характер и направленность [1, 2, 5, 7].
Структура спортивной культуры личности включает в себя следующие основные компоненты:
1) предрасположенность (диспозицию, установку) по отношению к спорту, его ценностям и нормам, показателями (индикаторами) которой являются:
а) позитивное мнение о спорте в виде соответствующих высказываний, суждений о нем;
б) интерес к спорту, к тем образцам, нормам поведения и ценностям, которые с ним связаны, потребность в занятиях спортом, участии в спортивных соревнованиях, желание готовиться к ним (тренироваться), показывать высокие спортивные результаты и т. п.;
в) положительные чувства, переживания, эмоциональные реакции, связанные с занятиями спортом, участии в спортивных соревнованиях, наблюдении за ними и т. п. (мотивационный компонент спортивной культуры);
2) знания о спорте:
а) исходные знания о том, что такое спорт, которые позволяют выделять его, отличать от других видов деятельности, ориентироваться в мире спорта;
б) знания о методике тренировки, организации спортивных соревнований и т. п., которые позволяют правильно организовать подготовку к соревнованиям и участвовать в них в соответствии с принятыми образцами и нормами поведения;
в) знания о возможностях, заключенных в спортивной деятельности для позитивного воздействия на личность и социальные отношения, о системе связанных с ней ценностей, культурных норм и традиций, на
основе которых осознается и обосновывается позитивное значение этой деятельности, занятий спортом (информационный компонент спортивной культуры);
3) Умения, навыки, качества, способности (физические качества, двигательные умения и навыки, комплекс психических качеств - интеллект, воля, внимание и др.), позволяющие эффективно готовиться к соревнованиям, участвовать в них, показывать высокие результаты, использовать занятия спортом для решения поставленных задач (операциональный компонент спортивной культуры);
4) спортивный образ (стиль) жизни, предусматривающий активные занятия спортом и регулярное участие в спортивных соревнованиях, соблюдение принятых в спорте норм, традиций, образцов поведения (праксиологический компонент - «блок» реального поведения - спортивной культуры).
у конкретного человека возможны различные уровни сформированности спортивной культуры.
Прежде всего они связаны с тем, насколько у него в данной культуре представлены указанные выше ее компоненты. В этом плане возможны:
А) уровень гармоничного развития - наличие у человека всех указанных выше компонентов спортивной культуры - соответствующих знаний, интересов, потребностей, способностей, а также адекватного поведения;
Б) уровень одностороннего развития - наличие у человека лишь некоторых из указанных выше компонентов спортивной культуры при отсутствии других. В этом плане часто встречается, например, такое одностороннее развитие спортивной культуры, при котором в ее структуре отсутствует самый важный ее компонент - блок реального поведения, т. е. положительное отношение к спорту, а, значит, и сама спортивная культура личности, носит ярко выраженный декларативный характер.
Кроме того, возможен и различный уровень сформированности у человека каждого из компонентов спортивной культуры (например, знания могут быть полными, недостаточными, глубокими, поверхностными и т. д.).
Еще два уровня спортивной культуры личности связаны с наличием или отсутствием активности индивида в плане формирования этой культуры у других лиц. Активный уровень предполагает его активность с целью помочь другим людям расширить и углубить знания о спорте, сформировать у них интерес к занятиям спортом и т. д. Пассивный уровень характерен для тех лиц, которые не проявляют такой активности.
Процесс формирования спортивной культуры школьников включает в себя ряд взаимосвязанных элементов и направлений. Первый элемент этого процесса - формирование базиса спортивной культуры личности (базисное спортивное воспитание). Оно играет важную роль в процессе формирования спортивной культуры школьников: призвано воспитать у них такие знания, умения, навыки, убеждения, интересы, потребности, ценностные ориентации, другие качества и способности, которые характеризуют общее
позитивное ценностное отношение к спорту (к тем или иным его видам, разновидностям и т. д.).
Такое отношение школьников к спорту предусматривает:
• разнообразные формы спортивно ориентированной деятельности;
• различные формы (рациональную, мотивационную, эмоциональную, деятельностную) позитивной оценки спорта;
• ее обоснование (осмысление и объяснение);
• результаты деятельности по усвоению, сохранению, реализации и развитию связанных со спортом ценностей - сформированные качества личности и ее образа (стиля) жизни, правила поведения, социальные роли, нормы и образцы социальных отношений и т. п.
Вместе с тем, это не единственная, как чаще всего полагают [3], а всего лишь исходная цель в формировании спортивной культуры школьников, исходное направление этой педагогической деятельности. Ведь в качестве ценностей для школьников могут выступать разные аспекты и функции спортивной деятельности. Она может привлекать школьников тем, что позволяет укреплять и сохранять здоровье, формировать и повышать уровень интеллектуальной, эстетической, нравственной культуры, а также расширять круг общения, активно и увлекательно проводить свой досуг. Вместе с тем школьники могут использовать спорт для того, чтобы проявить свою склонность к агрессии, насилию, доказать превосходство над другими лицами и т. д.
Поэтому спортивная культура школьников может иметь разное содержание, разный характер, разную направленность, различные особенности в зависимости от того, в чем они усматривают ценность спорта, те или иные ее виды, формы, разновидности, чем спортивная деятельность и связанные с ней спортивные соревнования, тренировки и т. д. привлекательны для них
другими словами, возможны различные специфические формы (разновидности) спортивной культуры учащейся молодёжи. В публикациях, посвященных спортивной культуре школьников, на эту ее важную особенность, как правило, не обращается внимание: рассуждения ведутся о спортивной культуре вообще; не выделяются ее разнообразные формы [3].
конкретное содержание, специфическую направленность, особенности той или иной формы спортивной культуры школьников определяют ценности, которые они приписывают спортивной деятельности, т. е. какие ее стороны, компоненты, функции, виды, разновидности и т. д. являются для них наиболее важными, значимыми в этой деятельности, в спортивных соревнованиях и тренировке.
Одна из возможных форм спортивной культуры школьников - спортивно-прагматическая культура. Эту разновидность их спортивной культуры характеризует ее ярко выраженная утилитарная, прагматическая направленность. Имеется в виду, что наиболее важными, значимыми в спорте для школьников являются сугубо утилитарные, технологические, прагматические ценности. к числу таких ценностей спортивной
деятельности, безусловно, относится то, что она ориентирует участников этой деятельности на постоянные достижения, успех. утилитарность спортивной культуры школьников может проявляться также в их ориентации на формирование и совершенствование с помощью занятий спортом не целостного развития личности, а лишь каких-то ее отдельных качеств и способностей (например, воли или других психических способностей, силы или других физических качеств и т. д.) в изолированности от других качеств и способностей.
как отмечено выше, спорт может привлекать студентов и школьников, выступать для них как ценность на основе того, что дает возможность продемонстрировать свое превосходство над другими, проявить свою агрессивность и т. п. В этом случае спортивная культура школьников включает в себя нормы и ценности, не совпадающие с общекультурными ценностями гуманистической ориентации, вследствие чего выступает как спортивная субкультура негуманной или даже антигуманной направленности (негуманная или антигуманная спортивная культура). В научной литературе (как отечественной, так и зарубежной) дана подробная характеристика различных проявлений такой спортивной субкультуры в современном спорте, в том числе школьном.
Значит, формирование у школьников базиса спортивной культуры (базисное спортивное воспитание) должно дополняться другими компонентами и направлениями этой педагогической деятельности. В первую очередь имеется в виду спортивное воспитание школьников, ориентированное на формирование такой направленности их спортивной культуры, которая в наибольшей степени отвечает социальным потребностям общества в современных условиях. Такой разновидностью спортивной культуры школьников является спортивно-гуманистическая культура.
Эту разновидность характеризует ярко выраженная ориентация в спорте на идеи, идеалы и ценности гуманизма.
Спортивно-гуманистическая культура школьников может выступать в двух формах - как олимпийская и как спартианская.
Основу олимпийской культуры школьников составляет их позитивное ценностное отношение к спорту с позиций олимпизма, с точки зрения его идеалов и ценностей - гармоничного развития личности и гуманных отношений к другим людям, нациям, культурам, верованиям.
для олимпийской разновидности спортивногуманистической культуры школьников характерны следующие особенности:
• наличие олимпийской образованности (знаний об истории Олимпийских игр и олимпийском движении, о его целях и задачах, об идеалах и ценностях олимпизма и т. д.);
• позитивная оценка олимпийского спорта и движения, идеалов и ценностей олимпизма, их роли и значения в современном спорте и обществе в целом;
• умение обосновать и объяснить эту оценку;
• стремление (желание) ориентироваться в спортивной деятельности на идеалы и ценности олимпизма, активно участвовать в олимпийском движении, содействовать реализацию его целей;
• знания, качества и способности (умения и навыки), которые позволяют успешно участвовать в олимпийском спорте и движении (в качестве спортсмена, пропагандиста олимпийских идей и т. д.);
• реальная ориентация в спорте и олимпийском движении на идеалы олимпизма, проявляющаяся в качествах гармонично развитой личности, (физическое совершенство, высокие спортивные достижения, поведение на спортивных соревнованиях, соответствующее принципам «честной игры», эстетическая культура) и соответствующем стиле (образе) жизни, характере взаимоотношений с другими людьми;
Спартианская разновидность спортивно-гуманистической культуры школьников предполагает ориентацию этой культуры на те идеалы и ценности, которые впервые были сформулированы в 1990 г. в новом гуманистическом проекте под названием «СПАРТ» («^рАЛ»). Применительно к личности центральное место среди них занимает идеал не только гармонично (что характерно для олимпийского идеала личности), но и разносторонне (всесторонне, универсально) развитой личности, проявляющее свои творческие способности в разных социально значимых видах деятельности [6].
В соответствии с этим спартианская разновидность спортивно-гуманистической культуры школьников имеет следующие особенности:
• знание, понимание и позитивная оценка спар-тианских идеалов и ценностей, их роли и значения в современном обществе, в том числе в сфере спорта, умение обосновать эту оценку;
• знание, понимание и позитивная оценка гуманистического значения спорта, в том числе для реализации спартианских идеалов и ценностей, умение обосновать эту оценку;
• знание тех факторов, от которых зависит это значение спорта;
• знание, понимание и позитивная оценка спар-тианского движения, а также комплекса связанных с ним акций, ориентированных на интеграцию спорта с искусством, умение обосновать эту оценку;
• стремление (желание) ориентироваться в спортивной деятельности спартианские идеалы и ценности, активно участвовать в спартианском движении, содействовать реализацию его целей;
• знания, качества и способности (умения и навыки), которые позволяют успешно участвовать в спорте, в Спартианских играх и других акциях спарти-анского движения (в качестве спортсмена, организатора, пропагандиста спартианских идей и т. д.);
• реальная ориентация в спорте на идеал гармонично и разносторонне (всесторонне) развитой личности, и как результат - сформированные качества и способности такой личности (способность проявлять свои творческие способности не только в спорте, но также в искусстве и других социально значимых видах
деятельности), а также адекватный спартианскому идеалу стиль (образ) жизни, характер взаимоотношений с другими людьми;
Становление спортивной культуры личности происходит в процессе социализации, важным элементом которой является спортивное воспитание, как составная часть общего воспитания. Спортивное воспитание имеет различные формы, модификации в зависимости от того, на какие идеалы и ценности оно ориентируется в своих целях, задачах, средствах, методах, принципах и т. д. В настоящее время все более важное значение приобретает «спортивно-гуманистическое воспитание».
Эта педагогическая деятельность является гуманистической по ряду параметров.
Во-первых, как разновидность гуманистической воспитательной деятельности она строится в соответствии с принципами гуманистической педагогики и психологии.
Во-вторых, спортивно-гуманистическое воспитание имеет своей целью воспитание гуманистического отношения к спорту, гуманистически ориентированной спортивной культуры.
В-третьих, гуманистическая направленность этой воспитательной деятельности проявляется в том, что она призвана, используя спорт, содействовать реализации более широких педагогических целей и задач - гуманистическому воспитанию формированию общей гуманистической культуры личности.
Спортивно-гуманистическое воспитание может выступать в разных формах в зависимости от того, на какие гуманистические идеалы и ценности оно ориентировано, каким образом эти идеалы и ценности интерпретируются, а также какие средства для их реализации в спорте используются. Результатом такого воспитания могут быть две разновидности спортивной культуры.
Олимпийская культура возникает и развивается на основе ценностного отношения к олимпийскому движению, т. е. на основе того, что значимым, ценным для социального субъекта становится это движение и все, что с ним непосредственно связано: спорт и спортивные достижения; Олимпийские игры как «вершина» олимпийского движения (по определению Олимпийской хартии); олимпизм как философия (идеология) этого движения, которая определяет его социальные идеалы, цели и задачи и т. д.
Основными показателями и компонентами олимпийской культуры личности являются связанные с основными ценностями этой культуры:
• знания (информационный «блок»);
• интересы, потребности, ценностные ориентации и т. п. (мотивационный «блок»);
• способности, умения и навыки (операционный «блок»);
• типы, образцы, модели поведения человека и, в более широком плане, стиль (образ) его жизни, система его взаимоотношений с другими людьми («блок» реального поведения).
Возможны различные уровни сформированно-сти каждого из компонентов олимпийской культуры личности и этой культуры в целом.
для приобщения личности к ценностям олимпийской культуры необходима определенная педагогическая деятельность. для обозначения этой педагогической деятельности обычно используют термин «олимпийское образование».
Прежде всего можно выделить три тесно связанных между собой, но все же отдельных (самостоятельных) составляющих олимпийского образования, которые предполагают формирование и совершенствование у детей и молодежи определенной системы:
а) знаний;
б) интересов, потребностей, ценностных ориентации, установок;
в) способностей, умений и навыков.
В плане образовательном эта педагогическая деятельность предполагает формирование и совершенствование следующих знаний:
1) об Олимпийских играх и олимпийском движении, их истории, целях, задачах, об основных идеалах и ценностях олимпизма (в том числе о принципах «Фэйр плэй», идеале гармонично развитого олимпийского атлета и др.);
2) о спорте, его разновидностях, о средствах и методах спортивной подготовки, обеспечивающих высокие достижения в спорте;
3) о гуманистическом, социально-культурном потенциале спорта, о его роли в здоровом образе жизни человека, о его месте в системе средств, обеспечивающих физическую культуру личности, а также о заключенных в нем возможностях для позитивного воздействия на нравственную, эстетическую, коммуникативную, экологическую культуру человека, на его интеллектуальные, творческие и другие способности, о путях реализации этих возможностей;
4) о концепции и основных идеях гуманизма в целом, его идеалах и ценностях, касающихся отношений между людьми и человеческой личности.
В этом плане (с точки зрения мотивации^ в рамках системы олимпийского образования должна решаться группа взаимосвязанных задач, которые предполагают формирование и развитие у детей и молодежи:
- интереса к спорту, потребности в систематических занятиях спортом, стремления показывать как можно более высокие спортивные результаты; такой ориентации на спорт, при которой он привлекателен в первую очередь и главным образом как одно из важных средств формирования физической культуры человека, как элемент здорового образа жизни, а также как сфера проявления эстетики, нравственности, культуры, гуманного отношения людей друг к другу и к природе, проверки физических и психических возможностей человека и т. п.;
- стремления быть участником олимпийского движения, разъяснять и пропагандировать идеи олимпизма, содействовать его развитию.
Важная задача педагогической деятельности в рамках олимпийского движения состоит также в формировании и совершенствовании у детей и молодежи целого комплекса гуманистически ориентированных умений, навыков, способностей:
- умения использовать спорт в сочетании с другими средствами в рамках здорового образа жизни, для формирования физической культуры;
- умения добиваться высоких достижений в спортивных соревнованиях, а вместе с тем таким образом строить свои занятия спортом, чтобы они не наносили вред здоровью, не приводили к одностороннему, уродливому развитию личности;
- привычки всегда вести честную и справедливую борьбу, проявлять мужество и волю в спорте, в спортивных соревнованиях, а также убеждение в том, что только такое поведение является единственно правильным в спорте;
- эстетической способности видеть, чувствовать и правильно понимать красоту и другие эстетические ценности спорта, действовать в спорте «по законам красоты» и отображать его средствами искусства;
- умений и навыков общения с другими спортсменами, с тренерами, судьями, журналистами, зрителями и т. д.;
- умений и навыков такого отношения к природе в ходе занятий спортом, которое соответствует требованиям высокой экологической культуры;
для олимпийского образования как разновидности спортивно-гуманистического воспитания характерны две основные особенности:
- ориентация на идеалы и ценности олимпизма;
- использование для реализации целей и задач этого воспитания «олимпийской» модели организации и проведения спортивных соревнований.
От олимпийского образования как определенной разновидности спортивно-гуманистического воспитания отличается другая его разновидность - спар-тианское воспитание. В основе этого варианта спортивно-гуманистического воспитания лежит положение о том, что путем одной лишь просветительской работы, с помощью одних лишь лозунгов и призывов, а также на основе олимпийской модели организации спортивных соревнований, невозможно решить проблему приобщения подрастающего поколения к гуманистическим идеалам и ценностям. В первую очередь необходимо существенно изменить сам подход к организации спортивных соревнований, к спорту вообще, сделать его более гуманным, гуманистичным, «человечным». Спартианское воспитание как разновидность спортивно-гуманистического воспитания как раз и основано на использовании новой, более гуманной и «мягкой» модели спорта, которая отличается от других моделей, в том числе олимпийской, программой и составом участников соревнований, системой определения победителей и т. д.
две указанных разновидности спортивно-гуманистического воспитания - олимпийская и спартиан-
ская - имеют много общего, особенно если сравнивать их «философию» («идеологию»). для них характерна гуманистическая направленность воспитания, они связаны со спортивными соревнованиями, играми и т. д. Вместе с тем они отличаются друг от друга. В них используются различные модели организации игрового соперничества и по-разному трактуется идеал гармонично развитой личности, на который в качестве культурного образца должна ориентироваться воспитательная деятельность.
Важно подчеркнуть, однако, что олимпийское образование и спартианское воспитание органично дополняют друг друга. Их сходство и различие создают основу для взаимодействия. Формы и методы спар-тианского воспитания (прежде всего Спартианские игры и клубы) могут эффективно использоваться в рамках и в целях олимпийского образования. С другой стороны, олимпийское образование как спортивногуманистическое воспитание содействует реализации целей и задач спартианского воспитания.
для эффективной организации формирования у школьников спортивной культуры важное значение имеет диагностика этой культуры. Эта процедура позволяет определить уровень сформированности у индивида спортивной культуры, ценностного отношения к спорту и его компонентов [4], то есть выявить те недостатки, которые требуют педагогической коррекции, а также уточнить те формы и методы, которые для этого целесообразно использовать и т. д. [2]. Только в этом случае спортивное воспитание будет способствовать формированию общей гуманистической культуры личности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баринов С. Ю. Педагогические основы формирования спортивной культуры личности. М.: Анкил, 2009. 210 с.
2. Баринов С. Ю. Диагностика спортивной культуры личности. М.: Анкил, 2010. 119 с.
3. Лубышева Л. И. Спортивная культура в школе. М.: АНО НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006. 174 с.
4. Пашин А. А. Структурно-динамические и типологические характеристики субъективного отношения к физической культуре и спорту // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. 2010. № 4. С. 161-169.
5. Столяров В. И. Спортивная культура как элемент культуры // Современность как предмет исследования социальных наук: материалы Всерос. науч. конф. М.: МГАФК, 2002. С. 28-33.
6. Столяров В. И. Спартианские инновационные формы и методы воспитания и организации досуга детей и молодежи: пособие для педагогов и организаторов досуга детей и молодежи. М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2008. 231с.
7. Столяров В. И., Баринов С. Ю. Теоретические основы спортивной культуры студентов. М.: Анкил, 2009. 207 с.