Ф.М. Рекешева // Человек в поиске духовности: ориентиры и установки: труды и материалы Всероссийской научно-практической конференции. 15-16 декабря 2005 г. - Астрахань. - С. 128-132.
4. Пименова Е.В. Влияние ценностных ориентаций на профессиональное становление студентов-психологов [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. - 2012. - N 3. - Режим доступа: http://ppip.idnk.ru.
СТРУКТУРА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ВУЗЕ
© Даниленкова В.А.*
Калининградский государственный технический университет, г. Калининград
Структура экологической образовательной среды вуза выступает важнейшим инструментом формирования у студентов экологоориентиро-ванных интересов и способностей, развития экологического сознания субъектов в соответствии с их индивидуальными особенностями.
Ключевые слова: экологическая образовательная среда, социальный предметный, естественнонаучный, технологический компоненты, организационные и управленческие функции.
Осознание ответственности человека за своё будущее предполагает воспитание у студентов экологическое мировоззрение, ответственности за качество своей профессиональной подготовки, своей гражданской зрелости. «Сегодня в 21 веке в связи с экологическим кризисом во всех сферах жизни человека необходимо наличие осознания, что человечество стоит перед выбором: сохранение существующего взаимоотношения человека и природы или радикальное его изменение» [1].
В настоящее время состояние экологического образования в России не отвергает остроту экологических проблем, стоящих перед обществом. В технических вузах экологическим вопросам уделяется недостаточное внимание, низкая осведомлённость студентов о состоянии окружающей образовательной среды, низкая экологическая культура не только у студентов, но и у преподавателей, не определено понятие «экологическая образовательная среда» и её влияние на систему технического образования, обучения и воспитания. В современных условиях технические вузы не способны в полной мере обеспечить экологическую образовательную среду и сформировать у студентов уровень экологической грамотности, необходимой в профессиональной деятельности.
* Доцент кафедры Защиты в чрезвычайных ситуациях, к.п.н., доцент.
На сегодняшний день в современных технических вузах возникла необходимость реализации экологического образования воспитания и обучении студентов в рамках создания благоприятной экологической, здоровьесбере-гающей, образовательной среды.
В этой связи формирование экологической образовательной среды в современном техническом вузе предполагает создание комплекса научно -педагогических условий, влияний и возможностей для формирования экологической грамотности, культуры будущего специалиста, психологически, теоретически и практически готового к реализации идей сохранения окружающей среды.
Теоретико-практический потенциал для разработки проблематики экологической образовательной среды в техническом вузе заложен в идеях экологического аспекта науки, культуры, образования, общественного сознания в целом. Экологическая образовательная среда технического вуза выступает важнейшим инструментом формирования внутреннего мира студента, психологии окружающей среды. Взаимодействие психологических и ситуационных факторов экологической образовательной среды способствует развитию индивидуальных способностей студентов. Архитектура, внутренний дизайн, естественное окружение экологической образовательной среды технического вуза направлены на умственное развитие студента и его творческого потенциала. Аспекты влияния экологической образовательной среды технического вуза заключаются в изменении личности студента с точки зрения экологических знаний в профессиональной и практической деятельности.
Экологическая образовательная среда вуза нами рассматривается как совокупность компонентов: социального, предметного, естественнонаучного, технологического (рис. 1).
Социальный компонент экологической образовательной среды включает взаимоотношения студент-преподаватель-администрация вуза на основе информационно-познавательной деятельности. Естественнонаучный компонент экологической образовательной среды дает возможность организации эколого-ориентированной деятельности студентов в процессе обучения с учетом экологических знаний, максимально разнообразной по форме и различной по целевой направленности для преподавателя и студента, по видовой структуре по условиям и уровням организации. Предметный компонент экологической образовательной среды выступает условием формирования экологической грамотности, культуры будущего специалиста и включает содержание дисциплин на основе междисциплинарности, с учётом информационного (познавательного), оценочного, коммуникативного (поведенческого), ценностного (нравственного) аспектов. Технологический компонент позволяет определить какими средствами, методами, формами, технологиями мы будем формировать экологическую образовательную среду вуза. Решение проблемы формирования экологической образовательной
среды вуза невозможно без информационного (познавательного), оценочного, коммуникативного (поведенческого), ценностного (нравственного) аспектов, без системного и междисциплинарного подходов с подключением всех современных знаний и всех участников образовательной среды.
Рис. 1. Структура экологической образовательной среды вуза
В этой связи, мы выделим при формировании экологической образовательной среды вуза организационную и управленческую функции.
Организационные и управленческие функции выполняют субъекты вуза: администрация - педагоги - обучающиеся, включенные во взаимодействие друг с другом, в социальное, экологопредметное, экологоинформацион-ное окружение. Соответствие отдельных элементов и всей совокупности факторов окружения образовательной среды, их изменения приводят к изменению экологического сознания всех субъектов экологического образовательного процесса. Выполнение организационных и управленческих функций при формировании экологической образовательной среды зависит от условий развития общества (социально-экономической, политических, региональный, профессиональных). Отношения «студент - педагог - окру-
жающая среда» строятся на базе окружения в учебной группе, курсов, научных кружков, творческих коллективов и их результаты находят свое выражение в управленческой и организационной функций формирования экологической образовательной среды. Отношения «администрация - педагог -окружающая образовательная среда» строятся на общении администрации, профессорско-преподавательского состава с учетом окружающей образовательной среды и выполняют в большей степени управленческую функцию. В процессе формирования экологической образовательной среды необходимо выявить степень эффективности влияния данной среды на развитие личности студента, осуществить выбор форм, методов средств эколого-образо-вательного процесса с учётом особенностей образовательного процесса и в этом основную роль принадлежит организационной функции. Управленческая функция в отношениях «администрация - педагогическое окружение -образовательная среда» направлена на изменение структуры экологической образовательной среды, которая является основой эколого-образовательного процесса. Организационные функции тесно связаны с управленческой функцией и направлены на создание организационной структуры технического вуза с учётом формируемой экологической образовательной среды.
Источником экологоинформационного окружения для организации экологической образовательной среды вуза являются все виды его деятельности: научная, социальная, психологическая, педагогическая, управленческая, учебная, воспитательная, оздоровительная и т.д. Определение ролевых позиций каждого субъекта в формировании экологической образовательной среды зависит от поставленных целей, задач, материально-технического обеспечения, финансового, кадровых, социально-экологических возможностей вуза.
Таким образом, структура экологической образовательной среды вуза создаёт возможности у студентов раскрыть экологоориентированные интересы и способности студентов; развить экологическое сознание субъектов экологической образовательной среды в соответствии с их индивидуальными особенностями и интересами.
Список литературы:
1. Государственная политика в области экологического образования, «Основы государственной политики в области экологического развития Рос. Фед. на период до 2030 г.» / Д. Медведев. - 30.04.2012.
2. Камерилова Г.С.Культурно-экологическая образовательная среда вуза в системе личностно-профессионального становления выпускника // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 4. - С. 254-254.
3. Камерилова Г.С., Картавых М.А. Социокультурные предпосылки развития высшего профессионального образования в области экологического менеджмента и аудита // Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность: Материалы XI Международной научно-практической конференции. - Н.Новгород:НГПУ 2011. - С. 156-160.
4. Мамедов Н.М. Экологическое образование: новый взгляд на старую проблему // Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность: Материалы XI Международной научно-практической конференции. - Н.Новгород: НГПУ 2011. - С. 12-15.
5. Назарова Н.С. Охрана окружающей среды и экологическое воспитание студентов: учеб. пособие / Н.С. Назарова. - М.: Высш. шк., 1989. - 104 с.
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА В ВУЗЕ КАК ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ
© Демченко Ю.Н.*
Кировоградский государственный университет имени Владимира Винниченко, Украина, г. Кировоград
Статья содержит понятия «научно-исследовательская работа», которое подается в двух плоскостях: как научная деятельность учителя в школе, и как научная деятельность студента в высшем учебном заведении. Автор рассматривает специфику организации учебного процесса, осуществляя распределение задач для студентов младших и старших курсов. Кроме того, дается анализ организации учебно-исследовательской работы студентов физико-математического факультета КГПУ имени Владимира Винниченко.
Ключевые слова: научно-исследовательская работа, квалификационная работа, научный кружок, проблемная группа.
Современное состояние развития общества диктует требования к личности, формирует активного, динамичного и творческого человека, способного самостоятельно принимать решения и достигать поставленных целей. Формирование и развитие каждого индивида достаточно кропотливый и трудоемкий процесс, первостепенное значение, при котором, приобретает деятельность учителя в общеобразовательных учебных заведениях. Поэтому, актуальность приобретает проблема компетентности специалиста, назначение которого -формирование всесторонне гармонично развитой личности с аналитическим мышлением. Указанная компетентность является результатом многих факторов и синтеза понятий, одним из которых выступает самообразовательная компетентность учителя математики, способного сформировать аналитическое мышление ученика. Условием развития самообразовательной компетентности, в частности, выделяют научно-исследовательскую работу учителя.
* Методист (приёмная комиссия), аспирант кафедры Педагогики и образовательного менеджмента.