Научная статья на тему 'Структура федеральных и региональных органов управления в области социальной защиты населения в 1990-е годы ХХ века'

Структура федеральных и региональных органов управления в области социальной защиты населения в 1990-е годы ХХ века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
392
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / МЕХАНИЗМ ФЕДЕРАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ / SOCIAL POLICY / SOCIAL WELFARE / SOCIAL PROTECTION / SYSTEM OF PUBLIC AUTHORITIES / TOOL OF FEDERAL AND REGIONAL SUPERVISION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Радонова А. В.

В статье содержится анализ сущности объектов и участников системы государственного управления в области социальной защиты населения. Раскрывается структура федеральных и региональных органов, контролирующих систему социального обеспечения в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE OF FEDERAL AND REGIONAL AUTHORITIES‘ IN THE SPHERE OF SOCIAL PROTECTION OF POPULATION IN 90''S OF THE 20TH CENTURY

The article contains an analysis of the public administration units and members in the sphere of social protection of population. The structure of federal and regional authorities that supervise the social welfare system in Russian Federation is shown.

Текст научной работы на тему «Структура федеральных и региональных органов управления в области социальной защиты населения в 1990-е годы ХХ века»

Библиографический список

1. Ларюэль, М. «Русский вопрос» в независимом Казахстане: история, политика, идентичность / М. Ларюэль, С. Пейруз. - М., 2007.

2. Панарин, А.С. Русскоязычные у внешних границ России: вызовы и ответы (на примере Казахстана) // Диаспоры. - М., 1999. - № 2-3.

3. Алексеенко, А. О некоторых итогах переписи населения Казахстана [Э/р]. - Р/д: demoscope.ru/weekly/2002/057/

4. Курганская, В.Д. Казахстанская модель межэтнической интеграции / В.Д. Курганская, В.Ю. Дунаев. - Алма-Ата, 2002.

5. Етаулов, В. Там байство дикое // Завтра. - № 10(327); Огнев, Г.А. Вандалы // Завтра. - 2000. - № 29(346).

6. Памятник Ермаку [Э/р]. - Р/д: www.aksuwiki.org/ ; События, имевшие место быть в 1995 в г. Алматы и г. Аксу (Ермак) [Э/р]. - Р/д:

kolomets-denis.livejournal.com/8476.html

7. Платунов, Е. Стоял Ермак... // Дуэль. - 2006. - № 36(484).

8. В Змеиногорске памятник Ермаку разломился пополам во время установки [Э/р]. - Р/д: votpusk.ru

9. Памятник Ермаку [Э/р]. - Р/д: www.aksuwiki.org/

10. Платунов, Е. Стоял Ермак. // Дуэль. - 2006. - № 36(484); Зиманов, М.К. Проклятие Ермака и казахи Сибирского ханства [Э/р]. - Р/д: www.altyn-orda.kz/ ; смотреть онлайн Ермак (1996) [Э/р]. - Р/д: www.kinobanda.net/film/4780/

11. Памятник Ермаку [Э/р]. - Р/д: www.aksuwiki.org/

12. Переименованные населенные пункты Казахстана [Э/р]. - Р/д: http:ru.wikipedia.org/wiki/ ; Перечень переименованных географических названий Казахстана [Э/р]. - Р/д: http://pda.rosreestr.ru/upload/www/files/4%20Казахстан.pdf

13. За годы независимости в Казахстане переименовано более одной тысячи населенных пунктов [Э/р]. - Р/д: www.zakon.kz/ ; Переименование Усть-Каменогорска [Э/р]. Р/д: www.provko.kz/forum/

14. Шустов, А. Как это будет по-казахски? [Э/р]. - Р/д: www.stoletie.ru/rossiya_i_mir/

15. Ирмуханов, Б. Мы потеряли достоинство [Э/р]. - Р/д: customsunion.by/infoprint/2572.html ; 1000-летие Алматы: Ваше мнение? [Э/р]. -Р/д: www.alatoday.info/ ; Древняя и средневековая урбанизация Евразии: возникновение, развитие и возраст города Алматы: материалы конф. [Э/р]. - Р/д: www.aprk.kz/general/news/2010/

16. Романовский, С. Павлодар, Кереку или Нуркент? Будут ли новые переименования в Казахстане? [Э/р]. - Р/д: http://www.centrasia.ru/ newsA.php?st=1214200500 ; Калининград или Кенигсберг? [Э/р]. - Р/д: pregolia-art.com/publ/46-1-0-342 ; Краснов, С. Казахстан зачищают от русских. Может «русским великанам» пора бы и обидеться? [Э/р]. - Р/д: www.russianskz.info/russians/3371-kazahstan-zachischayut-ot-russkih-mozhet-russkim-velikanam-pora-by-obidetsya.html ; Задали Кызылжару [Э/р]. - Р/д: www.petropavlovsk.kz/book/ export/html/1 ; Талас Омарбек. Кем мы являемся? Россиянами или казахстанцами? [Э/р]. - Р/д: www.altyn-orda.kz/ ; Удовиченко, З. Акжайык, Орал или Жанибек? [Э/р]. - Р/д: www.nomad.su/?a=3-201002110030 ; Кирилюк, И. Усть-Каменогорск предлагают переименовать в Кунаев [Э/р]. - Р/д: www.zakon.kz/4554935-ust-kamenogorsk-predlagajut.html ; Город Щучинск предлагают переименовать в Абы-лайхан [Э/р]. - Р/д: www.dailynews.kz/society/gorod-shhuchinsk-dredlagayut-pereimenovat-v-abylajxan/37012/

Bibliography

1. Laryuehlj, M. «Russkiyj vopros» v nezavisimom Kazakhstane: istoriya, politika, identichnostj / M. Laryuehlj, S. Peyjruz. - M., 2007.

2. Panarin, A.S. Russkoyazihchnihe u vneshnikh granic Rossii: vihzovih i otvetih (na primere Kazakhstana) // Diasporih. - M., 1999. - № 2-3.

3. Alekseenko, A. O nekotorihkh itogakh perepisi naseleniya Kazakhstana [Eh/r]. - R/d: demoscope.ru/weekly/2002/057/

4. Kurganskaya, V.D. Kazakhstanskaya modelj mezhehtnicheskoyj integracii / V.D. Kurganskaya, V.Yu. Dunaev. - Alma-Ata, 2002.

5. Etaulov, V. Tam bayjstvo dikoe // Zavtra. - № 10(327); Ognev, G.A. Vandalih // Zavtra. - 2000. - № 29(346).

6. Pamyatnik Ermaku [Eh/r]. - R/d: www.aksuwiki.org/ ; Sobihtiya, imevshie mesto bihtj v 1995 v g. Almatih i g. Aksu (Ermak) [Eh/r]. - R/d:

kolomets-denis.livejournal.com/8476.html

7. Platunov, E. Stoyal Ermak. // Duehlj. - 2006. - № 36(484).

8. V Zmeinogorske pamyatnik Ermaku razlomilsya popolam vo vremya ustanovki [Eh/r]. - R/d: votpusk.ru

9. Pamyatnik Ermaku [Eh/r]. - R/d: www.aksuwiki.org/

10. Platunov, E. Stoyal Ermak. // Duehlj. - 2006. - № 36(484); Zimanov, M.K. Proklyatie Ermaka i kazakhi Sibirskogo khanstva [Eh/r]. - R/d:

www.altyn-orda.kz/ ; smotretj onlayjn Ermak (1996) [Eh/r]. - R/d: www.kinobanda.net/film/4780/

11. Pamyatnik Ermaku [Eh/r]. - R/d: www.aksuwiki.org/

12. Pereimenovannihe naselennihe punktih Kazakhstana [Eh/r]. - R/d: http:ru.wikipedia.org/wiki/ ; Perechenj pereimenovannihkh geograficheskikh nazvaniyj Kazakhstana [Eh/r]. - R/d: http://pda.rosreestr.ru/upload/www/files/4%20Kazakhstan.pdf

13. Za godih nezavisimosti v Kazakhstane pereimenovano bolee odnoyj tihsyachi naselennihkh punktov [Eh/r]. - R/d: www.zakon.kz/ ; Pereimenovanie Ustj-Kamenogorska [Eh/r]. R/d: www.provko.kz/forum/

14. Shustov, A. Kak ehto budet po-kazakhski? [Eh/r]. - R/d: www.stoletie.ru/rossiya_i_mir/

15. Irmukhanov, B. Mih poteryali dostoinstvo [Eh/r]. - R/d: customsunion.by/infoprint/2572.html ; 1000-letie Almatih: Vashe mnenie? [Eh/r]. - R/d: www.alatoday.info/ ; Drevnyaya i srednevekovaya urbanizaciya Evrazii: vozniknovenie, razvitie i vozrast goroda Almatih: materialih konf. [Eh/ r]. - R/d: www.aprk.kz/general/news/2010/

16. Romanovskiyj, S. Pavlodar, Kereku ili Nurkent? Budut li novihe pereimenovaniya v Kazakhstane? [Eh/r]. - R/d: http://www.centrasia.ru/ newsA.php?st=1214200500 ; Kaliningrad ili Kenigsberg? [Eh/r]. - R/d: pregolia-art.com/publ/46-1-0-342 ; Krasnov, S. Kazakhstan zachithayut ot russkikh. Mozhet «russkim velikanam» pora bih i obidetjsya? [Eh/r]. - R/d: www.russianskz.info/russians/3371-kazahstan-zachischayut-ot-russkih-mozhet-russkim-velikanam-pora-by-obidetsya.html ; Zadali Kihzihlzharu [Eh/r]. - R/d: www.petropavlovsk.kz/book/export/html/1 ; Talas Omarbek. Kem mih yavlyaemsya? Rossiyanami ili kazakhstancami? [Eh/r]. - R/d: www.altyn-orda.kz/ ; Udovichenko, Z. Akzhayjihk, Oral ili Zhanibek? [Eh/r]. - R/d: www.nomad.su/?a=3-201002110030 ; Kirilyuk, I. Ustj-Kamenogorsk predlagayut pereimenovatj v Kunaev [Eh/r]. -R/d: www.zakon.kz/4554935-ust-kamenogorsk-predlagajut.html ; Gorod Thuchinsk predlagayut pereimenovatj v Abihlayjkhan [Eh/r]. - R/d: www.dailynews.kz/society/gorod-shhuchinsk-dredlagayut-pereimenovat-v-abylajxan/37012/

Статья поступила в редакцию 04.02.14

УДК 93

Radonova A. V. STRUCTURE OF FEDERAL AND REGIONAL AUTHORITIES‘ IN THE SPHERE OF SOCIAL PROTECTION OF POPULATION IN 90'S OF THE 20th CENTURY. The article contains an analysis of the public administration units and members in the sphere of social protection of population. The structure of federal and regional authorities that supervise the social welfare system in Russian Federation is shown.

Key words: social policy, social welfare, social protection, system of public authorities, tool of federal and regional supervision.

А.В. Радонова, канд. истор. наук, доц., зав. каф. Уголовного права Алтайского института экономики, г. Барнаул, Е-mail: radonova@barnaul.muh.ru

СТРУКТУРА ФЕДЕРАЛЬНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В 1990-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА

В статье содержится анализ сущности объектов и участников системы государственного управления в области социальной защиты населения. Раскрывается структура федеральных и региональных органов, контролирующих систему социального обеспечения в Российской Федерации.

Ключевые слова: социальная политика, социальное обеспечение, социальная защита, система органов государственного управления, механизм федерального и регионального контроля.

Множество трудов ученых-административистов посвящено управлению и его главному виду - государственному управлению. В качестве объектов управления выступают: человек, коллектив, социальная общность, механизмы, технологии, т.е. различные явления и процессы. Под объектом управления понимается сфера общественных отношений и их определенные организационные формы. Объект управления выполняет ведущую роль в системе управления из-за специфических свойств -целенаправленности, самоуправляемости, самоактивности и адаптивности [1, с. 67].

Государственная социальная помощь предоставляется малоимущим семьям и одиноким малоимущим гражданам, имеющим среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума. Непосредственно назначают государственную социальную помощь органы социальной защиты населения. Виды социальной помощи определены Правительством РФ, а размер социальной помощи устанавливается законодательством субъектов РФ.

В ведении Министерства труда и социального развития РФ находятся учебные заведения, подготавливающие кадры для работы в сфере социального обеспечения, а также организации науки и научного обслуживания (Институт труда, Институт рынка труда, Центральное бюро нормативов по труду и др. Это также объекты государственного управления социальным обеспечением [2, с. 64].

Управление носит, прежде всего, социальный характер. Под социальным управлением понимается управление в сфере человеческой деятельности, управление общественными процессами и отношениями, управление поведением людей и их коллективами, в которых трудятся люди. В то же время социальное управление включает в себя несколько видов:

1) государственное управление;

2) местное управление;

3) общественное управление;

4) коммерческое управление.

Следовательно, управление социальной защитой населения представляет собой процесс, который имеет место в определенной сфере. Управление в сфере социальной защиты населения является социальным управлением и объединяет в себе местное, государственное и общественное управление. Коммерческое управление присуще управлению социальной защитой только как одна из функций. Например, фонд, являясь некоммерческой организацией, вправе заниматься предпринимательской деятельностью путем создания хозяйственных обществ. Кроме того, учреждения социального обслуживания населения могут оказывать некоторые социальные услуги за плату.

Выполняют социальную функцию государства в пределах своей компетенции, тем самым, обеспечивая нормальное функционирование объекта управления, специальные органы государства, именуемые субъектами управления. Государственная управленческая деятельность — это реализация субъектами исполнительной власти, а также звеньями государственного управления (государственными служащими и должностными лицами) функций государственного управления. Они, как отмечалось выше, являются субъектами государственного управления, которое выражается также и в функции контроля и регулирования за деятельностью негосударственных пенсионных фондов. Негосударственные органы в области социальной защиты населения лишь частично выполняют социальную функцию государства присущими им методами и формами, которые отличаются от форм и методов реализации функций государственного управления. Это общественное управление в сфере социальной защиты населения. В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации в России поощряются создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворитель-

ность. На наш взгляд, общественное управление носит дополнительный характер, но в то же время создает условия для конкуренции на рынке социальных услуг и улучшения их качества. Такой подход позволит наиболее полно и эффективно осуществлять само государственное управление социальным обеспечением. Негосударственные субъекты управления социальной защитой взаимодействуют с государственными органами управления, действующими в области социального обеспечения. Таким образом, подсистемы государственного и общественного управления социальной защитой тесно взаимосвязаны и необходимы друг другу [3, с. 86].

Как уже отмечалось, государственное управление реализуется государственными органами исполнительной власти. Каждый орган государственного управления через определенные организационные действия, облеченные юридической силой и авторитетом государства, действует в пределах своей компетенции и формах, установленных законом. Виды государственных органов, выполняющих функции государственного управления и имеющих однородные цели, могут быть объединены в подсистему государственного управления (отрасль государственного управления). Под отраслью государственного управления понимается система звеньев органов управления, объединенных общностью объекта управления (например, управление транспортом, социальным обеспечением и т.д.) [4, с. 45].

На наш взгляд, управление социальной защитой населения представляет собой целенаправленное воздействие со стороны специально созданных органов (государственных, общественных, муниципальных) на общественные отношения по поводу реализации социальной функции государства. Такими общественными отношениями являются отношения, связанные:

1) с распределением материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных;

2) с охраной здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счёт специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе, или за счёт ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных законом.

Управление социальной защитой населения, как отмечалось выше, обязательно представляет собой систему, подразделяющуюся на несколько подсистем: подсистему государственного управления, подсистему общественного управления, подсистему муниципального управления. Государственное управление социальной защитой населения, прежде всего, обладает свойством системности, как и всякое государственное управление. Это позволяет оформить его в соответствующую отрасль государственного управления. Дать определение термину «государственное управление социальной защитой населения» возможно только после подробного исследования его функций и признаков [5, с. 99].

Таким образом, все государственные органы управления в области социального обеспечения можно условно разделить на пять блоков:

1. Министерство труда и социального развития РФ и его структурные подразделения, включая отделы социальной защиты населения, выполняющие функции социального обеспечения, за исключением назначения и выплаты пенсий.

2. Пенсионный фонд РФ и его отделения социальной защиты населения, выполняющие функцию назначения и выплаты пенсий, органы социальной защиты населения.

3. Внебюджетные государственные фонды, связанные с социальными рисками.

4. Федеральные органы государственной власти, осуществляющие выплату пенсий за выслугу лет и доплату к ним, пожизненного денежного содержания отдельным категориям лиц.

5. Органы исполнительной государственной власти, определяющие федеральную и региональную политику в области социального обеспечения (Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, Национальный совет по пенсионной реформе при Президенте РФ).

Библиографический список

Как видим, указанные блоки взаимодействуют исключительно внутри себя, а внешнее взаимодействие между ними затруднено. Классификацию органов управления социальной защитой населения следует проводить и по уровню власти, и по бюджетному ассигнованию, и по видам управления (государственное и негосударственное), и по компетенции.

1. Шутяк, Е.Н. Финансовое обеспечение социальной защиты населения в России. - Самара, 2004.

2. Политика доходов и качества жизни населения // под ред. Н.А. Горелова. - СПб., 2002.

3. Шарин, В.И. Социальная помощь. - Екатеринбург, 2002.

4. Александрова, А.Л. Доходы населения и доступность социальных услуг. - М., 2003.

5. Крюков, Н.П. Благотворительность и социальная защита: теоретический и исторический аспект. - М., 2010.

Bibliography

1. Shutyak, E.N. Finansovoe obespechenie socialjnoyj zathitih naseleniya v Rossii. - Samara, 2004.

2. Politika dokhodov i kachestva zhizni naseleniya // pod red. N.A. Gorelova. - SPb., 2002.

3. Sharin, V.I. Socialjnaya pomothj. - Ekaterinburg, 2002.

4. Aleksandrova, A.L. Dokhodih naseleniya i dostupnostj socialjnihkh uslug. - M., 2003.

5. Kryukov, N.P. Blagotvoriteljnostj i socialjnaya zathita: teoreticheskiyj i istoricheskiyj aspekt. - M., 2010.

Статья поступила в редакцию 24.01.14

УДК 908

Troyanovs Ye. V. YURY N. ROERICH: THE EPOS ABOUT TSAR GESAR AS A HISTORICAL SOURCE. In the

article historical and ethnographical sides of the epic legend on tsar Gesar, the record of whom was made in the Tibet by Yu. N. Roerich in the 1930th, are considered. The Tibetan epos includes a big layer of historical data and the facts shedding light on pages of the past of this country and other people of Central Asia that haven't been thoroughly studied.

Key words: Yury Roerich, Tibet, Tibetan epos, Gesar.

Е.В. Троянова, аспирант каф. востоковедения Алтайского гос. университета, г. Барнаул, E-mail: tev-e@mail.ru

ЮН. РЕРИХ: ЭПОС О ЦАРЕ ГЕСАРЕ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК

В статье рассматриваются историографические грани эпического сказания о царе Гесаре, запись которого была произведена Ю.Н. Рерихом в Тибете в 1930-ые гг. Тибетский эпос включает большой пласт исторических сведений и фактов, проливающих свет на мало изученные страницы прошлого этой страны и других народов Центральной Азии.

Ключевые слова: Ю.Н. Рерих, Тибет, тибетский эпос, Гесар.

Среди многочисленных работ Ю.Н. Рериха (1902-1960), посвященных истории и культуре Тибета, особое место занимает «Сказание о царе Кэсаре Лингском», впервые опубликованное в 1942 г. на английском языке в Калькутте в выпуске журнала Королевского Азиатского Общества Бенгалии [1]. На русский язык работу переводили в разное время В.С. Дылыкова-Парфионо-вич, О.В. Альбедиль [2, с. 43, 49; 3]. На отдельном оттиске статьи, хранящемся в архивном фонде Музея имени Н.К. Рериха (Москва), имеется авторская надпись: «Родной маме» и дата -17 ноября 1942 г. Такое посвящение неслучайно. На протяжении всей жизни Елена Ивановна Рерих (1879-1955) вдохновляла на высокое творчество мужа Н.К. Рериха и сыновей Юрия и Святослава.

Примечательна и другая подробность семейной биографии Рерихов: художественное полотно «Гесэр-хан», созданное Н.К. Рерихом в 1941 году, было подарено Юрию Николаевичу ко дню рождения по его выбору. Возвратившись на Родину, в СССР в 1957 году, Юрий Николаевич привез с собой картину из Индии. «Мне сразу открылась близость данного сюжета натуре Юрия Николаевича, - отметил увидевший ее впервые П.Ф. Беликов. -Как и Гесэр, он был по складу своего характера воин. Внешний вид кабинетного ученого был лишь доспехом этого воина... На картине всадник с натянутою тетивой лука, верхом на гордом благородном коне целится очень далеко - куда-то в пылающее красным заревом небо» [4, с. 487]. Героическое начало как характерная черта личности Ю.Н. Рериха роднила его с эпическим героем нагорий Тибета и просторов Монголии, а знание языков и прошлого этих стран позволило создать исчерпывающее в свое время исследование.

Эпос о царе Гесаре (в статье используется предложенный Ю.Н. Рерихом вариант перевода с тибетского Ge-sar, в научной

литературе также известны переводы с монгольского Geser -Гесер, Гессер, Гесэр и др.) аккумулировал духовную жизнь тибетских племен многих поколений. В 1930-е годы, когда Ю.Н. Рерих имел возможность записывать и изучать эпос, он был не только широко распространен в устной фольклорной традиции, но и пополнялся новыми главами, бытовал в рукописной и печатной формах.

С середины XIX века в европейской науке началась публикация и изучение эпоса о Гесаре, однако, к середине двадцатого столетия многие вопросы еще ожидали своего разрешения. Первые исследователи (П.С. Паллас, Б. Бергман, Е.Ф. Тимковский, Я. Шмидт) изучали монгольскую версию эпоса. Ученые знали, что существует и тибетская, но о ней было слишком мало сведений. В 1884-1886 гг. Г.Н. Потанин записал фрагменты амдоской (северовосточной) версии [5, с. 3], в 1900 г. последовала публикация западнотибетского (ладакского) варианта эпической поэмы, записанного А.Г. Франке. А. Давид-Неэль перевела на французский и опубликовала в 1931 г. пересказ камской версии.

Ю.Н. Рерих сделал очередной важный шаг в изучении эпоса. Он обозначил ареал распространения эпической поэмы: Западный Тибет, кочевой пояс Северного Тибета, отметив, что особой популярностью эпос пользуется среди племен Северо-Восточного и Восточного Тибета, или Кама. Также ученому удалось записать версию эпоса в Амдо. Эпическая традиция жила среди племен амдосцев, банаков, голоков и восточных хоров, исповедующих древнюю религию бон. Рукопись эпической поэмы в 16-ти томах ученый видел у одного из вождей хоров.

Происхождение эпоса, сложение его базовых повествовательных элементов Ю.Н. Рерих связывал с северо-восточными тибетскими племенами, одновременно указывая на то, что эпос содержит в себе немалое количество заимствований. Последнее

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.