100
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Список литературы:
1. Данильчук Е.В. Методическая система формирования информационной культуры будущего педагога: автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. - М.,
2003. - 28 с.
2. Кизик О.А. Подходы к структуризации информационной компетентности выпускника профессионального лицея [Электронный ресурс] // Электронное издание «Письма в Emissia. Offline: электронный научно-педагогический журнал». - СПб., 2003. - Режим доступа: http://www.emissia.org/offli-ne/2003/923.htm (дата обращения: 14.11.2012).
3. Котенко В.В., Сурменко С.Л. Информационно-компьютерная компетентность как компонент профессиональной подготовки будущего учителя информатики [Электронный ресурс] // Электронный научный журнал «Вестник Омского государственного педагогического университета». - 2006. - Режим доступа: http://www.omsk.edu/article/vestnik-omgpu-114.pdf (дата обращения: 14.11.2012).
4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 264 с.
5. Тришина С.В. Информационная компетентность как педагогическая категория [Электронный ресурс] // Эйдос. - 2005. - Режим доступа: www.eidos. ru/journal/2005/0910-11.htm (дата обращения: 14.11.2012).
6. Чистова И.В. Программа психолого-педагогической адаптации учащихся / И.В. Чистова, М.В. Рогачева // Профессиональное образование. -
2004. - № 11. - С. 14.
СТРУКТУРА ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА КАФЕДРЫ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
© Кикоть Е.Н.*, Шевченко Н.ИД Пешкова Г.А.*
Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота, г. Калининград
В статье рассматривается цель создания, средства разработки и структура электронного образовательного ресурса кафедры высшего учебного заведения.
Ключевые слова: информационные технологии, электронно-образовательный ресурс.
* Заведующий кафедрой «Информатика и ИТ», доктор педагогических наук, профессор.
* Доцент кафедры «Информатика и ИТ», кандидат педагогических наук. " Преподаватель кафедры «Информатика и ИТ».
Информационные технологии в образовании
101
Электронный образовательный ресурс кафедры разрабатывается на основе изучения взаимосвязи целей и задач учебных дисциплин «Информатика», «Информационные технологии» и компетенций, формируемых в результате их освоения. Анализ компетенций в стандарте третьего поколения показал, что сформулированы они широко, затрагивая не только предметную составляющую деятельности, но и личностные качества, взаимоотношения человека в коллективе.
Электронный образовательный ресурс (ЭОР) кафедры в нашем исследовании является предметом обучения, средством обучения и получения информации, а также средством общения в студенческой и преподавательской среде без ограничений размера аудитории и времени проведения занятий. Целью его разработки является интеграция различных областей научных знаний и автоматизация учебной деятельности, в основе которой лежат облачные технологии
На первом этапе исследования была обоснована необходимость создания электронного образовательного ресурса кафедры на основе рекомендаций по формированию курсов информатики, информационных технологий, методических рекомендаций по формированию ключевых компетенций, а также новейших технических достижений, к которым относятся облачные технологии, как «новая парадигма, предполагающая распределенную и удаленную обработку и хранение данных. ... Это не что иное, как некий крупный дата-центр» [1]; «это технология распределённой обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как Интернет-сервис» [2].
Концепция электронного образовательного ресурса включает в себя много составляющих: платформа, предоставление услуг программного обеспечения, инфраструктура, данные, рабочее место. Главной функцией облачных технологий является удовлетворение потребностей пользователей, нуждающихся в удаленной обработке данных. При их использовании пользователю не нужно заботиться о производительности компьютера, о свободном месте на дисковом пространстве.
К моделям облачного обслуживания относятся:
- инфраструктура как сервис (IaaS) - инфраструктура в аренду - бесплатное предоставление ресурсов хранения данных, функций электронной почты и систем совместной работы;
- платформа как сервис (PaaS) - интегрированная платформа для разработки, тестирования, разворачивания и поддержки веб-приложений;
- программное обеспечение как сервис (SaaS) - возможность пользоваться программным обеспечением как услугой и делать это удаленно через Интернет, не покупать программный продукт, а просто временно воспользоваться им при возникновении потребности [3].
102
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Программное обеспечение как сервис - наиболее перспективное направление облачных решений, используемых в системе образования. Использование облачных сервисов предоставляет возможности интерактивного доступа к информационным ресурсам, комплексной поддержки пользователей, перемещения в облако систем управления обучением, разработки мультимедийных и интерактивных электронных учебных изданий, а также возможности для исследователей по организации доступа, разработке и распространению прикладных моделей. Использование концепции SaaS позволяет эффективно бороться с нелицензионным использованием программного обеспечения.
Учебные дисциплины информационного цикла предполагают использование специализированного программного обеспечения. Это требует определенных материальных затрат на его покупку, внедрение и сопровождение; наличия в аудиториях соответствующего оборудования; своевременной работы администраторов и специалистов технической поддержки. При использовании облачных технологий нет необходимости покупать дорогие компьютеры с большим объемом памяти и дисков, чтобы использовать программы через веб-интерфейс, так как вся информация и программы остаются в «облаке», программное обеспечение установлено, настроено и обновляется в «облаке». Стоимость программ, ориентированных на доступ через Интернет, значительно ниже, их можно арендовать. Важным условием является улучшенная совместимость форматов документов, простота совместной работы группы пользователей [4].
Электронный образовательный ресурс (ЭОР) кафедры разрабатывается как «облачное хранилище данных», в виде электронной книги, состоящей из постоянных и периодических разделов, которые служат для организации совместной работы преподавателей и студентов, организации интерактивных лекций и семинаров; самостоятельной учебной работы, самостоятельных учебных и научных исследований, для разработки коллективных проектов.
Список литературы:
1. Облачные вычисления преобразуют сферу образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mobiledevice.ru/oblachnie-vichisleniia.aspx.
2. Что такое облачные вычисления [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.thg.ru/technews/20111002_151200.html.
3. Облачные вычисления [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki.
4. Склейтер Н. Облачные вычисления в образовании: Аналитическая записка: пер. с англ. / Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. - М., 2010.