Научная статья на тему 'Структура академического дискурса в учебном процессе'

Структура академического дискурса в учебном процессе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
887
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСКУРС / АКАДЕМИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / ПОДВИДЫ / СТРУКТУРА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ / DISCOURSE / ACADEMIC DISCOURSE / SUBTYPES / STRUCTURE / INTERACTION / EDUCATIONAL PROCESS / LESSON

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дроздова Диана Руслановна

Рассматривается структура академического дискурса в учебном процессе. Исследуются различные подходы к изучению академического дискурса, предложенные отечественными и зарубежными учеными. Подробно проанализированы подвиды академического дискурса и способы их применения в рамках учебного занятия, а также их связь с другими дискурсами. Различные виды вербального взаимодействия между преподавателем/студентом (учителем/учеником) будут отнесены к различным подвидам академического дискурса. Установлено,что структура академического дискурса в рамках учебного занятия, по нашему мнению, представляется как синтез подвидов академического дискурса и бытового дискурса. Выявлена их способность взаимодействовать друг с другом, дающая возможность преподавателю использовать данные виды дискурса в необходимой для конкретной ситуации последовательности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structure of the academic discourse in educational process

The present paper deals with the structure of an academic discourse in the educational process. Various approaches to studying the academic discourse, proposed by the scholars of our country and foreign linguists are investigated. Subtypes of the academic discourse and ways of their application during the lesson and their connection with the other discourses are analyzed in detail. Different types of verbal interaction between a teacher and student (schoolteacher and pupil) are referred to different subtypes of the academic discourse. At the end an attempt is made to create the scheme of application of these subtypes at the lesson.

Текст научной работы на тему «Структура академического дискурса в учебном процессе»

УДК 81'42 : 37

ББК 81.0

Д 75

Дроздова Д.Р.

Аспирант кафедры английской филологии факультета романо-германской филологии Кубанского государственного университета, е-mail: diblackbird@mail.ru

Структура академического дискурса в учебном процессе

(Рецензирована)

Аннотация:

Рассматривается структура академического дискурса в учебном процессе. Исследуются различные подходы к изучению академического дискурса, предложенные отечественными и зарубежными учеными. Подробно проанализированы подвиды академического дискурса и способы их применения в рамках учебного занятия, а также их связь с другими дискурсами. Различные виды вербального взаимодействия между преподавателем/студентом (учителем/учеником) будут отнесены к различным подвидам академического дискурса. Установлено,что структура академического дискурса в рамках учебного занятия, по нашему мнению, представляется как синтез подвидов академического дискурса и бытового дискурса. Выявлена их способность взаимодействовать друг с другом, дающая возможность преподавателю использовать данные виды дискурса в необходимой для конкретной ситуации последовательности.

Ключевые слова:

Дискурс, академический дискурс, подвиды, структура, взаимодействие, учебный процесс, учебное занятие.

Drozdova D.R.

Post-graduate student of English Philology Department of the Faculty of the RomanoGerman Philology, Kuban State University, e-mail: diblackbird@mail.ru

Structure of the academic discourse in educational process

Abstract:

The present paper deals with the structure of an academic discourse in the educational process. Various approaches to studying the academic discourse, proposed by the scholars of our country and foreign linguists are investigated. Subtypes of the academic discourse and ways of their application during the lesson and their connection with the other discourses are analyzed in detail. Different types of verbal interaction between a teacher and student (schoolteacher and pupil) are referred to different subtypes of the academic discourse. At the end an attempt is made to create the scheme of application of these subtypes at the lesson.

Keywords:

Discourse, academic discourse, subtypes, structure, interaction, educational process, lesson.

Академический дискурс (АД) на сегодняшний день представляет определенный интерес, поскольку предполагает вза-

имодействие преподавателя и студента, учителя и ученика. Он имеет академическую направленность, а именно исполь-

зуется в рамках обучения и процесса обмена информацией в различных учебных заведениях, то есть имеет тематическую (сфера образования) и целевую (передача информации) направленность. В рамках данной статьи мы рассматриваем структуру академического дискурса, а именно, какие другие виды дискурса, с одной стороны, и подвиды академического дискурса, с другой, участвуют и применяются в учебном процессе.

Вслед за К. Хайлендом мы используем термин «академический дискурс» в широком понимании: «Academic discourse refers to the ways of thinking and using language which exist in the academy. Its significance lies in the fact that complex social activities like educating students, demonstrating learning, disseminating ideas and constructing knowledge, rely on language to accomplish» [1]. (Академический дискурс относится к образу мышления и речепроизводства в рамках учебного учреждения. Его значимость заключается в комплексности видов общественной деятельности: в виде обучения учащихся, демонстрирования обучения, распространения идей и формирования знаний, которые осуществляются с помощью языка) [пер. наш - Д.Д.].

Мы включаем в понятие академического дискурса следующие подвиды: педагогический, дидактический, научный, воспитательный и учебный.

Научный дискурс определяется В. И. Карасиком как вербальное отношение между двумя равными собеседниками, в то время как в педагогическом дискурсе очевидны неравные отношения между собеседниками [2]. Оба подвида дискурса носят информативный и образовательный характер, но педагогический дискурс обладает еще и воспитательным свойством (так, например, в школьных учебных заведениях у учеников формируются не только знания по определенным дисциплинам, но также правила хорошего поведения, ежеминутно с началь-

ных классов объясняется что можно, а что нельзя). Педагогический дискурс связан с процессом социализации учащегося, что и является целью учебного процесса [2]. Научный дискурс предполагает научную полемику между равными собеседниками (участниками научной конференции, например), которые хорошо ориентируются в предложенной теме и готовы обсуждать или предлагать научные воззрения, это общение носит сугубо информативный характер (см. также работы Т. В. Ежовой, А. К. Михальской, М. Ю. Олеш-кова, Л. Ф. Сельмидис, В. Е. Чернявской и др.) [3,4,5,6,7].

В связи с изучением психологического и поведенческого компонентов в межличностных отношениях «учитель - ученик» М. Ю. Олешков выделяет дидактический дискурс, который направлен на изучение отношений ученика и учителя на уроке [5]. К дидактическому дискурсу относятся так называемые «организационные» моменты, общения учителя и ученика на бытовые темы, не касающиеся учебного материала.

Научный и педагогический дискурсы представляют собой не только отношения между участниками общения, но и расширяют свои границы до учебного материала. А. В. Литвинов, например, считает научный и педагогический дискурсы неотделимыми друг от друга, вводя критерий осведомленности с материалом. Коммуникация в рамках научного дискурса может быть как комплементарной, когда собеседники обладают неравными знаниями, так и равной [8]. Отметим, что равная коммуникация возможна и в рамках педагогического дискурса, когда учащийся, например, представляет собственное научное исследование, тем самым становясь равным с преподавателем по уровню знаний по заданной теме или даже меняясь с ним местами, предоставляя новый материал или новый подход к его изучению.

Далее рассмотрим структуру акаде-

мического дискурса в учебном процессе для определения роли подвидов академического дискурса и других видов дискурса во время учебного занятия.

Несмотря на то, что многие отечественные педагоги (К. Д. Ушинский и В. А. Сухомлинский) выступают за неразрывность и нерушимость связи обучения и воспитания, в современном обществе все-таки разделяют должности учителя и воспитателя, а также обязанности, связанные с ними [9,10]. Учебный процесс в учебном заведении не имеет ничего общего с намеренными воспитательными или педагогическими мероприятиями, поэтому нам представляется возможным в данном случае говорить о воспитательно-педагогическом дискурсе, который более точно подходит в отношении учебного процесса и взаимодействия в школьном или высшем учебном заведениях, поскольку ученики уже выросли из того возраста, когда к ним мог бы применяться собственно воспитательный дискурс в каком-либо воспитательном заведении. Тем не менее, мы включаем этот дискурс в структуру академического дискурса, поскольку он выполняет определенную роль в решении межличностных отношений в пределах учебного заведения. Также нам необходимо ввести такой вид дискурса, как научно-педагогический, который будет связан с учебным материалом не в его исключительно научном виде, а совокупности с педагогическим мастерством, т.е. представленным на уроке доступным образом для учеников соответствующей возрастной группы.

Итак, обычный урок представляет собой следующую структуру: перед уроком учитель приглашает учеников в класс, здоровается с ними, возможно вступает в беседу на отвлеченные темы; урок начинается с приветствия, которое является частью бытового дискурса, затем учителем применяет компоненты дидакти-

ческого дискурса, что проявляется в вербальном взаимодействии относительно установления порядка на уроке, перекличке и т.п. Основная часть урока представляет собой синтез научного дискурса, который представлен в чистом виде в учебниках, насыщенных научной лексикой, и научно-педагогического, который является адаптированной для учеников формой научного дискурса (объяснения или пояснения относительно учебного материала). Занятие заканчивается вопросами учеников о выполнении домашнего задания или каких-либо отвлеченных вопросов и прощанием, которые относятся к бытовому дискурсу. Воспитательно-педагогический дискурс также играет роль в учебном процессе: он призван регулировать отношения между учениками через воспитательные беседы с учителем на классном часе или со школьным психологом. Он не является постоянным компонентом структуры урока, как остальные четыре составляющих, но входит в учебный процесс, поскольку воспитательные мероприятия проводятся регулярно, и их частота может изменяться в зависимости от необходимости. Напомним, что академическому дискурсу в широком понимании соответствуют любые языковые проявления на темы, связанные с наукой и процессом обучения, системой обучения, межличностным взаимодействием внутри учебного заведения на всех уровнях. В данном случае можно встретить случаи употребления разговорного функционального стиля. Он имеет непосредственную связь с академическим дискурсом, но в то же время располагает упрощенными, по сравнению с научным дискурсом, более разговорными средствами выражения (сниженная лексика, эллипсис, незаконченные предложения, междометия). Ниже мы представляем схему взаимосвязи подвидов академического дискурса и других видов дискурса:

Итак, под академическим дискурсом мы понимаем речевое взаимодействие между представителями одного института с равными или комплементарными знаниями, а также учебным материалом. Изучив структуру академического дискурса в рамках учебного занятия, мы смогли представить ее как синтез подвидов академиче-

ского дискурса (дидактического, научного, научно-педагогического, воспитательно-педагогического) и бытового дискурса. Также нами выявлена их способность взаимодействовать друг с другом, дающая возможность преподавателю использовать данные виды дискурса в необходимой для конкретной ситуации последовательности.

Примечания:

1. Hyland K. Academic Discourse: English in a Global Context. L.: Continuum, 2009. 215 р.

2. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. 477 с.

3. Ежова Т.В. Педагогический дискурс и его проектирование. URL: http://www.eidos. ru/journal/2007/0930-5.htm.

4. Михальская А.К. Педагогическая риторика: история и теория. М.: Академия, 1998. 432 с.

5. Олешков М.Ю. Основные параметры модели профессиональной коммуникации (на примере дидактического дискурса) // Социокультурные проблемы в образовании: межвуз. сб. науч. тр. М.: РИЦ МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2006. С. 62-71.

6. Сельмидис Л.Ф. Педагогическая установка как компонент педагогической направленности личности будущего социального педагога // Вестник Адыгейского государственного университета. Майкоп, 2008. Вып. 4.

7. Чернявская В.Е. Дискурс как объект лингвистических исследований // Текст и дискурс. Проблемы экономического дискурса: сб. науч. тр. СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2001. С. 11-22.

8. Литвинов А.В. Научный дискурс в свете межкультурной коммуникации // Фило-

логия в системе современного университетского образования: материалы науч. конф., 22-23 июня 2004 года. М.: Изд-во УРАО, 2004. Вып. 7. С. 283-289.

9. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа, 1974. 288 с.

10. Ушинский К.Д. Избранные труды: в 4 т. Т. 1. Проблемы педагогики. М.: Дрофа, 2005. 640 с.

References:

1. Hyland K. Academic Discourse: English in a Global Context. L.: Continuum, 2009. 215 pp.

2. Karasik V.I. Language circle: personality, concepts, discourse. Volgograd: Peremena, 2002. 477 pp.

3. Ezhova T.V. Pedagogic discourse and its projection. URL: http://www.eidos.ru/ journal/2007/0930-5.htm.

4. Mikhalskaya A.K. Pedagogic rhetoric: history and theory. M.: Academia, 1998. 432 pp.

5. Oleshkov M.Yu. Basic characteristics of the professional communication model (based on didactic discourse) // Sociocultural problems in education: coll. of proceedings of higher schools. M.: RITs MSOPU of M.A. Sholokhov, 2006. P. 62-71.

6. Selmidis L.F. Pedagogic attitude as a component of pedagogical orientation of the future social teacher // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Philology and the Arts. Maikop, 2008. Iss. 4.

7. Chernyavskaya V.E. Discourse as an object of linguistic studies // Text and discourse. Problems of economic discourse: coll. of proceedings. SPb.: Publishing house of St-Petersburg State Un-ty of Economics and Finance, 2001. P. 11-22.

8. Litvinov A.V. The scientific discourse in the light of cross-cultural communication // Philology in the system of modern university education: materials of the scient. conf., June 22-23, 2004. M.: URAO publishing house, 2004. Iss. 7. P. 283-289.

9. Sukhomlinsky V.A. I give my heart to children. Kiev: Radyanska shkola, 1974. 288 pp.

10. Ushinsky K.D. Selected works: in 4 v. V. 1. Problems of Pedagogy. M.: Drofa, 2005. 640 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.